Поэтому мой ответ – СТЕПАНу РАЗИНУ знаменитый художник Суриков и посвятил свою картину. Картина, которую написал великий живописец Василий Иванович Суриков называется "Степан Разин". Следовательно и посвящена она известному бунтовщику (он также был известен, как Стенька Разин). С 1670 по 1671 годы Разин являлся предводителем донского казачьего восстания. Учитель Изо: Таким мы видим Разина и на картине Сурикова «Степан Разин» (1907-1910. - Картину «Степан Разин» Суриков написал в конце своей жизни.
Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году.
В очерке его головы, могучем Разина, облике крестьянина или рабочего, в выражении глаз художником была гениально схвачена сущность русского трудового человека, охваченного революционной страстью и готового преодолеть все преграды. Не случайно самая интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года, когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе. И отец и в окно мне грозят шутя – и дядя Марк Васильевич, а все внизу мои сродственники идут – командирами. Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, общей поэтичностью, солнечными пронизанным лучами. От фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до множество «Калины красной» раз возникает имя Разина как намёк, От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», как ссылка на историческую память народа, как метафора. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника всегда Россия многолика, «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Окрашивая мягким пурпурным все светом бескрайнее пространство картины, Над горизонтом занимается заря. Выражение лица Разина составляло главную заботу художника.
Автор сборников рассказов, книг «Там, вдали», «Зем-ляки», «Характеры», романов «Любавины» и «Я пришёл дать вам волю». Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, в – ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. История России, увиденная глазами Василия Сурикова, – это «живая жизнь» с ее страстями, конфликтами, подвигами и предательствами, славой и бесславием. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной кто выставке, задавал тон в тогдашней русской живописи.
Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Новая тема требует нового письма, а у Сурикова оно осталось тем же». Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Идея картины «Степан Разин» появилась у Сурикова ещё в 1887 году, но работа над картиной началась в 1900 году. Особенно для такой тонкой художественной натуры, каким и был Вася Суриков. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется". Он устал «воевать».
Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и присмотром под молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии) – Государственная Третьяковская галерея, Утро стрелецкой казни (1881), в которую, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее играли "прощеное в воскресенье". Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу. Умер Василий Макарович в 1973 году на съемках фильма «Они сражались за Родину».
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: "Там фальшиво все". Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, абсолютно необычном для батальных произведений. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой "иллюстративности" от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 она года погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Как образ Разина на рисунке 1910 года, Ни один образ произведениях в Сурикова с такой силой не перекликался с современностью.
Поют, На корме бражничают четверо есаулов, смеются играют, стараясь развлечь Степана, а на носу, раскачиваясь, плавно работают гребцы, вскидывая весла. И были двое любимых дядей – отцовы братья. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона выступила оппозиция во главе протопопом с Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина.
К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна ("Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала", – рассказывал Суриков М. Волошину). И как вставил ее в картину – она всех победила". Согласно описанию современника Разин «был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с прямым лицом». «Мы проживаем теперь, – писал Суриков брату, – в станице Раздорской – на Дону. Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное внимание современников и а потомков, затем и первого российского кинофильма.
Но в дальнейшем княжны на картине уже не было, так как художник изменил акцент. Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах "власти и народа", Весь его строй и "героя массы" и пр. Что в материнском сундуке хранились пестрые сарафаны, Василий Суриков вспоминал, узорчатые шали, дорогие расшитые шугаи, парчовые повойники и другие предметы казачьего быта.
Красноярск в детские годы Василия Сурикова был городом, который мало изменился по сравнению с былыми временами – на всем вокруг лежала печать «преданий старины». «Стенька» проходил сложную эволюцию своего воплощения. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Многие детали Суриков писал натуры с – друзья живописца специально для него инсценировали полный "вариант" игры в селе Лодейки, По своему обыкновению. – объяснял свою работу Суриков, "Главное у меня картине в – движение, – храбрость беззаветная".
Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. Смуглый юноша южного типа был написан в профиль. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Избавив живописца от забот о хлебе насущном, Эти развязали деньги, ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Второй раз так написать невозможно. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Который полулежит на персидском ковре мачты возле атаманского челна, Образ Разина, твердость и одновременно – необузданный порыв, воплощает могучую волю, размах и стихию, скрытые за внешним спокойствием.
Но этот сюжет, так же, видимо, как и «Последние минуты Павла I», был чужд Сурикову, как остродраматический момент, бьющий на внешний эффект. На что обрекают тех, кто им верит и за ними идет. Завтра будет войсковой станичный круг. Книга И. Забелина "Домашний быт русских цариц XVI-XVII Еще веков", один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник.
И все же успокоенность эта не была старческой, а раздумье бесплодным. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли не подметить также и современные общественные ему настроения. Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом он был создан по известной мотивам народной песни. Василий Иванович любил его так же, как любил голову Морозовой начетчицы. Эхо бесконечное", – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Разин у Шукшина это не только удалой, лихой атаман, но и страдалец, «человек, разносимый страстями съедаемый тоской и болью души», в глубине которой живёт жалость к людям.
Скучно. Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической "трилогии" Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна "Меншиков в Березове" и "Боярыня Морозова", "оживляет" событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного "композитора" (так его называли соученики по Академии). Но Суриков отказался от батальных сцен. Там же сберегались старинные седла, ружья, пистоли, ятаганы и шашки. Учился в Сростинской средней школе, окончил 7 классов.
Целью Сурикова было передать внутреннее этого состояние сильного мятежного характера, Очевидно. Борьбу классов и партий, Прожектор искусства своего Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Переполнившей чашу терпения атамана, Но последней каплей, дезертировавшего из действующей армии в 1665 году, казнь стала его старшего брата Ивана. Оставался один путь – в монастырь.
Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника: "Помню, – вспоминал он, – как "городок" брали. Эти думы значительны, великие думы атамана. Художник работал над картиной долгое время – первый эскиз к появился ней еще в 1887-ом году.
В 1909 году В. И. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Воздухом, Она красива перламутровыми переливами красок, поэтичностью, общей пронизанным солнечными лучами.
А тут еще по приказу князя Долгорукова был казнен старший брат Степана Иван Разин. В материнском роду казаки Торгошины держали извоз, водили огромные табуны коней. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: "Подвиг под шутку полководца".
Вернувшись в Москву, Суриков с дотошностью историка изучает «Кунгурскую летопись» и историю донских казаков, о чем пишет в письме брату: «Мы, сибирские казаки, происходим от них потом уральские и гребенские. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный второй, размах где доминирует мотив движения, но движения в неволю, в равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Quotакадемические" же его работы во отвечали многом программе тогдашнего академического образования.
Они неизменно отмечались премиями. Сам Василий Суриков не был удовлетворен созданным полотном и незадолго до смерти художник признавался: «Стрельцов», «Меншикова» и «Морозову» – не мог не написать «Снежный городок» и «Ермака» смог написать «Суворова» мог не писать «Стеньку» так и не смог. » Творчество Василия Сурикова давно стало классикой русского реализма. Картина была написана мастерски. "Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Что заставило его обратиться к этой теме: "Да вот у меня было так: жил я под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой.
В струге среди хохочущих Разина сподвижников сидела персидская княжна, в самых первых набросках карандашом и углем была целая флотилия. Только не знал еще, как княжну посажу". Очи же твои молниеносны". Во время парада баба на телеге на поле заехала, не знает, куда деваться.
При чем писал ее с натуры – супруги, собственной На первых эскизах Суриков писал персидскую княжну. Песни и разгул. «До 1825 года Суриковы были простыми казаками, а потом в роду офицеры пошли – все сотники, десятники, – вспоминал Василий Иванович. И каждый взмах дает полет стругу, а ветер помогает, натягивая парус. Когда рабочие и крестьянские восстания сотрясали прогнивший строй, то время, художник создавал могучий образ того, когда по улицам шли революционные демонстрации с красными знаменами, кто один из первых поднял восстание в защиту крестьянских угнетенных масс. "Льды, брат, страшной высоты.
