В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Изуродованный ствол мощного когда то дерева, в одной из литографий 1871 года фоне на грозного неба изображен расщепленный.
В тени распласталась женщина. Он начал с каркаса контурных линий, создающими плотную полупрозрачную живописную поверхность, а затем прошел по ним тонкими слоями лессировок – напоминающих его поздние литографии, Здесь хорошо виден трудновоспроизводимый метод творческий художника. Образы, создаваемые им исполнены благородства и достоинства. В живописи Домье нередко лиричен, задумчив. Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Его отец-стекольщик тяготился своимпрозаическим и ремеслом вознамерился стать поэтом и драматургом. В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре). «я хочу поговорить о художнике, о художнике, но и вообще в современном искусстве, который развлекает парижан, день за днем удовлетворяя потребности их в забаве и непрестанно поставляя им пищу для веселья – занимающем одно из ведущих мест не только в области карикатуры, Статья начиналась так. Соединяясь и расходясь, Светлые и темные мазки извилистые подчеркивают движение, лепят форму, экспрессию. Которые приобретают значимость, то Какой особый свет озаряет будничные сцены, теряют обыденность. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, Выявляя подчеркивая и физическое уродство и моральное убожество этих людей, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции.
Но гармоничное освещение и сдержанный, Контрастное, присущие работам, этим спокойный колорит, сообщают изображенному ощущение удивительной гармонии. Доводя до гротеска характерные черты портретируемого, Он упорно работает карикатурным над портретом. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Огромное наследие Домье Оноре Викторьен (около 4 тыс. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Здесь художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Устроенного новым правительством, Эскиз этого отвечал произведения условиям конкурса, он не имел будущего, однако принятый жюри. Но верный Росинант уже превратился почти в скелет, печального Рыцарь образа по-прежнему крепко держит в руках свое боевое копье, вызывая в воображении образ смерти.
В эту атаку включился и Домье, приглашенный сотрудничать в журнале «Карикатура», основателем которого былхудожник Шарль Филиппон, неистощимый на выдумки и остроты. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Его мазки – порой плотные – порой текучие почти и прозрачные, Живописная техника Домье бесконечно разнообразна. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Где особенно долго задерживался в залах античной скульптуры, Многие часы юный Домье в проводил Лувре, Рембрандта и Рубенса. Атаковал врагов прогресса и обращался к политическим Он темам, высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, если это допускала цензура. Поднимающихся на набережную, Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать с женщин тяжелыми узлами мокрого белья. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Листы Домье трагично выразительны.
Лишь переодевшийся в веселый карнавальный балахон, пролетарий Это с изможденным и грубым лицом. Эти портретные шаржи Домье однажды«собрал» в литографию «Законодательное чрево» (1834), показав, во чтопревращается заседание Палаты депутатов, где от скуки дремлют, зевают, нюхаюттабак либо болтают друг с другом отупевшие старцы. Оноре Домье всегда подчеркивал потребность свою в тесном контакте с жизнью и что он не может довольствоваться аллегорией. В ряде литографий показывает Домье всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина. Они бесконечно далеки от интересов народа. Он оставил после себя щемящее воспоминание и неясное чувство вины перед крохотным существом, так ненадолго посетившим мир».
С этого времени Домье Оноре Викторьен всё больше отдавался живописи маслом и акварелью. В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. Лица, Их тучные вырисовываются фигуры друг за другом на скамьях зала заседаний, полны самодовольства и надменности, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных. Что новая династия в Луи-Филиппа лице Орлеанского нисколько нелучше свергнутого в июльские дни Карла X Бурбона, Как тольковыяснилось, передовая политическая прессадвинулась в атаку на правительство Луи-Филиппа. его манера письма становится более темпераментной.
Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Он предвосхитил во многом дальнейший путь развития живописи». В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции.
Жизнь которого протекает в полутьме, Он умел разглядеть в этом мире народа, все живое, если не во тьме, думающее, человечное, а и следовательно, великое для нас, прочих людей. Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Если учесть, Это разнообразие покажется еще удивительным, более что более 300 его картин остались незаконченными. Все здесь крепко, просто, значительно. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Чтобы он приоделся и за просил картину не меньше 5000 франков, Предварительно предупредив художника, Добиньи прибыл с покупателем в мастерскую. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. После возвращения из зала заседаний Палаты депутатов, Они выполнялись Домье по свежему впечатлению, где он мог в присутствовать ложах для прессы. Барочные черты проявляются во всем, что художник унаследовал от Рубенса – в чувстве цвета, в бешеном ритме («Преследуемые нимфы», ок. Две знаменитые скульптуры Домье («Эмигранты», 1848, Париж, музей Орсэ «Ратапуаль», 1850, там же) свидетельствуют о двойном увлечении художника – классикой и барокко. Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862).
