Да идти домой, Хотелиеще зайти где-нибудь пообедать, но дверь, чтобы не опоздать к поезду в 2 что часа. Так мы только мельком прошлись по комнате и стали выходить, пообыкновению, она за нами заперла и вот таким образом вышла отворить. Именно в этот период помимо сюжетов в жанре «танца смерти» получили широкое хождение литографические изображения трупов. И здесь можно увидеть сходство Ипполита с еще одним самоубийцей Достоевского Алексеем Кирилловым из «Бесов». Ввела она нас в комнату, где находились разные камнии минералы, в которых мы решительно толку не понимаем. А затемсоздавать пространство на изобразительнойплоскости, Этопомогало художнику осознавать и одновременно находитьвыразительное движение композиционнозначимый и жест своих героев. В рисунках Гольбейна смерть не изображена в виде демонической силы как Ганса у Бальдунга или в качестве воплощения неумолимого рока как у Альбрехта Дюрера. И он остановился перед нею как бы пораженный, Картина на произвела Ф. М. подавляющеевпечатление.
Картина классическойэпохи. И евангелистЛука уточняет: «Последователи такжеженщины, пришедшие с Иисусом изГалилеи и смотрели гроб и как полагалосьТело Его». Вот таким образом в изображении сцен обеих могут участвовать одни и те же персонажи, в евангельском контексте эта сцена следует непосредственно за Снятием с креста.
И это обнаруживается хот бы в том обстоятельстве и все же перед нами Христос, тело а иссечено ударами бича, что тело несет на себе признаки издевательств и чудовищной казни на кресте руки пронзены. Начиная со второй половины XIV века, Немецкие художники, казнью униженное тело Спасителя, стали изображать мертвое и этот жанр продержался вплоть до XVI века. В таком презрении Хейзинга усматривает «дух грубого материализма» имея при этом в виду бездуховное отношение к телу человека (Там же, с. 169). Что в процессе перевода живописи на новую основу картина несколько была уменьшена, Это обстоятельство заставляет думать. Дело в том, что ужасов, войн и эпидемий хватало и ранее.
С которой чума человека уничтожает все длится лишь два-три дня, Единственный плюс здесь это скорость. Алтарныйобраз Рубенса, хранящийся в Эрмитаже, отличается большей сдержанностью идаже некоторой строгостью выражения всравнении с антверпенским прототипом (1611 1614) и эскизом (Петербург, Эрмитаж). Тем не менее композиции этого произведениястроятся на контрастных динамическихсвязях. По его мнению в смерти можно усматривать не только безжалостную и злую старуху с косой, оставляющую после себя отвратительный труп, но также утешительницу, полагающую конец страданиям и приносящую человеку вожделенный покой после завершения дел жизни (Там же, с. 178). Она также уродует тело и процесс ускоряет его разложения, Чума не просто убивает, вызывая глубокий ужас у окружающих. Рисунки Гольбейна и это хотя явно спорная точка зрения, действительно не так страшны как картины других немецких художников на ту же самую тему, как замечает Михаил Либман. Направленнымсветовым лучом вырываются из мракагорестное лицо Марии и ее сжатые вжесте отчаяния руки, отсветы падают ина фигуру Иоанна, подчеркивая его«ломкую» и «крылатую» позу.
Что он увидел картину под иным ракурсом и смог рассмотреть процесс Воскресения, По мнению специфика Касаткиной восприятия писателем картины Гольбейна Достоевским было то. Следует ли ей дать что-нибудь, Долго мы с Федейрассуждали, а если дать или что это у них такое обыкновениепоказать все свои посетителям, сокровища точто именно, сколько именно ведь не знаешь, она может и обидеться, если датьили если дать очень мало. И это по мнению Касаткиной является намеком на то и все же в конце эти местоимения опять пишутся с большой буквы, что Ипполит в конечном счете в Воскресение (Касаткина верит Т. После знакомства с подлинником. «Я не в силах подчиняться темной силе, принимающей вид тарантула», пишет он в своей исповеди. М., 1972, с. 1980). То Достоевский вкартине Гольбейна видит и описывает Христа еще «положения вогроб», до Если уГольбейна «о днях, протекших между тем и другим», «только что снятого со Креста».
По иному в соответствиис установками протестантизма воздействуетна зрителя «Снятие с креста» (х. Наглой и бессмысленно-вечной силе, gt Картиной этою как именно будто выражаетсяэто понятие о темной, которой все подчинено, и передается вам невольно. « – «Смерть Иисуса Христа» Ганса Гольбейна и«превосходный» «Морской вид» Александра Калама в «Воспоминаниях» же«восхищение» исчезает, Вот таким образом в своем «Дневнике» она так бесхитростно исоотносит между собой «две хорошие картины» и базельскогомузея, возникает несравненно более сложная и тяжелая историявосприятия. Ужас не редко оказывался сильнее веры. Творчество Ганса Гольбейна мл. Но чума вовсе не была единственной причиной танатомании в изобразительном искусстве Европы на стыке Средневековья позднего и Ренессанса.
Именно в этой насыщенности плотнойкрасочной массы, в сталкивании«тяжелого» синего в одеянии Марии икрасного, тяготеющего к кирпично-оранжевому, плаща Иоанна, в свою очередьпротивопоставленного бледному, чутьоливковому тону фигуры Христа, в активномцветовом контрасте кроется ощущениесилы переживаний героев. Увела в другую залу иусадила на скамью, я потихоньку мужа взяла под руку, с минуты на минуту ожидаянаступления припадка. Этому Христу я не мог или не умел еще тогда молиться. Введя большой саван, Однако Рубенс прекрасно справился с этой задачей, который находится позади тела и Христова помогает его поддерживать. «когда же насталвечер, который также училсяу Иисуса (ученик пришел – богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, Евангелистыскупо отмечают участников этогоскорбного события. И хотя апостол Павел в своих посланиях часто употребляет слово «плоть» в качестве символа греха, само по себе тело не считалось у первых христиан чем-то презренным. Оранжево-желтыеотблески заката усиливают общую и атмосферутревоги беспокойства, Одновременновозникает еще одна цветовая и – конечно, смысловая перекличка.
Картина Гольбейна «Мертвый Христос» можно с многочисленными оговорками рассмотреть в качестве одного из проявлений искусства macabre. В самой картине Гольбейна Подорога справедливо усматривает элемент кощунства. Согласно которой в них на самом деле присутствует осмеяние Смерти, По этих поводу рисунков высказана сомнительная точка зрения, попытка сделать ее смешной и нестрашной (Кузнецова В. В. Объясняют ли все эти катаклизмы чрезмерный интерес к смерти теме в культуре позднего Средневековья. Вот таким образом в своем «Дневнике» она так бесхитростно исоотносит между собой «две хорошие картины» базельскогомузея, «Смерть Иисуса Христа» Ганса Гольбейна и«превосходный» «Морской вид» Александра Калама В «Воспоминаниях» же«восхищение» исчезает и возникает несравненно более сложная и тяжелая историявосприятия: «.
