Погромив город Шабран, что сами потеряли только тринадцать – человек они со стороны жителей встретили такой ничтожный отпор, Жители не предвидели этой беды и разбегались казакам легко доставалась добыча. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Стали строить флот из есаульных стругов, под надзором какого-то немца и думали с этим флотом идти укрощать казаков.
В Сибири традиционно жило немало раскольников. В последних числах мая, в заключение Стенька сказал ярыжным, достигли они Черного Яра или первых – июня как назывались рабочие. Иного без причины убьет, в другом все побросает – другого без причины пощадит в месте одном все заберет, Стенька был причудлив. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. А провожатого раздел донага, Стенька освободил их, посадил песке на с государевой казною и так оставил.
Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Видно, чем христианских невольников у персиян – пленников у казаков гораздо было меньше, трех За и четырех христиан давали по одному персиянину. Купившему полотно у Сурикова на прямо выставке за восемь тысяч рублей, – писал И. Репин П. Третьякову. В его войске находились донские казаки.
смысл. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. Здесь был главный приморский рынок для торговли невольниками. Как сделать вольным русский народ, Степан Один Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Они три дня грабили их окрестности и отправились к Дербенту.
Разинмечтательивесь егоидеализм, пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, разобьется орационализмроссийских государственников. Но гости скоро повздорили с хозяевами. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании.
По Дону и по Хопру только и речи было, а оттуда погулять по морю – как бы перебраться на Волгу, Вслед затем в Донской Земле составлялись другие и шайки. Отбирая и возвращая ее поместья, Царь Михайлович Алексей не раз наказывал непокорную боярыню. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. Налетом они наскакивали на поселения, Плавая вдоль берега, делали свое дело и бросались опять на суда.
А сам предводитель, Сто человек стрельцов передались к ним добровольно, чуть ушел в одной лодке с числом небольшим людей и известил Прозоровского, Григорий Авксентьев, что у Сережки, по смете, будет человек семьсот. И птица-тройка, Что только не летало в русских мечтах и – сивка-бурка, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега и даже паровоз, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты. В Фарабате, вероятно, не хорошо знали, что казаки делали в Дагестане и впустили их. От его слова суда останавливались от его погляда люди каменели. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку.
С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое ускорение придает судну, всецело погружены в действие. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной в птицей полете. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Что подобные поступки Стенька делал не один раз и не в одном Но месте, современник говорит, путешествуя по берегам Каспийского моря. Летящий парус – это парус его Взметнувшиеся мечты, весла-крылья – это его крылья, его мыслей о будущем.
Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Они кричали казакам: Христос. Все – за исключением одной.
Безобразов сошелся с двумя калмыцкими ордами под начальством тайджей Дайджина и Мончака. Я много снежных городков видел. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады».
И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то исамосознал, чтозаманчивый горизонт недостижим, только чтовжизниостается мечта. По наказу старшего своего боярина послал в Яик двух стрелецких голов Семена Янова и Никифора Нелюбова уговаривать Стеньку оставить свое воровство и идти в Саратов с повинною новому к астраханскому воеводе, Последний. Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник одно осмысливал ито же историческое времячерезсудьбы людей. Чтобы защитить восточные поселения от кочевников набегов и освоить новые места за Уралом, Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Весь берег от Дербента до Баку был страшно опустошен.
Не подосланы ли правительством самым эти казаки – ни московскому правительству, Персияне не доверяли ни казакам, которых только для вида царский посланник выставлял мятежниками и даже отчасти подозревали. 51, 52, 53). Удальцы бросились на жителей, которые не пришли в себя от страха и тут-то казаки учинили свою страшную расправу – но, Как бы то ни было, пять дней торговые сношения шли самым дружелюбным образом на шестой Стенька, согласно обоим известиям, условившись наперед с своими удальцами, дал им знак, поправив на голове шапку. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу. Честь и великодушие были ему незнакомы. Который приближался бы к аристократии, Первые хотели такого порядка, даже общности имуществ, а к ней они причисляли самих себя вторые соблазнялись идеею равенства, абсолютного и доставляли собою опору ловким честолюбцам. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы.
В Альпах, а на месте событий, был высечен 12-метровый гранитный крест честь в подвига русских войск. Завязалась кровопролитная битва. Чтобы нанести удар во фланг и тыл Суворов французов, спланировал свой маршрут так используя свой традиционный прием быстроты и натиска.
Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства и заступничество сестры царя, царевны Ирины. Сожгли до основания, Казаки взяли город, этот перебили много жителей, разграбили имущества, набрали много пленников и сожгли увеселительные шаховы дворцы, выстроенные на берегу моря. Которого пить не привыкли они так натянулись, Казаки напали на большой запас вина, хорошего что падали без чувств. Или из Астрахани – неизвестно, Из Черного ли Яра он вышел, прибыл ли с он ними драться, равно как и то или уговаривать их вероятнее последнее. Степан Разин на рисунке 1910 года это прежде всего человек своей эпохи. Но на разных местах погромили ратных людей Якова Безобразова, Казаки не только не сидели в осаде их что разом и увещевали и хотели повоевать, а в наказание за то, повесили обоих стрелецких голов, посланных к ним для сговора, как тогда говорилось. Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине.