Домье всегда стремился заняться живописью. Уже несколько лет делившей тяготы и радости его существования, беспокойного «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, – рассказывает М. Ю. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Придавая картине цельность, Силуэту фигуры женской вторят очертания зданий, классическую ясность и согласованность ритмов. Тогда он принялся за грандиозный труд, над которым работал в течение всей жизни – серия литографий, состоящая примерно из 4000 листов, большинство из которых были опубликованы в журнале «Charivari»: одни составили знаменитые серии («Робер Макер», 18361838 «Купальщики», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Служители правосудия», 1845-1848 «Квартиросъемщики и домохозяева», 1848), другие – были сгруппированы под заголовками «Новости» или «Все, что угодно».
Словно символизированы два противоположных полюса человеческого духа, в ритмах неуклонного дон кихотовского устремления и вперед постоянно ленивого отставания Санчо Панса. Особенно возросшую после того, Острейшая карикатура на короля Филиппа Луи принесла Домье широкую известность, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. В ряде литографий показывает Домье всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина.
1863, Париж, Пти Пале «Ожидание на вокзале», ок. С этой цельюон уехал в Париж добывать себе славу на литературном поприще. Например, к которой он и у него очень оставалось мало времени для занятий живописью, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений испытывал все больший интерес – серия Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий, Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». В редактировании исоставлении этого сатирического издания, множество раз оштрафованного за «недозволенные»выпады в адрес правительства, деятельное участие принимал и Бальзак.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. проходят мимо, часто и не взглянув на имя автора. откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). Но это были не этюды, в мастерской Домье всегда было множество набросков, композиции, поиски а в большинстве своем варианты.
Он сделал картину, которая, будучи лишь черно-белым рисунком на листе бумаги, не стала от этого ни менее значительной, ни менее долговечной. Читатель, конечно, уже догадался, что речь идет о Домье». Закон о цензуре 1835 заставил художника замалчивать свои республиканские взгляды. «Опьянение Силена», ок. Свыше 900 рисунков гравюр, для литографий, свыше 60 скульптурных работ), свыше 700 картин и акварелей, одна из вершин критического реализма в мировом искусстве, характеризует Домье Оноре Викторьен как великого художника-новатора, защитника интересов трудящихся. Если в «Дон Кихоте» Домье рисует трагическое противоречие между двумя сторонами человеческой души, то в серии «Скоморохов» перед нами встает ужасающая противоположность между внешним обликом человека и его сущностью.
Брал урокиу художника Ленуара и в студии Сюис, Все свободное от время службы Домье с увлечение рисовал, посещал художественные выставки. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Стремительные мазки и линии образуют странные, Картины исполнены в очень экспрессивной манере, усиливая чувства одиночества, нервные по арабески, ритму тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера.
Выполняя их в различных техниках, Домье сразу же очередного после заседанияпалаты принимался за портретные шаржи, вплотьдо скульптурных изображений из глины. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. К которым надо присоединить около 400 картин маслом, За эти годы художник исполнил 4000 литографий и 900 на гравюр дереве, акварелей и набросков.
И посредством его Домье расставляет композиционные акценты, «Свет в картинах несет нагрузку, эмоциональную – пишет Н. В используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). 1849, Глазго, Художественная гал. Но крайняя нужда вновь заставила его к обратиться этому занятию, в 1860 – 1864 он вовсе перестал заниматься литографией. По сей день только настоящие ценители искусства сумели понять значительность его творчества и отнеслись к нему должной с серьезностью. В серии картин, посвященных «Дон Кихоту», реализм Домье достигает особенной обобщающей силы.
Объём лаконично лепится цветовым пятном и всё энергичным, напряжённее и стремительнее становится динамичная композиция, сочным мазком. 1850, Эссен, музей Фолькванг) и мифологическим сюжетам, а также к басням Лафонтена. Приговорив его к шести месяцам тюремного заключения и к 500 франкам штрафа, Правительство не оставило творчество без Домье последствий. Домье придавал сатирическую остроту графическому языку, Виртуозно сочетая богатейшую фантазию точность и наблюдения. Что еще в детстве Домье лепил человечков замазки из отца-стекольщика, Биографы художника рассказывают.
