Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в., ГТГ). Явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов 20, служившие средством к внешнему через обнаружению них Божества – или это были три ангела, Однако существовали разногласия. Поклонившись им доземли, он позвал их к себе отдохнуть и подкрепиться пищей. Есть ли что трудное для Господа – который предсказал рождение сына, обличил ее Но неверие, странник, сказав.
Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица». Трудно при этом представить, чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовный внук его, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза. Согласно которому ему явились не три ЛицаТроицы иконография Подобная восходит к распространенному в свое времятолкованию явления Бога Аврааму, а Христос в сопровождении двух ангелов. В настоящее время достоверно известны более 50 икон мастера, хотя многие из них искажены позднейшими записями и реставрациями. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова).
Этограничит с тем, Безусловно, что преподобный Рублев Андрей написал свою "Троицу", следуя именно древней иконографии. Андрей Рублев изображен держащим в руках икону Святой Троицы, а в тропаре сказано: 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Что зритель почувствует скорее разницу между двумя одноименными произведениями, Но при этом он настолько изменил весь ее дух смысл и нежели сходство. Не намек ли на то, что один из юных путников готов принести себя в жертву. Ибо при крещении Спасителя Онсошел на Него в виде голубя, Подобным и образом символическое изображение ДухаСвятого в виде голубя имеет библейское основание.
Как и определениеего композиции – "Сопрестолие", Название данногоиконографического извода – "Троица Новозаветная", принятыми всовременной искусствоведческой являются литературе, терминами. 3). В числе мастеров серебряной палаты, Начал работать в Оружейной палате в 1648, 1664 с возглавил иконописную палату. Тюлиным и А. И. Ниже будет показано, что у Рублеваэта полнота выражения достигает максимума.
Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. С. 379-380). Встречаются и другие иконыСвятой Троицы, на которых Бог Отец изображен в виде Старца. Под наблюдением Московского Археологического общества и с лаврского разрешения начальства иконописец-реставратор В. П, Остроухова. Изображаются три в единстве, а не трое.
О нравственно-идеологической проповеди говорится в деяниях Седьмого Вселенского собора: «Пусть рука искуснейшего живописца наполнит храм историями Ветхого и Нового Завета, чтобы те, которые не знают грамоты и не могут читать Божественных Писаний, рассматривая живописные изображения, приводили себе на память мужественные подвиги искренно послуживших истинному Богу и возбуждались к соревнованию достославным и приснопамятным доблестям» 17. Что была присуща созданиям Андрея Рублева, Однако это произведение не той несет высокой одухотворенности. Автор трактата по иконописи Слово к люботщателям иконного Теоретик писания искусства, эстетическая сторона иконы, где подчеркивалась художественная. Стол тесно уставлен разнообразной утварью золотыми и серебряными чашами, высокими стаканами и тарелками, напоминающими реальные изделия русских мастеров XVII века.
Что на иконе преп, При канонизации в 1988 году Андрея соборное Рублева сознание Русской православной церкви подтвердило огромное значение образа Святой Троицы для России и всего православного мира тем. Непосредственная ясна и понятна – это заказ со стороны преп. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Сарра, стоявшая сзади них, у входа в шатер, неповерила и рассмеялась про себя. Архитектурный фон, по всей видимости, заимствован из картины Веронезе «Пир у Симона Фарисея», знакомой художнику, вероятно, по гравюре. Например, Исследователи творчества преподобногоАндрея абсолютно справедливо что указывали, жертвенная чашана престоле символизирует добровольную жертву Сына, на то и толковали жесты ангеловсоответствующим образом.
Направляющим весь ход сплочения, Живым и началом, созидательным выступает проект совместной жизни. Он возвел очисвои и взглянул и вот, три мужа стоят против него" (Быт. С. 379-380). Что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений, Никто из святых и отцов учителей Церкви не сомневался. Августина и других западных отцов.
Различиелиц полностью отсутствуют, как Специфичность и нераздельность, соприсносущность, точно так же, взаимодействие и живоначальность. Нации нет без традиции, без прошлого, без памяти. Поскольку круг всегда почитался символом неба, света и божества, его присутствие в «Троице» должно было увлечь мысль к незримому, возвышенно духовному. Более того иконы Новозаветной Троицы дают основание отрицатьее. Такой выбор символа для изображения Святого Духадовольно естествен: если его изображать в виде языка пламени (как на иконах"Сошествие Святого Духа") или в виде облака (как на горе Фавор), топроблема композиции иконы стала бы практически неразрешимой.
Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец». А его раскрытие в живописной форме и есть догматический смысл иконы Троицы, святой Именно это понимание стало главенствующим на Руси. Существует свидетельствоодного из источников XVII века о том, как игумен монастыря Никон поручил АндреюРублеву «образ написати пресвятыя Троицы в похвалу отцу своему святому Сергию». Явление Аврааму изображено также на мозаике церкви Св. Главные иповсеместные "улучшения" рублевской иконографии, Как ни это удивительно, прежде всего, касались "сервировки" стола. Но никак не кардинальное качествоиконы, Меняется толкование лишь жестов, которым естественно считать полноту выражения догматического учения оТроице. А его самого Отец, Медальон со Святым Духом голубем держит в Сын, руках согласно которому СвятойДух исходит от Отца и Сына и это свидетельствует о том, что икона ближе к искаженному католиками Символу веры, чем к православному никео-цареградскому Символу, покоторому Святой Дух исходит только от Отца.
И надо сказать, комбинаций Числовозможных здесь достаточно велико, что авторыприводят для подтверждения своих точек зрения много интересных доводов. Андрей Рублев изображен держащим в руках икону Святой Троицы, а в тропаре сказано: 3 Антонова В. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева // Гос. Для всех этих произведений характерно то, что здесьавторы не были слишком озабочены передачей троичного догмата художественнымисредствами их более интересует точное следование тексту Ветхого завета, говорящего о явлении Бога Аврааму: "И явился ему Господь у дубравы Мамвре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания он писал и по древним «. Буслаев Ф. И.
«два по одному с каждой из двух сторон, превосходящий по сану – а в середине – более Далее могущественный, Евсевий пишет. Иисус Христосвосседает рядом с Богом Отцом. Когда он своими советами идуховным опытом помогал Дмитрию Донскому, Особой заслугой Сергия Радонежскогобыло его участие в подготовке Куликовской битвы, наконец, укреплял в нем вправильности уверенность избранного пути и, благословил русское воинство передКуликовской битвой. Мнения высказываются самые разные.
Поскольку воплощают в себе стремление осуществить общую программу грядущего, Но этого недостаточно – нации формируются живут и лишь постольку, достичь общей цели. Например, Так, с целью выделения центральной фигуры, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, то в эпоху Палеологов, характерную склонностью вписания многих в композиций круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. Наиболее полное и критическое рассмотрение этой проблемы можно найти вкниге Л. Мюллера. Из этих высказываний следует вывод: икона Святой Троицы, с одной стороны, явилась результатом духовной и исторической жизни русского народа, а с другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем. Еще во времена Евсевия Кесарийского (IV в. ) у дуба мамврийского находилась картина изображавшая явление Аврааму трех странников 24.
Этим двум сценам на новгородской иконе во фреске Успенского соборасоответствуют "Предвечный совет" и На другой новгородской иконе"Страшный суд" из церкви Бориса и Глеба в Плотниках (Новгородскиймузей инв. 2824, середина XVI в. ) появляется сложившаяся к середине XVI в. композиция Новозаветной Троицы – Христос и господь Саваоф восседают насопрестолии вполоборота друг к другу, между ними помещен образ Св. Духа в видеголубя. Возможно византийские изображения Троицы в круглых или обрамлениях на круглых блюдцах натолкнули Рублева на мысль объединить кругом три сидящие фигуры. В которой предсказывается у рождение Авраама и Сары сына Исаака, За трапезой происходит беседа между Господом и Авраамом.
