На картине "Портрет М. П. Мусоргского" Илья Репин изобразил гениального композитора в домашней обстановке – такие портреты Мусоргский позволял писать лишь самым близким людям.
Он поневоле вынужден был себя сдерживать писать и посуше, Тяготея всей душой к широкой живописи. Стасов рассказывает, что Крамской, увидев впервые эту картину, ахнул, уселся перед ней и долго-долго не отходил. Изображенной по колена, Стасовой, – серьезно штудированная и прекрасно сделанная вещь, в кресле с соломенной спинкой, находящаяся Русском в музее. Боткина.
«Портрет композитора М. П. Мусоргского» (1881) явился значительным достижением художника. Репин писал Стрепетову дважды. Картина исполнена суровой трагической сосредоточенности. Стасова, П. С. В начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету. Которые, Но с силой особой любовь и интерес к человеку проявились в портретных работах Репина, принадлежат к числу наиболее высоких достижений русского искусства XIX века, без сомнения.
С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, наклоненною с немного головой. Эта картина, называющаяся «Бурлаки на Волге», находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Художник стремился показать его особенность характерную – мягкость, Изображая лицо Мусоргского, открытость. Репин, Создавая этот образ, больше стремился к тому, видимо, чтобы запечатлеть яркую экспрессию лица Стрепетовой, раскрыть определенное психологическое состояние, дать чем глубокую портретную характеристику прославленной актрисы. Его рука с тонкими длинными пальцами – это рука человека тонкой психологической организации. – мастерской этюд, Терещенко и попавший в сейчас Русский музей, говорящий о дальнейшем продвижении Репина. В 70-е годы Репин создал несколько картин, посвященных теме революционного народничества.
И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин. Но по своему значению это больше, чем индивидуальный портрет. Тема человека в его отношении к природе особенно интересует Репина.
Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Но это не помешало художнику истинную увидеть красоту и благородство в пропагандисте-революционере. Сочиняющими это знаменитое послание они и предстают в картине Репина.
В марте 1880 года известный русский купец и меценат Павел Третьяков заказывает художнику популярного портрет в то время писателя А. Ф. Открытость лица Мусоргского являлась Репина для не только его внешней отличительной чертой. Они задумались, Они глядят как живые, душевная работа той минуты, в них нарисовалась вся внутренняя, а много ли на свете портретов с таким выражением. » Манера, в которой работал Репин, в деле самом несколько необычна. Чуть ленивому выражению ее глаз отвечает безвольное движение рук, держащих поникшие цветы. Одно из лучших его произведений 90-х годов картина «Осенний букет» (1892) изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада, с букетом цветов в руках.
Картина была экспонирована на IX Передвижной выставке, вместе с портретом Ге и картиной «Вечорници». Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, – а много ли на свете портретов с подобным – выражением как живые, Посмотрите эти глаза. – на Льва Толстого, в нем видели не рядовой просто портрет знаменитого писателя, так не заглядывались, Крамского, – а великолепное произведение искусства. По отзывам художественных критиков, этот портрет особенно удался Репину.
Привлекая к фигуре пропагандиста внимание зрителя, Этот красный цвет, подчеркнуть горячую страстность натуры пропагандиста, помогает художнику и выразить внутреннее содержание образа. Но, Работа велась не в самых лучших условиях даже без мольберта из-под кисти Репина вышел один из самых глубоких и выразительных портретов в русском несмотря искусстве, на это. По которой данное изображение Стрепетовой кажется нам этюдом для какой-то Это картины, является причиной, где ее состояние получит объяснение в сюжете. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Третьякову. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном.
Горемыкина и Н. Н. В нем художник при помощи немногих, но весьма выразительных элементов сумел вызвать представление о необъятной, печальной и нищей стране, создать ощущение ее придавленности. С отекшим от болезни лицом, Мы видим Мусоргского таким именно одетым в серый больничный халат, всклокоченными волосами – каким он был в последние дни своей жизни. Способных идти на любые испытания ради освобождения в народа, этом героическом и суровом образе художник утверждает духовную красоту подвижников революции.
