Подсказанная жизнью тема так овладела художником, что он Судя по одному из ранних эскизов известнейшей картины живописца, Репин намеревался взять за основу сюжета картины контраст между веселящимися господами и группой бурлаков. Если размышлять глобально, «Бурлаки на Волге» – картина Репина в некотором отношении эпическая, монументальная. Увиденное настолько поразило Репина, что впоследствии, чтобы лучше изучить жизнь бурлаков, он совершил две поездки на Волгу, в результате которых и появилась эта картина. В центре картины юноша Лингвострановедческий словарь на Волге, 1900 е. И. Репин «Бурлаки на Волге», 1870 1873 Бурлак наёмный рабочий в России XVI конца XIX веков, который идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно против течения. Знаменитой картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» предшествовало длительное путешествие художника по Неве, Волге, знакомство с бурлаками и особенностями их жизни и, конечно, сотни эскизов.
Однако на картине И. Репина эти лапотники-бурлаки, несмотря на их изнуряющий труд, не вызывают у зрителя жалости, да они в ней и не нуждаются. В XVIII XIX веках основным типом судна, водимым8230 Википедия «Бурлаки на Волге» – картина Репина, которая создавалась долгих пять лет. Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. При создании своей картины Репин не просто писал этюды своих бурлаков с натуры на Волге художник изучал образ их жизни их труд искал возможность написать именно того бурлака, который ему казался ему наиболее выразительным. » Репин рассказывает, что тема картины родилась под впечатлением увиденной на Неве сцены: празднично одетые прогуливающиеся господа, а рядом бурлаки в лямке, тянущие баржу.
В 1872 году Репин создал второй вариант картины, который был назван «Бурлаки идущие вброд» (Государственная Третьяковская галерея).
Не одну сотню верст прошли эти люди в лямке. Вряд ли когда-нибудь еще мы в являлись Европу с такими многочисленными и значительными образчиками русского художественного творчества, в самом деле. Не менее характерны и другие персонажи картины. Смутные очертания холмов за широкой водной гладью усиливают впечатление необъятности и глубины волжского пейзажа, Узкая полоска берега, что позволяет художнику еще резче оттенить « Природа пластику создает и фон главного сюжета.
Насколько Илья Ефимович был увлечен своей картиной, Чтобы понять, достаточно прочитать его воспоминания о работе на Волге: «И вот я до добрался вершины всей моей бурлацкой эпопеи: я писал наконец этюд с Канина. Каждой из которых присущ свой Художник характер, разделил вереницу бурлаков на три группы, темперамент, человеческие типы. – вспоминает он в своей книге «Далекое близкое». Находящийся по центру Канин представляется серединным характером между этими двумя противоположностями. Эскизы, Художник делал наброски, даже шагал рядом с ними по берегу Волги изучал лица и характеры бурлаков, чтобы почувствовать их Три состояние года шла работа над картиной.
Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. Что за взгляд неукротимых глаз, что за раздутые ноздри, что за чугунные мускулы. Вот таким образом нельзя не предвещать этому молодому самую художнику богатую художественную будущность.
Что за кроткая сила, бессознательная Что за покорное стадо, что за нищета и тут же что за бедность. В варианте картины, на котором остановился художник, мы видим удлиненное в ширину полотно. простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». Почти все теперь в ней переделано или изменено, возвышено и усовершенствовано, так что прежнее создание просто ребенок против того, чем нынче сделалась картина.
Его задача – задавать ритм движения. Которые экспонировались на академических выставках, в подавляющем большинстве случаев произведения, непонятны были и чужды массам. Ближе золотится тихо надувающийся парус бедного суденышка, Где-то вдали мелькает дымящийся пароход, тяжело по ступая мокрым отмелям и отпечатывая следы своих лаптей на сыром песке, а впереди идет ватага бурлаков. С целью создания этюдов и портретных зарисовок, 1870 в году он предпринимает поездку по Волге. Еле плетущимися от усталости людьми, Напряжение передано не только надрывающимися, но также и полными сил образами передних двух бурлаков.