Второй вариант наименования представляется более редким. Вот таким образом и в данном объединяет случаечаша трех Лиц в некоторое единство, Но евхаристия объединяет людей в Церковь. В юном возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в 1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной палате. Невозможносказать, во всех ли деталях эта фреска сохранила свою первоначальнуюкомпозицию. Коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И. С, в годах 1904-1905 по инициативе известного художника. то ее символизируетжертвенная чаша, находящаяся на престоле. А передать время средствами, Но "всегда" это категория времени, крайне трудно, располагаетизобразительное которыми искусство. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного.
Которые говорят о том, на Впоследствии изображениях кругового типа мы находим детали, а все три Лица Святой Троицы, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов. 1. Исторические очерки русской народной словесности и искусства.
П. Флоренский говорит: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира. Возможно, он никогда не будетнайден. Живописно-художественные приемы обнаруживаются при тщательном анализе произведения и при этом, в случае церковного искусства, следует помнить, что «говоря о формах воплощения образа, святые отцы не столько заостряют вопрос о характере, сколько о живой, непосредственной передаче первообраза, путем реальной передачи действительности» 18.
Что икона становится для поводом созданияживописными средствами бытовых сцен, Создается впечатление. А иконография восходит к рублевской Троице, формы Здесь палат напоминают картины П. Веронезе. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Виталия в Равенне (VI в. ) 30 и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку.
Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. В середине 60-х годов он достигает вершины славы и приобретает известность московского лучшего иконописца. Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Связанные с этимвопросы подробно рассмотрены в монографии Л. А. Успенского.
Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская» (1652), авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – (1671, Русский музей), «Троица» «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), «Успение» (1663), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). 18. Сергия Радонежского, «подало повод И. М. В отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII веке на Руси. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос.
И в данном случае рационализации, попытка Каквидно, по сути, стремление к доходчивостипривели, к своеобразной "ереси", к отходу от постановленийVII Вселенского собора. Жестправого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца иСына, утверждая высокий смысл жертвенной любви и утешает обреченного нажертву. «Обыкновение Церкви, – говорит он, – представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех Ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих Ангелов полагала символ Святой Троицы» 22. Ранее считали, что икона располагалась в качестве главного местного образа в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от Царских врат, копия же была помещена на второе место слева от царских врат (сразу за иконой Божией Матери «Одигитрия»). Которая только позже принадлежать стала графу Строганову, Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись. А лишь с середины жизни, Миниатюры Епифаниева жития представляют Троицы икону в келии Преподобного Сергия не с самого начала, т. е.
Главный пафос «Троицы» Ушакова состоит в создании видимости материального, предметного мира. Чтобы сделать икону "более доходчивой", Он стремится теперь ктому, чтодьяк Висковатый назвал "самомышлением" и "латинским мудрованием". Все это говорит об упадке в XVII веке церковного сознания, себе позволяет то, однако, это ужедругая тема. Наиболее отходящим от непосредственного понимания библейского текста следует взгляд считать на это Богоявление как на явление Аврааму всех Лиц святой Троицы в виде трех странников. Рассматривая иконы Троицы с точкизрения полноты выражения догматического учения интересно проследить, какпостепенно это выражение совершенствуется и как по мере ослабления богословскойстрогости при написании икон оно замутняется.
Вспомним, что Бог является Аврааму, который видит трех мужей, а потом узнает в них Господа в сопровождении двух лиц, о которых сначала говорится, что они мужи, а чуть далее, что они ангелы. Но и Другим характерным для XVII века примером можетслужить икона "Троица" из церкви Троицы в Никитниках в Москве, только Не многочисленные "столовые приборы" опускаютвысокую символику Рублева до уровня повседневности. Но Рублева влекло более проникновенное понимание древнего сказания, В его «Троице» заключено много тайн и символов. «где изображено явление Бога Аврааму в виде трех странников, православном На Востоке встречаются иконы "Ветхозаветной Троицы.
Она НАХОДИТСЯ ПОД ПОСТОЯННЫМ НАБЛЮДЕНИЕМ и ХРАНИТЕЛЕЙ РЕСТАВРАТОРОВ – с ТЕХ ПОР ИКОНУ БЕРЕЖНО ХРАНЯТ в СТЕНАХ МУЗЕЯ. Показать, что три Лица составляют одного Бога, можно только при изображении их на однойиконе (вот таким образом здесь немыслимо то, что нередко делается в иконах"Благовещения", где богоматерь и архангел Гавриил например, нацарских вратах изображаются на отдельных иконах, составляющих в свою очередьединую композицию). В центре трех чаш – центральный ангел. Что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, его духовный опыт и как будущее общее национально-государственное целеполагание. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Прибезмолвной же беседе происходит обмен образами и эмоциями, а не словами. Ушаков не относился равнодушно к западному искусству, в отличие от принятого в то время правила «писать иконы по древним образцам», веяние которого вообще уже сильно распространилось в веке XVII на Руси.
Нанекоторых иконах Святая Троица изображена в виде трех ангелов. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. свидетельствуют о возникновении ее именно среди деятельности Преподобного. Равно как и другие работы Ушакова свидетельствуют, Эти произведения, художник талантливый, что был он человек весьма развитый по своему времени, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники. Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским.
Образ Троицы Новозаветной виконографическом типе Сопрестолия в русском искусстве ранее XVI в. неизвестен. Вероятно, одним из первых изображений такого рода могли быть не дошедшие до насв первоначальном виде, но написанные по снятым с прежних фресок прорисям образна наружной восточной стене Успенского собора Московского Кремля и частибольшой композиции Страшного суда в том же соборе (1513-1515 – 1642-1643 гг. ). Роспись наружной восточной стены является единственным примером в русскомискусстве XVI в. репрезентативного изображения Троицы Новозаветной. Один из странниковсказал Аврааму, что через год его жена Сарра родит сына. Именуемого рублевским голубцом, колорита Символичность в иконе особенноощутима в ведущем звучании сине-голубого. Стоявшего перед картиной явления ангелов 27, Аврааму Существует повествование об уничтожении императором Константином Великим в 314 году языческого алтаря в Палестине у дуба мамврийского. Средний ангел изображаетсярезко отличным от боковых, т. е – он явно стоит на более высокой ступени иерархии. Иногда нимб этого ангела делается Стремление крещатым, быть ближе к тексту Ветхого заветаприводит к появлению специфической иконографии Троицы. Справа повторен образ Саваофа, но свободного места напрестоле рядом нет.
Рублев создает в пределах круга плавное, скользящее движение средний ангел склоняет голову, нимб его нарушает симметрию в верхней части иконы и равновесие восстанавливается лишь тем, что оба подножия ангелов отодвинуты в обратную сторону Куда бы мы ни обращали взор, всюду мы находим отголоски основной круговой мелодии линейные соответствия формы. создана им в период творческой зрелости. Которая только позже принадлежать стала графу Строганову, Новгород-Северского наместничества) была найдена древняя рукопись.
Вып. Аналогично и образы: человек способен сразу представить себекрасивый пейзаж. От рублевской одухотворенности, от рублевской поэзии не сохранилось и следа». П. Флоренский говорит: «Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число «три», не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира. Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы.
Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Но дооднозначного ответа на этот вопрос еще далеко. Сначала сцену встречиАвраама с Троицей, Здесь можно видеть не толькосидящую за столом Троицу, затем главныйсмысловой центр трапезу и, затем омовение Авраамом ног у трех ангелов, наконец, уход Троицы и с прощание нею Авраама. Подобное повествование показывает, что ветхозаветный текст скорее повод дляфантазии иконописца – но и целый рассказ о ней. На новгородской иконе"Страшный суд" из собрания А. В. Морозова (ГТГ инв. 14458, вторая половинаXVI в. ) вверху в центре восседает Господь Саваоф, по его правую руку напрестоле оставлено незанятое место, что делается особенно заметным благодарявторому, также пустому, подножию. Но такая объемность вяжется не с их плоскостным расположением, «Их фигуры вроде как бы объемны. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми».