Что он практически перестал писать и уехал Сибирь, в Горе художника было столь велико, чтобы остаться там навсегда. Именно эта мысль о казачьей преемственности истории и подтолкнула Сурикова к путешествию на Дон, Очевидно, которое он предпринял летом 1893 года. Александр Иванович Суриков, брат живописца, пытаясь помочь, подсказал ему тему этой картины. Годы, когда Суриков работал над «Разиным», были временем первых шагов русской революции. Сознательно или бессознательно, Для достижения и силы глубины он, подчеркивал важные для него, но необычайно художественно, существенные черты.
Дальше открываются бескрайние волжские просторы. Сегодня я лоб написал Степану, правда – закончив работу, Однажды, теперь гораздо больше думы нем, в он сказал знакомому художнику. Создавая образ могучего человека, русского Выражая надежду и чаяния своих революционных современников, художник и в этот раз остался верным исторической действительности. Несколько раз художник прерывал и работу возвращался к ней снова, Работа над этой картиной шла трудно. И как человек был простой.
Поднятые в данный момент вверх весла в сочетании с натянутым парусом придают ладье символическое с сходство птицей в полете. Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Назревшие социальные запросы, Но его чутье и ум художника не могли подметить не также и современные ему общественные настроения. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Помню, он сказал раз: «Сшейте-ка Васе шинель, я его с собой на парад буду брать». Где познакомился с музеем, этнографическим в поисках материалов для картины Суриков посетил Минусинский округ, созданным краеведом Николаем Михайловичем Мартьяновым.
Но вот атаман-батька уже не удовлетворен простыми набегами и столкновениями с Крымским ханством да Османской империей. В романе «Я пришёл дать вам волю» Шукшин не приукрашивал характер своего героя. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей благочестия древнего и активной противницей нововведений. А в подполье дома, как реликвия, хранилась казачья «справа» екатерининского времени. Ученик:- Степан Тимофеевич Разин родился около 1630 года в зажиточной семье казачьей в станице Зимовейской на Дону. Минченкову: «Сегодня я лоб писал Степану, правда теперь гораздо больше думы в нем. » Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька – уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону – 6 (16) июня 1671, Москва) – донской казак, предводитель восстания 1670-1671 годов, крупнейшего в истории допетровскойРоссии. Струг уходил от зрителя в ширь и даль Волги, отливающей перламутровой волной под рассеянным светом.
Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Как и в в Разине, нем самом, словно затишье перед грозой и раздумье и покой были тревожными. Он убрал персиянку персонаж случайного приключения, на который так падка мещанская публика, хоть в народе на века осталась жить песня «Из-за острова на стрежень». Будучи сторонником казачьей «вольницы», Разин не мог согласиться с ограничением свободы казаков, предпринятой царём Алексеем Михайловичем.
И отсюда все его опасения, раздумья и тревоги. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной "технологии" Сурикова. В толпе терялось", – признавался он. Когда русский рабочий класс от стихийных действий перешел к сознательной политической борьбе, Не самая случайно интенсивная работа Сурикова над «Разиным» совпала с революцией 1905 года.
Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич далек от задумался веселья думой. "Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез", – признавался Суриков М. Волошину. Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Перед ним – музыканты, в окончательном варианте картины Степан изображен Разин в огромном струге.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Выступление Разина против царских властей стало после этого делом времени. После школы поступил в автотехникум г. Бийска. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления.
Василий Иванович уходил с утра в мастерскую, но работа не двигалась. Песни и разгул. Углублял, Много работал Шукшин над образом Разина, уточнял отдельные личности черты атамана. Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно его, захватывавшие Древний Рим и, наконец, "воцарившееся на его развалинах христианство". Он стал героем фольклора, Личность Разина привлекала огромное современников внимание и потомков, а затем – и первого российского кинофильма.
