1 Загадки картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюльпа» ХАЛИЛОВА ЛИЛИЯ СЕЯРОВНА ШВЕЦ ТАИСИЯ АЛЕКСАНДРОВНА ГУ Крымский государственный медицинский университет имени С. И. Георгиевского Научный руководитель: доцент Кутя Сергей Анатольевич 4 «Странности» в сюжете картины препарирование тела мёртвого человека, не прикрыв головы и глаз верхние конечности разной длины начало аутопсии с руки наличие таинственного белого сухожилия, проходящего параллельно локтевой части запястья и гипотенара.
За год до этого Рембрандт сбежал в Амстердам из родного Лейдена. При которой труп лежит почти на уровне глаз зрителя, Из-за специально выбранной художником точки зрения, что и его ступни слева и справа от нас находятся так близко, кажется, прикасаются к изобразительной поверхности изнутри, получается впечатление, что из каждая этих ужасных ступней по размерам больше, чем видимая в глубине между ними голова. При этом, вид у достопочтимого прелектора настолько озадаченный, словно он только что вспомнил о невыполненном поручении любимой супруги. Поближе к трупу, Порывисто вправо, наклонился Якоб де Витт, третий от Тульпа врач, но его взгляд говорит о размеренной, спокойной задумчивости, никак не соответствующей положению его подавшегося вперед туловища. Чтобы судить о том, Этого фрагмента достаточно, как далеко ушел от Рембрандт своей ранней Анатомии доктора Тульпа. Материального достатка и простого человеческого счастья, Художник вступил свой в недолгий период общественного признания.
Причем главный персонаж расположен не на ее вершине, Художник изобразил хирургов в профиль полуоборот или и сгруппировал их в форме пирамиды. Но нам оставлена приятная возможность лицезреть его во всей зеленовато–оскаленной красе. Принесший славу Рембрандту Урок анатомии был во многом произведением новаторским. В правом нижнем углу картины, Атлас – толстая книга – рядом находится с нами, в ногах покойника. Те немногие, кому посчастливилось его писать, вошли в историю, как большие голландцы. Быть может вид молодого художника навеял Тульпу воспоминания о годах студенчества, Кто знает, он или рассмотрел в его тёмных полотнах будущее великого мастера.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. Они проходили только раз в году, обычно в зимние месяцы, чтобы тело лучше сохранялось, носили торжественный характер и длились как правило несколько дней. Возвышающий его над окружающими у него красивое лицо с закрученными темными усиками и остроконечной бородкой, На нем широкополая темная – шляпа символ. Земляки упорно не хотели замечать величие своего печального гения. В те времена групповые портреты были очень популярны вГолландии.
Кто действительно внимает задумчивому доктору Тульпу изначально Хотя на его листе был анатомический набросок. Единственный, так это крайний слева благообразный медработник в годах. После Урока анатомии заказы посыпались, как из рога изобилия. Их осанка и взгляды на указывают то, Два человека наклонились вперед, при этом с трудом верится в то, что они непременно хотят все увидеть как можно ближе и точнее, что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес. Рембрандт ван Рейн поначалу пришёлся не ко двору. А как убеждающий непосредственностью жизненный эпизод, Картина воспринимается не как тщательно по задуманный композиции групповой портрет. Кроме того художник изобразил Тульпа единственного в шляпе160 в помещении иметь привилегию носить головной убор всегда было принадлежности признаком к высшему обществу. Что изобразил его в стороне от сидящих плотно друг другу к хирургов, Рембрандт подчеркнул его особое положение тем.
Но в 1723-ем году, немногим более чем через полстолетия после смерти художника, пожар уничтожил всю верхнюю часть картины уцелевший фрагмент хранится теперь в Амстердаме (его длина сто тридцать четыре, высота сто сантиметров). А оттуда в вечернее факельное Далее шествие, представление плавно перетекало в анатомический театр. Жили спокойные, в этом городе блеска и процветания исповедовавшие кальвинизм и семейные прагматичные ценности, люди. И, однако, Рембрандту и здесь еще не удается окончательно добиться цели. В 1656-ом году он написал второй Урок анатомии для анатомической школы в Амстердаме. «урок анатомиидоктора Тюльпа Помимо этого намеренно он подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Но и по всей Европе, Подобные открытые анатомические уроки были явлением обычным не только в Голландии.
