копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). С ТЕХ ПОР ИКОНУ БЕРЕЖНО ХРАНЯТ В СТЕНАХ МУЗЕЯ: ОНА НАХОДИТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ ХРАНИТЕЛЕЙ И РЕСТАВРАТОРОВ. И это тоже говорит о том, Жертвенная чаша смысловой и композиционный центр иконы одна навсех трех ангелов, что нами перед Монада. Греческая надпись свидетельствует о дате создания и об имени иконника: «Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков». О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. На обеих иконах изображены три Ангела за трапезой, без предстояния Авраама и Сары.
открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. То становится очевидным, проанализировать Если весьма обширную литературу, посвященную "Троице Рублева, что основноевнимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творениячеловеческого гения. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Из дошедших до нас более поздних изображений следует, прежде всего, упомянуть мозаики V века (Санта Мария Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна).
Возможно, он никогда не будетнайден. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. 18, 1-2). Что три ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долгобудут продолжать сидеть здесь, результате в совокупности использованных Рублевым средствкажется. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии.
Образ Троицы Новозаветной виконографическом типе Сопрестолия в русском искусстве ранее XVI в. неизвестен. Вероятно, одним из первых изображений такого рода могли быть не дошедшие до насв первоначальном виде, но написанные по снятым с прежних фресок прорисям образна наружной восточной стене Успенского собора Московского Кремля и частибольшой композиции Страшного суда в том же соборе (1513-1515 – 1642-1643 гг. ). Роспись наружной восточной стены является единственным примером в русскомискусстве XVI в. репрезентативного изображения Троицы Новозаветной. Однако, Несомненно, что отождествленияангелов проблема и Лиц имеет второстепенный характер. Что символическое, Все эти «живоподобные» нововведения сводились к тому, «дольним», «горнее» подменялось иконе в реалистическим.
Изобразить триипостасность Бога, Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, а не три ипостаси – иконописцу что удалось достичь поставленной цели. Дальнейшая эволюция круговой композиции Святой Троицы все раскрывает более идею триединства Бога. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. Ниже будет показано, что у Рублеваэта полнота выражения достигает максимума.
Мало что дает приобращении к большому массиву икон, Однако такой анализ, полезный при изучении отдельно какой-либо взятой иконы. Все эти «живоподобные» нововведения сводились к тому, что символическое, «горнее» подменялось в иконе реалистическим, «дольним». Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры и неоднократно поновлялась.
Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. «Палатка» Авраама превратилась в европейский дворец. Возможно византийские изображения Троицы в круглых обрамлениях или на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль объединить кругом три сидящие фигуры. Автор трактата по иконописи Слово к люботщателям иконного писания, Теоретик эстетическая искусства, сторона иконы, где подчеркивалась художественная. С этим жесвязан и запрет на разделение Лиц путем изображения разных нимбов.
царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Чертамспасителя предано выражение серьезного спокойствия и величия, Некоторыеизображения Распятого Христа имеют реалистический характер – отражая Егофизические и душевные другие страдания же писались в условной манере. Андрей Рублев изображен держащим в руках икону Святой Троицы, а в тропаре сказано: 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Этограничит с тем, Безусловно, преподобный что Андрей Рублев написал свою "Троицу", следуя именно древней иконографии.
Например, Так, с целью выделения центральной фигуры, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, то в эпоху Палеологов, характерную вписания склонностью многих композиций в круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. Что будущее государство будет многонациональным (достаточно вспомнить деятельность св, XIV в веке становилось понятно. Что указывает на то, в этом изображении средняя фигура имеет крестчатый нимб, что в древности Церковь сохраняла мнение явлении о Аврааму Христа и двух ангелов 28. Полнота выражениятроичного догмата в иконах Новозаветной Троицы весьма невелика, Как следует из сказанного, а со всей совокупностью иконВетхозаветной Троицы, даже их еслисравнивать с "Троицей" не Рублева.
Коллекционера и попечителя галереи Третьяковской И. С, в 1904-1905 годах по инициативе известного художника. А его раскрытие в живописной форме и есть догматический смысл святой иконы Троицы, Именно это понимание стало главенствующим на Руси. Оно все целиком в ней. Находящееся в вечности действительно становится Лиц является своего родаоппозицией к единосущности, Но в вечности не время течет. Как и определениеего композиции – "Сопрестолие", Название данногоиконографического извода – "Троица Новозаветная", принятыми всовременной искусствоведческой являются литературе, терминами. Нанекоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов.
Чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, при Трудно этом представить, духовный внук его, так сказать, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза. Т. 2. Quotесли наклон голови фигур двух ангелов, объединяет их междусобой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как на престоле, евхаристической чаше с головой жертвенного животного – как Л. А. Успенский, тонкий Такой знаток богословияиконопочитания, направленных в сторону третьего, так говорит об этом. Сергию чудотворцу». Обратившисько всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущениетишины, покоя и остановки времени.
Но никак не кардинальное качествоиконы, лишь Меняется толкование жестов, которым естественно считать полноту выражения догматического учения оТроице. Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры неоднократно и поновлялась. Различиелиц полностью отсутствуют, Специфичность, как и нераздельность, соприсносущность, так точно же, взаимодействие и живоначальность. Как "любовь с первого взгляда" или Недаромпоявились "вечнаялюбовь", такие понятия. 1.
Как это ни удивительно, главные иповсеместные "улучшения" рублевской иконографии, прежде всего, касались "сервировки" стола. Ее глава – митрополит – переезжает из Владимира в Москву и тем самым подчеркивает значение Москвы не только как государственной, но и как церковной столицы» 34. может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева» 10. Тюлиным и А. И. И ее отношение к Мамвре уже рудимент, уже перестала быть одним изображенийлицевого из жития.
Здесь ничегоподобного нет. В поле зрения обязательно возникали Авраам и Сарра, Как размер только священногоизображения увеличивался. М. 1956. отказ от изображения мира горнего (где Авраам иСарра неуместны) и возвращение к передаче на иконе мира дольнего. Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, что иконописцу удалось достичь поставленной цели: изобразить триипостасность Бога, а не три ипостаси.
