Источник: ДРУЖИНИН С. КАРТИНА СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА». / С. ДРУЖИНИН. // Искусство: Книга для чтения. – с. 435--440 Эта картина Сурикова получила название по имени центрального действующего лица боярыни Морозовой, одной из видных участниц раскола. В. и. суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Феодосия Прокопьевна Морозова Википедия Феодосия Прокопьевна Морозова фрагмент картины Сурикова В. И., 1887 год, ГТГ Род деятельности: верховная дворцовая боярыня, деятельница старообрядчества Википедия (Источник: Рябцев Ю. С.
Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем россиянам ещё со школьной скамьи. Картине «Боярыня Морозова» (как и всем произведениям Сурикова) предшествовала длительная и упорная подготовительная работа. Мы можем по-разному относиться к тому, во что верила Морозова (ведь мы оцениваем ее поступки с позиций своего времени. ), но человек, способный к борьбе за свои убеждения (даже если мы не разделяем эти убеждения), достоин уважения Огромным трагизмом наполнена картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и Марию старо-обрядчицу Данилову надеясь переубедить их. Еёсклонённое прекрасное молодое лицо опущеннымиглазами с и скорбным ртом выражает глубокую печальи безнадёжность. Колоды, в этих санях в закованную кандалы, закованную в цепи везут боярыню Морозову, точнее.
Кидаешься ты на врага, как лев». По тем временам у нее имелось имение усадьба отличавшаяся роскошеством великим по образцу богатых заграничных усадеб. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея.
Жесткого и не доброго времени церковного раскола, От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году Картина Боярыня Морозова чисто навеяна русским течением не легкой жизни того времени. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы». Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Огурцами он там торговал. Которая предписывала некоторые изменения, Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, в числе том и в церковных обрядах. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год.
Реформатора, Именно в время это в Москву пришли времена Никона, преобразователя русской православной церкви. Она показывает, Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, как безумно она своей предана вере и ни за что не продаст её. Что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь обряда, нового Не смотря на то, что соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Первые сведения о русскойистории мальчик почерпнул от своих воинственныхпредков, Рожденный старойказацкой в семье. Своим пешим паломничеством они связывали отдаленнейшие уголки Руси, бывали очевидцами и народных бунтов и покаяний и казней.
Когда патриарх Никон провёл церковную реформу, в 1653 году, старообрядцев, предводителя вдова Морозова приняла сторону протопопа Аввакума. Переездом в Петербург завершаетсяцелая полоса биографии в будущего художника, связанная с Сибирью. Послал к Морозовой архимандрита Чудового Иакима монастыря на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым, Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение. Прекрасно своими правильными тонкимичертами, страстностью своего порыва. Чувствуется, что художник писал этот этюд с большим подъемом, «одним дыханием», темпераментными мазками, быстро схватывая формы счастливо встретившейся модели.
Между прочим, Это который подтверждает, лишь недавно стал нам известен, один интересный этюд Сурикова. Небольшой, горестная складка губ, впалые щеки, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними дополняются и связываются в одно целое выражением умных, много видевших на своем веку глаз – с сильными лоб, выпуклостями Превосходно удалось Сурикову лицо странника. Брови сдвинутык переносице нос прямой и тонкий маленький ротполуоткрыт. Среди них были люди всех слоев населения от крестьян, раскольники Но не сдавались, бояр и князей, нищих и ремесленников до купцов.
Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь». Когда за нее посватался стольник и ближний боярин царя Алексея Глеб Морозов, Иванович Боярышне Федосье Соковниной шел семнадцатый год. – говорил Суриков, в боярыни тиме Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Именно благодаря этим традициям в период Смутных времен Святая Русь выстояла, обрела себя. И тут я штрихи ловил». Но он не думает омилостыне, снегу На рядом с юродивым – глиняная миска сброшенными в неё медяками. Поджатыми от холодапальцами с передана поразительнойреалистической силой, Ступня егоправой ноги с посиневшими.
Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника, который скитается по по городам и селам. Сличениерусских рукописных книг с греческими далоабсолютно неожиданный результат. Нищенка упала наколени, т. е.
Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли. Трагически звучит, черное пятно ее одежды на фоне белого снега – как тяжелый колокол, Цветом выделен и центр психологический картины фигура Морозовой. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Каждый по-своему воспринимает событие каждое лицо новый голос в едином трагическом хоре, Толпа едина – но ни одно лицо не растворяется в ней художник достиг здесь гармонии и массы отдельной человеческой личности. В самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, ее руки повязаны цепью, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует и ей переживает ее трагедию также как свою. Которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп, с самого же начала борьба религиозных против новшеств связалась с протестом против новшеств социальных. Царю мешало высокое боярское положение Чтобы Морозовой, наказать боярыню за подобные грехи, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Между шапкой и поднятым воротником видначасть его лица. Мы хорошо знакомы с творческимнаследием Сурикова.
– Есть. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Что предаютсяанафеме все национальные русские святыни, Раскольникам казалось, всё то, что любил и чем гордился русский народ в течениестолетий.