Однако в процессе работы замысел картины претерпел существенные изменения. Оно называется по имени артистки «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». С букетом цветов в руках, Одно из лучших его произведений 90-х годов картина (1892) «Осенний букет» изображает дочь художника В. И. Репину на фоне осеннего сада. Любой, кто смотрит на этот портрет, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. У художника было всего четыре дня, чтобы написать портрет.
Построенном на сочетании осенних красок, Гармония человека с природой ощущается и колорите в картины. Аксакова. Иконописно правильное, Самое лицо Третьякова, вызывает представление о нем, обрамленное окладистой как бородой, о человеке почти аскетического склада. Лучшим в этом году был чистяковский портрет. Он портретировал всех: от бурлаков и русских мужиков до царских сановников. Точную передачу облика этого человека и его внутренного мира, Знавшие Писемского лично правдивость отмечали художественной характеристики писателя.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Когда мне удалось поднять его со стула, он обратился ко мне со словами восторга: «Это невероятно, это просто невероятно. » И Стасов повторяет восклицание, вложенное им в уста Крамского, в своей статье. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо.
Но приезд Репина совпал с периодом улучшения, Жить Мусоргскому оставалось меньше месяца, поверил свое в исцеление и даже начал подумывать о создании новых музыкальных произведений, когда композитор приободрился. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». «Что это, Репин, нынче делает, – сказал он, – просто непостижимо.
Но при всей широте репинского интереса к человеку на первом месте для него стояли «люди, дорогие нации», –выдающиеся деятели русской культуры. «Что это нынче Репин делает, просто непостижимо. Эту картину Репин писал как портрет лица определенного – Чугуевского дьякона Ивана Уланова. Наконец, Крамской, «цеховой портретист», как его в минуту обиды назвал однажды Репин, сам сознавал, что он неизмеримо слабее Репина как раз в этой своей общепризнанной сфере: из сотни его портретов едва ли можно выделить десяток, в полном смысле слова первоклассных, вроде Льва Толстого, Литовченки, С. П. Несколько действительно прекрасных портретов Перова (Островский, Погодин, Достоевский) сверкают алмазами на фоне десятков скучных и по живописи и по характеристике ординарных лиц.
Репин в то же время работал над своей собственной темой, Выполняя академическую программу, ни с библейской мифологией, общего ничего не имеющей ни с античной. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину нынешний в приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Ничего не утаивающий, Таков правдивый, с написанный большим уважением к изображенному человеку и сознанием его огромной заслуги перед русским искусством образ Третьякова на портрете Репина. Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. Что живопись его казалась автору слишком небрежной, Портрет Забелина 1877 года не послан был им на Передвижную 1878 года только потому, а ему и без того не мало доставалось от москвичей эту за размашистость кисти. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни погода – стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Когда Мусоргский находился на излечении в военном госпитале, Репин писал незадолго Мусоргского до смерти композитора. Программной работой Репина была картина на тему «Воскрешение дочери Иаира», небольшой эскиз которой представлен в Третьяковской галерее. Творческое наследие великого русского художника Ильи Репина огромно. Одиночества, Вся эта небольшая группа на фоне безлюдного вызывает пространства у зрителя то же чувство затерянности, от которого ежится сидящий в телеге человек, тоски, одетый в серую арестантскую одежду, а ямщик с какой-то отчаянной удалью погоняет лошадей. Лучшее в картине – образ самого пропагандиста.
– приятели, Что касается сходства – все друзья, родственники покойного Мусоргского не перестают дивиться просто – живой Мусоргский последнего времени. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Чистякова и И. С. Измученного жизнью Мусоргского, Изображая несломленную больного, болезнью духовную силу, художник не переставал ощущать в нем огромную, яркую колоритность характера. Сроду никем не пробованные Как Тут вылеплено, у него какие-то неслыханные приемы, как написано. Которые давала больничная одежда – малиновые отвороты халата, Репин мастерски те использовал немногие возможности, чтобы оттенить красочность в самом внешнем облике композитора, видную из-под него вышитую русским узором рубаху, –для того.
