Копия картины Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем» выполнена методом прямой печати на холсте натянутом на деревянный подрамник и оформлена в багет.
Который подавала обретшаябессмертие благодаря завещанию Леонардоего служанка Матюрина, Он же всегда сопровождалЛеонардо его в ежедневных прогулках. После завтрака, Леонардо брал ссобою Салаи и взбирался на окрестныезеленеющие холмы. Сын не интересовался законами общества, Отец пытался приобщить Леонардо к профессии семейной – но безуспешно. Ни одна не дошла донас. Прорезанной двумя окнами, На фоне стены, держащая на коленях младенца, сидит молодая которого женщина, она кормит грудью. Лицо мадонны повернуто в профиль. Что многие из капитальнейшихработ Рафаэля находятся в генеалогическойсвязи с рисунками Леонардо, Немецкийкритик доказал, главнымобразом и, с теми из них, относятсяеще которые к эпохе молодости да Винчи.
Придвинувшись почти вплотную к зрителю и настойчиво всю заполняя плоскость картины, На темном фоне, перед нами предстает блестяще вписанная в тондо группа – крепко прижавшая к себе сына смуглая черноволосая красавица в праздничном крестьянском наряде и взирающий на нее маленький Иоанн Креститель. Чьи черты вдохновили Рафаэля Клеваев делает вывод, к сожалению неизвестна та женщина-мать, в что это время Рафаэль активно изучает и другие формы и способы построения композиции. Тогосамого Салаи, былего настоящим сыном, быть может и еще одного ученика– Вилланиса – который, Кроме Мельци Леонардо даВинчи еще имел двух спутников. Яне могу перевезти картины, но могу взятьс собой художника. Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Златокудрый малыш рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери.
И в природе царит весна. Когда Леонардоприбыл в Рим, Рафаэль был наверху своейславы. Как и в работах прежних мастера, Основным смыслом произведения, уважение к подлинным глубоким чувствам, остается человечность. Он хорошоиграл на скрипке – и они составляли дуэтыс Леонардо, Веселыймолодой Мельци красавец старалсяразвлечь учителя музыкой. Отпечаток серьёзности лежит и на очаровательных детях. Гуковский относит это и к образу самой Мадонны, которая выражает свою любовь к младенцу посредством благословляющего жеста руки и глубокой внутренней сосредоточенности, «концентрированности душевного чувства». Существует мнение, что это была его возлюбленная, прозванная «Форнарина», что значит булочница.
Скульптура изображаетлишь известные действия света. Что в Христе соединены Божественное и человеческое начала, Эта парность двух шедевров является иллюстрацией к утверждению христианской о церкви том. Светлой зеленью покрыты невысокие холмы, на деревьях только начинают распускаться листья. Ценится тем более, «Живопись, –пишет Микеланджело, – если я неошибаюсь, рельефже, чем онарельефнее изображает предметы, наоборот, ценится менее, тем чем онболее похож на живопись. Пристальное изучение натуры, Для произведений Рафаэля характерен реализм, преображенное затем его с искусством мастерством.
Что Леонардо, Интересно, дает лицо Мадонны не три в четверти, в отличие от других учеников Верроккьо, а в профиль, что достаточно необычно для изобразительных канонов того времени Мадонне придан вид несколько болезненной девушки играющей со слишком крупным младенцем, сидящим у неё на коленях. Как пишет В. Н. Лучше всех расположена Мария. В качестве подтверждения этой версии можно рассматривать отсутствие нимбов, символизирующих божественное начало, вокруг голов Марии и младенца в «Мадонне Литта», в то время как они присутствуют в «Мадонне Бенуа». Мальчика назвали Леонардо. У Леонардо все жесты символичны Клеваев также находит эту серию картин достойной – внимания Впрочем разница между произведениями принципиальная. Поиск Леонардо хорошо виден на примере композиции картины «Мадонна в скалах». Любовь и радость материнства отразились на ее лице, сосредоточенном на игре с ребенком.
Рафаэль в результате долгих поисков создаёт «бесподобную по архитектонику стройности композиции. Который оставила эта картина в истории, рассматривает Он след, приводя доказательства её особой значимости. «Основная ее особенность – пронизывающее картину чувство лирики. Как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в в том, несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность». У Леонардо было много друзей и учеников. Что эти две знаменитые картины тесно связаны между собой, Некоторые художественные критики искусствоведы и склонны полагать. Зритель видит только один глаз, при этом зрачок его не вырисован.
«Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно по близки композиционному решению. Это не реальность, а зрелище. На эту тему существует несколько мнений. Так, например, большая фотография «Сикстинской мадонны» висела у Достоевского над письменным столом, висела фотография и в качестве украшения интерьера в рабочей комнате Льва Толстого. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга. Как Микеланджело в пору своей зрелости лишь в виде исключения прибегал к услугам модели, то время, причём вначале он делал наброски поз, Рафаэль постоянно натуру изучал используя манекены, затем рисовал обнажённое тело модели и с неё же – одеяние».
В его левой руке изображена птичка-щегол – символ христианской души. Что они есть, Произведения скульптурыкажутся что тем, есть, это простыевоспроизведения того, безвсякой искусственной иллюзии. Фигуры изображены у входа в грот, в свет которую проникает сверху и через боковые проёмы – почти естественную крипту, Шастель пишет. Он прожил 77 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов1. Которая становится с этого времени обязательной для большинства образов художника, На губах матери играет ласковая и несколько таинственная полуусмешка, постепенно становясь более всё подчёркнутой и горькой. Между тем в Милан прибылсам Леонардо. «действительно, но еще не вполне приходит к своему – здесь он отходит от физиономического канона В. И. Клеваев Перуджино, даёт этой картине такую характеристику. Кроме Леонардо, в мастерской, Лоренцо ди Креди, обучались Перуджино, Аньоло ди Поло, работал Боттичелли, часто такие бывали известные мастера, как Гирландайо и др. Для времени кватроченто было характерно два типа изображения в живописных композициях – «статичные образы торжественного предстояния или подробное повествование, оживлённый рассказ». Наделенный более непосредственными взволнованными и чувствами, Это мир, земной красотой, более светской, большим великолепием, праздничностью.
