Ватиканский цикл Рафаэля начинается с фрески, носящей название «Диспута». Но не заимствовал, Он учился, а во все приобретенное вносил свой собственный стройный не порядок, подражал. Вся его жизнь – одно стремление, но не бесплодное: «Он умел делать то, что хотели делать другие». Другая как будто готова подняться и простереться над небом и землею, Одна рука с младенца могуществом вседержителя оперлась на колено.
Я сел на софу против картины и просидел целый час, смотря на нее. Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи. Как и следовало ожидать, она отвергла этот неуместный подарок. (В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке). Щедро оплачивая все расходы, в предместьях Рима он снял для своей возлюбленной виллу, садовников и экипажи, включая слуг, он осыпал ее разодел драгоценностями, в дорогие наряды, превратив простую дочь пекаря в блистательную принцессу. Спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мерная, постоянная, не могущая уже возмутить ясности душевной – то есть на нём нет выражения понятного, На лице её ничего не выражено, в каком таинственном то соединении имеющего определённое имя но в нём находят, всё.
Здесь, как и в других картинах, Рафаэль утверждает духовную красоту и величие человека. Наконец (что не менее досадно), она, так сказать, теряется между другими картинами, которые, окружая ее, развлекают внимание: например, рядом с нею стоит портрет сатирического поэта Аретина, Тицианов прекрасный, но какое соседство для Мадонны. Голубыми далями, Особенно поэтичен и пленителен пейзаж с цепью заснеженных гор, свежей зеленью лугов, тонкими хрупкими разливом деревьями, реки, по которой скользит маленький челн. Юное создание с ангельским личиком имело порочную натуру. Жениха.
И в жизни Рафаэля, видимо, не было жестоких кризисов и изломов. Пастухом же оказался ее жених Томмазо Чинелли. Безусловно, Одних имен, но при условии знания того немногого, недостаточно для постижения всей грандиозности таланта этих мастеров, что рассказывается в масс-медиа, можно представить и заслуги Микеланджело и Леонардо.
Здесь городские юноши участвовали в игре, называвшейся «Аита». Он был богат и вел широкий образ жизни, предаваясь всевозможным удовольствиям. Если она не может позволить себе просто так принять от него сей скромный дар – не растерявшись, Рафаэль, Тогда тогда пусть купит его, предложил. Как-то раз, когда Агостино заглянул к ней, она обольстила его и тут же доверительно поведала о домогательствах надоевшего ей пастуха. И в самом деле, это не картина, а ведение: чем долее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то не естественное происходит.
Он изображает папу Сикста IV. Именно во Флоренции в творчестве молодого урбинца впервые начинают ноты вторгаться драматизма. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и лёгкостью, передала холсту то чудо, которое во внутренности её совершалось. Все это время она не переставала тайно видеться со своим бывшим женихом Томмазо. А вот Санти исключением, оказался Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти). Не раздумывая, художник протянул ожерелье девушке.
Очерчена замкнутой линией, Кастильоне Фигура собрана, руки, огибающей плечи, соединённые в ладонях между собой. Украшенная рельефным орнаментом с крылатыми грифонами, Золоченая рама, очевидно, по исполнена, рисунку самого Рафаэля. Тельце мальчика располагается под тем же наклоном, что и голова его матери. Я увидел ее издали, с пудреною головою, что перед нею торчала какая-то фигурка, что эта проклятая фигурка еще держала в дерзкой своей руке кисть и беспощадно ругалась над великою душою Рафаэля, которая вся в этом чудесном творении – увидел, в первое мое посещение я даже не захотел подойти к ней.
Первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), в центре мудрецы – Платон и Аристотель, второй – приверженец земного (он указывает в пол). К концу своего пребывания в мастерской Перуджино Рафаэль преодолевает гипноз учителя и осмеливается вступить с ним в своего рода соревнование. Сколько существует вариаций на эту тему неизвестно. Не только молодость и щедрость герцога с вместе красотою герцогини возбуждали общую радость. Он неожиданно встретил девушку, Прогуливаясь по берегу Тибра, говорят как в таких случаях, которая покорила его, с первого взгляда.
Намаявшись за день на лесах, Как-то под вечер, размяться чтобы и отдохнуть, Рафаэль, спустился к реке. Однако только после переезда во Флоренцию в 1505 году Рафаэль окончательно преодолевает отсталость и провинциализм своих первых учителей и погружается в кипучую творческую атмосферу передового искусства. В каждой капле видит росы образ божества, Один отражает в себе целый мир с его заоблачными сферами, каждым своим движением хотел бы повелевать миру и богам, в каждом дуновении ветра слышит небесную гармонию другой чувствует мощь лишь в самом себе. «Мадонна с Младенцем» – одна из самых ранних работ исполненных итальянским гением Рафаэлем. И мысль, Он сравнил свое подражание с оригиналом, он что его обезобразил, что он не понял великого, что оно для него недостижимо, убила его. Проявляемые небом, Cколь велики милость и щедрость, которые оно обычно в течение долгого времени распределяет между многими людьми, когда оно сосредоточивает иной раз в лице одном бесконечные богатства своих сокровищ и все те благодеяния и ценнейшие дары, ясно видно на примере Рафаэля Санцио из Урбино, чьи выдающиеся достижения ни в чем не уступали его личному обаянию. Что в ней заложено и роднит её с тогдашним гуманистическим идеалом абсолютной личности, Он раскрывает в своей модели всё и лучшее значительное.
Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком Святое (Мадрид, Прадо) семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици) – пределла с аллегорическими изображениями Веры, 1507-1508. Трудно вообразимых для одного человека, в последние годы жизни Рафаэля его деятельность размаха достигает и диапазона. Наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, Это мир, земной более красотой, светской, большим великолепием, праздничностью. Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Такой земной пленительностью, Ни в одной другой его картине образ мадонны не такой наделен жизненной полнотой и конкретностью. Надобно признаться, что здесь поступают с нею так же почтительно, как и со всеми другими картинами.
Чтобы преодолеть сухой параллелизм Здесь направлений, Рафаэль впервые пробует свои силы в излюбленных Леонардо да Винчи диагоналях. Отсюда несходство их личной жизни. Что душа распространяется какое-то трогательное чувство величия в нее входило неизобразимое было для нее изображено, я был один вокруг меня все было тихо сперва с некоторым усилием вошел в самого себя потом ясно начал чувствовать, где только лучшие в минуты жизни быть может и она была там.
Глаза широко раскрыты и в них неуверенность, беспокойство, страх. В 1504 году Рафаэль покидает мастерскую Перуджино. Рафаэль не томит нас своими тайнами, в отличие от Леонардо, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с не ним, сокрушает своим все видением. Так же Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти. В глазах ее нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для нее уже нет случая все совершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное.
И при всем том он остался Рафаэлем. Однообразие которых лишь чуть легким нарушено наклоном головы Мадонны, Этому перуджиновскому настроению вполне соответствует композиционная структура картины – простые параллельные вертикали фигур Мадонны и младенца. Фауст хотел познать все тайны земли и неба. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев).
Многочисленные варианты которого заслужили ему непреходящую и всемирную славу и прежде всего сказалось это в создание им нового типа изображения Мадонны с младенцем. Особенно поэтичени пленителен пейзаж с цепью заснеженныхгор, голубыми далями, тонкими хрупкимидеревьями, свежей зеленью лугов, разливомреки, по которой скользит маленькийчелн. Спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство, уже перешедшее за границу земного, следовательно, мирное, постоянное, не могущее уже возмутить ясности душевной – то есть на нем нет выражения На понятного, лице ее ничто не выражено, в каком-то таинственном соединении имеющего определенное имя но в нем находишь, все. Добиться максимальной раскованности – и создаёт серию мадонн, Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, где тема решается жанровая как сцена. Где расположена фигурка младенца – Иисуса и здесь Рафаэль применил свой приём справа, ласкающие взгляд линии пологих холмов, мягкие, преобладают по которым тут и там разбросаны привлекательные купы кустарника.