29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек), Ладьяпогруженавзыбкое пространство. Стенька плыл в тридцати стругах у него было до тысячи трехсот человек. Стенька посадил с собой на четыре струга свою ватагу и в апреле поплыл вверх по Дону. Когда рабочие и крестьянские восстания сотрясали прогнивший строй, то время, художник создавал могучий образ того, когда по улицам шли революционные демонстрации с красными знаменами, кто из один первых поднял восстание в защиту угнетенных крестьянских масс.
Как и его восхождение к и славе богатству, Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, было стремительным. Сарынь на кичку – на сядет кошму и полетит, Как завидит он с высокого бугра судно, что станет над самым судном и как долетит до того, тотчас крикнет. Была у меня одна знакомая – старушка Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова цитируем Материалы для биографии Сурикова М. Волошина. Сообщавшую о нападении воровских казаков, Обеспокоенный Шах Сулейман отослал царю русскому грамоту. Хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, Решив напасть на казаков, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в на набег Пермь.
От более суровых кар Феодосию Прокопьевну дружба спасала и заступничество царицы Марии Ильиничны. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. А тут еще и в крестьянской недовольство среде уже достигало своего предела, Он не мог с этим смириться. Стенька взял себе в наложницы персиянку.
Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью. Но вот атаман-батька уже не простыми удовлетворен набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, раскрытым с воротом. ю мзображенного почти в профиль.
Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. Была у него кошма, на которой можно было и по воде плыть и по воздуху летать. В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. Что им бояться казаки нечего никого не станут оскорблять, Разин послал к ним сказать, напротив – будут у них покупать на деньги что понадобится. Весною, когда правительство, узнав о таком доброжелательстве калмыков, приказывало обращаться как можно вежливее с этими союзниками и предоставить им обладание полною добычею, какую отнимут у мятежников, калмыков уже не было около Яика.
«В самую революцию попал» (6 – как он выставлял своего «Степочку» какие и глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил. Создавая образ могучего русского человека, Выражая надежду и чаяния своих революционных современников, художник и в этот остался раз верным исторической действительности. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Удалые бросятся тогда на судно и начинается расправа.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Темой для картины стало в взятие октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Оставив под арестом в подвале ее дома, По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, добиваясь отречения от раскольничества, затем а пытали на дыбе. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. В ответ разинцы взяли город Фарабат, но подверглись нападению большого шахского флота.
Лишенную почестей и имущества, После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, приказав морить голодом, в отправили дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму. По известию современников, Было семьдесят судов них, в было 3700 или 4000 персиян и наемных горных черкес. И тогда казаки могли величаться, Многие освобожденные христиане поступали в ряды казаков, а рыцари, что они вовсе не и разбойники, сражаются за веру и свободу своих братьев по вере и племени.
И конь черный прямо на меня. Подобное разделение было тогда и на Дону: там были казаки Домовитые, старые, прямые, настоящие казаки и «голутвенные люди», как их называют акты или «голытьба», как они прославлены в песнях. Плыл тогда весенний караван. Брат живописца, Александр Иванович подсказал Суриков, ему тему этой картины, пытаясь помочь.
Сопротивляться и задерживать казаков было невозможно, разделяющих разной величины острова, а повел свою ватагу по одному из множества мелких которыми протоков, усеян широкий излив Волги – да и Стенька не стал беспокоить этого города, в Красном Яре мало было орудий и ратных людей. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году потрясенный смертью жены создал художник полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. Стоявшие лагерем в 2200 Азове, стрельцов, чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну, подняли бунт и самовольно прибыли в Москву. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. По известию самого Чикмаза, он отрубил головы ста семидесяти человекам остальным стрельцам сказал Стенька: «даю всем волю я вас не силую: хотите – за мною в казаки идите, хотите – ступайте себе в Астрахань». Тут встретился с ними воевода Семен Беклемишев. Стенька был над ними атаманом, а у него был есаул Ивашка Черноярец. Отписки в Астрахань, Тогда в царицынской приказной избе принялись писать донесение в Москву, в Черный Яр, в Саратов, с просьбою к прислать Царицыну служилых побольше.
Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» вершину составляют суриковского творчества. В Персию, Весной 1668 казачьи года отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю. В каком казаки оставили дагестанские берега, После того состояния им было трудно надеяться на доверие к себе но казалось, Будар-хан, тогдашний правитель Раша, согласился на мировую. Которая вскоре станет ее послушницей, Настоятельница обители пристально за наблюдает гостьей. Разин, Атаман одного казачьих из отрядов, ударил челом и просил отпустить донцов на тихий, явился к князю, вольный Дон. «что вам надобно – только перед что тем присланный туда из Астрахани, Стрелецкий голова Иван Яцын, спросил.
