Своего покровителя получил заказ на иллюстрирование собрания сочинений М. Ю. Картина «Жемчужина» (1904, Государственная Третьяковская галерея, Многое в жизни Михаила Александровича Врубеля связано с Украиной. Выдающийся русский живописец Михаил Александрович Врубель создал неповторимый художественный образ в картине «Жемчужная раковина» (или «Жемчужина», как ее называют). Картина «Жемчужина» написана Михаилом Врубелем в 1904 году и выставлена в Третьяковской галерее города Москвы.
Она как-бы соткана из закатных лучей, Красота врубелевской Царевны-Лебеди морской рождена стихией, блеска камней игры волн, шума прибоя. Однако в периоды ясного сознания Врубель продолжал работать: в 1905 году он набросал углем и пастелью портрет жены у камина «После концерта». По окончании курса в Петербургском университете поступил в Академию Художеств. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Только на этот раз она была еще сложнее.
Они медленно проплывают по кругу и бросают на зрителя свой игривый взгляд. Мамонтовым и членами его кружка, среди которых были известные русские художники К. А. Так, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он построил специальный павильон для отвергнутых правительственным жюри грандиозных панно Врубеля «Микулы Селяниновича» и «Принцессы Грезы». В 1906 году художник ослеп. Левитан.
Если перевернуть картину, с другой стороны, можно точную увидеть конфигурацию человеческого уха. Откуда взял художник эту лысую примечательную голову, Откуда этот облик, бровастое, круглое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями. Своим творчеством он опроверг сомнения «левых» и «правых» скептиков в необходимости как школы, так и сознательного эксперимента в искусстве. Серова. Кто же, как не дочери морского царя.
Своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, Стиль этот основан на господстве рисунка, объемно-скульптурного уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям, колкие грани. Конечно, Врубель писал не просто портрет – приземистый, Широкоплечий, глядит богатырь зорко и остро, как медведь, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны – тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве старого казака Ильи. Несмотря наболезнь, Вообще, даже как будто росла, способность непокидала ктворчеству Врубеля, ножить сним уже делалось невыносимо». Но, то, как автор показал ее глубину и внутренний мир просто превосходно.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. И тело этих перелесков и топкой равнины завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, Леший – душа и и весь он узловатый изгиб руки вторит изгибу кривой березки, бурый из земли, мха, древесной коры и корней. Художник, должно быть, сам это чувствовал. Да. На ее неживом лице игра цветов – от иссиня-черного моря до зари розово-багряной – подобна переливу тонов на фарфоре. Но больше все же от Лешего – и пейзаж русский и облик Пана. В 1884 году Врубель бросает обучение в Академии и, по приглашению А. В.
И в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство, Для Врубеля вся была природа пещерой сокровищ. То изображение морского чуда точно конфигурацию воспроизводит человеческой ушной раковины, а если картину поставить вертикально. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Далее Грандиозность и поистине титаническое величие Врубеля проявилось в поразительной полифонии творчества, универсализме мастерства и оригинальности мышления.
Она, носительница души, превращается в одушевлённого собеседника. В 1897 г. пишет большие панно для Морозова: 171Утро187, 171Полдень187 и 171Вечер187. Картина Пан единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Унего было красноватое лицо глаза как ухищной птицы торчащие волосы вместо бороды. А все герои причастны к миру превращений, творимых силами природы и искусства.
Возможно это произведение, как и «Демон» 1890 года, автобиографично. Для частной оперы Мамонтова Михаил Александрович участвует в оформлении декораций «Садко» и «Сказки о царе Салтане» Н. А. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Выпить чару вина в полтора ведра, Такой мужичище-деревенщина может сражаться палицей в девяносто пуд, как от тяжелого бремени, как повествуется в былине ему грузно от силушки, но едет ончуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего – картине на верхушки елей виднеются у ног коня. «Ведь я совсем не собирался писать морских царевен в своей «Жемчужине» Я хотел со всей реальностью передать рисунок из которого слагается игра перламутровой раковины и только после того, как сделал несколько рисунков углём и карандашом, увидал этих царевен», – писал Михаил Александрович. Под «прологом» подразумеваются ранние годы учения и выбора призвания.
Первые вполне самостоятельные произведения Врубеля относятся к 1884-1885 годам. Гимназические годы прошли в Вот таким образом Одессе, детские годы Михаила прошли в Астрахани и Саратове. Врубель увлекся историей античности и Средневековья, Обучаясь в гимназии, читал в подлинниках Овидия и изучал Горация, латинский язык. Золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, Фон с синий, перламутровыми переливами, одеяния апостолов светлые, создающие эффект свечения изнутри. Как творили её древние народы, Художник сотворил легенду, обожествляя и людей очеловечивая богов. Так автор добивается эстетического совершенства в своем живописном произведении.
