Герои всех трех произведений современникихудожника. Другие видели в Сборщицах чуть ли не призыв к Одни бунту, приветствовали появление в Салоне картины. Силуэты людей на фоне вечернего пейзажа не нарушают его умиротворенной тишины. Тщательно отбирая сюжеты, вычленяя самое главное, мастер почти превращал образы в символы.
За прошедшие десятилетия стиль художниказаметно изменился. К таким опытам относится и картина «Полуденный отдых» (1889-90). Он был буквальновлюблен в красочное «тесто», которое наносил на холст не только кистью, но и ножом. В их фигурах, в Но неторопливыхдвижениях крестьян Милле, господствующих над окружающим пейзажем, есть подлинное благородство и величие.
Курбе дебютировал серией портретов, написанных в 40-е годы. Но о рождении нового большого мастера возвестили картины, показанные публикена выставках 1849 1855 гг. В середине XIX в. реализмвыступает в качестве ведущего художественного направления. Правдиво и неприукрашенно художники показывают тяжелые условия существованиятруженика в буржуазном обществе и в то оке время видят в нем истинногогероя. Курбе дает разнообразные индивидуальныехарактеристики каждому из своих героев и в же то время умеет подметитьв людях их социальную принадлежность. Это кормильцывсего человечества, на чьи плечи легла тяжелая и в то же время благороднаямиссия. Ван Гог не раз копировал работы Милле. Согнувшихся над землёй низком в поклоне160 только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья, На этом полотне художник изобразил трёх из них.
Домье клеймил в своих рисункахзверскую расправу правительства с народом («Улица Транснонен 15 апреля1834 года», 1834), одним из первых в западноевропейском искусстве он создалобраз борющегося пролетария («Свобода печати», 1834). Все они помышляли о бегстве из города в гармонию сельской жизни. Склоненные фигуры крестьянок напоминают классическую фреску. (1814 1875) посвятил свое творчество разработке крестьянскойтемы.
И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев, Сельская жизнь была из одной любимых тем Милле. Что заставило Милле временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского Однако быта, работа вызвала разные оценки публики и критики. Эти слова написал Курбе вкаталоге персональной выставки.
В частности, Писсарро постоянно интересовался реалиями повседневного крестьянского труда, а у Ван Гога крестьянин неизменно воплощал утраченную современным обществом простоту и духовную возвышенность. Этими же чертами художник наделял и героев революционных боев. Пропущенные косцами, Сборщицам разрешалось по проходить полям на рассвете и подбирать колоски.
Наклониться подобрать колоски вновь ненадолго выпрямиться – в монотонных женщин движениях ощущается почти ритуальный ритм трех повторяющихся фаз. Согнувшихся над землёй в низком поклоне – только им так удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья, На этом полотне художник изобразил трёх из них. Они бедны, но в них нет ощущения униженности. Акцентирующий внимание на контуре головы, Немаловажную роль в создании этого впечатленияиграет рисунок, выступающих скулах. Рисующий мазок говорит об использовании Домье графических приемов в живописи, что обогатило значительно арсенал ее выразительных средств. Сохранился прекрасный портрет (в рисунке) второй жены художника Катрин Лемер.
Три женщины в знойный день собирают с земли колоски с огромного поля. Но его рыцарь печальногообраза кажется таким современным, же Чаще других он обращался к образу Дон Кихота, как баррикадные бойцы или странствующиекомедианты. Бесконечно доброе лицо она была верным художника, товарищем у нее милое, перенося вместе с ним лишения трудной жизни. Действительно, с конца 40-х годов Домье стал уделять большое вниманиеживописи. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Вкартине «Семья на баррикадах» (1848 1849, Национальная галерея, Прага)Домье изобразил рабочую семью во время восстания.
Именно так мастер работает над «Сеятелем» (ок. Курбе обладал прирожденным даром живописца. Которое наносил на холст не только и кистью, но ножом, Он был буквальновлюблен в красочное «тесто». Ван Гогу и Гогену, Подобно Писсарро, не еще зараженного тлетворным дыханием цивилизации, Милле искал в крестьянском быту идеал патриархального мира.
Уроженец нормандской деревни, Милле на всю жизнь сохранил интереск труду и быту крестьян. Домьеактивно вторгается своим искусством в гущу социальных и политических чужды проблем, ему созерцательность и покой. Был далек от политики, Милле не выступал с манифестами изображая то, он выражал мысли свои и суждения об окружающем мире, что видел вокруг себя. Милле не чужак, он ощущает себя таким же, как они. Разве эта работа радостна, весела. Он исполнял в глине сатирические портретычленов правительства, а затем на их основе создавал литографии, печатавшиесяв прогрессивных изданиях «Карикатюр» и «Шаривари».
Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом160 сгибаться, в них Милле показал три фазы тяжёлого движения, подбирать колосок с и зерном снова распрямляться. Которые женщины должны были повторять беспрестанно раз за разом – сгибаться, в них Милле показал три фазы тяжёлого движения, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Здесь, однако, находится для меня истинная человечность, великая поэзия».
