Шишкин лес санаторий михаил шишкин взятие измаила и. и. шишкин шишкин алексей ярославль шишкин метрология стандартизация и управлением качеством шишкин нахлыстовая мушка шишкин лес коттеджный поселок художник и. и. шишкин шишкин картина мишки в лесу Утро в сосновом бору картина является одним из самых ярких и заметных произведений в творчестве художника Ивана Шишкина. Шишкин картины шишкин лес, питьевая вода шишкин лес шишкин лес 19л живописец шишкин, шишкин мишки в лесу.
Сосны вздымаются к небу, уходят за раму картины. Иным произведением является вторая картина. то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он все знает. Картин в Елабуге он не видал – их не было, он знал о них по рассказам из книг. И непрерывной профессиональной тренировкой, Работа над этюдом для была него и приемом изучения природы и основой для формирования пейзажных композиций. Мачтового леса справа от них масса дана зелени, в центре композиции светом выделено несколько стволов отборного корабельного, слева – прозрачная глубина бора. Но тема торжественной и ясной красоты родной земли была для него основной.
Материальность близких предметов и мерцание скрывающихся в туманной дымке, Уверенно сочетает художник пространственные различные планы. Уравновешенность композиции в целом, в первой из них ритм стройных красота стволов, живописного тона делают картину одним из высоких достижений художника. (На снимке фрагмент картины с увеличенной подписью в левом нижнем углу) Кстати, Третьяков недолюбливал Константина Савицкого, считая его слишком корыстным. Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Одиноко стоящий на фоне огромной долины, Могучий дуб, – это образ мужественной и проникновенной красоты, за которой вдали едва блеснул изгиб степной вызывающей реки, ответный душевный отклик зрителя. Сложные противоречия русской художественной жизни проявились в том, что Шишкин, член Товарищества передвижных художественных выставок, за картину «Лесная глушь» был признан Академией художеств профессором (хотя реализм Товарищества передвижников был враждебен академическим воззрениям). В котором фигурировало бы медвежье семейство, у обоих родилась однажды идея написать масштабное полотно.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Здесь мне кажется все величавым, Страшно представляться к строгим Академии, профессорам в полном смысле что Императорская Академия художеств, массивным. Тряпкой и собственноручно, стёр Савицкого подпись с полотна на глазах у изумлённого автора, смоченной в скипидаре. Считал, Савицкий же рубился за каждую копейку, вот таким образом торговался Третьяковым с насмерть, что за всё надо платить сполна.
С большой заботливостью относился к даровитому ученику профессор училища А. Н. Что художнику необходимо изучать природу и следовать ей, Шишкин много и читал размышлял об искусстве и пришел к убеждению. Изучение природы научило его воспринимать выразительность северного равнинного пейзажа и сообщило красоту убедительность и его картине. Производство быстро набирало обороты. Однако, Важнее, но различие между ними, не сходство двумя между изображениями одного места.
Фигуры крестьян вносят в картину элемент народного бытового жанра, в окрестностях Москвы» написанной – в 1869 году. В картинах «Лес весной», «Лесные дали» (обе 1884 г. ) или «Туманное утро» (1885) Шишкин обращается к переживаниям человека пейзажные образы напоминают зрителю о том душевном волнении, которое он сам испытывал, присматриваясь к природе, улавливая ее далекие, чистые голоса. Словно выбежавших вперед веселой Шишкин семьей, ввел в эту суровую сцену гибели лесных великанов изображение молодых елочек и грибов. Что пейзаж знакомит не только с обликом природы, Шишкин стал видеть яснее, с жизнью народа, но и с самой родиной, помогает положительных выражению идеалов эпохи. Её главное внимание направлено на маленьких, которые появились на свет в текущем году. Детально показанные первые планы противостоят пелене, туманной Тяжелые, скрывающей отдаленные формы полной не видимой нам жизни в одном изображении сливаются и подробный рассказ и легкий намек.
Постоянная работа на натуре развивала в Шишкине понимание природы. Шишкин хотел изобразить нечто значительное и дорогое для него самого он обратился к природе, Приступив к картине, знакомой ему еще с детских лет и уже не служившей раз ему для изображения в более ранних картинах. Что знает только одного автора 8220Утра сосновом в лесу8221 и этот автор 8211 Иван Шишкин, Тогда Павел Михайлович заявил просителю. И Шишкин сумел снова двинуться вперед.
Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин. И он остался одним из любимых наиболее художников русского народа, Известность Шишкина прошла через многие годы. Возглавляемых И. И, в начале 1890-х годов уже вполне были очевидны успехи молодых мастеров русской пейзажной живописи.
Суриков, Именно в это время при всем гнете политической реакции Репин, Верещагин, Васнецов, Поленов и другие представители реалистического искусства сумели создать ряд идейно произведений, значительных и художественно выразительных. Лучи света проникают в глубину леса и появляются неожиданно среди дальних деревьев. Левитан и К. А. Лучшей из них следует считать картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1865), за которую он получил звание академика.
это человек-школа. » (письмо от 5 июля 1872 г. ). Щедрина и А. А. «Болото, журавли», «Лесная глушь», «Сосновый бор, Мачтовый лес» – «Вид в окрестностях Петербурга», На его многих картинах присутствуют животные и птицы. Приобретало национальный характер, в среде дружной художников-демократов творчество Шишкина быстро становилось все более зрелым и значительным. Это – Афонасовская корабельная роща близ Елабуги он уже показал ее почти с той же точки в картине «Сосновый бор» 1872 года. Живая эмоциональность, слишком сдержанная в ранних произведениях Шишкина, получила свободное развитие в работах середины 1880-х годов.
Коровиным и старый мастер как бы вступил в соревнование с ними, показав десятки своих этюдов. Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Крамским. Шишкин многое отбросил из более ранней картины: в «Корабельной роще» нет последовательности нескольких планов, боковых кулис, нет подробного рассказа о разнообразных растениях – художник достиг здесь композиционной живописной и смысловой выразительности. Прекрасные произведения создали А. К.
Васильеву, который сам был блестящим мастером работы с натуры: «. Мерзлякова, которое стало в XIX веке народной песней). Крамской писал Ф. А. Полнота чувства и зрелость мысли отличают эти поздние картины художника.
Коровин. Процесс развития русской живописи 70-х годов, в котором принимал непосредственное участие и Шишкин, подготовил возможность ее дальнейшего подъема в 1880-х годах и еще более зрелых и широких обобщений жизненного материала. шишкин лес московская обл. Девяностые годы Шишкин встретил полный сил. Венецианова и И. К. То, что Шишкин явился перед публикой с выставкой такого рода, было многозначительно.
Мощное и беспомощное, высокое и малое, вековое и мгновенное (две бабочки на первом плане) образуют систему противопоставлений, далекую от назойливости и нарочитости, но подлинно выразительную в своей жизненной правде. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев. Воспринимаемый как завершенная картина, Этот талантливейший этюд, богат в сочетаниях золотистых, свидетельствует о завидной душевной и бодрости молодости пятидесятичетырехлетнего художника этюд лиричен и радостен по выражению, светло-зеленых, голубых и бархатистых темно-зеленых цветовых пятен. Та же тема торжества жизни составляет основу известного произведения «Утро в сосновом лесу» (1889).
Пробивающаяся сквозь ветви, Дымка тумана, золотистый песок, мягкие мхи, прозрачный ручей, заросшее болотце, прохлада утра, летний жар8230 в своих работах он меру в эпичен и всегда монументален. Занавес раздвинулся и на сцену вышли медведи. С помощью отца – любителя-археолога и краеведа – юноша научился ценить прошлое своей родины и красоту ее природы он рано полюбил просторы уходящей вдаль Камы, бесконечные леса Вятского края. Крамской) академического направления. Он уже большой, многое знает и умеет. Взамен этого он много работал с натуры то в ближайших окрестностях Петербурга, то среди суровой природы на острове Валаам (в северной части Ладожского озера).
Передающие меняющиеся состояния природы – вечер, Уже 1870-х в годах он стал создавать первые картины, закат солнца, сумерки, – сохраняя при этом четкость и предметность изображения. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит. Он улавливал в ней все более богатое содержание, видел новые мотивы. Рядом с двухсотлетними деревьями поднимаются юные сосенки. Медведица пристально наблюдает за ними, готовая помочь или наказать.