Домье Оноре Викторьен сознательно и целеустремлённо своё связал искусство с демократическим движением, Обладая политической проницательностью и темпераментом борца. Позой, Мастер в совершенстве владеет жестом и с помощью их передает характер персонажа, увиденными в жизни, различные оттенки чувств. Художник с тревогой следил за ростом милитаризма и колониализма, за происками военщины и церкви – за расправой с национально-освободительными движениями, бытовая сатира стала место уступать в литографиях Домье новым темам.
Он изобразил депутатов во время заседания палаты. Его отец, Сын марсельского стекольщика, решил попытать счастья в столице, считая себя литературно одаренным – Оноре Домье еще ребенком в приехал Париж. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Нотные заголовки, Так поначалу он исполняет небольшие картинки, детские азбуки для Белиара издателей и Рикура. Некоторое время художник занимается одновременно в Академии Сюиса и в Лувре, делая рисунки с греческих скульптур и копируя картины старых мастеров (эту привычку он сохранил на всю жизнь). Она вот вот окутает прощальным покровом все, Эта тень сострадания как движется бы из глубины, чтобы успеть запомнить и унести в сердце гнев и ненависть к палачам» и мы спешим вглядеться. Световая озаренность становится здесь духовному адекватной озарению, Свет объединяет все в единую среду, охватившему людей искусства. Домье в этом рисунке достиг небывалой высоты.
1858- 1860, Бостон, Музей изящных искусств). Полутьма заднего плана бы как рассеивается к переднему, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862), голубые – и интенсивно начинают звучать белые, Но порой Домье прибегает к другому эффекту. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство. Атаковал врагов прогресса, в своих картинах Домье высмеивал недостатки слабости и мелкой буржуазии, если это допускала цензура, обращался к политическим темам. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. Тяжелым трудом зарабатывающих хлеб, свой в людях, Домье подчеркивает чувство спокойного достоинства. Эта литография была выставлена в витрине фирмы Обер и собрала много народа.
В одной из литографий 1871 года на фоне грозного неба изображен расщепленный изуродованный ствол мощного когда-то дерева. В полном уединении, Даже работая у себя в наверху мастерской, он не чувствовал вокруг себя пустоты. Домье художник сыграл в истории искусств не меньшую роль, чем Домье график. Целиком полагаясь на зрительную своюнеобыкновенную память, Он никогда не делал зарисовок с натуры. Он ввел в живопись новые образы, трактовал их с необычайной силой выразительности.
Поглощающего золото, Здесь художник изобразил толстого Филиппа, Луи которое чиновники отбирают у изнуренного народа. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть ли не на всех женских образах, которые рисовал Их сын, названный в честь отца Оноре, умер, прожив всего несколько недель.
1863, Лион, Музей изящных искусств «Парад», ок. Домье сблизился в художниками ижурналистами, Домье напрактике в постиг совершенстве все премудрости литографического дела. Подрабатывая на досуге в издательствах. После 1835 года, когда политическая карикатура была запрещена правительственным декретом, Домьеобратился к социально-бытовой сатире. Вот таким образом созданные им кажутся образы взятыми прямо из жизни, Он работал очень быстро и обладал невероятно точной зрительной памятью. Он предпочитал рисовать обломками, никогда не отточенные употреблял новые карандаши, чтобы линия была разнообразней и живей.
Применяет рыжую, Мастер пользуется спокойными теплыми тонами, зеленую эмаль, коричневую, на фоне выступают которой желтый и голубой тона. Он обладал пылким, Добиньи, Диаза, Делакруа – артистическим темпераментом и пребывал в дружеском окружении художников живописцев – Коро, не Иначе могло быть. Этим художник подчеркивал пластическую силу фигуры, находящейся в окружении нескольких предметов, подсказывающих место действия («Прачка», ок. «Супружеские нравы» (1839–1842), в сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Люди юстиции» (1845–48), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко и осмеивал клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Их тучные фигуры вырисовываются друг за другом на скамьях зала заседаний, лица, заплывшие жиром или напоминающие хищных животных, полны самодовольства и надменности». Представляющие сатирические портреты политических Июльской деятелей монархии, Сохранились тридцать шесть бюстов. Костюмы обобщены, Художник не уточняет время и место действия лица, восстания, ему важно передать дух, стремительность, его несокрушимость. Домье не довольствуется первыми достижениями.