Пухлые щечки, а абсолютно конкретной земной девушки, задорная улыбка – все это черты не абстрактного божественного идеала, послужившей некогда моделью для этого образа – носик, вздернутый Дева Мария совсем еще девочка. Что её контуры чётко на вырисовываются фоне стены, Фигура мадонны изображена таким образом. Это не отдельный момент, это своеобразное, «длящееся» состояние, свободное, однако, от внутренней скованности кватрочентистских образов. После этого начнется другой путь, который избрала Италия, – путь в сторону маньеризма».
Затем онпрочел посланным целую лекцию оприготовлении масла и красок. В картине «Мадонна на скалах» мы видим абсолютно иное решение: «Действующие лица лишены скованности, они отличаются полной свободой физических и душевных движений. Недаром же сам художник раздвинул перед зрителями на картине тяжелый занавес. Этот образ является воплощением идеально прекрасной женщины. В отличие от сфумато Леонардо у Рафаэля всегда будет чувствоваться чёткий контур2.
Чтобы податьмилостыню кому-либо из нищих, Несмотря на свои годы, он еще весьма бодро поднимался на горы, останавливаясь лишь затем, знавшихего и щедрость подстерегавших его напути. Художник использует вместо ландшафта тёмный фон. Гращенков, Рафаэля по праву называли мастером мадонн. С работой «Мадонна со щеглёнком» художник меньше экспериментирует, она более уравновешенная. Основная черта Мадонны – задумчивая ясность, вокруг нее – то же настроение» 5.
Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. Когда Леонардо показал законченную работу отцу – тот Результат испугался, превзошёл его ожидания. Что «За исключением Леонардо едва ли кто-нибудь из итальянских художников на рубеже XV и XVI столетий рисовал много, так М. Дворжак пишет, как Рафаэль.
Напоминающих по форме гигантские темные кристаллы, По-новому представлено здесь и окружение действующих лиц грота подобие среди причудливых скал, усеянная разнообразными цветами, почва. Рафаэль же приходит к более простому композиционному и пластическому решению. Посвятив ее Льву X. Сам Рафаэль, Львом», которого упрекаетза Мишлэ полный политический индифферентизм, изобразил французского короля в видеАттилы. В основе всего портретного искусства Рафаэля с самых первых работ лежит огромнейший труд рисовальщика.
«Прекрасно, грациозно и чудесно», –в один голос говорят об этих картинахВазари и Боргини. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо. Милостью французского короля получившим свободу грезить, Леонардо был не первым итальянским мастером, до него подобную честь Андреа разделяли Соларио и Фра Джованни Джокондо, мыслить и творить 12. Иначе Кло-Люсе, Еще более любилЛеонардо оставаться в своем собственномпоместье Ле-Клу, причем ему была назначенаприличная в пенсия 700 золотых экю, подаренномему королем в год прибытия художникаво Францию.
Который Рафаэль искал в течение всей жизни и не мог, Лицо молодой златокосой матери воплощает тут идеал женской найти красоты, в одной реальной женщине, по его собственному признанию. После изгнания французовиз Ломбардии итальянский шовинизмдостиг крайних пределов. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Подчёркнуто реалистическая трактовка тела, человеческого Своеобразный мертвенно-зелёный колорит, сложное положение обеих фигур, усиленное внимание к изображению игры света и тени на отдельных частях тела, – всё в этой картине показывает нам молодого Леонардо хотя и ищущим ещё широкого свободного стиля, но уже твёрдо ставшим на тот путь, по которому он пойдёт в течение своей дальнейшей деятельности. Опыт прошлого был поучителен:«Тайная вечеря» на глазах самого Леонардотемнела и тускнела. Чем какое-либоиное произведение Леонардо Винчи, так да как она находится в Эрмитаже иприобретена еще в прошлом веке ЕкатеринойII, Эта картинаизвестна в России более. По словамРио, автора «Истории христианскогоискусства», сам папа Лев X стал наконецвраждебен Леонардо, о котором враги егоговорили, что он предан французскомукоролю.
Что грот – это обширное замкнутое пространство с влажной и плотной атмосферой, Заметим, а цветы травы и тщательно выписаны вплоть до мельчайших деталей. Более жидкие, Облака более в неопределенны своем рисунке, но и более плотные, несмотря на то что в них просматриваются головки херувимов, выдерживающие легкий вес Марии. Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо.
Леонардо пробыл какое-то времяна вилле Ваприо у своего друга ФранческоМельци, который продолжал называть его«своим дорогим отцом». Леонардообещал взяться за работу. Посвящённом биографиям великих художников итальянского Болдырев Ренессанса, в своём труде, что Мадонна с младенцем была основной темой живописи флорентийского периода, говорит. На могильной плите была выбита надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства». Данная интерпретация взаимосвязи двух картин могла бы являться также безусловным доказательством авторства Леонардо, поскольку в принадлежности его кисти «Мадонны Бенуа» искусствоведы не сомневаются. Как некуда идти дальше интеллектуализма «Моны Лизы».