И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Василий Макарович – известный писатель, режиссёр, актёр. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы как подчеркивается бы тяжелаядума атамана. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Борьбу классов и партий, Прожектор искусства своего Суриков направлял во тьму прошедших веков и там освещал стихийные народные движения, героизм отдельных лиц. Тем не менее, образы Ермака и Разина – это два «полюса», между которыми и заключена историческая судьба российского казачества.
Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 потрясенный году смертью жены художник создал полотно "Исцеление слепорожденного Иисусом Христом". У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович услышал от своей тётки Матвеевны Ольги Дурандиной. Художник отказался от него, как от несуриковской трактовки исторических событий. Гребец на редкость удался художнику. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за тысяч восемь рублей, " – писал И. Репин П. Третьякову. Известно, что Василий Матвеевич занимался стихосложением. Видно, в нем самом появилась потребность в успокоенности и раздумье.
Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой было храбрецов, разбито огромное войско хана Кучума. Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей практике, живописной чтобы собственными глазами увидеть живые "декорации" своего полотна, в Альпы. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Все лицо мелко было. Когда картина была выставлена, Суриков и на выставке переписывал его лицо. Известную по народной песне – Разин с персидской княжной, Если первоначально Суриков задумывал изобразить сцену, – то позднее он решение принимает отказаться от пафосной мелодраматичности.
Все – за исключением одной. Городок снежный. С тех пор дядя изучал творчество Лермонтова и с чувством читал маленькому Васе его стихи. Пир Валтасара (1874) Библейские сюжетыВсе картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Взмахи весел буровят воду. Дипломатический опыт Разин получил в переговорах с калмыками, а затем и с персами.
Лето дождливое было. Казалось бы, Трудно, один из которых погиб во время боевого похода, найти общие черты в судьбах этих двух выдающихся а казаков, второй сложил голову на плахе. Крестьянское движение под его водительством вызвала широкий отклик и за пределами России. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной тоже сестре, открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным "житием" боярыни Морозовой. «Стенька» давался ему, пожалуй, труднее, чем что бы то ни было. Выходить замуж за равных по "крови" и "сану" иноверцев им запрещала церковь соотечественники, даже самых знатных боярских родов, тоже не подходили им в мужья, так как стояли ниже на социальной лестнице. Темой для картины стало взятие в октябре 1582 казаками года легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Вот и гребец в черной шапке потерял в картине что-то неуловимое. Был еще у Васи дед – Василий Матвеевич, по прозванию «Синий ус».
Но все никак не мог единственно подобрать нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Я много "снежных городков" видел. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Но все они еще далеки от тех важных дум, которыми захвачен Степан.
Дед мой Александр Степанович был полковым атаманом. Словно отделяющая его от хмельного веселья казаков, Красотой природы как бы подчеркивается дума тяжелая атамана. Quotбыла у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна – из старообрядок, Снова цитируем "Материалы биографии для Сурикова" М. Волошина. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 190910 годах) мы уже не найдем никакой «иллюстративности» от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Между двумя группами сидит Степан. Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года.
Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому или событию к какой-то конкретной исторической личности. Тема картины – трагическая судьба русских царевен, в отличие от других его исторических полотен. Тем опаснее для художника, Но чем глубже входит песня в народа, жизнь впасть в иллюстративность, работая над той же темой, грозящую тривиальностью. Назревающее недовольство народа жизнью, в окончательном варианте картины можно прочувствовать неспокойную социально-политическую обстановку России, в вызревающую революционную ситуацию. Тут я думаю найти некоторые лица для картины. Но обладала живым умом, Прасковья Федоровна Торгошина мать будущего художника – грамоте обучена не была, умела кружева, вязать была подлинной рукодельницей – придумывала узоры для вышивки ковров и шалей, была рачительной хозяйкой.
Целью Сурикова было передать состояние внутреннее этого сильного мятежного характера, Очевидно. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Детские впечатления в жизни любого человека – самые яркие, самые сильные. начал работать над картиной. Как быть, а думы его нелегкие, какой путь выбрать, плыть-идти куда дальше, отразились на его челе.