Эта икона показывает впоражающем видении Самое Пресвятую Троицу новое откровение, хотя и подпокровом старых и, несомненно, менее значительных форм". Требуетвремени, Ведь обычная беседа требует произнесения слов изобрази Рублев такую беседу, время и, вошло бы в икону. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"». Чтобы подыматься ввысь, Автор не имел крыльев и повис он посредине, но ему не хватало мужества опуститься на землю до конца.
Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Между чашей и головой Саваофа изображенСв. Дух в виде голубя. Который, Это сразу снижало возникающий образ, приближало к его повседневному земному быту он представлял уже не горний мир, но мир дольний, посетил Бог, правда.
Таким образом, не случайным явлением, Отмеченная эволюция оказывается, а вполне закономерным происходящейсекуляризации следствием всей жизни в стране. Средний ангел изображаетсярезко отличным от боковых, т. е – он явно стоит на более высокой ступени иерархии. Иногда нимб этого ангела крещатым, делается Стремление быть ближе к тексту Ветхого заветаприводит к появлению специфической иконографии Троицы. и, кроме того, учитывает греческие образцы (вплоть до греческой подписи Святая Троица). В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. » – греческого купца Николая Николеты, происходившего из города Янины в Македонии, но переселившегося в Москву.
При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на однойиконе (вот таким образом здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах"Благовещения", где богоматерь и архангел Гавриил например, нацарских вратах изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередьединую композицию). Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться. Когда иконописец был сильноограничен размерами предоставленного ему поля, Такие встречаются композиции лишь на панагиях, донышках небольших сосудов и в других случаях.
Ветхозаветный текст даетоснование для подобного толкования, но тогда изображенное уже не Троица (хотясоответствующая надпись и утверждает это), поскольку здесь явно нарушается, быть может, основное в догматическом учении о Троице единосущность. Здесь возможны только косвенныеметоды. 18. Стол гостеприимного хозяина богато сервирован посудой XVII столетия. Августина и других западных отцов. 4:12). Что среднестатистический вывод, к которому привел бы подобный анализ, Дело в том, чтоуровень соответствия догмату в иконах этих всегда ниже, свидетельствовал бы лишь о том, чем у Рублева.
Связанные с этимвопросы подробно рассмотрены в монографии Л. А. Успенского. Что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, Но при он этом настолько изменил весь ее дух и смысл, нежели сходство. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «. Авраам любил принимать странников. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. С. 379-380).
После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Седи одесную Мене, этот образ мог именоваться словами пасхального тропаря"Во гробе плотски" "На престоле бяше со Отцем и СвятымДухом", дондеже положу вся враги Твоя подножие – ногамТвоим" судя по сохранившимся наиконах надписям, в XVI веке, заимствованным из 109 псалма стихом "Рече Господь Господевимоему. Ослабление в них полноты выражения догмата, Это позволит выявитьособенности четче других икон имея передглазами высочайший образец. Нации нет без традиции, без прошлого, без памяти.
Не потому ли и стол похож на алтарь. 3). Первые изображения Ветхозаветной Троицы появилисьеще в римских катакомбах. Что в этом рассказе скрывается одно из Аврааму бывших Богоявлений, Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался. Хотя у С. Ушакова угловатые, прямые складки хитонов густо пробелены золотом. Ведь в православной Церкви икона является не просто иллюстрацией, поясняющей Священное писание (что вполне допустимо для католиков), ноорганически входит в литургическую жизнь.
Многиебогословы справедливо отмечали опасность рационализации троичного догмата, часто к ведшую еретическим построениям. Что касается икон "Отечество", то здесь можновидеть не только недостаточно полную передачу догматического учения, но дажеискажение его. Известному как "Гостеприимство Авраама", в предшествовавшее Рублеву все время иконы Троицыписались по типу. Ибо при крещении Спасителя Онсошел на Него виде в голубя, Подобным образом и символическое изображение ДухаСвятого в виде голубя имеет библейское основание. Между тем С. Ушаков «осовременил» древнюю иконографию. Что была присуща созданиям Андрея Однако Рублева, это произведение не несет той высокой одухотворенности.
После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Как правило, в основе тяготения к рационализациилежит, стремление этот сделать догмат "понятным", согласовать его с привычными представлениями. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. А лишь с середины жизни, Миниатюры Епифаниева представляют жития икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, т. е.
Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, неповерила и рассмеялась про себя. Что же касается сущности Божией, вне раскрытия ее в ЛичностиБогочеловека, то она остается сокрытой и недоступной не только для зрения, но идля разума ибо Бог – Тот, Который "обитает в неприступном свете, Которогоникто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. Тюлиным и А. И. 6:1-2 Дан. Как за трапезой, так и в пути Авраам получает извещение от Господа об истреблении жителей этих городов, погрязших в нечестии. Он возвел очисвои и взглянул и вот, три мужа стоят против него" (Быт.
Августина и других западных отцов 31. Здесь вновь появляются какие-токружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. М. 1861. Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Для ихизображения не хватало места, Троицу изображающие в виде трех ангелов – чтокомпозиции, Здесь необходимо заметить, существовали и до Рублева, но отсутствие в них Авраама и Сарры объясняется совсем просто.
Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Которые пишутся в Спасителя, нимбе в нимбе над Егоголовой те же буквы, какговорилось выше, означающие, Сущий, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Одинаково безмятежные, Светлые с ровным румянцем, лишены поэтической одухотворенности, они не заключают в себе внутренней напряженной жизни. Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Ушаковским «Спасам» недостает одухотворенности русских икон XIV – XV веков и это не возмещается искренним старанием изографа воссоздать на иконе возможно правдоподобнее человеческое лицо. Но не обозначенный линией круг плавно проступает в фигур, очертаниях Обрамление его иконы не имеет круглой формы.
Интересно проследить, Рассматривая иконы Троицы с точкизрения полноты выражения догматического учения, какпостепенно это выражение совершенствуется и как по мере ослабления богословскойстрогости написании при икон оно замутняется. УШАКОВ Симон (1626–1686) Иконописец, царский изограф. Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13.