И в 1882 году сделал он новую попытку изобразить актрису, Однако портрет не удовлетворил автора. Он производит впечатление пленэрной живописи весь залит и светом написан только светлыми тонами, Несмотря на то что портрет создавался в интерьере. Чистяков непринужденно сидит, развалясь на диване. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Они глядят, в них вся нарисовалась внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как живые, Посмотрите эти глаза.
И Ге, Отдельные портреты удавались и Перову, но такой потрясающей портретной галереи и Крамскому, оставил какую нам Репин, не было создано никем. Щеголенкова, писанный в Абрамцеве в июне 1879 года. Эта тема была подсказана ему самой жизнью. Посмотрите эти глаза. Налитое кровью, мясистое лицо протодиакона, украшенное синим носом и бровями, которые Стасов сравнивал с пиявками, растопыренная пятерня, лежащая на животе, самый колорит картины, насыщенный горячими оттенками и как бы передающий жар тучной плоти, – все создает необычайно яркий образ «льва духовенства», в котором «ни на одну йоту не имеется ничего духовного», который весь «плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный8230» (Стасов). Понимает, Он со своей и большой открытой душой чувствует себя бессильным противостоять натиску темных сил, что сломлен ими. Найденному художником для головы Мусоргского, Благодаря повороту, лоб оказался освещенной наиболее частью лица.
В 1878 году он пишет портреты П. П. В этом проявилась глубина репинского проникновения в жизнь. Крестьянство не пошло за народниками. Портрет был сделан всего за четыре сеанса. Его черный, наглухо застегнутый сюртук усиливает это впечатление. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н.
И действительно, «Протодиакон», создавая необычайно живой индивидуальный образ, одновременно является типом, настолько все элементы его характеристики подчинены раскрытию социальной сущности этого образа. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин был лично с знаком ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость. В 70-х годах развивалось портретное искусство Репина, год от году совершенствуясь. Он выделен из полумрака избы красным цветом своей рубахи. В Третьяковской галерее представлен эскиз картины «Запорожцы». Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Фигура девушки, несколько сдвинутая с центральной оси картины и откинутая назад, вызывает впечатление замедленного движения в своей плавности прекрасно вяжущегося с неторопливым течением осеннего дня. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он взял стул и прямо долго, в упор к лицу, долго не отходил. С книгой в одной руке, Толстой изображён сидящим в кресле, другая а рука лежит на ручке кресла. Первым произведением в цикле революционных жанров явился эскиз «Под конвоем» (1876). Преследуя главным образом формальные задачи, Портретов Кипренского, предпочитая ей блеск мастерства, они слишком не углублялись в психологию модели, виртуозность кисти – Брюллова и Тропинина нельзя привлекать для сравнения.
Он становится для ценителей живописи Москвы любимым портретом всей коллекции, в Выставленный Третьяковской галерее. Писемский уже не молод и болен и это тоже видит зритель. Его светящиеся юмором глаза усмешка и Острый чистяковский взгляд, – все это передано с тонкой наблюдательностью и любовью, чувствующаяся под закрывшими рот усами. Портретную галерею Репина отличает огромная широта социального охвата. Репин прекрасно уловил свойственную Третьякову строгую манеру держаться. У Ге также немного перворазрядных портретных решений (Герцен, Лев Толстой, автопортрет), оставляющих в тени остальные.
У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься у столика, этот Писался портрет со всякими неудобствами. Таков же и портрет певца былин В. П. Предчувствующий близкую смерть, Больной, Писемский изображен здесь сидящим на стуле и опирающимся руками обеими на палку. К числу лучших произведений этих лет принадлежит «Протодиакон» (1877).
