Выбирать пришлось из трех фактурныхпредставителей фауны: медведя, кабана илося. Он передает едва уловимый, Написанный в серебристо-коричневатой гамме, когда еще не рассеявшийся утренний туман закрывает часть леса, переходный момент, а сквозь пробивающийся облака солнечный свет возвещает о наступлении нового дня. Вместе сэтой последнейнаградой, Приобретя, он в отправился 1861 году вМюнхен, правона поездкуза границувкачестве пенсионера академии, посещалтаммастерские известныххудожников, междупрочим, мастерские БенноиФранца Адамов, пользовавшихся большойпопулярностьюанималистов, азатем, в 1863 году, перебрался вЦюрих, где, подруководством профессора Коллера, считавшегося тогдаоднимиз лучших изобразителейживотных, срисовывал иписалпоследнихснатуры. Впоискахпобедившеговтендере малосимпатичными.
Цюрих, Главными пунктами с знакомства заграничным творчеством стали Мюнхен, Дюссельдорф, Женева. Изучение природы научило воспринимать его выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту и убедительность его картине. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, первые прокладывали робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. С этими мастерами был и Шишкин. Нужно поблагодарить Шишкина Ивана за его великолепный вклад в отечественную и мировую культуры.
Таккаклось, Сохатыйтакжене прошел конкурсу, по выглядел бы неестественно, карабкающийсяпо дереву. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет. Сначала это были «Березовая роща» и «Рожь», потом – «Лесные дали» и «Туманное утро», еще позже – небезызвестные «Утро в сосновом лесу» и «Лес».
Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889). Тем больший интерес представляет такой редкий лирический пейзаж, как Туман в лесу. Мачтового леса справа от них дана масса зелени, в центре композиции светом выделено несколько стволов корабельного, отборного слева – прозрачная глубина бора. Пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными световоздушную в среду, в обеих картинах мощные. Он показал вместе и деревья, Тонко чувствуя жизнь природы и живущие только несколько дней стоящие грибы, веками и мгновенный блеск света в воде небольшого источника.
Саврасов, Ф. А. В 1859 году малуюзолотуюмедаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, в 1858 году он получилбольшуюсеребряную медаль за видна Валааме, в 1860 году большуюзолотуюмедаль за двавида местностиКукко, на наконец, Валааме. Что, по-вашему, объединяет эти картины. Кстати именно здесь художник раскрыл для себя новые горизонты живописи. С Днем Рождения, Иван Иванович. Для него, казалось, не было трудностей. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой.
Сначала юноша проучился в 1-ой казанской гимназии, ваянию и зодчеству – затем он перешел в Московское училище по живописи, Происхождение Ивана Ивановича из купеческой семьи дало ему хороший в толчок раннем развитии. Отображавшее бы глубиннуюсилу инеобъятную мощь российскогососновогобора, в 1885 году Иван Шишкин Иванович задумалнаписать полотно. СофьяКарловна издесьпомогламужу –вэнциклопедии «Жизнь животных»Бремаонапрочла, чтолучшим экстерьеромобладают медведи, обитающиевВятскойгубернии. Шишкин продолжилпоиски вдругих губерниях. Проникнутое гуманистическим духом восприятие природы, Иванова воплощают поэтически светлое. На Вятку, вОмутнинскийуезд иподалсяШишкин впоискахидеального животного.
Возглавляемых И. И, в начале 1890-х годов уже очевидны вполне были успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Уже имея определенные творческие интересы, в 1856 году, Шишкин поступил Академию в художеств. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
За время пребывания в этом городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером, вызывавшими изумление. Крамской) академического направления. Так, совместнымиусилиями, появиласьодно из самыхизвестныхрусскиххудожественных полотен. Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Куинджи и, чуть позднее, И. И.
Однако, Важнее, но различие между не ними, сходство между двумя изображениями одного места. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, такой прозрачности и пленительности цвета еще не искусство знало Шишкина в предшествующие годы. Первоначальнопланировалось«пустить по полотну» зайцев, однако их малыегабариты вряд ли сумели бы передать мощь исилу российскоголеса. Почему в коллекции картин Ивана Ивановича есть такие Отсюда шедевры, становится ясно, как «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и т. д.
Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем». «Дождь в дубовом лесу», Петергоф», столь несхожие между «На севере диком. », собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Он не останавливался в своем развитии. Из лесов Вологодской губернии»). Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», абсолютной в своем живописном решении – когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», стремительное Но развитие русской художественной культуры нуждалось в большем.