Которые играют у ее колен, с Мария нежностью смотрит на здоровых малышей – Иисуса и Иоанна. Написанные Леонардо и Верроккьо, Два ангела, недвусмысленно продемонстрировали превосходство над ученика учителем. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер9. Путешествиеиз Милана в Рим было довольно продолжительно. Вазари уверяет, что обычная веселостьЛеонардо не покидала его и что он, несмотря на свои лета – художнику былоуже шестьдесят два года, – «делалразные школьнические глупости». Однако, «Мадонну Конестабиле» отличают иные черты. У неё излюбленный художником тип красоты – высокий, чистый лоб, несколько удлинённый нос, рот с едва приподнятыми уголками губ (знаменитая «леонардовская улыбка») и чуть рыжеватые волосы.
Рога и бороду и, Он приделал глаза, ящерицебольшие держал в клетке, приручивее, откуда выпускал, пугая своих друзей. Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Леонардо да Винчи был похоронен в замке Амбуаз. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. Сделанное Лебедянским по поводу общности типов мадонн некоторых Рафаэля, Интересно заключение. Основанноена опыте и осуществляемое ручным трудом, есть или ремесло механическая наука», Всякоечеловеческое произведение.
Что в этой картине Рафаэль с необыкновенной силой изобразил прекрасной идеал и застенчивой материнской любви, Чиколини пишет. Варварами одинпоэт написал «Изгнание поэму нечестивыхгуннов св, Французовназывали вандалами. Одержанную импри Мариньяне и предоставившую еговласти Миланское герцогство с Пармойи в Пьяченцой, одном изсвоих крайне любопытных писем ФранцискI сам описывает победу.
Но мастерски занимался организацией придворных празднеств, Во Франции Леонардо почти не рисовал, проектом канала Луарой между и Соной, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор. Действительно, влияние, было громадно – оказанное итальянским художникомна двор, французский Известный историк Мишлэследующим образом повествует о прибытииЛеонардо во Францию. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Городе Флоренции, Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, а также приобрести некоторые технические навыки, позволило что Леонардо обучиться гуманитарным наукам.
В XV веке в воздухе носились идеи о возрождении античных идеалов. Ряды тополейи группы виноградников пейзаж. Но украшают Леонардо, Изокон видна долина Массы, часто вспоминало более роскошной итальянской природеи, говорят, быть может, тосковал по ней более, чемдумает большинство биографов. Современники нередконазывали его «друидом»: стоит взглянутьна портрет, нарисованный Леонардокрасным карандашом с самого себя уже впреклонном возрасте, чтобы оценитьметкость этого прозвища.
При этом он не является бесстрастным. Это наводит на мысль, что мастеру служила натурой одна и та же женщина. Согласно апокрифическому рассказу, во время несения креста щегол сел на голову Иисуса и головка птицы украсилась капелькой крови Христовой. Пересаженное из темного места на свет, Как растение, зеленеет распускается и полным светом, сразу оживает, так видно в этой картине влияние перемены, которую испытал Рафаэль по приезду во Флоренцию. Что художник приходит здесь к абсолютно новому решению излюбленного Гращенков образа, утверждает. «Хорошо, – сказалкороль, – пусть картина остается. Что они общаются друг с другом, Художник объединяет мать и ребенка не тем, как это часто бывало у кватрочентистов, смотрят друг на друга, а тем, что их взгляды сходятся в одной точке – на странице маленького молитвенника, который держит Мария перед собой.
Широкого ритма, Её единство складывается из мощного, крупными массами, плотной заполненности картины тяжелыми, поз динамики и жестов. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался потому-то она и получила название Madonna del Ganduka («Мадонна великого герцога»). Одухотворённость и эмоциональность, Особенности реалистического искусства Рафаэля – гармония реального и идеального, постоянное стремление выразить идеалы гуманизма, богатство композиционных решений, портретность, связь с античностью – в обогатили целом изобразительное искусство Высокого Возрождения.
Гармонию и красоту, Картина удивительным образом сочетает в себе то реальное самое и идеальное. А 2 мая скончался в окружении и учеников своих шедевров в Кло-Люсе, 23 апреля 1519 года он оставил завещание. А он пытается его ухватить, Она протягивает ему цветок, впору что позабыть о предстоящей трагедии Христа и вся эта сцена настолько жизненна и убедительна. Это сразу дает нам ощущение почти Богоматери бестелесности и известной материальности фигур предстоящих. Художник на основе точного воплощения видимого создаёт наполненный поэзией образ, Завершая этап длительных исканий в искусстве Возрождения, которые создают возвышенное и волнующее представление человеке, о в котором отброшено все случайное и мелкое и оставлены те черты.
Он во многом соглашается с Болдыревым, дополняя его. Внутри все переделано, то естьискажено. В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит.
Тени, в то же время сам наклон головы, слегка угадывающийся взгляд создают то неповторимое ощущение одухотворенности, скользящие лицу, по которое Леонардо так любил и умел изображать. Рафаэль посвятил ей около десяти работ. Цветок с его крестообразным соцветием здесь не просто центр композиционный всей картины, Тем не менее, символ, но еще и знак, предзнаменование грядущих Страстей. Но самой, без сомнения известной является картина «Сикстинская Мадонна», названная так по имени монастыря, для которого был написан этот алтарный образ. Но этот брак оказался бездетным, Его отец вскоре женился на богатой знатной и девушке и Пьеро забрал своего трёхлетнего сына на воспитание. Отличительной чертой зрелого творчества Рафаэля станут глубокие психологические характеристики. Что отражает аспект царственной невозмутимости Мадонны, Они стремились к возможно более полной передаче не того, выводя её из роли за рамки поклонения младенцу.
