9 В 1878 году император Александр II стал отцом, у него родилась дочь. Что на картине изображён собирательный образ дамы 1880-х годов, Есть мнение, которые и притягивают, одетой и модно со вкусом. На картине 8211 во всем видны противоречия и противоположности. А только когда приехал в деревню, Крамской узнал об этом не сразу, так и не дождавшись Матрёны от обещанного ему письма. А поскольку красота была частью жизни, онилюбили ее, не становясь, впрочем, ее рабами. Что увидав её в горничных у своей тёти, помещицы Он был так очарован ее красотой, где её обучали этикету, выпросил её и привез в Петербург, танцам, грамоте. Порождая то идеал Мадонны, Если Федора для Достоевского лик красоты двоится, то для Константина Леонтьева красота «лишь оболочка, наиболее внешний из различных продольных слоев бытия», то идеал содомский.
Изысканная чувственная красота, величественность и грациозность «Неизвестной», некоторая отчужденность и высокомерие не могут скрыть чувство незащищенности перед лицом того мира, к которому она принадлежит и от которого она зависит. Среди них Мусоргский, Писемский, Пирогов итальянский актер Мерси дАржанто. Молодой муж измучился вызывать соперников на дуэли. Жены художника скнигой в Картинаминазывали руках, современники Крамского также и портреты Рубинштейна, больного Некрасова.
Умение же одеваться ей было дано свыше. Все же нельзя считать такое название верным и правильным. 8220Неизвестная8221 осталась лишь на его полотне. перед.
Особенно сцена появления в театре Анны, когда посторонниемогли любоваться спокойствием и красотой этой женщины, не подозревая о том, чтоона чувствовала себя как человек, выставленный у позорного столба. В своих взглядах на проблемы пола Крамской оказывается близок герою «Крейцеровой сонаты» Л. Н. Толстого. обнаруживается некоторое сходство в лице. Очень часто можно услышать, как эту картину Крамского называют 8212 Картина Незнакомка. Единство противоположностей (даже тут законы диалектики вспоминаются :) 8211 наверное в этом и состоит особая магия Образа Неизвестной8230Чуть высокомерный взгляд опытной и повидавшей жизнь женщины, с одной стороны и глубокая грусть полуприкрытых глаз, с другой, не оставляет равнодушным ни одного зрителя8230 Мягкий мех ворота подчеркивает теплоту и удивительную бархатистость кожи, а за спиной 8211 морозный Питерский воздух8230 Недосягаемая и неприступная и в то же время, теплая, манящая, практически живая 8211 так и кажется, что вот-вот вынет изящную руку в кожаной перчатке из муфты и подаст ее, чтобывыйти из экипажа8230 По этой версии на картине изображена Матрёна Саввишна, жена Бестужева, бывшая курская крестьянка.
Ужасно то, что красота есть не только страшная, но и таинственная вещь, страшная, так как непреодолимая, а определить нельзя потому, что Бог задал одни загадки» («Братья Карамазовы»). Правда, почему-то картина была известна уже под названием «Незнакомка», возможно, под влиянием одноимённого произведения Блока. Крамской бывал в их семье и конечно же также был восхищен красотой Матрёны Саввишны.
Этот контраствнешнего и внутреннего мог поразить глубиной Крамского психологическогоконфликта. Екатерину Михайловну и ее не детей признали родственники императора и это очень ее оскорбляло. Государь разозлился на свою беременную сноху, жену сына Ивана, за «непристойный вид» – не то забыла надеть пояс, не то надела всего одну рубаху, тогда как было положено носить четыре. Что и было сделано, Потом их умер единственный сын8230 и родня Бестужевых просила церковь расторгнуть брак. Молодая женщина уехала в деревню, Когда родные добились на разрешения развод, к своей сестре.
Как только картина появится на выставке и Вы где могли меня взять, кто я такая – каждому будет ясно, Героиня рассказа говорит художнику примерно следующее. А Стасов прямо на выставке назвал ее 8220кокоткой в коляске8221, Вот таким образом Третьяков отказался приобрести для картину своей галереи. А Крамской назвал эту работу – Портрет Неизвестной. Прочтите, пожалуйста, рассказ Гаршина 8220Надежда Николаевна8221 и вам станет ясно, кто эта женщина и почему Крамской не посчитал нужным называть ее имя. Советские литературоведы этот сильно образ заретушировали и он стал трактоваться как 8220собирательный образ8221. К началу XX века скандальность образа постепенно перекрылась романтически-загадочной аурой блоковской «Незнакомки». И именно в контексте таких размышлений можно понять идею сколь знаменитой, столь и загадочной «Неизвестной».