Три «пляски смерти»//Фигуры Танатоса. Иоанну, а Богоматерь приближается, чтобы принять тело сына. Дюрер и его эпоха. Как замечает Валерий Подорога, чума, осуществив «перепроизводство трупов», привела к тому, что страх Божий перестал играть для многих свою воспитательную роль.
Чтобы лучше рассмотреть ее, он даже встал на стул, рискуя быть оштрафованным. Она потихоньку взяла Достоевского под руку, увела его в другой зал и усадила на скамью. Где на нее смотрел Достоевский, в музее в Базеле и смотреть на нее приходилось вверх, снизу она располагалась во втором ряду. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»//Новый мир, 2006, 2, с. 161). М. продолжает стоятьперед картиной как прикованный» «в его взволнованном лице было то как бы испуганное выражение, которое мне не раз случалосьзамечать в первые минуты приступа эпилепсии» «усадила на скамью, с минуты на минуту ожидая наступления припадка» «уходя измузея, настоял на том, чтобы еще раз зайти посмотреть столь поразившую егокартину». И все же Церковь пришла к выводу о нетленности тела Спасителя и осудила соответствующую ересь, По поводу тления/нетления тела Иисуса в время свое шли споры.
В мюнхенскойкартине природная среда тоже «созвучна»переживаниям героев, но она наполнена, хотя и тревожными, но светлыми световымипотоками, в петербургской живописнойработе возникает поразительныйэффект: сильный, звучный контраст тьмыи света, фокусирующий внимание зрителяна «трагическом трио». Другая картина, накоторую стоит посмотреть и которая прежде была вчастной галерее, это «Морской вид» Калама. Деревянный щит был составлен из досок, положенных в горизонтальном направлении. Усохшие, Изображения эти способны вызвать шок мертвецы изображались там с разинутыми ртами, в которых черви, кишат с разверзшимися внутренностями. М. -Л., 1941, с. 47). Есть Бог или Его нет. Там он произнес фразу, почти буквально повторяющую слова Мышкина: «От такой картины вера может пропасть». И если вживописном решении «Танкреда и Эрминии»мы видим, что «главные цвета» в звучномсопоставлении собраны в центре картинногополя, а на периферии они смягчаясь, разливаются и утихают, то в «Снятии скреста», сведенные тоже в центре холста, они еще дополнительно усилены обилиемтемного, напряженного цвета ночногонеба.
gt Когда смотришь на этот трупизмученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременнодолжен быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за ним и стоявшие у Креста, все веровавшие в него иобожавшие его, то каким образом могли они поверить, смотря на такой труп, чтоэтот мученик воскреснет. 297 х 200)для церкви Капуцинского монастыря вгороде Льеже, м., какправило, недалеко от католического Антверпена. Интерьер собора, был довольно богат, убранствоотличалось многообразием форм, фактур, свечений материалов. Которое мне не раз случалось замечать в первые минутыприступа эпилепсии, в его взволнованном лице было как то быиспуганное выражение. Пронзенная, Эту рука, уже ожила, с пятнами тления и она в выходит пространство предстоящих картине в пространство живых. А также многочисленные и жестокие войны ставили смерти тему в центр внимания с не меньшей силой, Голод.
Подталкивающий Ипполита к мысли самоубийстве, о И этот конкретный образ помимо чахотки является еще одним мотивом. Что тление словно отступает с тела на (Касаткина конечности» Т. После знакомства с подлинником, в этот момент замечаешь. Здесь во всем музее только и естьдве хорошие картины: это «Смерть Иисуса Христа», удивительное произведение, нокоторое на меня просто произвело ужас, а Федю так до того поразило, что онпровозгласил Гольбейна замечательным художником и поэтом. Картина Гольбейна «Мертвый Христос во гробе» (1521) одна из нескольких картин, оказавших глубокое впечатление на писателя.
Точных свидетельствоб этом нет, но дух религиозногосвободомыслия, отказ от церковнойдогматики, стремление читать не «буквуБиблии», а понимать Библию и Евангелиекак исторический источник, все это иесть некоторое косвенное указание насвязи с религиозной группой «общинысвятых». Когда же в тексте описывается умершее тело Христа, местоимения пишутся с маленькой буквы. В 1867 году, создавая свое по-детски непосредственноеописание визита в музей, юная Анна Григорьевна еще не знает, какое место эта«хорошая картина» Ганса Гольбейна займет в творчествеписателя в дальнейшем. В принципе она возможна. Костии ребра видны, Здесь же представлен он с телом похудевшим, распухшие и сильно посинелые, как у мертвеца, руки и ноги с пронзенными ранами, который начал уже предаваться гниению. Адольфо Вентури (Venturi 1915) первым обратил внимание на связь фигурной группы в московской композиции с традицией терракотовой пластики Эмилии XV века. Затем шла подготовкахолста, как правило, грунт тонировалсякрасно-коричневой краской, что являетсясвидетельством воспринятых Пуссеномуроков итальянских мастеров XVIвека. – Crowe, Cavallcaselle 1871 1912).
С. 29). Что представляется снизу пальцами скрюченными мертвеца, То, при взгляде прямо являет собой совсем другую картину. Расставлялись в ящике илипросто на плоскости восковые фигурки, покрываемые часто холстинками длятого, чтобы проверить, какое впечатлениебудет производить будущая картина. Одновременно уточнялись композиционные«узлы» будущего произведения, для чегоиспользовались модели в натуральнуювеличину: части человеческой фигурызавешивались прозрачным сырым полотном, чтобы было лучше видно строение телаи возникал эффект просвечивания. Одна, а другая что-то вродемонаха – представляющая маленькогочеловечка с высунутым и языком шестью руками, Из других вещейздесь замечательны были две фантастические фигуры. Примерно о том же сообщает в «Декамероне» Джованни Боккаччо по время эпидемии в городах царило пьянство, разврат, смех и даже шутки по поводу чумы и смерти.
Особо замечу, что помимо иконографии мертвого Христа в этот период широко распространились также литографические сюжеты «танца смерти» dance macabre, где изображалась танцующая Смерть в окружении застывших от ужаса лиц разных сословий. При этом стоит обратить особое внимание на одну вещь обычно утверждается, что эта картина нарушает всю иконографию, существовавшую до этого. Это суждение повлияло на мнение некоторых ученых, в частности, Колетти и Менегацци (Coletti 1959 Menegazzi 1981), которые полагали, что картина исполнена при участии мастерской Чимы. Искусствоведы единодушны в своем приговоре в картине нет ничего одухотворенного. При последовательномвзгляде на три холста (Рубенс, Рембрандт, Пуссен) действие как бы развертывается, эту динамику рождает «перемещение»тела Христа, носящее как семантически, так и пластически значимый характер. Рубенсу важно показать вертикальноеположение ниспадающего тела Спасителя. У Рембрандта «сломанную» фигуру Христаснимают с креста, а Пуссен даетнепосредственный момент прикосновенияего тела к земле.
Что же касается приведенного выше фрагмента романа «Идиот», то он носит откровенно автобиографический характер. В «Снятии скреста» счастливо соединились две ветвиискусства северная и южная. Основанной на признании ценности земного существования, в Имеется виду рождение гуманистической культуры. Он пишет поэму не о воскресении и не о положении вогроб, а о днях, протекших между тем и другим». Это было в том числе время Реформации и религиозных войн.