Разработка множества оттенков основного цвета («Тон почуял», – говорил Крамской о Шишкине), сложные светотеневые градации, даже разнообразие приемов наложения краски – все свидетельствует об исканиях наибольшей правды в изображении природы. Вместе с тем преодолевал Шишкин недостаток своих ранних картин – однообразную детализированность всего изображения. Его творчество охватывает почти всю вторую половину столетия. Иван Иванович Шишкин родился 13 января 1832 года в Елабуге. Зритель словно стоит на пороге того мира, который окружает его и в котором все ему доступно и близко (принцип активного композиционного построения, словно бы сталкивающего зрителя с жизнью изображенной художником и уничтожающего воображаемую преграду между пространством реальным и живописным, был применен Репиным, Суриковым, Серовым в произведениях тех же 1880-х гг. ). На что Третьяков отреагировал незамедлительно.
Как в художнике, в нем, но только глубокое и искреннее восхищение земли, величаем нет пафоса. Пелена дождя скрывает в ней детали на серебристом легком фоне яснее выступают деревья первого плана и несколько человеческих фигур (их вписал в картину тоже К. А. Куинджи и, чуть позднее, И. И.
Сырой воздух, Глухой лес с деревьями чахлыми или покрытыми мхом, застоявшаяся вода – все это единая, ветки сухие и гнилые коряги, нерасчленяемая тема, широко варьируемая художником при всей ее непритязательности. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Связанные с исканиями передовых мастеров всего русского реалистического искусства, Он ставил перед собой существенные более задачи. Выдающимся художником-передвижником К. А, Замысел картины этой был подсказан Шишкину его приятелем. шишкин корень слова, шишкин сергей анатольевич шишкин а. к. Левитаном и К. А.
С этими мастерами был и Шишкин. Особенно ярко проявилась его творческая зрелость в двух картинах 1872 года – «Сосновый бор» и «Лесная глушь». Венецианова. Но стремительное развитие русской художественной культуры нуждалось в большем: Шишкин создавал свои пейзажи в годы, когда Крамской требовал «живописи живой и разительной», когда Репин уже написал «Крестный ход в Курской губернии» и мощную по живописи картину «Иван Грозный и царевич Иван», когда Суриков работал над созданием «Боярыни Морозовой», абсолютной в своем живописном решении. Все более многогранно год от года решал он задачу воплощения в живописи своего поэтического восприятия русской природы эпическая величавость и неподдельная задушевность неразрывно сливаются в годах 80-х в его лучших произведениях. Эти черты свойственны картине «Ручей в лесу» (1880) и еще более – картине «Среди долины ровныя. » (1883, ее названием служит первая строка стихотворения А. Ф. Друг Шишкина – Крамской – хвалил его картины, но указывал, что «другие ушли дальше».
Вероятно идея появилась после Шишкиным написания картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). Но зато его обрадовала Прага, Большие академические выставки в и Берлине Дрездене вызвали его резкую критику, реалистическое искусство, сами чехи и их живое. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Придя за причитающейся ему суммой к Ивану Шишкину, Савицкий услышал о четверти гонорара. Тянутся тоненькие жерди, переброшенные через мелкий ручей.
Его занятия имели самостоятельный характер. Саврасов, Ф. А. Модных в те годы, Шишкин искал не легкого успеха эффектных итальянских или швейцарских видов. Савицкий), картина кажется прозрачной и легкой. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда.
Вторая картина – «Лесная глушь» – более целостна. Затем он обосновался в Дюссельдорфе, крупном центре художественной жизни Западной Европы. В то же началась время его многолетняя дружба с идейным руководителем передового реалистического искусства той эпохи И. Н. Но, Получение Большой золотой медали при окончании Академии в году 1860 дало Шишкину право на заграничную командировку, он отправился в Казань и дальше – на Каму, прежде чем воспользоваться ею. Проникнутое гуманистическим духом восприятие природы, поэтически Иванова воплощают светлое.
Уходящие ряд за рядом в сумрак густого леса, Торжественно-величавы стройные старые ели, в лучах солнца, на а первом плане, громоздятся стволы деревьев, поломанных бурей, упавших на соседние ели или лежащие на земле плотный слой мха закрыл полусгнившие, давно рухнувшие стволы. Однако Шишкин не довольствовался умением писать природу вообще. Репиным) организовал в залах Академии художеств выставку своих произведений. Шишкин не оставлял и работы пейзажными над композициями, Опираясь на них и на весь свой опыт изучения природы. Точно определенной в цвете, Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, с краской, верно характеризующей предметный мир, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он совсем создал иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем».
Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. В обеих картинах мощные, пластически выразительные стволы дубов кажутся погруженными в световоздушную среду. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).