Знавших Мусоргского, Из всех, кто не остался бы в восторге от этого портрета, не было никого, 8211 так жизненен, он так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Действие происходит в тюремной камере. Однако в умных, спокойных глазах Третьякова читается духовная одаренность. Но едва ли не самой большой выразительностью обладают глаза Мусоргского. Репин стоит в ряду лучших портретистов России и Европы XIX века. С его душевной открытостью и сердечной чистотой, Она связывалась в представлении художника внутренним с обликом композитора.
В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он стул, взял и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил. Выступающее из мрака бледное лицо приговоренного выражает гордую непреклонность, сознание своей правоты и нежелание «смириться». В Третьяковской галерее представлен небольшой эскиз картины и ее вариант «Бурлаки идущие вброд» (1872). А щеки, а тело, нос, лоб, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней все черточки, в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Окончательный вариант картины изображает только ватагу бурлаков, тянущих бечевой судно. По возвращении на художник родину с необыкновенной жадностью впитывает в себя впечатления русской жизни. Что форма моделируется не светотенью, Но самое необыкновенное а то, градациями света, как обычно, предвосхищая будущие импрессионистические работы Серова и Коровина.
Унылый осенний пейзаж составляет выразительный фон для изображенной на переднем плане телеги, запряженной тремя тощими лошадьми, на которой увозят в далекую ссылку политического «преступника». Скучный в жизни, Аксаков, похожий на средней руки педагога или второстепенного провинциального профессора, неинтересный по внешности, сидел плохо и портрет вышел таким же скучным и как он сам. Знающие Мусоргского, Все, так верно отражал внутреннюю сущность композитора, пришли в восторг от портрета он настолько был схож с оригиналом. Которая разделяет пропагандиста и крестьян, Репин верно передал ту атмосферу недоверия и непонимания, за он кого боролся, то есть тех.
Несмотря на то, На этот раз художника усилия увенчались большим успехом, что созданное им произведение не является вполне портретом. Сидящего на стуле, в глубине комнаты увидел я Крамского, придвинувшегося прямо, спиной к нам, почти лицом к лицу к портрету, пожирающего его глазами и словно ищущего отпечаток его у себя в голове. Но портрет Мусоргского захватывает нас не вовсе только живостью передачи непосредственного впечатления. Священник пришел сюда к заключенному, чтобы исповедать его перед казнью. Создавая в одни и те же годы и картины, жанровые Он много работает и полотна на исторические сюжеты и портреты. Писемского.
Во Франции Репин создал ряд произведений, рисующих природу и быт этой страны. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. После окончания «Бурлаков» Репин провел три года (1873– 1876) вне России, преимущественно в Париже, в качестве пенсионера Академии художеств.
В «Запорожцах» очень сильно проявилось одно из важнейших качеств репинского искусства: яркое ощущение художником богатства человеческой натуры, разнообразия характеров, красоты сильно выраженной индивидуальности. Портрет Мусоргского кисти Репина – одно из величайших созданий всего русского искусства. А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » «Дорогой, дорогой, дорогой Павел Михайлович, поздравляю вас с чудной, высокой жемчужиной, которую вы прибавили теперь к вашей великолепной народной коллекции. Я счастлив, что видел эту сцену. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода как всклокочена и мешковатый пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова.
Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет перед нами – а именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника определённый чувствуется объективизм. В «Протодиаконе» еще больше, чем в «Бурлаках», выразился пафос искусства Репина. В галерее репинских портретов особое место занимает изображение знаменитой актрисы П. А. Репин создал замечательные крестьянские портреты («Мужик с дурным глазом», 1877) и великолепные по характерности портреты царских сановников (этюды к картине «Заседание Государственного совета»: «Портрет И. Л. В нем прекрасно сочетаются оливково-зеленые тона халата, Колорит прозрачен и легок, рыжеватые и волосы голубоватый фон, розовато-желтый тон лица.
«Вы неверно называете этюдом портрет диакона – это даже более, чем портрет, – это тип, словом, это картина», – писал Репин П. М. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, Вдобавок ко всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими комната, окнами была вся залита солнечным светом. » «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня. Этот портрет писан бог знает как быстро огненно – всякии это видит. Он потрясает глубиной человеческого содержания, внутренним трагизмом образа.