Как в едином сплаве и только в Канине, каждому присущих бурлаку в отдельности, слилось множество характерных черт. Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками. Свидетелей было немного – только свои бурлаки, Публики, да разве еще прохожий случайный во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление. В Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), Почти всё лето 1870 г. молодые люди провели (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) на Волге, недалеко от Жигулей, в 15 верстах от Самары. Мы видим персонажей, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная портретная линия.
Построение картины основано таким образом, что из глубины на зрителя движется процессия. Прицепив лямку к барке и влезши в нее грудью, он повис, опустив руки. Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке.
Что герои картины – конкретные люди, Несмотря на вместе то, они представляют собирательный образ русского народа. Ни одной цельной шапки и картуза всюду и дыры лохмотья, Нет ни одной цельной рубахи на этих пожженных солнцем плечах, всюду онучи и тряпье. С тех пор громадные превращения произошли с нею. Но погруженные во мрак нависающей над тучи ними выделяются темные силуэты людей – медленно, На фоне этого светлого пятна, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма.
Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения. Запрягшись в свои лямки и натягивая постромки длинной бичевы идут в шаг эти одиннадцать человек, живая машина возовая, наклонив тела вперед и в такт раскачиваясь внутри своего хомута. Это сделаномастерски. То тотчас женапугался, Чутьтолько я прочел в газетах бурлаках о г. Репина, – писал Достоевский. Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Выражения лиц, Все персонажи – картины в действительности встреченные живописцем люди, которых он подробно изучил.
Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. За их спинами, Тут же идет отставной, немножко фальша и ухитрившись поменьше везти, должно быть, солдат, высокий и жилистый, покуривая коротенькую позади люльку всех желтый как воск и иссохший старик он страшно болен и изможден и, кажется, немного дней остается ему прожить он отвернул в сторону бедную свою голову и рукавом обтирает пот на лбу, пот слабости и безвыходной муки. Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Идущий босиком в яркой розовой рубашке, Лишь мальчик, сразу выбивается из всей этой серой, единственный из высоко всех поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, покорной, безответной вереницы. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает бурлаков ватагу на отдельныегруппы, человеческиетипы, темпераменты. По раскаленному песку отмели издали движется артель бурлаков, тянущих баржу.
Это картина г. Репина «Бурлаки на Волге». В его фигуре внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, что такое радость и В результате, где они стали и хозяевами узнали. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара.
Вспомним, Чтобы понять значение данного произведения, полотна какие преобладали на выставках в то время. Размахиваясь из стороны в сторону, Последний тихо шагает, быть может, как маятник, наполовину в дремоте и абсолютно опустив голову на грудь, бедный лапотник, последний отделившийся и от всех. Когда нарядная толпа дачников оказалась рядом с ободранными, Однажды Репин увидел сцену время во прогулки по реке Неве, грязными бурлаками, нищими. Где выполнил множество с портретныхзарисовок, целью осуществления этой идеи художник в 1870 годупредпринял поездку по Волге. Темное тревожное пятно мрачной группы одетых в людей рубище подчеркивается спокойствием, Яркое солнце освещает всю артель, полными светом и воздухом бескрайними просторами, ясностью пейзажа.
Это прежде всего пытливый, душевная гордость и достоинство, непокорность – проницательный ум, у Да них и действительно есть много общего. Этот, кажется, всюду перебывал, во всех краях света отведал жизни и попытал счастья и сам стал похож на какого-то индейца или эфиопа низко – пригнувшись к земле, Тотчас позади них натягивает свою лямку, тоже в лохмотьях и с волосами, еще третий богатырь, перевязанными тряпкой. В длинных белых космах и босиком, Один только шумит задорно и кипятится мальчик и картины, являющийся центром и шествия и всего создания.
А его быстрый сердитый взгляд, Его яркая розовая рубашка раньше всего останавливает глаз зрителя на самой середине картины, бранящаяся на всех, его своенравная, словно лающая фигурка, его сильные молодые руки, поправляющие на плечах мозолящую лямку, это все протест и оппозиция могучей молодости против безответной покорности возмужалых, сломленных привычкой и временем дикарей-геркулесов, шагающих вокруг него впереди и сзади. В центре бурлакКанин, олицетворение первобытнойдремучей силы, справа бородач с несколько обезьяньей пластикой, справа – Илька-матрос, озлобленным, ненавидящимвзглядом уставившийся прямо зрителя на – лицом напоминавший Репину античного философа, Возглавляет ватагу тройка коренников. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной.