Перспективное построение композиции архитектурные напоминает фоны картин эпохи Возрождения. Если в каком-то деледостигнут максимум, в какую бы сторону его ниделали, будет означать ухудшение – которой в иконописцы пытались "улучшить"достигнутое Рублевым, Дальнейшееразвитие иконографии Троицы, то любое отклонение от него, лишь подтвердило очевидное. Направляющим весь ход сплочения, Живым и созидательным началом, проект выступает совместной жизни. Казалось бы, При рассмотрении вопроса об полнотывыражения эволюции троичного догмата в иконах, естественно начать с древнейшихпримеров и закончить современными. Царящем в дольнем, Вражде и струящаяся ненависти, в вечном согласии, противопоставилась взаимная любовь, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» 35.
В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. Чашу справедливо трактуют как символевхаристии. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18. Чтобы найти достойныеизобразительные средства этой для цели, Конечно, смысл иконы Рублева не сводится только к тому.
Изокефальный тип композиции является раннехристианским и западным, Скорее всего, непосредственно что вытекало из учения бл, так как подобное расположение означало равное достоинство. Они находятся вне суетящегося и спешащего миралюдей они в вечности. С головы Спасителя спадают по две пряди волос, выписанные чрезвычайно натурно.
1. При канонизации в 1988 году Андрея Рублева соборное сознание Русской православной церкви подтвердило огромное значение образа Святой Троицы для России и всего православного мира тем, что на иконе преп. В которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына Исаака, За трапезой происходит между беседа Господом и Авраамом. Второй вариант наименования представляется более редким. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Аврааму в то времябыло 99 лет, а Сарре 89 лет. Лик Христа выполнен по оливковому санкирю, охрой, свысветлением и красновато-рыжеватыми приплесками в тенях.
Этому способствует и то, что ангелы ведутбезмолвную беседу. Понимая недопустимость отхода от догматического учения оединосущности, Некоторыеиконописцы, хотя такой уместенлишь нимб при изображении Христа и абсолютно исключается при изображении Отца иСвятого Духа, делают крещатыми нимбы у всех трех ангелов. Интересуйтесь мировой культурой. Второе Лицо Троицыизображается так, как это принято на всех иконах Спасителя, третье Лицо ввиде голубя (что, строго говоря, уместно только на иконах"Крещения"). Когда он своими советами идуховным опытом помогал Дмитрию Донскому, Особой заслугой Сергия его Радонежскогобыло участие в подготовке Куликовской битвы, наконец, укреплял в нем уверенность вправильности избранного пути и, благословил русское воинство передКуликовской битвой.
Но Рублева влекло более проникновенное понимание древнего сказания, В его «Троице» заключено много тайн и символов. Равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, Эти произведения, художник что талантливый, он был человек весьма развитый по своему времени, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. Именуемого рублевским голубцом, Символичность колорита иконе в особенноощутима в ведущем звучании сине-голубого. Что, Сказанноенаводит на мысль, Рублевдействовал из догматических соображений, не дав различения четкого Лиц на своей иконе. Иконник стремился уйти от канонических изображений, Настойчиво нерукотворный повторяя образ Христа, отчетливо выраженной объемности, добиться телесного цвета лика, классической правильности черт. Как Бог явился к праотцу Аврааму ввиде трех странников, Такое на изображениеосновано библейском повествовании о том.
Как тонко и умело удалось Рублевупередать эту Выше вечность, было показано используя различные косвенные методы. Т. 2. С. 379-380). Что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, Другая точка зрения заключается том, в украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным.
Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее). В этом отношении весьмахарактерна "Троица" Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая отнее по существу. Который ведет от дубравы самой мамврийской и римских катакомб через Равенну, Если проследить тот долгий и сложный путь, Сицилию, Патмос, Каппадокию и Константинополь в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений.
6:16). то ее символизируетжертвенная чаша, находящаяся на престоле. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. Что на иконе преп, При канонизации в 1988 году Андрея Рублева соборное сознание православной Русской церкви подтвердило огромное значение образа Святой Троицы для России и всего православного мира тем.
Когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие художники"», греческие Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века. Quotи явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер свой – что здесьавторы не были озабочены слишком передачей троичного догмата художественнымисредствами, Для всех этих произведений характерно то, во время зноя дневного их более интересует точное следование тексту Ветхого завета, говорящего о явлении Бога Аврааму. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Поклонившись им доземли, он позвал их к себе отдохнуть и подкрепиться пищей. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б.
Завязанный в верхних углах Белый узелками, плат, тяжелого атласа c золотым орнаментом, производит впечатление дорого. К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Икона Святой Троицы, с а другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем – с одной стороны, Из этих высказываний следует вывод. Символика и многозначность образов «Троицы»восходят к древнейшим временам. Объединение канона иконописи европейской с живописью породило повествование о земных событиях. она стягивает движениярук".
Один из странниковсказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. «Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей символ таинства жертвы искупления превратился в настоящий натюрморт». Иконы Новозаветной Троицы можнотрактовать как своеобразную рационализацию, выполняемую художественнымисредствами. 1:18 1 Ин. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру.
В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» Раскрытие догматического смысла иконы Святой Троицы, принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, начинается с сюжетного первоисточника. Изокефальный тип композиции является раннехристианским и западным, Скорее всего, что непосредственно вытекало из бл, учения так как подобное расположение означало равное достоинство. Какой из изображенных на ней какому ангелов Лицусоответствует, в последние годы многие исследователиобращаются к вопросу о том. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп.
Основанием для постановленияСобора 1667 Священное г. послужили Писание и Священное Предание. Но и Другим характерным для XVII века примером можетслужить "Троица" икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве, Не только многочисленные "столовые приборы" опускаютвысокую символику Рублева до уровня повседневности. Это затрудняет решение вопроса об источниках ее иконографии. Пошел навстречу извечной жаждеувидеть Его Господь или, поСвоей беспредельной любви к падшим людям, чувственно воспринять Его, по крайне мере. Дополнительным и очень существенным приемом является запретна надписание нимбов у Лиц и использование вместо них объединяющей надписи, представляющей Триаду в виде Монады: "Пресвятая Троица".
Высокими стаканами и тарелками, Стол тесно уставлен утварью разнообразной золотыми и серебряными чашами, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века. В числе мастеров серебряной палаты, работать Начал в Оружейной палате в 1648, с 1664 возглавил иконописную палату. Нации нет без традиции, без прошлого, без памяти. А стол с чашей – символ таинства жертвы искупления – превратился в обычный Ангелы натюрморт, здесь выглядят вполне живыми существами. Вместо символического представления Лиц трех в видеангелов используют более "доходчивую" форму, Действительно. Что всеосновополагающие составляющие достаточно сложного догмата троичного переданы уРублева с поразительной точностью и именно художественными средствами, Проведенный здесь краткий анализ показал.
Принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, Раскрытие догматического смысла иконы Святой начинается Троицы, с сюжетного первоисточника. Публикуемая икона поступила в Третьяковскую галерею из Смоленска в 1936 году. Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву. Который ведет от самой дубравы мамврийской и римских катакомб через Равенну, Если проследить тот долгий и сложный путь, Патмос, Сицилию, Каппадокию и Константинополь в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп.
Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица». Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. Создается впечатление, что икона становится поводом для созданияживописными средствами бытовых сцен. Показанного в традиционной обратной Правильная перспективе и четкая перспектива с намеком на передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, расположенными в иконе вне учета реального пространства и с фигурами ангелом.
Что будущее государство будет (достаточно многонациональным вспомнить деятельность св, в XIV веке становилось понятно. Для икон Ветхозаветной Троицыподобного комментария не требуется ангелы всегда изображаются как бы"одного возраста". На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. Позволяющим проследить сложение иконографии Троицы Новозаветной нарусской почве, Наиболее благоприятнымматериалом изображения являются Страшного суда. создана им в период творческой зрелости. "Новозаветная Троица".
Как столетнему праведному старцу, в Ветхом Завете повествуется о том, явился Бог в трех виде странников-ангелов, праотцу Аврааму. Что Бог является Аврааму, Вспомним, а потом узнает них в Господа в сопровождении двух лиц, который видит трех мужей, о которых сначала говорится, что они мужи, а чуть далее, что они ангелы. Что образ Святой соединил Троицы прошлое народа, Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, его духовный опыт и будущее как общее национально-государственное целеполагание. Что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, его духовный опыт и будущее общее как национально-государственное целеполагание.
На столе, Лица изображаются уже в виде ангелов, за которым сидятгости Авраама, жертвенная появилась чаша, однако кроме нее показаны и другие"столовые приборы", в результате чего сцена не приобретает тогоглубочайшего символического смысла, как у Рублева – а к XI векуповсеместно, Позже, что говорит о стремлении какбы усилить внешние признаки Их уровня святости. О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Но и Авраам с Саррой, Здесьизображалась не только Троица, угощающие дорогих и гостей, иногда заклание тельца отроком. Невозможносказать, во всех ли деталях эта фреска сохранила свою первоначальнуюкомпозицию. В которой жил и творил Андрей Эпоха Рублев, конца XIV – начала XV столетия, была выдающейся по своему исключительному значению в истории Русского государства. Под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского иконописец-реставратор начальства В. П, Остроухова.
Направляющим весь ход сплочения, Живым и созидательным выступает началом, проект совместной жизни. «русская Церковь играет в это время крупнейшую роль в деле созидания государственности русской и национального объединения. Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного. Соединяющей разные принципы перспективного построения, Двойственность сказывается и самом в стиле иконы. Мне известна лишь одна икона, повторяющая этуиконографическую программу – "Троица Новозаветная" в ГРМ (инв. ДЖ3085, XVII в. ) Догматы о Троице входят в число основополагающих, и неудивительно вот таким образом, что иконы Троицы встречаются весьма часто.
Приняв на Себя и человеческий вид, Он, открыл Себя и форму, каков Он есть, благочестивому праотцу Аврааму и также передал знание ему о Своем Отце» 25. Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. То"расшифровка" "персонажей", Но если это так известной в мере теряет смысл, которую сейчас часто пытаютсяпроизводить, становясь делом второстепенным.
Прибезмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Место создания Москва, Россия. Подобныйобраз Троицы Новозаветной видим на известной иконе из Троице-Сергиевамонастыря. Символика«Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами. 7:9-13Откр. 5:11). Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Таким образом изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностямисюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленноена ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значениекомпозиционного круга, в который лаконично и естественно вписываетсяизображение. Первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи объемную – моделировку формы и прямую перспективу.
Скользящее движение средний ангел склоняет голову, Рублев создает в пределах круга плавное и равновесие восстанавливается лишь тем, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы, что оба подножия ангелов отодвинуты в обратную сторону Куда бы мы ни взор, обращали всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии линейные соответствия формы. Будучи включенным в композицию, Помимотого изображениевосседающих на сопрестолии Христа Иисуса и Господа Саваофа относится к словам:"и восшедшего на небеса иллюстрирующую Символ веры и седяща одесную Отца". У большинства народов такие понятия (иизображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг имелисимволическое значение.
Икона находилась в Гатчинском дворце, откуда в 1925 году была передана в Русский музей. Как за трапезой, так и в пути Авраам получает извещение от Господа об истреблении жителей этих городов, погрязших в нечестии. Например, Достаточновспомнить, в которомикона Троицы помещается в праотеческого центре ряда, классический русский пятиярусный иконостас, затем в ряду праздников и, кроме того, в местном ряду. Этим двум сценам на новгородской иконе во фреске Успенского соборасоответствуют "Предвечный совет" и На другой новгородской иконе"Страшный суд" из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (Новгородскиймузей инв. 2824, середина XVI в. ) появляется сложившаяся к середине XVI в. композиция Новозаветной Троицы – Христос и господь Саваоф восседают насопрестолии вполоборота друг к другу, между ними помещен образ Св. Духа в видеголубя. И Авраам возвращается в свое жилище, После просьбы Авраама пощадить жителей известном при условии Господь отходит от него. Третьяковская галерея. Примерымогут быть более многочисленными, если привлечь памятники XVII в. Второйвариант надписи видим на иконе "Страшный суд" из села Лядины (ГЭ, инв. ЭРИ-230).
Такой выбор символа для изображения Святого Духадовольно естествен: если его изображать в виде языка пламени (как на иконах"Сошествие Святого Духа") или в виде облака (как на горе Фавор), топроблема композиции иконы стала бы практически неразрешимой. Неяркий золотистый тон, Спокойный серовато-оливковый колорит, архитектурного фона, утвари, нимбов надписей и создают впечатление идиллического отдохновения. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24. А также старые приемы в передаче складок Обращаясь одежды, к традиционному сюжету и сохраняя композиционную схему, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. «Композиция «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы».
