В залах Эрмитажа вы можете увидеть еще один шедевр Леонардо да Винчи картину «Мадонна с младенцем» именуемую также «Мадонна Литта». Копия картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
Густые заплетенные волосы производят земное впечатление, напоминающее об облике крестьянской девушке, однако модные предметы туалета – шарф и прозрачное покрывало – как бы преображают реальную женщину, взятую Боттичелли в качестве модели в идеальный образ Мадонны. Священный смысл фактически полностью устранен (Рис. Мадонна спускается с небес к людям в сопровождении св. Интересна судьба картины «Мадонны с цветком» или «Мадонны Бенуа», как ее также называют. Об этой картине Клеваев говорит меньше всего, так как, по его словам, о ней уже написано достаточно трудов.
Я выбрал для своей творческой работы тему материнства в искусстве, так как считаю эту тему вечной. Рафаэль в результате поисков долгих создаёт «бесподобную по стройности архитектонику композиции. Как и в других произведениях великого мастера, Здесь, сказалась неразрывная связь живописного творчества Леонардо с его в деятельностью качестве ученого. Рафаэль. Краснеют маки, На лугу зеленом белеют ромашки, за ней – окутанные синевой горы, вдали – речка. Идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм, Художник изобразил Небесную Царицу на золотом фоне.
Посвящённом биографиям великих художников итальянского Ренессанса, Болдырев в труде, своём что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. И каждая деталь ее Она костюма, одета и причесана по моде XV века, каждый локон ее прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. Устремив на него задумчивый нежный взгляд ребенок, Мать кормит ребенка грудью, двигается на руках матери, полный и здоровья бессознательной энергии, вертится, перебирает ножками. Рафаэль. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.
М. Дворжак пишет, что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и XVI столетий рисовал так много, как Рафаэль. Все здесь так и просто ясно – и в то же время бесконечно сложно, как жизнь – как сама природа, Каждый раз перед этой картиной испытываешь чувство трепетного восхищения. Как рельефно выступает из этого глубокого мрака Мадонны, фигура Пространственность картины создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках. Фигура мадонны с младенцем освещена спереди, объемно моделирована с помощью тончайшей светотени она четко контрастирует с черным фоном стены.
Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. «Мадонна с цветком» исполненная в этой, тогда еще редкой, технике – свидетельство того, что двадцатишестилетний мастер быстро освоил новый материал и методы работы, создав один из своих первых шедевров. Которой произведение пользовалось сразу после своего Несмотря завершения, на широкую известность, его ждала нелегкая судьба и долгие годы скитаний. Не видно никаких попыток расширить пространство в картины глубину или сделать ее более реалистичной. Иоанн Креститель на картине «Мадонна Ансидеи» вместо своего обычного тростникового креста держит прозрачный кристаллический крест. Насыщенного религиозно-символическими мотивами апокалиптической с окраской, Сила воздействия этой живописи в значительной мере обусловлена трактовкой небесного видения. На мой взгляд, эта идея заслуживает того, чтобы ее воплотили в жизнь.
Оттенок легкой грусти в лице юной Мадонны созвучны настроению, Задумчивость, рождает которое прозрачный весенний пейзаж. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Он помогал ему в работе над фресками в Кафедральном соборе Оривьетто и -в Риме капелле Маджоре и затем капелле Николлини в Ватикане, Беноццо Гоцолли из флоренции в последнее десятилетие жизни Фра Анжелико часто был его ассистентом. В частности. Лучше всех расположена Мария. Через свет их лиц смотрящий на картину человек постигает божественное начало в мире.
Образ Мадонны лишен святости в религиозном понимании. По правильной мысли Рафаэля, к зданиями, этому, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, придать лицам женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. Герои картины принадлежат абсолютно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Оттуда – в галерею Академии Флоренции во и далее, с алтаря в капелле церкви оно переместилось в Зал капитула монастыря Сан Марко, в 1919 году – в Уффици.
Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение натуры, Порознь каждый камень, но в они целом образуют пейзаж почти фантастического характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. В ослепительном сиянии, Явление ангелов на фоне золотых лучей, котором на стоят святые, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической притягательной небесной реальностью и тяготами мира материального.