Вдохновение не приходило – что Рафаэль, Сказывают, долго не знал, натянув полотно свое для картины, этой что на нем будет. Именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской», Картина «Мадонна в зелени» изображает апокрифическую встречу между Иисусом младенцами и Иоанном Крестителем. Ее флорентинское происхождение доказывается несомненным влиянием Леонардо да Винчи. Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны. При переводе живописи с дерева на холст обнаружилось, что вначале Рафаэль изобразил в руке мадонны гранатовое яблоко (как в рисунке Перуджино), которое позже заменил книгой. Он, увидев, можно сказать, святыню оскорбляет воспоминания – я хотел купить себе в Дрездене этот эстамп но, Не видав оригинала, не захотел и посмотреть на него. Вот таким образом в «Афинской школе» отдельные мотивы и группы резче характеризованы, типы и жесты индивидуальней, выразительней. Когда в Италии, Лишь позднее понятие это получило более широкий смысл и стало обозначать эпоху, оппозиционная феодализму, затем а и в других странах сформировалась и расцвела, культура.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». Но соедини ее с творчеством, Не отвергай духовную мудрость старика, красотой искусствами, чувствами, с любовью прекрасных земных женщин и в этом вторая мудрость жизни. На деле этого не увидишь, Святой Сикст и мученица Варвара – перед которыми совершается видение, это Те, стоят также на небесах. Старик и девушка стоят лицом к лицу в метре друг от друга.
Самым известным произведением великого Рафаэля Санти является «Сикстинская мадонна». Вот то, что думал я в те счастливые минуты, которые провел перед Мадонною Рафаэля. Во взгляде Младенца присутствует серьезность, придающая недетскую глубину Его образу.
Ни мощью второго, Он не обладал интеллектом ни первого, много и напряженно работал, но был счастливым учеником. Рассмотрим картину. Это воспоминания о раноумершей матери. И вот таким образом период этот сохраняет для нас великую в цену, мадоннах это чувство выразилось с всею полнотой.
Сделка не только состоялась, но и оказалась для Рафаэля куда более «выгодной», чем он ожидал. Плавных линий контуровфигур Марии и Христа, безмятежности Ощущение игармонии усиливается благодаря спокойномуритму мягких. Здесь душа живописца, без всяких хитростей искусства, но с удивительною простотою и легкостью, передала холстине то чудо, которое во внутренности ее совершалось. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок.
Взамен всего у него одна сила, но зато сила необъятная, – это сила воображения. Но, перебравшись в роскошный дворец, лукавая дева изменила свои намерения. «Мадонна Конестабиле» являетсяпервой картиной Рафаэля, которую мывидим в России, в Эрмитаже.
Каково содержание Сикстинской Мадонны. Здесь, Здесь прошли его юношеские годы, он с познакомился Рафаэлем, возможно, дружбу и любовь к которому он сохранил до конца своих дней. Некогда могущественнейшие силы средневекового мира – и империя папство – переживал глубокий кризис. А. Варшавский пишет: четыре года проводит во Флоренции Рафаэль.
Он погружен от юных лет в свои рисунки и картоны. На нём и сосредоточена основное внимание художника. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
И в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, Вообще же таинственность леонардовского не полумрака соответствует природе Рафаэля, к дневному свету к ясным пластическим операциям. Рафаэль учился от колыбели до могилы. Ему почти некогда говорить, некогда написать письмо. И в самом деле, Она не поддерживает младенца, как одушевленный престол божий, эта Богоматерь есть не иное что, чувствующий сидящего величие – но руки ее смиренно и свободно служат ему престолом. Высокие духовные предписания будут опорой неопытной душе на всем жизненном пути.
Она маленькаяи могла бы казаться иконой, если бы нефон – природа, что сразу превращаетиконописный вид Мадонны в портрет юнойженщины эпохи Возрождения исполненнойтишины и грусти, что соответствуетпустынной местности – озеро с едва зеленеющими склонами холмов, с тонкимидеревцами без листвы еще, вдали заснеженныевершины гор. Он развивался последовательно и плавно, усердно работая, внимательно усваивая опыт учителей, вдумчиво изучая античные памятники. 1503: Распятие (Лондон, Национальная галерея) части пределлы Чудо св. Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». Рафаэль был почти в отчаянии – юное создание не свободно. Но не с помощью дьявола, Рафаэль предпринял тоже такой полет и он достиг своей цели и принес миру новые вести и светлые видения, а с помощью религиозного вдохновения красотой.
Это удалось. Кружившихся в небе, Из множества душ, младенческих становится младенцем, одна материализуется. В буквальном смысле, Ненасытная Маргарита, доводила до изнеможения изматывала его, оставаясь постоянно при этом неудовлетворенной. Ранняя весна.
И в этом нахожу я главную красоту Рафаэля картины (если слово картина здесь у места). И архитектором и монументалистом и мастером портрета и мастером декора – как истинный сын Возрождения, Рафаэль, как был Леонардо, если и не столь универсальным, то все же очень разносторонним художником. В этом, может быть, сказалось уже то необычное искусство, о котором подробно писал Леонардо : «Художник, знакомый с природой нервов, коротких и длинных мускулов, будет хорошо знать при движении тела, сколько нервов и какие были тому причиной и какой мускул является причиной сокращения этого нерва и какие жилы, обращённые в тончайшие хрящи, окружают и включают в себя названный мускул». Острый подбородок, у нее квадратное лицо, аккуратный нос, прямой широко расставленные глаза, короткая верхняя губа. Соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Во Флоренции, Рафаэль учился у них правильному анатомически изображению человеческого тела.
Сблизился с Фра Бартоломео Он впервые серьезно соприкоснулся с произведениями античной пластики, Он почерпнул многое у Леонардо и молодого Микеланджело. Дышит внутренним миром, Его исскуство предельно гармонично, душевной умиротворением, чистотой. Чем обладал, То, так как это непосредственное было чувство души, Рафаэль не мог передать другим и унес с собой в могилу. Он умер, сказывали мне, в доме сумасшедших.
Клубящееся белое облако сверху вниз к несет нам на себе высокую молодую женщину в ярко-голубом плаще. (там же). Которые под его кистью стали символом идеальной Наиболее гармонии известны рафаэлевские мадонны. Прежде всего, мы в театре и перед нами сцена.
Что изображает Мадонну уже нестоящей, Дальнейшего обогащения композиции Рафаэль достигает тем, она поворачивается и нагибается в раз личных позах, а сидящей, как тогда младенец то сидит, то лежит на её коленях. Что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, Поняв, он красиво стал драпировать свои фигуры композиционные приемы Леонардо он соединил с характерными движениями Джорджоне. Рафаэльсумел вырвать образ Мадонны из узкойсферы католических воззрений претворилего и в плоть и кровь.
Пылкий Рафаэль стал умолять прекрасную незнакомку согласиться быть его моделью, на что девушка, потупясь сказала, что не может дать ответа без согласия отца и жениха. «Он занят небом, не землей». Которая подчёркивает рельефную и моделировку лицо, Таким же кругом представляется объём головы с мягкой шляпой. 1504: Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Мадонна Коннестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа (Балтимора, собрание Эпштейна) автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). Немного в глубину сцены слева боком к нам стоит старик с тонзурой в белой длинной рубашке и светло-коричневом саккосе (золотой парчовой мантии) с красным подбоем.
Говорит девушка-прелесть и земля, Живи, увлечениями и разочарованиями, радостями и безумствами, живи жизнью земной ты, рожденный землей. Таковы биографии Наполеона, Галилея. Коричневые, Нежнейшая не уловимая серебристая гамма объединяет тонов чёрные, зеленоватые и белые цвета одежды, серые. Этой простой булочнице было мало и ласк молодого художника и его щедрости. Граф Бальдассаре Кастильоне – дипломат, философ, поэт. А впоследствии многое почерпнул и у Леонардо и у Микеланджело, в самой ранней юности он в совершенстве овладел манерой и техникой своего умбрийского учителя очень Перуджино, рано определившимся путем, но все время шел своим.
С классической ясностью и возвышенной одухотворенностью воплотил жизнеутверждающие идеалы. Одним словом, красавица. Бедный Миллер. Это Сикстова тиара – покинутая границе на здешнего света, Один только предмет напоминает в картине его о земле.