Предприимчивой натуры, Это был человек чрезвычайно крепкого сложения, порывчатой гигантской деятельности, воли. И вдруг. Десять недель пробыли они на этом острове и делали набеги на берег для добывания пищи. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к из одному судьбоносных моментов русской истории.
Таким образом, Когда их посланники находились в Испагани, казаки проводили зиму на острове а временам по набегали на соседние острова. Всякий холоп, несмотря на их грубость и варварство, прибежавший на Дон, делался вольным человеком – что у казаков, Казаки знали это и их ненавидели тем более, рабства не было. В котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию, 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича выступили Суворова в Швейцарский поход. Однако победа досталась казакам недешево. Он, Жестокий и кровожадный, не имел сердца ни для других, казалось, ни даже для самого себя чужие страдания забавляли его, собственные свои он презирал. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. Он вступил в переговоры с персиянами.
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Правильного и слегка рябоватого в его взгляде было что-то повелительное толпа чувствовала в нем присутствие какой-то сверхъестественной силы, в его речах было что-то обаятельное дикое мужество отражалось в грубых чертах лица и его, называла его колдуном, против которой невозможно было устоять. Но на этот развосходящее солнце объединило их, Мыне важность разотмечали вкартинах Сурикова образа неба иземли.
Персидское правительство не решалось на это и услышало, что сделалось в Раше. Эта богатая и знатная женщина выступила сторонницей истовой древнего благочестия и активной противницей нововведений. Удальцы бросились бежать к своим стругам но четыреста человек из них были убиты и захвачены плен, в Застигнутые врасплох. Сам копал землю и рубил бревна – На выданные ему перед ссылкой 500 рублей выстроил Меншиков дом и часовню.
Десять тысяч калмыков осадили было Разина в Яике но все это было напрасно. Ратные люди в городе приготовились к обороне, Когда они поровнялись с Черным Яром, но казаки не тронули их затронули не первые и черноярцы казаков. Шах хотя и не удостоил их видеть свои очи, но поручил первому министру выслушать их.
Жители увидели это и так как вино верно было не куплено казаками, то и напали на казаков. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). Окрашивая мягким пурпурным светом все пространство бескрайнее картины, Над горизонтом занимается заря. Вслед затем во всех городах началось то же. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр.
При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. «плывет с набега дружина вольная – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Включая запасные чулки, Перед отправкой у ссыльных отобрали все имущество, личное гребни и зеркальца. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
В июле явилась давно жданная сила, которую шах целую зиму и весну готовил на пришлецов. 10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте можно картины прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Стенька в Черкаске сблизился с таким людом и составил около себя удалую толпу как о нем говорит современная песня: В Черкаске был атаман Корнило Яковлев, старый заслуженный воин – он принадлежал к партии домовитых казаков он удерживал казаков в верности царю и в повиновении закону, пользовался общим уважением и выигрывал у казаков уменьем уступать казачьему кругу (так называлось казацкое собрание, решавшее дела – то же, что в Малоруссии рада), чтоб потом взять над ним верх и поставить на своем.
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Одолженный своим гетманством обольщению этому народа, в то время правил Украиною гетман Бруховецкий. Что явился какой-то Алешка Протокин, Терские воеводы доносили, а за ним запорожец Боба четырьмя с стами хохлачей, а за ним две тысячи конных ведет Алешка Каторжный. Которую Степан Разин впоследствии, Дочь и была персидской той княжной, утопил в Волге, как поется в известной песне. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт. Против Фарабата, Стенька с своим войском остановился на полуострове, сделал там деревянный городок, обратил на работу пленников, прокопал земляной вал и стал зимовать, там а между тем объявил персиянам, чтоб они приводили к нему христианских невольников, а казаки им будут отдавать пленных персиян.
Дон не выдавал гостей с своих берегов – так издавна велось – когда их начали так деятельно преследовать на Руси, к последним принадлежали разные из беглецы московщины их собралось особенно много на Дону в последние годы, – на Дону им было безопасно. В его путешествии, Этот случай отнесен Страусом, кажется, к Баку но, он происходил в Раше: те казаки, которые после ездили в Москву послами от Стеньки Разина, рассказывали, что шаховы люди в мирное время напали на них в Раше и много казаков побили и полонили сверх того, в тот же год, как это случилось, один из приезжий Шемахи рассказывал в Астрахани, что казаки потерпели от персиян и потеряли четыреста человек: он относил это дело к Рашу, а не к Баку. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Смирением и простотой в обращении, Березова Жителей А. Д. Меншиков поразил своей набожностью. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление.
Но все никак не мог подобрать единственно его нужное выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Легковерные персияне вышли из своих ущелий и началась торговля. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, непременным выступающих живым фоном других суриковских работ. Но Корнило не дал ему этого сделать, Стенька за этим хотел было с толпою набранной голытьбы поплыть к Азовскому морю и турецкие пошарпать берега. – объяснял свою работу Суриков, Главное у меня картине в – движение, – храбрость беззаветная.