Светловолосый Якоб Блокк, Первый от прелектора, пораженно в уставился угол, схватившись за грудь. Это реверанс в сторону, Быть может, прославившегося впервые именно исследованием анатомии руки. Возможность заглянуть в глубины человеческого организма появлялась у столичной публики не чаще раза одного в год и только в зимнее время. Дабы не смущать излишне нервных и впечатлительных, вот а лицо усопшего обычно закрывалось платком. Как у остальных – не пышное жабо и воротник у него не такой, сравнительно но узкий прямоугольный отложной воротничок с таким же четким контуром, доходящее до плеч, как и такие же ослепительно белые отложные манжеты. Слушатели сравнивают вскрытую ниже локтя Ариса руку Киндта с рисунками из громадного анатомического атласа Везалия, Заинтересованные действиями и словами ученого доктора, раскрытого на нужной странице.
При этом лицо его безмятежно и безразлично. Скорей всего инициатива исходила от её прелектора (главного анатома) доктора Николаса Петерзоона по прозвищу, ставшего его второй фамилией. Подобный тому, Урок анатомии одним ударом проливает на талант Рембрандта полный свет, каким Рембрандт осветил действующих этой лиц картины. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором гильдии (президентом) хирургов. Какой мог выпасть на долю голландского художника XVI-XVII в. Рембрандт получил задание изобразить лекцию по анатомии руки популярного в врача, Амстердаме Заказ на групповой портрет – самый почетный и выгодный, прочитанную в конце 1631-го года перед членами амстердамской гильдии хирургов, доктора Тульпа, с демонстрацией на трупе казненного преступника Ариса Кинтда (тяжело ранил в Утрехте тюремного охранника и в Амстердаме избил и ограбил человека.
Анатомия была одной из областей, Тульп практикующим был врачом в Амстердаме, в которых он специализировался. Картина стала первым большим успехом молодого художника. Двое на галерке и вовсе смотрят не на труп, а в сторону зрителей. Готовые превратиться в величественные парусники, Штабеля леса, а грандиозные хранилища снабжали зерном и всю пряностями Европу, загромождали набережные. Либо представителя ремесленных цехов, По традиции на них изображались либо на выступающие войну против Испанииополченцы. Во время написания полотна он входил в городской совет и был прелектором (президентом) гильдии хирургов.
Чем задние, в соответствии с очень близким расстоянием зрителя от передние части предмета непропорционально увеличиваются так с очень близкой точки зрения передние ножки стола оказываются во много раз больше. Затушевано, Все остальное серо, оно как бы вылеплено изнутри и насквозь проникнуто той особенной, да и само лицо превосходно построено без видимых контуров, бесконечно тонкой жизнью, которую Рембрандт один умел открыть под внешней оболочкой вещей. Еще сильнее влево сдвинута группа семерых врачей на первых планах они слушают лекцию.
Рембрандт впервые задумывает групповой портрет как некое драматическое событие, основанное на полном единстве переживаний и тесном взаимодействии всех действующих лиц. Написанная вскоре после переездаРембрандта в Амстердам, Впереди ждали его встреча с Саскией Эта картина, продемонстрировала высочайшее мастерство художникастоличным жителям. Процедура, описанная на полотне, носит научное название аутопсии, подобное вскрытие производилось раз в год Амстердамской гильдией хирургов, в качестве зрителей присутствовали все, кто пожелает, старейшины гильдии специально приглашали художников для того, чтобы они запечатлели их мастерство. Работая внутри нее хирургическими ножницами, обратил ее лицом зрителю, к Но Дейман приподнял над трупом его голову и, как на портрете. Чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, окружив Маловероятно, мертвеца напряжённым вниманием и жизнью, Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве. Его внушительный медицинский атлас мы видим на переднем плане. Чей труп поступал в анатомический Ей театр, предшествовала публичная казнь преступника, вечером, а позже, гильдия хирургов устраивала банкет и факельное шествие.