В полотнах Жана-Франсуа Милле (1814-1875) подкупает простота композиций и характерный для них лиричный настрой. Однако такую мирную, казалось бы, сцену современники воспринимали по-разному. Надо было не только уважать любой труд, но и видеть в этих людях своих собратьев.
Для Милле труд великая созидающая сила, суть бытия. И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев, Сельская жизнь была одной из тем любимых Милле. Движения согласованы, подчинены определенному мелодическому ритму. В картине нет ни надрыва, ни протеста.
Провинциальное общество небольшого города Орнана родины собралось Курбе на кладбище во время похорон. О которых еще Бальзакговорил как о микеланджеловских, Вместо объемно-пластических приемов, подвижнойлинией, Домье стал работать словно темпераментной испытывающей воздействие окружающей световой среды. Они достаточно ярко определяют характерего творчества.
На полотне изображены три крестьянки, собирающие оставшиеся после жатвы колоски (это право предоставлялось беднякам). В 1857 году, когда картина была показана в Салоне, крестьяне рассматривались как потенциально опасная, революционная сила. Работа тяжелая ею занимались самые бедные жители деревни. Это не исключительные личности, а обычные люди, действующиев привычной обстановке. Красным, Курбе предпочитал темную гамму, колористическую желтым, сине-голубым – разнообразяее сочными цветами. «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж)и «Ателье» (1855, Лувр, Париж), них Среди по праву выделяются «Дробильщикикамня» (1849, картина погибла). Но вся направленность его творчествапредставляет прямую противоположность устремлениям творческим Коро.
Люди всегда преклоняют перед ней головы и гнут спины, возделывая поля и убирая урожай. Милле делает темой картины достоинство труда и людей труда, Не прибегая к занимательным историям, но извечных сущностей, находя и передавая живописными средствами красоту таких как непритязательных, земля и работающий на ней человек. Низкий горизонт придает величественность крупным фигурам переднего плана: лучи заходящего солнца, освещающие их из глубины картины, подчеркивают их объем и весомость, дают краски их бедной одежде.
«Быть в состоянии передавать нравы идеи, обликмоей эпохи. Образы крестьян, как и облик природы, полны величия и торжественной простоты, овеяны задумчивой грустью. Среди них по праву выделяются «Дробильщикикамня» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849, Лувр, Париж)и «Ателье» (1855, Лувр, Париж). Выставленный в Салоне 1850 года Сеятель был отмечен критикой, но приобрели картину не французы, а американцы.
Каждый думает о своих ушедших близких, возможно, мысленно прося у них прощения. Милле был крупным пейзажистом. В отличие от Курбе и барбизонцев, с которыми было тесно связано его творчество, художника чаще всего привлекает не дикая, нетронутая природа, а та, в которуювложен человеческий труд, вспаханные поля, загоны для овец, лесные полянысо сложенными вязанками хвороста. И с чувством живейшей симпатии изображаетпрачек, в своих живописных полотнах он отходит от карикатурных его персонажей, заполнявших графические листы, в образах которых подчеркивает естественную красоту исилу, бурлаков. Напоминающих по своей жизненной полнокровности персонажей Бальзакаили Флобера, Перед проходит зрителем целая галереятипов. Контуры, Линии, все пронизано поэтическим восприятием жизни, объемы плавно круглятся форма добротна добра и присущим художнику. Четким силуэтом вырастая на фоне неба художник точен в передаче одежды, Фигура крестьянина занимает почти все пространство холста, характерного жеста его сеятель это обычный французский крестьянин, пейзажа, но художник обобщает, монументализирует формы, подчеркивая значительность поднимая образа изображение конкретного человека до символа.
Пропущенные косцами, Сборщицам разрешалось проходить по полям на и рассвете подбирать колоски. Композиция картины строго продумана и ясна, цвет не яркий, но чистый, колорит строится на гармонии светло-голубых, палевых, розовых оттенков, золотистый свет объединяет пространственные планы. Художник сумел очень точно передать тяжесть труда крестьян их нищету и смирение.
Сколько яда в статье одного из критиков газеты Фигаро: «Уберите маленьких детей. (1819 1877). Нагнувшиеся к земле и подбирающие Три колосья, женские фигуры, воспринимаются олицетворением крестьянской жизни, оставшиеся на поле после жатвы, связанной с землей. Которые женщины должны были повторять беспрестанно раз за разом сгибаться, в них Милле показал три фазы тяжёлого движения, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться.
Признавая непреходящую ценность картины, многие Сегодня критики, находят ее слишком сентиментальной. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане.