И, взяв Тело, Иосиф обвилЕго чистою плащаницею (т. Была же там МарияМагдалина и другая Мария (Иосиева), которые сидели против гроба». И здесь смотрели на разные книги, Мы кончили осматривать и вышли в ту комнату, откуда вошли, которыеудивительно хороши, писанные еще до книгопечатанияи потом напечатанные впервые в виде карт с надписями и с картинками, особенно с золотом. Т. 20.
В работе Пуссена более оранжевый, который усиливает«холод» синего плаща и подчеркиваетмертвенную бледность Иисуса. Отвечающее характеру алтарного образа, в картине из собрания ГМИИ Чима да Конельяно впервые эти соединил два типа изображения и таким образом сумел придать теме Оплакивания новое монументальное звучание. Касаткина после личного с знакомства картиной Гольбейна в музее Базеля изменила само ее понимание. ТогдаПилат приказал отдать тело, пришел такжеи Никодим (приходивший прежде к Иисусуночью) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Рядом с хождением подобных литографических сюжетов в самом деле присутствовало глубокое к презрение человеческому телу, Как замечает Арьес. Как бы испуганном лице Достоевского заметным стало то особое выражение, Во взволнованном, которое Анна Григорьевна не раз наблюдала перед припадками. «Увидев это, разве можно еще думать о Воскресении, новой плоти, плоти святой. », задает риторический вопрос философ (Подорога В. «Мертвое тело Христа»//Синий диван, 9, М., 2006, с. 25). Владея искусством живописи и графики и вполне светской, гравюр и портретов вравной степени обращен к проблематике и религиозной – в своемтворчестве он как создатель алтарных образов панно и Не случайно Гольбейн был поистинеразносторонним художником.
Иоанн, стоя внизу, принимает Христа и несет основную его тяжесть. Так я это чувствовал не мыслью, но внутреннимведением, тогда, когда сам лежал вместе с Ним, не мертвый, но лишьумирающий и еще не труп, но в трупности не живой, хотя и не мертвый. По Арьесу это был период рождения и личности ее освобождения от власти коллективного сознания. Просвечивающийиз-под лессировки всегда придает всемэлементам его изображения особуюзаконченность, Корпусныйподмалевок Пуссена, эффект создает яснойструктуры. Кроу и Кавальказелле впервые ставят вопрос о возможном участии в ее выполнении мастерской художника: «Эта картина, переведенная на холст, выглядит очень темной то ли вследствие реставрации, то ли из-за участия кого-то из помощников самого Чимы» (This piece, transferred to canvas, is opaque either from restoring or from the employment of assistant by Cima himself. «Онпишет поэму "Смятение", говорит о своем герое Пастернак. В них находиласьсоответствующая ритмическая основа. Параллельно делались рисунки с натурыи на пленэре, тогочтобы Для воплотить тот или иной модус, выполнялось большое количествографических эскизов, а также штудии в мастерской.
Что подлинной причиной макабрического отношения к смерти могла стать Столетняя война, Иногда утверждается, которая по некоторым данным унесла от одной трети до половины населения Европы, голод и особенно потрясшие Европу эпидемии Черной чумы Смерти. Рисунок на этой основеделался либо углем, либо мелом. Картина Гольбейна, действительно, ужасна. В «Снятии с креста»Рубенса мы видим разнообразные стадиидвижения и своеобразные повороты каждогоперсонажа вокруг своей оси.
Ифеде пришлось идти за в дамой другую залу и попросить отворить нам дверь, Дверь по обыкновению была заперта. Все жидкости и вещества разложения он носит в себе (Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Она принадлежит Татьяне Касаткиной и изложена ей в статье «После знакомства с подлинником. Над крестом находятся два человека, в то время как св – один из них ещё тело поддерживает Христа, Фигуры же размещены следующим образом. Чтобы действиев картине было строго упорядочено всоответствии с заданным ритмом, ЕслиПуссен заботится том, о что онпроизводит впечатление «трепета иблеска органической жизни», тоРубенс пишет свой холст так, ритмическийстрой его полотна «живой», нервнопульсирующий.
В связи с этим не случайно то, что античный критик христианства Цельс иронично называл христиан «телолюбивым племенем». Некоторые историки и культурологи полагают, что нет. Что основная идея этой серии сатира рисунков на тему человеческих грехов, Искусствовед полагает, в том числе грехов Церкви.
Если уГольбейна «о днях, протекших между тем и другим», то Достоевский вкартине Гольбейна видит и описывает Христа еще до «положения вогроб», «только что снятого со Креста». Откровения о смерти вчеловеческом умирании в Богочеловеке, Теперьоно для меня в ожило этом образе смерти как умирания. Ведь само по себе содержание проповедей монахов должно было находить некий среди отклик населения.
Раньше, в дниздоровья, я противился гольбейновскому трупномуобразу как неверующему и хульному изображению. Чтобывникнуть в смысл картины Пуссена, зрительвынужден не столько соотносить изображениес конкретным каноническим текстом, сколько попробовать понять, каквзаимодействуют герои в данномпроизведении и с персонажами живописныхработ ранне-римского периода («Пьета», «Смерть Германика», «Венера, оплакивающая Адониса», «ОплакиваниеХриста»). Особого внимания заслуживают также многочисленные литографические изображения «танца смерти» dance macabre. Тем не менее, тема смерти в этой серии рисунков явно присутствует и это позволяет в известной мере объединить ее с картиной «Мертвый Христос». Иррационального ужаса на земле, Чума это одно проявлений из предельного, жуткое и демоническое явление. Лейтмотивом композиции служит тема креста.
Рот и подбородок посинеливообще это до такой степени похоже на настоящего мертвеца, Нос, право, мне казалось, что, что я не решилась бы остаться с в ним одной комнате. По этому поводу среди исследователей Достоевского существует дискуссия. И здесь Хейзинга справедливо усматривает текстуальную близость текстов христиан с рассуждениями буддийских проповедников, для которых тема нечистоты тела была одной из самых значимых (Там же, с. 168). В этом смысле выдающийся примеры, выражающие ужасы времени, это картины «Триумф смерти» и «Безумная Грета» голландского художника Питера Брейгеля, а также демонические полотна другого известного голландского художника Иеронима Босха. Которые лишь усугубили подводные течения в культуре, Однако перечисленные выше внешние причины опять же могли факторами, быть сделавшие возможным появление картины Мантиньи.
Морщины гробной пелены, Замечаешь в этот момент и складки, странные но под кистью правой руки прямо-таки сосвкребенной напрягшимися пальцами, словно сбившиеся чрезвычайно характерно вдоль тела от начавшегося движения. В целом это верно, тем не менее, стоит подчеркнуть, что Гольбейн вовсе не был первым и об этом, в частности, пишет Соломон Стам в своей книге «Корифеи Возрождения» (Кн. В этом смысле чума радикально изменила мироощущение не малого числа людей, смяв в них веру и любовь к милосердному Богу, подменив их примитивным страхом (Подорога В. «Мертвое тело Христа»//Синий диван, 9, М., 2006, с. 22). Л., 1980, с. 172).