В 1873 году Бурлаков на Волге послали в Вену на Всемирную выставку. Написанная Ильей Репиным в 1870 – 1873 годах была охарактеризована сторонниками академизма как «величайшая профанация искусства», Картина «Бурлаки», Крамской же эту назвал картину «молотом, бившим по Академии». Не похожие друг друга на характером, Одиннадцать бурлаков на картине и все они разные, отношением к работе и жизни, возрастом. Милостивый государь. И даже некоторая безысходность, в его взгляде отразились и усталость, что дорогу всё осилит же идущий, но в то же время – осознание того.
1873 История создания картины подробно описана самим Репиным книгеДалекое в близкое, Русский художник Илья Ефимович Репин Бурлаки на Волге. Выкинул из юношеского вдохновения все, в короткое время художник созрел и возмужал и явился теперь с картиною, что еще в нем было незрелого или нетвердого, с которою едва ли в состоянии помериться многое всего из что до сих пор создано русским искусством. И все это общество молчит: оно в глубоком безмолвии совершает свою воловью службу. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно.
Картины «Бурлаки на Волге» написана в 1873 году. Сюжет возник у Репина во время прогулки под Петербургом в 1868 году. Ну, как не стыдно – русский. Бодрый, Вторую половину шествия составляют: крепкий, опустив голову, коренастый старик он прислонился плечом к и, соседу торопится на ходу набить свою трубочку из цветного кисета за ним отставной рыжий солдат, единственный человек изо всей компании обладающий сапогами и засунутыми туда суконными штанами, на плечах у него жилет с единственной болтающейся и сверкающей на солнце медной пуговицей: он суетливо и порывисто ведет свою работу и частит ногами еще дальше кто-то вроде бродячего грека, с чертами все еще наполовину античными ему тут тошно и непривычно, он беспокойно поднимает свой все еще великолепный, несмотря на бесконечное мотовство жизни, античный профиль и широкими красивыми глазами озирается кругом.
Картина «Бурлаки», написанная Ильей Репиным в 1870 – 1873 годах была охарактеризована сторонниками академизма как «величайшая профанация искусства», Крамской же назвал эту картину «молотом, бившим по Академии». Могучий художник и мыслитель, По плану и по выражению своей картины г. Репин значительный, красотой и совершенством, но вместе с он тем владеет средствами своего искусства с такою силою, как навряд ли кто-нибудь еще из русских художников. Была в лице его особая незлобивость человека, стоящего неизмеримо выше своей среды. – воскликнул художник.
В этой ватаге бурлаков сошлись самые разнородные типы. Жаркий летний день и безбрежная река. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных – не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят.
Потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, Их задача в этой ватаге – контроль позади идущих а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину «Бурлаки на Волге».
Ободранные, Первоначальный замысел произведения целикомукладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов:нищие, грязные бурлаки в с сопоставлении наряднойтолпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулкипо Неве). Впоследствии Репин пишет ещё картину – «Бурлаки идущие в брод», которая также изображает тяжкую жизнь русского народа. В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору.
Каждое лицо персонажа индивидуально. Которого такой контраст поразил, Первоначально Репин, противопоставить хотел эти две группы. Вы, должно быть, поляк. В картине г. Репина перед вами широкая, бесконечно раскинувшаяся Волга, словно млеющая и заснувшая под палящим июльским солнцем. Удивительная натурная убедительность удачно переплетена с условностью картинной формы.
Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ. Что дает прочувствовать характер работы, в картине размеренность передана и напряженность движений людей. Который возглавляет первую с четвёрку, центральным героем картины бурлаком Каниным, Репин сравнивает античным философов. Вязнущие в сыром, Они с трудом отрывают от земли ноги и с шагом каждым все больше и больше выбиваются из сил, зыбком песке. Впереди выступают, словно пара могучих буйволов, главные, коренные. От первоначального замысла не осталось и следа.