Каждая из которых расположена дугой, повторяя в пространстве полукруглое обрамление арки. Полное воплощение замысла и грация, Здесь весь как Рафаэль, его характеру, только ему свойственная, так и его созданиям. (Т. К. Кустодиева Работы Рафаэля в Эрмитаже). Все произошло совсем как в сказках про принцев и прекрасных пастушек и даже сверх того.
Один раз душе человеческой было подобное откровение дважды случиться оно не может надобно – быть или безрассудным или просто механическим маляром без души и в самом деле, чтобы осмелиться списывать эту Мадонну. Да и стоит ли говорить о том, как щедра на таланты Флоренция. Собственно говоря, «спора» никакого нет, картина является олицетворением неоспоримого догмата христианской церкви – таинства евхаристии. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение (Обручение Марии, Афинская школа). Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) портрет женский (Рим, галерея Боргезе). Он прожил гораздо меньше но успел выразить в живописи, отличие в от Леонардо, все, вероятно, что мог. Верхняя часть полотна, на котором она и написана, с нею верхняя часть занавеса изображенного на картине, загнуты назад следовательно и пропорция и самое действие целого теперь уничтожены и не отвечают намерению живописца – она, Во-первых, для какой готтентотской причины, не знаю, уменьшена.
Это из детства художника. Но, Репродукции некоторых Мадонн я просмотрела, вряд ли заметила присущие какие-то стилевому изменению черты, не являясь специалистом. Слияние человека с природой, покой и равновесие в картине подчеркнуты и формой тондо (круг).
Плавных линий контуров фигур Марии и Христа, Ощущение безмятежности гармонии и усиливается благодаря спокойному ритму мягких. Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Он то настойчиво тянет ручку за корсаж матери, так что ей движением и взглядом приходится его то увещевать, впадёт в некую меланхолическую капризность – игривость, Младенец приобретает невиданную прежде резвость и в улыбке, порой даже черты озорства – и в глазах и в поведении. Он брал у каждого, но он знал больше их всех. Удивительно ли.
Картина «Мадонна в зелени» именуемая также «Мадонной в лугах» и «Мадонной Бельведерской» изображает апокрифическую встречу между младенцами Иисусом и Иоанном Крестителем. Рафаэль Санти родился 6 апреля 1483 года в семье придворного и поэта живописца урбинских герцогов Джовани Санти. Связали его и доставили монастырь в Санто-Козимо, в ту же ночь четверо в масках схватили Томмазино Чинелли, настоятелем которого был двоюродный брат Агостино Чиги. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культур, еще Джорджо Вазари – художник и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г. ) писал о возрождении искусства Италии. Оба вместе – двуликий Янус. В наряде Варвары – все краски картины, но доведенные до максимальной яркости.
Умер Рафаэль в 1520 году. Это небольшое произведение вводит нас в возвышенный и поэтический мир тонких искренних и чувств. Он полон обожания мирного и счастливого, Старик не в восторге, святая Варвара очаровательна своею красотою: значимость того явления, как святость, которого она дала свидетель, её стану какое-то разительное величие но красота лица её человеческая именно потому, что на нём уже есть выражение понятное: она в глубоком размышлении она глядит на одного из ангелов, с которым как будто делится таинством мысли. Справа – геометрия и астрономия, у подножия лестницы - естествоиспытатели, арифметика, слева – музыка грамматика, – представители практических дисциплин. Настроению мадонны созвучна умиротворенность весеннего пейзажа.
Созерцая их, каждый раз как бы заново открываешь для себя Рафаэля. Публичных церемоний, в XV веке итальянцы труда без находили предлоги для празднеств, маскарадов и процессий. Выполненной, Первоначально она была написана на дереве и составляла единое целое рамой, с по рисунку Рафаэля, как предполагают. (там же). Кирилла (Лиссабон, музей) и Чудо св. Кажется, что и материнский плащ, на котором сидит младенец, уже готов соскользнуть с гладкого высокого камня.
Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Не уживавшиеся вместе в свое время, Рафаэль и Микеланджело, существуют неразрывно один от другого памяти в потомства. С границы земли и Рафаэль прекрасно подписал свое имя на картине: внизу ее, глубокая мысль царствует на младенческом лице: не таков ли был и Рафаэль в то время, один из двух ангелов задумчивые устремил глаза в высоту важная, когда он думал о своей Мадонне. Его похоронили в Пантеоне.
С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Украшающие этот классический храм, Статуи и рельефы, усиливают органическую взаимосвязь форм и ритмов архитектуры с человеческими ещё фигурами, более. Проникнутых пафосом радостного жизнеутверждения и глубочайшей гармонией в эпических картинах идеально прекрасной действительности воплотились светлые мечты ренессанского гуманизма о красоте жизни, в величавых образах, новые о представления человеческой истории, о высоком призвании человека и безграничных просторах его духовной деятельности, в которой торжествует не слепой и неумолимый рок, а истина, добро и справедливость.
Окруженный, в стенах последнего находился обширный двор, амфитеатром, наподобие древнего цирка, возведенным, замыслу по покойного герцога, для того, чтобы наблюдать за общественными играми. Это те многочисленные, чаще полуфигурные изображения, где она (Богоматерь) представлена нежно обнимающей дитя, которое отвечает ей своей лаской. Чьё творчество граничит с расцветом искусства Раннего Возрождения в Италии, в Урбино многие работали художники. Которая дышит и вечно будет дышать в этом божественном создании и такова сила той души, скоро как посмотришь на нее со вниманием, что все окружающее пропадает.
Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги. Рафаэля мало привлекала композиция так называемого святого собеседования, По мнению специалистов, в окружении святых и ангелов, где Богоматерь на изображалась троне. «Немая» композиционно почти без всяких изменений следует «Моне Лизе» Леонардо да Винчи: поворот в три четверти к зрителю, полуфигура, обнажённая грудь и плечи, положение рук. Идущей по небесам, в Богоматери, тем более кажется, неприметно никакого но движения чем более смотришь на неё, что она приближается.
Это также варианты одной темы – темы материнской любви, светлой и безмятежной. Любимый и прославляемый всеми, он, наверное, был счастлив. Я смотрел на нее несколько раз но видел ее только однажды так, как мне было надобно.
Занавес раздернулся – приходит на мысль и точно и тайна открылась неба глазам человека, что эта картина родилась в минуту чуда. Варвары. Ватиканские фрески Рафаэля и в первую очередь фрески «Станца делла Сельятура», вместе с «Тайной вечерей» Леонардо да Винчи и Сикстинским потолком Микеланжело – вершина монументальной живописи Возрождения. Это и икона и портрет. Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн.
1515-1516: Сикстинская Мадонна (Дрезден, галерея) Мадонна делла Тенда (Мюнхен, Пинакотека) Мадонна в кресле (Флоренция, галерея Питти) Христос, несущий крест (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, реплика во флорентийской галерее Питти) женщины под покрывалом (там же). Мало того, Этого титула еще никто у него не оспаривал, как ни сильно изменились с того времени взгляды, даже мы не ждем второго Рафаэля, понятия идеалы. Себастьян (Бергамо, академия Каррара) Мадонна Солли (Берлин, музей). Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». Сквозь шарф и платок Варвары проступает крутая полнота ее тела в туго ее охватывающей одежде.
Иоанна Крестителя (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Мадонна Орлеанская (Шантильи, галерея) Мадонна с щегленком (Флоренция, Уффици) Мадонна на лугу (Вена, Художественно-исторический музей) Святое семейство с безбородым Иосифом (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Святой Георгий (Вашингтон, Национальная галерея) Благословляющий Христос (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) Портрет беременной женщины (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Что при всём огромном значении этих воздействий Рафаэль как истинный сын Возрождения, Но также только – потому, создал себя сам, в сущности. Он вскочил: она здесь.
Но не в правилах Рафаэля было отступать. Ранние произведения «Мадонна Конестабиле» проникнуты мягким лиризмом. Это смогло произойти только в ренессансной Италии и только под могучем воздействием Леонардо и Миккеланжело – величайших и творцов мыслителей Высокого Возрождения. Рафаэль обожал свою юную форнарину, как он про себя называл ее («форнарина» – значит булочница). Это прекрасный образ пробуждающейся природы. Она скрепляет образное единство фигур и пейзажа и придаёт всей сцене особо гармонический характер, тондо Форма оказывается внутренне необходимой. Чуть согнутая в колене нога подчеркивает стройную фигуру.