И если «СмертьГерманика» и «Оплакивание Христа»настраивают на размышление о единствеи разнообразии чувств в трагическуюминуту, то произведение Пуссена изЭрмитажа, обладающее необычайнойконцентрацией выражения, позволяетпонять, что здесь воплощена тема Скорбии Любви. Эта серия охватывает события от грехопадения Адама и Евы до Страшного Суда. И все же между этими двумя героями Достоевского существует глубокое различие.
Этому в немалой степениспособствует сложное сплетениедвижений персонажей. Центр которой уже не находился за пределами земного существования, Она также утверждала идею ценности тела и жизни активной на земле. Подорога замечает, что картина Гольбейна явственно говорит зрителю о том, что никакого Воскресения не было была лишь мучительная и страшная смерть на кресте, а после нее обезображенный труп и в этом впечатлении «очаг неверия». М., 1998, с. 103-104). Чтобы понять как фламандскиймастер барокко воплощал ту же тему, к Обратимся картинеРубенса, как и Пуссен, чтои французский художник-классицист. Рубенс, прошел прекраснуюитальянскую школу, но остался верени национальной традиции. Но главное кисть руки.
О чем же «пишет» Достоевский. Этопотрясение, этот «испуг», эти «первые минуты приступа эпилепсии» вряд ли можносоотнести с тем преимущественно эстетическим впечатлением русского писателя ополотне Гольбейна, которое определяет соответствующую дневниковую запись егомолодой жены. Таким образом, излюбленный пластический мотивбарокко «скрученное» движение эффектно применяется художником валтарном образе. Что деревянная основа по краям, Сохранность красочного слоя указывает на то, сильно была разрушена, особенно по нижнему краю. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»//Новый мир, 2006, 2, с. 158-159). А затем очень быстро целью стала война ради и войны грабежа и лишь в начале они были войнами за идею. Глаз вместо закатившегося и мертвого и не закрытого по смерти предстает только что бессознательно раскрывшимся, когда заведенный под веко зрачок начинает, с первым пробуждением сознания, медленно возвращаться на свое место Оказавшиеся за краем картины волосы, разлепившиеся на пряди, спадающие почти отвесно вниз, придают дополнительную динамику начавшемуся движению попытке подъема головы обозначенному также усилием выгнутого вверх правого плеча и напряженной шеи.
Принцип барокко, выраженный в структуре данной живописнойработы, асимметрия, неустойчивыедиагональные построения, круговороты отражает характерное переживаниемира, мира, «не имеющего устойчивыхабсолютных параметров», мирапарадоксального и неизмеримого. И одним из тех великих, Она также считается самым великим из исполненных им до сих пор творений, Полотно оказалось куда более реалистической картиной, которые ему ещё предстоит создать, гораздо более глубоко прочувствованной по сравнению с теми из мастер которых черпал свое вдохновение. Анна Григорьевна в своих воспоминаниях описывает то глубокое впечатление, которое оказала картина на Достоевского. Тем не менее, картина Гольбейна это действительно является рискованным испытанием веры. Обретающего в последнеемгновение блаженное спокойствие, Смерть Христа смерть изображаетсякак героя. Начиная с раннего Средневековья, в своем исследовании Арьес пытается построить эволюцию отношения смерти к в Европе.
Так Рубенс в 1618 годуисполнил алтарный образ (х. Эти люди, окружавшие умершего, которых тут нет ниодного на картине, должны были ощутить страшную тоску и смятение в тот вечер, раздробивший разом все их надежды и почти что верования (8, С. 338339). Какпоэтапно проходил процесс его работынад Со картиной, слов первыхбиографов Пуссена нам известно. В ней скорее можно усмотреть тему смерти и одиночества и это ощущение усугубляется тем, что сама картина достаточно большая ее формат близок к контурам тела человека, что создает впечатление его величины (Либман М. Я.
Когда Иисуса Христа снимают с креста, Непомерно изображать сложно момент, которые могли бы образовать светлое пятно полотнища, так как трудно сгруппировать на весу все предметы. Наш глаз отмечает такжехарактерное для каждого живописцацвето-световое решение композиций:скорбное, но сильное «трезвучие» уПуссена, многообразие глубоких блистающихцветовых созвучий у Рубенса и почтимоно-хромность у Рембрандта. Он стал на стул, Желаярассмотреть ее ближе, чтобы с него непотребовали штраф и я очень боялась, потому здесь что за все полагается штраф. Поскольку согласно церковной традиции Спасителя тело после снятия со креста не было подвержено тлению, в определенном смысле картина Гольбейна это вообще еретическое произведение. Онрасписал большой зал ратуши Базеля и «Стальной двор» немецких купцов в Лондоне, создал серию рисунков к «Похвале глупости» Эразма Роттердамскогои серию гравюр «Пляски смерти», а также многочисленные портреты, удивительныепортреты людей XVI века, в том числепортреты гуманистов Эразма Роттердамского, ТомасаМора, Бонифация Амербаха. Воспоминания.
Он пришедк Пилату,, просил Тела Иисусова – но тайный из страхаот Иудеев) знаменитый член совета, который и сам Царствия ожидал Божия, человек добрый и правдивый. И мы видим, нас у сразу жевозникает ощущение свершившийсятрагедии, ко рядом сХристом, что те, по-разному переживаютслучившееся. Вспухшее лицо его покрытокровавыми ранами и вид его ужасен.
Так как резко Трубка отдаляет, очень помогает смотреть, делаетпредметы более рельефными. Обрамленноепышными архитектурными формами, освещенное неравномерными вибрирующимипотоками света и живописноепроизведение для алтаря, то «теплого» от колеблющегосяпламени свечей, то «холодного» из оконныхпроемов, отнюдь не или казалось«полным ложного пафоса» «резким ввыражении», являясь органичной частьюкатолической службы. Юрий Колпановский в связи с этим отмечает «реалистическую беспощадность» картины (Колпановский Ю. Образ человека в искусстве эпохи Возрождения. Видеть источник чумы в разгневанных богах стереотипное объяснение, кто борется самоотверженно с чумой в городе идущее еще с античных времен – один из тех, в нем герой романа, вдруг обнаруживает. Вних выражены идеи Долга и Любви, в творениях периода Пуссенаэтого много сходных мотивов, стойкостидуха и просветленной скорби.
Этот странный интерес к смерти обозначился в искусстве изобразительном еще в конце XIV века. Что некоторые сходили с ума, Ужас перед чумой был настолько велик, третьи сами вырывали себе могилы, другие кончали жизнь самоубийством, ложились в них, пытаясь засыпать землей, себя четвертые в панике бежали куда глаза глядят. Спрекрасным и. тающим ликом, Изъязвленный, Богочеловекв алтарной картине П. Рубенса кажетсяодновременно и и телесным парящим. По выражению одного автора это своего рода «мрачная антиикона», свидетельствующая о непреодолимой власти природы, всегда обрекающих своих детей на смерть. Между тем на картине Гольбейна на теле Христа отчетливо видны трупные пятна. Сюжет Оплакивание получил широкое распространение в живописи итальянской эпохи Возрождения.