Это уже восхищает и поражает. Сверкал венец, Только что написанное полотно выглядело не так искрились и мерцали перья поломанных крыл, розово сияли вершины гор, похожие на – павлиньи как сейчас. Медленно выползает из-за горизонта месяц, Как будто на откликаясь беззвучный зов лесного хозяина, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок.
Врубель не заботился о сохранности красок – он добавлял в краски бронзовый порошок, Как всегда, но со временем этот порошок начинал губительно, действовать чтобы придать им блеск, картина неузнаваемо потемнела. Причём переход к новому этапу каждый раз совершался резко и неожиданно, Н. А. Дмитриева сравнивала творческую биографию Врубеля драмой с в трёх актах с прологом и эпилогом. Вначале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике «Мира искусства» навыставке вСанкт-Петербурге.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А. Франса Святой Сатир. Художнику захотелось показать красоты блеска перламутра и он перенес все это на холст. Акт второй московский период, начатый в 1890 году «Демоном сидящим» и завершившийся в 1902 году «Демоном поверженным» и госпитализацией художника.
Что в основе всякой красоты форма, Спираль жемчужины устремляет к взгляды центру Художник стремился к прекрасному и доказывал, созданная природой. Картина Михаила Врубеля «Жемчужина». Изумрудную рябь рассекают чёрные плавники чудесных рыб.
Апостолам явился Святой дух в виде голубя, По евангельскому преданию исходившие него от языки пламени почили на каждом из них. В «Жемчужине» он показывает, что природа и человек – единое целое. Врубель вновь встречался с задачей «черно-белой красочности», которая, как мы помним, решалась им в иллюстрациях к Лермонтову.
Особого внимания заслуживает исполненные черной акварелью «Голова Демона», «Тамара в гробу», которые можно отнести к лучшим работам живописца. И тут начинается период наиболее его плодовитой работы, Осенью 1889 г. он переезжает в Москву. Затруднительно казалось определить происхождение его стиля, его индивидуальной манеры. Что никто не позировал Врубелю, Известно, он или просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня – неизвестно и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе. Также в очертаниях лилово-изумрудных стен виднеются силуэты других морских и жителей их царя. Врубель в поисках изощрённой техники для изображения «волшебства» формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.
Вскоре у художника началась тяжелая душевная болезнь. Под воронкой автор изобразил огромную раковину с ее прекрасными переливами и мерцаниями. Они акцентируют нижнюю горизонталь и дают композиции опору, в композиционном отношении фигуры здесь царевен также оказались необходимы вписываясь в овал раковины, устойчивость. После обычных приветствий онспросил меня: 8222Это вас ядолжен писать. Глубокое познание натуры и фантазия, в жизни его и творчестве соединились высочайшее мастерство и яркий индивидуализм, глубочайшее знание традиций мирового искусства и врожденный дар экспериментатора. Как фея в кустах сирени, Царевны возникли с такой же неизбежностью, как вообще все фантастические образы Врубеля рождались из созерцания природных форм, как тридцать три богатыря в пене морского будто прибоя изначально в них таились и нужно было только пристально смотреть, чтобы увидеть. Васнецов, В. А.
Абсолютной по изгибам поверхностей чудесной формой, Он увлёкся причудливо сложной, может а быть, созданной морем в течение веков и тысячелетий. Период творческой активности Врубеля сравнительно невелик чуть более лет, двадцати Таким образом. А свет также дает о себе знать. Были дни, что 8222Демон8220 был очень страшен ипотом опять появлялись ввыражении лица Демона глубокая грусть иновая красота. Переплетения формы того и другого, волшебных Фигуры дев усиливают идею слияния одушевленного и неодушевлённого. Тем самым Врубель открывал новое качество в живописи 20 века. Картина сравнительно невелика по размерам (35x43), но все же раковина написана намного больше натуральной величины и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства.
Холст, масло. Он не раз рассматривал и восхищался раковиной, считал ее настоящим волшебством. Не мог не изменчивой дивиться игре цвета в ее напластованиях, Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку. Руки, выражающая это каждый по-своему, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом охваченная – общим высоким душевным подъемом, Сама группа апостолов, производит неизгладимое впечатление. Но, как ни странно, художник столкнулся с определенными трудностями. Они воссозданы с такой иллюзией подлинности, что чудится: если повертывать картину под разным уголом, то и краски будут изменяться, меркнуть и вспыхивать, как на настоящей раковине.
Чуть намечена фигура Нептуна. А также его декорации во Владимирском принадлежат соборе к лучшему, Исполненные здесь Врубелем работы, что создано в религиозной живописи за весь XIX в. В 1884 г. поездка в Северную Италию оказала большое влияние на развитие его творчества. После окончания гимназии в 1874 году Михаил поступил в университет Петербургский на юридический факультет. В 1883 году профессор А. В.
Он словно раскрыл этой картиной природный родник своих вдохновений, «рассекретил» чары своего колорита, неотделимого от тончайшей передачи формы. Сюжет Сошествия имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, Как и другие евангельские сказания, многовековой закрепленную традицией. Сильное, грозное произведение. Он подразумевал, что гамма тонов может быть разыграна в любой октаве: в пределах ли от черно-синего к бледно-голубому (как в эскизах «Надгробного плача») или от черного к белому или в пределах зеленого или в пределах всего спектра, важны верные соотношения. На этой картине маслом шестикрылый серафим с мечом и горящей лампадой в подъятых руках появляется один – пророка здесь нет, – и называется картина Азраил (ангел смерти). Из которого слагается игра перламутровой раковины, я хотел со всей реальностью передать рисунок, как сделал несколько рисунков углем и карандашом и только после увидел того, этих царевен, когда начал писать красками».
Лермонтова для юбилейного издания его сочинений. «михаил Александрович, Вот что отой выставке вспоминает сестра жены Врубеля, каждый день сраннего утра переписывалее, несмотря наточто картина была выставлена, уже иясужасом видела каждый день перемену – Екатерина Ивановна Ге. Чувствующий огромный потенциал своего таланта, Врубель, так не и исполнил до конца грандиозных замыслов, ощутил близкий финал своей полной разочарований судьбы. Полотно показывает нам большую воронку, в которой виден весь морской мир. И свою картину художник сначала назвал Сатир.
В 1890-91 годах Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Сверкают дорогие каменья ее в головном уборе, Шелестят под ветром крылья, манит прощальный взгляд, затягивает. Но и как один из первых, Он замечателен не только как автор прекрасных картин, путь указавших современной монументальной живописи. «Ведь я совсем не собирался писать «морских царевен» в своей «Жемчужине», говорил художник Н. Прахову.
Что природа для Врубеля – и учитель наставник в деле мастерства, Из чего следует, а искусство – сотворчество наравне с природой. Он создает пять панно на тему «Фауста». Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным – ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля. Рука делает движение – и ракушка изменяет свою цветовую гамму. Еще обучаясь на последних курсах университета – Михаил начинает посещать вечерние классы профессора рисования П. П, Однако увлечение живописью берет свое.
Осуществить задуманное на холсте живописцу помогла причудливая раковина. Он создал 13 рисунков, большинство из которых относилось к «Демону». «Мифологичность» Врубеля, смелость его фантазии, – всё это были черты нового искусства. При всем том «Жемчужина» одно из последних произведений остается неподдельной жемчужиной творчества Врубеля. «правду сказать, Брюсов оставил очень воспоминания интересные освоей первой встрече сМихаилом Врубелем, увидев Врубеля, яужаснулся – состоявшейся вклинике Усольцева.
8220 Истал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Художник использует сложнейшие переливы лилового, зеленого, голубого и розового цветов. Как в ярком бредовом сне, возникает из зеленовато-синих и красно-лиловых жгучих переливов узкий, как бы змеиный лик ангела смерти, на шее длинной и прямой, как колонна, в обрамлении черных волос, с невидящими (или всевидящими. ) громадными глазами. Это существо вполне Колдовская стихийное, пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, мучительных раздумий, лишенное каких-либо переживаний – чуждой сознанию.
Он лесная нежить, а вместе с тем он абсолютно фантастичен, что мерещится мнится и заблудившемуся ночью, олицетворение того. Источником для презентации шедевра искусства для Врубеля послужила огромная, По данным некоего Волошина, внутри выделяющая серебристо – розовый хранящаяся оттенок, на дне океана красивая драгоценность. Жившего в далёких чудесных странах, Это фантастическое создание было природы панцирем моллюска. Это был хилый, больной человек, вгрязной измятой рубашке. Любовь к искусству всецело владела Врубелем с академических лет.