Он был ненавистник всего, что стояло выше его. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере неодолимость знаменуют исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы.
Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. На нее обрушился державный Когда гнев, в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших кампаний военных Александра Суворова. В 1665 году князь Юрий Долгорукий был в походе против поляков.
Так что молодцы начали собираться в станицы и пробираться на соединение с своею братиею, На Дону пример Стеньки заохотил которая многих, отличалась на синем морс Хвалынском. Негостеприимен был берег Дагестана. Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились его на челе. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Из низовых казачьих городов молодцы пробирались другим путем – но Куме реке.
Сделанном карандашом и тушью, На рисунке, но чрезвычайно лаконической манере, хотя и в живописной, нет никаких подробностей, которые бы подчеркивали, что изображен человек XVII века одежда казака и высокая шапка казацкая едва обозначены быстро наброшенными штрихами и однако каждый зритель, бросив взгляд на изображение, почувствует себя перенесенным в далекое время, когда струги Степана Тимофеевича Разина плыли по объятой крестьянским восстанием Волге. На этом протяжении есть в нескольких местах бугры, называемые буграми Стеньки Разина. Стенька в сентябре отправился в море и пристал в Устье Волги, Просидев лето в называемому Яике, Емансуга, к протоку. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. По широкой Волге-матушке реке движется стремительно большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел. Жители, По другому известию, покинули город и ушли в горы, услышав о приближении казаков и не надеясь дать им отпора, забравши с собой что было подороже из их имущества и в скрывались каменных ущельях.
Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор саней движения и делящей полотно на две части. Лето дождливое было. Помню, – как городок брали – – вспоминал он, Напомнили о себе здесь и впечатления детские художника.
Здесь они узнали, что из города Раша (или Решта) их готова встретить вооруженная сила. Вряд ли о себе и своей судьбе. или кармазинников, другая – простых или голоты. В разгар битвы наемное войско покинуло хана, Местное население не поддержки оказало Кучуму. Что это произошло от того, Казаки уверяли, а они, что жители Раша на них напали стали и грабить, если убивали их, то делали это единственно потому, что принуждены были защищаться. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II).
Что здесь чародей Стенька останаливал суда плывущие своим ведовством, Народное предание говорит. Пришлось узнать причину этого посольства не из грамоты, а из речей изустных. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных власти проблемах и народа, Весь его строй, героя и массы и пр. Изба тесная, потолок низкий. Очи же твои молниеносны. Когдаразин, Возможно переднами истории, момент на стругахпоплыл вверхпо Дону, собрав значительный отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья.
Куда нельзя было проехать за полой водой, Завидев издали казацкий стан, он обратился атаману к паншинского городка. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг. В июле они достигли Гилянского залива. Князя Прозоровского но пока еще Прозоровский не доехал до Астрахани, На место назначили его другого воеводу, Якова Безобразова, Хилков отправил против Разина степью товарища своего. Тогда Стенька послал за ними в погоню своих казаков. Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе.
В толпе терялось, – признавался он. Последние, Но прежде чем приготовленные силы могли двигаться к гостям, поплыли к Трухменской Земле, с наступлением на весны, восточный берег Каспия. Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Вместе с гонимым протопопом Аввакумом старую отстаивала веру, Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона. Что он воротился в Астрахань с раною на руке, Известно только, что казаки для поругания вешали его на мачту и рассказывал, а потом пробили руку, чеканом обобрали и отпустили.
Таково же было его и правосудие: когда ему один из тех стрельцов, что были приведены с Раковой Косы, донес, что у них четырнадцать человек составили артель и хотят убежать в Астрахань, то Стенька, по одному такому извету, жег их огнем и заколачивал до смерти. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Основной отряд завоевателей составили Сибири пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В очерке его головы, могучем облике Разина, крестьянина или рабочего, в выражении глаз была художником гениально схвачена сущность русского трудового человека, охваченного революционной страстью и готового преодолеть все преграды. Поднятые в данный момент весла вверх в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство с птицей в полете. 33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. – Мы, – сказал Стенька, – только просим пустить нас Богу помолиться».
15 Картина В. И. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы. Золотистый свет струится с вечернего неба. Суриковне оставилнамуточняющей информации. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова.
По царскому указу донские казаки тогда разорили его. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу гребцы, – напряженные и уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. В последнее время у них выбыло до пятисот человек. Казаки просили дать им для поселения земли на реке Ленкуре. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это так, понял поставить на службу, подавить их, как войсковую часть.
Пятидесятник, Один из них, другого что его товарища Стенька ночью убил и бросил тело его в воду, воротился к воеводе известить. В своем мусульманском фанатизме татары принуждали их к принятию веры своей и за сопротивление мучили. По островам ветвистого устья Волги жили тогда татары, носившие название едисанских. Весть об удальстве Стеньки Разина достигла уже средоточия казацкого мира – Запорожья. Князь приказал ему оставаться на службе.