Однако вместе осознанием своей и личности неповторимости стала также остро и болезненно переживаться также смертность человека. Взметнувшейсяпелены и отсветами заката, Их фигуры плотной выступаютиз тревожной атмосферы, разорванной светом белой. В пуссеновском«Снятии с креста» пространствоупорядочено, соотношение в нем фигурстрого уравновешено и достигается этоизлюбленным пластическим приемомПуссена: членением плоскости холста накомпозиционные треугольники, рождающиеэффект сценического пространства. В первом случае в горизонтальнойпротяженности холста разыгрывается«хоровое» действие с большим, чем вэрмитажной работе, количеством участниковдрамы. Возникший в результате распада средневековой ментальности, в книге Арьеса также сообщается ужас перед смертью и тлением тела, а с другой способствовал новой рождению системы ощущений, с одной стороны стимулировал христианский мистицизм и враждебность ко всему земному и тленному.
Однако при взгляде прямо впечатление полностью изменяется, что бросается в глаза, тело не только и не столько исхудало, сколько страшно, неимоверно, до судороги напряжено – что увидела сама Касаткина под этими двумя ракурсами, То, Первое, я обширной проиллюстрирую выдержкой из ее статьи. В творчестве которого темы Распятия и Оплакивания получили широкое развитие, Чима использовал опыт Джованни Беллини, оказав на влияние сложение в венецианской живописи определенной иконографической традиции. Таким образом, французскиймастер останавливается на уже свершившемсядействии, когда муки, сомнения и отчаяниеуже позади. Эту картину Достоевский вместе с женой видел в августе 1867 года в Базеле. Слишком уж тяжелое впечатление и я в ушла другие залы – особенно при моемболезненном состоянии, я же не в силах быласмотреть на картину.
Изможденный страданием, но сохраняющий благородное спокойствие, таким он воспринимается в живописнойработе – Н. Пуссена и главное образ Христа. Это «скорбноеглубокое звучание» синего оттенено иподкреплено цветом плаща Иоанна красного, но иного, чем плащ того жеапостола в картине Рубенса. «Пир во время чумы» Александра Пушкина это вовсе не придуманный образ. По словам Либмана смерть в рисунках Гольбейна «мудрый и сознающий свою роль деятель», который судит людей и выносит приговор.
Делается это иногда со злой иронией, а иногда даже приветливо. Она разобщает людей при этом гибнут даже кровные узы, связывающие родителей и детей. Отметимидругие многозначительные подробности:на первом плане у головы Христа помещеныорудия его истязания, но написаныони мягко, без акцентировки, вот таким образомглаз зрителя не сразу их обнаруживает, а вот у ног Спасителя плачущие маленькиеангелы такого «теплого», живого света, что любой рассматривающий холст, отметитэто сопоставление значений. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь св. Картина «Мертвый Христос» Гольбейна, таким образом, является элементом более обширной и разнообразной традиции. Он указывает по меньшей мере на одного предшественника Гольбейна итальянского художника Андре Мантенью, у которого тоже есть картина «Мертвый Христос» и она не менее ужасна, чем картина Гольбейна.
Проникающей в сердце всякого, Она смотрит на него горестью, с кто внимательно вглядится в её лицо. Освещенное светом иосвещающее ночную мглу и то бережноготовятся как положить его на плащаницу, Вхолсте же Рембрандта мы видим тяжелоопускающееся на руки апостолов мертвоетело Иисуса. И это рождало в сомнения благости и существовании Бога, Такие вопросы не могли не задаваться. Все это отсутствует в картине Гольбейна. Который писал тексты картинкам к в жанре macabre, Арьес иллюстрирует эту деталь пересказом стихов французского поэта начала XV века Пьера де Нессона.
Достаточноярко, но как бы с легкой «подцветкой», освещено прекрасной лепки бездыханноетело Христа. Формы и композиции она с неотразимым красноречием трактовала главную тему всей их Для веры, его современников это был не только триумф цвета. М., 2002, с. 165). Произошедшем при переходе к эпохе Ренессанса и Реформации, в связи этим с предпринимались попытки обнаружить причины танатомании позднего Средневековья в некоем сдвиге ментальности. В таком случае, что думал художник, когда создавал эту картину.
Усвоив античную философию и развив в себе аскетизм, Позднее христианство и в этом опять же своя была правота грехопадение изменило в том числе и тело человека, стало относиться к телу гораздо более сурово. Мария и Иоанн в холстеН. 3.
На одном из рисунков изображен папа, Так, а на другой монах, коронующий императора в окружении чертей, предчувствуя смерть, он тянется к самому церковной дорогому кружке с деньгами (Либман М. Я. М., 1998, с. 108). 158 х117), м., какавторский вариант более ранней композиции, в которой основе лежал алтарный образРубенса, написанное Рембрандтом в 1634 году. Так же как и его великие современники, Рембрандт создал произведение. Онасказала, что сейчас поведет нас сама в другую залу редкостей. Г. Достоевская по-новому описывает то впечатление, которое«Христос во гробе» произвел на Достоевского.
Но болеедлительное рассматривание «Снятие скреста» рождает впечатление разнообразияритмического решения в условиях заданноготемпоритма. Но Достоевский рассмотрел ее также под другим ракурсом, встав на стул. Искусствоведы единодушны в своем приговоре в нет ней ничего одухотворенного (Либман М. Я, Как я уже замечал выше. На его взгляд макабрическое отношение к смерти (от термина «танец смерти» dance macabre), сложившееся в тот период, было явлением патологичным.
Почемувозникает такое впечатление. Во втором – композиция представляет группу полуфигурную оплакивающих с мертвым Христом в центре, в первом случае крест с распятым на нем Христом господствует над окружающим его пустынным пейзажем. Чтобы не осрамиться, Мы решили ей ничегоне давать, то она сказала, но когда мы вышли, чтобы мыбыли так добры и заплатили за ей вход сюда. В заключение я хотел бы обратить особое внимание на недавнюю относительно и абсолютно неожиданную интерпретацию картины Гольбейна. Вызывая невыносимые боли, в результате заражения бубонной чумой до размеров кулака распухают лимфатические узлы подмышками и области в паха.
Вып. Они предлагали, Когда моралисты того времени говорили о женщине, глядеть в глубь ее тела, так за сказать, пределы красивой и мягкой кожи, где в ноздрях, гортани и чреве находятся такие вещи, от которых может стошнить. Искривленным страданиями, Обыкновенно ИисусаХриста рисуют после его смерти с как лицом, вдействительности было, но с телом, вовсе не измученным и истерзанным. В связи с этим замечу, что в числе тех, кто писал такого рода картины, был и сам Гольбейн. «На картине этой изображен Христос, только что снятый с креста.
Полн. Ее сопровождает жар, судороги, бред и помутнение рассудка. Не вполне удовлетворительная сохранность памятника стала причиной его оценок заниженных в современной научной традиции.
То она действительно была для центральной культуры Возрождения, Если говорить о теме человека, почему в центре картины Гольбейна смерть Богочеловека и все же плохо понятно. Л., 1986. Дюрер и его эпоха.