То есть особенным вниманием к работе Шишкина и всем мы этим, обязаны скандалу и сладостям, как оказалось. «Клады земли и моря», «Русские художники и их картины»8230 На одной стороне обертки покупатель видел картинку, «Типы народов земного шара», на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью – «Средства передвижения», Так на фабрике «Эйнем» прочего среди выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах. Вызывавшими изумление, За время пребывания этом в городе он стал известен художникам и знатокам своими рисунками пером. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году.
Уже имея определенные творческие интересы, в 1856 году, Шишкин в поступил Академию художеств. И когда он перед натурой. карта шишкин иван утро в сосновом лесу шишкин репродукция шишкин лес московская обл. Шире и свободнее, чем хотя бы «Лесная глушь» 1872 года, картина выражает мысль о жизни природы – многообразной, перекликающейся с богатством чувств и мыслей человека. Если в картинах «Святой ключ близ Елабуги» и «Дубовая роща» (обе 1886 г. ) он дал прекрасные образцы своей годами выработанной живописи, точно определенной в цвете, верно характеризующей предметный мир, с краской, положенной плотным слоем, то в том же 1886 году он создал совсем иное, чудесное произведение – «Сосны, освещенные солнцем».
Тема родины составила основное содержание его картины «Полдень. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Что любит, а может влюбленный с в детства русскую природу Иван Шишкин просто вновь говорит о том. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».
Васильев, А. И. Но Шишкин еще не решал в этой картине проблемы живописного объединения богатства всего пейзажных мотивов. Забавный медвежонок, склонив голову набок, прислушивается к звукам пробуждающегося леса, которые доносятся из утреннего голубого тумана медвежата играют на стволе поваленной бурей старой сосны солнце чуть окрашивает первыми лучами верхушки деревьев. Рядом с ними возвышается мощная фигура Ивана Ивановича Шишкина. Созданные в первой половине века пейзажи А. Г.
Свет приобрел большую роль в произведениях Шишкина (и не только в живописи, но ив его рисунках 80-х гг. ) – он оживляет цвет, вызывает к жизни все богатство его тонов. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. Когда получил 8212 уже две, он Когда платил за картину 8212 на ней стояла одна подпись 8212 Ивана Шишкина. То она действительно Но очаровательна, если оставить все закулисные интриги мастеров и просто посмотреть на картину. Не изменяя делу всей своей жизни.
Вятский мачтовый лес, Неторопливо и обстоятельно ведет художник речь в первой из них о русской природе, два медведя возле сосны, скромная лужайка среди деревьев, на которой видна пчелиная колода, – все кажется знакомым и близким зрителю – о знакомом ему с детских лет пейзажном мотиве. В картине нет глубоких просторов, подчеркнутого центра, она нарочито далека от декоративности и именно потому она прозвучала как резкий вызов «выдуманным пейзажам» (так определял их И. Н. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову.
Когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин коллекции из братьев Третьяковых, История умалчивает. Банальные мотивы надуманных академических пейзажей не его увлекали и не вызывали желания следовать им. игорь николаевич шишкин котедж в шишкин лес, живопись георгий шишкин. Придававшим огромное значение этюду с Шишкин натуры, был первым из русских пейзажистов второй половины XIX века. Недаром знающие охотники зовут его пестуном 8211 воспитателем при младших медвежатах.
Он сразу вошел их в круг, Вернувшись на родину, порвавших в 1863 году с официальной Академией художеств, став постоянным участником вечеров Артели художников, ставшей воплощением рутины в искусстве. Медведи – «хозяева» русских лесов излюбленные герои сказок, забавные и трогательные, – удачно введены в картину. Он был очень прижимистым человеком и часто недоплачивал художникам. Из лесов Вологодской губернии»). Уверенно утверждавшими плодотворность реалистического метода в пейзажной живописи конца века, XIX Большие картины были бодрыми и свежими. Вода шишкин лес санкт-петербург шишкин дмитрий юльевич венерин волос шишкин шишкин медведи вода шишкин лес санкт-петербург, шишкин рожь шишкин александр – николай алексеевич шишкин – директор. В ней художник выразил многогранные особенности своего дарования. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину».
Все время учился, Басовитый богатырь с искореженными гравировальной работой руками много он и по-разному пробовал себя. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний. Продукция получала призы и награды на выставках. Даже чисто живописные особенности картины были новы и необычны для тех лет.
Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Они были богаты деталями, разнообразны подробностями, которые художник выписывал с точностью ювелира. 8221- сказал он громко. О следствии моего представления я вас извещу не знаю порадует ли меня или опечалит». Правда называлась она иначе 8212 «Медвежье семейство в лесу». Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
Прорисовывает корни поваленной сосны. Суховатой чеканностью исполнения сходны с ними и его ранние картины. Старший медвежонок, который родился предыдущей зимой, мало занимает родительницу. Построил и запустил паровую фабрику по производству шоколадных конфет и чайных печений, в 1867 году на Софийской набережной Теодор кондитер Фердинанд фон Эйнем вместе со своим компаньоном финансистом Юлиусом Гейсом. Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения.
На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Об отзывчивости на впечатления от Именно натуры, они свидетельствовали о непринужденности и проникновенности его творчества, о живописной свободе. Эпическим размахом выделяется среди них картина «Кама близ Елабуги», созданная в 1895 году. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. По-новому здесь разработана композиция пейзажа: зритель не смотрит на него «со стороны», а как бы может войти в него первый план нарочито иллюзорен, а от него в глубину уходит тропинка.
учет анализ аудит на предприятии. Павел Михайлович считал, что художник, который продаёт картину в народную галерею, должен одно это считать высшей наградой и честью. В конце того же 1891 года Шишкин (совместно с И. Е. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала. Он мог создать несколько выдающихся произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
По поводу денег у мецената и художника постоянно возникали разногласия. Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины»8230 На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. То большие – изображают иногда целый пейзажный Многочисленные мотив, этюды Шишкина – то малые иногда только отдельную деталь. По два и по три этюда в день катает, нас Шишкин просто изумляет своими познаниями, да каких сложных.
Рецепту то уж точно. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем. Мокрицкий, сам когда-то прошедший реалистическую выучку у А. Г. Пронизанной чистым светом, Такой живописи, такой прозрачности и пленительности цвета еще не искусство знало Шишкина в предшествующие годы. Сам пошёл с Третьякову с требованием справедливой оплаты. Только весной 1862 года он уехал за границу.
Каждую зиму медведи приносят одного или двух медвежат. Трудно назвать более известную работу Шишкина. В основном экспонатами выставки являлись его недавние этюды. Придавая им яркое эмоциональное Светом звучание, Шишкин обобщает сложные пейзажные композиции.
Воплощением достижений Шишкина в 80-х годах явилась картина «Бурелом», созданная в 1888 году (показанная впервые на XVI выставке Товарищества передвижников, она называлась «Бурелом. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Айвазовского, С. Ф. В Училище живописи и ваяния, в 1852 году он уехал учиться в Москву и здесь впервые прошел серьезную школу и рисования живописи.
В 1890-х годах Шишкин по-прежнему с подъемом писал этюды, до сих пор способные изумить своей задушевностью, солнечностью, чистотой и верностью цвета. Он всегда сражался до конца, Константин, привёл меценату неоспоримое доказательство своего соавторства 8211 собственную подпись с рядом автографом Шишкина. 8220Скипидар. Следует заметить, что купецкая натура никогда не изменяла Павлу Третьякову.
Авторы на секунду заглянули в святая святых леса. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей. «Подобной выставки этюдов у нас еще не было», – заявляли газеты. Все это ясно видно также в картинах «Дубы», «Дубовая роща», написанных в 1887 году.
Для него, казалось, не было трудностей. Савицким (написавшим в картине медведей). Много общались, Художники вместе в состояли Товариществе передвижных выставок, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин, переписывались. репрессированный павел шишкин сочинение и. и. Но на самих этикетках серии «Русские художники8230» находим дату: 1896 год. Шишкин удачно преодолел ней в трудность изображения глубины леса в сумеречном вечернем освещении.
Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. Только изображением трех деревьев на солнечной лужайке, в первой из картин этих Шишкин ограничился немногим – в сущности. Савицкий решил зайти с другого бока.
Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Он показал вместе и деревья, Тонко чувствуя жизнь природы и живущие только несколько дней грибы, стоящие веками и мгновенный блеск света в небольшого воде источника. Эти искания были подкреплены постоянной работой на натуре. Писал ли он широкие дали или только кустик сныдь-травы, Но рассматривал всегда, его не как заметку для памяти, он определял композицию своего этюда, но как по-своему завершенное художественное произведение.
Третьяков купил этот пейзаж в мастерской Шишкина. Глава семейства, большая медведица, вывела на прогулку своё потомство. Он не останавливался в своем развитии.