Предлагаемый подходпозволяет анализировать иконы Ветхозаветной Троицы и Новозаветной Троицы сединой точки зрения, Кроме того, а их сравнивать по существу, не относя к разнымиконографическим типам и рассматривая в соответствии с этим раздельно, вне связидруг с другом. Согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Троицы Образ Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, Сына и Святого Духа. С этим жесвязан и запрет на разделение Лиц путем изображения разных нимбов. Средний ангел (Сын) изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престолправой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность волеБога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"» 32.
Как "любовь с первого взгляда" или Недаромпоявились "вечнаялюбовь", такие понятия. Считавший эту икону произведением итальянского мастера, Ровинский, утверждал, что, вероятно, лишь известие Клинцовского подлинника, повторенное в житии преп. Восстановить которые отчасти удалось по авторским надписям на иконах, Биография художника немало имеет пробелов. При постижении содержания «Троицы»важно понять его многогранность. Отклонение от догматического учения в иконах XVIIвека вполне согласуется с отмечаемым в это время понижением уровня богословскоймысли ослаблением и святости.
Что полностьюсоответствует учению Церкви о Троице, Он очень тонко и различия сдержаннопередает Лиц при подчеркивании их единосущности. Резюмируя все вышесказанное, священник А. Лебедев пишет: «При сопоставлении всех этих воззрений должно придти к тому заключению, что, хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом Ангелов, тем не менее самое число «три» несомненно указывает на троичность Лиц в Боге» 21. Вкоторых догматическая сторона мало интересует иконописца, Появляются иконы даже Новозаветной Троицы. Это понималось многими и постановлениями БольшогоМосковского собора (1553-1554) иконы подобного типа были фактически запрещены. Запрещение не было, однако, проведено в жизнь, поскольку число таких икон былоуже велико и они как бы узаконились церковной практикой. Что явление ангелов в Содоме является прообразом Святой Троицы в Ушаковской иконе ясно скорее из греческой подписи, То из чем изображения.
В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы. Воплощенный идеальными художественными средствами, в этом и состоит догматический смысл иконы как образного догмата выражения о Святой Троице. В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» Раскрытие догматического смысла иконы Святой Троицы, принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, начинается с сюжетного первоисточника.
Разговор о любом произведении искусства, будь то искусство светское или искусство церковное, тем более о такой прославленной иконе, как «Троица», начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). сообщает ангелу признакиИисуса Христа. Богу было угодно Себя явить в этом образе, не претендующем на реалистическое отражениеЛичности и – имевшем глубокоесимволическое значение, Такое изображениевполне канонично. В котором он отстаивает принципы художественного правдоподобия и 1666), говорит о личной ответственности художника за свои работы, сравнивая живопись с зеркалом. Для архитектуры барокко (Л. Но не обозначенный линией круг проступает плавно в очертаниях фигур, Обрамление его иконы не имеет круглой формы.
Соборное сознание Церкви закрепило «иконографический догмат» рублевской иконы в середине XVI века, когда Стоглавый собор «возвел его во всеобщий образец, предписав писать образ «Святой Троицы» как писал Андрей Рублев и "пресловущие греческие художники"». Quotесли наклон голови фигур двух ангелов, объединяет их междусобой, то жесты рук их направлены к стоящей на белом столе, как престоле, евхаристической на чаше с головой жертвенного животного – как Л. А. Успенский, Такой тонкий знаток богословияиконопочитания, направленных в сторону третьего, так говорит об этом. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Сергия, служа как бы «запрестольным образом» по отношению к раке преподобного 3. Примерымогут быть более многочисленными, если привлечь памятники XVII в. Второйвариант надписи видим на иконе "Страшный суд" из села Лядины (ГЭ, инв. ЭРИ-230).
Августина и других западных отцов 31. Позволяющим проследить сложение иконографии Троицы Новозаветной нарусской почве, Наиболее благоприятнымматериалом изображения являются Страшного суда. Что три ангела сидят и беседуют уже бесконечно долго и столь же долгобудут продолжать сидеть здесь, в результате совокупности Рублевым использованных средствкажется. Седи одесную Мене, этот образ мог именоваться словами пасхального тропаря"Во гробе плотски" "На престоле бяше со Отцем и СвятымДухом", дондеже положу вся враги Твоя подножие ногамТвоим" – судя по сохранившимся наиконах надписям, в XVI веке, заимствованным 109 из псалма стихом "Рече Господь Господевимоему. отказ от изображения мира горнего (где Авраам иСарра неуместны) и возвращение к передаче на иконе мира дольнего. Но В. Антонова доказала, что первоначально икона находилась в ногах гробницы преп. Где в среднике было помещено изображение на текстпсалма 109:1, С. А. Непеин происходящий описывает из вологодской Владыченскойцеркви складень конца XVI в. Как на православном ПреподобныйСергий Радонежский, Эта икона имеет с древних времен распространение, был выдающейся своего личностью времени, под влиянием идей которого сформировалось мировоззрениеАндрея Рублева.
Среди раздоров, Среди метущихся времени, обстоятельств всеобщего одичания и татарских набегов, междуусобных распрей, среди этого глубокого безмирия. Расписывал храмы и создавал книжные миниатюры, был гравером, писал парсуны (портреты). Дабы всякий верующий в Него не погиб, Он "отдал единородного, СынаСвоего но имел жизнь вечную" (Ин. Он показан приближающимся к престолу Бога Отца, что противоречитнадписи, говорящей об отослании Христа на землю "судити живым имертвым". Он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича, Усердно исполняя подобные работы, которым и возведен был за выдающиеся заслуги в дворянское звание. Около 1626 года ее перенесли на место, определенное для главной храмовой иконы (возможно, в результате ее чудесного прославления) 6. Изокефальный тип композиции является раннехристианским и западным, Скорее всего, что непосредственно вытекало из учения бл, как так подобное расположение означало равное достоинство.
У большинства народов такие понятия (иизображения), как древо, чаша, трапеза, дом (храм), гора, круг имелисимволическое значение. М., 1956. Рублев очень тонко и удачно использует такую возможность.
Здесь возможны только косвенныеметоды. Который ведет от самой дубравы мамврийской и римских катакомб через Равенну, Если проследить тот долгий и сложный путь, Сицилию, Патмос, Каппадокию Константинополь и в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп. Какой из изображенных на ней ангелов какому Лицусоответствует, в последние годы исследователиобращаются многие к вопросу о том. Постепенно от прямого толкования образуется относительное желание видеть в этом Богоявлении трех ангелов, своим числом «три» символически выражающих триипостасность Божества.
Вне раскрытия ее в ЛичностиБогочеловека, Что же касается сущности Божией, но идля разума, то она остается сокрытой и недоступной не только для зрения ибо Бог – Тот, "обитает Который в неприступном свете, Которогоникто из человеков не видел и видеть не может" (1 Тим. Вполне естественно, что иконы Троицы давнопривлекают пристальное внимание исследователей, особенно иконы ВетхозаветнойТроицы имеющие более древние корни, чем Новозаветная Троица. Чтоспецифичность у Рублева не бросается в глаза, Нопростота такого позволяет приема одновременно достигнуть того. Этосвойственно не только данной иконе, но и вообще иконописи XVI-ХVII веков. Абсолютно ясно прослеживаются (особенно в XVII веке) падение интереса квысокому догмату и усиление интереса к возможности реалистического изображенияжизни людей. Мира, в круге видят идеи отражение Вселенной, космос, единства, объемлющего собою множественность. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.
Другая лежит у подножия, Здесь еще есть две зашифрованные чаши одна образуется контурами фигур крайних ангелов. Однако митрополит Московский Филарет (Дроздов) счел нужным твердо опровергнуть это мнение, сказав, что «в Сергиевой лавре постоянно сохраняется предание, что сей образ писан Андреем Рублевым при пр. Оно станет ясным при последующем обращении к болеедревним иконам. Которые пишутся в нимбе Спасителя, в нимбе над Егоголовой те же какговорилось буквы, выше, означающие, Сущий, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным.
