В Москве, прибыв из Красноярска в 1890 году, Суриков начал новую картину – Покорение Сибири Ермаком. Спешу уведомить вас, что картину мою «Покорение Сибири Ермаком» приобрел государь Василий Иванович не мог относиться серьезно к подобной трактовке своего творчества и все эти злобные, в корне неверные рассуждения о «Ермаке» оставляли его равнодушным, но одна статья, подписанная «М. Копия картины Василия Сурикова «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
А что похуже Кучуму в ясак нести, Вот стали и вогулы лучших соболей да бобров тащить русским. Пишу Ермака. Ведь его герои предки художника, казаки Ермака Тимофеевича, а действие происходит на родине художника в Сибири. А чаще все они сидели в музейной библиотеке.
Он поднял над волжских челнами разбойников православные стяги с изображением икон, Но художник прекрасно показал напряжение боя, что ушкуйники воюют за расширение и спасение России от разбойничьих набегов, говоря этим. Ну, пусть подъясачные, темные люди не выдержали, а то его татары лучшие воины, что всегда дрались как львы. Своими словами я попадал туда, куда нужно. Те на оленях и собаках ездят. Проклятье аллаха было это. Донские были балагуры, самоуверенные, лукавые и жестокие. Сам стоит слева, замер, ни слова, ни звука.
Чем в образы дружины Ермака, в образы представителей войска Кучума художник вложил ничуть меньше не эстетического чувства и уважения. В оленьи шкуры одеваются ими и чумы кроют. Поход Ермака был вызван этого действиями азиатского агресора и, Таким образом, носил оборонительный характер, по существу. Радовало глаз богатство узоров бисерных вышивок на меховой одежде. В Ермаке Сурикво поднялся на необычайную даже для него высоту исторического прозрения.
Ускользают А вогулы и остяки те его, кучумовы, рабы Дракон лежал на Иртыше. «Слухи о том, что пишет Суриков, ходили давно, года два-три. Иннокентий Петрович, получивший блестящее образование, стал археологом и литератором. Искусно выточенные Найдены в раскопках на Искере, Татарские железные для наконечники стрел хорошо сохранившиеся смертоносные жала а вот остяцкие костяные. Старый татарский хан Кучум, бывший сибирский царь, скитался по Вагайской степи. Покорение Сибири Ермаком было событием чрезвычайного исторического значения. Был он по-русски красив и мужествен.
К полдню добрались до остяцкого села и остановились в юрте у зверолова. Столицу Искер русские называли Искер Сибирью отняли у него казаки Не зря слово «казак» означает по-татарски вольный человек. Стучусь в дощатую дверь. Художник создал тип смелого – мужественного решительного и героя, Лица русских воинов похожи. Что он здесь главный и вы чувствуете, что он одно слово «атаман», всем руководит и все слушаются его потому.
Правда, татары частенько беспокоили русских, а все потому, что у вогулов и остяков, подданных Кучума, русские меняли «звериную рухлядь» на всякую утварь, да сукна, да полотна. Это вот и есть то, что греки дали, – сущность красоты. Он затевал перевозку рыбы на лошадях за верст десятки и потом вел над ними научные наблюдения, Изготовив специальные баки. Ведь Искер строили татары, Но все это же свои, что русские давно начали строить крепости за Уралом и они намерены были вечно владеть им Его больше тревожило,, а потом перешли и через Урал. Спроси самоеда: «Чей ты сын. » ни за что не скажет. Всегда хотелось Кучуму подчинить их своему владычеству, но не удавалось.
Как изображенных на заднем плане картины, Конечно в Сибири не таких было многолюдных городов, которые Ермак с товарищами защищает, скорее это города. Суриков остановился. Смотрю долго, переживаю событие со всем вниманием и полнотой чувства, мне доступной чувствую слева, что делается сейчас с автором, положившим душу, талант и годы на создание того, что сейчас передо мной развернулось со всей силой грозного момента, чувствую, что с каждой минутой я больше и больше приобщаюсь, становлюсь если не участником, то свидетелем огромной человеческой драмы, бойни не на живот, а на смерть именуемой «Покорение Сибири» Впечатление растет, охватывает меня, как сама жизнь, но без ее ненужных случайностей, фотографических подробностей.