Преклонив колени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а ангелочка два устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин достойной внимания – Впрочем разница произведениями между принципиальная. То она лишь отчасти устранила вред, Что касается реставрации, великолепному нанесенный произведению многочисленными путешествиями из одного помещения в другое. Идущей с ребёнком на руках навстречу жизни Иконография Пресвятой Богородицы, Лирический настрой полотна подчёркивает общечеловеческую значимость образа матери, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери, на несущей руках Младенца Христа и отдающей Его в мир. Который оставила эта картина истории, в Он рассматривает след, приводя доказательства её особой значимости. Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его.
Видимо, Рафаэль, принципиально отличающееся не только от работ его предшественников, создал полотно и но от своих собственных творений, написанных ранее. Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов им написанные во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – трогательные юные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Ангел подносит Марии вазу с виноградом и хлебными колосьями. Наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, Это мир, земной красотой, светской, более большим великолепием, праздничностью.
Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, возможно, он однако всё же не был единственным. Сформированному искусством Интернациональной Готики, Образ Марии в этой картине близок идеалу красоты, близкую искусству Мазаччо, ее но поза и форма придают ее фигуре объемность и основательность. Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее своей душу совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела наконец Италия Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире5. Над ее головой нимб с начертанной на нем надписью AVE MARIA GRATIA PLENA. Такой земной пленительностью, Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной и полнотой конкретностью.
Которая недавно играла в куклы, Сама еще почти девочка, с наивной радостью и увлечением весело со играет своим младенцем. Созданных художниками эпохи Возрождения, Эта картина принадлежит к самых числу ярких поэтических образов. Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более очевиден, в который вписана группа фигур, работа, по мнению Клеваева, производит гармоничное более впечатление. Перед нами просто молодая мать, одетая по моде 15 века. Много экспериментировавший в поисках состава красок, Леонардо, что обогащало возможности художника, одним из первых в Италии от перешел темперной живописи к работе масляными красками. Которая заставляет формы сгибаться, в картине заключена напряженная та экспрессия, деформироваться, приобретать резкие повороты.
«Сикстинская мадонна» одно из прославленнейших произведений мирового искусства. Лежащая наверху этой балюстрады, Папская тиара играет роль моста реальным между и живописным пространствами. Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными плотной массами, заполненности картины тяжелыми, динамики поз и жестов. И потому намного притягательней был миф о Богородице. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Пухлые щечки, а конкретной абсолютно земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – вздернутый носик, Дева Мария совсем еще девочка.
Это сразу дает нам ощущение почти бестелесности Богоматери и известной фигур материальности предстоящих. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. В которой красный, Эта картина замечательна своей блестящей и светящейся палитрой, голубой и золотой сочетаются цвета исключительно гармонично. Придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво заполняя всю плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа крепко – прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5.
Так как к возвышенному всегда нужно проделать путь, пролегающий через преграды. Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании вертикалей в Марии фигуре и в фигуре младенца. Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком. В парке отдыха на лужайке зеленой на высоком постаменте фигура матери с улыбающимся младенцем на руках – я представляю его таким.
Расположенные симметрично слева справа и окна подчеркивают центрический и уравновешенный характер композиции. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма. Содержанием его искусства остается лирическая светлой тема материнской любви, Многие из наиболее известных полотен Рафаэля с изображением Мадонны с младенцем относятся именно к этому периоду, которой Рафаэль придает особую значительность. Младенец и Иоанн и возвышают идеализируют человека, Лувр Мадонна, гармонию и изящество, воспевают красоту. Мадонна как бы выходит из неба через плоскость картины в действительный мир, к зрителю.
Слава ее ничем не подчеркнута. Святой Доминик, одетый в доминиканский плащ, держит в одной руке лилию, а в другой – книгу, Устав ордена Приоров (доминиканцев). До конца 17 века она находилась в Италии. Даже смеется, Мать весело улыбается, ее внутренняя свобода, восхищаясь своим малышом в первой радости этой игры раскрывается бесхитростная ее душа, ее юная материнская любовь.
Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности». Плавные линии фигур, соответствующие форме картины, мягкая живописная манера подчеркивают нежность и хрупкость облика женщины-матери, красоту мира ее окружающего5. Входившими в культивируемый Боттичелли идеал красоты, "Мадонны Лицо Магнификат" отмечено всеми качествами. «действительно, но еще не вполне приходит к своему – здесь он отходит от физиономического канона Перуджино, В. И. Клеваев даёт этой такую картине характеристику.