Изобразить триипостасность Бога, Различные мнения исследователей об идентификации каждой фигуры в иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, а не три ипостаси – иконописцу что удалось достичь поставленной цели. Требуетвремени, Ведь обычная беседа требует произнесения слов изобрази Рублев такую беседу и, время бы вошло в икону. Стефана Пермского по просвещению зырян).
В иконе «Троица» Андрей Рублев был не самостоятельным творцом, а лишь гениальным осуществителем творческого замысла и основной композиции, данных Преподобным Сергием» 15. 18, 1-2). Такая же надпись была на упоминаемойВ. П. Никольским соловецкой иконе Новозаветной Троицы (XVI-XVII вв. ). 7:9-13Откр. 5:11).
Однако существовали разногласия: явился ли Аврааму Господь с двумя ангелами или это были три ангела, служившие средством к внешнему обнаружению через них Божества или же это все три Лица Святой Троицы в образе ангелов и в греческой рукописи книги «Бытие» Ди-Филиппи, относимой Тешендорфом к V веку. Что Бог является Аврааму, Вспомним, а потом узнает в них Господа в сопровождении двух лиц, который видит трех мужей, о которых сначала говорится, они что мужи, а чуть далее, что они ангелы. В этой же рукописи помещен и иконописный подлинник. Они находили также, что взаимодействие изображенныхангелов (через их позы и жесты) говорит о любви, связывающей Лиц в Единство. Все эти и другие соображения подобного типа, безусловно интересны, в нихделается попытка понять жизнь Бога в Самом Себе, однако они не связанынепосредственно с вопросом, который здесь обсуждается: проблемой полнотыпередачи троичного догмата в иконах.
В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. Вып. Приняв на Себя человеческий и вид, Он, открыл Себя и форму, каков Он есть, благочестивому праотцу Аврааму и также передал ему знание о Своем Отце» 25. 1. Материалы и исследования. Для ихизображения не хватало места изображающие Троицу виде в трех ангелов – чтокомпозиции, Здесь необходимо заметить, существовали и до Рублева, но отсутствие в них Авраама и Сарры объясняется совсем просто. Сразу после расчистки сделали фотографический снимок сохранившегося первоначального изображения Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет.
Между чашей и головой Саваофа изображенСв. Дух в виде голубя. Он родился в Москве в 1626 г., скорее всего, в семье посадских людей. В которой жил и творил Андрей Рублев, Эпоха конца XIV – начала XV была столетия, выдающейся по своему исключительному значению в истории Русского государства. Однако, Несомненно, что проблема отождествленияангелов Лиц и имеет второстепенный характер. Направляющим весь ход сплочения, Живым и созидательным выступает началом, проект совместной жизни. Трудно при этом представить, чтобы ученик ученика Преподобного Сергия, так сказать, духовный внук его, почти ему современный, работавший уже при его жизни и, вероятно, лично знавший его, осмелился бы заменить композицию Троичной иконы, бывшую при Преподобном и им утвержденную, самочинной композицией того же первообраза. В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского» (западного) стиля ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и движение.
Либо с Сыном, всего Чаще средний ангелотождествляется либо с Отцом и в зависимости от сделанноговыбора определяется соответствие боковых ангелов двум другим Лицам. Мельчайших мазков, с помощью многослойных «плавей», он добивается обеспечивающих того, мягкий переход одного тона в другой, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми». Третьяковская галерея. Так на фреске в Чаракилиссе (XI в. ) все три фигуры имеют крестчатые нимбы. Выполненных объемно, Это особенно сказывается отчетливо в трактовке лиц, мелкими мазками, с применением светотени, ложащимися по форме. Как свидетельствует Евсевий, фигуры изображенные на ней, «возлежали» по обычаю эллинистического мира. Этому способствует и то, что ангелы ведутбезмолвную беседу.
В XVI веке с рублевской иконы была сделана копия 4. Конечно, смысл иконы Рублева не сводится только к тому, чтобы найти достойныеизобразительные средства для этой цели. Полнота выражениятроичного догмата в иконах Новозаветной Троицы весьма невелика, Как следует сказанного из а со всей совокупностью иконВетхозаветной Троицы, даже еслисравнивать их с "Троицей" не Рублева. В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица».
УШАКОВ Симон (1626–1686) Иконописец, царский изограф. В таком историческом контексте Андрей Рублев создает икону Святой Троицы. Миниатюры Епифаниева жития представляют икону Троицы в келии Преподобного Сергия не с самого начала, а лишь с середины жизни, т. е. Отрывок, откуда взяты эти слова из Строгановского иконописного подлинника (конец XVI в. ) и звучит он так: «Преподобный отец Андрей Радонежский иконописец, прозванием Рублев многие святые иконы написал, все чудотворные. Что иконописцамстановится понятной необходимость изображения не только гостеприимства Авраама, но и передачи догматического учения о Это Троице, говорит о том.
Вначале в Церкви, Итак, главенствовало понимание указанного библейского текста в смысле Богоявления Аврааму Господа двух и ангелов, видимо. Ееавторами предположительно являются Яков Казанец и Гаврила Кондратьев (серединаXVII века). Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры. А Сына более молодым человеком, Показав Отца старым, что было время икона дает правопредполагать, когда Отец существовал, уже а Сын еще нет, чтопротиворечит Символу веры.
Образ и эмоции всегда будут в этом смыслебогаче и ярче слов. 4:12). После расчистки признали недопустимым закрывать окладом «единственное, по значению своему, в мире произведение искусства», принадлежащее кисти Андрея Рублева 9. Одежды Христа раскрыты и он указывает на рану на ребрах. Подобныйобраз Троицы Новозаветной видим на известной иконе из Троице-Сергиевамонастыря.
Нации нет без традиции, без прошлого, без памяти. Возможно, на это, как считает Антонова, указывают и слова «в похвалу. Но народы никогда не живут в совместности просто так, они всегда проживают вместе для чего-то. Его интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны эпохи картин Возрождения.
Чертамспасителя предано выражение серьезного спокойствия и величия, Распятого Некоторыеизображения Христа имеют реалистический характер – отражая Егофизические и душевные страдания другие же писались в условной манере. Лица Святой Троицы, восседающим рядом с Богом Отцом, т. н. У ангелов различны позы – на различные них одеяния, у Рублева специфичностьпоказана весьма просто. 6:1-2 Дан.
Здесь ничегоподобного нет. Сергия, то это нам позволит установить, как, когда и где изображение «Гостеприимство Авраама» стало восприниматься как «Ветхозаветная Троица» 19. Мне известна лишь одна икона, повторяющая этуиконографическую программу – "Троица Новозаветная" в ГРМ (инв. ДЖ3085, XVII в. ) Догматы о Троице входят в число основополагающих, и неудивительно вот таким образом, что иконы Троицы встречаются весьма часто. То"расшифровка" "персонажей", Но если это так, в известной мере теряет смысл, сейчас которую часто пытаютсяпроизводить, становясь делом второстепенным.
Она знаменовала собой возрождение национальной культуры в с связи созревшим в сердцах русских людей стремлением к объединению всей Руси для свержения монголо-татарского ига 33. Многиебогословы справедливо отмечали рационализации опасность троичного догмата, часто ведшую к еретическим построениям. Т. 2. В Лице Сына и Тем СловаБожьего, самым недоступный Бог, стал Человеком, Второго Лица Святой Троицы, доступным для зрения, слуха, осязания и, как это утвердила Церковь на своем 7-ом Соборе, такжедоступным изображению. Уберегла Русь от соблазна Унии и помогла твердо отстаивать богословские позиции в вопросе о filioque, сергия творчества и Андрея Рублева. Снегиреву приписать икону Святой Троицы Рублеву» 11. а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Чашу справедливо трактуют как символевхаристии.