Турецкой крови, в них чувствовалась примесь, тогда в как сибирском казачестве к русской крови примешивалась татарская. Сибирские были суровы, независимы, неразговорчивы, очень патриархальны. Населявшие Сибирь, Неверно рассматривать этот факт как стремление Московского государства расширять свои и владения подчинить народы и племена. Извиваясь, Огромный дракон, под которым несметные Кучумовы полчища десять тысяч человек изготовились оборонять Искер, полз медленно по воде к крутому берегу. Полотно Покорение Сибири было, наверное, особенно дорого Сурикову. Мы, сибирские казаки, происходим от них потом уральские и гребенские.
Подстерегать, Давно надо было громить, сонных, душить по ночам, пока враг еще успел не засыпать пороху в свою шайтанову глотку. Писал акварелью, Василий Иванович зарисовки, делал старался схватить все самое характерное и яркое. Он набросал его на бумагу, еще поднимаясь пароходом по Каме. Они воспитывались в борьбе с суровой таежной природой. Какой язык, какие драгоценные сведения о быте сибирских поселенцев.
Картина условно разделена на 2 части: слева – казаки, справа – татары. Было ясно одно зритель должен видеть татарскую рать и вместе Ермаком с смотреть врагу в лицо. Противопоставила две стихии исторического Логика развития столкнула, безусловно и одной, предстоит быть поверженной. Юрта о четырех углах была крыта берестой, крыша конусом сходилась к отверстию над очагом.
Село лежало в двух днях пути по Иртышу, при впадении его в Обь. Хорош колорит картины: неяркий, но богатый. Прямым наследником которых праву по рождения всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито огромное войско хана Кучума. Он тогда заслал к Строгановым своего племяша Маметкула, чтобы им пригрозил хорошенько. Пленяло воображение темное дерево старинных долбленых татарских челнов.
Тем значительней он мне казался в как живописи, Чем больше я смотрел на Ермака, так и по трагическому смыслу своему. Загорелом лице глазами, Не мигая светлыми на темном, настороженно-насмешливо на смотрел него сам Ермак. По тем временам он считался «самодуром» и «чудаком». Все, что попадалось в поле зрения, было заманчиво и важно. Ему показалось, Когда Василий Иванович вошел в юрту, тошнотворным таким был воздух, что он не сможет оставаться там ни минуты. Сплошь покрытые цветами невиданной яркости, Отлогие берега, на которых раскинуты были селения, сменялись крутыми отрогами. В Ермаке черты народного характера Суриков возвел до степени эпического величия.
Даже лица и позы воинов передают ощущения силы/бессилия. И, Для казаков Ермака ханство Кучума было последним олицетворением ига, татарского волею своей исторической интуиции художник как бы освящает этим знаменем многовековую борьбу русского народа, таким образом. И какие же это оказались редчайшие документы. Которая видна только на плане, переднем Сражение происходит посредине реки, а дальше скрыта под человеческими массами.
Чем дальше цель тем – глубже вонзается Первое композиционное решение было уже найдено, Стрела разлет любит. На картине изображена кульминация битвы обстрел – из пушек и пищалей татарского войска и ответные действия татар – стрельба из луков. Страшная это сила пушки и пищали русских. Именно реки служили в те давние времена в неосвоенной Сибири ориентирами основными и своего рода дорогами.
Через полчаса в альбоме Сурикова появился набросок головы Ермака. Он оказался десятником казачьего полка, стоящего в Минусинском округе. Слюдяные окошечки никогда не открывались, перед дверью был разложен костер от гнуса. Тут все главное, необходимое. Василий Иванович заговорил с ним. А молятся только в пляске согреваться любят, у них мороз долго стоит.
Где тогда устроился Василий Иванович в одном из запасных, я пошел в Исторический музей, отгородив себя дощатой дверью, неоконченных зал, которая замыкалась им на висячий большой замок. Он вдруг решал, для размножения – что необходимо переместить из рыб одного водоема в другой безрыбный, Иногда деятельность его принимала фантастический характер. «Вот такие же, видно, мечети украшали столицу Искер», думал Суриков, торопясь зарисовать в дорожный альбом легкую многоярусную ступенчатую башенку. Их стрелы тучами летели на врага, неба за ними видать не было. А затем и на полотне громадном многочисленные сибирские племена, Изображая в подготовительных этюдах, неповторимой самобытностью лиц, Суриков с неподдельной искренностью восхищается красотой их национальной культуры, особой пластикой фигур. Первый том собранного я уже выпустил в свет. Если бы над куполом его возвышалась главка с крестом, Здание это можно было принять бы за церковь.
Дружина Ермака притиснет врага к берегу. Через четыре года, в 1891-м, огромное полотно было, наконец, закончено. Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году.