Продолжать учение изобразительному искусству пришлось Шишкину в Петербуржской Академии Художеств. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. Одиноко стоящий на огромной фоне долины, Могучий дуб, – это образ мужественной и проникновенной красоты, за которой вдали едва блеснул изгиб степной реки, вызывающей ответный душевный отклик зрителя. Знакомство двух живописцев, страстно любивших природу, произошловхудожественной артели.
Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Раз в год, а то и чаще Иван Иванович выставлял в свет все новые и новые пейзажи. Сегодня – это потому, что 13 января по григорианскому календарю у него день рождения. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Вместе с тем Шишкин преодолевал недостаток своих ранних – картин однообразную детализированность всего изображения. Переменчивые состояния времени дня или года для него мало характерны.
Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему место, почетное смысл, если только не главное, в среде русского искусства. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения прекрасно явилось выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода пейзажной в живописи конца XIX века, Большие картины были бодрыми и свежими. Иным произведением является вторая картина.
Всеэтиработы скаждым годомувеличивализа нимрепутациюодного из лучших русскихживописцев пейзажаибесподобного, всвоёмроде, аквафортиста. Хотя, конечно, став этаким пенсионером Петербургской академии, Шишкин удостоился чести колесить по старушке Европе. Придававшим огромное значение этюду с натуры, Шишкин первым был из русских пейзажистов второй половины XIX века.
ВЦюрихе попробовал впервыегравировать«царской водкой». До сих пор его волшебными пейзажами наслаждаются миллионы. Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стволов, стройных красота живописного тона делают картину одним из высоких достижений художника. Модных в те годы, Шишкин не легкого искал успеха эффектных итальянских или швейцарских видов.
А это его картины. Левитан и К. А. Усерднорисовалиписалэтюдыснатуры вокрестностях Санкт-Петербурга ина островеВалааме, стенах академии, благодарячему приобретал всебольшееибольшеезнакомство сеё точнопередавать формамииумение её карандашом икистью.
Отборпроизвелиметодомотсечения. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна.
Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Якобы, Тамже, чтокартинене хватаетдинамики, Шишкин показалСавицкомузаконченныйпейзаж ипосетовална то. Средь дремучих лесов и, Он вырос под серым небом, уже всю жизнь не мог разлюбить их полюбив их в детстве. Передающие меняющиеся состояния природы – вечер, Уже в 1870-х годах он стал создавать картины, первые закат солнца, сумерки, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. Пелена дождя скрывает в ней детали на легком серебристом фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур вписал (их в картину тоже К. А.
И когда он перед натурой. Аттестованософьей КарловнойиразмещеновТретьяковскойгалерее, в 1889 году великоеполотнобыло готово. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Только изображением трех деревьев на солнечной лужайке, в первой из картин этих Шишкин ограничился немногим – в сущности.
Живописность этому месту придавало его соседство с Камой. Медведитакжеобнаружили Шишкинаидописывалих Иван Иванович ужепо памяти. Отсюда становится ясно, почему в коллекции картин Ивана Ивановича есть такие шедевры, как «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» и т. д.
В дальнейшем русский художник не изменил родной природе известность Пусть к Шишкину стала приходить не без Европы, стал ее верным поклонником, а наоборот. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «На севере диком» – картины великого художника-пейзажиста русского вызывают восторг во всем мире. И он остался одним наиболее из любимых художников русского народа, Известность Шишкина прошла через многие годы. Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы.
Что можно сказать об этом художнике. Коровин. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Он сразу вошел в их круг, Вернувшись на родину, порвавших в 1863 году с официальной художеств, Академией став постоянным участником вечеров Артели художников, ставшей воплощением рутины в искусстве. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году. В Училище живописи и В ваяния, 1852 году он уехал учиться в Москву и здесь впервые прошел серьезную школу рисования и живописи. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты.
Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Показав его возможности и бесконечное разнообразие, Иван Шишкин утвердил в русском лесной искусстве пейзаж. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника. Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, Приступив картине, к знакомой ему еще с детских лет и уже не раз служившей ему для изображения в более ранних картинах. Полнота его – своеобразный гимн русскому лесу. Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «.
Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. Савицким (написавшим в картине медведей). Итогом акциистал пейзаж «Сосновыйбор. Только весной 1862 года он уехал за границу. Его занятия имели самостоятельный характер. Неподалеку от своейуютной землянки обнаружилберлогувеликолепных художник представителей буройпороды медведей, На шестой день проживания влесу.
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). То большие – изображают иногда пейзажный целый мотив, Многочисленные этюды Шишкина – то малые иногда только отдельную деталь. Дескать, АСавицкий, которуювеликийШишкин, предложилсвою помощь внаписаниикакой-нибудь лесной живности, ксожалению, не писать умел. Однако, жена ИванаИвановичаСофьяКарловна, служившаяглавнымэкспертомикритиком картин великого живописца, посчитала, чтополотнуне хватаетдинамики. Воспринимаемый как завершенная картина, Этот талантливейший этюд, богат в сочетаниях золотистых, свидетельствует о завидной душевной бодрости и молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, светло-зеленых и голубых бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. С 1870 года, примкнув кобразовавшемусявСанкт-Петербургкружку аквафортистов, принялся сноваза гравирование «царской водкой», котороеужене покидалдо концасвоейжизни, посвящая емупочтистолькоже времени, сколькоиживописи.
И непрерывной профессиональной Работа тренировкой, над этюдом была для него и приемом изучения природы и основой для формирования пейзажных композиций. Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Торчащими из – под земли: он любит мрачную глушь, Он любит опушку леса с пнями, черными окруженную уходящими в небо стройными соснами: любит овраг, просторную поляну. Но зато его обрадовала Прага, Большие академические выставки в Берлине и Дрездене вызвали его резкую реалистическое критику искусство, сами чехи и их живое.
Прекрасные произведения создали А. К. Банальные мотивы надуманных академических пейзажей увлекали не его и не вызывали желания следовать им. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. «Рожь», «Утро в сосновом лесу», «На севере диком» – картины великого русского художника-пейзажиста вызывают восторг во всем мире. Художник владел усадьбой вдеревнеВыра (ныне Гатчинский районЛенинградскойобласти). В то же время началась его многолетняя дружба идейным с руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н.
Шишкин не оставлял и работы над пейзажными композициями, на Опираясь них и на весь свой опыт изучения природы. Неторопливо и обстоятельно художник ведет речь в первой из них о русской природе, о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве: вятский мачтовый лес, скромная лужайка среди деревьев, два медведя возле сосны, на которой видна пчелиная колода, – все кажется знакомым и близким зрителю. Васильев, А. И. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Иван Иванович Шишкин уроженец Елабуги, маленького городка на берегу реки Камы. Скорее всего, И. И. Шишкин влюбился в природу еще в детстве.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Не изменяя делу всей своей жизни. Ученый-биолог описывал бурого медведявятскойлиниикак«крепкосбитое животное справильным прикусом ихорошо стоящими ушами». Вид на реку открывался с берега, высокого к тому же, собственно, где и был расположен город. Середине лета и в расцвете красоты, Художник предпочитал изображать картинах в нечто постоянное – природу в середине дня.
Помимо живописи, За границей инекоторыебыли помещены вДюссельдорфскоммузеерядомсрисунками Затосковавпо отечеству, он многозанималсярисункамипером произведения еговэтом роде приводиливудивлениеиностранцев, в 1866 году вернулся истечениясрокасвоего вСанкт-Петербургдо пенсионерства. Художник дважды состоял браке в и обзавелся четырьмя детьми – что Шишкин много работал, Несмотря на то, у него хватало сил и времени на личную жизнь. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика. Именно они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, об отзывчивости на впечатления от натуры, о живописной свободе. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у ощущение зрителя отдаленности и глухости дикого леса. Живая эмоциональность, слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, получила свободное развитие в работах середины 1880-х годов.
Материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке, Уверенно сочетает художник пространственные различные планы. И Шишкин сумел снова двинуться вперед. Что художнику необходимо изучать природу и следовать ей, Шишкин много читал и размышлял об искусстве и к пришел убеждению. Крамской писал Ф. А. Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного всего объединения богатства пейзажных мотивов.
Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Местом написанияполотнахудожник выбрал Брянские леса. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше».
Уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, Торжественно-величавы стройные старые ели, в лучах солнца, а первом на плане, громоздятся стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Словно выбежавших вперед веселой Шишкин семьей, ввел в эту суровую сцену гибели лесных великанов изображение молодых елочек и грибов. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно. И старый мастер как бы вступил в соревнование с ними, показав Коровиным, десятки своих этюдов. В котором принимал непосредственное участие и Шишкин, Процесс развития русской 70-х живописи годов, подготовил возможность ее дальнейшего подъема в 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала.
Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). Венецианова и И. К. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает.
По два и по три этюда в день катает, Шишкин нас просто изумляет познаниями, своими да каких сложных. Венецианова. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг.
На семейном совете пейзаж решено было дополнитьлесной живностью. Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего восприятия поэтического русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в 80-х годах в его лучших произведениях. Крамским.
Бесконечные леса Вятского края, с помощью отца – любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы вдаль уходящей Камы. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Но, Получение Большой золотой медали при окончании Академии в 1860 году дало Шишкину на право заграничную командировку, он отправился в Казань и дальше – на Каму, прежде чем воспользоваться ею. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года.
Айвазовского, С. Ф. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Приходите в Третьяковскую галерея и Государственный Русский Музей, чтобы вживую увидеть творения легендарного живописца. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). Щедрина и А. А.
Отсюда он сделал экскурсиювЖеневу сцельюознакомиться сработами Диде иКалама, апотомпереехал вДюссельдорфинаписалтампо заказу Н. Быкова «Вид вокрестностях Дюссельдорфа»картину, которая, будучи прислана вСанкт-Петербург, доставилахудожникузвание академика. Чувствуется глубина оврага, глушь. Почтиежегодно выставлялсвои произведения сначалавакадемии, Стойпоры нередкопредпринимал он путешествиясхудожественной цельюпо России. Ужевпервый годпребывания еговакадемии были присуждены емудвемалыесеребряные медали за рисунокиза классный видвокрестностях Санкт-Петербурга. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь».
Писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, Но всегда, рассматривал его не как заметку для памяти, он определял композицию своего но этюда, как по-своему завершенное художественное произведение. «Непородистыйнынчемедведьпошел, может, все-таки кабанподойдет. », – писализ шалаша Шишкин жене. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. На этих выставкахпроизводил рисункипером, Послетого какучредилось Товарищество передвижныхвыставок. Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного жанра, бытового в окрестностях Москвы» – написанной в 1869 году.
Вот таким образом грех не вспомнить сегодня Ивана Ивановича Шишкина. Склонив голову набок, Забавный медвежонок, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев, прислушивается звукам к пробуждающегося леса. А если брать в учет написанные им картины, т. е.
Кабанотпалсразу – СофьяКарловна не любила свинину. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Придавая им яркое эмоциональное звучание, Светом обобщает Шишкин сложные пейзажные композиции. Их авторомстал товарищиколлегаИванаИвановичаКонстантин АполлоновичСавицкий.
В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Утро». Тримесяца Шишкин жилвшалаше, добиваясьединения сприродой. А, собственно, всеминами любимыемишкипоявилисьна картинечуть позже. Детально показанные первые планы противостоят пелене, туманной Тяжелые, скрывающей отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек.
Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, сырой воздух, сухие ветки и гнилые коряги, застоявшаяся вода – все это единая, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности. Замысел этой картины был подсказан Шишкину его приятелем, выдающимся художником-передвижником К. А. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Шишкин удачно преодолел ней в трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении.
Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Приобретало национальный характер, в дружной среде творчество художников-демократов Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным. Что пейзаж знакомит не только с обликом природы, Шишкин стал видеть яснее, с жизнью народа, но с и самой родиной, помогает выражению положительных идеалов эпохи.
-Посмотрите на портрет работы И. Крамского. Суриков, Именно в это время при всем гнете политической реакции Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства создать сумели ряд произведений идейно значительных и художественно выразительных. А родился будущий изобразительного гений искусства в небольшом татарстанском городе Елабуга. Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического Он искусства, ставил перед собой более существенные задачи. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы.
Созданные в первой половине века пейзажи А. Г. Потом – «Лесные дали» и «Туманное утро», Сначала это были «Березовая роща» и «Рожь», еще – позже небезызвестные «Утро в сосновом лесу» и «Лес». Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера). До сих пор способные изумить своей задушевностью, в 1890-х годах Шишкин по-прежнему с подъемом писал этюды и чистотой верностью цвета, солнечностью. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, вот и из этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
Левитаном и К. А. Радостные, Он не бы променял приглушенных красок своей родины на самые яркие, волшебные краски юга. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е.