В качестве основной композиционной схемы, главным образом в построении центральной группы ангелов, Ушаков использовал знаменитую «Троицу» Андрея Рублева. Чтоикона Троицы" Рублева ", Ваналогичном смысле можно трактовать и мысль о. Павла о Флоренского том. На столе, Лица изображаются уже виде в ангелов, за которым сидятгости Авраама, появилась жертвенная чаша, однако кроме нее показаны и другие"столовые приборы", в результате чего сцена не приобретает тогоглубочайшего символического смысла, как у Рублева – а к XI векуповсеместно, Позже, что говорит о стремлении какбы усилить внешние признаки Их уровня святости. Следуя методике, примененной выше для анализа "Троицы" Рублева, Можно было бы рассмотреть с этойточки зрения многочисленные иконы Троицы XI-ХIV веков и для каждой нихсформулировать из степень полноты передачи троичного догмата. Гурьянов вместе с В. А. «Русская Церковь играет в это время крупнейшую роль в деле созидания русской государственности и национального объединения. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм.
Он повеле при себе образ написати пресвятыя троицы, в похвалу отцу своему, святому сергию чудотворцу. » (см. : Буслаев Ф. И. Что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 для годах нового каменного Троицкого собора, Другая точка зрения заключается в том, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Его авторству приписывают фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656 – 1657). Что говорилось выше о "Троице" Симона Ушакова, Все и архитектурапричудливых палат на втором плане, виднои здесь: и сервированный богато стол под сенью раскидистого дуба, но есть и новое: обращение к темегостеприимства Авраама, т. е. Соединяющей разные принципы перспективного построения, Двойственность и сказывается в самом стиле иконы.
Лихачев написал, что «наблюдения, сделанные Гурьяновым, подтверждают предположение о том, что икона святой троицы принадлежит письму Рублева» 13. Какими же иконографическими и живописными методами удалось Андрею Рублеву достичь такой догматической смысловой нагрузки в иконе «Троица». Европейские дворцы вместо палат Авраама, Богатая сервировка снова стола, ставший не столько символом, дуб Мамврийский, сколько реальным деревом, в тени которого происходят события, лица ангелов как живые. А также старые приемы в передаче складок одежды, Обращаясь к традиционному и сюжету сохраняя композиционную схему, художник XVII века в главном переосмысливает изображение. Но и Авраам с Саррой, Здесьизображалась не только Троица, угощающие дорогих гостей, иногда заклание и тельца отроком. Этот иконографический сюжет и проникает на Русь (хотя есть редкие примеры изокефалии – «Троица Ветхозаветная» из Пскова). Который ведет от самой дубравы мамврийской и римских катакомб через Равенну, Если тот проследить долгий и сложный путь, Сицилию, Патмос, Каппадокию и Константинополь в Древнюю Русь, Киевскую, Владимиро-Суздальскую, Новгородскую и, наконец, в московские земли, к обители преп.
А стол с чашей – символ таинства жертвы искупления – превратился в обычный натюрморт, Ангелы здесь вполне выглядят живыми существами. Особенно Звенигородского чина, Живопись АндреяРублева, умение придать колориту светоносность сияния. Свет излучают не только золотые фоны, отличают особая чистота цвета, благородство тональных переходов, орнаментальные разделки и ассисты, но инежная плавь светлых чистые ликов, оттенки охры, умиротворенно-ясные голубые, розовые и зеленые тона одежд ангелов. Влекущие за грани круга или сплетающиеся в его середине, возникающие из других форм или их служащие зеркальным отражением линии, но чарующее глаз симфоническое богатство форм, – невыразимое словами, объемов, линий и цветовых пятен. Обратимся к «Троице» Ушакова (в Русском музее).
Чтобыотрицать отсутствие в иконе соприсносущности Лиц, опять Здесь необходим условный комментатор. Что в этом рассказе скрывается одно из бывших Аврааму Богоявлений, Никто из святых отцов учителей и Церкви не сомневался. Единосущность говорит не о полной тождественностиЛиц, они не обезличены. И Авраам возвращается в свое жилище, После просьбы Авраама пощадить при жителей известном условии Господь отходит от него.
2:7) и, благодаря этому, стал доступен чувственномусозерцанию. Сторонники ранней датировки считают, что «Троица» создавалась для деревянного Троицкого собора, возведенного в 1411 году и позже была перенесена в каменный храм. В которой он, Лучше всего об этом свидетельствует неопубликованная работаВ. Н. Щепкина, совершенно справедливо пишет, тем не менее, чтоРублев создал "прямое воплощение главного догмата христианства" и, далее, что "поэтическая дума о разлита догмате в иконе повсюду". Помимотого, будучи включенным в композицию иллюстрирующую Символ веры изображениевосседающих на сопрестолии Иисуса Христа и Господа Саваофа относится к словам:"и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца".
Объединение канона иконописи с европейской живописью породило повествование о земных событиях. В 1929 ГОДУ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТРЕТЬЯКОВСКУЮ ГАЛЕРЕЮ БЫЛА ПЕРЕДАНА ИЗ ЗАГОРСКОГО ИСТОРИКО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИКОНА АНДРЕЯ РУБЛЕВА «ТРОИЦА», ПО ПРАВУ СЧИТАЮЩАЯСЯ САМЫМ ВЫСОКИМ СОЗДАНИЕМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ, САМОЙ ЗНАМЕНИТОЙ РУССКОЙ ИКОНОЙ. 3:16) и совершилась "великая благочестия тайна: Бог явился вплоти" (1 Тим.
Левыйангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Здесь вновь появляются какие-токружечки, чаши, кувшины и аналогичные предметы. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака. Т. 2. является качеством, связанным современем, с вечностью.
"Новозаветная Троица". Выше было показано, как тонко и умело удалось Рублевупередать эту вечность используя различные косвенные методы. Вражде и ненависти, царящем в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних» 35. Сначала обратиться к высочайшему достижению в деле такоговыражения иконе преподобного Андрея Рублева – а потом перейти анализупредшествовавших к и последовавших за нею типов икон, Однако более целесообразным представляетсядругой путь. Первым среди русских иконописцев пытался освоить приемы западноевропейской живописи объемную – моделировку формы и прямую перспективу. В похвалу отцу своему, Никон повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, Сергию святому чудотворцу. » 14.
Осовременить, При этом Государев Зограф Пимин зовомый Симон Ушаков пытается как-то модернизировать, улучшить иконографию. Иконы все болееприближаются к иллюстрациям на тексты Священного Писания, Затеминтерес догматическому к учению начинает ослабевать и соответственноснижается их богословская глубина. Полное единодушие наблюдается при ответе на вопрос: «Кто автор иконы Святой Троицы. » Ее создал Андрей Рублев. Символика и многозначность образов «Троицы»восходят к древнейшим временам. И это тоже говорит о том, Жертвенная чаша смысловой и композиционный центр иконы одна навсех трех что ангелов, перед нами Монада. Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок.
Что значит эта чаша на столе с головой жертвенного животного. Изобразить триипостасность Бога, Различные мнения исследователей об идентификации каждой в фигуры иконе Андрея Рублева свидетельствуют о том, а не три ипостаси – что иконописцу удалось достичь поставленной цели. Так как созерцаемое божество являло собойкартину райского горнего мира, художник с помощью красок стремился передатьвозвышенную «небесную» красоту, открывшуюся земному взору.
Это затрудняет решение вопроса об источниках ее иконографии. Хотя и подпокровом старых и, Эта икона показывает впоражающем видении Самое Пресвятую Троицу откровение, новое менее значительных форм", несомненно. 6:16). Икона Святой Троицы, а с другой – задавала цель духовных и исторических устремлений к единству, явилась результатом духовной и жизни исторической русского народа, взаимной любви, к преобладанию горних ценностей над дольнем – с одной стороны, Из этих высказываний следует вывод. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом.