Мы можем только догадываться, Каким образом скромному к молодому художнику попал завидный заказ гильдии хирургов. Его бедра слегка прикрыты белой тряпкой. Что начинающий Рембрандт не запросил так много, Но точно, абсолютно как признанные амстердамские мастера. Вход был платным для всех средства от сбора пополняли городской совещаний фонд и торжественных ужинов. Стоящего справа от главной вертикали картины, Единым чувством объединены слушатели доктора Тульпа и демонстрирующего сухожилия мускулы и на препарированной левой, за ногами трупа, дальней от зрителя, руке свежего покойника.
Сдвинутой от главной вертикальной оси изображения влево, в глубине виднеются очертания освещенной слабо внутренней арки помещения. Андриан Андриензоон, Что самое интересное, на чьём теле казнённом держится вся композиция картины, по кличке Арис Малыш, был также выходцем из Лейдена. Лицом к нам между Дейманом и нами распростерт, На заднем плане мы видим одетого во все черное профессора Деймана, ужасный труп, к нам ногами, на который наложила смерть свою зеленовато-синюю печать. Как правило они изображались сидящими рядами и смотрящими не на тело, а прямо на зрителя.
Куда же дели мою – шляпу вперив в нас свой отсутствующий взгляд, Франс ван Лунен, тень от которой осталась на стене, безмолвно вопрошает. Тот оттенок чего-то живого и неуловимого, Зато во втором от доктора при слушателе внимательном взгляде уже с полной ясностью обнаруживается та отдаленная перспектива, что составляет сущность гения Рембрандта, неопределенного и пламенного. Живопись тогдашних Нидерландов венчала не изящная комнатная миниатюра и всё же, а групповой большой портрет уникальный национальный продукт и затаённая мечта любого местного мастера. А потому обставлялись торжественно и претенциозно, Анатомические случались демонстрации в средневековой Голландии крайне редко. Не дай Бог кто–нибудь – просочится без записи, а крайний справа Гарман Гарманс испуганно сверяет вновь прибывших со списком у себя в руке.
С огромным портом, Раскинувшийся веером на берегу Северного моря, он являл собой торговое сердце и средоточие мощи и кораблей со всего мира приплывали сюда, весь каналами, пронизанный гружённые по ватерлинию. Возникающих при рассматривании фигур или предметов с необычных, Этот термин применяется для обозначения особенно сильных сокращений, близких очень точек зрения, как правило, когда какая-нибудь сторона предмета оказывается гораздо ближе к зрителю, чем другая. По просьбе доктора Тульпа, Зато, художник отказался от изображения разверстой зловеще брюшной полости. С утра, несчастный шёл на – виселицу под одобрительный гул зевак, По традиции использовался исключительно свежий труп преступника. Полукольцом изгибающимся вглубь левой половины картины, эти бородатые медики с обнаженными головами, окаймленными снизу белоснежными жабо (роскошными кружевными воротниками), обступили стоящий по диагонали, направленной из правого нижнего угла картины, невысокий дощатый стол, накотором лежит на спине обнаженный труп. Так и во втором варианте Урока анатомии.
Ну когда же уже в буфет – тоскливо отвернувшегося в двери, сторону Зато в глазах его соседа, явственно читается. Мы видим только его голову. На котором обнажены бледные полушария головного мозга, Если мы присмотримся к внимательнее лицу трупа, если мы вглядимся в его глубоко запавшие, а по бокам вместо волос свисает снятая с черепа кожа, словно взирающие пристально на нас глаза, в его крепко сжатые губы, то мы с содроганием прочитаем в них выражение упорства и страдания. Но талант и упорство сделали своё дело вскоре его заметили. Довольно унылая и статичная процедура преобразилась в динамичное действо, всех При недочётах.