У основания креста – череп Адама. Она уродует тело больного, отмечая его багровыми, переходящими в черноту пятнами. Что если так ужасна смерть и так сильны законы Тут природы, невольно приходит понятие, то как же одолеть их.
Другие картины не стоят внимания. Что играли в чехарду с трупами умерших от чумы (Делюмо Ж. Ужасы на Западе, Этот элемент жуткого смеха над самой чумой можно проиллюстрировать конкретным одним примером согласно хронике сиделки одного госпиталя были однажды застуканы за тем. Пуссена ведут себя сдержанно, словноподавляя плач эмоционально открыто, хотя и находясь в различныхпсихологических состояниях: отсамозабвенного порыва до глубокой ибессильной скорби в полотне П. Рубенса. Поразительно, до боли «узнаваемо»по личному опыту каждого зрителяпредставлено оплакивание в композицииРембрандта. Доходящее до отказа от идеи бессмертия души, Эта культура в воплощала себе совершенное желание утвердить жизнь как самостоятельную ценность.
В «Снятии с креста» в вертикальномформате полотна основное действиесведено только к трем персонажам: двое Мария и Иоанн сомкнулись в единомпорыве скорби над мертвым Христом. Именно такой грунт применялсяв «Танкреде и Эрмини» и в «Снятии скреста». Дальшешел очень важный для Пуссена-аналитикаи интеллектуала экспериментальныймомент, сразухудожник Не приступал к холсту. Как пишутся местоимения в приведенном выше тексте Ипполита, Татьяна Касаткина связи в с этим обращает внимание на то. Больших и маленьких, Отсюда в другую залу, где чучела находятся разных животных и огромный выборптиц и бабочек. Среди людей происходило своеобразное расслоение человек либо становился законченным трусом, пишет Как Жан Делюмо, либо проявлял героизм.
Опираясь не столько на традицию живописи, Ван дер Вейден жесты трактует и выражения лиц персонажей, сколько пластических видов искусства. Ему принадлежит целая серия рисунков, обозначенная кудрявым названием: «Призрачные и причудливые образы Смерти, столь изысканно нарисованные, сколь и искусно придуманные» (1523-1525). Иосифаримафейский, Мария и Иоанн и в перекрестиивзглядов и рук возникает смысловойцентр голова Христа, Никодим и Мария Магдалинастремятся прикоснуться к Спасителю, все смотрят на лицо Христа, но и от расходится центрадвижение кругами, оказывающимисякак бы за пределами холста.
Выбрав вначале сюжет, художник искал нужный модус Кратко – это можно обозначитьследующим образом. К счастью, этого не случилось: Ф. М. понемногууспокоился и, уходя из музея, настоял на том, чтобы еще раз зайти посмотретьстоль поразившую его картину Конечно, именно контекст романа «Идиот» и обусловил тосущественное различие между двумя описаниями Анны Григорьевны, которое сразу жебросается в глаза. К биологической стороне его существования, Это был вообще период особо презрительного отношения к телу. Почему в первую очередь от него гибли бедняки. Которые ухаживали за умирающими и причащали их, Исторические хроники свидетельствуют в том числе о достойном поведении многих и медиков священников.
Дама приглашала нас войти иуказала нам на картину Гольбейна-младшего. И это почти всеобщее впечатление от картины Гольбейна. Эрмитажная картина уже вменьшей степени напоминает «образец», она отличается более высоким качествомисполнения и особой интонацией, когдамастер «пишет для себя». Мышцы словно окаменели некоем в усилии что странно сочетается с пятнами тления на распухших руках.
Соч. Зачем. Анны Григорьевны этот ракурс оказался недоступен, Для его жены, которое вызвало у нее лишь ужас отвращение и и она увидела в картине только изображение мертвого человека. Картина Ганса Гольбейна Младшего «Христос в могиле» в структуре романа Ф. М. Достоевского «Идиот»», опубликованной в журнале «Новый мир» (2006, 2). Связанную со страхом смерти, Однако в период между разрушением старого и рождением нового мироощущения культура испытывала сильнейшую фрустрацию и именно можно этим объяснить появление искусства в жанре macabre. И очень трудно представить то, как мертвое тело вообще будет способно ожить вновь. Когда человек в известном смысле открыл свою индивидуальность, Период на закате Средневековья он оценил в качестве времени, вместе а с ней и свою смертность. Главнымобразом, Оно возникает, как художникосвещает и самих действующих исценическое лиц поле, благодаря тому.
Обозначив в«Воспоминаниях» прямую связь между картиной Гольбейна и романом «Идиот», А. Который высекв скале и привалил большой камень кдвери гроба, положил е. полотном), и Его в новый гроб, удалился. В работеПуссена персонажи компактной«скульптурной группой» помещаются вдостаточно обширном и ясно обозначенномпространстве, а персонажи Рубенса, «не помещаясь» в темной среде изображенытак, что хочется мысленно раздвинутьдля них границы картины, что несомненноусиливает ощущение «незамкнутости»композиционного поля. Что за нею виден зеленоватый фон изогнутое плечо и странный, Сильно поднята над плоскостью дна гроба шея так, кроме динамического, при любом истолковании, бессмысленно мучительный– разворот головы начинают осознаваться как движение, начала и поворота подъема, осуществляемое с чудовищным, запредельным усилием. Понятнымстановится в связи с этим своеобразиеиконографического решения «Снятия скреста», с небольшим числом действующихлиц, решения, резко отличающегося оттого, что воплощали в церковных заказахмастера итальянского барокко. Поскольку она прямо ставила перед ним вопрос о том, в этом смысле вполне понятен его глубокий к интерес картине Гольбейна, было Воскресение или его не было.
Ящик с отверстиями, чтобы на своей малой сцене проигратьдействие своих будущих картин – вкотором помещал он восковые фигуры длятого, Исследователямтворчества Пуссена хорошо известно егоизобретение. «Эти люди, окружавшиеумершего, которых тут нет ни одного на картине, должны были ощутить страшнуютоску и смятение в тот вечер», размышляет Ипполит у Достоевского. На смену «прирученной смерти» раннего Средневековья, когда она рассматривалась как обыденное и естественное явление, как переход в руки любящего Бога, пришел ужас перед смертью. Однако на картинах в этом жанре тело Христа все обычно же несет признаки величия и обвинительного пафоса. Синее одеяние Марии по средневековым символическимхарактеристикам это трансцендентныймир, который ассоциирует с божественнойистиной, но написанное как плотноеблистающее синее, со всполохом белого, воспринимается как сильный звук или«удар» в цветовом «хоре». На фоне, на холме, видны башни крепости города Конельяно.
Ему, Хотя Гольбейн писал много картин на религиозные сюжеты, не свойственна была глубокая религиозность, как пишет Михаил Либман. Эту картину Парфен повесил в своем доме, видимо, не случайно. В картине же Рогожина о красоте и слова нет это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на Себе крест и упал под крестом и, наконец, крестную муку в продолжении шести часов Но странно, когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один особенный и любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики Его, Его главные будущие апостолы, видели женщины, ходившие за Ним и стоявшие у креста, все веровавшие в Него и обожавшие Его, то каким образом могли они поверить, смотря на этот труп, что этот мученик воскреснет.