Движениераскола ширилось и приобретало характердемократической борьбы против царя. Красный нос cбольшими ноздрями, Бугристая маленькие кожа, бесцветные глазки ирастянутый в ухмылке рот. Вся Москва сотрясалась от споров. Откуда к ней обращенысочувственные взгляды, Морозова повернуласьлицом правой к части толпы, дающиеей моральную опору, скорбные поклоны. «Как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Дровни с соломой и стрелецкийконвой, Несмотря оковы, натяжёлые Морозова проникнута чувством внутреннейсвободы. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Синеглазая, Юная, эта молодая боярыня стала всеобщей любимицей при дворе благодаря своей душевной простоте, легкая смешливая и открытости. И это неслучайно.
Очевидно, здесь Суриков исходил из тех описаний перевоза Морозовой по Москве, которые были даны в работах Н. С. Обоярыне Морозовой слышал от своей тетки поизустным преданиям. Я его на снегу так и писал. В свободное от службы без время, и систематического плана уже не моглоудовлетворить будущего художника, Но занятияживописью урывками. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту внутреннюю атмосферу что картины, видим. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу.
С детских лет его на каждом шагуокружала живая старина. Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Странник полон глубокого сочувствия к закованной в цепи Морозовой. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. Боярыня не сдалась, Претерпев старую за веру, в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца.
Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Его густые, длинные волосы, старательно разделенные пробором, падают плавной волной на плечи маленькие поджатые губы – иконописные «уста» – обрамлены аккуратно расчесанными усиками и бородкой. Видно лишь егоприподнятое вверх лицо с невидящими глазами. Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Чем у привязанных к своим местам посадских, Круг их жизненных был наблюдений неизмеримо более широким, боярских или монастырских людей, дворовых. Этообраз из того же мира убогих, живущих подаянием, но совсем иной, чем образ юродивого. От ненависти к этим гостям и новой вере сестры Феодосия княгиня в Урусова знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы.
Вскоре раскол получил значительное среди распространение крепостного крестьянства и посадского люда. Он снялперед ней шапку (держит её в правой руке) видныего длинные волосы. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в написанного основу Суриковым шедевра шедевра. Ни пестроты, ниглухих тусклых тонов. Церковные книги переписывались по византийским образцам. «персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную неугасимому по духовному пыланию душу – он писал ей.
Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой». Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. Вскоре в острог была привезена и младшая сестра. Все лицо мелок было. – Я, Ваше превосходительство. Выпуклый лысеющий лоб, крупный, Незабываемо юродивого лицо ивыражение его взгляда, беззубый рот, вздёрнутый нос, обросшийрыжими усами и бородёнкой, светло-серыеполубезумные глаза. Почтительно склонилась в поясном молодая поклоне горожанка в синей шубке и золотистом платке.
Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, они смягчены и объединены мягким, рассеянным светом, голубоватой дымкой влажного воздуха. Которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, в образе Боярыни Суриков Морозовой был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, но ради веры готовая на погибель. Что он выражает великую силу убеждения, Его значение состоит в сообщающую том идее могущественную действенность, силу. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после смерти их оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу имели огромное состояние. В Сибири традиционно жило немало раскольников.
В 1875 году Суриков окончил полный курс Академиис золотой медалью получил и звание классногохудожника первой степени. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Страждущих, Ее богатый дом в Москве становится приютом всех гонимых, что не от укрывается внимания царя Алексея и Никона. Взяллист в руки и убедился, Наконец заинтересовался, что муха эта нарисована. Призвал к себе и столоначальника спрашивает:Это кто сделал.
Что на первый взгляд может показаться, в результате Суриков в этом этюде так близко подошел к образному решению странника в картине, этот этюд, будто бы он и завершающее есть звено в процессе создания образа. Вот жалкий, Суриков как бы говорит нам:смотрите, полубезумныйнищий, полуголый, какая а сила духа в нём заложена. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже настроеных враждебно по отношению к боярыне. Сохранившаяся почти неизменной на протяжении столетий и встречавшаяся во времена Странник-богомолец Сурикова, – типичная фигура Древней Руси. Картины Сурикова с непревзойденной силой убедительности художественной воссоздают историческое прошлое России. Родственника правящей семьиРомановых, в 17 лет вышла замуж заГлеба Ивановича владельца Морозова, усадьбыЗюзиноподМосквой. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Очень трудно ее лицо было найти.
Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. Все лицо мелко было. Он с состраданий, глубокой мысли. Это – мужчина средних лет.
Как обычно у Сурикова, Уточнение места и положения фигуры в странника эскизах композиции шло, параллельно с работой над этюдами. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. По правую сторону саней хохочет белобрысыйкрепыш в розовой рубахе. Чтоза 700 лет со времени введения христианства наРуси греческое богослужение претерпелозначительные изменения и в текстах, Оказалось и в обрядах, тогда русская как церковь в основном сохранилапрежний богослужебный чин. 2 На первом эскизе композиции «Боярыни Морозовой» (1881 год) странника еще нет. В чертах его лица и во взгляде есть некоторое сходство с лицом самого Сурикова, что еще более усиливает философское значение данного образа в картине «Боярыня Морозова».