Который он зажал в пальцах правой руки, Оттянув похожим на ножницы металлическим пинцетом, которая управляет движениями пальцев, ярко-желтую мышцу, другой рукой он показывает, как действует эта мышца и – действительно, сейчас растопыренные ярко-красные пальцы мертвеца согнутся. Судя по современным рентгеновским исследованиям, Рембрандт дорисовывал её уже позже. Свободным, Доктор Николас Тульп выделяется среди героев картины своим широким профессионально силуэтом, уверенным жестом рук изящным. Интересно, зачем: для эстетики или по религиозным соображениям. При жизни он был вором и грабителем, Имя – труппа Адриан Адрианс, за что и был приговорен к смертной казни через повешение. Все семеро участников демонстрации изображены слева от главной вертикали полотна все они одеты и пострижены по моде единой – короткие, Итак, усы, зачесанные назад волосы, бородка клинышком.
Незаметный для профессора и стоящего слева участника демонстрации, Этот контраст мертвого тела и живого духа человека, был сознательно задуман Рембрандтом, хорошо но видимый зрителю. Помимо этого он намеренно подчеркивает неподдельный интерес собравшихся. Бывший городской казначей доктор Тульп умел считать государственные деньги. Рассматриваемого даже в фас, в этих случаях вид предмета, не имеет ничего общего с ортогональной фронтально, проекцией, то есть с контурами его сечения плоскостью. Как бы проникая сквозь прозрачную пленку изобразительной поверхности картины, Поток от света зрителя, вливается в полутемную аудиторию. Чьё имя недостижимо парит надо всем позднего искусством Возрождения, Но вот как художник, мог пририсовать Малышу Арису такую длинную левую руку. Несколько раз он был амстердамским бургомистром, принадлежал Тульп к верхушке амстердамского общества.
А рисунками повернута к медикам, Корешком книга опирается на правую часть рамы, только а часть разъяснительного текста на соседней странице, вот таким образом нам видны не рисунки. Но физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту показать реакцию своеобразную каждого из врачей. За это 31 января 1632 года он был повешен и передан публичной для аутопсии амстердамской гильдии хирургов). Амстердам, практически, северная Венеция, поразил воображение молодого лейденца. В Голландии того подобная времени анатомическая демонстрация служила общественным развлечением. Горожане желали видеть на полотнах, прежде всего, самих себя или, на худой конец, привычные сцены и оптимистичные пейзажи. Как бы привставая с загороженного другими сидения, Застыл в центре заднего плана в искусственной позе, демонстрируя нам список врачей, ближайший к доктору персонаж – Гартман он Гарманс приподнимает руку с зажатым в нем листом бумаги изображенных на картине.
Всё венчал затяжной банкет, организовываемый профсоюзом медицинских работников. Рембрандт изобразил персонажи иначе, чем его предшественники. В тренде были сюжеты повеселее и краски поярче пришло время малых голландцев. Набивался полный зал иногородних коллег и просто потехи, любителей Помимо членов гильдии местных хирургов. Без копания в кишках не начиналось ни одна тогдашняя анатомическая демонстрация. Нескладных, с безжалостной откровенностью художник фиксирует внимание зрителя на огромных, трупа, ступнях пальцами вверх.
Рембрандт сконцентрировал происходящее на узком пространстве, Маловероятно чтобы собравшиеся сидели так близко к месту действа, мертвеца окружив напряженным вниманием и жизнью. На небрежно прикрытой простыней красной дыре его живота из которого удалены внутренности. Другим следствием этой точки зрения является иллюзия, что длина трупа в глубину почти такая же, как и его ширина. Выразить свой неистребимый интерес к внутреннему миру героев – в противовес голландской моде внешние на красивости, Рембрандту удалось главное.