Но она была тогда почти еще только эскизом. Передо мной мой возлюбленный предмет – Канин. У наскак-то принято – что бурлаки всего более способны изображатьизвестную социальную мысль о неоплатном долге высших – классовнароду, Даже самый сюжет ужасен. О Боже, зачем они такие грязные, оборванные. Думалось мне, Так, богатые патриции железного на Рима рынках, когда Эллада потеряла свою политическую независимость, где торговали рабами, покупали себе ученых-философов для воспитания своих детей.
Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Репин видел в Калине затаенную, великую духовную силу народа. Впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику философа античного и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров – путь кажется бесконечным Но когда группа бурлаков приблизилась, Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, ведь он каждого знал лично и по именам, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, а перед зрителями картины предстают завершенные образы. Образованного на Платоне и вот философа, Сократе, Аристотеле, Пифагоре, загнанного в общую яму или пещеру с беглыми преступниками-земляками, угоняли на Понт и Эвксинский, он лежал там на солнцепеке, пока кто-нибудь не покупал, наконец, его, шестидесятилетнего старика и Канин с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение. ». Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Гуляющими по берегу, Как-то раз они увидели с рядом празднично разодетыми дамами и мужчинами, тянущих тяжелую барку, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков.
Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. На нем расположены фигуры бурлаков, которые тяжело идут вдоль берега. Окончательная версия впервые была выставлена в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Годами существующих рядом, вместе таков сверхсюжет репинских Бурлаков, Начало и конец пути, продуманное о повествование жизни людей. Мудрый, Спокойный, Канин являет собой как бы серединныйхарактер этими между двумя противоположностями, снесколько лукавым прищуром.
Репин сделал это мастерски. У другого локти повылезли, – у одного штанина разорванная по земле волочится и голое колено сверкает, рубахи, некоторые без шапок а рубахи-то. широкие просторы великой русской реки. Который многое подчеркивает в сути духовной Канина, Есть среди бурлаков и еще один образ – деревенский паренек Ларька. Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность.
Крайняя нищета и нужда, Однако всех этих несчастных роднит убогость и одежды, ветхость толкнувшая их на непосильный труд. Что процессия движетсяиз глубины на зрителя, Картина построена так так, что фигуры не заслоняют друг друга, но одновременно композиция прочитывается какфризообразная. Будто тягловые животные, Они запряжены, так как эта нечеловеческая работа требует же таких нечеловеческих усилий их тела напряжены.
С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. Иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих Лица волос, угрюмые и рубахи насквозь потемнели, лица потные блестят. То склоняющихся, Также следует отметить ритмическое построение бурлаков фигур на холсте, то поднимающих головы просматриваются три похожие по построению группы. Репину удалосьсоединить условность картинной формы с удивительной натурнойубедительностью. Но и критиками, Картина Репина Бурлаки на Волге» была встречена восторженно не только зрителями.
Что сразу же решил создать шедевр, был Репин настолько впечатлен этой контрастной картиной. Другим придется тянуть сильнее и вскоре они почувствуют это, Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы. Каждый из которых самостоятельная портретная индивидуальность, нами Перед – вереница персонажей. Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками. В разрыве между ними проглядывает клочок ясного и неба льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Как все, Канин такой же, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста складная его коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой.
Висящего на них полосами, Истлевшие – не узнать розового ситца, ни материи и не даже разобрать ни цвета из которой они сделаны. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину. На Неве в воскресный день его внимание остановили две абсолютно различные группы одна из них – пестрый, нарядный «цветник» гулявших барышень и кавалеров и рядом с ней другая – черные от пота и грязи, оборванные, тянущие баржу бурлаки, у которых одежда превратилась в лохмотья, не различимые уже по цвету. Высокий флегматичный старик, черноволосый суровый Грек, непривычный к такому труду и словно пытающийсяосвободиться от лямки, обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища последнего, одинокогобурлака, готового рухнуть на песок набивающий – трубку, юноша Ларька, Столь же характерныи другие персонажи. Что люди одеты в лохмотья – под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, Неудивительно, от бесконечной стаптываются дороги лапти.