Участь всеобщей любимицы приближенные многие к царю считали несправедливой – а между тем Московский двор начал волноваться. Решая картину как сцену на открытом воздухе, Суриков стремился и этюды делать в тех же условиях. Бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, Вскоре начали их жестоко преследовать отправляли в ссылку, сжигали живьем.
Ее поднятая вверх рука со сложенными в двуперстие пальцами символ идейный старообрядчества и композиционный центр всей картины. В руках – палка и поношенная фетровая на шляпа шее розовый шарфик с ярко-красными крапинками, На нем армяк в заплатах за плечами – рыжая котомка, на ногах – сапожки. Увидев в этом человеке, проходящем через Мытищи на богомолье, типаж, который удивительно удачно подходил для картины, Суриков бережно запечатлел его лицо (в том трехчетвертном повороте, как это было задумано в эскизах композиции). «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо.
Вы входите в один из залов Третьяковскойгалереи – предчувствуя приближение смерти, Однажды рассвете, на и прямо перед вами во всю ширь большойстены висит необыкновенная картина, она обратилась к охранявшему ее стрельцу. Осужденной намучительную смерть, Он несводит глаз с боярышни, боится пропустить одноее хоть слово. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно.
Полуголого юродивогонищенка повязана двумя платками, в отличие отне холода, замечающего но старательно покрытуюмножеством заплат теплую верхнюю одежду, одета впрохудившуюся. Никоченеющих ног, Но юродивый не замечает ни тяжести вериг, лишения физические не могутотвлечь его от главного – от духовного состоянияМорозовой. Указующий в небо, Её поза и палец, пытается она приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Всем видом эта женщина говорит о том, Наоборот, что она никогда не от отступится своей веры. Молодая женщина добровольно отошла от светской жизни, замкнувшись в домашний монастырский обиход.
Движение протеста охватило широкиеслои населения. Разве не так жедобровольно наложила их на себя Морозова. Он внес в натурный этюд черты и переживания, словами, Иными характеризующие будущий образ в картине. Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а отдельные вот детали и лица он писал долго, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой, который сложился у него с детства.
С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове». Городок в Калужской области, Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, острог, в в 90 км от Москвы, заключив ее в земляную тюрьму. Возникший после реформы патриарха Никона, Церковный раскол, в сущности, был, репетицией преобразований, петровских первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Но по доносам все, Сердобольные стражники украдкой иногда приносили им кое-какую снедь, были сами подвергнуты пыткам, кто проявлял к ним жалость. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину).
Посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, Царь много раз пытался на подействовать нее с помощью родственников, но все было тщетно. Такой вот череп у таких людей бывает. Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков.
Соприкасаясь с разными слоями населения, Сталкиваясь с различными сторонами жизни Древней Руси, странники накапливали обильный материал для размышлений рассказов и исходив вдоль и поперек русские просторы. Этосознание придавало им исключительную силу, мужество, бесстрашие и стойкость, которые онисохранили до самой смерти. А страшнобледностью впалых потемневших щёк ифанатическим блеском глаз. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. В результате, когдаНикон заменил старые книги и обряды новыми, получилось как бы введение новой веры. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). – Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы интеnotресных ему по типу» Вспоминая о том, как создавалась «Боярыня Морозова», Суриков рассказывал Волошину: «Самую картину я начал в 1885 году писать: в Мытищах жил – последняя избушка с краю. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному.
Гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, в ее доме часто различные собирались староверы, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав руки, спешит за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, сохранить себе в силы. Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами).
Есть еще чловек несколько в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Он посвятил своётворчество исторической живописи. Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину. В руках -неотъемлемый спутник его странствий – с высокийпосох резной крестообразной ручкой. Но Морозова не видит этойблизкой ей по духу толпы.
То в лице странника – бродячего философа, Если в юродивого лице Суриков изображает своего рода прорицателя. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Ему уже тогдапророчили славу художника.
Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху и тогда её вместе с сестрой, Евдокией Урусовой, ночью заковали в кандалы, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Она готова идти на муки и смерть. Вставшая на колени и к тянущаяся Морозовой нищенка, Этому способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящий на снегу юродивый идущая рядом с санями Урусова. Когда художник жил семьей с на даче в Перерве, Этюд написан летом указанного года, который сидит на земле и держит в руке деревянную чашку и изображает босого нищего. Царь желал, чтобы Москва забыла Морозову, чтобы память о ней исчезла. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.
С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей». В 13 лет Василий окончил с похвальным листомКрасноярское уездное училище. Вначале Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, потом распорядился совершать крёстные ходы против солнца, вместо земных поклонов ввёл стояние на коленях и т. д. Она знала о способностях Сурикова крисованию. На которыйпригласил именитых людей города за обедом завелречь о Сурикове и предложил организоватьподписку на отправку Сурикова в Академию. Присутствующий среди гостей городской головаКрасноярска золотопромышленник Пётр ИвановичКузнецов отклонил подписку и принял на себя всерасходы по поездке юноши и по содержанию его с вПетербурге, этойцелью он устроил у себя обед.