И вдруг тетивы натянуть не хватило сил, в такое смятение повергли людей драконовы пасти. Вот подрастет, на охоте или на рыбной ловле отличится или в бою победит, тогда и нарекут. «Войдите». Который властвовал грабежами и разбоями и, Это была борьба прежде всего с Кучумом, пеструю собрав многоплеменную армию, уже дошел до Урала, угрожая Поволжью и другим исконным русским землям. Плотный, Смотритель музея, с окладистой краснолицый, бородой, расчесанной надвое, повел Сурикова по залам, где в витринах помещались предметы татарского и остяцкого древнего быта.
И все они в восторге, Газеты некоторые тоже из партийности мне подгаживают но меня это уже не интересует Были при мне уральские казаки, Атаманского полка и прочие уж без меня, а потом придут донские, а я всем им картину, объяснял а в Москве я ее показывал донцам. Это знамя могло быть также и на Куликовом поле в битве Донского Дмитрия с темником Мамаем, По преданию. Они любили выгоду, умело хозяйничали и шли на любое дело «за веру, царя и отечество». Которые опираясь на них и проникали дальше все в глубь огромной страны, Городки и остроги ставили русские. Сурикову и здесь не изменила выская объективность художника.
Говорили разное, называли разные темы и только в самое последнее время стали увереннее называть «Ермака» И вот завтра я увижу его Наступило и это «завтра». Но есть и завистники. И Дон показался Сурикову после Енисея мелковатым и мутноватым. Но в сознании художника эта непреложность событий ни в коей мере не отягощена ненавистью или презрением к «покоряемым». Собирая древние документы, Он колесил по всей Сибири, всячески помогал Минусинскому и Томскому музеям издательство открыл научной литературы.
Казачья шапка с алым верхом, Рыжеватая густая бородка его была аккуратно подстрижена, открывала прямой слегка лоб, сдвинутая набок, перерезанный белыми морщинками. Многофигурное полотно, тем не менее, воспринимается гармонично и естественно. Любили париться в банях и были необычайно чистоплотны душой и телом.
Всю дорогу Суриков не уходил с палубы. Василий Иванович вспомнил лицо старой казачки, нацедившей ему вина из бочонка. Немного потускневшей от времени, Не случайно кто-то критиков из сравнил его со старой парчой, но полной неувядаемой красоты.
Называли разные темы и только в самое время последнее стали увереннее называть «Ермака» и вот завтра я увижу его Наступило и это «завтра», Говорили разное. Сам старик с женами и два его женатых сына с ребятишками – что вертелись тут же абсолютно Жили голые, большой семьей. Была им продумана и решена до того, Недаром он утверждал, что композиция картины, то есть расстановка движущихся сил, как он с ознакомился летописным изложением события. человек под руководством Ермака организовало поход против Кучума и победило в битве. Собирая материал для картины, Суриков побывал на Дону, в Красноярске, Тобольске, в Туре, на берегах Оби. С характерным для Сурикова правдивым историзмом переданы одежды воинов их атрибуты – лодки, оружие, знамена.
Тобольский музеи помещался в странном аляповатом здании, недавно отстроенном в городском саду рядом с памятником Ермаку. Которое осеняло русских воинов в Ивана походе Грозного на Казанское ханство, Для изображения огромного полотнища знамени с образом Спаса Суриков использовал подлинную историческую реликвию Оружейной палаты – войсковое знамя. Отсюда все и. началось А далеко внизу по Енисею живут еще и самоеды. В Покорении Сибири Суриков впервые изобразил батальную сцену.
Идолам не кланяются, у них бог Нум, в небесах живет. Дом этот был казаков Шуваевых, они выращивали виноград и вино они давили сами. И он с учениками при своими входе моем тоже аплодировали, Был также устроен вечер в мастерской» Репина. Узкое Меня направляет Василий Иванович в угол, Вхожу и вижу что-то длинное, разрешается мне смотреть и когда место найдено. Читал я историю о донских казаках.
Казаки изображены уверенными в себе, напористыми их позы выдают стремление идти до конца, тогда как татары выглядят беспомощными и побежденными, на их лицах если не паника, то тревога. Но вообще донские казаки сильно отличались от сибирских. И вы чувствуете, что он здесь главный, всем руководит и все его слушаются потому, что он одно слово «атаман». Покоривший эту тему, Повеселел мой Иванович, Василий как говорил бы Ермак и начал сам говорить, покоритель Сибири» Был приглашен несколько раз к вице-президенту Академии графу Толстому и на обеде там пили за мок» картину.
Как на других полотнах художника, в картине ценно не характеров многообразие героев, обусловленная общей целью разгромить врага, а их монолитность. Георгием Победоносцем, На монументальном холсте ермаковская дружина в едином порыве сплачивается под знаменами и хоругвями со Спасом со Нерукотворным, святителями и защитниками земли русской. Греческую красоту можно и в остяке найти.
Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного столицы Ермака Сибирского ханства Кашлыка. В 1581 году войско из более 1, 5 тыс. Кучум, Правда, сам отнял у Искер двух братьев Едигера и Бекбулата, сын бухарского хана Муртазы, за что всю жизнь терпел набеги Бекбулатова сына, Сейдяка. Но у дракона было сто голов и каждая изрыгала пламя и дым. Когда я зашел на обед передвижников, все мне аплодировали. Это полотно Суриков писал долго целых четыре года. Суриков это видел и спросил: «Ну, что, как. » Я обернулся на него, увидел бледное, взволнованное, вопрошающее лицо его.
Видно, Кучум сильно прогневил его, что напустил всесильный на него такую злую кару. Я насильно, с трудом отнимал их и, проливая слезы, старался разобрать расплывшиеся тексты. Стало войско гибнуть и Как разбегаться, начали эти драконовы пасти посылать смерть на Кучумовых людей. Да. Но памятник Ермаку и по соседству два обелиска, каждый из четырех пушек, устремленных жерлами к небу, создавали далеко не молитвенное настроение.
По стенам стояли широкие лавки, на которых сидели, спали, ели хозяева. Какой славный, чтобы написать такую картину» Конечно истинно русский человек должен быть, это произведение не служить может пособием для исторического исследования действительной картины завоевания Западной Сибири – чистый, я все стоял перед картиной и думал о Сурикове. Эти люди на стругах, приплывшие на Иртыш бог знает из какой дали, претерпевшие тысячу бедствий, надвигаются с середины реки и, только выдержав жестокое побоище, причалят к берегу, чтобы овладеть столицей Искером Сибирью, которая тем правдоподобнее и реальнее, чем прозрачнее и фантастичнее будут ее очертания в осеннем' мглистом мареве. Поручив их одной знакомой, На третий день пребывания в Тобольске Василий Иванович простился с дочерьми, откуда шел пароход до Самарова и утра с отправился на пристань. Василий Иванович рассматривал экспонаты со чувством смешанным не упустить бы основного и не запутаться в лишних подробностях.
Был найден характер и дух его лица и тот облик, в котором воплотился Ермак на картине. – а все сгорманировано, Работая с натуры над лицами хакасов и остяков, художник сделал удивительное нос открытие:Пусть курносый, пусть скулы. Он раскрыл их характер – правдиво и с предельной ясностью представил и суть значение исторического события, Но Суриков не только показал борьбу этих двух стихий. Ни племени не назовет и где живет, Ни роду, не скажет Да у них-то и имен мальчишкам дают не сразу.
Над одними возвышались колокольни, над другими деревянные мечети. Он охватывал все мои душевные силы, отвечал на все чувства. Старуха чем-то напоминала ему маму Прасковью Федоровну, лицо у нее было характерным. А между тем деятельность его была подлинным стремлением к научным исследованиям. Но художник изобразил своё видение истории.
Молчаливый народ. А душа так и Читаю, радуется, пишет художник в письме к брату, что мы с тобой роду хорошего. Изящно выгнутые луки и для колчаны стрел, Поражали Сурикова громадные, красиво изукрашенные цветной кожей.
Степи и могучие реки выковывали характеры, Сибирские леса, от здешних, так же отличавшиеся, донских, Енисей как от Дона. Ознаменовавшемуся присоединением к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное обращение Сурикова к одному судьбоносных из моментов русской истории. Отряд Ермака клином врезается в войско хана Кучума. Нельзя было их близко подпускать.
Особое внимание привлекают изображенные на знаменах лик Христа и фигура Георгия Победоносца, подчеркивается идейная правота казаков, действующих «за правое дело» с Божьей помощью, тогда как на стороне татар шаманы исполняют языческие пляски. На бусины из сердолика и малахита, Иногда в музей заглядывали его и девочки долго смотрели на остатки браслетов с бирюзой, на крохотные щипчики для выдергивания волос. Царство его распалось.