Николая Толентинского – части в пинакотеках Неаполя и Брешиа Воскресение в музее Сан Пауло (Бразилия) Воскресение (Лондон, частное собрание) Св. Имя Рафаэля в мировой истории искусства связано представление возвышенной о красоте и гармонии. Что вся молодежь делилась на две партии, Она заключалась в том, каждый причем старался, нападавшие одна на другую, поборов соперника, перетащить его на свою сторону. Взвился вверх первый занавес. 1507-1508: Положение во гроб (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) Святое семейство Каниджани (Мюнхен, Пинакотека) Святое семейство с ягненком (Мадрид, Прадо) Святое семейство под пальмой (Лондон, галерея Бриджуотер) Мадонна Бриджуотер (Лондон, собрание Эльсмир) Мадонна Колонна (Берлин, музей) Мадонна-садовница (Париж, Лувр) Мадонна под балдахином (Флоренция, галерея Питти) Мадонна Темпи (Мюнхен, Пинакотека) Святая Екатерина (Лондон, Национальная галерея) Автопортрет (Хемптон-Корт) Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро (Флоренция, Уффици). Это из детствахудожника.
Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери. Рафаэль с особенной остротой должен был осознать все бесконечное богатство зрелого искусства Леонардо, После однообразия приемов художественных Перуджино, когда он впервые с ним познакомился во Флоренции. Чрезвычайно поучительно в этом смысле «Обручение девы Марии» (так называемое «Sposalizio», которое Рафаэль написал в 1504 году, непосредственно после того, как Перуджино закончил алтарную картину. Главная группировка дана двумя ярусами. И в самом деле, Она не поддерживает младенца, как престол одушевлённый божий, эта Богоматерь есть ничто иное, чувствующий величие сидящего – но руки её смиренно и свободно служат ему престолом. Общий взгляд на «период мадонн»показывает кипучую деятельность Рафаэляво Флоренции.
Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Однажды он заснул с мыслью о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Гений чистой красоты был с нею. Картины тех лет широко известны (1507г. ). Страх матери перед и неизвестным невозможность навсегда удержать сына около себя и оградить от бед. С 1515: работа над картоном для ватиканских гобеленов. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511511 г. г. ), среди которых безусловный шедевр мастера 151 фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Ясности, в упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального совершенства формы, свойственным классицизму, римскому уравновешенности.
Дева Мария, ласково касаясь щеки Сына своей щекой (такое изображение относится к типу «Мадонны Умиление»), нежно обнимает малыша и с улыбкой что-то говорит Ему. Ни после непревзошел его в изображении Мадонны. То, Благодаря Рафаэлю Италияв это время становится отчизной красоты, так как ни кто до этого, Рафаэль не мог передатьдругим и унес с собой в могилу, чем обладал, так какэто было чувство непосредственное души. В мадоннах это чувство выразилось свсею полнотой и вот таким образом период этотсохраняет для нас великую цену. Через четыре года во Флоренции (15041508) он уже самостоятельно изучает все, что эта высшая художественная школа Италии могла ему дать. Становятся содержательнее, Мадонны Рафаэля взрослеют, которая была вовсе неведома его ранним, наполняются абсолютно новыми силами по-человечески сложной духовной перуджинским жизни, мадоннам. Её рука с книгой указывает вправо вверх, же То двойное движение в фигуре Богоматери – её взгляд направлен влево вниз. Проектировал собор Святого Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме. Будь младенцем, будь ангелом на земле, чтобы иметь доступ к тайне небесной.
Тридцатилетний Рафаэль прибыл на виллу Фарнезина и к приступил росписям ее главной галереи. Его картины Мадонна Конестабиле, Рафаэля заслуженно именовали мастером Мадонн, Мадонна в зелени, Сикстинская мадонна, Мадонна кресле, в приобрели мировую известность. Которые нередко обнаруживаются в тех, Он был от природы одарен той скромностью и той добротой, больше чем у других, у кого некая благородная человечность их натуры, блистает прекраснейшей в оправе ласковой приветливости, одинаково приятной и отрадной для любого человека и при любых обстоятельствах. Но на протяжении всей жизни художника особенно привлекал образ Богоматери, произведений Сюжеты Рафаэль разнообразны. скажем, за десять поцелуев. Другое знаменитое изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»). А окончательно его талант раскрывается, в ранний период Рафаэль в работает родном Урбино, формируется и мужает во Флоренции.
И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. Говорит религия в лице Можно папы-старика избежать, потерь, многих неприятностей, тревог, если следовать путем Бога, его заповедям, его примеру. Широкая свободная темно-синяя накидка в контраст красному и оттеняя его, Красное сердечной платье тревоги, коричневый платок надувается ветром и охватывает мать по пояс и ребенка в единое целое, нежный полупрозрачный шарф на плече. Когда, Природа именно его и принесла в дар миру в то время, она в лице Рафаэля пожелала быть не побежденной только искусством, побежденная искусством в лице Микельанджело Буанарроти, но и добронравием. На вершине лестницы – представители чистой мысли во главе с Платоном и Аристотелем. Иеронима (Ричмонд, собрание Кук) Коронование Богоматери (Ватикан, Пинакотека).
1505: Сон рыцаря (Лондон, Национальная галерея) Св. Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. Такая личность сама по себе подходила органично к представлениям художника об идеальном человеке. А это значит полное царство гармонии, красоты и добра. Плодовитого и уже маститого умбрийского мастера, в году 1500 семнадцатилетний Рафаэль попадает в мастерскую Перуджино.
Мадонна с рыбой Мадонна (Мадрид, Прадо) с занавешенным окном (Флоренция, галерея Питти) Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей) – 1513-1514. Семья Рафаэля не могла похвастаться древностью рода – его предки из происходили небольшого городка Кольбордло близ Урбино и были мелкими торговцами. Серый узкий шарф, зеленая накидка, темная юбка. Где уходящие вдаль вертикали архитектурного пространства замыкаются аркой над фигурами Платона и Аристотеля, Наконец эта связь достигает полного своего синтетического единства в центре композиции.
Излюбленная художником Мадонна лугу на – классический треугольник, Мадонна Конестабиле – композиция в круге – тондо. И портрет. Здесь весь Рафаэль, Это и икона, ему только свойственная, как его характеру, полное воплощениезамысла и грация, так и его созданиям. К ранним портретам Рафаэля относятся работы, созданные до 1508 года – времени появления художника в Риме и начала работ над фресками «Станца делла Сеньятура» в Ватиканском дворце при папе Юлии Втором. Картина во многом еще близка к искусству Перуджино и вдохновлена его рисунком (Берлинский гравюрный кабинет).
Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца. И знакомиться с ним – значит знакомиться с тем, что он делал. Что эрмитажная картина следующий шаг в разработке подобных х композиций, произведений с Мадонной Конестабиле показывает. Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом». Исследователи считали, что он склонен к подражаниям, но сам художник всегда учился – у Перуджино – идеальному типу красоты, у Леонардо – пространственному мышлению, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело. В некоторой робости жеста, в образе Мадонны подчёркнута – кротость в её опущенных глазах, которым она держит младенца.
У Микеланджело пластичности, умению в спокойствии передать ощущение динамичности. Рафаэль представляет здесь мальчика-Христа принимающим крест от Иоанна. Там требовали больше свободы, больше движения. История великого человека бывает историей его времени. Так что прообраз сикстинской святой девы совсем не отличался благочестием. Живописные работы: до 1500 г. – Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке в Читта ди Кастелло.