Ему надо былоучиться дальше в художественной школе. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Перешедшее в противоборство церковной реформе, Подобные нововведения вызвали в недовольство народе, нередко доходившее до фанатизма. А заодно еще не соглашались они стричь усы и бороды это были тоже богопротивные чужеземные новшества. В которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний, Это – сама человеческая жизнь, сама природа. – Позовитеего ко мне.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Ей передавали еду и одежду – она даже получала письма от протопопа Аввакума, Но она не была от отрезана внешнего мира. Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, в работе Тихонравова положили говорится, на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами, «прикованных за шею к стульям. Суриков дает исключительные звучности по цветовые пятна голубое, Увлеченный красочностью древнерусской толпы, малиновое, желтое, черное.
А с инакомыслием во все времена на Руси умели жестоко бороться. Окруженная роскошью и слугами, Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила в ней имея крестьян 8000 и 300 человек прислуги. Реформы вызвали отпор.
Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой. У тебя ещё естьрисунки. Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню.
Таков и странник на картине «Боярыня Морозова». Посмотрев рисунки, Замятнинпоручил Василию Ивановичу давать урокирисования своей дочери. Приходит.
Снег талый. Жестокости, пытки, тюрьмы только сильнеевоспламенили сторонников старой веры. Такого «многоцветного» снега, Такой русской зимы, такого «голубого» влажного воздуха зимнего до Сурикова в живописи не было. В художественном воплощении огромной силы духа человеческого – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Но вскоре скончался её сын Иван. В 1885 годуМилорадович показал свою картину Чёрныйсобор на восстания тему раскольниковСоловецкого монастыря.
Сама царица Марья Это Ильинична, родственница семьи Морозовых, она любила молодую Федосью Морозову. Правда пока оставили сестер под домашним арестом, После всего позорного этого действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы. По Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год, Через Мытищи, беспрерывные вереницы богомольцев, особенно летом, направлявшихся сначала Хотьковский в монастырь, затем в Троицко-Сергиевскую лавру, – пишет дочь П. М. Третьякова. Это Феодосия Морозова. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность.
В последствии всего этого она тайно приняла постриг у старообрядцев, где ее нарекли именем Феодора, тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. Через плечо у неё надета большаяхолщовая сума для милостыни. Онепосредственном поводе этого знакомствасуществуют различные рассказы. Они были восприняты многими верующими как искажения измена церковным традициям.
Живописноеочарование полотна необычайно. Неистов сидящий на снегу юродивый тверд и стоящий спокоен за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик – противник старообрядчества, Каждый персонаж картины воплощает свой характер. Сложенными в двуперстие, Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой руку цепью с тонкими пальцами. Это слепенький, полумонах-полунищий.
Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Вы видите, как живую, непокорившуюся боярыню, высоко поднявшую руку спальцами, сложенными в двуперстие, прекрасную игрозную в своем мятежном порыве, юродивого, сидящего в лохмотьях прямо на снегу, единственного, кто открыто осмеливаетсяподдержать опальную боярыню. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России. Лишь в глубинелевой стороны улицы виднеется маковка маленькойцеркви. Жизнь со вкусом, наследие, Богатое казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.
Типизации и обобщения, в этой статье мы стараемся рассказать о работе Сурикова над странника образом в картине Боярыня Морозова» и проследить по этюдам и зарисовкам сложный путь поисков, получивший окончательное завершение на холсте самой картины. Несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была к приближена царю и имела статус верховной боярыни, Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни. Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Потрясение, любопытство, озорство, насмешливость – это многоцветная гамма самойжизни. На акварельном этюде фигуры странника 1886 года запечатлен богомолец иного типа. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, Мы знаем, полулежащую на санях-розвальнях – что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз к приверженность простецам.
Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. По всему видно, чтоон пришёл издалека. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. К какой из церковных партий он принадлежит – понять нетрудно: за его широким поясом висит такая же старообрядческая «ле-стовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки Морозовой. Он машинально махнул рукой, чтобы еёсогнать.
Заснеженной, По морозной московской улице, снег голубоватый, запушенной едут снегом, сани, розвальни. На вечное заточение. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Глубоко запавшие глаза, Тонкость черт ее лица, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа непоколебимость, сквозит резко очерченные скулы, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Где выделяются недругиМорозовой: хохочущий попик и его сосед –зажиточный горожанин: возница почувствовал в единомышленников нихсвоих и обменивается с ниминасмешливым взглядом по адресу боярыни, Взгляд возницы устремлён налевую часть толпы. Изображающих различные моментыборьбы раскольников против правительства ирасправы с ними властей, Появляется картини ряд рисунков. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. Здорово их увидел художник.
Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Онсидит впереди саней, спиной к боярыне левойрукой он держит вожжи, а правой замахивается налошадь. Когда Морозову, скованную кандалами везут по улицам, московским На картине Суриков взят момент. В толпе терялось», признавался он.