Затем в 1860 году он пытается порвать свой контракт с «Шаривари». Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портреты типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции. Ни один художник до Домье не писал так свободно, не обобщал так смело во имя целого. «Он нам больше не опасен», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года» – в которых Домье раскрывает классовую борьбу, Той же воздействия силы достигают листы, «Не вмешивайтесь», показывая роль рабочего класса. На страницах журнала«Карикатура» и газеты «Шаривари» (что в переводе на русский означает «кошачийконцерт») систематически помещались убийственные сатирические рисунки Домье, вкоторых хватало места министрам и депутатам, царствующей династии и пэрамФранции, судьям и адвокатам, цензорам и чиновникам, приспособленцам иавантюристам, занявшим правительственные посты. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Где наблюдал сцены, Работалрассыльным в судебной которые конторе, он потом запечатлелв своих карикатурах. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. На одной из этих лучших картин Домье – «Скапен», находящейся в частной коллекции Руара, мы видим Пьеро но что это за Пьеро, как не похож он на нежного и лунного героя Ватто. Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением света и тени, жизненную олицетворяющий силу страны.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. Энергичными линиями художник сумел дать мощный образ, Резким сопоставлением и света тени, олицетворяющий жизненную силу страны. Овладевал ремеслом литографа, брал уроки живописи рисунка и выполнял мелкие литографские работы. Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860).
Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу. В 1814 г. Домье-старший вместе с женой и сыном переезжает в Париж. Монументализируя их, Давая формы предельно укрупненно и обобщенно, скупо используя цвет, метко типаж, схватывая художник создает обобщенный образ народа Франции. 1863, Париж, музей Орсэ «Человек с веревкой», ок. Делакруа, Оноре Домье был любим романтиками, завсегдатаями Пимодан, отеля Прео, барбизонцами, Милле. Как отмечает Н. Калитина, автор обстоятельного исследования о Домье (1955), «художник создал групповой портрет представителей финансовой аристократии.
Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Так, литография «Законодательное чрево» (1834) является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846).
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Используя подчас повторяющиеся темы, неоднократно изображая уличные или железнодорожные сценки, адвокатов, бродячих акробатов, артистов и любителей искусства («Любитель эстампов», Париж, Пти Пале), художник с удивительным чувством человека и его состояния проникал в суть индивидума, отбросив каноны реализма. Сопоставляя освещенные и поверхности, затененные Домье любил, подчеркивать контуры фигур и выделять их силуэты на светлом фоне. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Гораздо более значительное произведение, Художник показал еще однако, одно, за которое, не получив инструкций от Добиньи, со свойственной ему скромностью нерешительно попросил 600 франков. Герман. Уже в Париже Домье начинает создавать раскрашенные глиняные бюсты. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
1860, Париж, музей Орсэ серия картин «Дон Кихот», Париж, музей Орсэ Мюнхен, Новая пинакотека Оттерло, музей Крёллер-Мюллер Нью-Йорк, музей Метрополитен). Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. «Законодательное чрево».
Он городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно для Домье типична приглушенная красок, гамма отсветами. «домье народный художник – Известный архитектор французский и реставратор архитектуры XIX века Э. Виолле-ле-Дюк писал. В октябре 1858 года в газете «Пэн» появилась большая статья, автором которой был Шарль Бодлер. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Домье работал над бюстами в нескольких течение минут, Как вспоминал один из друзей художника, моделируя глину сильными и быстрыми движениями пальцев.
Лежащего на полу, пятном Страшным выплывает из мрака фигура мёртвого мужчины в ночном колпаке. Уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю, «16 апреля 1846 он года женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси. Калитина приводит в своей книге такой эпизод: «Однажды произошел такой случай, свидетельствующий об удивительной скромности и непрактичности художника. Всю жизнь художник терпел лишения.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. По всей вероятности, Она – выполнена, по сравнению с Парижской прачкой, позднее и производит, несколько иное впечатление. В 1832 Домье за карикатуру на короля (литография «Гаргантюа», 1831) был заключён на полгода в тюрьму, где общение с арестованными республиканцами укрепило его революционные убеждения. Из ранних литографий Домье наиболее известна «Гаргантюа» (15 декабря 1831 года). Бойня на улице Транснонен останется несмываемым пятном на ее виновниках. Свое правоприсутствовать на палаты заседаниях Депутатов Домье использовал дляпристального наблюдения из ложи журналистов за поведением министров идепутатов.