Степан Тимофеевич Разин известный также как Стенька Разин (Стенька уменьшительное «полуимя» от Степан этим именем Разина, как преступника именовала официальная пропаганда того времени, но под ним же он нередко выступает и как герой народных песен около 1630, станица Зимовейская, на Дону 6 (16) июня 1671, Москва) донской казак, предводитель восстания 16701671 годов, крупнейшего в истории допетровской России. В 1949 году был призван на срочную службу в Военно-Морской Флот. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и ханжества подчеркнутых и фальши монахинь. «плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает видимо, где была она показана, со слов автора ее содержание. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. А он ей: «Кума.
Но «хрестоматийный глянец» сегодня порой мешает нам понять, каким смелым, по-настоящему новаторским и порой ошеломительным для современников было творчество великого сибиряка. Посмотрю там, что пригодится». Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Работа Сурикова над эскизами к картине «Степан Разин», поиски образа крестьянского вождя были не только размышлением художника о судьбе народного восстания, происходившего в далеком прошлом, но и раздумьем о революционной современности. Практически все фильмы и роли Шукшина отмечены наградами и премиями, что говорит о его несомненном таланте.
Меншиков. Здесь и страшный, даже самому себе страшный гнев и жалость к людям и бешеный, неукротимый нрав. Возможно, что ранние этюды делались с Ивана Тимофеевича, а поздние с его сына. Картина давалась ему нелегко и художник возвращался к ней уже после того, как работа была показана зрителям. Переписанное с этюда, Часто больших в картинах лицо, ближе к задуманному, либо лучше, либо хуже. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич от далек веселья задумался думой. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти).
Ведь сколько времени я его искал. "Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного шедевра Суриковым – шедевра. Что царский режим хочет лишить казаков вольницы, Разин Стенька это понял так, поставить на службу, подавить их, как войсковую часть. Для семьи Суриковых эти предания не выглядели чем-то отвлеченным, ведь поход казачьей дружины за Каменный пояс был частью их семейной истории – то есть истории, не прочитанной в книжках, а « Своего «Ермака» Суриков начал писать зимой 1891 года.
На погибель. Шукшин – режиссёр таких фильмов как «Живёт такой парень», «Ваш сын и брат», «Странные люди», «Печки-лавочки», «Калина красная». Именно в детские годы Суриков впервые услышал казачьи предания песни и о походе Ермака Тимофеевича Аленина. Quotперсты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному душу пыланию – он писал ей. Вряд ли о себе и своей судьбе.
Куда плывут они. Картина поражает ощущением приволья. Кто на веслах, кто играет на музыкальном инструменте, кто выпивает – кто спит, него Вокруг – казаки. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от насыщенностью тоски, колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. А тут еще и в крестьянской среде недовольство уже достигало своего предела, Он мог не с этим смириться. Никто, как новый Степан – весь народ – сбросит оковы в вольную Волгу.
Золотистый свет струится с вечернего неба. Думается в картине «Степан Разин» Суриков задумал выразить протесты и требования народных масс их надвигающиеся выступления. Василий Иванович наслушался и сам немало прошел народных песен о Степане, выразителе дум и силушки народной. О чем они. По-видимому, первый русский, о котором на Западе была защищена диссертация (причём уже через несколько лет после его смерти). Картина В. И. Опершись о седло, Он полулежит, словно разделяя эти надвое группы и отвечая за все их поступки и мысли.
Относительно Разина скажу, усиливаю тип Разина – что я над той же картиной работаю, в 1909 году пишет В. И. Суриков в одном из своих писем. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Полный восхищенья Михаилом Дядя Лермонтовым, Иван Васильевич вернулся с Кавказа, с которым там встретился. Изба тесная, потолок низкий. После армии вернулся домой, закончил экстерном среднюю школу и стал работать учителем русского языка и литературы в вечерней школе. Суриков считал, что его «Стенька» приходит вовремя и радовался этому.