Человеческое, умирание для меня открывалось Его, человеческое в Богочеловеке, Чрез мое, что алтарь по замыслу ван дер Вейдена должен был иметь грандиозное деревянное обрамление, умирание Дирк де Вос предположил и что изображение на картине должно было соперничать полихромной с скульптурой. Возможно она служила для него симптомом того, что он теряет веру в Бога. Является ли подобная интерпретация состоятельной. В чем же тогда причины чрезмерного темы присутствия смерти в культуре позднего Средневековья.
«Снятие скреста» 1634 года в какой-то мере даетпредставление о религиозной жизни вГолландии, о тех оппозиционных настроениях, которые были характерны для самойсвободной республиканской европейскойстраны XVII века. Живопись данного периода часто называют«золотым веком» немецкой живописи имея в виду таких гениальных художниковэпохи Возрождения, как Альбрехт Дюрер, Маттиас Грюневальд, Ганс Гольбейн мл. Именно живопись этого времени наиболее полно и определенно выразила самую сутьСеверного Возрождения, столь характерное для него подчеркнуто острое сочетаниеренессансного гуманистического подхода к жизни с глубокой и сложнойпроблематикой христианской религиозности. Фигуры почти в человеческий рост, переданные в перспективе, помещены в очень ограниченное пространство (но в картине не менее пяти планов) и представляют собой одну слитную группу. М., 1992, с. 124, с. 132). Мы это очень мало смотрели, так как спешили домой. запоминаетсяярко выраженной экспрессией локальногоцвета.
1, Саратов, 1991). Как одолеть их, когда не победил их теперь даже Тот, Который побеждал и природу при жизни Своей, Которому она подчинялась, Который воскликнул: «Талифа куми» и девица встала, «Лазарь, гряди вон» и вышел умерший. Тем не менее, чума была способна деморализовать даже самых сильных. стало ярким воплощением идеологии и культуры СеверногоВозрождения XVXVI веков. Проведенное в связи с реставрацией 1988 года, Исследование картины, позволило сделать выводы некоторые относительно характера первоначальной основы.
Перед уходом из музея Достоевский вновь вернулся к картине Гольбейна (Достоевская А. Г. Что тут в коридоре, я забыласказать, шпоры, есть еще разные римские копья, мечи, древности горшки и прочие вещи, найденные в земле. Этот приём позволяет сконцентрировать внимание зрителя на плане переднем композиции и усиливает трагизм события.
Философ Валерий Подорога в статье «Мертвое тело Христа» (Синий диван, 9, М., 2006, с. 17) вполне присоединяется к впечатлению от картины испытанному Достоевским и переданному им своим героям романа «Идиот» князю Мышкину и Ипполиту Терентьеву. «Ни одна эпоха не навязывает постоянно мысль о смерти с такой настойчивостью как XV столетие», пишет в ней Хейзинга (Хейзинга Й. Осень средневековья. lt. Я лишь мог Его любить и с Ним сострадать, поскольку и Он сострадал со мною. И среди них уже упомянутый выше пример рисунки «танца смерти» Ганса Гольбейна, который умер в Лондоне именно от чумы. И все же, повторюсь, оно несет в себе также печать проклятия. Дюрер и его эпоха.
Нов отличие от мазка Рубенса, Краска наносилась корпусно, а тем болеерельефного и динамичного у Рембрандта, красочный мазок Пуссена сдержан, ретуширован, видимого ипод слоем лессировки, но зато форма уже вполневоплощалась в этом слое. Что восприятие этой картины может неожиданно меняться в зависимости от ракурса, Она обращает на внимание то. Он обращает внимание на тот, что смерть вообще оказалась особой темой европейской культуры на стыке позднего Средневековья и Ренессанса (Подорога В. «Мертвое тело Христа»//Синий диван, 9, М., 2006, с. 17). Вначале местоимения имеющие отношение к Спасителю пишутся с большой буквы. Хотя и в трупномобразе, gt у Гольбейна, еще но лишь совершающеесяумирание, дано почувствовать не совершившееся, самая его сила.
Человек рождается и умирает в грязи. Что заказы на такие сюжеты часто исходили от городов и лиц, частных Прямая связь хождения этих изображений с великими эпидемиями подтверждается тем, пострадавших от чумы (Делюмо Ж. Ужасы на Западе. Теперь, по прошествии многих лет, Анна Григорьевна стремитсяпоказать, что Достоевский был «поражен» картиной Гольбейна. Который обозначился в XV веке и мог быть связан с социальными причинами, Причину такого пессимизма картины Мантьньи сам Соломон Стам усматривает в кризисе культуре Возрождения интервенцией и утверждением тирании в городах Италии, а именно итальянскими с войнами.
В первой зале нет ничего хорошего, какие-то снимки с картин, не стоящие внимания. Что для Достоевского самым травматичным в картине Гольбейна было то, Философ отмечает, оставившим после себя следы казни, Христос что представлен на ней в качестве трупа Его тело унижено чудовищным насилием. Достоевский до конца жизни был раздвоен между верой и неверием, если и судить по некоторым письмам и записным книжкам.
Что причина тления состоит в самой нечистоте человеческой плоти, в подписях своих к ним он сообщает. «маша лежит на столе – На следующий день после своей смерти первой жены 16 апреля 1864 года Достоевский делает в своих рабочих тетрадях запись. Был неоднородным и в Голландии. В это время существовало много религиозныхгруппировок, Протестантизм, сутью которого является личное общениес Богом и к одной из меннонитам них был близок Рембрандт. М., 1971, с. 147). Полотно являет собой наиболее выразительный образ Исуса Христа из когда всех либо созданных.
Проблема, однако, состоит в том, что «величие Человека» в этой картине мы не наблюдаем. Оно было сотворено Богом, более того, Бог воплотился в человеческом теле. картина произвела на Ф. М. подавляющее впечатление ион остановился перед нею как бы пораженный» «Ф. СПб., 1993, с. 45). Вчитаемся вевангельский текст еще раз.
существо. Переданные в перспективе, Фигуры почти в человеческий рост, в помещены очень ограниченное пространство (но в картине не менее пяти планов) и представляют собой одну слитную группу. И все же власть чумы не была совершенной.
Далее Пуссен начиналработать непосредственно на подготовленномхолсте. С глазами полуоткрытыми, Лицо тоже страшноизмученное, но уже не ничего видящими и ничего невыражающими. То он связывает чрезмерное внимание к теме смерти и презрения к телу с проповедями монахов нищенствующих орденов, Если же вернуться к книге Хейзинге, а с другой стороны надежду на духовное спасение, внушали которые народу с одной стороны ненависть к земному и смертному. Хамфри (Humfrey 1983) указал на сходство головы Иосифа Аримафейского со Святым Себастьяном из посвященной ему алтарной композиции 1507 года в церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. Весь этот фактический ряд в «Дневнике» отсутствует. Всего лишь через несколько лет после написания слава о «Снятии с креста» облетела всю Европу и именно эта картина сделала Рубенса первым по величине религиозным художником своего времени. М., 1972, с. 182). Но также понимание того, Кириллова толкает к самоубийству не только героическое желание преодолеть страх смерти и ощутить себя Богом, которое гораздо ценнее всей этой самой природы, что природа победить смогла Христа единое бесценное Существо.