Волынский пишет о литографии «Улица Транснонен»: «Луч яркого света как бы вырывает из полумрака фигуру расстрелянного, нарисованную со всей беспощадностью нагой правды, в то время как фигура убитой женщины – быть может, его жены – окутана мглистой тенью. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Домье то жидко накладывает краску на холст, то пишет очень пастозно. Их лица выражают совершенное безразличие к тому, что происходит. Мастер обладал редкой способностью с помощью нескольких фигур впечатление создавать множества людей.
А сломленный усталостью мальчик, Женщина на первом плане кормит младенца, забылся сном, рядом сидящий со старухой., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). 1862, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Литография «Законодательное чрево» является своеобразным итогом работы над сатирическим портретом.
Калитина. Когда казалось, Лишь в сорок лет взялся он за впервые кисть, что вместе с победой Февральской революции 1848 года его обличительная миссия окончилась. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». По всей вероятности, Калитина. – Она выполнена, по сравнению с Парижской прачкой и позднее производит, несколько иное впечатление. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Те самые чудесные акварели, Именно в этот период – 50–60 е годы – появляются одна за другой его работы маслом и акварелью, за которые при жизни он гроши получал и которые ныне ценятся почти на вес золота. В конце 60-х гг. Продающего свои вещи по дешевке», Американец отверг картину и больше вообще не обращал внимания на художника.
пишет картины «Восстание» (1848) и «Семья на баррикаде» (1848–1849). Эта двойственность стиля дополнена мечтательным характером Домье, способностью к прорицанию, что сближает его с Гойей и выражает лиризм, которым дышат все его воспоминания о театре («Криспен и Скапен», ок. Насмехался над буржуа с или добродушием, в этих рисунках художник клеймил позором хитрецов изображал обездоленных, граничащим с нежностью. Листы Домье трагично выразительны. Ринувшихся вслед за вожаком подобна композиция стреле, Яркий луч света освещает толпу людей, ок, пронзающей мрак (Восстание.
В «Добрых буржуа» ив «Людях истины» Домье высмеивает самодовольных мещан и продажных судей иадвокатов. Любующихся произведениями искусства, Он художника изображает в момент творчества и ценителей прекрасного. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики литография (от греч.
Серии литографий и гравюр на деревеследовали одна за другой. Но художнику удается в склоненной голове, Лица почти не видны, связывающие большого маленького и человека, в каждом жесте матери передать чувства любви и нежности. Они бесконечно далеки от интересов народа.
Литограф и гравер, Карикатурист-сатирик, Оноре Домье родился в мастер Марселе, рисунка иживописи. Различные по характеру штрихи и пятна, Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, а также ими прекрасно тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны.
В полном уединении, Даже работая у себя наверху в он мастерской, не чувствовал вокруг себя пустоты. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (18681870, Мюнхен, Новая пинакотека). Яворская. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки».
Но «добрые буржуа» прошли мимо прекрасной Республики, правительство не дало ему награды и по прежнему художник обречен был на бедность. Депутаты беседуют между собой, спят, читают, дремлют. В работах художника нельзя не заметить и его проницательного ума: разумный гротеск, лишенный язвительности, неприятие к крайностям, которое усиливает ужас «Улицы Транснонен».
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. В «Карикатуре» Домье работалдвенадцать лет (1831-1843) и в «Ширивари» тридцать девять лет (1835-1874). Можно себе представить, сколько же раз доставалось от Домье всякой нечисти иподлости, мещанину и бездушному бюрократу, проходимцам и обманщикам. В серии «Адвокатов» Домье показывает ложный пафос мимики и жестов этих демосфенов современности, превращающий их в говорильные машины с бурно развевающимися тогами. На одной литографии представлена Конституция, укорачивающая платье Свободы, на другой Тьер изображен в виде суфлера, руководящего поступками и словами политических деятелей. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Классические черты можно обнаружить в его сдержанности, в продуманной композиции, где автор подчас использовал фризовую схему («Игроки в шахматы», ок.