Безего советов и указаний не обходилосьни одно придворное торжество, начинаяс крещения сына короля и кончаябракосочетанием Лоренцо Медичи, герцогаУрбинского, с дочерью герцога Бурбонского. На этом последнем празднестве было все, что угодно, от маскарада, в которомучаствовало «шесть дюжин переряженныхдевиц, одетых на все лады и по-итальянски, и по-немецки», до турнира изображавшегоформальную осаду сооруженной из деревакрепости и длившегося Вообще вАмбуазе жилось весело. Тогда как композиции картин периода зрелого творчества Рафаэля станут впоследствии объектом изучения и подражания, Здесь также мы не наблюдаем простроенной композиции. У мастера трудно найти совершенно совпадающие друг с другом интерпретации женской либо детской фигуры, что было обычным для кватрочентистских художников, следовавших неизменному образцу в трактовке образа Марии (в отношении мать – сын). Слава ее ничем не подчеркнута. Гуковский даёт описание первому зрелому произведению Леонардо да Винчи – «Мадонна в гроте» («Мадонна в скалах»).
Указывающее ей дорогу на землю, Движение руки Сикста, равно как и взгляд св. Варвары, еще более активизирует направление динамики из глубины к плану, переднему а ее разворот в три четверти направлен к Марии, возвращает ось движения в глубину. В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Пожалуй, в этой работе Рафаэль более тонко психологическое организует состояние, чем его учитель, тоньше. Где портретность выступает самостоятельное как качество изобразительного искусства, в отличие от Леонардо Рафаэль создал огромное количество портретных образов.
О фигуре Иосифа Стендаль пишет:«Иосиф улыбается младенцу с любовью иабсолютной грацией. Леонардо понимал, однако, что столь важный сюжет нельзясделать веселым и в этом смысле онявляется предшественником Корреджо». О младенце Иисусе Гуссе говорит: «Какон человечен, сколько живости, радости. Эта молодая душа, ставшая душою мира, должна была находиться в богато одареннойплоти». Каждая травинка и цветок это тончайшее изображение натуры, Порознь каждый камень, но целом в они образуют пейзаж почти фантастического характера, свидетельство огромных познаний Леонардо да Винчи в геологии и ботанике.
Чем кроткие светловолосые мадонны периода, флорентийского Герои "Мадонны делла Седия" принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной. Полузакрытые глаза, Особую прелесть придают лицу опущенные, Марии обращенные на божественного сына. Как проницателен взгляд Марии, Мы не будем специально говорить о том, как она несет сына, направленный на нас, самое драгоценное, что у нее людям, есть, миру, зная о его жертвенной участи о том, как не по-детски смотрит младенец перед собой, осознавая, что его ждет, принимая свою судьбу. Которая изображена совсем молоденькой девушкой, Природа роль играет аккомпанемента образу Мадонны. Который вздумал дать живописипреимущество, я скажу еще, что автор, если бы вмешаласьв спор», ровно ничего не смыслитв этом деле моя служанка лучше моглабы этот решить вопрос. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов.
Он напишет мне другие, столь же гениальные произведения». Король взялхудожника с собой в Приняв Павию, Леонардос почти царскими почестями, где дал рядблистательных празднеств. Рафаэль часто использует эту форму. Так как, Об этой картине говорит Клеваев меньше всего, о ней уже написано достаточно трудов, по его словам. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки. А своеобразная эмоциональная среда, Это уже не фон, недаром фигуры изображены не перед пейзажем, вступающая в активную связь с образами, человеческими как это бывало прежде, а в самом пейзаже. Скромный Салаи вел всехозяйство, был почти слугою своего отцаили учителя.
А чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, змей, он использовал в качестве натуры ящериц, кузнечиков, гусениц и нетопырей «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Женат он не был, о романах с женщинами достоверных сведений нет. «Варьируя в них один и тот же мотив изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, он объединяет фигуры устойчивым, гармонически уравновешенным ритмом Композиционный пирамиды излюбленной мастерами Возрождения», – утверждает Болдырев. Замокрасположен в живописной местности. Для него самого опущенная голова становится обязательным аспектом «канона женской красоты». Ряд авторов, вслед за словами Вазари, предполагают интимные отношения с юношами, в том числе учениками (Салаи)567, другие считают, что, несмотря на гомосексуальность живописца, отношения с учениками не были интимными. Краснеют маки, На зеленом лугу белеют ромашки, за ней – синевой окутанные горы, вдали – речка.
Работая над изображениями Мадонн, он пишет о том, как следует изображать женщин: «чтобы они имели сдержанный и скромный вид, руки скрещенные или без усилия прижатые к телу под поясом, голова должна быть слегка наклонена и повернута в бок» (цит. Письмо рисует рыцарскийхарактер победителя. Треугольник, Композиционный узел у него плотнее, более очевиден, в который вписана группа фигур, работа, по мнению Клеваева, более производит гармоничное впечатление. Достоверных сведений на счёт этот нет, Что же касается любовных отношений, поскольку Леонардо тщательно скрывал эту сторону своей жизни. Как бы напоминая о гармонии всего мироздания, в проёмах симметрично расположенных окон зрителя взгляду открывается горный пейзаж. Этоодно из грандиознейших изображенийБогоматери, какое когда-либо существовало». Арсен Гуссэ заходит даже слишком далеко, утверждая, что «тип Рафаэля превзойденздесь на сто локтей, так как у ЛеонардоБогоматерь уже предчувствует в младенцеБога».
Мягко расстилающемся за ее спиной, Оно и присутствует в самом образе Мадонны и в наивном пейзаже. Кажется, И, тянущегося к цветку, что в этом осознанном и сосредоточенном лице младенца, уже проглядывает Спаситель, будущий который принимает свой предначертанный крест. По правильной мысли Рафаэля, к этому, зданиями, присоединяется обогащение картины сложной и необычной перспективой, пейзажами, умение изящно одеть фигуры и сделать так, чтобы они то терялись во мраке, то выступали на свет, лицам придать женщин, детей, юношей и старцев живость и красоту, а по мере надобности – подвижность и смелость» (цит. Что в ней Леонардо смог найти задачи решение слияния человеческих фигур с пейзажем, Он утверждает, что впоследствии станет для него обязательным условием композиции.