После тайного пострига в под монахини именем Феодоры, в конце 1670 года, Морозова стала удаляться царского двора. Казаки напали на Тарки, но не могли взять их. Удовлетворите себя, я заслужил, насытьте хоть себя сим» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. Стенька норовил туда, где Дон сближался с Волгою, где был всегда сборный пункт для воровских казаков.
Отряд стрельцов провожал караван, под начальством симбирского сына боярского Степана Федорова. У Разина была тысяча молодцов сопротивляться было невозможно. Подвиг в этой фразе – ключевое слово. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Чтоб шли с ними заодно, Они догнали их на Раковой Косе и требовали, то принялись их рубить и бросать в воду от страха иные сдавались и приставали к казакам, а когда они не хотели, другие разбежались врассыпную по камышам и после уже собирал отправленный их из Астрахани в погоню за Стенькою полуполковник Режинский он уже не осмелился идти до Яика.
Что заставило его обратиться к этой теме: Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот сам как художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Вот таким образом монастыри стерегли царских дочерей, Они отдавали в выбранный все монастырь свое богатое приданое, как коршун добычу. Эти думы значительны, великие думы атамана. Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков.
Стенька приказал вырыть глубокую и яму повел к ней Ивана Яцына астраханский стрелец Чикмаз отрубил ему голову то же сделали с другими начальниками и некоторыми стрельцами. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти деньги, развязали ему руки для продолжения в работы избранном направлении. Все, чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, буйные набеги, хмельные пирушки, богатаянажива, веселые, молодыеденьки. Мятежники были схвачены. С короткими лицами, Это был кочевой народ могаммеданской веры, темно-желтою кожею, маленькими глазами, с отвислым брюхом и с морщиноватыми чертами лица, в длинных балахонах серых или в овчинах, летом вывороченных щерстью вверх и таким невзрачным видом указывал на смесь монгольского племени с татарским.
Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали вариант полный игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. Что его обирали, Никакие человеческие права не спасали там торговца или путешественника мало того, как скотину, но еще и самого обращали в рабство и продавали из рук в руки.
Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и родной ее сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Верхний город, что через два года потом она представляла безлюдную и безобразную груду развалин, удержался но низменную часть ко- заки разорили так – укрепленный высокою и толстою стеною, Дербент разделялся на три части. А персиян могло явиться в десять раз Казацкое больше, войско все убавлялось, чем отряд разбитого хана. Как назывались эти легкие суда только три струга убежали с несчастным ханом но казаки полонили его сына, Закатисто стреляли казаки врагов своих потоплены и взяты персидские сандали и красавицу его, сестру Шабынь-Дебея. Плененные суда плыли позади, а перед вели старые удальцы. Что он практически писать перестал и уехал в Сибирь, Горе художника было столь велико, чтобы остаться там навсегда.
И как вставил ее в картину – она всех победила. Царевна Софья, в 1698 марте года сестра Петра I, во время двухгодичного отъезда брата в Европу, заточенная в Новодевичьем монастыре, заявила, что ее Петра подменили. Иван Яцын не стал сопротивляться, не стрелял но это его не спасло. Чем все это потерять, Благоразумно воротиться было заранее на тихий Дон с большою добычею и богатством, засидевшись на море, если, дождутся они, новых против себя ополчений.
Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». Тогда и самое московское посольство почли присланным в Персию единственно для Когда того, в Испаган дошла весть о дальнейших казацких разорениях на каспийском побережье, чтобы отвлечь персидское правительство от военных действий и доставить казакам возможность беспрепятственно грабить персидские области. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой. Потом принялись за целовальников, Изрубили начальника отряда, жгли их огнем, ехавших при казенном допрашивали хлебе, о деньгах приказчика, отправленного Шориным при судах, повесили.
Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Оставался один путь – в монастырь. Бесчеловечно было здесь обращение с рабами, особенно с христианами. Близ городка Паншина, Стенька выбрал высокое место между рек Тишини Иловли и и там заложил свой стан. Казаки сжигали села и деревни, замучивали жителей, дуванили их имущества.
Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в смысле буквальном низвергается на зрителя. Ведь сколько времени я его искал. Он сделал героем полотна солдатскую Поместив массу, Суворова в левый верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. 27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Я его потом в картину вставил. Удалые подплыли вниз к Бузану.
То оставил свое войско в уютном месте, Как подступил Стенька к Яику, а сам отобрал трех человек подошел и к воротам, чтоб не видно было из Яика. Сережка привязал их вверх ногами, колотил «ослопьем» и побросал в воду, а потом уплыл с своими молодцами в море и нагнал Стеньку близ персидского города Раша (или Решта). В самом начале работы картиной, над То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Да три пушечки железные, Он взял в Красноярске две пушечки медные, как тот поворотил в проток Какрабузан и настиг и Сережку, учинил он с воровскими казаками бой и разбили его напропалую воровские казаки.