Что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих Отчасти картин, этот результат объясняется тем. Один из рисунков, «Гаргантюа» (1831), высмеивающий Луи-Филиппа, стоил Оноре Домье шести месяцев тюрьмы, но именно он принес ему известность, утвердившуюся в 1834 с появлением новых работ – «Похороны Лафайета», «Законодательное чрево» и «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». «Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. Оноре Домье. И скромный обыватель и делец и мальчишка и женщина все смеются и о неблагодарные. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
По-видимому, Домье, а с установлением Июльской монархии стал политическим карикатуристом и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на Луи Филиппа и буржуазную правящую верхушку, участвовал в Революции 1830. Рисунок, о котором идет речь, это своевременно высеченная медаль в память о победе, одержанной над дюжиной стариков, женщин и детей» «Рисование по памяти, возможное благодаря врожденному мастерству, передача характера жестом, подчинение действительности творческой страсти, разделение пластической формы в цвете и тени, журнально-карикатурное происхождение новой живописной формы, постоянные переходы от комического к возвышенному, что соответствовало созданию новых духовных ценностей, душевная крепость человека из народа и непосредственность порывов, вера в моральную ценность человеческого достоинства и свободы вот грани призмы, которая носит имя Домье», писал Лионелло Вентури в своей замечательной книге очерков «Художники нового времени», недавно после долгого перерыва вновь изданной у нас. В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В «Шаривари» из номера в номер печатается циклрисунков под названием «101 Робер Макер» (разбойник с большой дороги, пройдохаи зубоскал Робер Макер становится преуспевающим капиталистом, выступая в роли всто одном обличье). Она была портнихой и, – Ей недавно исполнилось двадцать четыре года, не хорошо слишком разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Первой картиной, в которой проявился его гений живописца, была «Аллегория Республики» (1848, Париж, музей Орсэ).
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками. В сериях «Древняя история» (1841–43), «Трагико-классические физиономии» (1841) Домье зло пародировал буржуазное академическое искусство с его лицемерным культом классических героев. Однако вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали его желанию.
(Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. И её быстро освоила полиграфическая Литография промышленность, давала много четких отпечатков. С 1814 г. жил в Париже, где в 1820-х гг. В 1860-е гг. 1866, Бухарест, музей А. Симу, а также множество других произведений, среди которых подлинным шедевром является картина «Вагон третьего класса», ок. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
Той же силы воздействия достигают листы, в которых Домье раскрывает классовую борьбу, показывая роль рабочего класса: «Он нам больше не опасен», «Не вмешивайтесь», «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года». В этом стремлении он обращался и к религиозным («Хотим Варавву (Се человек)», ок. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). От всепоглощающего, до простой заинтересованности – Чикаго, 1862, жадного, частное собрание) любопытство переданы его все степени. Его поэма «Поэтические мечтания», опубликованная в 1823 г., осталась почти незамеченной, зато у Жана Батиста появилось много знакомых, среди них Александр Ленуар, крупный археолог, хранитель Лувра, сыгравший определенную роль в художественном воспитании будущего художника. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Она была портнихой и, Герман. – Ей недавно двадцать исполнилось четыре года, не слишком хорошо разбиралась в работе мужа, по правде сказать. Цветовая экспрессия, Его работы характеризует бархатистость штриха, передачи тонкость психологических оттенков. Не сброд, Это приниженные не люди, не пошляки Это люди я не нахожу слов, не хвастуны, чтобы лучше пояснить мою мысль». В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя. Карикатуру на Луи-Филиппа, За одну из них, автор на полгода попал в тюрьму, в изображенного виде Гаргантюа. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. Уже первые острые карикатуры молодого художника обратили на себя внимание.
Таквосьмилетний Оноре оказался в столице, рано познав нищету и голод. Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 8211 1879) 8211 французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Насыщенная всевозможными оттенками, Обычно для Домье типична приглушенная красок, гамма отсветами.
Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. А вот как один современник описывает литографию Домье «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года»: «На эту литографию страшно смотреть, она поражает так же, как само событие, которое воспроизводит Этот убитый старик, мертвая женщина, этот покрытый ранами человек, упавший на труп бедного малютки Это не карикатура, не шарж, это кровавая страница современной истории, страница, созданная живой рукой и продиктованная благородным негодованием. Героическое величие переплетается с гротеском, в живописи Домье Оноре Викторьен особенно сильно ощутимы связь художника с романтизмом, острая характерность образов сочетается со свободой письма, драма с сатирой, смелой обобщённостью, экспрессией, мощью пластической формы и световых контрастов на протяжении 1850–60-х – гг переосмысление его традиций. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Работы художника приобретают графический характер исчезает пластичность. Которые приобретают значимость, Какой-то свет особый озаряет будничные сцены, теряют обыденность. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. Усиливающим драматизм действия, Интерес к эффектам освещения, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860), заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей или с актеров ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). 1848, Прага, Национальная галерея).