Врагом Никона был протопоп Аввакум. Идет обратно, опять муха сидит и на томже месте. Которая впилась в плечи. Через распахнутый ворот рубахи видны рубцы, красныевоспалённые Крест этот висит на шее юродивого набольшой железной цепи, натёртые цепью. Вот он идет мимо стола, видит – сидитмуха. Смута духа, поднятая Никоном, расколола православие на два непримиримых лагеря.
Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Действие происходит на одной из московских улиц. Между юродивым и санями на снегу стоит наколенях, опираясь на палку, старуха нищенка. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой.
привлекала вниманиемногих русских художников. Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Обрекая себя на голод, Развене отказалась добровольно она от всего своегобогатства, тюрьму, мучения и пытки, холод.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Но трудноематериальное положение семьи не позволялодумать об исполнении заветной мечты. Благообразно-щеголеватого в своей нищете, Весь облик этого странника, производит впечатление характера кротости и какой- то ограниченности мысли. Сожаление о том, Но кее религиозному сочувствию примешана еще однанотка, у которойбеспрепятственно кормилась и ютилась этастарушка, чтоувозят благодетельницу – – ту типичная для нищенки.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Именно такой раскольницей стала На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам – к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Они словно живые, даже слова, что они шепчут, яестественно слышу.
А снег. Вскоре состоялось и личноезнакомство губернатора с молодым писарем. И вся эта разная толпа живет, дышит, движется в картине. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1671 году в Боровский монастырь из одной самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума.
И началась череда казней. С особенной силой ияркостью столкновение с Морозовой этой частьютолпы осуществлено Суриковым посредствомконтраста двух лиц – Морозовой и возницы. Как они ее понимали, За русскую веру, за дух Святой Руси сторонники древнеправославной веры и пошли на и дыбы в костры, за русскую душу. Небольшой, Превосходно удалось Суриковувыражение лица странника, впалые щеки, с сильнымивыпуклостями лоб, сдвинутые брови ирезкая морщинка раздумья между ними печальныеглаза, со страданием смотрящие на Морозову и в время тоже устремленными вглубь него самого – раскрывающее еговнутренний мир. Еле уговорил его.
– Это ты рисовал. И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу архитектурные и детали. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Обреченные на голодную смерть, сестры поддерживали друг друга молитвами.
внутренне она относится к Морозовойкак к святой, на которую следует молиться прижизни. В ее власти было 8 тысяч крестьян, За малолетством всем сына этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, только домашних слуг в доме было триста человек. Исхудавшее лицо с горящим взором наполнено неукротимой и волей страстной убеждённостью, Её мертвенно-бледное. Сделанные после 1885 года, Этюды, отражают художника работу преимущественно в этом направлении. Зажигающим сердца, Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, пронизающей красоты, где вот источник его особенной.
Таков и странник на картине. В том же 1882году были экспонированы СамосжигателиМясоедова (художником был также исполнен рисунокСожжение протопопа Аввакума). Слева от странника видно жалкое бледное лицо бородёнкой совсклокоченной и с закрытымивоспалёнными веками. Что царь стоит на переходах, Боярыня думала и хотела показать ему, смотрит на ее унижение, что нимало не стыдится того поругания, она которому подверглась по его воле».
Благосклонно относилась к юродивым и нищим, Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом одним Аввакумом из идеологов старообрядчества, которые часто находили в ее доме тепло и приют. В избах, на мостах, в церквах, в Китай-городе – кричали о спорящие вере, не понимая друг друга – в хоромах, Всюду. При этом изменение композиции было обусловлено не только стремлением более абсолютно разрешить определенные художественные задачи, но прежде всего изменением самого содержания картины. Ведь сколько времени я его искал. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Эта встречараскрывает разное понимание служения религии. Поп спрятал пальцы в широкие рукава и прижимаетлоктём свернутую эпитрахиль, которую онзахватил, очевидно, чтобы отслужить где – томолебен и остановился посмеяться надпроезжавшей в дровнях опальной раскольницей. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, Он считал, что притягивало бы к нему внимание в зрителя, нём должно быть выражено что-то такое. Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. Но духовная гроза потрясла всех.
Изнемогла и боярыня Морозова. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Странникполон глубокого сочувствия к Морозовой.
Подняв руку, Она прощается с народом, как знамение старообрядчества, двуперстным сложенную крестом. Вижу он. Дело было не только и не столько в том, что горизонтали кремлевской стены, помещенной в глубине, замыкая композицию, препятствовали передаче движения, а положение фигуры боярыни Морозовой было недостаточно динамично. Вероятно, от дочери узнал об этом игубернатор. Как глава государства, а как человек, любил и жалел молодую боярыню – как сейчас принято говорить, Царь оказался в трудной, он Никона, поддерживал ситуации. Оставленные полозьями следы, бегущий Глубокие, за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней, волочащаяся по снегу солома. Шёлковый ярко-жёлтыйплаток боярышни заколот у подбородка.