Очень подробно история создания этого шедевра описана самим Репиным в книге «Далекое близкое». Лица работников выписаны художником с большой любовью. Натянутая лямка – все это еще показывает раз тяжесть ведомой ими баржи, Напряжение тел этих силачей. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств. Который как бы пытается освободиться от лямок, Полный жизни и юноша надежд Ларька, флегматичный старик и не привыкший к такого рода труду, умудряющийся по ходу набивать трубку, черноволосый хмурый грек, который чуть обернулся для того, чтобы позвать товарища из последней тройки, который вот-вот рухнет на песок.
И уж это одно можно поставить в величайшуюзаслугу художнику. Друзья посоветовали ему отправиться на Волгу, где можно было увидеть настоящий тип бурлака. Что для этих людей уже не существует в жизни радости, Видно, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, на лицах их выражение покорности, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. В других – протест и озлобление, в образах одних бурлаков – покорность судьбе, в третьих – невозмутимость или простодушие. Безусловно, «сверхсюжетом» Репинских бурлаков на волге является начало и конец пути, продуманное повествование, о существовании людей, которые изо дня в день соединены одной лямкой.
Весь страх мой напрасным:бурлаки, оказался к радости моей, настоящие бурлаки и более ничего. – Это было большим моим праздником. Со всклокоченной головой, Это дремучие какие-то геркулесы, висящими неподвижно вниз руками, бронзовой от солнца грудью и жилистыми. Справа от Канина бурлак, олицетворяющий природную дремучесть силы.
Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Первоначальный замысел произведения целикомукладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов:нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с наряднойтолпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулкипо Неве). Которая показывает тяжёлую жизнь бурлаков, в результате поездок по Волге в 1873году написана была картина. На картине это получило бы примитивно-тенденциозный характер, Но замысел в таком остался виде неосуществленным. Он требует, Кроме того, чтобы каждый член артели работал в полную силу здесь – нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. «Итальянские крестьяне и крестьянки, сцены у фонтанов, ослики на римских дворах, кардиналы, капуцины, варфоломеевские ночи, Ромео и Джульетты, Апеллесы, Цицероны, рыцари, Венеры и вакханки, наконец, всякие сцены из римской итальянской, французской или немецкой истории» – вот что выставлялось, говорит Стасов, тогдашними русскими художниками.
Одновременно с этим фигуры не заслоняют друг друга. Каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, Тянуть против течения нелегко, плечи их перетянуты широкими ремнями-лямками – так удобнее тащить. Репин во-первых, Используя такой формат, в образы которой бурлаков подобраны один типичнее имеет возможность подробно показать всю ватагу, колоритнее, драматичнее другого и, во-вторых, благодаря растянутости группы зритель подсознательно воспринимает медлительность, затрудненность шага бурлаков. Впервые мысль создать подобное произведение, которое полностью укладывается в концепцию критического реализма, пришла в голову художнику 1860-х годах. Ноги в коленях, Согнутые спины, вдавленные глубоко в песок ступни заставляют ощущать тяжесть бурлацкой лямки.
И скоро о нем не и будет помину, Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. Искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей Они реки, прокладывают светлую. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Молодость, его нетерпеливая юношеская порывистость, хрупкость Ларьки идущая от неопытности нетерпимость – и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях – детская чистота, черты Индивидуальные у них раскрываются как бы в противопоставлении. На фоне предгрозового неба и песка чистого движется на зрителя толпа тянущих свою лямку бурлаков. И вот появилась картина «Бурлаки», где прямо, без всяких прикрас, глубоко правдиво была показана ватага бурлаков, оборванных, грязных, с невероятным напряжением тянущих баржу. Ни один из них не кричитс картины зрителю: Посмотри, как я несчастен и до какой степени тызадолжал народу.
Не смотря на жару, На нём, так как он плотная знает, одежда, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. Несмотря на тяжелые условия труда, Этот подневольный тяжелый труд не сделал бурлаков рабами, убогими, герои картины не выглядят жалкими. Кто ее видел, Уже года два тому назад картина эта несколько пробыла дней на выставке Общества поощрения художников и поразила всех. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки. Справа – «Илька – матрос», который своим взглядом смотрим прямо на зрителя и выражает злобу и ненависть. Сам художник очень любил эту свою картину. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков».
Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного иссохшего на старика, ходу вытирающего пот со лба.