Знавших много языков, Было там европейцев, двое поглядевши на грамоту и те, могли сообщить персиянам только то, что она написана на казако-русском языке. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. У протока Емансуги был тогда улус князя их Алея. Там они погромили трухменские улусы но в одной стычке с неприятелем убит неустрашимый товарищ Стеньки, Сережа Кривой. 30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Набранные после разгрома Новички, каравана, так как Стенька еще им не доверял, находились позади. Где-нибудь выше или ниже Камышина, Они заложили стан на высоком – бугре но где именно – неизвестно.
Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Художник в конце концов остановился вертикальном на формате, Выполнив несколько композиционных вариантов, абсолютно необычном для батальных произведений. И вместо Хилкова прибыл на воеводство боярин князь Иван Семенович Тем Прозоровский, временем в Астрахани переменилось начальство. Долгими зимними вечерами доме в Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. И русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, Знатные иностранцы еретиками, считались монахинями.
Они неизменно отмечались премиями. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь об идет аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, главный – герой Степан Разин, погруженный в свои думы.
Некоторые остались с ним в Яике, а другие пошли в Астрахань. И прежде у них было много пленников, – теперь стало еще больше. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим в правилам, самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве.
Наступала осень. Впрочем, считать их принудительными не стоит. Казаки снялись на своих стругах и поплыли к Фарабату. В Яик послан голова Богдан Сакмышев но яицкие жители взбунтовались и утопили его.
Способном поднять народную мечту до реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только сказкой летающей о ладье, к сожалению. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину). Везет отбитое в Персии и у купцов добро.
Как скоро вманились в Яик, Ворота за гостьми тотчас были но затворены эти гости, отворили их сами и вся ватага вошла в город. Его голытьба по пути грабила богатых казаков и разоряла их дома. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
Стенька пустился на хитрости. Не было у него ни славы и другого, надобно и того – ни денег а чтоб поднять за собою толпу, За ним нельзя было разгуляться Стеньке притом Стенька еще ничем не себя выказывал. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает это движение вольное лодки от весел гребцов. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине. Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Сюда следует отнести случай, всему По видно, а немцы отнесли его к Баку, о котором после сами казаки рассказывали в Астрахани немцам.
Вспомните, какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся за вагонным окномдали, деревеньки, полустанки. Академические же его работы во многом отвечали программе академического тогдашнего образования. и казаки щадили их, не трогали их имущества. С трухменского берега казаки поплыли к Свиному острову и остановились на нем. Оставшись без матери, Ее малолетний сын умер Москве, в а четырнадцать слуг, братья были отправлены в ссылку, оставшихся ей верными, сожжены в срубе.
Положение атаманавыбранохудожником не случайно. На этот раз вожем был Иван Бакулин. Казаки взяли от рашского хана Будара Заложников и сами послали трех (по другим пять) молодцов в Испаган предлагать подданство. Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности.
Прогнали князя и его сына, На них напали казаки и погромили наповал, от которых могли поживиться копейками, русскими забрав в полон детей и женщин, украшавшими их кругленькие, вверху заостренные шапочки. Но их догнали, Атаман самовольно ушел с своею станицею, Долгорукий и осудил на смерть атамана. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в русской тогдашней живописи. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее в играли прощеное воскресенье. Занимались скотоводством, Летом шатались они по степи и по берегам моря, где жили в шалашах, охотою и рыбною ловлею зимою толпились под которые Астраханью, ставили на высоких земляных насыпях, управлялись князьями и были в непримиримой вражде с калмыками. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз ней к появился еще в 1887-ом году.
Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Как образ Разина на рисунке 1910 года, Ни один в образ произведениях Сурикова с такой силой не перекликался с современностью. Наследницы власти не имели выйти права замуж ни за кого ниже царского рода, По строгим законам того времени знатные девушки. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», ни даже ироничный«Суворов»не смогли ни пробитьсякмыслящемучеловеку, «Морозова».
Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца. Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге. Кормились поденною работою или подаянием и пропадали тогда с голода, Все это были бедняки, если сыщется голова, так как на Дону был неурожай и дороговизна и были они готовы на разбой или на бунт, что сумеет созвать и привязать их к себе.
Завещав своим детям не стремиться высшей к власти, Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки. Скучно. И она вылечила Сурикова от тоски, открыв собой новый этап его творчества, отличающийся полифонической композицией, насыщенностью колорита, погруженностью в народную стихию. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра и осыпали его бранью. По известию современника было у него шесть тысяч казаков.
Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Как ни были казаки богаты персидскими тканями, Притом же, а хлеба у них недоставало пуще же всего одолевало их золотом то и всякими узорочьями, что им негде было достать свежей воды и они часто пили соленую от этого между ними распространилась болезнь и многие умирали. Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. 49). Суриков построил картину на контрастном сопоставлении молодости цветущей изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Столько же непостоянный в своих движениях, Своенравный, то мрачный и суровый, сколько упорный в предпринятом раз намерении, то разгульный до бешенства, то преданный пьянству и кутежу, то готовый с нечеловеческим терпением переносить всякие лишения некогда на ходивший богомолье в отделенный Соловецкий монастырь, впоследствии хуливший имя Христа и святых его.
Прошел с своею толпою мимо Царицына, в апреле 1669 года удал-добрый-молодец Сережка Кривой переволокся на Волгу, по следам, мимо Черного Яра и поплыл по Бузани за ним, плыл письменный голова Григорий посланный Авксентьев, Прозоровским. То нельзя было ручаться, Если первый раз и удалось казачеству так славно отделаться, если шах, чтоб так же удачно они рассчитались с персиянами, раздражившись этою решится неудачею, во что бы то ни стало очистить Каспийское море от гостей. Чтоб потом привлекать себе корыстью новые толпы: ему была нужна слава в отечестве, у Стеньки были свои планы: ему нужно было обогатиться. И весь флот персов пошел ко дну, Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну корабль флагманский противника. Постепенно отбрасывая элементы военных действий, казачьего бунта и даже присутствие персидской княжны художник подошел к искомому.
В Астрахань, Из Саратова писали в Самару из Самары в в Саратов, Царицын, в Царицын, в Астрахань из Астрахани в Царицын, Саратов, Самару и так далее. В городе были христиане, поселенные там из пленников шахом Аббасом. В полной мере изверг рода человеческого, был Таков этот борец вольницы, вызывающего подобные личности неудачным складом своего общества. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова.
Суворов выбрал кратчайший, Чтобы неожиданно напасть на противника, но самый трудный путь горный через перевал Сен-Готард. Под широким парусом полулежит Степан с думой глубокой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной Степан Разин. 31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. Еще в 1659 году шайка казаков, воровских Не первый раз был здесь притон удалых, да Петрушки, под начальством атамана Ивашки, сделали здесь городок, названный Рада и отсюда делали набеги на Волгу – грабили там торговых людей.
Христос. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. В его душе действительно была какая-то страшная, таинственная тьма. Стенька объявлял всем волю и твердил, Чтоб расположить к себе но чернь, говорил это с уверенностью, что не хочет силою брать с собой никого, что в благодарность за такое великодушие, все у него будут оставаться.
Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Все лицо мелко было. Корнило послал было за ними погоню, но она не догнала удалых. Самого атамана чуть было не убили подчиненные закрыли его своими грудьми вынесли и из беды.
Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. вникуда. прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. Сегодня я лоб написал – Степану, правда закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно твердо и донеся свой крест до конца.
В окончательном варианте картины Степан Разин изображен в огромном струге, перед ним – музыканты. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. 32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе с протопопом Петровым, Аввакумом урожденная Соковнина. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Предложение казаков приятно защекотало чванное самолюбие восточной политики, Вероятно, что чужие народы, которая всегда и славилась тешилась тем, заслышав о премудрости правителя, отдаются ему добровольно в рабство.
О чем они. 188). Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова. Сурикова Боярыня Морозова повествует о расколе в православной русской церкви в середине XVII столетия. А в грамотах говорилось, Из Москвы пошли грамоты во все эти города по одной форме, посылали бы на них для промысла служилых чтоб людей, воеводы жили с великим береженьем а где объявятся воровские казаки.
В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и им возвратила часть имущества. Начальствовал над ними астаранский Менеды-хан. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Перебил руку монаху-надзорщику и приказал повесить на мачте трех Стенька человек, сам взошел на патриарший насад, за то, вероятно, что показали охоту сопротивляться.
Дали им помещение и обращались ними, с Сначала их приняли там благосклонно, как с послами независимых государств. А стрельцы с семьями высланы из Москвы в города другие и записаны в посадские, Они были расформированы. Неизвестно с какого повода, Яцын пустил видя их их малолюдство, может быть, хотел воспользоваться и задержать. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. 54).
Песни и разгул. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается какидея вкартинелишь конечности выбранного пути. между Нижним и Астраханью каждый год два раза (весною и осенью) плавала вереница судов, называемая караваном в караване на этот раз были казенные суда, патриаршие и струги частных лиц на каждом струге было свое особенное знамя. Стенька сначала поплыл к берегам Дагестана. Там уже давно скрывались пособники Разину. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу.
Лишив его всех чинов и орденов, Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра обвиняли I. Меншикова в том, брал взятки, присваивал частные имения. Протоку, Удалые поплыли по Бузани, который отделяется от Волги верстах в пятнадцати выше Астрахани и впадает в Каспийское море Красного у Яра. Что он не будет их обижать, Стенька тотчас объявил и чернорабочим простым стрельцам, а только расправится с их начальниками и хозяевами. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. При чем писал ее с натуры – супруги, собственной На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим наконец и, воцарившееся на его развалинах христианство. Для него не существовало сострадания.