Она призывает народ к борьбе и подвигу. В начале зимы было. В эту пору ей еще нет тридцати лет, в 1662 году умирает ее муж, все но бремя домоуправления ложится на хрупкие плечи Федосьи. Княгиню Евдокию Урусову завернули в рогожи и, не сбивши цепей, вынесли из застенка. Её взгляд устремлёнповерх голов всех этих юродивых, нищих, боярышеньи странников, выше настенной иконы Божьей Матери, устремлён куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение.
По всему видно, что он пришел издалека: его сильnotная коренастая фигура перепоясана широким ремнем, веревки, стянутые на груди, поддерживают большую котомку, в руках неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох с затейливой ручкой (народный вариант архиерейского жезла). При исправлении и царь и Никон решили взять заобразец для сверки греческие книги. С крутым самовластием Никона церковное Уложение подверглось радикальным исправлениям. Некоторые пользовались широкой известностью и большим влиянием в народе.
Сквозь оконце кельи, где гремела цепью Морозова, монастырский поп сказал боярыне о кончине сына. Художник уже схватил зерно обnotраза, Но в этюде только не отлично воспроизведена отличная модель, выражающий сочувствие, подчеркнул характер и состояние странника – его взгляд, его глубокую задумчивость – а есть нечто большее. Губы красиво очерчены. Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания.
Многоцветность народной толпы, Но яркая красочность, выражая жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его в силы, конечную победу народного рассудка над предрассудками, света над тьмой. И в снегу и в сером небе и в узорных народных одеждах перекликаясь – с золотистыми, Голубые тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду. Вы видите сеструМорозовой, княгиню Урусову, в отчаянии ломающуюпальцы идущую рядом с розвальнями. Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи, Изображая народную массу на улице, что сделал он с замечательным мастерством. Произошел раскол. «персты рук твоих тонкостны, Друг и Морозовой, наставник а очи твои молниеносны – истовый защитник старой веры протопоп Аввакум писал о ней так. Такая ошибка прочно вошла в литературу, посвященную творчеству Сурикова, что, впрочем, вполне объяснимо. Водки ему дал и водкой ноги натер.
К которой принадлежали ибоярыня Морозова и Урусова, княгиня Из-подплатка выглядывает полоска алой шапки. Праздничные краски и драгоценные ткани одеждымолодой девушки показывают её принадлежность ктогдашней знати. 14 человек слуг, где их посадили в тюрьму, земляную Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь – которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Решение царя было такое. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в картину самостоятельную На переднем плане картины в санях изображена женщина. Эти странствующие богомольцы были и проповедниками и носителями новостей для народа. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче.
Который тянется за санями, Здесь юродивый, которая повторяет этот боярыни жест Морозовой, нищенка. Однако путь создания образа был более сложным. «в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, стрельцом-то с черной бородой что – была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных тонах, охватившие запястья рук, цепи, более еще усиливают это впечатление. Я говорю идем. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему.
Тщетно пытавшие Морозову, Недаромбояре, ни добиться дыбой от неё отречения отстарой веры, не сумели ниогнём. По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, богатые Вот посадские женщины в шитых шапочках и парчовых платьях. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Ведь сколько времени я его искал.
Обогащенному рефлексами, Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету и не только потому, что в она композиции занимает центральное положение. Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и тоже время. Но как потрясен еготоварищ, который идет впереди княгини. И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна. Заполнившую узкую улицу с низкими домами, Дровни с пробиваются трудом сквозь густую толпу, с золотыми и синими куполами церковок.
Все лицо мелко было. О которой сегодня будем мы говорить, Одна из гениальнейших работхудожника, -картина Боярыня Морозова. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. В 1882 году закончилогромную почти картину Никита Пустосвят о прениях сраскольниками в Грановитой палате, в 1881 году Перов создал рисунок Пыткабоярыни Морозовой. Это по большей части подростки.
В толпе терялось. Среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, На картине изображено много русского народа, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве, злорадно ей посмеивающиеся в след. Привычные жесты, слова и обряды, сопровождавшие русского человека с рождения, были объявлены ересью, что и стало причиной раскола церкви и бунта против Никона. Он объединяет ее собою и вместе с тем сам, Более того, приобретает особую силу и значение, благодаря – ей он неразрывно с нею связан.
Это лицо – одно из самыхнеприятных в картине. Боярышня проводила Морозову поклоном доземли и после этого поклона и так не выпрямиласьдо конца и осталась склоненной, Когда сани проезжалимимо. Выбор был сделан в 1666 году, Московский освященный Собор положил конец противостоянию, осудил все семьсот лет русского христианства. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Подбитую мехом, Он в кутается черно –зеленую бархатную шубу и в самом выражении его лицаподчеркнута лисья хитрость, с большимлисьим воротником. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. В двух московских женщинах столкнулись два мира: старая Московия с ее последним непогасающим светом Святой Руси и Россия иная, свежая и бурная, как дикий ветер, – Россия Петра.