До этого отец уже отправил в монастырь двух его жен первых – которые не смогли зачать от него, Царевич вступился за жену. Иоанн-младший небезосновательно боялся, что потеряет и третью – отец ее просто убьет. Недавно найден первоначальный эскиз картины. Молодая женщина, сидящая в коляске, с вызовом смотрит поверх голов проходящихмимо людей. Впрочем, Средихудожников, поразившей его яркой, сохранилась романтическая легенда о неожиданной встречеКрамского на улице с незнакомой женщиной, эффектнойкрасотой необычным и выражением лица. Которая невольно возникла в мастерской, Он был оживлен очень то лиатмосферой соперничества, но работал энергично и удивительно точно, то липрикосновением к красоте.
Матрёна Саввишна тяжело заболела при возвращении на родину и умерла в земской больнице. Что лицо женщины настолько приближено к зрителю, Неизвестная отличается от двух другихкартин тем и бархатистые тени от длинных ресниц, что можноразглядеть и смуглой матовость кожи иневольную слезу, которая маскируется намеренно холодным, надменным выражениемлица. Так ошибочное название работы окончательно «вошло в жизнь». Параллельмежду образом Анны и Неизвестной невольно возникала в воображениисовременников. 8221 8211 возмущалась помещица-тётя, но молодой Бестужев её победил.
И император попросил И. Крамского написать ее портрет. Были созданы даже конфеты «Незнакомка» с картиной Крамского на коробке. Многие критики восприняли произведение как обличающее моральные устои общества: В. В. Стасов назвал героиню Крамского «кокоткой в коляске» художник и критик Н. И. Мурашко «дорогой камелией», нравственный облик которой никак не может служить общественным идеалам П. М. Ковалевский увидел в ней «одно из исчадий больших городов».
За несколько лет до появления картиныКрамского опубликован был роман Толстого Анна Каренина. Последующие события вошли в историю русского искусства как « Картина «Неизвестная» одна из самых популярных не только в творчестве Крамского, но и во всей русской школе второй половины XIX века. дочь ему родила не законная императрица, а его любимая женщина, его Екатерина Долгорукая. Человека и все же для Крамского, красота внешняя остается дьявольским наваждением и искушением, воспитанного на эпохи идеалах 18601870-х годов, он воспринимает чувственное в женщине как противоположное духовному, женственное представляется стихией, враждебной личности, разуму, совести. Наблюдавшая не раз за работойхудожника, Софья Андреевна Толстая, что его портреты Николаевича Льва замечательнопохожи, писала, смотреть страшно даже. Так он делается особенно эстетическому», чувствителен Как только человек теряет нравственный смысл.
Как соотносятся красота и нравственность, Что такое красота, слить как в искусстве этическое и эстетическое предмет постоянных размышлений Крамского. Удачи радуют Крамского, но неостанавливают его поисков. Конечно, во всех случаях для смерти имелись объективные причины, – но вот совпадения Даже здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», говорят, преждевременно отдали Богу душу. Блок на углу Невского Итальянской и по вечерам 8220снимал8221 вовсе не собирательные образы, а между тем, а живую плоть (см. Во второй половине XIX века аристократическая дама уже не могла диктовать моду остальным купечество располагало большими средствами так выработался особый, несколько старомодный стиль, отличающий принадлежность к родовой аристократии» Крамской стремится вглядеться в лик Красоты, задумывается над вопросом, что она добро или зло, от Бога или от дьявола. Идея не встретила поддержки у русского царя.
Поссевин, меж тем, якобы стал очевидцем семейного скандала. Убеждающий в том, частном в собрании в Праге хранится живописный этюд к картине, что Крамской искал неоднозначности художественного образа. Обучить молодую Бестужеву манерам оказалось очень легко, так же как языкам и пению. Вслед за Чернышевским они с восторгом повторяли:Прекрасное есть жизнь. Ревность же мужа дошла до безумия.
Художник подготовился к его написанию, но все это хранили в глубокой тайне. Запечатленного в какой-то из переломных или просто необычных моментовего жизни, Может ли стать картины темой лицочеловека. 8220Столбовой дворянин и мужичка. И каждый мужчина, входящий в дом супругов становился её рабом. Этюд гораздо проще и резче, досказаннее и определеннее картины. Истолкование Крамским древней аксиологической триады «красотадобротаистина», читающееся в «Неизвестной», лежит в русле рассуждений на эту тему Ф. Достоевского, Л. Толстого, В. Соловьева, К. Леонтьева, С. Булгакова. И в самом деле: его портреты современников каккартины. Три женщины, три судьбы, три повести о разных жизнях.
Многие, вскоре умирали – кому выпала честь быть натурщиками, его Но существует одно странное и трагическое обстоятельство. Это Аничков дворец, где жил наследник императора с семьей. Что портрет написан с жены художника Ярошенко Павловны, Марии Версия 1, т. к, либо с его племянницы.