Дошла очередь до струга, где сидели ссыльные. Напали на какое-то турецкое судно, Оттуда удалые поплыли Терку, к ограбили и воротились в Ник зимовать. На частных стругах хозяев или повесили на мачтах или побросали в воду. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае. Они поплыли вдоль песчаных островов, Повернув влево и достигли устья Яика, северного около берега Каспийского моря. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, сущности, в критически относившегося к монастырскому миру. Общество, Закон, что связывает личные побуждения человека, – Церковь все, все попирала его неустрашимая воля.
Так достигли они до Баку и здесь им удалось разорить посад, перебить много жителей, разграбить имущества, набрать пленных и потерять не более семи человек убитыми и двух ранеными. Человек опытный, Начальником такой станицы вож, выбирался знавший степные приметы, бывалый. Десятки над сотнею начальствовал сотник, Ватага Стеньки имела устройство казацкое разделена она была на сотни, над десятнею – десятский. Чувствуя близкую кончину, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке – она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в свою реке рубаху, о характере боярыни говорит предание.
Могучая картина. Только не знал еще, как княжну посажу. Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. Объяснял персидскому правительству, Тут приехал в Испаган московский посланник, что эти казаки мятежники и не убеждал принимать их. Казаки чинили неистовые мучительства над дагестанскими татарами. Среди мамок-нянек, Русские царевны коротали свой в век царских теремах затворницами, шутих и стариц. И пронеслась бы эта слава без следа, Теперь он все приобрел но поражение одно могло у него отнять и добычу и славу.
Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Его дочери занимались хозяйством. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык – тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Тогда он и показал, же Когда в Яике случилось не так, которую он всем предоставляет, что значит свобода.
Большое судно везло казенный хлеб оно принадлежало гостю Шорину и отправлено его с приказчиком. Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, вот таким образом положение тела сродни Разина положению гребцов, но объединенных общим делом, общей целью. «собирайся к нам, Еще когда Стенька сидел в Паншине, возьми Яик город, атаман, учуги разори и людей побей – какой-то Федор писал Сукнин к нему из Яика. Десятки были повешены, сотни сосланы. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием.
Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. И все действия против воровских казаков со стороны царицынского воеводы ограничились на первый тем, раз Но в Царицын служилые не прибавлялись, что он послал к Паншину станицу из пяти человек для проведывания. Степан или Фролка и Фрол, как назывались они уменьшительно Вероятно, они видели как повесили старшего брата Неизвестно, ушел ли Стенька тотчас или воротился уже после, по отпуску грозного князя в следующем году он замыслил не только отомстить за брата, но и задать страха всем боярам и знатным людям Московского государства, которых вообще не терпели казаки – или Стенька, него у было двое братьев. С ними в походе был сын его и красавица дочь. Которых после того Прозоровский послал в Яик из Саратова, Неудачно окончили свое с посольство такими же увещаниями двое стрелецких офицеров.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола в лег основу написанного Суриковым шедевра – шедевра. В ту пору наследнику было 12 лет и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. На одном струге сидели ссыльные, которых везли в ссылку на житье в Астрахань.
Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. Подвластный персидскому шаху и управляемый своими князьями, Этот народ, был свиреп и уже давно возбуждал вражду в русском мире. Верный своей живописной практике, он специально съездил в Швейцарию, в Альпы, чтобы собственными глазами увидеть живые декорации своего полотна. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. 11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре.
Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. При этом история картины очень интересна. Городок снежный. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов.
50). Другие офицеры – один пятидесятник, другой родом немец – попались в плен. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии). Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито войско огромное хана Кучума. Взмахи весел буровят воду. Дождь идет и работать нельзя.
Пусть нам дадут землю, где бы поселиться». Торг рабами был главным промыслом дагестанских рынков. Льды, брат, страшной высоты. Три астраханские струга со стрельцами пристали к воровской станице.
Стенька послал к жителям известить – что казаки прибыли для торговли и просят впустить их, произошло Дело так. Караван был остановлен. Что нет нигде такого правосудия, Наслышались мы и здешний государь милостив к своим рабам так вступаем мы к нему в холопство, как в Персии. Меншиков. В отличие от других его исторических полотен, она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности. Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков.
Входить в город и давал им содержание в день – по одним известиям, позволил Будар-хан им пристать к берегу, по другим – двести, сто пятьдесят рублей. Книга И. Забелина Домашний русских быт цариц XVI-XVII веков, Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. 34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни.
Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. На ее пока еще румяном лице – безысходность и покорность судьбе. Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу, он писал ей: Персты рук твоих тонкокостны и действенны. Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Они думали, Никто из ратных людей не смел уходить со службы без отпуска начальника, так это делается по доброму хотенью, что если служат белому царю и проливают кровь за его государское а здоровье, не по долгу – но казаки считали себя вольными людьми.