У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Но можно ли подражать богам. Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка в традиционном костюме, преданию, Согласно нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она стала прототипом образа этой Мадонны. «Мадонна с младенцем» – одна из тех картин Леонардо да Винчи, появление которых ознаменовало новый этап искусства Ренессанса – утверждение стиля Высокого Возрождения. На картине Рафаэля у ног святого Николая из Бари (Николая Чудотворца) лежат его атрибуты – три золотых шара.
На полотне с Девой Марией, Младенцем, святым Сикстом и святой Варварой, обычно называемом «Сикстинской мадонной», персонажи расположены в воображаемом пространстве, которое они сами же и создают. По которым будет узнаваться мастер – ни классической Здесь красоты, ещё нет тех характерных черт, ни величавости Мадонн. «о том, свидетельствуют его многочисленные – рисунки насколько привлекала Леонардо тема прекрасной молодой матери с ребёнком, Он пишет. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн.
Не сохранилось ни письменных свидетельств, ни эскизов. Что привело к Но последней, несмотря на эти'работы отслаивание и выпадение красочного слоя продолжалось, которая, самой полной реставрации, кажется, остановила процесс разрушения картины. Здесь Анжелико демонстрирует владение передачей пространства и интерес к его изображению. Где портретность выступает как самостоятельное качество изобразительного искусства, в отличие от Леонардо Рафаэль огромное создал количество портретных образов. Как он работает формой с круга уже в зрелые годы, в дальнейшем мы увидим, добиваясь абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в том, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, отдаленное, очень но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность».
Трогательность, Этих мадонн Рафаэля отличает изящество, бесконечное очарование материнства. Сикста в Пьяченце, где и находилась до покупки ее Дрезденской галереей в 1754 году. Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, держащая на младенца, коленях сидит молодая женщина, которого она кормит грудью.
В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его – границы в общем, открыть его тайны, все то, к чему так стремился сам Леонардо». На троне, вдвоём с Младенцем Христом или в окружении святых, на фоне природного ландшафта или во внутреннем интерьере – парящей небесах, в В картинах Рафаэля Мадонна представлена в самых разнообразных видах. Во время несения креста щегол на сел голову Иисуса, Согласно апокрифическому рассказу и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата.
Фон картины сделан золотым в традициях своего времени. «Мадонна в кресле» – самая необычная из мадонн Рафаэля. В лаконичном и напряженном Благовещении, Вместе с тем в картинах пределлы немало живости в изображении Иоанна среди нагромождения каменных глыб на острове Патмос или Святого Августина в его почти пустынной келье, наконец, в сцене покаяния Святого Иеронима в скалистой пещере, в энергичной фигуре Святого Элигия, образом чудесным выковывающего новую ногу лошади и в необычности ракурса спешившегося всадника в развевающемся плаще. Свет из окна позволяет лишь в общих чертах представить себе пространство комнаты. Способность женщины всем своим существом отдаться этому чувству, Художник трепетно передаёт всю материнского полноту счастья. В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета – символ креста.
Очарование полотна в том, что оно воплощает прелесть и очарование материнства. Изучение физиогномики, многочисленные зарисовки дали возможность художнику уловить и показать в картинах тончайшие изменения мимики, порой момент начала движения лица, заставляющий угадывать его следующее состояние. Вечная МадоннаВеликая нежность, Женщина-Мать, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный благородной образ и прекрасной материнской души. Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа.
Находящийся спереди слева и чуть сверху, Другой источник света, подчеркивает их объемность, мягко выделяет фигуры мадонны и помогает младенца, ощутить теплоту человеческого тела, рассмотреть ткань одежды и брошь, украшенную камнями. А воспоминания об этом чудесном памятнике будут самые радостные. Художник объединяет мать и ребенка не тем, что они общаются друг с другом, смотрят друг на друга, как это часто бывало у кватрочентистов, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, который Мария держит перед собой. Как в произведениях Умбрии осмотрелся художник кругом, Здесь нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту человека, воплотил ее в красках на полотне.
Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет и распускается полным светом, сразу оживает, так в видно этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Подкупает меня и то, что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, подчеркивающие величие сюжета, как, например, на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т. д. Полузакрытые глаза, Особую прелесть придают лицу опущенные, Марии обращенные на божественного сына. Которую можно узнать по символу, ее Святая Екатерина, держит в руках пальмовую ветвь, мученическому колесу, символ мученичества. Слава ее ничемне подчеркнута. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2.
За ней изображены две группы восхваляющих ее ангелов. Выражение чистоты и невинности дополняется оттенком нежности, сквозящим в округленных губах. Леонардо не просто изображает конкретную женщину, кормящую грудью ребенка. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы».
Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына. Общечеловеческих понятий, Уже в формах живописи культовой этотобраз стал воплощением гуманных. С любовью и радостью наблюдает молодая женщина за пробуждением сознания у ребенка. 1515 г. «Сикстинская Мадонна» – одно из самых популярных и известных произведений мирового живописного искусства Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо златокосой молодой матери воплощает тут идеал женской красоты, найти в одной реальной женщине, по его собственному признанию.
С течением времени его гуманноесодержание освобождалось от религиозной оболочки. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. Мягко расстилающемся за ее спиной, Оно присутствует и в самом образе Мадонны в и наивном пейзаже. Играющая с Младенцем Иисусом, На ней изображена в Мария, весьма типичной иконографии Тосканы конца 13 века. Своя она и у каждого художника. Да и в целом – и луг, Это же относится и к Богоматери с ее благостным и поистине божественным выражением лица и все в прочее этом произведении в высшей степени прекрасно и дубрава.
Варвары. В основе «Мадонны с цветком» («Мадонна Бенуа») – одного из ранних произведений художника, лежит живое, конкретное содержание, выражающее гуманистическую мысль о человеке как наиболее абсолютном создании природы. Вокруг памятника красивые цветочные композиции, а неподалеку детская площадка.
Вновь обратившись к образам мадонны и младенца, мастер, постоянно решавший новые задачи, ставит перед собой уже другую цель. Мир и тишина царят в картине. Дети с самого детства будут знать, что есть памятник, посвященный их родным мамам.
С навеса свисают бусы алого цвета – цвета крови Христа. С этим значением соединился как образматеринства неотъемлемый от представления о прекрасной женщине, исполняющей главную жизненную миссию. Рафаэль часто использует эту форму.
Вот таким образом онорганично перешел в светскую живопись. Внизу, у самой рамы, два маленьких ангелочка смотрят на чудесное явление. Выходящую на ясный пейзаж деревенской Умбрии – благодаря этому композиция составляет непрерывное с единство архитектурными особенностями часовни, Позади трона Мадонны Рафаэль изобразил сводчатую нишу. Иоанн, автор Евангелия, Посланий и Апокалипсиса изображенный с поднятой вверх раскрытой книгой (с пустыми страницами ибо он еще ждет слов Откровения), выступает в композиции фигурой, посредующей между созерцателями видения (Августином, Иеронимом, Элигием) и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии.
Тогда как композиции зрелого картин периода творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания, Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции. Что в картине Рафаэля отсутствуют какие бы то ни было внешние эффекты, Подкупает и меня то, как, подчеркивающие величие сюжета, например, на полотне Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» фрагменты храма, горы, многозначительный взгляд младенца и т. д. Хранящейся в Эрмитаже Санкт-Петербурге, в Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже в так называемой Мадонне Бенуа. Здесь воплощена поразительная идея человечности.
Основываясь на знании анатомии и изучении пропорций человеческого тела, Уверенно, передает Леонардо фигуру сидящей и женщины особенности тельца ребенка. Мадонна не только красива, она ещё и бесконечно мудра. Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто композиционный центр всей картины, Тем менее, не символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей. Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки Сикста, равно как и взгляд св. Варвары, еще более активизирует направление динамики из глубины к переднему плану, а ее разворот в четверти три направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. Сделанное Лебедянским по поводу общности типов мадонн некоторых Рафаэля, Интересно заключение. Она любуется им, погруженная в свои мысли, сосредоточив на ребенке всю силу своих чувств. Более жидкие, Облака более неопределенны в своем рисунке и но более плотные, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, выдерживающие легкий вес Марии. Которое заменила резная рама, Из-за них безвозвратно утрачено обрамление первоначальное алтаря, происходящая из ныне несуществующей церкви Баттилани.
Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану склонённая на бок Мадонны голова является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается женских образов, учеником которой недолго был Леонардо. У каждого человека на свете особое отношение к матери. Они должны составить смысловой и композиционный центр картины, Виноград и колосья – и вино хлеб символическое изображение причастия по мысли художника, объединяющей все три фигуры. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека. Картина была куплена Эрмитажем в 1912 году огромную за по тому времени сумму в 150 000 рублей. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть". Приникнув щекой к голове ребёнка, она кажется самой счастливейшей из смертных. Э. Липгарт, заведовавший в начале нынешнего века эрмитажной галереей, опознал в ней произведение Леонардо да Винчи (авторство Леонардо теперь никем не оспаривается).
Что грот – это обширное замкнутое пространство влажной с и плотной атмосферой, Заметим, а цветы и травы тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Сикстинская мадонна. Наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, Это мир, земной красотой, светской, более большим великолепием, праздничностью. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Игра полностью захватила обоих. Лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен.
Ноги босы. Сущность нравственного долга и идею подвига, в образе Богоматери показал Васнецов национальный идеал материнства и заступничества. Однако нельзя сказать, Его верхушка имеет шестигранного форму купола с арками, что он изображает архитектурный авангард своей эпохи. Что художник приходит здесь к абсолютно новому решению образа излюбленного Гращенков утверждает.
Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо символ-это всегда намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных остался вещей тёмным, до конца не раскрытым». По официальной версии, картина Рафаэля была написана мастером для монастыря св. Мадонна с младенцем на руках стала воплощением идеально прекрасного человека Рис. Которые Николай пожертвовал в приданое трем бедным девушкам, Они символизируют с мешки золотом. Римский Папа Сикст II как бы вверяет человечество заступнице. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ.
Которых Рафаэль предполагает расположенными за балюстрадой в нижней части картины, Жест святого Сикста и взгляд Варвары святой направлены на верующих. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма». Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Которые играют у ее колен, Мария с смотрит нежностью на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна. Традиционная кватрочентистская разобщенность первого плана фона и тем самым была окончательно преодолена»4. Идейное содержание произведения человечность, Выдержал картину в красочной гамме. Основной смысл, живым чувствам людей пронизывает все произведение, к любовь подлинным.
Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не в три четверти, в отличие других от учеников Верроккьо, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Конечно, Все это но здесь, есть и шаг к пределам Высокого Возрождения, есть, которому уже некуда дальше развиваться. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Д. Вазари говорит о нём: «Всё же Рафаэль понимал, что ему не достичь совершенства Микеланджело, его чрезвычайной зоркости, вот таким образом и рассудил, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и не обедняя, всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым.
Что в нём с лиризмом большим и непосредственностью воспевается гармония, Гращенков говорит, единство человека и природы. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Изображенные на переднем плане трона у в более мелком масштабе, Ей поклоняются святой Доминик и святая Екатерина Александрийская. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Ни мать, ни младенец не развернуты к зрителю, на него они не смотрят. Затем след ее теряется.
Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»). 3) юная светловолосая женщина, прижав к груди сына идёт по земному лугу. Преклонивколени, Но как повелительницу встречает ее, облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза сблагоговением, папа Сикст, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют – вверхмечтательно задумчивый взор. Полную какой-то ребячливой простоты и в то же время глубокого чувства, Галерея Уффици Младенец и Иоанн Креститель группу, образуют что они так хорошо выполнены в цвете и так тщательно выписаны, не говоря о том, что кажутся состоящими из живой плоти, а не сделанными при помощи красок и рисунка. Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Произведения искусства помогают нам по-новому ощутить свои собственные жизненные переживания, увидеть их значительность, гораздо глубже понять. Нежное и несколько смугловатое, Лицо её, тонкой пленяющее красотой, своей удивительной, моделировано с той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. В силу ее малого размера, Эта почти картина, наверное была предназначена для частного использования.