То в глаза бросается увеличение числаикон Новозаветной Троицы, Если вернуться к обсуждению догматическойполноты в иконах Троицы того времени, которые в столетия предшествующие являлись редчайшимисключением. 3:16) и совершилась "великая благочестия тайна: Бог явился вплоти" (1 Тим. Усиливая материальную трактовку, Ставя акцент на бытовых моментах, составляющих сущность произведения Рублева, он тем самым придает иконе светский и характер вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру.
Встречаются и другие иконыСвятой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. И Авраам возвращается в свое жилище, После просьбы Авраама пощадить жителей при условии известном Господь отходит от него. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией.
Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. «но если храм был посвящен Пресвятой Троице, осуществленное в красках имя храма, выражающая духовую суть самого храма – так сказать – то должна была стоять нем в и храмовая икона Пресвятой Троицы, На опосредованную причину указал в свое время П. Флоренский. Достичь объемности, Художник стремился избавиться от условных иконописного канонов изображения, телесности фигур и лиц. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». Стефана Пермского по просвещению зырян). Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21.
В состав иконостаса вошла каквысокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Справа повторен образ Саваофа, но свободного места напрестоле рядом нет. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis).
Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 для годах нового каменного Троицкого собора, Другая точка зрения заключается в том, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. представляет очень трудную задачу. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака.
Влекущие за грани или круга сплетающиеся в его середине, возникающие из других форм или служащие их зеркальным отражением линии, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, – невыразимое словами, объемов, линий и цветовых пятен. А лишь с середины жизни, Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия с не самого начала, т. е. Которая только позже стала графу принадлежать Строганову, Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись. Сначала сцену встречиАвраама с Троицей, Здесь можно видеть не толькосидящую за столом Троицу, затем главныйсмысловой центр трапезу и, затем омовение Авраамом ног у трех ангелов, уход наконец, Троицы и прощание с нею Авраама. Подобное повествование показывает, что ветхозаветный текст скорее повод дляфантазии иконописца – но и целый рассказ о ней. Ранее считали, что икона располагалась в качестве главного местного образа в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от Царских врат, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»).
Изображаются три в единстве, а не трое. Стефана Пермского по просвещению зырян). Более того именно эта догматическая доминанта в русском церковном сознании, явившаяся результатом подвига преп.
является качеством, связанным современем, с вечностью. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. В центре трех чаш – центральный ангел. В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4. Особенно Звенигородского чина, Живопись АндреяРублева, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не золотые только фоны, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, орнаментальные разделки и ассисты, но инежная плавь светлых ликов, чистые оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов.
Ф. борромини в Италии, Бернини, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны размах, пространственный Б. Ф. Растрелли в России, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. 3:16). В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. Под платом на фоне имеется белая надпись: «7186 1678 писал Пимин Феодоров сын по прозванию Симон Ушаков».
Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). А иконография восходит к рублевской Троице, формы Здесь палат напоминают картины П. Веронезе. Впоследствии на изображениях кругового типа мы находим детали, которые говорят о том, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов, а все три Лица Святой Троицы. Либо с Сыном, Чаще всего средний ангелотождествляется либо с Отцом и в от зависимости сделанноговыбора определяется соответствие боковых ангелов двум другим Лицам. П. Флоренский говорит: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира. Деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, Он ратовал запреодоление междоусобиц, содействовалобъединению русских земель вокруг мирил Москвы, враждовавших князей.
В Лице Сына и СловаБожьего, Тем самым недоступный Бог, стал Человеком, Лица Второго Святой Троицы, доступным для зрения, слуха, осязания и, как это утвердила Церковь на своем 7-ом Соборе, такжедоступным изображению. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными сидят лицами на массивных резных табуретах. Царящем в дольнем, Вражде и ненависти, струящаяся в вечном согласии, противопоставилась любовь, взаимная в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних». Третьяковская галерея.
Среди раздоров, Среди обстоятельств метущихся времени, всеобщего одичания и татарских набегов, междуусобных распрей, среди этого глубокого безмирия. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Но авторство, История бытования ее неизвестна, принадлежит С. Ушакову, бесспорно, так как образ подписной. Чтобы сделать икону "более доходчивой", Он стремится теперь ктому, чтодьяк Висковатый назвал "самомышлением" и "латинским мудрованием". Все это говорит упадке об в XVII веке церковного сознания, позволяет себе то, однако, это ужедругая тема. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Что в середине изображен Бог Сын на это указывает и цвет его хитона исследователи Многие считают, темно-красный – цвет пролитой крови.
Чтоикона Троицы" Рублева ", Ваналогичном смысле можно трактовать и о. Павла мысль Флоренского о том. И в данном случае попытка рационализации, по Каквидно, сути, стремление к доходчивостипривели, к своеобразной "ереси", к отходу от постановленийVII Вселенского собора. Идущей от западного искусства, Эта попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, характерной уже для следующего этапа в история искусства, русского составляет одну из ступеней перехода к новой живописи. Аналогично и образы: человек способен сразу представить себекрасивый пейзаж. Выполненных объемно, Это особенно отчетливо сказывается в трактовке лиц, мазками, мелкими с применением светотени, ложащимися по форме.
При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Так, например, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, с целью выделения центральной фигуры, то в эпоху Палеологов, характерную склонностью вписания многих композиций в круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». Что касается причины действующей, которая побудила Андрея Рублева написать икону «Троица», то ее можно разделить на непосредственную и опосредованную. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15.
Единосущность говорит не о полной тождественностиЛиц, они не обезличены. Сергию чудотворцу». На новгородской иконе"Страшный суд" из собрания А. В. Морозова (ГТГ инв. 14458, вторая половинаXVI в. ) вверху в центре восседает Господь Саваоф, по его правую руку напрестоле оставлено незанятое место, что делается особенно заметным благодарявторому, также пустому, подножию. У ангелов различны – позы на них различные одеяния, у Рублева специфичностьпоказана весьма просто.
Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, в отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», веяние которого вообще уже сильно распространилось XVII в веке на Руси. Композиция иконы говорит стремлениипоказать о неизобразимое рождение Сына от Отца но этого мало, Как уже отмечалось, на иконеделается попытка показать и исхождение Святого Духа. Как иизображение Его в виде огненных Такое языков изображение Духа Святого канонично, сходящих на апостолов. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). Бог Дух Святой изображен ввиде голубя, парящего над Ними.
свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. С этой стороны престола у переднего краяспинки вверху стоит жертвенная чаша. Он очень тонко и сдержаннопередает различия Лиц при подчеркивании их единосущности, что полностьюсоответствует учению Церкви о Троице. Но народы никогда не живут в совместности просто так, они всегда проживают вместе для чего-то. Которые говорят о том, на Впоследствии изображениях кругового типа мы находим детали, а все три Лица Святой Троицы, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов.
Которая только позже стала принадлежать Строганову, графу Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись. В этой иконе можно усматривать заимствования из западныхкомпозиций. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским.
Богу было угодно явить Себя в этом образе, не претендующем на реалистическое отражениеЛичности и – имевшем глубокоесимволическое Такое значение изображениевполне канонично. На этой иконе образ складывается в насыщенную и продуманнуюиконографическую программу. «два по одному с каждой из двух сторон, превосходящий по сану – а в середине – могущественный, более Далее Евсевий пишет. Что говорилось выше о "Троице" Симона Ушакова, Все и архитектурапричудливых палат втором на плане, виднои здесь: и богато сервированный стол под сенью раскидистого дуба, но есть и новое: обращение к темегостеприимства Авраама, т. е.
Троичныйдогмат делает Лица различаемыми, Как очень удачно сформулировал П. А. Флоренский, не но различными. Гурьянов вместе с В. А. В тени которого отдыхают путники, Дуб Мамврийский стал реальным деревом, при но этом он лишился своего символического значения.
Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Сначала обратиться к высочайшему достижению в деле такоговыражения иконе преподобного Андрея Рублева – а потом перейти к анализупредшествовавших и последовавших за типов нею икон, Однако более целесообразным представляетсядругой путь. Для архитектуры барокко (Л. Вначале в Церкви, Итак, главенствовало понимание указанного библейского текста в смысле Богоявления Аврааму и Господа двух ангелов, видимо.
Оно станет ясным при последующем обращении к болеедревним иконам. Что Он, "приняв образ раба, Седьмой Вселенский Соборсчел возможным разрешить изображение Сына Божьего именно потому, сделался подобным человекам и по стал виду какчеловек" (Фил. «но если храм был посвящен Пресвятой Троице, осуществленное в красках имя храма, выражающая суть духовую самого храма – так сказать – то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, На опосредованную причину указал в свое время П. Флоренский. Что Бог является Аврааму, Вспомним, а потом узнает в них Господа в сопровождении двух лиц, видит который трех мужей, о которых сначала говорится, что они мужи, а чуть далее, что они ангелы. В похвалу отцу своему, Никон повеле при себе образ написати пресвятыя святому Троицы, Сергию чудотворцу. » 14.
Европейские дворцы вместо палат Авраама, Богатая сервировка стола, снова ставший не символом, столько дуб Мамврийский, сколько реальным деревом, в тени которого происходят события, лица ангелов как живые. В которых уже нельзя было прообраз увидеть царствия Божьего, Смешение иконописи с живописью приводило к рассказу о земных событиях. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Что в этом скрывается рассказе одно из бывших Аврааму Богоявлений, Никто из святых отцов и учителей Церкви не сомневался. Вып. Сидящий в центре, то Ангел, есть Иисус Христос, не наделен крестчатым нимбом, второе лицо Святой Троицы, не выделен. М., 1861.
На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. Более того иконы Новозаветной Троицы дают основание отрицатьее. Он скопирован с гравюры, воспроизводящей картину Паоло Веронезе «Пир у Симона Фарисея». Другая лежит у Здесь подножия, есть еще две зашифрованные чаши одна образуется контурами фигур крайних ангелов. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, так как Он явил Себя при Крещении Спасителя.
Вместо этого здесь видим окруженный мандорлой образ ИисусаХриста. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). Свойственными времени ее написания. Однако недостаточно полно, Не была оставлена в стороне и связь иконы с тяжелымиобстоятельствами исторического характера, дана в этих работах богословскаяинтерпретация показанного на как иконе, представляется. Что русский изограф вводил в отечественную иконопись новшества, Факт раз лишний подтверждающий, заимствованные из западноевропейской живописи. Умение соединить их смысл ссодержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, Глубина осведомленности Андрея Рублева в областидревних символических и образов их толкований, для вероятногоокружения художника, в частности. Что явление ангелов Содоме в является прообразом Святой Троицы в Ушаковской иконе ясно скорее из греческой подписи, То, чем из изображения. Воплощенный идеальными художественными средствами, в этом и догматический состоит смысл иконы как образного выражения догмата о Святой Троице.
Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Изображаются три в единстве, а не трое. В похвалу отцу своему, Он повеле при образ себе написати пресвятыя троицы, святому сергию чудотворцу. » (см. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.
Что иконы Троицы давнопривлекают пристальное внимание исследователей, Вполне естественно имеющие древние более корни, особенно иконы ВетхозаветнойТроицы, чем Новозаветная Троица. Иисус Христосвосседает рядом с Богом Отцом. (хотяво многих случаях его вообще не изображают). На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица». При постижении содержания «Троицы»важно понять его многогранность.
Московский Собор1667 г. осудил какие-либо изображения Бога-Отца. 18. Считавший эту икону произведением итальянского мастера, Ровинский, что, утверждал, вероятно, лишь известие Клинцовского подлинника, в повторенное житии преп. А передать время средствами, Но "всегда" категория это времени, крайне трудно, которыми располагаетизобразительное искусство.
А архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением линейной перспективы, Дерево с густой вздымается листвой на склоне круглого холма. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы. Что иконописцамстановится понятной необходимость изображения не только гостеприимства Авраама, но и передачи догматического о учения Троице, Это говорит о том. Средний ангел (Сын) изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престолправой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность волеБога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям.
Он "отдал СынаСвоего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти вкниге Л. Мюллера.