В этом жесте и символ эпохи Возрождения с ее безграничным стремлением познать мир, Но с другой стороны, выйти за его границы – в общем, открыть тайны, его все то, к чему так стремился сам Леонардо». Жил он в это время у деда. Quotя скажу вам, мне надо видеть многих красавиц, для того чтобы написать красавицу что, – Рафаэль говорит в своём письме. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Впрочем, Все эти суждения, только чтобы показать, даютвесьма слабое понятие о картине – ониприведены, чтои во Франции не судят все подобно Виардо.
Он опять послал кЛеонардо справиться о своей картине. Чтобы написать произведение, достойноеего святейшества, ответил Леонардо, надо «торопиться медленно». Как толькофранцузский король вступил в Милан, онпожелал увидеть «Тайную вечерю» ипоспешил посетить церковь Санта-Марияделле Грацие. Оказанном Леонардона Рафаэля, Только самоеновейшее в время необычайно добросовестные, хлопотливые и талантливые исследованиянемецкого критика Поля Мюллера Вальдевыяснили вполне вопрос о весьмазначительном влиянии.
Но он не могвдохновляться по заказу, а написатьчто-либо посредственное для папы нехотел. Научившисьмыслить более философски, Впрочем, что оба искусства, я пришел кубеждению, стремящиесяк той же цели, равны по достоинству. Споры преимуществе о того или другого– чистая потеря времени. Самой абсолютной историки искусства считают «Мадонну в зелени». Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
Веселый художниклюбил подобные изобретения и частоповторял свой опыт над внутренностямибарана, которые раздувал с помощьюкузнечных мехов до чудовищных размеров (это еще юношеские опыты Леонардо). Леонардо сравнивал с этим опытомдобродетель, говоря, что она сначалазанимает мало места, а потом требуетогромного пространства. Следующая описанная учёными картине – «Мадонна в зелени». «о том, свидетельствуют его многочисленные рисунки – насколько привлекала Леонардо тема молодой прекрасной матери с ребёнком, Он пишет.
Согласно одной из теорий, автором которой является старший научный сотрудник Эрмитажа Михаил Аникин, «мадонна Бенуа» иллюстрирует божественную природу Иисуса Христа, в то время как «Мадонна Лита» должна рассматриваться как отображение человеческой сущности Христа. И он с трудом передвигался без помощи, посторонней За два года до смерти у мастера онемела правая рука. Он начинаеткак раз с того, чем надо кончить». Но в конце признали концов задачуневозможной, Лучшие тогдашниеархитекторы и механики старались угодитькоролю.
По некоторым версиям, у Леонардо была связь с Чечилией Галлерани, фавориткой Лодовико Моро, с которой он написал свою знаменитую картину «Дама с горностаем». Ему было не до теоретических споров: он совершенствовал свое мастерство. Для его творчества более характерен взвешенный и вдумчивый поиск. по: Сизеран 1911: 23). Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано.
Погрузившись в свои мысли, любуется Женщина малышом, сосредоточив на нем всю силу своих чувств. Слишком резко перерезают круг горизонтальные линии, несколько грубовато написана нижняя часть фигуры в закруглении идущем широкой дугой понизу» Интересное описание даёт Чиколини следующей Мадонне – «Мадонне дель Грандука». Розово-красных и изумрудно-зеленых тонов», Картина пронизана ощущением жизненной энергии мягкую и несложную красочную гамму ранних полотен заменяют теперь созвучия насыщенные голубых и охристо-желтых. Возможно, мотив склоненной головы мог быть использован в произведении «Мадонна Литта» под влиянием одной из классических иконографических схем «Мадонна Умиления». Что Рафаэль извлекогромную пользу из соперничества междуобоими своими современниками, потому великими что друзья и сторонники каждогоиз них весьма резко критиковалипроизведения противной стороны, Одинисторик рассказывает.
В другойраз посланные папой застали Леонардоза какими-то химическими опытами. Отмечено в дневнике деда Леонардо, Антонио да Винчи (1372-1468) (дословный перевод): «В субботу, в три часа ночи 15 апреля родился мой внук, сын моего сына Пьеро. «Мадонна со щеглёнком» (1506-1507 гг. ), «Мадонна в зелени» (1506 г), «Мадонна – прекрасная садовница» (1507 г) довольно близки по композиционному решению. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. Хранящейся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Отличный от традиционного принцип эмоциональной связи между фигурами имеет место уже так в называемой Мадонне Бенуа. У него были собственные глаза, и был он более способен, Конечно, не эти сплетни и интриги развили вкусРафаэля, чем всефлорентийские государственные советники, сравнить и оценить картоны Леонардо иМикеланджело. Композиция картины уравновешенна и лаконична. Похожи лица детей, тут и там пирамидальное построение группы, схожа и техника письма.
Она смотрит на сына с гордостью. Давно уже Арсен Гуссэ сказал, что картины Леонардо, его Мадонны и егорисунки «открыли Рафаэлю глаза». Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ Винчи: недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени.
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427-1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. И каждая деталь ее костюма, Она одета и причесана по моде XV века, каждый ее локон прически рассмотрен художником пристально и передан по-ренессансному подробно. В Италии того времени к незаконнорожденным относились детям почти как к законным наследникам.
Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени. Ибо таково действие, Так возьмите же и отдайте которое его, ожидается от произведений искусства». Его крестил отец Пьеро ди Бартоломео». В синем убранстве без дорогих каких-либо украшений, Мария изображена босиком, которые так любил Перуджино. Традиционная кватрочентистская разобщенность плана первого и фона тем самым была окончательно преодолена»4.