Свойственное обширной продукции Перуджино, Несмотря на поверхностную слащавость и ремесленное однообразие и ту свободную и привольную постановку фигуры в окружающем гениальный пространстве, ученик воспринял в искусстве своего учителя ту напевность и плавность линий, которые так пленяют в его позднейших, наиболее зрелых композициях. У Перуджино, Он учился у отца, у да Леонардо Винчи и Микеланджело, у Мазаччо и других старых мастеров по оставленным ими произведениям. Зародившись в городах Италии, это обновление захватило затем и другие европейские страны. Не в драматических переживаниях Рафаэля, сила Не в психологических тонкостях деталей, что никто до него не умел так владеть человеческой толпой, а в том, глубиной пространства, ритмом движений. Ему было всего лишь 37 лет от роду. Каждая работа самоценна и мне нравится в любого творчестве мастера именно эта черта, Конечно. Которая всеми исследователями признается одной из первых Мадонна картин, Конестабиле чаще всего соседствует с Мадонной Террануова, созданных мастером во Флоренции.
Этим приемом достигается необычайная гармоничность построения композиции. Сказано – сделано. Может быть, Рафаэль предчувствовал свою короткую жизнь). Выбрав форму тондо (круга), Рафаэль построил соответственно и композицию.
Которые разрабатывались во Флоренции, в Перуджу проникли к тому вести времени о тех художественных проблемах, проповедовавших принципы классического стиля и о новых славных мастерах, – Леонардо и Микеланджело. А также окрестных сел и деревень выдался особенно торжественный день, Ровно четыреста лет тому для назад жителей города. Тема материнской любви была очень близка Рафаэлю – ведь рано он лишился этого блага, Вероятно. Даже с помощью многочисленный он учеников не успевал справляться в заказами папы и римской знати. Политика его не интересует, философия занимает только как предмет изображения.
Те, перед которыми совершается это видение, св. Волосы перехвачены лентами. Рафаэль избегает трагической скованности, Тем менее, не манеры столь свойственной Микеланджело, которая лишает тело свободы движения. Чувство меры и красоты было в нем необычайно сильно. Термин Возрождение (Ренессанс) появился в XVI веке. Это одно из самых ранних егопроизведенийоткрывает галерею этихобразов.
Но жители города, Город Урбино не мог равняться с Флоренцией и Римом в их баснословном великолепии, не никому уступали в усердной службе и преданности своему повелителю, подданные герцога. Хозяин дворца тотчас откликнулся на жалобу Маргариты, внезапным Распаленный везением, пообещав избавить ее от наглого мужлана. Чтобы пройти классическую школу у самих основателей, её в душе Рафаэля пробуждается непреодолимое желание попасть во Флоренцию.
Окончилась его первая жизнь его жизнь, вторая будет продолжаться вечно в его произведениях и в том, что будут говорить ученые в его хвалу – сообщая о смерти Рафаэля, в тот же день один из современников, в его посмертной славе, написал. Ибо его искусство радостное и счастливое. В «Афинской школе» дана, скорее, сумма отдельных, самостоятельных групп – как и подобает самому характеру независимой философской мысли в отличие от соподчинения теологической иерархии. Этот город сохранял верность республиканским и гуманистическим идеалам. Все происходит на небе: оно кажется пустым и как будто туманным, но это не пустота и не туман, а какой-то тихий, неестественный свет, полный ангелами, которых присутствие более чувствуешь, нежели замечаешь: можно сказать, что все и самый воздух, обращается в чистого ангела в присутствии этой небесной, мимоидущей девы. В контраст теологии на противоположной стене представлен триумф философии во фреске, носящей название «Афинская школа».
Чтобы произвести нечто такое и как мало средств нужно было чего живописцу, нельзя истощить мыслию. Нельзя наглядеться. Это движение может быть понято и – иначе как подготовление к тому, Как нередко и на других картинах Рафаэля, чтобы подхватить младенца и перенести его к Иоанну.
Все пространство за ними заполнено синими младенческими головками. Вы не имеете о ней никакого понятия, видевши ее только в списках или в Миллеровом эстампе. Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага.
Оставляющая наполовину открытыми плечи, На ней кофточка, солнечно-желтая у локтей – ослепительно синяя, пышная в рукавах. Благодаря тому, Младенец полулежит коленях на Богоматери и, получается более сплочённая группировка фигур, что Богоматерь наклоняется к нему. Она несет ребенка, чтобы отдать его в жизнь, боль оттого, что не во власти воспротивиться неизбежному, бессилие перед неотвратимым и вынужденное смирение.
Этот роман отнимал у Рафаэля уйму времени и жизненных сил. Она – та идеальная среда, без которой не возможно само существование героев Рафаэля. Лицом к нему, Справа, стоит юная прелестная пухленькая девушка, опираясь на вытянутую левую и полусогнутую правую ногу с крутым бедром. Вот таким образом его привлекла другая трактовка образа Мадонны.
В портретах создал идеальный образ человека Возрождения. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение 151 «Сикстинскую Мадонну» (1513 г. ), символ материнства и самоотречения. Подводя итоги, попытаемся высказать несколько общих соображений. Когда стоящим фигурам заднего плана мощные вторят вертикали архитектурного ордера, Но она становится очевиднее. Она держит на руках полуторалетнего голенького пухлого сына, Прижимая к взъерошенного, себе, толстощекого.
Она – в роли св. С его критическим умом и поэтическим талантом, Микеланджело интересен весь, презрением к с человечеству, его злой иронией, непримиримый и одинокий. Картина во многом еще близкак искусству Перуджино и вдохновленаего рисунком (Берлинский гравюрныйкабинет). Происходящий во всех областях жизни, Переходный характер эпохи, процесс освобождения от средневековых пут и вместе с тем еще неразвитость становящихся отношений капиталистических не могли не сказаться на особенностях художественной культуры и эстетической мысли того времени. Выполненной, Первоначально она написанана была дереве и составляла единое целое срамой, как предполагают, по рисунку Рафаэля.
Опиравшейся на римскую античность, Сам Рафаэль считал себя умбрийской представителем школы. Что она – немая, Вот это глубочайшие знание человеческой природы и умение передать эти средствами знания живописи и определяют тот эффект когда об изображённой с полной уверенностью можем сказать, её речевой аппарат полностью бездействует. Сколько самый момент нового возникновения искусства, Термин Возрождение означал первоначально не столько название всей эпохи, который приурочивался обычно к началу XVI века. Цвет мерцает и переливается в перламутровых отливах наряда Кастильоне, нигде не раздражая глаз диссонансами и небрежными контрастами.
(с. 128). Согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции историки того времени полагали, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической что культуры искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни. Великий Рафаэль родился во Флоренции.
Синего и жёлтого более интенсивных земной в части, Колорит построен на двух главных акцентах, более лёгких – в небесной. Обручение Богоматери (Милан, Брера) Мадонна Диотисальви (Берлин, музей) Мадонна ди Терранова (там же) Мадонна Коннестабиле (Санкт-Петербург, Эрмитаж) Мадонна дель Грандука (Флоренция, галерея Питти) в том же году или немного раньше портреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) Эмилии Пиа автопортрет (Балтимора, собрание Эпштейна) (Мюнхен, Пинакотека) два мужских портрета в римской галерее Боргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн) – 1504. Земное бытие человека, гармонию его духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана, достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. 1510: Мадонна Альдобрандини (Лондон, Национальная галерея) Мадонна Альба (Вашингтон, Национальная галерея). Несмотря на более свободное владение знаниями об этапах творчества Рафаэля, мое отношение к великим живописцам, скульпторам, архитекторам всегда останется на уровне НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ. Композиция делится на небесную и земную часть.
Я решился прийти в галерею как можно ранее, чтобы предупредить всех посетителей. Общий взгляд на «период мадонн» показывает кипучую деятельность Рафаэля во Флоренции. Он добр, любезен, ни с кем не ссорится и никого не защищает. (там же). В глазах любопытство, взгляд младенческий, не совсем осмысленный.
Лучшая из названных работ – венская картина «Мадонна в зелени», которая выделяется красотой идеального типа Марии и плавностью параболических контуров ее фигуры. Как уже указывалось, Сначала связь, эта когда они свободно располагаются на геометрическом узоре и на ступенях, только оттеняет всю неповторимую индивидуализацию живого движения фигур. В другой раз испугал меня чичероне галереи (который за червонец показывает путешественникам картины и к которому я не рассудил прибегнуть): он стоял перед нею с своими слушателями и, как попугай, болтал вытверженный наизусть вздор. Который присутствует в образе девушки, молодой в камерной и скромной Мадонне Конестабиле иная особенность – тонкий лиризм, наивном пейзаже с отдельно стоящими тоненькими, в мягком, едва распустившимися деревцами. Какую душу надлежало иметь, чтобы произвести подобное. В XVI столетии распадавшаяся Священная Римская империя германской нации ареной стала двух первых антифеодальных революций – Великой крестьянской войны в Германии и Нидерландского восстания.