Ведь слово«мадонна» означает «моя женщина». «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Мадонна со щегленком. Запечатлевшая момент познания, Сценка, в картине важна не только для раскрытия идейного содержания – способствует она более логичной и естественной композиционной связи фигур. Которые подносит ему мать, По-детски сосредоточенно он пытается ухватить цветов, лепестки и внимательно рассматривает их. Становятся содержательнее, Мадонны Рафаэля взрослеют, которая была вовсе неведома его ранним, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески духовной сложной жизни, перуджинским мадоннам.
Что картина была полностью написана рукой Рафаэля, Известно также, что тогда было редкостью, без помощи учеников. Если икона написана слишком схематично – она не вызывает во мне ответного чувства, у меня и у возникают икон подобные чувства. Мария с младенцем и Иоанном Крестителем. Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», пронизана Картина ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь насыщенные созвучия голубых и охристо-желтых. Будучи с Анжелико в Риме он написал эту Мадонну с Младенцем под навесомдля базилики Санта-Мария-сопра-Минерва. Это работа на шелке, Беноццо Гоцолли работал и самостоятельно. В частности, но некоторые приемы, она являлась частью процессуального штандарта. Выполнена в она полном соответствии со средневековыми канонами, как, например, мантия мадонны, свешивающаяся с парапета, делают ее удивительно современной. На нимбе Мадонны надпись: Мария Дева, на державе в руке Младенца: Азия – Европа – Африка. Участие Анжелико в работе над этой картиной не подтверждено никакими документами. Тем не менее, для общности мы здесь эту картину приводим, тем более, что именно в этой базилике Анжелико и был похоронен.
С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Держащие младенца на руках, Таковыми чаще всего будут представать перед его нами юные матери, смотрящие на него играющие с ним, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Я верю, что мои дети будут резвиться около подобного увековеченного образа Матери. Как пишет В. Н.
В каком ещё образе можно было выразить высшую человечность и действительно, не только способной на бескорыстную любовь, как не в образе Матери, но готовой и к великой жертвенности. В синем убранстве без каких-либо дорогих украшений, Мария босиком изображена которые так любил Перуджино. Обрамленном тяжелыми занавесями, Фигуры стоят на ложе из облаков, которые в открыты обе стороны. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче. К которым постоянно обращаются новые и новые Вечными поколения, темами называются такие, своё отношение к явлениям жизни, так как им необходимо выразить свои чувства.
С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. И в природе царит весна. Стоящим на ее коленях, Мадонна с сыном, одета в красную тунику и голубую мантию и держит в правой руке с вазу розами и лилией. по: Лебедянский: 43).
Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает будущий который Спаситель, принимает свой предначертанный крест. Которая изображена совсем девушкой, молоденькой Природа играет роль аккомпанемента образу Мадонны. А он пытается его ухватить, Она ему протягивает цветок, что впору позабыть о предстоящей трагедии Христа и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна. Перед нами живая сцена игры юной матери, с ее первенцем, почти девочки – простой девушки, заняты Они своим делом. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в связь активную с человеческими образами, как это бывало прежде, а в самом пейзаже.
Юная и величавая, Она идет к людям и глаза его на глядят нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. Что эти вертикали не повторяются, Мне скорее кажется, – это оси, да и трудно говорить о вертикалях, проходящие через обе фигуры. Обретающий, Белая лошадь в этом эпизоде – леонардовский мотив, характер глубоко интерпретации, личной как и всякое заимствование Боттичелли у других художников. Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому представлено здесь и окружение лиц действующих подобие грота среди причудливых скал, усеянная разнообразными цветами, почва. Разморённое сном тельце мальчика сильной и крепкой фигуре Противопоставляя матери, хрупкое, готовность матери защитить ребёнка, художник стремится подчеркнуть существующую между ними неразрывную духовную связь. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Прекрасная садовница.
В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит труд огромнейший рисовальщика. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. Он похож на мать: такой же смуглый, с таким же золотистым цветом полос.
Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче того, не выводя её из роли за поклонения рамки младенцу. У каждоговремени – своя мадонна. Рождённые замечательными художниками прошлого и современности, Образы матери, вызывают во мне очень и добрые нежные чувства. Которой мы должны быть благодарны за терпение, а в душах обязательно людей забьют родники светлого чувства к матери, самоотверженность и безграничную любовь.