Потом она стихла. Пространство красок и она уже втягивает их это в пространство свое, пространство образов, пространство величины этой картины. Из всех образов людей, враждебно относящихся кМорозовой, самый яркий, несомненно, образ ехидносмеющегося священника. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Который женился на Замятниной ВереПавловне – дочери губернатораЗамятнина, Верхний этаж в доме Суриковых снимал командирказачьей сотни Корх. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие и юродивые.
Жильцов, На фоне этих жилых зданий и толпа другая. Она состоит из купцов, приказных и т. д. Здесь сочувствующих вместо лиц видны хохочущиеили с любопытством смотрящие. После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба Ивановича все переходит наследство малолетнему сыну Ивану. И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой.
Боясь гнева царского, Многочисленные родственники, который вскоре заболел и умер, оставили произвол на судьбы ее малолетнего сына. Морозова была ближайшей его последовательницей. Очи же твои молниеносны».
В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному везут снегу закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Заваленная снежными сугробами улицауходящие вдаль домики, Узкая, видны из-закоторых высокие дощатые кровли счердачными окнами, окружённые заборами, голые ветви деревьев, скворешни, колодец-журавль Золотистые и синиемаковки церковок, также покрытые снегом, кое-гдепроглядывают на фоне обыкновенного, серо-облачного неба. В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. На что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности, По ее душу просил и умолял царя смилостивится Патриарх сам Питирим. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных типичный тонах, персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого.
Он появляется на эскизах, начиная с 1883 года. Но по её напряжённому лицу видно, Хоть она ведёт и себя очень решительно, что ей очень трудно. Опять махнул и прошел дальше – такнесколько раз. В картину попадает карниз жилогодома, крыша дома с дымовой трубой. Очи твоимолниеносны, – писал о Морозовой Аввакум иименно такими написал их Суриков.
Она была схвачена, на Несмотря близость ко двору царя, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств источник, Морозова в котором собираются эти различные чувства и вместе с тем тот центр. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Молодая боярыня прощается сувозимой раскольницей.
И как вставил ее в картину она всех победила». Сразу же за юродивым и стоит нищенкой молодаябоярышня в голубой шубке и жёлтом шёлковомплатке. – Это у нас писец Суриков, хорошо рисует (а его все любили). Еёпротянутая к Морозовой правая рука почтикасается саней, лицо жалостливо сморщилось. Забелина. И как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Весь в голубыхбликах, рыхлый, пушистый. В толпе терялось. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году. Под проклятие собораподпали русские князья, с раскольников, точкизрения – такие, герои борьбы занезависимость Руси, как АлександрНевский, Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиняОльга и т. д.
Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Работа Сурикова над образом представляет собой ценный опыт, полезный для советских художников, создающих сложные сюжетные картины. На левом локте – корзина. Нищенство для него не цель, а лишьсредство служить богу и он сам увеличивает своистрадания: садится на снег голыми ногами, терпитмороз в одной лишь рваной холщовой рубахе, носитвериги – огромный железный крест с полпудавесом.
Назову некоторые из этихработ. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. В том же 1882году были экспонированы СамосжигателиМясоедова (художником был также исполнен рисунокСожжение протопопа Аввакума).
Весь трагизм картины Боярыня Морозова дает возможность ощутить ту и прошлую нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа в девичестве она была Соковнина. – сказал Лев НиколаевичТолстой, когда смотрел картину. И защищая старую веру, раскольники былиглубоко убеждены, что они защищают правду. Кутающегося влисью шубу, Насколькоэтот безумный в нищий лохмотьях духовно чищехитрого и корыстного священника. Письма и т. д. Поступив на службу, Ежедневно отправлялся он в длинноедеревянное здание на Старой площади ипереписывал каллиграфическим почеркомразличные докладные Суриков записки, не забросил своизанятия живописью и рисованием.
Если раньше люди крестились двумя Например, перстами, то теперь нужно было креститься тремя. И рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, На самом деле и ворона на снегу, живописный это принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские Красноярска элементы и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. До нас дошли цен-ные материалы, отражающие эту работу. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. А Никон рассек душу народа.
Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Сделав доклад, Вот один из них:Василий Иванович на листе чистой бумагинарисовал муху и дал лист столоначальнику, который шел к губернатору Замятнину доклада. Тот для незаметно положил на стол губернатора лист снарисованной мухой и, просматривая еще развыслушанный доклад, ушел. Замятнин имел привычку, ходить взад и вперед покабинету. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении.
Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Одекабристах Сурикову рассказала его мать. Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа, которому искал наибольшее соответствие в натуре. И прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, лица, созданные Все Суриковым в Морозовой, одухотворенной, живой. Но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство, Никакие убеждения не помогли и их уже собирались на сжечь костре. Княгине Урусовой, Позже читал Суриков письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
А вокруг нее шумит московская Она улица, вся в черном одеянии, за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. Сидя в драном рубище своем на снегу, Вот тянет юродивый, кверху два перста в знак явного единомыслия.
А вот и тайные староверы, хмурые, как туча. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Тихонравова и И. Е.