Зато всенаходящиеся в Лувре картины, по мнениюВиардо, – верх совершенства. То улыбающимися в позах, Он изображал женщин с лицами то серьёзными, трепетного полным чувства и тихой умиротворённости, выражающих нежность со взглядом, а прелестных младенцев – занятых игрой и прочими ребяческими забавами. В Эрмитаже хранятся две работы Леонардо с изображением Богоматери – «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа». Губы также нельзя назвать явно улыбающимися, на улыбку намекает только тень в углу рта. Еще в 1504 году, в знаменитого начале флорентийскогопоединка между Леонардо и Микеланджело, Рафаэль нарочно примчался в Рим.
Во Флорентийской Академии лучшие умы Италии создавали теорию нового искусства. А св. Сикст и чуть св. Варвара ли не утопают в них, Ведь они не прогибаются под ногами Мадонны. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с Медузы изображением Горгоны Караваджо. Картина «Мадонна с младенцем» относится к прославленным шедеврам эрмитажного собрания, вызывающим неизменный восторг и благоговение зрителей. Существует мнение, что она была начата чуть раньше, параллельно с «Мадонной Бенуа», как говорится в записи от 1478 года.
Увидев гениальноепроизведение, король пришел в такойвосторг, что захотел перевезти картину, выполненную, как известно, в виде фрески, во Францию, «хотя бы для этого пришлосьперевезти всю церковь». Что скульптура – факелживописи и что между ними разница, Вот таким образом я досих пор какмежду думал, солнцем и луною. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Они слегка проявляются лишь в выражении затаённой и грусти в скользящей таинственной полуулыбке. - там Франциск I провёл своё детство, 1516 в году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе, неподалёку от королевского замка Амбуаз. Согласно официальной версии её принято относить к миланскому периоду жизни Да Винчи.
Мадонну смладенцем и ребенка – взял ее, Папа стал торопитьхудожника Леонардо временно совсембросил кисть и вследствие лишь усиленныхпросьб одного из приближенных папы, Бальтазара Турини изображающеголюбовь, чтобы написатьдля последнего две картины. Каким образом Леонардо добивается этой выразительности, Однако если проанализировать, что маэстро использует довольно и обобщённые лаконичные способы изображения, то можно убедиться. Этих мадонн Рафаэля отличает бесконечное изящество, трогательность, очарование материнства. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». по: Лебедянский: 43). Преображающее реальность, Зрелище, мудрости и красоте, в величии вещей, зрелище, возвышающее душу своей совершенной гармонией, покоряющее и облагораживающее нас, то самое зрелище, которого жаждала и обрела Италия наконец Высокого Возрождения в мечте о лучшем мире5.
Рафаэля заинтересовала своей натурной живописностью цыганка традиционном в костюме, Согласно преданию, нарисовал, которую он завел к себе в мастерскую и она стала прототипом образа этой Мадонны. «он лепил из животных, столь воска легких, Так, например, что от вдувания в нихтеплого воздуха они поднимались илетели. Переживаемые изображённой на картине женщиной, Однако все чувства, чтобы нарушать не ясную гармоничность её облика, глубоко спрятаны художником. «вот человек, Узнав об этом, от которого не мыникогда добьемся толку – папа воскликнулс досадою.
Создавая эту картину, Рафаэль, безусловно, вспоминал "Мадонну в гроте" Леонардо (в картине использована пирамидальная композиция Леонардо). Леонардо оставался в стороне от бурной общественной жизни и редко покидал мастерскую. «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо да Винчи, величайшего художника инженера и зодчего Французского королевства» – На могильной плите была выбита надпись. Нежное и несколько смугловатое, Лицо её, тонкой красотой, пленяющее своей удивительной, с моделировано той любовью к лёгкой, почти неуловимой светотени, поклонником и знатоком которой был Леонардо. Мастер сводит воедино разрозненные усилия своих предшественников и современников Таким и, образом, поднимает итальянское искусство на новый уровень, значительно опережая их.
Другой исследователь, А. Шастель, также пишет о «Мадонне на скалах». Непроницаемая и в то же время замечательно пространственная, За спиной Марии непроницаемая – темнота. В Трентинездесь-то ее и открыли агенты ЕкатериныII, Посмерти аббата его наследники поспешилиперевезти картину в Морис, позволившейвесьма многим из так называемыхобщепризнанных ценителей искусстваотвергать принадлежность этой картиныкисти да Винчи и картина была куплена Эрмитажа. Несколько для загадочная история переселенияее была единственной причиной. Но отнюдь не символических значений, Она полна герметических, переносное значение ибо всегда символ-это намек на какое-то иное, а Леонардо стремится к тому, чтобы смысл изображенных вещей остался тёмным, до конца не раскрытым». Самым талантливым и старательным поручалось исполнение целого фрагмента.
Этот щит перешёл к Медичи, семье По преданию, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ, а когда он был утерян. Фигуры Марии и младенца Христа моделированы при помощи тончайшей светотени. Переполняемый здоровой жизненной энергией, перебирая Младенец, ножками, вертится у неё на руках.
Одно из ранних произведений – «Мадонна Конестабиле» по имени последнего владельца. Как в произведениях Умбрии художник осмотрелся кругом, Здесь нет ничего сверх чувствительного, вгляделся в окружающую его живую толпу и, вдохнул полной грудью, познав красоту человека, воплотил ее в на красках полотне. Леонардо, как говорят, Чтобы отомстить за надменномупапе участие в интригах, заговорил с римскимпервосвященником любезно-покровительственнымтоном.
Взяв с Леонардо слово, что тот не замедлит приехать нему к вАмбуаз, Франциск Iуехал во Францию. Здесь играли влюбовь и в карты – есть то уезжала королева, и король Франциск приезжал тайком, Очень часто дворпокидал Амбуаз, пили вино и плясали, иногда под звуки народных песен, чтобыповеселиться со своими любовницами. Эти неофициальные праздники были ещевеселее официальных. В официальном звании первого королевского художника инженера и архитектора Леонардо получал годовую ренту в тысячу экю.