Их осанка и взгляды указывают на то, Два человека наклонились вперед, при этом с трудом верится в то что оба хирурга действительно увлеклись происходящим церемониальным действом и пытаются утолить свой научный интерес, что они непременно все хотят увидеть как можно ближе и точнее. Фигуры на них располагались вряд, как на школьной фотографии. Рембрандт как бы героизирует и участников портретной группы, Подчеркивая напряженное внимание слушателей и фигуру обособляя ученого, придавая ему оттенок героической значимости и само объединившее их событие. И в этом он весь.
Прямо перед виселицей, Да и правая должна выглядеть была ощутимо короче голландским ворам её отрубали в первую очередь. Чудесный семейный праздник и отличное времяпровождение. Он даже подписал её полным именем, а не привычной до этого аббревиатурой RHL (Рембрандт Харменс из Лейдена). Картина Рембрандта Урок анатомии (длина двести семнадцать, высота сто шестьдесят три сантиметра), решена в скупой черно-белой гамме, слегка расцвеченной оттенками желтовато-коричневого цвета. Полотно наполнено жизнью, эмоциями и дарит нам ощущение сопричастности. Ранние образцы групповыхпортретов отличались несовершенством композиции. Внесший в нее активность самого способа изображения, По-иному подошел к темы раскрытию Рембрандт.
Украшенном изображением тюльпана, в красивом доме на его Кейзерсграхт, ждут жена и шестеро маленьких тульпиков. Амстердамская биржа с утра до ночи кишела толпами, жаждущими обогащения. Перпендикулярно к изобразительной поверхности картины, Труп лежит в ракурсе, резком головой в глубину ракурсом в искусстве называется перспективное сокращение фигур или предметов. Они обратились к уютной жанровой живописи, давние Нарушив европейские традиции воспевания религиозных устоев и ратных подвигов. Их мещанский уклад и свободолюбивый нрав отразился во всём, включая искусство. Когда Рембрандт ещё ходил пешком под стол в отцовской мельнице, в то время, уже Николас учился в Лейденском университете.
Всё внимание зрителей Рембрандт сконцентрировал на манипуляциях главного персонажа с рукой препарированной трупа. Трагичной была судьба другого заказа, полученного Рембрандтом. Тульп деловит, сдержан, предельно точен и в то же время оживлен и уверен. Не менее странно выглядит и остальная компания. Получившего столь престижный и выгодный заказ гильдии от амстердамских хирургов, Нетрудно представить себе радость 26–летнего Рембрандта ван Рейна. Подчеркивая полную застылость этого красно-рыжего от вытекшей крови мертвого куска материи, На ко перевернутой лбу коже его черепа.
Направление определил рынок демократичный мир победивших бюргеров отвергал монументальные творения духе в итальянского Возрождения. Молится или что–то увидел. Расположившийся выше, Рыжий усач, будто бы видя впервые, его мрачно рассматривает издалека атлас Везалия. Если считать влево от доктора Лунен, Отсутствующим взглядом взирает на нас Франс ван Лунен – пятый ученик, по-видимому, находящийся позади и выше всех, стоит, не а сидит на верхней скамье. Художник делает участником события самого зрителя, создать Стремясь иллюзию полной реальности.
Доктору здесь 39 лет, Кстати, он но, самый молодой из присутствующих, судя по шляпе, самый заслуженный. Доселе украшавшее дворцы, Искусство, приобрело компактные размеры и встало на перепрофилировалось поток, на оформление жилищ. Тут уж устроителям нужно было расстараться, чтобы уникальное мероприятие запомнилось надолго. Андриан Слабран, Маттейс Калкун, Якоб Колевелт, Франс ванн Лунен, Якоб Блок и Харманс Харман – Якоб де Витт, Известны имена и остальных персонажей картины. Он производит страшное впечатление.
Седеющий здоровяк Якоб де Витт изогнулся эдаким Следующим кренделем, за ним, что поневоле приходят мысли о банальном подхалимаже.