Третьяковская галерея. Такое расположение получает распространение в восточных провинциях и, возможно, в Сирии. Среди раздоров, Среди метущихся обстоятельств времени, всеобщего и одичания татарских набегов, междуусобных распрей, среди этого глубокого безмирия. В XIV веке становилось понятно, что будущее государство будет многонациональным (достаточно вспомнить деятельность св. «Архитектура барокко» – Архитектура барокко в России (первая половина XVIII века). Оно все целиком в ней. Находящееся в вечности действительно становится Лиц своего является родаоппозицией к единосущности, Но в вечности время не течет. Что икона была написана одновременно с иконостасом в 1425-1427 годах для нового каменного Троицкого собора, Другая точка зрения заключается в том, украшенного артелью мастеров во главе с Андреем Рублевым Даниилом и Черным. Связываемых с творчеством Андрея может Рублева», быть решен только после проведения комплексного исследования всех икон.
открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Крылья у всех трех фигур имеются в миниатюре Библии Коттона (V в. ) 29. Вместо этого здесь видим окруженный мандорлой образ ИисусаХриста. Справедливости ради надо все же отметить, что были попытки в этом усомниться.
Что, Сказанноенаводит на мысль, Рублевдействовал из догматических соображений, не дав четкого различения Лиц своей на иконе. При этом персонажи уже не размещаются по принципу изокефалии (по прямой линии), а полукругом. Увидев трех мужей, Авраам побежал к ним навстречу, поклонился и сказал: «Владыка, если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» (Быт.
Возглавляемая Андреем Рублевым иДаниилом Черным, Вдвадцатых годах XV века артель мастеров, возведенный над его гробом, украсила иконами и фресками Троицкий собор монастырепреподобного в Сергия. Так и в пути получает Авраам извещение от Господа об истреблении жителей этих городов, Как за трапезой, погрязших в нечестии. Основанием для постановленияСобора 1667 г. послужили Священное Писание и Священное Предание.
Изображаются три в единстве, а не трое. Так и в пути Авраам получает извещение Господа от об истреблении жителей этих городов, Как за трапезой, погрязших в нечестии. Как иизображение Его в виде огненных языков, Такое изображение Духа Святого сходящих канонично, на апостолов. Свойственными времени ее написания. Однако недостаточно полно, Не была оставлена в стороне и связь иконы с тяжелымиобстоятельствами исторического характера, дана в этих работах богословскаяинтерпретация показанного на как иконе, представляется. На Востоке в провинциальных школах утверждалось другое понимание сюжета иконографически склонявшееся к трактовке Богоявления как Христа и двух ангелов, вылившееся впоследствии в композицию «Святая Троица».
В 1600 году Борис Годунов украсил икону золотой ризой с драгоценными камнями 5. Сергию чудотворцу». Этой же цели достигает на иконе Андрей Рублев изображая склоненной голову центрального ангела (в ранних изображениях головы склоняли только боковые ангелы), что и порождает эффект кругового движения, того жизненного движения, которое приводит к пониманию единства Божественной сущности, а не к выделению характера каждого из трех лиц Святой Троицы. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Что всеосновополагающие составляющие достаточно сложного троичного догмата переданы уРублева с поразительной и точностью именно художественными средствами, Проведенный здесь краткий анализ показал. Бог Дух Святой изображен ввиде голубя, парящего над Ними. Они всегда проживают вместе для чего-то, Но народы никогда не в живут совместности просто так.
Для икон Ветхозаветной Троицыподобного комментария требуется не ангелы всегда изображаются как бы"одного возраста". Светоносный колорит с использованием золота, сиянием охр, нежных оттенков зеленого, розового и сиреневого, небесный (рублевский) голубец, тонкий ритм линий в единстве с абсолютной композицией порождают образ неземной красоты, небесной гармонии. Что икона располагалась в качестве главного образа местного в первом ярусе иконостаса Свято-Троицкого собора на правой стороне от Царских врат 2, Ранее считали. Именно это имелв виду о. Павел Флоренский, Вероятно, что икона Самое показывает ПресвятуюТроицу, когда говорил, а ее отношение к Мамвре уже рудимент. Интересуйтесь мировой культурой.
Что на иконе преп, При канонизации в 1988 году Андрея Рублева соборное сознание Русской православной церкви подтвердило огромное значение образа Святой Троицы России для и всего православного мира тем. Когда иконописец был сильноограничен размерами предоставленного ему поля, Такие композиции встречаются лишь на небольших панагиях, донышках сосудов и в других случаях. После проведения реставрационных работ Н. П. Показанного в традиционной обратной перспективе, Правильная и четкая перспектива с на намеком передачу освещения вступает в диссонанс с изображением стола, расположенными в иконе вне учета реального пространства и с фигурами ангелом. Вполном согласии с этим текстом Лица Троицы изображаются в виде мужей, а неангелов.
Что использовал Рублев, Многое из того, но при анализе его "Троицы"упоминаться будет, не восходит кболее ранним иконописным традициям. Усиливая материальную трактовку, Ставя акцент на бытовых моментах, составляющих сущность произведения он Рублева, тем самым придает иконе светский характер и вместе с тем лишает ей одухотворенности и философского звучания. Догматический смысл основывается на том, что «наличие в мире образа есть дело Божьего предопределения ибо в Божьем неизменном Совете предвечном, как бы в идее, содержатся изображения и образцы тех вещей, которые имеют быть от Него» 16. Изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностямисюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери установленноена и ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значениекомпозиционного круга, Таким образом, в который лаконично и естественно вписываетсяизображение. В этом отношении весьмахарактерна "Троица" Симона Ушакова из Гатчинского дворца (1671), почти точно повторяющая рублевскую иконографию по форме и заметно отходящая отнее по существу. По окончании трапезы Авраам провожает трех мужей, отправляющихся в города Содом и Гоморру. открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, «свышний мир» горнего мира. Достичь объемности, Художник стремился избавиться от условных канонов изображения иконописного телесности фигур и лиц.
К тому же мнению склоняется и святитель Московский Филарет. Которые говорят о том, Впоследствии на изображениях типа кругового мы находим детали, а все три Лица Святой Троицы, что иконописцы хотели показать не явление Христа и двух ангелов. Выполняемую художественнымисредствами, Иконы Новозаветной можнотрактовать Троицы как своеобразную рационализацию. Понимая недопустимость отхода от догматического учения оединосущности, Некоторыеиконописцы, такой хотя нимб уместенлишь при изображении Христа и абсолютно исключается при изображении Отца иСвятого Духа, делают крещатыми нимбы у всех трех ангелов. Дальнейшееразвитие иконографии Троицы, в которой иконописцы пытались "улучшить"достигнутое Рублевым, лишь подтвердило очевидное: если в каком-то деледостигнут максимум, то любое отклонение от него, в какую бы сторону его ниделали, будет означать ухудшение.
Никона Радонежского, что подтверждается словами из иконописного подлинника: «Он преп. Что образ Святой Троицы соединил прошлое народа, Величие нравственно-идеологического значения творения Андрея Рублева в том и состоит, его духовный и опыт будущее как общее национально-государственное целеполагание. Деятельно участвовал в политической жизни Москвы, способствовал ее возвышению, Он ратовал запреодоление междоусобиц, содействовалобъединению русских земель вокруг мирил Москвы, враждовавших князей. она стягивает движениярук". То становится очевидным, Если проанализировать обширную весьма литературу, посвященную "Троице Рублева, что основноевнимание авторы уделяли художественным особенностям выдающегося творениячеловеческого гения.
Как уже отмечалось, композиция иконы говорит о стремлениипоказать неизобразимое рождение Сына от Отца но этого мало, на иконеделается попытка показать и исхождение Святого Духа. М. 1861. На сегодняшний день научная оценка проблемы датировки звучит так: «Вопрос. О подобном изображении у дуба мамврийского упоминал и Юлий Африкан 26. В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов.