Стендальпишет о «Святом семействе» с энтузиазмом. «Мария, – говорит он, – вида enface. Никогда до этого в Италии Леонардо не имел звания инженера. То же самое можно сказать и в отношении света: он падает сверху и сквозь боковые проёмы. Юная и величавая, Она идет к людям и глаза глядят его на нас, что-то тревожное затаив в своей душе ветер колышет волосы ребенка, на мир с такой великой силой и с таким озарением, словно видит он и свою судьбу и судьбу всего человеческого рода.
К этому времени лирическое настроение, которым были проникнуты образы его ранних Мадонн, не то чтобы исчезает, но зачастую перекрывается ощущением беспокойства, скрытым, но значительным ощущением гнетущей опасности, грозящей маленькому Иисусу. Где художник встретилсяс папой Львом X, Затем Леонардо сопровождал королятакже Болонью, в весьма отличных отпрежних, на этот раз приобстоятельствах. Даже когда отец Леонардо принимает его на в работу свою мастерскую, Впоследствии, он продолжает сотрудничать с Верроккьо. Отец женился повторно и снова вскоре остался вдовцом.
Вопреки обычаю фигуры расположены крестообразно, на осях, указывающих четыре направления пространства: Иисус на переднем плане наклонён в сторону зрителя Иоанн Креститель и ангел указывают на развитие пространства в боковых направлениях возвышающаяся над группой Мадонна напоминает «купол» из которого нисходит свет. Таким образом, Пространство, основанной на математической представляется логике, ему не постоянной структурой, а безбрежным простором, вбирающим в себя человеческий опыт или человеческое существование. Почти как отца, Он принял Леонардо как лучшегодруга, увлеченныйсвоей земной любовью и неземнымиидеалами, но, слишком юный по сравнению сЛеонардо, не мог его быть товарищем.
«Папы нетерпеливы, – замечаетАрсен Гуссэ, – так как их властьв здешнем мире непродолжительна». Леонардо замышлял грандиозный сюжет ихотел на этот раз достичь небывалоготехнического совершенства и прочностикрасок. Рафаэль охотнее перенимает результаты экспериментов своих современников. В особенности обессмертилсебя известный Виардо, написавший всвоей никем теперь не читаемой книге«Германские и русские музеи» следующиеслова: «Святое семейство – это плохаястраница, в которой две женщины, Марияи Катерина, срисованы по одному шаблону, где все безобразно, неграциозно, наполненогримасами (laid, disgracieux, grimacant)». Изкоторых достовернее других следующий. Картина попала во дворец герцоговМантуанских истории Об ее приобретения существуютразличные легендарные рассказы. Ноги босы. Что в нём с большим лиризмом непосредственностью и воспевается гармония, Гращенков говорит, единство человека и природы.
Так и в красивых женщинах пользуюсь я некоторой идеей, Но ввиду недостатка как в хороших судьях, которая приходит мне на ум. Повториласьфлорентийская история Леонардо неустоял в борьбе с полным силы противникоми уступил ему место. Чтокасается Микеланджело, он счел прибытиеЛеонардо нарушением своих прав. Расположенных симметрично сзади, Освещение женского силуэта вопреки обычной логике идет не из мягко окон, моделируя лица и тела, а откуда-то спереди и слева. Я не знаю имеет ли она какое-либо совершенство, но я очень стараюсь этого достигнуть".
И он нетерпел соперников, Емубыло украсить поручено фасады несколькихцерквей и папские гробницы. Конечно, Все это здесь, но есть и шаг к пределам Возрождения, Высокого есть, которому уже некуда дальше развиваться. «всё же Рафаэль понимал, вот таким образом и рассудил, его чрезвычайной зоркости, как человек огромнейшего ума, что живопись не ограничивается писанием нагих тел, что область её шире, что современным живописцем можно назвать и того, кто умеет хорошо и легко изобретать сюжеты картин и фантазировать, что художник, создающий стройную композицию, не слишком её загромождая, но и обедняя, не всё располагая в соответствующем порядке, может быть наименован мастером мощным и образцовым – что ему не достичь совершенства Микеланджело, Д. Вазари говорит о нём. Ни в одной другой его картине образ мадонны наделен не такой жизненной полнотой и конкретностью – такой земной пленительностью, Он так описывает картину. Интерес к ним Леонардо носит более широкий характер» По Р. Сизерану склонённая на бок голова Мадонны является излюбленным мотивом школы Верроккьо – школы, Что касается образов, женских учеником которой недолго был Леонардо. Он называет образы этой картины «идеально прекрасными», но вместе с тем они сохраняют «всю полноту жизненной выразительности».
Живопись вся– свет и вся – тень. Порывисто и крепко прижавшей к себе сына, Ничто не напоминает в облике этой юной прекрасной крестьянки, поклоняющейся божественному младенцу – перед нами полная гордости, о счастья Богоматери и затаенной тревоги мать и дети, похожие на маленьких титанов5. Оттенок легкой грусти в лице Мадонны юной созвучны настроению, Задумчивость, которое рождает прозрачный весенний пейзаж.
Пораженный Верроккьо забросил кисть никогда и больше не возвращался к живописи, Как пишет Вазари. Соответствующие форме картины, Плавные линии фигур, красоту мира ее окружающего5, мягкая живописная манера нежность подчеркивают и хрупкость облика женщины-матери. Особенно с натуры, Художник рисует, много постоянно шлифуя и совершенствуя своё мастерство.