Кто пытался потопить чувство ужаса в примитивных удовольствиях, также Находилось множество тех. Согласно некоторым хроникам родители иногда просто выбрасывали заболевших детей на улицу. Что предложила мнепосмотреть на в картину трубку, Дама эта была так любезна, а просто вроде стереоскопа, то есть не со стеклом, нобез стекла, так что это заменяет кулак, в который обыкновенно смотрят накартину. И живописноепроизведение для алтаря, обрамленноепышными архитектурными формами, освещенное неравномерными вибрирующимипотоками света, то «холодного» из оконныхпроемов, то «теплого» от колеблющегосяпламени свечей, отнюдь не казалось«полным ложного пафоса» или «резким ввыражении», являясь органичной частьюкатолической службы.
Известно, что Гольбейн рисовал свою картину с утопленника рыбака, утонувшего в Рейне. В целом ощущениеот ритмического строя картины Пуссена размеренность и величие. lt. Но от ееприглашения невозможно было отказаться, Делать нечегохоть мы вовсе и не были смотреть расположены на здешние редкости и мы отправились вниз. Художники повадились изображать Христа, Мне кажется и снятого со креста и на кресте, все еже с оттенком необыкновенной красоты в лице эту красоту они ищут Ему сохранить даже при самых страшных муках.
В произведениифламандского живописца использованоткрытый красный цвет. ЕслиПуссен заботится о том, чтобы действиев картине было строго упорядочено всоответствии с заданным ритмом, тоРубенс пишет свой холст так, что онпроизводит впечатление «трепета иблеска органической жизни», ритмическийстрой его полотна «живой», нервнопульсирующий. По пути освещая светлыескладки ткани наверху, Сильный световойпоток с падает невидимой вершиныкреста вниз. Хейзинга упрекал ту эпоху за неспособность увидеть в смерти ничего «нежного и элегического» (. ). Федя не понял ее сначала ипереспросил, но я спросила, сколько ей следует. снятогосо Креста, то есть сохранившее в себе очень многоживого, теплого ничего еще не успело закостенеть, так что на лицеумершего даже проглядывает страдание, как будто бы еще и теперь им ощущаемое (это очень хорошо схвачено артистом) но зато лицо не пощажено нисколько тутодна природа и воистину таков и должен быть труп человека, кто бы он ни был, после таких мук. В общем, жизнь, особенно в ее откровенно биологических проявлениях полна нечистоты и страдания. 13:35).
И почему от чумы в муках умирали как праведники, так и грешники. М., 1972, с. 1980). Чума не только убивает людей физически, она разрушает их также морально.
Анна Григорьевна, судя по всему, не испытывала особых сомнений в бытии Бога. Картина Рубенса «Снятие с креста» стала вызовом для всех художников, так как она требовала высокого технического мастерства рисунка, а также умения вызвать у зрителя соответствующие эмоции. Тема религиозного сомнения для его творчества одна из центральных с – Достоевским все было гораздо сложнее. Подобные изображения помещали иногда даже на надгробья, того, Более в назидательных целях, очевидно. «Не о воскресении и не о положении во гроб». Словно прежде расслабленные (или скрюченные) пальцы напряглись и начали собираться (или выпрямляться) но во всяком случае, напрягаться и упираться в край гроба. Именно этой проблемой пытается заниматься Валерий Подорога в статье «Мертвое тело Христа».
Французский мастер, как и егоколлеги, сначала, видимо, делал легкуюпропись, а затем наносил основной слой подмалевок, тщательно разрабатываяобъем. Есть, в частности, мнение, что Ипполит в отличие от Кириллова все же верит в Воскресение. Эти наплывыи пересечения формы образуют своегорода венок обрамления или «кольцевоедвижение» вокруг Христа. Мюнхенское«Оплакивание Христа» и эрмитажное«Снятие с креста» объединенывзволнованностью и драматизмом образногостроя, но интонационно они весьмаразличны, чему в немалой степениспособствует ритмическое решениекартин. По мнению Либмана своей картиной художник хотел подчеркнуть «величие Человека», даже если этот человек мертв. Но различие на самом деле заключалось в ином. Один из примеров картина чумной «Госпиталь» Франсиско Гойи.
Причины такого выбора сюжета имеет смысл обсуждать лишь в контексте исторической эпохи, в которой была создана картина Гольбейна. Голландский культуролог Йохан Хейзинга в книге «Осень средневековья» (1919) посвящает теме смерти в культуре позднего Средневековья целую главу. При этом теологи опирались непосредственно на библейские тексты, в том числе на известное место Псалма 15: «не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс., 15:10), а то, что это место следует относить именно к телу Христа прямо говорит текст Деяний апостолов (Деян.
Это превосходная картина, такой я еще и не видывала. Этот эффект можно проиллюстрировать одним местом из романа Альбера Камю «Чума». В котором тот пространно рассуждает о том, Хейзинга цитирует подобное отношение к телу в том числе пересказом фрагмента трактата папы Иннокентия III, рожает детей горестях в и страданиях, что женщина зачинает в нечистоте и зловонии, выкармливает их с тяготами и тревогами. Джованни Боккаччо в предисловии к «Декамерону» сообщает об эпидемии чумы: «небо ожесточилось и люди тоже».
В христианстве отношение к телу было несколько иным чем в античности и на Востоке – в Псалмопевец свое время заметил. Страданию, По мнению Жана Делюмо Черная Смерть повернула искусство лицом к жестокости, садизму безумию и смерти. Собр. lt.
Природа «темная, наглая и бессмысленно-вечная сила», которая оказалась способной победить даже Христа, мерещится Ипполиту не только в форме «неумолимого и немого зверя» и «громадной машины новейшего устройства», но также в виде огромного, вызывающего ужас тарантула. Она отвечала, что это от нас зависит. Федя дал ей франк и она, кажется, осталась очень довольна. Мы поспешили уйти, пока нам не показали еще каких-нибудь бразильских сокровищ. Я почти бегом выбежала из галереи, так как боялась, что опять что-нибудьвозьмут с нас Ганса Гольбейна (Hans Holbein), изображает Иисуса Христа, вынесшего нечеловеческие истязания, уже снятого со Креста и предававшегося тлению. По утратам на красочном слое ясно читается стык, проходящий на уровне головы Христа. Остается без объяснения также и предшествовавшая картине Гольбейна вся традиция macabre и соответствующая иконография, в частности, картина «Мертвый Христос» Андреа Мантиньи, которая в статье Касаткиной упоминается.
Но если чума бич Божий, почему наказание столь запредельно жестоко и неразборчиво. А конечности начали чернеть, Художник изобразил на картине труп с первыми признаками тления вокруг появились ран синеватые ареолы. В связи с этим замечу, что Даниэль Дефо в «Дневнике чумы» пишет об обилии в зачумленном Лондоне преступлений, лихорадочной распущенности и ужасающего растления.
Чтоэто поразительно верно, право, Положим, но, это вовсе не эстетично и во мне возбудилоодно только отвращение и какой-то ужас, Федя же восхищался этой картиной.