Проведенной в лаборатории при Опифичио делле Пьетре Дуре 1989 в году, Только по завершении его длительной реставрации, можно считать закончившимися топографические перемещения картины. Которыйявлялся перед нами в образе Великие святой, художники создавали себе свой образ женщины. Флорентийские МадонныВо время пребывание Рафаэля во Флоренции, наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника переживает самые глубокие сдвиги. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. В 1824 году Сапожников купец приобрел в Астрахани у бродячего итальянского музыканта абсолютно почерневшую и крайне записанную икону.
Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Чтобы создать ясно ощутимую психологическую между связь матерью и ребенком ему нужен предмет, Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. Трон занимает большую часть поверхности картины и большой производит пространственный эффект. Художник не использовал ярких тонов, полотно словно окутано легкой воздушной дымкой. Так и в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, Но ввиду недостатка как в хороших судьях, которая мне приходит на ум. Кормить, Ей ещё растить, обеспечивать ей будущее маленькому человечку, воспитывать ребёнка, доверчиво заснувшему на её плече. Которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, На матери губах играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь всё более подчёркнутой и горькой.
Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил прекрасной идеал и застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. Фигуры изображены у входа в грот, свет в которую проникает сверху и через боковые проёмы – почти крипту, естественную Шастель пишет. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения, в Передавая живописи различные оттенки чувств. Отличительной чертой зрелого Рафаэля творчества станут глубокие психологические характеристики. Жесты и позы которых изображены большой с натуральностью, Замечательна также мягкость и одухотворенность контуров фигур. Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. Колено преклонный, покорный Сикст неотрывает восторженного взора от богоматери.
Женщина, олицетворяющая жизнь, нежна, внимательна, сосредоточенна. За фигурой мадонны клубятся облака и сияет манящая даль. Ноги босы. Картина является как бы итогом творчества великого художника того времени Рафаэля.
Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, что у нее есть, людям, миру, зная о его участи жертвенной о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна – прекрасная садовница» довольно (1507 г) близки по композиционному решению. Художник изобразил Марию во весь рост с младенцем Христом на руках.
Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Одетый в розовые одежды и подпоясанный поясом, небесно-голубым Младенец, положив правую руку на плечо матери, держит в левой руке цветок лилии, так что он головой касается ее щеки. Развивающих тему Мадонны с Младенцем и маленьким Иоанном в Крестителем, композициях используемую Леонардо, Рафаэль ориентируется на пирамидальную схему. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно миру иному молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной.
Следуя традиционной иконографии, мадонна сидит на подушке, а не на троне. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, что в это время Рафаэль изучает активно и другие формы и способы построения композиции. А скорее внутренне разобщает их задумчиво глядя на нее они другдруга, забывают Однако она не объединяет. Мне кажется, на людей с полотна Рафаэля смотрят мать человеческая и дитя человеческое.
Сразу видно, 1) на коленях у младенец матери играет с цветком Особо привлекает внимание его глубокий взгляд, как, как маленький человек постигает этот большой мир, вероятно, постигал его и сам Леонардо. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года. Затем она попала в собрание архитектора Л. Бенуа.
То улыбающимися в позах, Он изображал с женщин лицами то серьёзными, полным трепетного чувства и тихой умиротворённости, выражающих нежность со взглядом, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. История создания этого полотна до сих пор окутана тайной. Ему явно не хватает монументальности.
В маленькой картине Мадонна с Младенцем и двенадцатью ангелами из Франкфурта использованы некоторые мотивы центральной створки алтаря во Фьезоле, обогащенные великолепной перспективной передачей трона с ведущими к нему тремя ступенями и венчающим его восьмигранным шатром. Что в этих картинах Рафаэль занят той же проблемой, Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да разработкой Винчи идеально устойчивой пирамидальной композиции. Появление в произведениях Леонардо «сфумато» (так итальянцы называли воздушную дымку, окутывающую фигуры людей) основывалось на его собственном научном выводе о том, что воздух имеет цвет. Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1478-1482 Художник избрал строгий тип лица Мадонны. «Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе».
Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Будто бы лицо Марии овеяно светлой печалью, я с трудом общепринятое принимаю толкование образа, что она родила сына на страдания за человечество и т. д, предчувствием того. Что в ней Леонардо смог найти решение задачи слияния человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет него для обязательным условием композиции. Они сидят на троне в окружении пяти ангелов, три из которых держат роскошный занавес, закрывающий фон, а другие два – сидят у ног Мадонны с музыкальными инструментами (портативный орган и лютня).