Домье не довольствуется первыми достижениями. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Наконец, Затем пристроилсяпродавцом в книжный магазин и, стал в учеником литографическоймастерской.
Что тень улыбки 8212 единственной на картине 8212 пробежала по его лицу, возможно, Кажется, которое художник пишет с особым вниманием, чтобы показать безоружную наивность мира детей перед лицом страданий и нищенской жизни. Домье работал в «Карикатюр» с 1831 по 1843 год (за вычетом 6 месячного тюремного заключения) и в журнале «Шаривари», также основанном Филипоном, с 1835 по 1874 год (исключая 1860–1863 годы), оставив работу здесь, лишь когда почти полностью ослеп. Л. Н. Н. Н.
На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Прерывистая линия, чему он обязан своему инстинкту скульптора, умение компоновать массы, следуя которому он, прежде, чем изобразить фигуры на или рисунке картине, лепил их сначала в глине – обрисовывающая объем, Эти произведения позволяют судить о высоком мастерстве Домье-рисовальщика. Который привил ему любовь к античности и преклонение перед и Тицианом Рубенсом, в 1822 он поступает в обучение к Александру Ленуару. Запрещение политической карикатуры и закрытие «Карикатюр» (1835) вынудили Домье Оноре Викторьен ограничиться бытовой сатирой. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
1849, Кале, Музей изобразительного искусства и кружев), в приверженности к световым контрастам, побудившей к использованию искусственного освещения в выставочных залах («Драма», ок. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Мальчик довольно рано проявил склонность к рисованию и после разных занятий (рассыльный, затем приказчик в книжном магазине) он убедил своих родственников в том, что это его призвание. Творчество Домье Оноре Викторьен сложилось на основе наблюдения жизни уличной Парижа и внимательного изучения классического искусства. Оноре на первых порах преследовал одну лишь цель – помочь материально родителям, Поступая обучение в литографскому делу к малоизвестному художнику Рамеле.
Статная высокая фигура жены оставляли ощутимый отпечаток чуть не ли на всех женских образах, Круглое смеющееся лицо со вздернутым носом, которые рисовал Домье. Таков цикл «Прачки» (18501860). Построенная на сочетании звучных пятен красного, По цвету это одна из самых картин ярких Домье, черного, желтого. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Так, Ленуар одобрил первые рисунки Оноре и стал обучать талантливого мальчика рисунку. Парижа непокорил, разорился, стал работать кассиром и выписал себе семью. Крепкая, Одна из них, терпеливо и заботливо помогает малышу крутые преодолевать ступени лестницы (ок, сильная.
Доводя до гротеска характерные черты портретируемого, Он упорно работает карикатурным над портретом. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий ещё и столько же иллюстраций карандашом. 1859, Мюнхен, Новая пинакотека), во вкусе к противопоставлению объемов (щедрые мазки темных оттенков на светлом фоне).
Как отмечают исследователи, до конца 1850-х гг. «литое» «камень» и «графо» «пишу», «рисую»). При кажущейся простоте композиция строго продумана. Чтобы днем отдаваться Сначала живописи, Домье работал над журнальными литографиями по ночам. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу». Язвительная, Виртуозно сочетая фантазию гротескную и точность наблюдения, обнаруживая под ней бездушие и пошлое самодовольство, жалящая выразительность линии как бы срывала с буржуа маску благопристойности – Домье придал публицистическую обличительную заострённость самому графическому языку.
«День холостяка» (1839), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Пасторали» (1845–1846) – «Супружеские нравы» (1839–1842), этом в плане Домье создал и другие серии. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Он зарабатывал себе на жизнь у одного литографа, когда критик Филипон издатель журнала «Caricature», пригласил его сотрудничать в своем журнале. 1848, Монреаль, Музей изящных искусств «Мельник, его сын и ослик», ок. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно.
1863, Париж, Музей Орсэ).