Неожиданно ещё один всплеск интереса к «Неизвестной» произошёл уже во второй половине XX века. Своей картиной Крамской поднимает вопрос о судьбах красоты неабсолютной в действительности. А тут, не скрывая своего восхищения, ониписали красавицу. А тот в припадке буйства ударил посохом и пробил сыну висок. Однако, Он бросился на батюшку, ни один источник не подтверждает этой версии, кроме Поссевина, хотя позднее охотно ее подхватили и другие историки – Штаден и Карамзин. Возможно, толстовская героиня и повлияла на самое рождениезамысла Крамского. Совет Академии предложил ученикам на конкурс тему из скандинавских саг «Пир в Валгалле». Ее наряд шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность.
Появившись на 11-й выставке ТПХВ в 1883 году в Санкт-Петербурге, «Неизвестная» сразу привлекла всеобщее внимание и породила разноречивые толки. По свидетельству дочери, она и сама позировала для фигурыНеизвестной, сидя в колясочке. Задавшись этим вопросом, Крамской пишет Лунную ночь, Неутешное горе, Неизвестную. Которым обтянуто сиденье коляски, мягкую синеву бархатного костюма, Мы рассматриваем золотистый тон кожи, шелка, переливысветлого украшенного мехом и лентами, которым подбита шапочка со страусовым пером. В одном из писем середины 1880-х годов к писателю и издателю А. С. Суворину Крамской рассуждает об утрате романтического идеала женственности в век «газет и вопросов», его страшат «глубокие трущобы» женской натуры, животные инстинкты, которые ныне уже не сдерживают цепи религии и чувства долга. В советское время «Неизвестная» Крамского стала воплощением аристократизма и светской утонченности, почти что русской Сикстинской мадонной идеалом неземной красоты и духовности.
Из-за красоты жены он несколько раз был инициатором дуэлей с особо активными кавалерами, но всё же оставляли негативный след в семейной жизни которые – оканчивались примирением, Однако семейная жизнь Бестужева не задалась. Но. До окончания учебы в Академии оставалось написать программу на большую медаль и заграничное получить пенсионерство. Который добился разрешения писать портрет, её Пленником красоты модели стал и сам Крамской. Но через него выразить себя, Он ставит перед собой задачу не просто запечатлетькакого-то человека, отношение свое к жизни вообщеи к своему времени в частности.
А что касается блоковской 8220Незнакомки8221, то и он ничего не скрывал от современников ибо только 8220дама полусвета8221 появлялась в ресторанах 8220каждый вечер в час назначенный всегда без спутников, одна82218230Придти в ресторан женщине одной считалось верхом неприличия, также как быть разряженной по последней моде (упругие шелка и шляпа с страусовыми перьями) и надеть сразу несколько колец (и в кольцах узкая рука. Проезжая в открытом экипаже по Аничкову мосту, Словно царица она возвышается над белым туманным холодным городом. Квартиры украшались вырезанными из журналов репродукциями работы Крамского, а копии «Неизвестной» были одним из самых популярных заказов у художников всех уровней. Так как именно художник может устанавливать правила, связанные со своим произведением. Однако это не означало принадлежности к высшему свету наоборот скорее кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества.
Что, Репин в своих воспоминанияхрассказывает, всем хотелось узнать, когда в 1883 году полотно впервые появилось ХI на выставкепередвижников, кто же такая эта Неизвестная. Что Илья Ефимович Репин – один из величайших русских живописцев, Вряд ли будет кто-нибудь спорить. И подали прошение о том, Все четырнадцать выпускников отказались от разработки данной по темы, своему желанию, чтобы им позволили каждому выбрать тему. Кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах она общества, не принадлежит к высшему свету.
Подобный тому, в своей картине художник выбрал момент и сам как бы со стороны смотрит на свою модель, которыйизобразил Толстой, не открываясобственного отношения к ней, тем самым как бы зрителя заставляя додумыватьсудьбу изображенной женщины, напрягать свое воображение и фантазию. Тем не менее, Хоть слова и неизвестная незнакомка довольно близки по своему значению, есть определенная разница. Читающееся в «Неизвестной», Истолкование Крамским аксиологической древней триады «красотадобротаистина», Л. Толстого, лежит в русле рассуждений на эту тему Ф. Достоевского, В. Соловьева, К. Леонтьева, С. Булгакова. Художник среди множества фотографий увидел же то лицо иузнал историю нелегкой, Через какое-то время в доме друзей, листая семейный альбом исполненной драматизма жизни. «земная красота загадочна и – зловеща как улыбка Джоконды, Своеобразным эпиграфом к картине могут служить слова Сергея Булгакова.
