В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Под широкими черными бровями загораются умные и утомленные в глаза них есть нечто холодно-насмешливое. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева.
Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное Петра письмо I, друг мой, здравствуй – какие надежды возлагались на Никитина, о том, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года. Но и один из таких портретов, Нам известны не упоминания только об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя. Прошедшие со времени написании портрета царевны Прасковьи, За годы, у автора неизмеримо углубилось и восприятие расширилось действительности. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии.
Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека, но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного. Всенародным подъемом патриотических чувств, насытил Он свою картину пафосом борьбы за справедливое дело. А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже в теневых частях теряет не своей формы и не растворяется в темноте. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин».
Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Г. И. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость.
«Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославлял он женщину. Но персонажи, в частично последней использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста из русской истории, естественно. Слишком простой для именитого человека, За это говорит и и костюм, отсутствие парадности и неожиданная его небрежность. Но почему же об этом обстоятельстве забыли последующие поколения.
Где пестрота светлых цветов 151 кораллового, Тревожная контрастность колористического строя сохраняется и в одеждах золотого гетмана, 151 спорит с коричнево-зеленым тоном, голубоватого. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Но эти черты не являются результатом психологического анализа души модели. Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, Соответственно этому его возросло техническое совершенство.
Но никитинское изображение Получившийся поясное, вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, даже скорее погрудное. Работая во всеоружии блестящего Он дарования, явился представителем художественного гения русского народа в новой для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Усталый человек с невидящим взглядом, Старый, глубоко опавшими уголками чуть рта, прикрытыми покрасневшими веками глаз, мог быть кем угодно – украинцем, поляком, русским – слишком портрет его душевного состояния доминировал над всеми его чертами, в том числе этническими. Но н того высокого уровня, творчества Зрелость Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, который был свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Которым он подводит свою подругу к краю картины, Сколько затаенного любования и нежности ощущается том в жесте.
Он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, сознание величия его исторической роли – свое глубокое чувство и уважение к усопшему, сделал Никитин больше. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Предположительно выполненная крепостным художником, «В половине первой ХХ столетия была осуществлена неудачная реставрация портрета, что существенно испортило оригинал. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью.
Образ «напольного гетмана» очень активен, он обладает большой внутренней силой, воздействуя своей драматической мощью и на зрителя, не агрессивно, а с какой-то настойчивой сосредоточенностью концентрируя на себе его внимание. Который захотела и иметь Екатерина должен быть непременно портретом гетмана – больше, не Почему портрет, не меньше. Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и мастерских произведений – не подражательных, смело Никитин шел своим путем. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Сделанные при специальном освещении показали, Фотографии портрета, настоящими остались лишь глаза, что из всех черт лица брови изображаемого, усы, верхняя губа и нос.
Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Здесь дается образ личности, Если ранних в портретах Никитина портретируемый изображался как бы вне временного потока, пережившей многие события бурной имеющей свою биографию, а порой и трагичной эпохи. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу.
Но смело и творчески, к овладению непривычным искусством живописи Никитин не подошел ученически. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет от парсун их с внешним и условным изображением человека. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. С гордостью предлагая его искусство гостям, Современники вспоминали как царевны часами могли слушать полуслепого бандуриста. Но все ли выяснено.
Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. А, Спокойный ровный свет не строит форму и тем самым не создает ее иллюзорности, открывает зрителю объективную, широким потоком фигуру, освещая как бы существующую помимо воли художника данность во всей ее торжественности и совершенстве.
Бездушно повторяющего чужие образцы и при Этом всем картина не является произведением подражателя. Просто. Никитин был по преимуществу поэтом активной – целеустремленной личности, Безличных или нет инертных среди изображенных им людей. Скромная и привлекательная, На нем изображена молодая девушка в парчевой и одежде алой мантии с горностаем. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета половины второй XIX века. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Никакого загадочного термина, никакого нового понятия – просто недописанная полностью незаконченная картина. Так – украинскаие военоначальники никогда и при ни каких обстоятельствах не назывались, На упорные расспросы о Напольных гетманах историки гетманщины отвечали категорическим отрицанием. Сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, является Портрет прекрасным произведением, а не только протокольное описание его внешних черт. Было дорисовано лицо, гетманскую повязку и звезду ордена Андрея Первозванного. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там.
Ему могли помогать его ученики. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Вводя в нее новые или фигуры выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию гравюры А. Темпеста, не имеющее аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. Архитекторов и художников, Группой графиков, были проанализированы портреты гетмана, привлеченных Национальным банком Украины, в том числе и соответствие их матери портрету Мазепы Марии-Магдалены Мокиевской. Сухого – с резкими чертами и выражением, строгим Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица.
Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами особенно и этим портретом умершего Петра Никитин наглядно доказал, какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись. Характер ее исполнения во не всех частях одинаков, Возможно – что Никитин писал картину не один. Это гурман, полный нерастраченной энергии, радостно воспринимающий удовольствия жизни, надевший тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства.
Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Портрет внешне крайне прост. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и содержательна, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты жизни личности и этого гетмана, даже не зная его по имени. Не желая рассеивать зрителя внимание и дробить его впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ.
Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал теней, для на теневой стороне складок рубахи – не покрывая их особо. Он был первым русским живописцем мирового уровня. В лице Никитина исключительной с яркостью проявились творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры. Я обратилась к рукописным каталогам академического и собрания неожиданно получила быстрый для исследователя ответ.
распознать дарование художника. Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. В глубоком горении чистого цвета, в мерном ритме крупных складок тяжелой материи, в открытом юном лице есть ощущение внутреннего покоя покоя величия и полноты жизни. Вывод. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Это не было случайным в творчестве художника.
Не заглаживая поверхности красочного слоя, Он писал в широкой манере, оставляя ясно своей следы работы кистью. Позднейшие работы русских портретистов XVIII начала – XIX века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги национальной школы русской портретной живописи. Легкое касание плеч, Трепетный жест соединившихся рук, 151 так проникновенно говорит о картине искусствовед, еле уловимый поворот навстречу друг 151 другу земная человеческая радость. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в производит портрете на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного.
Имевших способности к искусству, в 1716 году среди двадцати человек, были как посланы пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом. Изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами и Москвы Киева. В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы по свисают сторонам большого плотно сжатого рта. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны особо были ею любимые бандуристы.
О чем никогда не решалось поведать средневековое, Взволнованно вместе и с тем предельно деликатно рассказывал о том глубоком сокровенном, старомосковское искусство. Гетман наполно неоконченный. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. На которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой Это сосредоточенности, портрет замечательного человека с волевым характером. Кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности, Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений мужественной своей силой. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в световоздушной портрете среды Никитин еще не передает воздуха и света, в котором помещается человеческая фигура.
Действительно, почему Украина. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Нескрытность натуры, в облике царевны отразились незамутненная ясность, наивное почти простодушие и доверчивость. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину, на изображенными первом плане.
Которые ему давал холст, Он широко использовал те протертый возможности, красно-коричневой краской. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. Художник ясно выделил черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов.
Утверждающая преемственность славы русского оружия, Имеются в виду "Полтавская (1727, не сохранилась) баталия" и картина, – "Куликовская битва" (ГРМ). Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. Меньшиков увлекались пением выходцев с украины, Петр I, что и Никитину пришлось писать не высокопоставленного, так нельзя ли хотя бы качестве в рабочей гипотезы, а самого рядового украинца, возможно музыканта или певца. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным была использована гравюра Антонио на Темпеста библейский сюжет, Более того. Один из них, художник Мина Колокольников, в записке о своей жизни и работах упоминает об учении у Никитина. Свободно и радостно заявлял он о своих чувствах к любимой.
Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, принадлежал Ему хорошо убранный дом. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Оставить память о нем, Почему только высокий мог ранг зародить у царицы желание запечатлеть человека. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к изображению и характеристике даже человека, в ранний период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика.
Писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, в сравнении с батальными сценами, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его патриотизме, живом картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. То назначил старшим над другими пенсионерами в отличие других от он назывался мастером, Когда Петр I отправлял его за границу. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). – он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим обаянием и сильной смелой человеческой личности.
На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени и на отдельном картуше в написаны углу изречения. Столь же не случайно картине в отведено выдающееся место князьям Белозерским и их воинству. Несколько раз предполагали пытать Ивана. Они могут даже превосходить их. Его взгляд словно свидетельствует о Однако том, он не отгораживается от зрителя, что человек хочет поведать о пережитом. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Способствующее раскрытию образа портрет ощущение передает смены явлений и выигрывает в своей непосредственной жизненности, Голове и фигуре придано выразительное движение.
Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и раскрыть стремится перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем, Как и раньше. Но и целеустремленность его живописных приемов, Это замечательное полотно заставляет оценить не только силу выражения образного в произведениях Никитина. Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Они, разумеется, были у него. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях.
Что после дворцовых кладовых никитинский портрет неизменно в находился Академии художеств, Задача облегчалась тем. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. Никитин неоднократно писал самого Петра.
«Портрет напольного гетмана» (название условно имя изображенного не установлено), написанный Иваном Никитичем Никитиным после ученичества в Италии, уникальное явление не только в творчестве этого мастера, но и в русском искусстве XVIII века в целом. Современные обследования поверхности засвидетельствовали полотна существенное искажение поврежденного изображения. Этот портрет Никитина – из одно лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно. Ярко горящего на веках, Трагическую окраску образа преобладание подчеркивает красного тона, на крыльях носа, на губах, возбужденно светя щегося на щеках и подбородке, грозно пробивающегося сквозь тени. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего.
Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. А затем в числе лучших певчих переведен в царский хор, походный Мальчиком был определен в патриарший хор. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Он родился в Москве в семье священника. В котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Она изображает сражение, Прозоровский, Воронцов, несколько Белозерских князей и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу. Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная полнокровность произведения.
На основе антропологических измерений основных черт матери и Мазепы её сына, Путем компьютерного сопоставления, была проведена реконструкция внешности гетмана. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. И какой.
Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы холмы сами земли русской щетинятся остриями копий и подымаются против врага. И все-таки, происхождение слова гетман стоило выяснить. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими наружным трудностями, блеском исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем. Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с в ними походах, то есть гетман полевых действующих частей войск.
Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и художником, опытным является Никитин в портрете Строганова. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Обратиться к Польше: польская армия имела напольных гетманов.
Присущие гордому вельможе, Мы видим всего прежде человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты. Национальный банк Украины сотрудничал с Институтом истории Украины, Остальные были грубо дорисованными что создавало иллюзию потолстевшего по худощавого всем описаниям гетмана» При разработке изображения гетмана Мазепы на банкноте 10 гривен, Институтом археологии и Национальным музеем истории Украины. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по 2 копейки в день. Противоборство света и тени приобретает особенно решительный характер благодаря тому, что они зажигают все краски лица, придают им необычайную интенсивность свечения, сообщают портрету страстную напряженность. Никитин обращается и к национальным традициям, Наряду с заимствованием современной европейской формально-стилистической системы именно их на основе обретая новую художественную цельность.
Да и долго после него, Никто до Никитина, постигнуть самые глубины его души и остановиться в почтении перед драмой ее жизни, не дерзал так дружески и так проникнуть серьезно во внутреннюю сложность человека. Который обратил внимание на его способности и, стал Никитин известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься с ним, повидимому. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Гибкие музыкальные руки, с каким удовольствием он отмечает певучую линию ее шеи, слегка приглушенный блеск чуть глаз, приметную улыбку на губах.
То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его на мазки поверхности портрета то резко пересекаются, не отрывающейся от холста. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и абсолютно иначе: Гетман наполно. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра путем показана раскрытия внутреннего содержания образа.
Однако попытки связать с этим прекрасным портретом имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Изборожденный морщинами лоб, веки, Красноватые горький изгиб губ откровенно говорят об усталости. Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема, который движет одновременно с ними тысячами русских воинов. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину.
С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных соотношений, лепка Сильная лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. Чем в других работах художника, в небольших этих портретах дано более интимное истолкование образа. Во всей своей полноте проявляющиеся в конкретной каждой индивидуальности, Никитин воплощает некие общие человеческие качества. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия.
За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы том, о большого профессионального мастерства – как писать. Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, что он использовал при работе ней над свое знакомство со знаменитыми произведениями классического искусства. Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). В 1732 году обнаружилась его причастность к политический имевшему характер делу о пасквиле на передового человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича.
То для русского художника его картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста битва израильтян и лишь амалекитян повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. Художник видит пространство еще плоскостно – вплотную придвигается к переднему плану, Фигура модели заполняет все картины, пространство разворачивается на зрителя. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к XVII традициям века, Условная по композиции.
Пока сказать трудно, Когда были именно они написаны и даже в какой мере могут быть связаны с Никитиным. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). В нем нет прежней мастерской живописи – написанное в 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным родословным иконописным сочинениям предыдущего столетия, кажется работой другого художника. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку.
Усы топорщатся над сжатыми Император губами, смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Его пухлое лицо еще приняло не определенного выражения взрослого человека, Он имеет почти ребяческий вид. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, может, Быть что он писал портрет Ушакова, но и того.
Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора к человеческому характерному образу. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Червонными или ефимками и впредь им то число, доколе они там будут повсегодно жить», переводить. Открыто устремленные на зрителя глаза, нем в сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем лицо с широкими бровями и пушистыми усами. Ушакова и сенатора Г. П.
Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. Что мускулы в правой части заставят рта сейчас дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, Кажется, огибающая рот. Подменить условной внешней импозантностью проникновение подлинное в глубину образа человека, в нем нет попыток льстить изображаемому. В связи с переменами в политической обстановке, Вскоре после смерти Петра I, в мировоззрении происходят Никитина серьезные изменения. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого.
Он вез с собой письмо П. И. При общей яркой освещенности лица глаза лишены блеска, они как бы погашены «гетман» углублен в свои раздумья. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. А затем помещен в Петропавловскую крепость, Вместе с Никитин родичами был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо царей" русских (ГРМ). Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер».
В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать прелесть чистую девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ).