В конспекте Описание картины В. И. Сурикова «Степан Разин» Картина «Степан Разин» - последняя историческая картина В. Сурикова.
Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он был создан по мотивам известной народной песни.
Этот ропот и насмешкиСлышит грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной налилисяАтамановы кровью глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам. Картина поражает ощущением приволья. Она красива перламутровыми переливами красок, воздухом, пронизанным солнечными лучами, общей поэтичностью. вникуда. Возможно переднами момент истории, когдаРазин, собрав значительный отряд, на стругахпоплыл вверхпо Дону, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. На картине изображена ладья, плывущая по широкой и просторной глади реки.
Сознательно или бессознательно, Для достижения силы и он, глубины подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну, при чем писал ее с натуры – собственной супруги. Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя надвое эти и группы отвечая за все их поступки и мысли. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы и напряженные уставшие – что на корме, Условно они разделены на 2 части. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька Разин это понял так, поставить на службу, подавить как их, войсковую часть.
Особенно – молодого, Лица гребцов-казаков мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю почти мзображенного в профиль. Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана, словно отделяющая его от хмельного веселья казаков. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, теперь правда гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин.
КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, выдает поза напряжение и бдительность, лицо его серьезно. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода.
Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. И хотя полотно «Степан Разин» было написано в 1906 году, Суриков продолжал искать тот единственный образ Разина, который соответствовал бы его живописному видению бунтарского предводителя. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. 49). «Молчи, собака. »160 прохрипел Степан. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. Таким увидел Суриков Степана Разина.
Картина была написана мастерски. Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, вот таким образом положение тела Разина сродни положению но гребцов, объединенных общим делом, общей целью. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. 50). На погибель. Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, 1909 в году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем.
Поют, На корме бражничают четверо смеются, есаулов играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, сказал он знакомому художнику.
«Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника тревожит своеобразно-гениально-мастерская, мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским да ханством Османской империей.
Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан Разин в изображен огромном струге. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто – выпивает кто спит, Вокруг него – казаки. Способном поднять народную мечту до реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только о сказкой летающей ладье, к сожалению. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто трудится за его кто спиной, верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. Песни и разгул.
С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, парус пружинящим над буйной Стенькиной головой. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Гребец на редкость удался художнику. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась.
Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая народа борьба с царской властью все разгоралась. как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. Летящий парус – это парус его мечты, Взметнувшиеся – весла-крылья это его крылья, его мыслей о будущем. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус.
Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, ближе к задуманному, либо либо лучше, хуже. Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. Запечатленный момент поднятых вверх весел и паруса напряженного делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. Но Суриков отказался от батальных сцен. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где была она показана, со слов автора ее содержание. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции.
«относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году художник в пишет одном из своих писем. Художник работал над картиной долгое – время первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. Что только не летало в русских мечтах – и сивка-бурка и птица-тройка и даже паровоз, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты.
Портрет доносит до нас облик художника в период начала работы над «Утром стрелецкой казни». Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. Вряд ли о себе и своей судьбе.
Суриковне оставилнамуточняющей информации. Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону.
Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. государево». Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. Или его сын Тимофей Иванович, Степана Прототипом Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков.
Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого. Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался ней к уже после того, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям. Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине.
Положение атаманавыбранохудожником не случайно. По пути к месту сибирского изгнания, в Казани, умерла его жена. Второй раз так написать невозможно. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Казачьего бунта и даже присутствие персидской художник княжны подошел к искомому, Постепенно отбрасывая элементы военных действий.
Со скрытой, Умный-умный, он был неуклюжим молодым медведем, тонкой сибирской хитрецой, быть, могущим казалось и страшным и невероятно нежным. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт. Дальше открываются бескрайние волжские просторы.
Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над же той темой, грозящую тривиальностью. В картине раскрыта трагическая и зловещая фигура Петровского временщика. Пока еще на картине революции ничего не предвещает.
Назревшие социальные запросы, Но его чутье и художника ум не могли не подметить также и современные ему общественные настроения. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как ограничивает будто это вольное движение лодки от весел гребцов. Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое сходство птицей с в полете. Как и в Разине, в нем самом, словно затишье грозой, перед и раздумье и покой были тревожными.
Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. «Автопортрет» 1879 года один из самых ранних в творческой истории Сурикова. 188). Это были его последние слова: после них палач спешно отсёк ему голову. Посвященной предводителю народного восстания, Минутами был он прямо обворожительным» Работа над картиной, велась долгие годы.
51, 52, 53). Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Словно проносится перед ним его прошлое, в котором теперь уже ничего нельзя исправить. Суриковужаснулсясвоему предвидению, Когдаже приплылкпервой его«Степочка» русскойреволюции, кчему можетпривести русскийбунт, тому. Огромное его имущество конфисковано, Он был разжалован, а сам он с семьей отправлен на вечную ссылку Тобольскую в губернию в Березово.
Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. Он устал «воевать». Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг.
О чем они. При этом история картины очень интересна. Он погружен в безрадостные раздумья. Личность Разина привлекала огромное внимание современников и потомков, он стал героем фольклора, а затем и первого российского кинофильма. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается какидея вкартинелишь конечности выбранного пути. На плаху.
Таким узнала и запомнила Сурикова дочь П. М. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Многие иностранцы стали свидетелями прибытия пленного Разина в Москву и его казни (в этом было заинтересовано правительство Алексея Михайловича, стремившееся уверить Европу в окончательной победе над восставшими160 что на тот момент ещё не соответствовало действительности).
Золотистый свет струится с вечернего неба. Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было.
Меншиков кажется огромным в низкой и тесной избе. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, Все, хмельные буйные пирушки, набеги, богатаянажива, веселые, молодыеденьки.
Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Светлейший князь Ижорский после смерти своего Покровителя забрал всю государственной Полноту власти в свои руки, Доверенное лицо и любимец Петра I. В замужестве Зилоти: «Родом он был из Красноярска, Третьякова Вера Павловна, по его собственному выражению, почти якут и наружность у него мне была, кажется, типичная для того сибирского края: небольшой, плотный, с широко вздернутым носом, темными глазами, такими же прямыми волосами, торчащими над красивым лбом, с прелестной улыбкой, с мягким звучным голосом. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой. «В самую революцию попал» (6 – он как выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил.
Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Борьбу классов и партий, Прожектор своего искусства Суриков направлял во прошедших тьму веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Какмы видим, То есть, власти, выступившихпротив художник осмысливал одно ито же историческое времячерезсудьбы людей. Которой, Признание помогло Фролу отсрочить казнь, он в конце концов не избежал и был казнён отсечением головы на том месте же на Болотной площади в 1676 году, впрочем. Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Эти думы значительны, великие думы атамана.
Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника.
Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. Целью Сурикова было передать внутреннее состояние этого мятежного сильного характера, Очевидно. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского общества, способного хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, наконец-то но исамосознал, чтозаманчивый горизонт недостижим, чтовжизниостается только мечта. В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет из жизни казака вольного атамана Стеньки Разина.
Между двумя группами сидит Степан. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Отливающей перламутровой волной под светом, рассеянным Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни. Под широким парусом Степан полулежит с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги». Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же».
Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек). Но вскоре в перипетиях придворных интриг Александр Данилович претерпел страшное крушение. Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти отразились дальше, на его челе. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», ни даже ироничный«Суворов»не пробитьсякмыслящемучеловеку, смогли ни «Морозова». По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). На небольшом по размерам рисунке тушью эпическое изображение вождя крестьянской войны. В самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия, в струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек веселья от задумался думой. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками.
От исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге связывавших – Европу с Персией, к восстанию Разина было приковано внимание Европы. Но его образ так и не получил однозначности. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. Какзамечательно подстук колесбессмысленно глазетьна проносящиеся за вагонным окномдали, полустанки, Вспомните, деревеньки. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он не с мог этим смириться. К слову сказать, казнь на Красной площади160 это ошибка и миф советских историков и романистов, что опровергает достоверными сведениями В. Гиляровский в своей книге «Репортажи из прошлого», прочитавший в начале ХХ века на Дону свою поэму «Стенька Разин» среди донских казаков160 потомственных разинцев, сделавших ему замечание о казни. Нидерландах, Ещё до окончания восстания в Англии, часто фантастические в подробностях, Германии появились статьи и книги даже о мятеже и его предводителе, но нередко сообщающие ценные сведения.
Но на этот развосходящее солнце объединило Мыне их, разотмечали важность вкартинах Сурикова образа неба иземли. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Она подчинена диагональной композиции – плывет из правого нижнего угла в левый верхний.
54). Куда плывут они. Взмахи весел буровят воду. Сидит с княжной, Свадьбу новую веселый справляет, Сам и хмельной. Позади их слышен ропот:Нас на бабу променял, Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись.
Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в вызревающую России, революционную ситуацию. Особое место среди этой литературы занимают «Три путешествия» голландца в годзавершения Суриковсоздаетсвой «Боярыни Морозовой» первый эскизк«Степану Разину» (рис. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. На фоне гребцов паруса и сидит, в центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы.
В ссылке умирает и его старшая дочь Мария.