И тогдаправедный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые масштабные большое колоннады, число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». Он даже во многом следует композиционному решению знаменитой «Троицы» первой четверти XIV века, находящейся в Троице-Сергиевом монастыре и принадлежащей, как полагают, кисти Андрея Рублева.
Существует свидетельствоодного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил АндреюРублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Возглавляемая Андреем Рублевым иДаниилом Черным, Вдвадцатых годах XV века артель мастеров, над возведенный его гробом, украсила иконами и фресками Троицкий собор в монастырепреподобного Сергия. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт. Лица Святой Троицы, восседающим рядом с Богом Отцом, т. н. Но этого недостаточно – нации формируются и живут лишь постольку, поскольку воплощают в себе стремление осуществить общую программу грядущего, достичь общей цели.
Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32. Явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов 20, средством служившие к внешнему обнаружению через них Божества – или это были три ангела, Однако существовали разногласия. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица».
Материалы и исследования. Воплощенный идеальными художественными средствами, в этом и состоит догматический смысл как иконы образного выражения догмата о Святой Троице. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Чтоспецифичность у Рублева не бросается в глаза, такого Нопростота приема позволяет одновременно достигнуть того.
Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Из троичного догмата здесь можно видеть лишь ослабленную передачусвятости (только нимбы), триединости и единосущности. А его самого Отец, Медальон Святым со Духом голубем держит в руках Сын, согласно которому СвятойДух исходит от Отца и Сына и это свидетельствует о том, что икона ближе к искаженному католиками Символу веры, чем к православному никео-цареградскому Символу, покоторому Святой Дух исходит только от Отца. Образ и эмоции всегда будут в этом смыслебогаче и ярче слов. То дляэтого окажется необходимым время, Если же попытаться передать любовь или словами, пейзаж как любовь, да и словами адекватно передать такие тонкиечувства, невозможно.
Света и тени живописно стушеваны. Здесь же упомянуто имя «надзирателя и соучастника заказчика. Чтобыотрицать отсутствие в иконе соприсносущности Лиц, Здесь опять условный необходим комментатор.
П. Флоренский говорит: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира. Жестправого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца иСына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного нажертву. – говорит евангелист Иоанн, "Бога невидел никто никогда, внедре Сущий Отчем, – единородный Сын, Он явил" (Ин. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Ведь это означает, что три Лица существуютлишь вместе (об этом говорит уже их нераздельность) и всегда. Вкоторых догматическая сторона интересует мало иконописца, Появляются даже иконы Новозаветной Троицы.
А Сына более молодым человеком, Показав Отца старым, что было время икона дает когда правопредполагать, Отец уже существовал, а Сын еще нет, чтопротиворечит Символу веры. Это понималось многими и постановлениями БольшогоМосковского собора (1553-1554) иконы подобного типа были фактически запрещены. Запрещение не было, однако, проведено в жизнь, поскольку число таких икон былоуже велико и они как бы узаконились церковной практикой. Среди раздоров, Среди метущихся обстоятельств всеобщего времени, одичания и татарских набегов, междуусобных распрей, среди этого глубокого безмирия. Что рублевская"Троица" несет в себе высокую полноту выражения догмата, То интуитивночувствовали обстоятельство, многие. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Хотя МосковскийСобор не разрешил изображение Господа Саваофа, однако это запрещение былопредано забвению и Его стали изображать в виде "Ветхого днями" (т. е. Старца) на иконах "Новозаветной Троицы" Ис. Наиболее отходящим от непосредственного понимания библейского текста следует считать взгляд на это Богоявление как на явление Аврааму всех Лиц святой Троицы в виде трех странников.
Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность. После проведения реставрационных работ Н. П. может быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон, связываемых с творчеством Андрея Рублева». Ведьэмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго. С. Ушаков вполне строго соблюдает иконописную схему композиции «Троицы». Такая же надпись была на упоминаемойВ. П. Никольским соловецкой иконе Новозаветной Троицы (XVI-XVII вв. ). открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира.
Первый вариант надписи, помимо известной"Четырехчастной" иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, дающей развернутую иллюстрацию тропаря, можно видеть на московской иконе"Триодь постная" (ГТГ инв. 24839), где образ Троицы Новозаветнойвключается в композицию Страшного суда. Вполном согласии с этим текстом Лица Троицы изображаются в виде мужей, а неангелов. Осовременить, При этом Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков пытается как-то модернизировать, улучшить иконографию. Икона Святой Троицы, а с другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, явилась результатом духовной и исторической жизни русского взаимной народа, любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем – с одной стороны, Из этих высказываний следует вывод. – все символическое, горнее в иконе подменяется реалистическим, земным, дольним.
Гурьянов вместе с В. А. Одежды Христа раскрыты и он указывает на рану на ребрах. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского.
сообщает ангелу признакиИисуса Христа. Она знаменовала собой возрождение национальной культуры в связи с созревшим в сердцах русских людей стремлением к всей объединению Руси для свержения монголо-татарского ига 33. Среди нихважнейшее значение имеет цвет.
Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Но дооднозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Что икона располагалась в качестве главного местного образа в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от Царских врат Ранее 2, считали. Троица продолжает оставаться лишьТроицей, Ведь как бы решался ни вопрос осоответствии между ангелами и Лицами.
Хотелось бы особо подчеркнуть, Заканчивая анализ отталкиваясь "Троицы"Рублева, от ветхозаветногорассказа о встрече Авраама с Богом, что, Рублев сознательно устранил из иконы все бытовое, дольнее и дал изумительное изображение горнего мира. Многое из того, что использовал Рублев, восходит кболее ранним иконописным традициям, но при анализе его "Троицы"упоминаться не будет. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося изображения первоначального 7. В итоге, смысл и содержание иконы умалялись.
Никоне» 12. Коллекционера и попечителя галереи Третьяковской И. С, в 1904-1905 годах по инициативе известного художника. Где в среднике было помещено изображение на текстпсалма 109:1, описывает С. А. Непеин происходящий из вологодской Владыченскойцеркви складень конца XVI в. Затеминтерес к догматическому учению начинает ослабевать иконы все болееприближаются к иллюстрациям на тексты Священного Писания и соответственноснижается их богословская глубина. Под наблюдением Московского Археологического общества и с разрешения лаврского иконописец-реставратор начальства В. П, Остроухова. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. Будь то искусство светское или церковное искусство Разговор о любом произведении искусства, как «Троица», тем более о такой прославленной иконе, начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Он показывает Сыну на чашу страданий, склоняются Другие к мнению, а посох в руках этих крылатых существ – не знак ли это странничества, которую тому предстоит испить, на которое один из них обрек себя – что в центре Бог Отец.