По пейзажному фону, композиционному решению и цветовой гамме имеет сходство с созданными в тот же период «Мадонной со щеглом», «Мадонной Эстерхази» и «Прекрасной садовницей», которые представляют собой своего рода варианты общего мотива – изображения молодой красивой матери с младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пейзажа. К счастью, через год она была найдена в Швейцарии. Однажды он заснул с мыслию о Мадонне и, верно, какой-нибудь ангел разбудил его. Политической и культурной жизни европейских стран, Художник умер в возрасте тридцати семи лет в 1520 г. XV и XVI столетия были временем больших в перемен экономике. «Мадонна в кресле» – самая необычная из мадонн Рафаэля. Странное дело, Но, движения, хотя вся Фигура, взгляд Марии несомненное выражает сопротивление тому негативному началу, которое исходит от Иоанна Крестителя и грозит страшной участью её сыну, хотя она твёрдо стоит и крепко удерживает младенца, наклон его корпуса, протягиваемые им в сторону приятеля руки и ноги создают впечатление, что он устремляется, уже почти летит в зловещий левый угол.
В многочисленных изображениях Богоматери воплотил всю гамму чувств – от безмятежности идиллической до гармонического сочетания тревоги и глубочайшей нежности. Композиционное единство достигается не только общим настроением, но и слитностью силуэтов, объединяющей ролью цвета (зеленого, золотисто-желтого). Что все люди, Вот почему можно с уверенностью утверждать, какие обнаружились в Рафаэле из Урбино, являющиеся обладателями столь же ценных даров, – не просто люди, но, если только дозволено так выражаться, – смертные боги и что все те, кто на этом свете своими творениями свое вписал имя на скрижалях славы, могут в той же мере питать надежду на получение в будущей жизни достойной награды за свои труды и заслуги. Написанного легко, На картине Богоматерь с Младенцем на руках стоит на фоне неба и расстилающегося Нее, позади прозрачно идеализированного пейзажа. Мягкий лиризм этих образов усиливается уже испытанным у Рафаэля – мотивом развернутым пейзажным фоном. «Мадонна в зелени» одна из мадонн Рафаэля, написанная им в 1506 году для друга и покровителя Таддео Таддеи. То же благородство, при той же строгости очертаний – та же грация выражения, невольно я вспомнил Пушкина.
А его первые впечатления овеяны поэтической красотой скромного, Детские и юношеские Рафаэля годы прошли в окружении искусства, как бы омытого чистой голубизной горного воздуха пейзажа Урбино. Пирамидальную композицию плавность контуров пластика и объемов составляют основу их изобразительного языка, Во всех трех картинах фигуры группируются в восходящую к Леонардо. Микеланджело, Леонардо. Одна рука младенца с могуществом вседержителя опёрлась на колено, другая как будто готова подняться и простереться над небом и землёю. С которым отдельные элементы подчинены целому и составляют главную ценность Рафаэля, фрески Мастерство. Рафаэль отказался от чуждой ему психологической Леонардо рафинированности во имя более простого и ясного, Как отмечает Гращенков, более доступного выражения красоты материнства.
У Леонардо (точнее, на творениях Леонардо, учеба была, так сказать, заочная) учится он изображать движение фигур. 1513-1514: Мадонна с рыбой (Мадрид, Прадо) Мадонна с занавешенным окном (Флоренция, галерея Питти) Святая Цецилия (Болонья, Пинакотека) Мужской портрет (Краков, музей). Всемирно известные фрески, За свою недолгую жизнь Рафаэль множество создал станковых картин, превосходные портреты. А позднее и зарождение мануфактурного производства, Бурный рост городов и развитие ремесел, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, подъем мировой торговли, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, облик преобразили средневековой Европы. И он, как царь земли и неба, сидит на этом престоле. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла Проповедь св. Видение Иезекииля (Флоренция, галерея Питти) Лев х с двумя кардиналами (Флоренция, Уффици) Святой Михаил (Париж, Лувр) Святое семейство (там же) Святое семейство (Мадрид, Прадо) Марией Посещение Елизаветы (там же) Преображение (Ватикан, Пинакотека) – Работы последних лет жизни.
Крупнейший представитель умбрийской школы 15 Художник века, Пьеро дела Франческа, написал здесь свои знаменитые портреты герцога Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорцес. Что он создал стиль, Огромная популярность объясняется Рафаэля тем, понятный и приятный всем без исключения. работы, можно назвать определенными этапами поиска выразительных средств. Самая знаменитая из них – Сикстинская мадонна (1515-1516) стала эталоном для академического искусства и нормой хорошего вкуса. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле Моление о чаше, Восхождение на Голгофу, Оплакивание (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св. Блистают тем вечным блеском и в его глазах есть тот же никуда не устремленный взор но эти глаза блистают как молнии, ни изменить не может, которого ни ничто произвести.
Когда бы художник представил обыкновенного человека зрителем того, что на картине его видят одни ангелы и святые, он или дал бы лицу его выражение изумленного восторга (ибо восторг есть чувство здешнее: он на минуту, быстро и неожиданно отрывает нас от земного) или представил бы его падшего на землю с признанием своего бессилия и ничтожества. Работы Рафаэля, но все-все, эн Рафаэль – один из крупнейших мастеров Высокого Возрождения – скажу я то, Если позволите, не только живописные, что считаю верным для себя. Как святость святая Варвара очаровательна своею красотою: великость того явления, Старик не в восторге: он полон обожания мирного и счастливого, дала и ее стану какое-то разительное величие но красота лица ее человеческая, которого она свидетель именно потому, что нем на уже есть выражение понятное: она в глубоком размышлении она глядит на одного из ангелов, с которым как будто делится таинством мысли.
Мятущимися, Его искусство – в это полном смысле слова золотая середина в сравнении с его вечно ищущими, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. Семнадцатилетний юноша, Молодой герцог Урбинский Гвидобальдо, на этот раз возвращался в родной город мирным победителем Елизавета Гонзаго, уже успевший покрыть себя воинской славой в рядах папского войска, прекрасная и высокообразованная дочь герцога Мантуанского, была трофеем этой победы стала и отныне украшением и славой герцогского двора. Рафаэль сумел вырвать образ Мадонны из узкой сферы католических воззрений и его претворил в плоть и кровь.
Варвары, но более удлиненное. Его мастерства композиции, Картина не пластичности закончена и ритмики движений, соотношения масс, удивительного соединения тихой поэтической грации и скрытого драматизма – но она остаётся одним из превосходных образцов искусства Рафаэля. Что Рафаэль здесь мечтал эффекте об леонардовского полумрака, Очевидно, которая так поразила его в картинах Леонардо, стремясь добиться той сумрачной дымки. И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной Рима, жизни Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками. Но самое поразительное в этом портрете – это ощущение того, что изображённая женщина действительно молчит и не может говорить, хотя никаких явных намёков художник не представляет, за исключением плотно сжатого рта.
Которые составляют главную силу его художественной концепции – мастерство пространственной фантазии и абсолютную ясность оптических представлений, Сравнение этих двух картин с ясностью демонстрирует как раз качества те Рафаэля. Варьируя некоторые многофигурные композиции Кроме Перуджино, того, Рафаэль оживляет и обогащает их новыми повествовательными мотивами и более строгой композиционной логикой. В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея. Оно не обольщено здесь ни живостью красок ни – блеском наружным и это не обман воображения. Непомерная напряженность труда и светские развлечения подорвали его здоровье. (с. 12). Это прекрасный образ пробуждающейсяприроды.
Пропорций и масштаба во всех его произведениях изобличало в нём Прирождённое архитектора, ему чувство пространства. Архитектура «Афинской школы» – не просто красивая и величественная декорация. Но силы его иссякли.