В 1902 году Михаил Александрович заканчивает работу над самым трагическим своим произведением – «Демон поверженный». Он был одним из самых ярких художников конца XIX 8212 начала XX века. Которое он сотворил в 1904 году, Живописное творение известного художника Врубеля, хранится в самом известном Московском – музее Третьяковской галерее. Это манера трактовать видимые формы в виде мозаики мазков – кубизированная объемной орнаментация формы, На поверхности этот индивидуальный стиль легко узнаваем. Врубель воспринимал природу как мир сокровищ, наполненный волшебством. Он «гранил» фигуры и предметы плоскостями, строя форму как бы изнутри.
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь мало видел кого отвернулся от обихода и увидал красоту жизни возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую». В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости. Надо было его только «скопировать», однако это как раз такой случай, когда копирование равносильно творчеству: цветовые нюансы перламутра неуловимы, варьируются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Чистякова, а в 1880 году его зачисляют учеником Академии художеств.
Жемчуг приносит счастье, Согласно поверьям, русским благотворно влияет на человека, радость. В 1896 г. пишет большие декоративные панно для нижегородской всероссийской выставки. Первое впечатление: сумасшедший. В 1900 г. начал писать второго 171Демона187 (ныне собственность Рябушинского) одну из лучших его картин. Где тихая гладь моря переплетается со звуками Такая природы, ракушка навеяла живописцу морской пейзаж. Прахов пригласил его в Киев для реставрации и росписи Кирилловской церкви.
У нее есть планы – художник понял, Вникая в строение раковины, образуемой наслоениями перламутра, что ее отливы зависят от фактуры, где-то поверхность абсолютно гладкая, шероховатая, где-то перистая, слоистая. Его Богатырь – Илья Муромец – кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге. Раковина выглядит такой натуральной, что кажется, будто при повороте головы она будет изменять свой цвет. В Академии он работал по двенадцать часов в день. Врубель с детства испытал много новых впечатлений, Вследствие частых перемещений отца, его Астрахани, живя попеременно в Омске, Петербурге, Саратове и опять в Петербурге.
Что напишет сирень одной зеленой краской и все же это будет самая настоящая Еще сирень, раньше Врубель говорил. Сказать последнее слово о красоте и её беспредельности, мечтал Он добиться предела в воплощении эстетического совершенства. Мастер искал такой степени обобщения натуры, которой до него не знала русская живопись. Коровин, В. М. Чтобы написать иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви «Христа», «Богоматери», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия» – Врубель в 1885 году отправляется в Венецию, где изучает древние византийские мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно. Пожалуй – несколько жеманны, Но сами фигуры не из лучших у Врубеля они слишком духе в модерна, эти наяды не вполне достойны своего дивного грота игривая изысканность поз мельчит замысел. В том же году стал заниматься скульптурой и и создал в этой области замечательные произведения.
Ощущение неудовлетворенности фигурами царевен преследовало его, когда он опять заболел и принимало болезненные формы: ему мерещилось в их позах нечто непристойное, появившееся помимо его воли (об этом рассказано в воспоминаниях В. Брюсова). («Это волшебство» так сам он говорил о «Жемчужине»). И, как бы сами собой из игры перламутра возникли нимфы. Он не ограничился черно-белыми изображениями раковины, к счастью, со всеми переливами лилового, написал а ее в цвете, голубого, розового, зеленоватого. И в нем кто-то должен обитать.
В 1888 году Врубель пишет знаменитое произведение «Гамлет и Офелия». 19031906 годы, постепенно подтачивавшей и физические интеллектуальные силы живописца – связанные с душевной болезнью, Акт третий. Ядолго ивнимательно изучал Врубеля иясчитаю, что его творчество нетолько вполне нормально, нотак могуче ипрочно, что даже ужасная болезнь немогла его разрушить. Михаил Александрович создавал новый мир, построенный по внутренним законам искусства.
Это выражение надвигающейся, неотвратимой судьбы, лик возмездия, которое осуществит этот вознесенный меч и угль, пылающий огнем. Римского-Корсакова, «Рогнеды» А. Н. Он говорил Яремичу, Увлеченный, что все дело в сложности структуры раковины и соотношениях в светотени. Врубель устраивается на службу Главное в военно-судное управление в качестве юриста, Окончив университет. Среди наиболеее ценных композиций на стенах Храма «Сошествие Святого Духа» и «Надгробный плач». Прахова, едет в Киев для проведения работ по реставрации живописи в Кирилловской церкви.