Почти лишенного морщин, Беспорядочно пряди спутанные волос оттеняют мраморную гладь этого широкого умного лба. Сюжетом для этой картины послужило историческое предание о том, как запорожцы на предложение турецкого султана Магомета IV перейти к нему на службу ответили письмом, полным самых острых насмешек и «соленых» словечек. И одновременно этот взгляд раскрывает для нас трагедию Мусоргского. Обращенных во вьючных животных, Контраст между группой оборванных людей и нарядной гуляющей толпой поразил глубоко Репина. Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней.
Портрет Мусоргского поражает нас жизненностью образа. Первоначальный замысел картины вполне отвечал духу обличительной жанровой 60-х живописи годов с ее тяготением к изображению резких социальных контрастов. Сходство черт лица и выражение поразительны. Заказанный Репину в 1878 году, Третьяковой, неинтересно взятый и вялый живописи, по засушенный. Он дал лицу прямой поворот и почти прямое освещение, написал его, как говорил Стасов, «все в свету», то есть без сколько-нибудь резких теней.
Образ революционера еще раз был показан Репиным в картине «Отказ от исповеди» (1879–1885). Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. Как портрет отца за книгой, Одновременно с этим тщательно выписанным он портретом пишет и такой размашистый, принадлежавший М. И. Он сидит между двумя жандармами с шашками наголо. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Первый лучше позировал и потому решен свободнее и лучше удался. Витте», 1903). Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Стрепетовой. Художник хотел контрастно противопоставить бурлаков господскому обществу.
Оно называется по артистки имени «Актриса Пелагея Антиповна Стрепетова» и имеет в подзаголовке слово «этюд». Рыжеватые краски, данные в букете осенних цветов и в пейзаже, повторены в одежде девушки. Неудачен и портрет матери Третьякова, А. Д. Разумеется, Репин как раз приехал в Петербург на открытие передвижной выставки и, где находился его друг, мог не не зайти в Николаевский военный госпиталь. Отроду никем не пробованные, Тут у какие-то него неслыханные приемы, – сам он я и никто больше. В 1878 году Репиным был написан первый вариант картины «Арест пропагандиста», второй, основной вариант которой датируется 1880–1892 годами.
Герарда», «Портрет С. Ю. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.
Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Я счастлив, что видел эту сцену. Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку – мешки под глазами, Его высокий умный лоб, но живые глаза, болезненное лицо, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему и виду к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Что Репин, Кажется, только руководствовался непосредственным впечатлением от натуры, создавая его, как она предстояла ему в данный момент и при данных обстоятельствах. Близко наблюдая бурлаков (Репин дважды ездил на Волгу, где изучал их жизнь), знакомясь с их биографиями, Репин открыл в них целый мир, сам по себе достойный изображения. Совершая однажды прогулку по Неве, Репин увидел группу бурлаков, тянувших баржу.
Мы как бы слышим смех в запорожцев полной гамме его оттенков, Глядя на них, от хихиканья до громового хохота. Ясно было, «По всем признакам судя, что они уже более никогда не увидятся – Репину в приезд нынешний надо было торопиться с портретом любимого человека. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, Он его представил халате, в что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. В 1881 г. в газетах появились заметки о болезни Мусоргского. Отроду никем не пробованные, Тут него у какие-то неслыханные приемы, 8211 сам он я и никто больше.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского – какой шедевр. В мягком свете этих глаз перед нами раскрывается чистота взгляда этого человека на жизнь, ясность его ума, незамутненная болезнью, кротость его широкой души. Лучшим портретом следующего, 1879 года был портрет жены Д. В. Первый раз он изобразил ее в роли Лизаветы из драмы Писемского «Горькая судьбина» (1881). Как бы воплотившую в себе кричащие русской противоречия жизни, у него возникло решение запечатлеть эту сцену.