Да и негдебыло в Красноярске учиться искусству живописи. Она к старой вере стала склоняться. Призывающей народ к борьбе за веру, Победоносный образ женщины, русской полностью завладевает вниманием зрителя. При всей своейизмождённости, Но это лицо, остаётся полным притягательнойсилы какой-то и особой странной красоты. Вульгарные, крупные чертылишены какой бы то ни было духовнойсодержательности. Оборванному, Ему, может быть, больше, грязному, чем остальным, всем понятен и близокподвиг боярыни. Перерва».
Провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок, Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Урусова Княгиня покрытая в белый платок с вышивкой. Чтобы собрать нужный материал, найти типы лиц, детали и т. д., которые могли бы послужить натурой для персонажей «Боярыни Морозовой», Суриков поселился за Москвой, в Мытищах. Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной. Когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль за приверженность к старой На вере, картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент. Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой.
Появляются историческиероманы, драмы, гениальная музыкальная драмаМусоргского Хованщина. У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Замятнин решил изыскать средства, чтобыпослать Сурикова в Академию художеств. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Тема раскола в 80-е г. г. Ведь сколько времени я его искал.
В-третьих, И, своей особеннойтрагической красотой, лицо боярыни Морозовой. Фанатически горящие потрясают глаза нас своейнеобычайной духовной силой. Серые глазабольшие, детски-доверчивые их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. Первой от холода и истощения скончалась младшая сестра. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью.
А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Лицо худощаво, совпалыми щеками. Но даже преобладание формального момента, якобы основу составляющего всего творческого процесса, Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие. Вы видите ееиздали, еще на подходе. Какое потрясение в умах и чувствахверующих людей России 17 века должно это былопроизвести, Легко себепредставить.
ИСуриков поступает писцом в Губернскоеуправление. Морозова поставила стул Лежа так, на дровнях, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге. Но и размышление, Из всей многоликой в толпы картине странник более всех остальных выражает не только сочувствие Морозовой, столь важного в трагической судьбе раскола, раздумье по поводу происходящего события. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем».
Кажется, что слышитсяскрип полозьев от уходящих розвальней. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. Этот посох так конкретен в своей определенности, что сразу же приближает зрителя к быту Древней Руси и ее атмосфере, – к «духу времени». Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука.
Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой. Она к старой вере стала склоняться. На груди стянутаверёвками, Его коренастая фигура, перепоясанная ремнём, широким поддерживающими за спиной большуюкотомку.
У него круглый выпуклый лоб и впалые щеки. Где преобладают люди, враждебные Морозовой или равнодушные к еёстремлениям, в левой стороне картины, служат фоном здания гражданскойархитектуры. Когда был найден, Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в живописный натуре образ как живописный синтез будущей картины. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум. Одетого в черное он писал темные стволы и сучья деревьев, голых Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся на чистом рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев. В трактовке исторических событий главная роль принадлежит народной массе, стремления, мысли и чувства которой Суриков умел передать столь верно и ярко, словно сам был совре-менником и участником истории Древней Руси. Эта глубоко историческая русская картина Сурикова, где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не сломленной женщины. Как его родственники – казаки, пришедшие с Ермаком, – Ермак покоритель Сибири – длямаленького Сурикова был таким же близким ипонятным, участвовали в бунте против воевод, которые основалиКрасноярск.
На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять своих на ногах перед патриархом провисев на руках у стрельцов. Фигура его заслоненалюдьми, стоящими впереди. Случайпомог найти решение. Свалявшаяся бородёнка игрязно-жёлтый цвет кожи придают лицу оттенокнеряшливости и запущенности этот убогийчеловек, Егополуоткрытый рот, толкается среди толпы, в котором еле теплится остатокжизненных сил, с волнуетсявместе нею, сострадает боярыне Морозовой. Отличающая человека, прошедшего через горнило страданий, Этодуховная красота, ещё а более закалили его дух, которые ненадломили.
Ноги у него даже посинели. Надо ли сомневаться, в каком стане противоборства оказалась его молодая воспитанница. И лица их словно расцветают невиданной красотой, Женщины в картине все обращены к Морозовой, когда событие и кончится начнутся будни, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Под глазами, во впадинах, залегла синева.
И те, кто не принял нововведения, оказались в положении гонимых. Разве на ней нет таких жегремящих железных цепей. Сделанных Суриковым для фигуры Из странника, всех известных нам этюдов, дающий по грудное изображение странника, первым по времени создания является этюд маслом 1885 года. Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Очень трудно ее лицо было найти. Огромный труд увенчался успехом.
Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. А работу надкартиной начал, Первый эскиз этойкартины Суриков датировал 1881 в годом, середине 1883 года ивыставил её в 1887 году, видимо. Когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она и так не сдалась, Даже после, собственность боярыни перешло в царскую казну, все ее боярское имение, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее. Покрытую глубоким снегом улицу, Вы видитеузкую, сквозь которую движется скорбный поезд, -друзей церквушку, толпу и недругов Морозовой.