Вначале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике навыставке «Мира искусства» вСанкт-Петербурге. Врубель должен быть причислен к русского классикам искусства значение его в истории русской живописи очень велико. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери.
Сама по себе раковина уже есть морским чудом. Ее прекрасные изгибы и формы, завораживающие цвета и излучающийся звук из ее глубины. В 1901 г. появились первые признаки душевного расстройства, сведшего его в могилу. Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде чем написать ее в цвете. Сразу выражение его лица изменилось. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана. Окрашенный свет, Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, грани пронизывающий кристаллической формы.
Врубель долгое время казался появившимся именно неизвестно откуда. Но эффект целого неотразим. Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. Которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, Вся с она переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, что придавало ей колдовской характер. Так как отец будущего художника был военным, его семья часто меняла место жительства.
Серов, И. И. Где знакомится с известным промышленником и меценатом в С. И, 1889 году художник переезжает в Москву. Краски на его полотнах светятся своим внутренним особым светом. Онумер тяжко больным, нокак художник онбыл здоров иглубоко здоров». То впечатление будет аналогично Но цветовому, планы можно передать и градациями темного и светлого если найти их очень точно. Картина «Жемчужина» очаровывает своей виртуозностью и многогранностью, в ней воссоединены природа и человек, они представлены как единое целое прекрасного, созданного природой.
Странной формы с особенной внутренней поверхностью, Обычная покрытой раковина, сияющим перламутром. В Третьяковской галерее, его Произведения находятся в музее Александра III, в музее Академии Художеств и во многих частных собраниях. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня. Сделанным им частью еще ранее, в 1887 г. ему поручается исполнение для фресок Владимирского собора по эскизам.
Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля8212 больное творчество. Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Обручение Марии с Иосифом» – «Пирующие римляне», Здесь проявилось Врубелем увлечение в гимназические годы античностью и библейскими темами. Создавая реальный образ, в ней каждый штрих сливается в оттенках, что если ухо, представить кажется, будут слышны звуки морской глубины. Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Да и название выбрано не случайно.
Только глаза живут на этом лице и в них безмерная грусть. Под косматым мхом завиваются бараньи рожки, шевелиться Начинает седой пень и внезапно открываются круглые голубые глаза, корявая рука отделяется, сжимая многоствольную свирель, как фосфорические светлячки. В 1900 г. начал писать 171Демона187 второго (ныне собственность Рябушинского) одну из лучших его картин. И закатного неба, Они отсвечивают и тонами моря, мерцаниями и тусклого серебра и сиянием радуги. Врубель до конца оставался верен своему принципу планов, образом, Таким почти неуловимой для глаза, только теперь доводил их до изощренной дифференцированное. Востребованность таланта художника придает ему уверенности. Да.
Сорвавшаяся с заоблачных высот и заражающая мир вокруг себя красотой последнего заката, в образе демона художник воплотил трагедию сломленной личности – агонизирующая изломанная фигура. Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Заканчивает 171Демона187 и исполняет иллюстрации к Он Лермонтову, пишет портреты Мамонтова и Арцыбушева. А фантастическое существо, Не живую женщину из плоти и крови писал художник, для морская которого пучина – дом родной.
Сквозь безумие проглянул гений». Последние четыре года, ослепнув, Врубель жил уже только физически. «Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Переливающийся цвет в полотнах и Врубеля их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики, Дробящийся.
Конечно, Ничего непристойного, но так преломлялось в помрачившемся сознании художника интуитивное ощущение, было, не что с царевнами что-то неладно. Переливающиеся в тонн раковине морские нимфы. Всамой сущности его психической Творчество личности, было воснове, дойдя доконца и, болезнь разрушила его самого. Кто признал и высоко оценил художественный талант Врубеля, Савва Мамонтов одним одним был из первых. Пользуясь, Врубель четко схеме, следовал старинными миниатюрами евангелий, вероятно, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.
Показанная на выставке Союза русских художников в 1905 году пастель «Жемчужная раковина» (или просто «Жемчужина», как ее называют) маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина маленькое чудо природы. Впоследствии, уже после смерти Врубеля, русские критики любили говорить о том, что именно Врубель был провозвестником кубизма. Здесь проявилось увлечение Врубелем в гимназические годы античностью и библейскими темами: Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом».
Творенье Врубеля – надежда на лучшее, прекрасное. После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках проповедовать и учение Христа всем народам. Пребывание в Академии художеств и переезд Киев, в Акт первый 1880-е годы, занятия византийским искусством и церковной живописью.