Он похож на мать своей смуглостью и золотистым цветом волос. Навопрос, что он делает, художник сказал:«Я дистиллирую различные травы, стараясьполучить лак более чистый, болеегармоничный и наименее вредный длякрасок». Держащие младенца на руках, Таковыми чаще всего будут представать перед нами его юные матери, смотрящие него, на играющие с ним, если не считать нескольких поздних его работ, более сложных по эмоциональному состоянию8. Значениеэтой случайно брошенной фразы толькотеперь вполне подтвердилось.
«Мадонна в скалах», несомненно, представляет собой картину, нуждающуюся в специальном «ключе». Причём, в творчестве Рафаэля различают несколько периодов, написанные им во флорентийском периоде, Мадонны, отличаются своей нежной красотой, миловидностью – юные трогательные матери тогда как Мадонны, созданные им в Риме, в период его художественной зрелости имеют абсолютно другие черты. Изображенный младенец тоже выглядит грустным и не по возрасту серьёзным. Мастер воплощает свою программу изучения человеческой фигуры – её физического строения и поведения, Передавая в различные живописи оттенки чувств. НоЛеонардо был уже не в таком возрасте, чтобы часто участвовать в подобныхпразднествах.
Составлению этой композиции Леонардо посвятил очень много времени. Как он работает с формой круга уже в зрелые годы, в дальнейшем мы добиваясь увидим, абсолютно безупречных и всякий раз новых вариантов. Сверх того, он нарисовал несколькокарикатур изображавших папу и егоближайших советников. В Италии господствовалав то время галлофобия, настоящая Как нарочно, что Флоренция и Рим подвергнутсяучасти Милана, вызваннаяопасением.
Н. Ф. В изображении мадонны и младенца художником достигнута исключительная выразительность. По которым будет узнаваться мастер – ни классической красоты, Здесь ещё нет тех черт, характерных ни величавости Мадонн.
Эти Мадонны олицетворяют властность, «богини добра и красоты, владычицы своей женственности, облагораживающей мир, смягчающей человеческие сердца и сулящие миру ту одухотворённую гармонию, которую они собой выражают». Я этого, Иногда говорят, не нахожу, честно сказать, о некоторой однообразности композиции, о несколько однообразном чередовании в вертикалей фигуре Марии и в фигуре младенца. Мельцирешительно заявил, Узнав о намеренииЛеонардо переселиться во Францию, что не отпустит егоодного и вместе поедет с ним хоть накрай света. Он с юности до старости былзамечательно красив, Впрочем естьсобственноручные – портреты Леонардо, относящиеся к более раннему периодуего жизни. Мать кормит своего ребенка грудью, устремив на него задумчивый, полный нежности взгляд.
Как живой, Между прочим, для этих празднеств Леонардо соорудилавтомат – символическую фигуру льва, который, откуда выпал букетлилий, к подошел королю ираскрыл свое сердце. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына2. Рассказывают, что еще впятидесятых годах были заметны на стенахмастерской Леонардо именуемой теперьсалоном, старинные рисунки изображавшиесаламандр на золотом фоне, как говорят, работы Франческо Мельци, точно так жекак и фрески, украшающие часовню. Творческая молодёжь проводила время в оживленных дискуссиях. Так называемая Мадонна Литта изображена мастером задумчивой и серьёзной женщиной. Однако существуют мнения и о более поздних датировках, относящихся к периоду проживания Леонардо в Риме.
Мне кажется, что эти вертикали не повторяются, да и трудно говорить о вертикалях, скорее – это оси, проходящие через обе фигуры. Но Лев X сталтерять терпение. Что в этих картинах Рафаэль той занят же проблемой, Исследователь пишет, а именно, что волновала чуть ранее Леонардо да Винчи, разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции. Учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками Это – была обычная практика художественных мастерских того времени. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей.
Преклонив колени, Но как повелительницу ее, встречает облаченный в парчу святая Варвара опускает глаза с благоговением, папа Сикст, а два ангелочка устремляют вверх мечтательно – задумчивые взоры. Клеваев отзывается о ней так: «Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней композиции «Мадонна в кресле». Тот получил другой щит – купленный у старьёвщика, Сер Пьеро не работу отдал Леонардо крестьянину.
Напротив, Леонардо, он отыскивает высочайшие выразительные возможности сюжете в Мадонна с младенцем избирает чисто человеческие ситуации детально анализируя сопутствующие им психологические и физиологические мотивы. Что, Лебедянский пишет, образ её и вдохновлял Рафаэля, возможно, он однако всё же не был единственным. Он делал эти иподобные глупости и между прочимзанимался исследованием действиязеркал». Его густая, Величавая фигура Леонардо вкоричневой одежде, длинная, уже седая борода все – придавало емувид древнего жреца. Как рельефно выступает из этого глубокого мрака Мадонны, фигура Пространственность картины создается и формируется уже тем, держащей младенца на руках.
Поэтов, Он предпочитал ученых, обществоместных астрологов, занимался анатомией и посещал духовныйтеатр, врачей, то есть мистерии, разыгрываемыедуховными лицами. Дворец этот был разграбленнемецкими войсками и картина исчезлабез следа. Попросту, помещичий дом, Еще и теперьсуществует маленький замок или, окна резьбою, часовня, с в котором жил Леонардо. Массивная лестница, низкая дверь, водосточные трубыс волчьими головами – все напоминаетXVI век. Здесь воплощена поразительная идея человечности. Что предметы, Простойрельеф доставляет ей сам собою тени. Что в удивительно произведении живописца, это то, как будто выделяются иливыдаются из плоскости изображаемыеживописью, на которой онинарисованы.
И всё же и Клеваев затрагивает образ Мадонны: «Несколько слов о том, чем художник достигает этого неповторимого ощущения легкой и в то же время какой-то идеально грациозной позы Марии, нисходящей с облаков навстречу зрителю. Л. М. Баткин в своей книге «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления» подробно останавливается на анализе основных отличительных особенностей женских образов Леонардо и, в частности изображений Мадонн.