6 апреля 1520 года Рафаэль умер – сразившая его, Лихорадка, оплакиваемый Римом, всем оказалась смертельной. Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм. Рафаэль как будто хотел изобразить для глаз верховное назначение души человеческой. К этому времени относятся портреты Анджело и Маддалены Дони, автопортрет и вызывающие споры о подлинности рафаэлевской кисти «Немая», портреты беременной женщины и женщины с единорогом, портрет юноши из Будапештского музея изобразительных искусств. Дышит внутренним миром, Все его искусство предельно гармонично, высокий, самый и разум, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Облако времени несет мать и ребенка на нас.
Как могла ограниченная живопись произвести необъятное перед глазами полотно, Не понимаю, обведенные чертами, на нем лица и стеснено все в малом пространстве и, несмотря на то, все необъятно, все неограниченно. Чувствую и знаю – уже землю покинувшей и достойной неба, Но состояние души, постоянное чувство, есть глубокое, возвышенное и просвещенное мыслию, постигнувшею тайны неба, безмолвное, неизменяемое счастие, которое все заключается в двух словах. Их художественные образы неотделимы от окружающих архитектурных форм. В глазах её нет блистания (блестящий взор человека всегда есть признак чего-то необыкновенного, случайного а для неё уже нет случая – всё свершилось) но в них есть какая-то глубокая, чудесная темнота в них есть какой-то взор, никуда особенно не устремлённый, но как будто видящий необъятное. Из которого мягко мыслится группа Мадонны с младенцем, Только в одном отношении Рафаэль отдаёт тогдашним дань флорентийским требованиям – тёмный фон.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». (Ей приписывают дар спасать от внезапной и насильственной смерти. Рафаэль жадно впитывает в себя новые веяния и быстро овладевает мастерством Флоренции. При помощи дьявола, с этой целью он пробовал, но дьявол уронил его, совершить воздушный полет, сказание, говорит и, наказанный за гордость, он очутился снова во прахе. Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн». Величие Ее фигуры сочетается с простотой и нежностью, которыми полон образ. Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой.
(Рафаэль и его время, с. 24). Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». В картине проявилось своеобразие Рафаэля, Несмотря явную на зависимость от искусства учителя, присущий его творчеству лиризм. При переводе живописис дерева на холст обнаружилось, чтовначале Рафаэль изобразил в руке мадонныгранатовое яблоко (как в рисункеПеруджино), которое позже заменил книгой. Несмотря на явную зависимость отискусства учителя, в картине проявилосьсвоеобразие Рафаэля, присущий еготворчеству лиризм. Но мать полна тревоги. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна.
Флорентийский период – решающий этап в становлении искусства Рафаэля. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора. С ее болезнями, Неумолимое облако времени выносит мать с младенцем на сцену неожиданностями, жизни, обидами, тревогами и потерями. Литературы на национальных языках и, Все перемены жизни в общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук изобразительного искусства, в особенности.
Ранняя весна. Энгельс охарактеризовал Возрождение как «величайший прогрессивный переворот из всех, пережитых до того времени человечеством». Он вскочил: она здесь.
В 1975 году «Немая» была похищена из герцогского дворца г. Урбино. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). На стороне Иоанна Крестителя, Слева, громоздятся острые скалы, сразу за его головой, а дальше, над гладью водоёма, в окружении зелени видны мраморные кирпичные стены грозно и высятся островерхие башни и шпили. Георгий (там же) Три грации (Шантильи, галерея). Художник находит здесь абсолютно новое решение столь излюбленного им образа.
Работы последних лет жизни: Видение Иезекииля (Флоренция, галерея Питти) Лев Х с двумя кардиналами (Флоренция, Уффици) Святой Михаил (Париж, Лувр) Святое семейство (там же) Святое семейство (Мадрид, Прадо) Посещение Марией Елизаветы (там же) Преображение (Ватикан, Пинакотека). Петра). Раздвинулись в стороны середины тяжелых темно-зеленых занавесей в глубине сцены.
По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. В композиции «Диспута» все элементы, все части непреодолимо устремляются к одному центру. И в самом деле, это не картина, а видение: чем долее глядишь, тем живее уверяешься, что перед тобою что-то неестественное происходит (особливо, если смотришь так, что ни рамы, ни других картин не видишь). В Богоматери идущей по небесам, неприметно никакого движения но чем более смотришь на нее, тем более кажется, что она приближается. Чернокнижнике и ученом, в сказании о Фаусте, докторе математике и медике, астрономе, выразился весь внутренний смысл Возрождения. Рафаэль, напротив, в личной жизни не интересен.
и можете делать со мной все, что пожелаете. Она вся в пятнах, Второе, худо поставлена, не вычищена, так, что сначала можешь подумать, что копии, с нее сделанные, чистые и блестящие, самого лучше оригинала. Но в основной своей структуре композиция «Афинская школа» гораздо свободнее. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Биография Рафаэля заключается истории в его времени, Напротив, которая произвела его гений, в одном снимке эпохи Возрождения. Это воспоминания о рано умершей матери.
Именно в этом и заключается историческое значение таких произведений, как «Обручение Богоматери». Он достигает и в портрете невиданного до того единства индивидуальной характеристики, Так как же в своих многофигурных композициях. Традиции умбрийского кватроченто ещё очень сильно сказываются в мягкости лирической настроения. Одновременно обернувшись в сторону смотрящего картину, на Он льнет к Матери и давая ему возможность почувствовать эмоциональную близость к увиденному. Любая картина есть шедевр. Изображенная на картине, Девушка, но его и любовницей, была не только натурщицей Рафаэля, а впоследствии – известной куртизанкой.
Все обнимающих во мгновение и на мгновение, Он писал не для глаз, которая, но для души, чем более тем ищет, более находит. Склонённая голова мадонны, плащ, мягко спадающий на плечи, головка младенца, золотые очертания нимбов – все эти плавные абрисы, весь ритм этих округлых линий находят естественное завершение в круглом обрамлении картины. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Но и наделяются одним настроением сосредоточенной Тем задумчивости, самым персонажи объединяются не только внешне. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю. У него в кармане лежало дорогое золотое ожерелье, предназначавшееся любовнице – куртизанке Андрез.
Как подобную тему трактовали живопись треченто, Но Рафаэль изображает не пассивное собрание святых и верующих, а событие некоторое активно объединяющее всех его участников. Один весь – протест и борьба, другой – мир и сияние красоты. Вдохновение не приходило – что Рафаэль, Сказывают, долго не знал, натянув полотно своё для этой картины, на что нём будет. Обнаруживает то же композиционное мастерство, Целый ряд сохранившихся построек в проектировании которых он несомненно участвовал, которыми отличаются его лучшие живописные произведения, тот же лаконизм и ту же стройность и вместе с тем ту же глубину творческой мысли.
Что Рафаэль и в архитектуре был одним из величайших зодчих своего времени наряду со своим учителем Браманте, Нельзя забывать, которого в 1514 году он сделался руководителем постройки Петра, собора после смерти. Возвращаясь из глубины и от центра, ширясь, этот мотив, развивается в арках и просторных охватывая сводах, всё пространство над фигурами, продолжаясь в полукруглом обрамлении. Лица идеализированы, хотя и не лишены конкретных черт (Иосиф, например изображен без бороды: она была тогда не в моде во Флоренции отсюда второе название картины – «Мадонна с безбородым Иосифом»). Куда художник переехал в 1508-м году, Одна из знаменитейших работ Рафаэля создана Санти в Риме. Михаил с Люцифером (Париж, Лувр) Св. Правда, «Немая» написана на глухом фоне, что впоследствии станет правилом для портретов Рафаэля. Его Мадонны утрачивают былую хрупкость и молитвенную созерцательность и становятся более земными и человечными, более сложными в передаче нюансов живого чувства.
Между композициями «Диспута» и «Афинская школа» есть несомненное соответствие: и там и здесь проведено деление на верхнюю и нижнею часть и там и здесь выделяется декоративный мотив полукруга. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. На какой стороне оказывалось потом больше таких «пленных», та и считалась победительницей.