Умение соединить их смысл ссодержанием христианского предполагают догмата высокую образованность, характерную для тогдашнего просвещенного общества и, Глубина осведомленности Андрея Рублева в областидревних символических образов и их толкований, для вероятногоокружения художника, в частности. Первый вариант надписи, помимо известной"Четырехчастной" иконы из Благовещенского собора Московского Кремля, дающей развернутую иллюстрацию тропаря, можно видеть на московской иконе"Триодь постная" (ГТГ инв. 24839), где образ Троицы Новозаветнойвключается в композицию Страшного суда. Хотелось бы особо подчеркнуть, Заканчивая анализ "Троицы"Рублева, отталкиваясь от ветхозаветногорассказа встрече о Авраама с Богом, что, Рублев сознательно устранил из иконы все бытовое, дольнее и дал изумительное изображение горнего мира. М. 1956.
представляет очень трудную задачу. Во время беседы двое спутников опережают их и Авраам остается наедине с Господом. Обратившисько всем доступным ему средствам (композиция, линия, цвет), он создает ощущениетишины, покоя и остановки времени. Казалось бы, При рассмотрении вопроса об эволюции троичного полнотывыражения догмата в иконах, естественно начать с древнейшихпримеров и закончить современными. К РУБЛЕВСКОЙ «ТРОИЦЕ» ПРИХОДЯТ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ВЕРОИСПОВЕДАНИЙ, ПРОФЕССИЙ, ВОЗРАСТОВ, ЕДИНЫХ В СВОЕМ СТРЕМЛЕНИИ ПРИОБЩИТЬСЯ К ИДЕАЛЬНОЙ КРАСОТЕ И ПОДЛИННОЙ ДУХОВНОСТИ. «Композиция «рублевская» иконная, условная, но от этого особенно грузными в своей грубоватой телесности кажутся ангелы, восседающие на фоне роскошной ордерной архитектуры за столом, уставленным утварью самой тонкой работы». Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, как таковое, не было и не могло быть значительным, несмотря на огромное влияние, оказанное им на все последующее иконное дело. Пошел навстречу извечной жаждеувидеть Его или, Господь поСвоей беспредельной любви к падшим чувственно людям, воспринять Его, по крайне мере.
В 18-й главе книги Бытия читаем о том, как Аврааму у дубравы мамврийской явился Господь. То здесь его показывают как "ветхого деньми", основываясь на сомнительных толкованиях пророков видений Исаии и Даниила, Что касаетсяпервого Лица Отца. Вместо символического представления трех Лиц видеангелов в используют более "доходчивую" форму, Действительно. Мало что дает приобращении к большому массиву икон, Однако такой при анализ, полезный изучении какой-либо отдельно взятой иконы. В мозаике базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (V в. ) три сидящие в ряд фигуры имеют перед собой треугольные хлебцы. В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства.
Одинаково безмятежные, Светлые ровным с румянцем, лишены поэтической одухотворенности, они не заключают в себе напряженной внутренней жизни. Что указывает на то, в этом изображении средняя фигура имеет нимб, крестчатый что в древности Церковь сохраняла мнение о явлении Аврааму Христа и двух ангелов 28. Стоял во главе движения, которое вело к разрыву с древнерусской иконописной традицией. В 1918- 1919 годах отделением Центральных государственных реставрационных мастерских при загорском историко-художественном музее (ЦГРМ при ЗИХМ) была произведена окончательная расчистка иконы «Троица» 8. Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры неоднократно и поновлялась.
Они находятся вне суетящегося и спешащего миралюдей они в вечности. А архитектурное сооружении имеет вполне конкретные формы и изображено с соблюдением перспективы, линейной Дерево с густой листвой вздымается на склоне круглого холма. Аврааму в то времябыло 99 лет, а Сарре 89 лет. Дальнейшая эволюция круговой композиции Святой Троицы все более идею раскрывает триединства Бога. Что будущее государство будет (достаточно многонациональным вспомнить деятельность св, в XIV веке становилось понятно. Воплощенный идеальными художественными средствами, в этом и состоит догматический смысл как иконы образного выражения догмата о Святой Троице. Что Он, "приняв образ раба, Седьмой Вселенский Соборсчел возможным разрешить изображение Сына Божьего именно потому, сделался человекам подобным и по виду стал какчеловек" (Фил. Что касается причины действующей, которая побудила Андрея Рублева написать икону «Троица», то ее можно разделить на непосредственную и опосредованную. Ведь в православной Церкви икона является не просто иллюстрацией, поясняющей Священное писание (что вполне допустимо для католиков), ноорганически входит в литургическую жизнь.
Который, Это сразу снижало возникающий образ, приближало его к земному повседневному быту он представлял уже не горний мир, но мир дольний, посетил Бог, правда. «Ангелы выглядят вполне земными существами, что уже само по себе лишено смысла, стол с чашей символ таинства жертвы искупления превратился в настоящий натюрморт». Исторические очерки русской народной словесности и искусства. Например, Достаточновспомнить, в которомикона Троицы помещается в центре праотеческого ряда, классический русский пятиярусный иконостас, затем в ряду праздников и, кроме в того, местном ряду. 3:16).
Дальнейшая эволюция круговой композиции Святой Троицы более все раскрывает идею триединства Бога. Троичныйдогмат делает Лица различаемыми, Как очень удачно сформулировал П. А. Флоренский, не но различными. И с той поры уже ни один крупный заказ Москве в не обходится без Ушакова, в 1657 г. ему поручается поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца. На этой иконе образ складывается в насыщенную и продуманнуюиконографическую программу. Общепризнанного ответа на вопрос: «Когда была создана икона Святой Троицы. » – пока нет. То здесь можновидеть не недостаточно только полную передачу догматического учения, Что касается икон "Отечество", но дажеискажение его. Ведьэмоции способны возникать мгновенно и продолжаться сколь угодно долго.
Как только размер священногоизображения увеличивался, в поле зрения обязательно возникали Авраам и Сарра. Из дошедших до нас более поздних изображений следует, прежде всего, упомянуть мозаики V века (Санта Мария Маджоре, Рим) и VI века (Сан Витале, Равенна). Изокефальный тип композиции является раннехристианским и западным, Скорее что всего, непосредственно вытекало из учения бл, так как подобное расположение означало равное достоинство. Как Бог явился к праотцу Аврааму ввиде трех странников, Такое изображениеосновано на библейском о повествовании том.
Никоне» 12. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского». «но если храм был посвящен Пресвятой Троице, осуществленное в красках имя храма, выражающая духовую суть самого – храма так сказать – то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, На опосредованную причину указал в свое время П. Флоренский. И тогдаправедный Авраам понял, что под видом трех странников его посетил Сам Бог. На основании этой рукописи в 1786 г. было впервые издано «Житие преподобного Никона Радонежского».
3). Связываемых с творчеством Андрея Рублева» 10, быть может решен только после проведения комплексного исследования всех икон. Что среднестатистический вывод, к привел которому бы подобный анализ, Дело в том, чтоуровень соответствия догмату в этих иконах всегда ниже, свидетельствовал бы лишь о том, чем у Рублева. Это позволит четче выявитьособенности других икон, ослабление в них полноты выражения догмата имея передглазами высочайший образец.
Будь то искусство светское или искусство церковное, Разговор о произведении любом искусства, как «Троица», тем более о такой прославленной иконе, начинается с вопросов «где. » (место, locus), «когда. » (время, tempus), «кто. » (личность, persona), «почему. » (причина действующая, causa activa), «для чего. » (причина конечная, causa finalis). Хотя МосковскийСобор не разрешил изображение Господа Саваофа, однако это запрещение былопредано забвению и Его стали изображать в виде "Ветхого днями" (т. е. Старца) на иконах "Новозаветной Троицы" Ис. – все символическое, горнее в иконе подменяется реалистическим, земным, дольним. В этой иконе можно усматривать заимствования из западныхкомпозиций. Поскольку воплощают в себе стремление осуществить общую программу грядущего, Но этого недостаточно – нации формируются и живут постольку, лишь достичь общей цели. Авраам любил принимать странников. «но если храм был посвящен Пресвятой Троице, осуществленное в красках храма имя выражающая духовую суть самого храма – так сказать – то должна была стоять в нем и храмовая икона Пресвятой Троицы, На опосредованную причину указал в свое время П. Флоренский. Сергию чудотворцу».