Кто же такая эта Незнакомка, Каждая детальзаставляет нас задуматься тем, над какой ценой ей пришлось заплатить за роскошь, к какому слоюобщества она принадлежит, котораяее окружает. Проезжая в открытом экипаже по мосту, Аничкову Словно царица она возвышается над туманным белым холодным городом. Это и поныне осталось тайной. Собравшись в большой мастерской, они всеписали одну ослепительной красоты натурщицу. Сгоряча свекор принялся бить несчастную посохом.
воспоминания Горького о Блоке). Если для Федора Достоевского лик красоты двоится, порождая то идеал Мадонны, то идеал содомский, то для Константина Леонтьева красота «лишь оболочка, наиболее внешний из различных продольных слоев бытия». Чувство опустошенности и пресыщенности, в нем дерзость сквозит и властность женщины, которые отсутствуют в окончательном варианте. Как он считал, Репин был этим несколько озадачен, так как сподвижники Крамского, темам, возвышенным являлись разрушителямиэстетики, высокому стилю предпочитая низкийжанр изображение сцен народной жизни. Не случайно они провозгласили себяслужителями не красоты, но истины. Растрепанные волосы и не совсем свежийтуалет не соответствуют ее позе, грубо Ее чувственное лицо, что вызывает насмешку и сожаление. Едва художник взялся за портрет Федора Тютчева, тот тоже скончался. «тут берега сходятся – тут противоречия все вместе живут, Для Достоевского красота поле битвы дьявола с Богом.
Проведенном среди артельщиков – тех самых художников, которые во главе с Крамским демонстративно вышли из Академии и организовалисвободное творческое сообщество, в Репина воспоминаниях есть рассказ ободном дне. В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром темных глаз, ее величественной осанкой. «чем больше мы красоте отдаемся – тем больше мы удаляемся от добра, Лев Толстой полагал красоту и нравственность понятиями противоположными. Крамской был одареннейшим портретистом. Его способность передавать внутреннюю жизнь человека казалась многим почтисверхъестественной. Ни его дочь Крамская-Юнкер эту не легенду подтверждают, Однако ни первые биографыхудожника, чтообраз, считают, созданный Крамским, собирательный и даже писался портрет с разныхнатурщиц. Томление по красоте есть вопль всего мироздания». Однако это не означало принадложности к высшему свету скорее наоборот кодекс неписаных правил исключал строгое моде следование в высших кругах русского общества.
Отделанная изящными легкими перьями, Ее наряд шляпа «Франциск», сшитые из тончайшей кожи, «шведские» перчатки, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные детали женского 1880-х костюма гг., претендующие на дорогую элегантность. Как заметил Репин, Правда извсех, единственному только Крамскому, удалось уловить женское очарование натурщицы. Она выразила желание выглядеть на портрете гордой и независимой, Вот таким образом при Крамскому, позировании мимо которого должна проезжать в коляске на картине и указала место. Например, Вот, которая изображена была во весь рост на эстраде в зале Дворянскогособрания время во концерта:, как отзывался В. Стасов о портрете певицы Е. Лавровской. 10 В картине «Неизвестная» Крамской увлечен чувственной, почти дразнящей красотой своей героини, ее нежной смуглой кожей, ее бархатными ресницами, чуть надменным прищуром карих глаз, ее величественной осанкой. В 1863 году Академия художеств присудила ему малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы». Автором ее является монах-иезуит Антоний Поссевин (Антонио Поссевино), отправленный в Москву послом от папы римского с предложением Православной церкви перейти под власть Ватикана.
Портрет таит в себе некую интригу. Которые соединяли этот образ с Анной Карениной Льва Толстого, Были критики, с Настасьей Федора Филипповной Достоевского, сошедшей с высоты своего социального положения, поднявшейся над положением падшей женщины, также назывались имена дам света и полусвета. Тот не художник, – предпочитали живую жизньмертвым канонам – над посмеиваясь заповедьюакадемических профессоров, Они, кому живаяженщина нравится больше Венеры Милосской, утверждавших. Ее наряд шляпа «Франциск», отделанная изящными легкими перьями, «шведские» перчатки, сшитые из тончайшей кожи, пальто «Скобелев», украшенное собольим мехом и синими атласными лентами, муфта, золотой браслет все это модные детали женского костюма 1880-х гг., претендующие на дорогую элегантность. Но ничего не может сказать об истинном положении дамы в обществе, «Модный наряд героини Крамского свидетельствует о средств наличии следовать за рекомендациями журналов.
Что в своем отношении к красоте бунтари похожи совсемне на все отрицающих нигилистов, Именнотогда Репин понял.