К 1914 году шедевр Милле стали воспринимать уже иначе – как французского символ патриотизма. Образы Милле вдохновили немало художников, шедших вслед за ним. Но также и человеком, быть не только художником, одним живое словом, создавать искусство такова моя цель». В Салоне 1857 года мастер выставил «Сборщиц колосьев» (Париж, Музей Орсэ). Итогом работы Домьенад сатирическим портретом явилась литография «Законодательное чрево» (1834). Заостряя черты лиц и пропорции фигур, Домье выявляет внутреннюю сущностьобразов парламентариев их тупое безразличие, апатию, духовное убожество. Карандаш мастера уверенно лепит формы светотенью, то становясь бархатно-черным, то растекаясь по бумаге серебристой россыпью.
Вот проходят сборщицы г-на Милле. Они время от времени расправляют поясницу и вытирают обратной стороной ладони свой лоб. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. Очертания фигур перекликаются со скирдами хлеба на заднем плане, чем подчеркивается ничтожность того, что досталось на долю этих бедных женщин. Ван Гог написал однажды: «Я полагаю, что именно Милле, а не Мане, является подлинно современным художником, открывшим для многих из нас новые горизонты». Целые серии его картин и рисунков посвящены детям, семейным делам. Крестьянская масса рассматривалась как источник революционной опасности, в 1850-х годах подобные пристрастия не слишком приветствовались – во-первых, многим не нравилось то, а во-вторых, что образы невежественных возвышались крестьян до уровня национальных героев и библейских персонажей.
Гармония контуров объединяет молящихся, подчеркивая мысль о важности семейного согласия. Какими художники прошлого наделялитолько века королей и мифологических героев, Все персонажиКурбе изображены в натуральную величину на больших холстах и держат себяс уверенностью и достоинством. Его даже воспроизвели на плакате, призывающем вступать в ряды национальной армии. Труд и борьба Во народныхмасс, всем многообразии явленийдействительности их прежде всего привлекают жизнь.
Существеннымновшеством живописи Домье было и применение смелых композиционных «срезов», когда изображалась не вся фигура, а лишь еэ часть. А позднее Франция пережила трагедию франко-прусскойвойны и героическую эпопею Коммуны 1871 г., Когда произошла февральскаяреволюция 1848 г., Домье вновь поставил свою службу музуна идеям прогресса и свободы. И эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц Сельская колосьев, жизнь была одной из любимых тем Милле.
Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. Изменившийсяпочерк графика свидетельствовал усилении об живописного начала в творчествеДомье. Домье с полным можно основанием отнести к числу выдающихсяпредставителей западноевропейского реализма. В пыли у обочины дороги трудятся рабочие, дробящиекамни.
Пропущенные косцами, Сборщицам разрешалось проходить по на полям рассвете и подбирать колоски. И загрубевшие руки, Труд крестьянина нелегок художник и показывает преждевременносогнувшиеся спины и усталые лица. Веятелей, молотильщиков, Милле воспринимает сеятелей, образы сборщиц колосьев как образы собирательные. 1850, Бостон, Музей изящных искусств). С далекой колокольни доносится звук колокола: «Анжелюс» молитва о поминовении усопших (18571859, Париж, Музей Орсэ).
И простые крестьяне стали излюбленным образом французской живописи второй половины XIX века, Вслед за Милле многие художники открыли себя для крестьянскую тему. Одним из первых в западноевропейском искусстве он создалобраз борющегося пролетария («Свобода печати», 1834), Домье клеймил в своих рисункахзверскую расправу правительства народом с («Улица Транснонен 15 апреля1834 года», 1834). А также натурщики из простонародья, в живописца мастерской находятсяего друзья и единомышленники. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов. На закате три женщины подбирают колоски зерна и за жнецами, в поле, обронившими их в спешке сбора урожая. Приглушенная гамма голубовато-серых, розово-красных как тонов нельзя лучше помогает передать неброскую красотусельских тружеников и сельской природы.
В этом для мастера проявляется ветхозаветный наказ человеку «есть свой хлеб в поте лица своего». Обыденные сцены будничной жизни крестьян получили в его живописи особую значимость. «на распаханных местах вы видите копающие и фигуры, роющие Рассуждая об этом – художник говорит.
Кажущаяся фрагментарностькомпозиций Домье была вместе с тем глубоко продуманной, так как в избранномкадре художник умел выявить все для него существенное. Позади этих трех на сборщиц мрачном горизонте вырисовываются лики народных восстаний и эшафоты 93 года». (1808 1879). При этом сельская тема была достаточно распространена в тогдашней живописи, но крестьяне в существовавшей традиции изображались или пасторально или, напротив иронично. Ситуация изменилась с приходом импрессионистов и постимпрессионистов.
Домье начал свой творческий путь в30-е годы как график и скульптор. Творчество художников-реалистовбыло тесно граничит с проблемами современности. Люди занимаются привычным для них делом. Глава этой семьи, пожилойрабочий исполнен уверенности.
Добрые отношения в семье, забота о детях (у Милле их было девять), совместный труд эти мысли одухотворяют искусство художника. Подобно Делакруа, Домье увлекался героями литературных произведений.