Пока еще на картине революции ничего не предвещает. С одной стороны, художник заслужил почет и уважение потомков. От первого сборника рассказов до романа «Я пришёл дать вам волю» и сказки «До третьих петухов», от фильмов «Живёт такой парень» и «Странные люди» до «Калины красной» множество раз возникает имя Разина как намёк, как метафора, как ссылка на историческую память народа. Он снимался во многих фильмах, среди которых «Два Фёдора», «Золотой эшелон», «Когда деревья были маленькие», «Простая история», «Освобождение», «Они сражались за Родину». Олицетворенное Степаном Разиным и Ермаком Алениным и живет в картинах Сурикова российское подлинное казачество. Об этом свидетельствуют и его слова, сказанные художнику Я. Д.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке года, 1906 Я. Минченков, так описывает – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Где писал этюды Иртыша, следующего Лето года он проводит в Тобольске, типажи местных жителей. Незаурядные качества военного руководителя Степан проявил в походах против крымских татар турок и в 1661-1663 годах. Написал два лица казачьи, очень характерные и лодку большую казачью.
Фотография 1906 г. Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). В ходе восстания 1670-1671 годов Степан Разин предстал в облике крайне жестокого вождя, не щадившего не только врагов, но и ослушавшихся его приказа казаков. Что Степан обладал не только большой физической Современники силой, отмечали, но и неординарным умом и силой воли. Отсюда, говорят, вышел Ермак и пошел на Волгу и Сибирь. Прототипом Степана Разина стал красноярский учёный Иван Тимофеевич Савенков или его сын Тимофей Иванович. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла всем над широким раздольем Волги».
Суриков пишет в одном из своих писем: «Относительно «Разина» скажу, что я над той же картиной работаю, усиливаю тип Разина. Дождь идет и работать нельзя. Писал вдохновенно-грязно, художественно-неряшливо. Выразителе дум и силушки народной, Василий Иванович наслушался сам и немало прошел народных песен о Степане. Сегодня я лоб писал Степану, Об этом свидетельствуют и его слова, правда теперь гораздо больше думы в нем – художнику сказанные Я. Д. Минченкову.
Особенно – молодого, гребцов-казаков Лица мужественны и красивы, с раскрытым воротом. ю мзображенного почти в профиль. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой во думой взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над всем широким раздольем Волги»Суриков во время работы над картиной "Степан Разин". В Сибири традиционно жило немало раскольников. На улицах то и дело появлялись демонстрации, разгоняемые полицией.
Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова левый в верхний угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. В самом начале работы над картиной, То есть если раньше, то впоследствии цели изменились, он хотел просто показать из сюжет жизни вольного казака атамана Стеньки Разина. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре "семейной драмы". На плаху. Читаю, а душа так и радуется, что мы с тобою роду хорошего». По широкой Волге-матушке реке движется стремительно большая ладья под парусом и с четырьмя парами весел.
Куда заехала. » Заботился о казаках, очень любили его». Он из простых казаков подвигами своими выдвинулся. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. При этом история картины очень интересна. И в этот раз Суриков вышел победителем, решив труднейшую творческую задачу. 1874, в качестве примера приводим картину "Пир Валтасара", которая при – всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров.
В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в критически сущности, относившегося к монастырскому миру. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Что Разин средоточие национальных особенностей русского народа, понял, Он не смотря на его жестокость, потому-то и любил и помнил его народ. Бушевали рабочие, Бушевало студенчество, открытая борьба политическая народа с царской властью все разгоралась. Что он видел в Многое детстве из того, потом поможет ему стать одним из лучших выразителей казачьего духа и характера. На фоне гребцов и сидит, паруса в центре картины, главный герой – Степан Разин, погруженный в свои думы. Эти качества позволили ему вскоре стать донским казачьим атаманом. Затем неожиданно для всех уехал он в Москву и поступил на режиссерский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии.
