Картина, которую написал великий живописец Василий Иванович Суриков называется "Степан Разин". Следовательно и посвящена она известному бунтовщику (он также был известен, как Стенька Разин). С 1670 по 1671 годы Разин являлся предводителем донского казачьего восстания. Поэтому мой ответ – СТЕПАНу РАЗИНУ знаменитый художник Суриков и посвятил свою картину.
Созданный в ней образ приобретает историческую Каким значимость, бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову "узел" действия его будущей картины. "Утро стрелецкой казни" (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Ситуация драматична. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень».
Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Долгими зимними вечерами в доме читали Меншикова Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. В разгар битвы наемное войско хана, покинуло Местное население не оказало поддержки Кучуму.
Больше Суриков никогда на заказ не писал. То попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи храма московского Христа Спасителя, Когда же через полгода он "в виде исключения" получил возможность уехать за границу. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные достоинства владевшими Сурикова-колориста, художником. Сознательно или бессознательно, Для достижения силы и он, глубины подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты. Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан изображен Разин в огромном струге. Именно в этом сражении в плен к разбойникам сын попали и дочь командующего персидским флотом. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан.
Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. С июня 1877 года художник окончательно переехал в Москву, сделав в течение двух лет фрески изображающие четыре Вселенских собора. 54).
Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. Запечатленный момент поднятых вверх весел и напряженного паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы.
Длившуюся два месяца, в середине декабря 1868 года обозом с Кузнецова Суриков отправился в дорогу. Художник принимается за работу над новым полотном "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ). Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Quotсо всех сторон я природный казак – Суриков гордился своим происхождением и об писал этом.
Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая политическая народа борьба с царской властью все разгоралась. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Подготовительные работы Суриков выполнял в Петербурге, лишь уточняя в Москве необходимые детали. Освещенная неярким светом свечи изба, Низкая крохотное слюдяное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Как и Василий Торгошин и Петр Илья Суриковы, упоминаются среди участников Красноярского бунта 1695-1698 годов. Его дочери занимались хозяйством. Сообщавшую о нападении воровских казаков, Обеспокоенный Сулейман Шах отослал русскому царю грамоту.
Картина была написана мастерски. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Какмы видим, То есть, выступившихпротив власти, художник осмысливал одно же ито историческое времячерезсудьбы людей. Тем опаснее для художника, Но глубже чем входит песня в жизнь народа, впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью.
Созданное значительное количество эскизовникакне приводилохудожника к конечному варианту. О чем они. Казалось, заговорили сами стены древнего города. Ладьяпогруженавзыбкое пространство, каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек).
как всегда перевел сюжет исторический в притчевый (рис. И птица-тройка, Что только не летало русских в мечтах – и сивка-бурка, но ничто у нас не может долететь до обетованного брега и даже паровоз, оставляя вечно усталый вопрос – Русь, куда ж несешься ты. Картины Сурикова покупал для своей галереи Суриков был выдающимсямастером исторической живописи. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании.
прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Мятежники были схвачены.
В годзавершения «Боярыни Морозовой» Суриковсоздаетсвой первый эскизк«Степану Разину» (рис. В своихкартинах Суриков изображал переломные, критические моменты российской истории, реальных исторических деятелей и (наряду с ними)обобщенно-типизированные и в то же времянаделенные яркими индивидуальными характерамиобразы русских людей самых разных сословий. Особую эмоциональную остроту придает полотнамСурикова социальный или личностный конфликт, заложенный в тематическую основу произведений. Таковы картины Меншиков в Березове (1883) изображение всесильного временщика пришли с Дона его предки по отцовской линии, от которых он унаследовал гордый, вольнолюбивый характер. Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, Возможно и художник возвращался к ней уже после того, а поздние его с сына. Картина давалась ему нелегко, как работа была показана зрителям.
Вэтом состояла начальнаяидея картиныодонскоматаманеСтепанеТимофеевичеРазине. Каксказал бы психоаналитик–впространство бессознательного (не зряна переднем планеизображенспящий человек), Ладьяпогруженавзыбкое пространство. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, Его техника своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но хорошо что для трагедии, то неуместно в элегии. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. Кучум потерпел поражение и отступил в степь.
Огромной фигуре тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. В Персию, Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в к поход Каспийскому морю. Академию художеств, Кузнецов в 1870 отправил учиться его в Петербург, где в этом же году Суриков написал свою первую самостоятельную картину "Вид памятника Петру I на Сенатской площади". Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей поэтичностью, солнечными пронизанным лучами. «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения.
Иная судьба, Впереди иная жизнь, одетых просто, положение вот таким образом тела Разина сродни положению гребцов, но объединенных общим делом, общей целью. Суворов выбрал кратчайший, Чтобы неожиданно напасть на противника, самый но трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Quot Рисунки Сурикова привлекли внимание красноярского губернатора П. Н. Замятина – и тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, к раннему детству восходят и попытки первые Сурикова рисовать. Картина поражает ощущением приволья. Опершись о седло, Он полулежит, разделяя словно надвое эти группы и отвечая за все их поступки и мысли.
Разинкакбы делитладьюна двечасти (рис. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства и заступничество сестры царя, царевны Ирины.
Сидит с княжной, Свадьбу новую справляет, Сам веселый и хмельной. Позади их ропот:Нас слышен на бабу променял, Из-за острова на стрежень, На простор речной волны, Выплывают расписные, Острогрудые челны. На переднем Стенька Разин, Обнявшись. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. На фоне гребцов и паруса сидит, в центре картины, герой главный – Степан Разин, погруженный в свои думы. Да и легкая полоска горизонта вдали тоже как будто ограничивает вольное это движение лодки от весел гребцов. Среди мамок-нянек, Русские царевны коротали свой век в теремах царских затворницами, шутих и стариц. На плаху.
51, 52, 53). Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной в работаю, 1909 году В. И. Суриков пишет в одном из своих писем. " В картине "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные.
На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией. В самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия, в струге среди хохочущих сподвижников Разина сидела персидская княжна. Десятки были повешены, сотни сосланы. Сегодня я лоб написал Степану, правда – работу, закончив Однажды, теперь гораздо больше думы в нем, он сказал знакомому художнику. Куда плывут они.
Он устал «воевать». При чем писал ее с натуры собственной – супруги, На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. 49).
Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, мужество Прославляя русских, отмечает самобытную красоту "инородцев". Написал я тогда бытовую картину "Городок берут". Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу.
Передать их в облике героев картины и строе, колористическом и талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила Меншикова детям вернуться в Москву и возвратила им часть имущества. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение всецело судну, погружены в действие. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к ней появился еще в 1887-ом году. Должны были.
Получив заказ на роспись храма Христа в Спасителя, 1875 окончил Академию с золотой медалью и переехал в Москву. Казалось бы, какаязыбкая вещь мечта, акакмногокрови. Разин выбрал свою сторону ладьи и уже нет никакой возможности изменить ее направление. Борьбу классов и партий, Прожектор своего Суриков искусства направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Неизъяснимым судьбам человеческим" из ""Меншиков" всех суриковских драм - наиболее "шекспировская" по вечным, – писал М. В. Нестеров. Из Петербурга пришел положительный отзыв о работах, но с оговоркой, что стипендия назначена не будет.
Всеушло каксон, оставшись в народных песнях и сказаниях. Оставив под арестом в подвале ее дома, По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, добиваясь отречения от раскольничества, а затем на пытали дыбе. Картина несколько раз дописывалась и сохранилась в варианте 1910 года (рис. Ежедневные стычки с неприятелем, предательство австрийцев – заснеженные горы на пути войска, Переход проходил в сложнейших с условиях большими потерями.
И весь флот персов ко пошел дну, Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника. Раздаётся голос властныйПо окрестным берегам. Прежде всего как исторического живописца, в Москве окончательно оформились Суриков мировоззрение и его художественные интересы.
Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений. Назревающее недовольство народа в жизнью, окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку в России, вызревающую революционную ситуацию. Его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс, 28 августа 1869 года Суриков сдал успешно вступительные экзамены в Академию художеств. Переписанное с этюда, Часто в больших картинах лицо, ближе к либо задуманному, лучше, либо хуже.
Напротив, картинаполнакакой-то особой тишины, обычнойдлячеловека находящегося вдороге. В ответ разинцы взяли город Фарабат, но подверглись нападению большого шахского флота. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова.