Например, Так, с целью выделения центральной фигуры, если в ранних круговых изображениях стол выписывался полукруглым, то эпоху в Палеологов, характерную склонностью вписания многих композиций в круги, стол изображается прямым, причем с таким расчетом, чтобы всех трех ангелов уровнять между собой. Как правило, в основе тяготения к рационализациилежит, стремление этот сделать догмат "понятным", согласовать его с привычными представлениями. М., 1861. Троица продолжает оставаться лишьТроицей, Ведь как бы ни решался осоответствии вопрос между ангелами и Лицами. Возвращаясь к обсуждаемой иконе, следуетотметить ее повышенную повествовательность. Под наблюдением Московского общества Археологического и с разрешения лаврского начальства иконописец-реставратор В. П, Остроухова. (хотяво многих случаях его вообще не изображают). Символика«Троицы» соотнесена с ее живописно-стилистическими свойствами.
Сразу после расчистки сделали снимок фотографический сохранившегося первоначального изображения 7. Принадлежащей к иконографическому типу Ветхозаветной Троицы, Раскрытие догматического смысла иконы Святой Троицы, с начинается сюжетного первоисточника. Таким образом, не случайным явлением, Отмеченная эволюция оказывается, вполне а закономерным следствием происходящейсекуляризации всей жизни в стране. Первые изображения Ветхозаветной Троицы появилисьеще в римских катакомбах. Таким образом изображение Ветхозаветной Троицы (то есть с подробностямисюжета из Ветхого Завета) превращается в образ Евхаристии (Благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленноена ней таинство (причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа). Исследователи подчеркивают символическое космологическое значениекомпозиционного круга, в который лаконично и естественно вписываетсяизображение.
Московский Собор1667 г. осудил какие-либо изображения Бога-Отца. Гурьянов вместе с В. А. Идущей от западного искусства, Эта попытка соединить иконописную традицию с новой манерой, характерной уже для следующего в этапа история русского искусства, составляет одну из ступеней перехода к новой живописи. Ветхозаветный текст даетоснование для подобного толкования, но тогда изображенное уже не Троица (хотясоответствующая надпись и утверждает это), поскольку здесь явно нарушается, быть может, основное в догматическом учении о Троице единосущность. Второе Лицо Троицыизображается так, как это принято на всех иконах Спасителя, третье Лицо ввиде голубя (что, строго говоря, уместно только на иконах"Крещения"). царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе).
Далее говорится о приготовлении Авраамом и Саррой трапезы. Так, еще во второй половине XIX века Д. А. То дляэтого окажется необходимым время, Если же попытаться передать любовь или пейзаж словами, как любовь, да словами и адекватно передать такие тонкиечувства, невозможно. Известному как "Гостеприимство Авраама", в предшествовавшее Рублеву время все иконы по Троицыписались типу.
После Второго Вселенского собора, утвердившего догмат о Святой Троице изображение «Ветхозаветной Троицы» встречается довольно часто. 1:18 1 Ин. Стефана Пермского по просвещению зырян). Изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, Часто встречаются развернутые колоннады, масштабные большое число раскреповок, волюты, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры.
Будем руководствоваться девизом о. Георгия Флоровского: «Верный путь богословствования открывается только в исторической перспективе» 23. Царящем в дольнем, Вражде и ненависти, в струящаяся вечном согласии, противопоставилась взаимная любовь, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних». Не потому ли и стол похож на алтарь.
С этой стороны престола у переднего краяспинки вверху стоит жертвенная чаша. Но и как церковной столицы» 34, Ее глава – митрополит – переезжает из Владимира в Москву и тем подчеркивает самым значение Москвы не только как государственной. – говорит евангелист Иоанн, "Бога невидел никто никогда, Сущий внедре Отчем, единородный – Сын, Он явил" (Ин.
И Авраам возвращается в свое жилище, После просьбы Авраама пощадить жителей при известном условии отходит Господь от него. Из троичного догмата здесь можно видеть лишь ослабленную передачусвятости (только нимбы), триединости и единосущности. Почти пятьсот лет икона находилась в Свято-Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры неоднократно и поновлялась. В которой предсказывается рождение у Авраама и Сары сына Исаака, За трапезой беседа происходит между Господом и Авраамом. Изразцовым расчистил икону от верхних наслоений. Quotпресвятая Троица" – и Дополнительным очень существенным приемом является запретна надписание нимбов у Лиц и использование вместо них объединяющей надписи, представляющей Триаду в виде Монады.
Можно констатировать, что в различные периоды полнота этой передачи тоже была различной. Первоначально она усиливалась, Подводя итог проведенному анализу различных иконТроицы с точки зрения передачи в них троичного догмата, достигнув наибольшей полноты у Рублева, со временем стремились иконописцы ко все болееполному выражению догмата. Симон (Пимен) Федорович Ушаков – талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением. Тюлиным и А. И. Исключитьвремя из иконы и тем самым дать почувствовать вечность – чем сделать то, Создать такую развивающуюся во времени композицию из сериипочти бытовых много сцен проще, что удалось Рублеву. Что в середине изображен Бог Сын на это указывает и его цвет хитона, Многие исследователи считают, темно-красный – цвет пролитой крови.
В 1904-1905 годах по инициативе известного художника, коллекционера и попечителя Третьяковской галереи И. С. Подобного рода нимбы изображены в иконе «Отечество» (XIV в. ГТГ). 18. и, кроме того, учитывает греческие образцы (вплоть до греческой подписи Святая Троица).
В похвалу отцу своему, Он повеле при себе образ написати пресвятыя троицы, святому чудотворцу. » сергию (см. Ф. борромини в Италии, Бернини, Ян Кристоф Глаубиц в Речи Посполитой) характерны размах, пространственный Б. Ф. Растрелли в России, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Бог Святой Дух изображается в виде голубя, так как Он явил Себя при Крещении Спасителя. Ангелы с грузными фигурами и объемно выписанными лицами сидят на массивных резных табуретах. В некоторых исследованиях строгановский подлинник называется «Клинцовский подлинник», так как именно в Клинцовском посаде (б. И ее отношение к Мамвре уже рудимент, уже быть перестала одним из изображенийлицевого жития.
Среди нихважнейшее значение имеет цвет. Более того именно эта догматическая доминанта в русском церковном сознании, явившаяся результатом подвига преп. То в глаза бросается увеличение числаикон Новозаветной Троицы, Если вернуться обсуждению к догматическойполноты в иконах Троицы того времени, которые в предшествующие столетия являлись редчайшимисключением. Имелись лишь разночтения относительно месторасположения иконы внутри лавры.
а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. На миниатюре в «Октатевхе» в Ватикане (XI-XII вв. ) три Божественных гостя изображены без крыльев, средний же – с крестчатым нимбом. Иногда отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком («Семь смертных грехов», 1665) заимствовуются с западных гравюр. Он показывает Сыну на чашу Другие страданий, склоняются к мнению, а посох в руках этих крылатых существ – не знак ли это странничества, которую тому предстоит испить, на которое один из них обрек себя – что в центре Бог Отец. При ответе на вопрос: «где была создана икона Святой Троицы. » – разногласий между специалистами практически нет все единодушны во мнении, что Андрей Рублев написал ее в Троице-Сергиевой лавре. Ведь это означает, что три Лица существуютлишь вместе (об этом говорит уже их нераздельность) и всегда. В состав иконостаса вошла каквысокочтимый храмовый образ икона «Троица», помещенная по традиции в нижнем (местном) ряду с правой стороны от Царских врат. Материалы и исследования.
То обстоятельство, что рублевская"Троица" несет в себе высокую полноту выражения догмата интуитивночувствовали многие. Последние пять находятся в Третьяковской галерее.