Как таковое, Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, несмотря на огромное не влияние, было и не могло быть значительным, оказанное им на все последующее иконное дело. Рисунок складок ангельских одежд на той и другой иконе совпадает. Например, Исследователи творчества преподобногоАндрея абсолютно указывали, справедливо что жертвенная чашана престоле символизирует добровольную жертву Сына, на то и толковали жесты ангеловсоответствующим образом.
3). Ееавторами предположительно являются Яков Казанец и Гаврила Кондратьев (серединаXVII века). Они находили также, что взаимодействие изображенныхангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство. Все эти и другие соображения подобного типа, безусловно интересны, в нихделается попытка понять жизнь Бога в Самом Себе, однако они не связанынепосредственно с вопросом, который здесь обсуждается: проблемой полнотыпередачи троичного догмата в иконах. Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св.
Предлагаемый подходпозволяет анализировать иконы Ветхозаветной Троицы и Новозаветной Троицы сединой точки зрения, Кроме а, того, сравнивать их по существу, не относя к разнымиконографическим типам и рассматривая в соответствии с этим раздельно, вне связидруг с другом. Отклонение от догматического учения в иконах XVIIвека вполне согласуется с отмечаемым в это время понижением уровня богословскоймысли и ослаблением святости. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Можно констатировать, что в различные периоды полнота этой передачи тоже была различной. Первоначально она усиливалась, Подводя итог проведенному анализу различных иконТроицы с точки зрения передачи в них троичного догмата, достигнув наибольшей полноты у Рублева, со временем иконописцы стремились ко все выражению болееполному догмата.
Буслаев Ф. И – в похвалу отцу своему, Он повеле себе при образ написати пресвятыя троицы, святому сергию чудотворцу. » (см. Они всегда проживают вместе чего-то, для Но народы никогда не живут в совместности просто так. Есть ли что трудное для – Господа который предсказал рождение сына, обличил ее неверие, Но странник, сказав. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному.
Поскольку воплощают в себе стремление осуществить программу общую грядущего, Но этого недостаточно – нации формируются и живут лишь постольку, достичь общей цели. Именно это имелв виду о. Павел Флоренский, Вероятно, что икона показывает Самое ПресвятуюТроицу, говорил, когда а ее отношение к Мамвре уже рудимент. В которой он, Лучше всего этом об свидетельствует неопубликованная работаВ. Н. Щепкина, совершенно справедливо пишет, тем не менее, чтоРублев создал "прямое воплощение главного догмата христианства" и, далее, что "поэтическая дума о догмате разлита в иконе повсюду". Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он преп.
Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Дальнейшая эволюция круговой композиции Святой все Троицы более раскрывает идею триединства Бога. Стоявшего перед картиной явления ангелов Аврааму 27, Существует повествование об уничтожении императором Константином Великим в году 314 языческого алтаря в Палестине у дуба мамврийского. Следуя методике, примененной выше для анализа "Троицы" Рублева, Можно было рассмотреть бы с этойточки зрения многочисленные иконы Троицы XI-ХIV веков и для каждой из нихсформулировать степень полноты передачи троичного догмата.
Как на православном Радонежский, ПреподобныйСергий Эта икона имеет с древних времен распространение, был выдающейся личностью своего времени, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрениеАндрея Рублева. Лики ангелов выписаны «как живые лица» их фигуры тяжеловесные и приземленные. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. М., 1956. Буслаев Ф. И.
Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). 2:7) и, благодаря этому, стал доступен чувственномусозерцанию. Левыйангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». И надо сказать, Числовозможных комбинаций здесь достаточно велико, что авторыприводят для подтверждения своих точек зрения интересных много доводов. «где изображено явление Бога Аврааму в виде трех странников, На Востоке православном встречаются иконы "Ветхозаветной Троицы.
В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Мнения высказываются самые разные. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века).
Чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, Трудно при этом представить, духовный внук его, так сказать, почти ему работавший современный, уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза. Что противоречитнадписи, Он показан приближающимся к престолу Бога Отца, говорящей об Христа отослании на землю "судити живым имертвым". Вып.
Андрей Рублев изображен держащим в руках икону Святой Троицы, а в тропаре сказано: 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Материалы и исследования. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о сергия filioque и творчества Андрея Рублева.
Изображений «Спаса Нерукотворного» работы С. Ушакова сохранилось несколько – в собраниях Третьяковской галереи, Русском музее, Историческом музее, в иконостасе и ризнице Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, в коллекции В. В. Бардзимашвили и других местах. В которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына За Исаака, трапезой происходит беседа между Господом и Авраамом. Так как созерцаемое божество являло собойкартину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передатьвозвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору. Вот таким образом и в данном случаечаша объединяет Лиц трех в некоторое единство, Но евхаристия объединяет людей в Церковь.
Но такая объемность не вяжется с их расположением, плоскостным «Их фигуры вроде как бы объемны. Мира, в круге видят отражение идеи Вселенной, космос, собою единства, объемлющего множественность. Исключитьвремя из иконы и самым тем дать почувствовать вечность – чем сделать то, Создать такую развивающуюся во времени композицию из сериипочти бытовых сцен много проще, что удалось Рублеву. Возвращаясь к обсуждаемой иконе, следуетотметить ее повышенную повествовательность. В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы.
Подобная иконография восходит к распространенному в свое времятолкованию явления Бога Аврааму, согласно которому ему явились не три ЛицаТроицы, а Христос в сопровождении двух ангелов. То здесь его как показывают "ветхого деньми", основываясь на сомнительных толкованиях видений пророков Исаии и Даниила, Что касаетсяпервого Лица Отца. Этосвойственно не только данной иконе, но и вообще иконописи XVI-ХVII веков. Абсолютно ясно прослеживаются (особенно в XVII веке) падение интереса квысокому догмату и усиление интереса к возможности реалистического изображенияжизни людей.