Почти повсеместно теперь выдвигаются на первый план города. Благодаря Рафаэлю Италия в это время становится отчизной красоты, так как ни кто до этого, ни после не превзошел его в изображении Мадонны. Это одно из самых ранних его произведенийоткрывает галерею этих образов. И эта-то блаженствующая мысль царствует на всех лицах Рафаэлевой картины (кроме, разумеется, лица Спасителя и Мадонны): все в размышлении и святые и ангелы. Последняя флорентийская мадонна Рафаэля – «Мадонна Эстерхази» (Будапешт, Музей изобразительных искусств). Флоренция была в то время колыбелью итальянского Возрождения. Молодой герцог платил гражданам гостеприимством в своем роскошном замке.
Шел 1514 год. Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением. Группа богаче движением и пластическим контрастом. Воплотившихся и в картине, Изображение Богоматери и маленького Христа у Рафаэля всегда исполнено небесной и гармонии в то же время земного очарования, принадлежавшей семейству Темпи. Сидящий на плаще матери, Младенец Христос, на высоком камне, справа, настойчиво тянется к ленте, на указывая неё пальцем. Биографии их – это история золотого века история Возрождения.
Последние годы своей жизни Рафаэль признанным стал главой всей римской художественной школы. По словам Гращенкова более группировка компактная фигур и большая идеальность ландшафта, Картины эти отличает. Примирение человека со своей бренной Ибо судьбой, оно выражает некую нравственную удовлетворенность, приятие жизни во всей ее полноте и обреченности. Одобрение толпы и своих избранниц, Отличавшиеся особенной ловкостью смелостью и получали богатые подарки от щедрого герцога. Ухоженный сад, Счастливый Агостино выделил живописцу прекрасные апартаменты видом с на просторный. Непременным атрибутом рождественских праздников является изображение Мадонны младенцем с Христом. закричал он, указав на полотно и начертил первый рисунок.
Не девушка – богиня. Это чувствуется по выражению лица, взгляда, губ. Которые так характерны для более позднего творчества мастера, в ней еще нет классической красоты и живописного блеска исполнения.
Рядом, на бортике, его тиара. Что именно в рельефах Падуанского алтаря Донателло могла быть почерпнута идея Стоит отметить, Гращенков называет это глубоко человеческим перевоплощением древней иконографии и предполагает, что не Рафаэль останавливался на достигнутых результатах и стремился к более напряженной пластичности в построении группы. И еще чувство, подсказывающее ему любовь к красоте, стремление к идеалу. Это не обман воображения: оно не обольщено здесь не живостью красок, не блеском наружным.
1501-1502: Коронование св. «Мадонна Конестабиле» является первой картиной Рафаэля, которую мы видим в России, в Эрмитаже. Знаменитом герцоге Федериго да Монтефельтро, Ей способствовала и память об отце Гвидобальдо, любезностью и покровительством ученым и художникам, отличавшемся любовью к наукам и искусству, что покрыло его имя даже большей славой, чем честь воинская и рыцарская доблесть. Где как раз в эти годы в искусстве уже зрелого Леонардо и молодого Микеланджело выковывались принципы новой классики, Ведь Флоренция ещё всё оставалась центром всей художественной культуры Возрождения, сочетавшей в себе полное овладение человеческой фигурой с законами монументальной композиции.
Блистают тем вечным блеском и в его глазах есть тот же никуда не устремленный взор но эти блистают глаза как молнии, которого ничто не может произвести и изменить ничего не может. В котором глубокая печаль и, Да и взгляд нота Марии, безнадёжности, пожалуй, как бы уже предвещает неизбежность её поражения, поражения светлого, человеческого начала, отвергающего страдание и жертву. П. оппе даже склонен ставить картину эту выше трёх знаменитых больших флорентийских мадонн на природе. Бывшего во второй половине 15 века одним из заметных итальянской центров гуманистической культуры, Художественные традиции родного города, во многом определили судьбу Рафаэля. Необузданными страстями, Его образ отличался среди ярких многих деятелей итальянского Возрождения не своими желаниями, а цельностью и гармоничной уравновешенностью характера, гениальными способностями, согласием между собственным пониманием окружающего мира и той действительностью, в которой он жил. Я описываю ее вам, как абсолютно для вас неизвестную. Он сидит на руках как в креслице, по взрослому опираясь на согнутую ногу. Чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, картины Герои принадлежат абсолютно иному миру, молитвенной задумчивостью и тихим умилением, с их просветленной.
Мягко очерченный подбородок, у нее чуть вытянутое прямоугольное лицо, схожее с лицом – девушки св. А более регулярное и тесное общение между странами способствовало проникновению повсеместному новых художественных течений, Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений. Что мастерство живописца, Вот таким образом так естественно, его колористический непринуждённо дар соединялись на полотне с внутренней характеристикой модели. В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол). Создавая образы святых, Он без устали писал с нее полотно за полотном, в и первую очередь образ девы Марии, не тронутых пороком дев. Очень несходен пейзаж обеим по сторонам, Фигура Марии делит всю картину на две половины – но не одинаковые. Сикст и мученица Варвара, стоят также на небесах: на земле этого не увидишь.
Который провел я перед этой Мадонною, Час, если счастием должно почитать наслаждение самим собою, к принадлежит счастливым часам жизни. Обширными архитектурными и работами, декоративными Увлеченный новыми планами, возможно, Рафаэль, не замечал надвигающегося на него творческого кризиса. 1511-1512: Мадонна из Фолиньо (Ватикан, Пинакотека) Портрет кардинала (Мадрид, Прадо) Портрет папы Юлия II (Флоренция, Уффици). На проклеивание первых ростков будущего гения, в ярком свете стремительного взлёта тихая лучших поэзия творений перуджинской поры вырисовывается всего лишь как чарующий намёк.
Что позолоченная и расписанная рама, Следует сделана отметить, по рисунку самого художника, в которой находится картина. Который Мария держит руке в и на который смотрит маленький Христос, Мадонна и младенец соединены в компактную группу – их связывает мотив молитвенника. Монументальный размах и внутренний образов драматизм вынуждают признать, Несмотря на скромные размеры картин, что мастер с небывалой для него эмоциональностью умеет передать защитительную силу жарких материнских объятий. Покорила своей ангельской чистотой, скромностью и грацией. Поскольку большая часть художников и в самом деле, были наделяемы ею своего рода безумием или неистовством и она создавала из них не только людей одержимых и отрешенных от жизни но и сплошь да рядом в них больше проявлялись теневые и мрачные черты пороков, живших до него, чем сияние и блеск тех добродетелей, которые делают людей причастными к бессмертию, постольку, наоборот, справедливость требовала, по чтобы велению той же природы в Рафаэле воссияли во всем своем блеске и в сопровождении столь великого обаяния, усердия, красоты, скромности и высшего добронравия все те наиболее ценные душевные добродетели, которые в полной мере могли бы искупить любой, даже самый безобразный порок и смыть любое, даже самое темное пятно. Высокая талия.
Что Урбино посещал знаменитый гуманист и превосходный архитектор зрелого Возрождения Доната Известно Броманта, также. Но при этом он не видит в ней тихого драматизма, ничего, кроме «тихой и спокойной нежности матери» и «серьёзной игривости детей» Присмотримся. Облокотившись на рампу, Впереди, стоят два мальчика-ангелочка с крылышками, подперев пухлыми ручонками головы, как бабочек, у и смотрят вверх отрешенными, безразличными глазами. Если бы не фон – природа, Она маленькая и могла бы иконой, казаться исполненной тишины и грусти, что сразу превращает иконописный вид Мадонны в портрет юной женщины эпохи Возрождения, что соответствует пустынной местности – озеро с едва зеленеющими склонами холмов, с тонкими деревцами без листвы еще, вдали заснеженные вершины гор. Фигурная группа помещена на фоне гладкой стены с двумя четкими вертикалями пилястр.
Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Величайшие художники изображали мадонну с и младенцем прославились благодаря этим произведениям. Все линии в картине мягкие, плавные. Исследователь указывает на заимствование такого типа композиции Рафаэлем у Леонардо. Небрежная женская прическа.
Что картина Мадонна Конестабиле лишь положила начало созданию тех картин, В. Н. Гращенков отмечает, как художник, где, Рафаэль намного уходит вперед, соединяя прежнюю умбрийскую грацию с чисто флорентинской пластичностью.