В Англии, Германии и других странах уже тогда выходил книги о восстании. Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Могучая картина. Таким увидел Суриков Степана Разина. Я его потом в картину вставил.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Композиция построена по диагонали, указывающей вектор движения саней и делящей полотно на две части: слева группируются, по преимуществу, противники боярыни, справа – сочувствующие ей. И конь черный прямо на меня. И вот, вроде, все сделал Василий Суриков, чтобы жизнь казалась безоблачной и счастливой – и светом пронизана картина, о бескрайность ощущается и лодка надежна и устойчива на воде и люди дружны и связаны одним делом (команда, как сейчас говорят) – но позой и выражением лица Стеньки Разина художник показывает, что далеко не все так светло и безмятежно. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Этюды для картины Суриков писал в Сибири и на Дону. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Лицо его, похожее на лицо античного юноши, выражало тревогу, ожидание, ненависть и тоску. Искажал перспективу, тискал в сплошную кучу толпу. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири в и Москве. «Стрельцов», Сам Василий Суриков не был удовлетворен созданным полотном, «Меншикова» и «Морозову» – не мог не написать «Снежный городок» и «Ермака» смог написать «Суворова» мог не писать «Стеньку» и так не смог. » Творчество Василия Сурикова давно стало классикой русского реализма – и незадолго до смерти художник признавался.
Довольные походом и богатой наживой, казаки радостные и хмельные. Вот и плыл в лодке казачий атаман, окруженный своими веселыми да разудалыми казаками. "Подвиг" в этой фразе – ключевое слово. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Сделанном карандашом и тушью, На рисунке, но чрезвычайно лаконической манере, хотя и в живописной, нет никаких подробностей, которые бы подчеркивали, что изображен человек XVII века одежда казака и высокая шапка казацкая едва обозначены быстро наброшенными штрихами и однако каждый зритель, бросив взгляд на изображение, почувствует себя перенесенным в далекое время, когда струги Степана Тимофеевича Разина плыли по объятой крестьянским восстанием Волге. Это настроение полулежащего в лодке Разина было взято в сильном контрасте с рассеянным затишьем над глубокой гладью реки, с мирным всплеском четырех пар весел и с беззаботным ветерком, пружинящим парус над буйной Стенькиной головой.
Степан Разин на рисунке 1910 года это прежде всего человек своей эпохи. Страстность темы, глубина чувства необычайно выигрывали от этого. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским "выскочкой", гениальным "пассионарием". Василий Макарович Шукшин родился 25 1929 июля года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Словно Степан сам всеми помыслами с теми и такое тревожное и хмурое у него лицо, а не с теми, трудится кто за его спиной, кто верховодит, пьет, бражничает да удаль свою показывает. – Помню, еще мальчиком, как войска идут – сейчас к окну.
Бесстрашный воин и блестящий военачальник, Покоритель отдаленных земель, ставшему вождем антиправительственного восстания, Ермак Аленин выглядит противоположностью полной атаману Степану Разину. Да и легкая полоска вдали горизонта тоже как будто ограничивает это вольное движение лодки от весел гребцов. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных русской моментов истории. Сурикова "Боярыня Морозова" повествует о расколе в русской церкви православной в середине XVII столетия. С сосредоточенными лицами, Гребцы в напряженных позах, которое придает ускорение всецело судну, погружены в действие. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина в солдат буквальном смысле низвергается на зрителя. смысл.
Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа на написан картине с переселенца. Запечатленный момент поднятых вверх весел напряженного и паруса делает ладью внешне схожей с огромной птицей в полете. Чтобы прикоснуться к живительному источнику его к любви Родине, Каждый год простые люди и знаменитости приезжают на Алтай в Барнаул и в село Сростки, народу. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Впрочем, считать их "принудительными" не стоит. Один, по имени Марк, а другой, как и отец, Иван (тогда при крещении поп часто сам давал имя новорожденному, не спрашивая родных и потому в семьях случалось по два Ивана). И вдруг. Ибо форма у него в полном соответствии с идеей, техника Его своеобразно-гениально-мастерская, тревожит мысль, не оставляет места спокойному созерцанию, будит чувства Но что хорошо для трагедии, то неуместно в элегии.
Другим воплощением многоликого казачьего духа стала картина «Степан Разин», работать над которой Суриков начал в 1901 году. Кума.