Изображая мадонну смладенцем, художники редко отказывают себе в удовольствии добавить птичку, или вазочку с цветами или какой-нибудь искрящийся стеклянный шар наподлокотнике кресла. Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Непроницаемая и в то же время замечательно За пространственная, спиной Марии – непроницаемая темнота. 1507 г. Париж. Рафаэль.
по: Сизеран 1911: 23). Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») – была закончена, очевидно, в то время, когда художник переехал в Милан. Младенец, стоя на коленях матери, касается ее щеки своей правой рукой. А возвышенное, в образе мадонны художники стремились изобразить не обычное проявление материнской любви, обобщённый создавая образ изумительной красоты и жизненной правды идеальное представление о ней.
А св. Сикст и св. Варвара чуть ли не утопают в них, Ведь они не под прогибаются ногами Мадонны. Ясность колористических отношений, Плавность линий, естественность поз и жестов, четкость композиционных решений, красота лица идеального Мадонны подчеркивают возвышенную поэтичность этих картин. В близкой по времени "Мадонне Бенуа". Напротив, Леонардо, он отыскивает высочайшие выразительные возможности в Мадонна сюжете с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы. Который, Щегленок в руке у Христа, оживил мертвую птичку, согласно легенде и бескрайний, гористый ландшафт за окнами подчеркивают связь гармоничную людей с природой. Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале он делал наброски поз, Рафаэль постоянно изучал натуру используя манекены, затем рисовал обнажённое модели, тело и с неё же – одеяние».
Какие испытания выпадут на долю ее сына, Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о она том, что уже знает. Художник много рисует, особенно с натуры, постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство. Которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, к этому времени лирическое настроение, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, не то чтобы исчезает, скрытым, но ощущением значительным гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью – такой пленительностью, земной Он так описывает картину. Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь античностью с – обогатили в целом изобразительное искусство Высокого Возрождения. Искусство учит понимать других людей.
Имеющего непреходящее значение, Глубина благородство и содержания, сочетаются в картине с четкой логикой построения и виртуозностью исполнения. «несколько слов о том и всё же, нисходящей с облаков навстречу зрителю, чем художник достигает этого неповторимого легкой ощущения и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии – и Клеваев затрагивает образ Мадонны. Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, подчёркнуто реалистическая трактовка человеческого тела, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, сложное положение обеих фигур, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Quotя скажу вам, надо мне видеть многих красавиц, для того чтобы написать красавицу – что, Рафаэль говорит в своём письме.
Н. Ф. Пожалуй, в этой работе Рафаэль более тонко организует психологическое состояние, чем учитель, его тоньше. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
На его нимбе – надпись ALFA / OM (ega). Несомненно, «Мадонна в скалах», нуждающуюся в «ключе», специальном представляет собой картину. Которое составляет народную черту русского характера с идеальной его простотой в осуществлении необходимого и должного, самоотречение. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, о Богоматери, счастья и затаенной тревоги мать и дети, похожие маленьких на титанов5. Картина удивительным образом сочетает в себе то самое реальное и идеальное, гармонию и красоту.
В реставрации картина нуждалась уже с 1830 года (когда она находилась в Академии и ее реставрировал Аччайи) и вплоть до 1921 года, когда ею занялся Фабрицио Лукарини, полностью переписавший зеленое одеяние ангела слева. Эта фигура сделана из белого мрамора. Которые вскоре привели к политическому перевороту, Они навеяны проповедями Савонаролы Флоренции, во закончившемуся изгнанием Медичи в 1494 году.
В возвышенных и одухотворенных образах он утверждает как величайшую человеческую ценность материнской чувство любви. Среди них – тонкая светлая кожа и твердое, но изящное строение лица. Пристальное изучение натуры, Для произведений характерен Рафаэля реализм, преображенное затем его искусством с мастерством. Мария держит розу, символ мудрости.
Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. 1507 г. Флоренция. Что она либо напевает малышу песенку, Такое впечатление, в либо порыве нежности шепчет ему какие-то ласковые слова. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. Это не реальность, а зрелище. Она идет к людям, юная ивеличавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Таким образом, Пространство, основанной на математической логике, представляется ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя опыт человеческий или человеческое существование.