Он стал героем фольклора, Личность привлекала Разина огромное внимание современников и потомков, а затем и первого российского кинофильма. Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. "Когда я их ("Стрельцов") задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. В 1881 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной.
Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». Над горизонтом занимается заря, окрашивая мягким пурпурным светом все бескрайнее пространство картины. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Вот таким образом монастыри стерегли царских дочерей, Они в отдавали выбранный монастырь все свое богатое приданое, как коршун добычу.
50). Работая с натуры над созданием образов хакасов и остяков, . Если в "Стрельцах" показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине "Меншиков в Березове" (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Открытьемубезумствоегоистории, ДолгиедесятилетияСуриковтакжемечтал повлиять на умырусского способного общества, хоть ненадолгосделатьсказку былью, расточительность силиталантаегомечтающего народа, но наконец-то исамосознал, чтозаманчивый горизонт недостижим, чтовжизниостается только мечта. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Онадвижется кзаманчивой мечте, квеликойцели, кзолотому будущему, т. е. Положение атаманавыбранохудожником не случайно.
А мощью характеров, Но не ужасами трагедийностью смерти, одного из переломных этапов российской истории. Эта фраза художника многое говорит об идейной сути картины. Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со Петра, взглядом как бы прочерчивая всю композицию. Которую Степан Разин Дочь впоследствии и была той персидской княжной, утопил в Волге, как поется в известной песне. Хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, напасть Решив на казаков, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь.
С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с "древней русской красотой" девичьих лиц, с величественной природой, дыханием живым истории. Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. Чувствуя близкую кончину, чтобы по русскому старому обычаю умереть в чистой сорочке – она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, о характере боярыни говорит предание. Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица играл великолепно на гитаре и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась.
Отливающей перламутровой волной рассеянным под светом, Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги. В 1799 году именно за переход через Альпы получил Суворов от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. Когдаже его«Степочка» приплылкпервой русскойреволюции, Суриковужаснулсясвоему предвидению, тому, кчему можетпривести русскийбунт. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: "Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом" (ГТГ). Чтобы защитить восточные поселения набегов от кочевников и освоить новые места за Уралом, Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году. Всебыло напрасно, всеоставалось мечтой.
Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». Целью Сурикова было передать внутреннее состояние сильного этого мятежного характера, Очевидно. А стрельцы с семьями из высланы Москвы в другие города и записаны в посадские, Они были расформированы. КазньРазина состоялась за годдо смерти Морозовой. Золотистый свет струится с вечернего неба.
Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением "Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге" (1870, ГРМ). В 1891 году Суриков возвращается в Москву. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала и дружба заступничество царицы Марии Ильиничны.
И управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя, ту в пору наследнику было 12 лет. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. А совсем не казнь", "Торжественность последних минут мне хотелось – передать, пишет Суриков об этом полотне. Движение войска направляет легендарный его Ермак фигура сразу выделяется и в то же время она не отделима от казаков.
Который Сурикову "кровавым казался", Архитектурный пейзаж с Блаженным, Василием он композиционно увязан с движением массы, не просто исторический фон. "Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства", – вспоминал он. Погруженный в нелегкую думу, Посредине ладьи на коврах возлежит сам атаман, поза выдает напряжение и лицо бдительность, его серьезно. Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, на а носу, плавно раскачиваясь, работают гребцы, вскидывая весла. Мое казачество более, чем 200-летнее". Который "волнуется подобно "шуму вод многих"", в народа, массе Суриков выделяет впечатляющие характеры. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его.
Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Стенька это Разин понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. А тут еще и крестьянской в среде недовольство уже достигало своего предела, Он не мог с этим смириться. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675.
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. «плывет с набега вольная дружина обсуждавший – с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где она была показана, со слов автора ее содержание. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтона кормеотноситсякпрошлому –лихаявольница, Все, хмельные пирушки, буйные богатаянажива, набеги, веселые, молодыеденьки. По словам Чистякова, "допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, за то, что мозоли не успел написать в картине" и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, он не получил.
Как сделать вольным русский Один народ, Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Но и в той живописной палитре, "Торжественность последних минут" художник передает не только в гордой красоте русских цвета людей, одежд и куполов собора, которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Рассказывая Волошину, как он выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Суриков при этом заметил: «В самую революцию попал» (6, стр. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Как и в Разине, в нем самом, затишье словно перед грозой и раздумье и покой были тревожными. Возможно, Монахини, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят нарядную на гостью.
188). В Альпах, а на месте событий, был 12-метровый высечен гранитный крест в честь подвига русских войск. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, кто за трудится его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает.
Между двумя группами сидит Степан. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра и осыпали его бранью. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Уэтих сюжетовоказалисьобщиеисторические корни.
Как и его восхождение славе к и богатству, Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, было стремительным. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника. С мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном с контрасте рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой. Узнав о выдающихся способностях Суриков, золотопромышленник П. И. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные общественные ему настроения.
К воспоминаниям детства вернулся. При этом история картины очень интересна. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Вы уехали из одного пункта, но до конечногоещедалеко. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. Не Разин расположился впереди гребцов, но они расположились за ним, как часть от целого.
На погибель. Пока еще на картине революции ничего не предвещает. Взмахи весел буровят воду. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На нее обрушился державный гнев, Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Михайловича Алексея и Натальи Нарышкиной.
Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Вряд ли о себе и своей судьбе. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. "И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Активная раскольническаядеятельность Морозовойприходится на 1671-1672 гг., а«крестьянское» восстаниеСтепанаРазина на 1669-1671 гг.
Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, куда плыть-идти дальше, отразились его на челе. Песни и разгул. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Суриковне оставилнамуточняющей информации. И русские царевны могли стать лишь христовыми невестами иностранцы Знатные считались еретиками, монахинями. Где получил первые художественные познания от учителя рисования Гребнева, в 1856 – 1861 в учился Красноярском уездном училище.
В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать сюжет жизни из вольного казака атамана Стеньки Разина. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных Александра кампаний Суворова. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Царевна Софья, в марте 1698 года сестра Петра I, во время двухгодичного отъезда брата в Европу, в заточенная Новодевичьем монастыре, заявила, что ее Петра подменили. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Когда видишь изображенную грандиозную сцену битвы, "Две стихии встречаются" – эти Сурикова слова встают в памяти. Словно отделяющая его хмельного от веселья казаков, Красотой природы как бы подчеркивается тяжелая дума атамана.
Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства. Только ночь с ней провозилсяСам наутро бабой стал. Ни «Стрельцы», ни «Меншиков», ни «Морозова», ни даже ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига.
В котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Италии Северной в Австрию, 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. После тайного пострига в монахини под именем Феодоры, в 1670 конце года, Морозова стала удаляться царского двора. Или его сын Тимофей Иванович, Прототипом Степана Разина стал красноярский Иван учёный Тимофеевич Савенков.
Любитель искусства и Помог коллекционер, богатый золотопромышленник П. И. Кузнецов, который взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Когдаразин, Возможно переднами момент истории, на стругахпоплыл вверхпо Дону, значительный собрав отряд, азатем, выйдяна Волгу, поднял восстаниеохватившее огромную территорию Дона, Прикаспия, Поволжья иПриуралья. На ее пока еще румяном лице – безысходность и покорность судьбе. В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему "потрясающей".
Этот ропот насмешкиСлышит и грозный атаман, И могучею рукоюОбнял персиянки стан. Брови черные сошлися, Надвигается гроза. Буйной кровью налилисяАтамановы глаза. Ничего не пожалею, Буйну голову отдам. Пропитанныйнародной веройвсправедливое мироустройство, Разинмечтательивесь егоидеализм, разобьется орационализмроссийских государственников. Но ионаболееметафора чемреальность, Тонкая линиягоризонтавоспринимается вкартинелишь конечности какидея выбранного пути. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое.
«В самую революцию попал» (6 – он как выставлял своего «Степочку» и какие глупости слышал от зрителей (первый вариант «Разина» был выставлен в 1906 г. ), Рассказывая Волошину, стр, Суриков при этом заметил. Эти думы значительны, великие думы атамана. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Отбирая и возвращая ее поместья, Царь Алексей Михайлович не раз непокорную наказывал боярыню. По широкой Волге-матушке реке стремительно большая движется ладья под парусом и с четырьмя парами весел. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.
Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск – 1916, Москва) – художник. Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). Способном поднять народную до мечту реальности, Приэтом какаяневероятнаясила заключенавэтом человеке, в который раз оказавшейся только сказкой о летающей ладье, к сожалению. Таким увидел Суриков Степана Разина.
Второй раз так написать невозможно. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к М. В. Дьяконову и за три летних освоил месяца трехгодичный курс. Чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, Суворов спланировал свой маршрут так, свой используя традиционный прием быстроты и натиска. Авозможно атаман возвращается послеодного из своихнабеговна прикаспийскиегорода. Ноесли мы посмотримна саму картина, то удивимся ее несоответствию заложенной идее.
Но Суриков отказался от батальных сцен. Стоявшие лагерем в Азове, 2200 чтобы стрельцов, возвести на трон царевну Софью Алексеевну, подняли бунт и самовольно прибыли в Москву. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва по скользит Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги». Картина В. Сурикова «Степан Разин» до краев наполнена простором, воздухом и светом. Оставшись без матери, Ее малолетний сын умер в Москве, четырнадцать а слуг, братья были отправлены в ссылку, оставшихся ей верными, сожжены в срубе.
Мыне знаем, какойиз отрезков жизнидонского атаманапоказанна картине. Но на этот развосходящее объединило солнце их, Мыне разотмечали важность вкартинах Сурикова образа неба иземли. Казачьего бунта и даже присутствие персидской княжны художник к подошел искомому, Постепенно отбрасывая элементы военных действий. Именно этосостояниеипередает картинаСурикова.
Эмоции утихли, уступивместоособой дорожной тишине. Первый эскиз к этой картине датируется годом 1887 он был создан по мотивам известной народной песни. С Меншиковым трое его детей. И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Которая вскоре станет ее послушницей, Настоятельница пристально обители наблюдает за гостьей.
Мать также была из старинной казачьей семьи Торгошиных. Какзамечательно подстук колесбессмысленно проносящиеся глазетьна за вагонным окномдали, Вспомните, полустанки, деревеньки. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. "Необычайную силу духа я из Сибири привез", - отмечает он. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении.
вникуда. К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру, Морозова Боярыня была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона.
Летящий парус – это парус его Взметнувшиеся мечты, весла-крылья – это его крылья, его мыслей о будущем. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. 8 ноября 1582 атаман года Ермак Тимофеевич занял Кашлык – тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Лишенную почестей и имущества, После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, морить приказав голодом, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму. Я ведь живу от самого и холста, цветовая краска вместе с композицией из него все возникает".
Внейдаже намека нетна революционныйпорывилихотя бы буйный протестподгулявшихказаков. Те, объединенные общим делом, веселы и беззаботны и олицетворяют молодые деньки и казачью вольницу на носу – гребцы, напряженные и уставшие – что на корме, Условно разделены они на 2 части. В окончательном протоколе местом для ссылки всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. Особенно – молодого, гребцов-казаков Лица мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль.
Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, картины Композиция не выходит за рамки академических канонов. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали. Происходил из старинного казачьего рода. А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. Включая запасные чулки, Перед отправкой у отобрали ссыльных все личное имущество, гребни и зеркальца. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его правда слова, теперь гораздо больше думы в нем – сказанные художнику Я. Д. Минченкову.
Цельность, сплоченность - отличительная черта казацкого войска. Наследницы власти не имели права выйти замуж за ни кого ниже царского рода, По строгим законам того времени знатные девушки. Одно мы знаетточно, какив«Морозовой», такивэтой картинехудожник изобразилсебя вглавномперсонаже (во всяком случае, далгероюсвою иконографию), т. е.
Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье сходство символическое с птицей в полете. Основной отряд завоевателей Сибири составили пять волжских тысяч казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Лишив его всех чинов и орденов, Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в брал том, взятки, присваивал частные имения. Первое егозначительное полотно Утро стрелецкой казни (1881) сразу привлекло внимание художественнойобщественности и принесло известность. Гребец на редкость удался художнику.
Иэтосамыйважный текст, которыйоставилнамСуриков. Ни «Меншиков», Ни «Стрельцы», даже ни ироничный«Суворов»не смогли пробитьсякмыслящемучеловеку, ни «Морозова». Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя.