Между этими двумя композициями располагаются небольшие плотные по фактуре этюды солдат (Вена, Музей истории искусств) и рельефный, в чем-то предвосхищающий Курбе «Офицер карабинеров» (Руан, Музей изящных искусств). Но есть и те, кто с надеждой всматривается в даль горизонта. Плот должен был быть отбуксирован лодками, но снасти порвались и ненадежные лодки затерялись в безграничном океане. Вскоре скандал по поводу кораблекрушения «Медузы» открыл ему широкие возможности. Катастрофа произошла по вине капитана, Как утверждали многие, который взят был на судно по протекции.
Помимо семи листов, посвященных наполеоновской армии (дерзкое предприятие в разгар Реставрации), наиболее интересны литография «Кони, бьющиеся в конюшне» исполненная в серых тонах и «Кулачный бой» проявляющее живой интерес Жерико к проблеме негров (рабство было окончательно отменено во Франции только в 1848). Думая о том, Именно из-за глупости он погрузился в серьёзную чтобы депрессию, признать себя побеждённым». Музей), музей Байон, чтобы большей с убедительностью показать ужасающую реальность трагедии. Флейтой «Луара» и бригом «Аргус», Сопровождаемая корветом «Эхо», перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц колониальной из администрации, «Медуза» входила в состав флотилии. Семь метров в ширину и пять высоту, в Теперь все его существование сосредоточено на картине она огромна.
Их не приобретали ни музеи, Хотя егопроизведения появлялись на выставках, а критики упрекали за хорошего нарушение вкуса, нисобиратели. Общественность, оппозиционно настроенная к правительству, обвинила его в коррупции. А может, Однако в море канаты оборвались и люди на плоту остались в океане бушующем один на один со стихией, были просто обрублены, без запасов питья и продовольствия. Динамика и патетика ранних работ Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку», 1812, Лувр, Париж) характерны для живописи раннего романтизма, воспринимающего мир в движении и изменчивости. Уолтерса) своей синтетической яркостью и эффектами толпы напоминает Гойю предвосхищает и Домье. Он изобразил момент, когда гибнущим людям блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование.
) полотно «Плот Медузы» (1819, Лувр), темой которого послужило реальное событие – гибель фрегата «Медуза» в 1816. Именно из-за этого картина принята была критикой довольно сдержанно и не была приобретена государством. И онполучил тяжелую травму позвоночника, Он сам был прекраснымнаездником укрощал и необъезженных лошадей однажды лошадь сбросила его,, ставшую началом смертельной болезни. Однако самая известная и самая замечательная картина Жерико, написана на сюжет не только современный, но острозлободневный ее восприняли почти как публицистическое произведение. - невзнузданные, буйнонесущиеся кони, с усилием направляемые и сдерживаемые полуобнаженными людьмипишет стремительные Скачки, где лошади с жокеями словно летят надземлей, подобно коням валькирий. Жерико показывает здесь исключительный для живописи реализм научный следующее поколение художников будет лишено этой возможности соединить высшую объективностью с глубиной исследования.
Рей и других материалов, Лодки были спущены на море с мачт, помощью сооружён спасательный плот, оставшихся от кораблекрушения, на котором собрались 150 потерпевших кораблекрушение, большей частью матросы и солдаты. В поздних работах Жерико световые эффекты несколько скованы и экономны («Пейзаж с печью для обжига извести», 1822, Париж, Лувр). Чтобы отсечь все возможности выхода в люди, в ноябре 1818 года Жерико запирается у себя мастерской в и обривает голову. Стокгольм, Нац.
И в открытом море на небольшом плоту оказалось 140 человек. Жерико вернулся во Францию осенью 1817, после года пребывания в Италии, который он сам посчитал достаточным (что лишний раз свидетельствует об охлаждении художников XIX в. к традиционному итальянскому путешествию). Фрегат Медуза потерпел крушение у берегов Сенегала. Выжили всего лишь пятнадцать человек. По своей технике эти картины находятся между Давидом, с одной стороны и Мане и Сезанном – с другой.
Он разыскал очевидцев события, делал в зарисовки морге трупов – заказал плотнику точную копию плота, в процессе работы Жерико стремился к документальной точности. Только что вернувшийся из Италии двадцатисемилетний Жерико вдохновился этим рассказом. Жерико выбрал верхнюю точку обзора. Античная скульптура, болонцы, Караваджо – Микеланджело, Это большое полотно своей поражает ярко выраженной классичностью и разнообразием классических реминисценций. Поэтическому складу чувств живописи в II четверти 19-го века сложилось направление романтизм, мечтательному.
Это позволило ему разместить всех персонажей на переднем плане. Сошедшие с ума, Среди них мертвые, кто в безумной надежде в всматривается эту далекую, полуживые и те, едва различимую точку. 10 Общественный резонанс, вызванный появлением данной работы, был очень велик. Плот должен был двигаться на буксире за лодками. Жерико работал над «Плотом Медузы» в мастерской недалеко от госпиталя Божон, посещая который он сделал множество этюдов с трупов и частей тела (частное собрание. Где изучает искусство античности и Возрождения, в 1817 году художник уезжает Италию, в по признанию самого художника, перед которым все преклонялись и которое, даже подавляет своим величием.
Как этихживотных, Жерико ничего так не любил писать, с их огневыми статями, – не только породистых скакунов, а рабочихтяжеловозов и несущих тяжкую службу на верфях или у печей для обжига извести. Писал отдельно лошадиные головы, лошадиные крупы. На картине есть портретные изображения действительных участников событий врача – Савиньи и инженера Корреара. Свою картину Жерико выставил в 1819 году. Копировал в Лувре старых мастеров (увлёкся творчеством П. П. Рубенса) испытал влияние современников – Ж. Л. Давида и А. Ж. Гро. 8 При кораблекрушении из 140 человек экипажа спаслись только 15.
Возможно, Перед возвращением в Париж Жерико, однако эта поездка не подтверждена документально в любом случае, посетил в Давида Брюсселе, она была лишь знаком уважения Жерико к старому мастеру, технике и пластике его стиля. С утра до вечера он пишет это полотно и так в течение восьми месяцев. 2 июля 1816 года вблизи островов Зеленого Мыса в результате навигационной ошибки на попал мель фрегат Медуза. Но картина Жерико оказалась даже шире, чем судьба Франции в эпоху реставрации.
Гравюра «Отступление русской армии» поразила воображение художника с этих пор тема испытаний, разложения и смерти начинает преобладать в его творчестве («Телега с ранеными», Кембридж, музей Фицуильям). А позу лошади – у Гро, в этой монументальной и исключительной для своего времени работе художник заимствовал некоторые элементы у Рубенса, пластика однако фигур и цветовая палитра принадлежат самому Жерико. Оставшиеся в живых замечают мелькнувший на горизонте парус всю поверхность картины занимает плот огромный – его край срезан рамой – зритель невольно чувствует себя участником происходящего, Жерико избрал кульминационный момент драмы. Контраст лежащих без сил фигур и фигур, подающих сигналы кораблю, создает динамику картины. Упор делался на то, что капитан «Медузы» был принят на судно по чьей-то протекции, следовательно, в случившейся катастрофе были повинны взяточничество и коррупция. Одни видели в ней проявление художником гражданского Картину мужества, приняли сдержанно, другие – клевету на действительность – страсти вокруг нее были чисто политические.
«Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода» – Но это не помешало экстремистской отмечать прессе так называемые недостатки картины. Восстановленный в королевском флоте, её На борту находились 400 пассажиров и членов команды ею командовал известный эмигрант Гуга Дюруа Шаморе, хотя он не ходил в море 25 лет. На огромном полотне изображены люди на плоту, только что заметившие на горизонте корабль. В Риме он знакомится с Энгром и смотрит его рисунки. В 1816-17 Жерико путешествовал по Италии изучая творчество мастеров Возрождения. Он создал большое полотно «Бег свободных лошадей в Риме» (1817, Лувр), тема которого – противоборство человека и могучего вольного коня.
Жерико делает акварельные наброски и рисунки кошек, собак и животных, наблюдаемых им в Ботаническом саду (основан в 1794), куда он ходит в сопровождении Делакруа и Бари. Бурный драматический конфликт со стихией, Впервые художником были динамично показаны сменяющиеся психологические состояния людей. Они сумели высадиться на плот и их 12 дней носило по морю, пока спасенных не подобрал бриг «Аргус». Потом в Риме, Во Флоренции, а также и освещением уравновешенными композициями Рафаэля, Жерико был особенно восхищен произведениями Микеланджело.
Однако настойчиво ищет образы героические в современности, Жерико внимательно изучает классицизм. Прослезившись, в противоположном лагере предлагал журналист-бонапартист, дать орден Почётного легиона отцу агонизирующего ребенка. Другие полумертвы от усталости, Некоторые уже сошли с ума и никак не реагируют это на событие. Получившего это место по Причину протекции, гибели усматривали в непрофессионализме капитана.
Он исполняет портреты детей и своих друзей. Проштудировав на этюдах с натурщиков (вчисле других ему позировал молодой Делакруа) художник расположил группы людейтаким образом, Он изобразил момент, когда людям гибнущим блеснула надежда – они завидели корабль на горизонте. Продумав композицию во всех деталях, что они в совокупности составляют длящееся во временидраматическое повествование. «Плот Медузы» (1819, Париж, Лувр эскизы – там же и Руан, Музей изящных искусств) последнее законченное произведение художника, в котором, как и в «Беге свободных лошадей в Риме», его классичная натура окончательно одержала верх над «современной» и реалистичной трактовкой сюжета. Вблизи мыса Блан июля 2 во второй половине дня судно выбросило на песчаную отмель в 120 км от африканского берега. Картина «Укрощение быков» (Кембридж, Массачусетс, музей Фогт), написанная вскоре после возвращения в Париж, еще наполнена римской атмосферой. Сопровождаемая корветом «Эхо», флейтой «Луара» и бригом «Аргус», «Медуза» входила в состав флотилии, перевозившей в Сенегал губернатора и ответственных лиц из колониальной администрации.
Но это не помешало экстремистской прессе отмечать так называемые недостатки картины: «Что касается выполнения, она имеет только один дефект – её забыли нарисовать» «Мы интересуемся, почему потерпевшие кораблекрушение совсем голы, почему они не бросают в море трупы, которые уже начали разлагаться и не могут использоваться больше для утоления голода». Среди которых были солдаты, На сооруженном плоту оказалось 148 человек, несколько офицеров, матросы, считавших своим долгом разделить участь несчастных, другие и представители простой публики. Появлению на горизонте, в конечном итоге выбор его пал на патетический момент, маленького паруса – последней надежды отчаявшихся людей, за волнами – которому была подчинена вся композиция.
Спустя два года Жерико пишет «Раненого кирасира, покидающего поле боя» (Париж, Лувр эскиз – там же увеличенный вариант – Нью-Йорк, музей Бруклена) – тематическую антитезу предшествующей картине, созданную в момент краха Империи однако большие плоскости еще напоминают Гро, например, «Битву при Эйлау». Они ведут себя по-разному. Сколько от глупостей по картины, поводу Жерико не был готов к такому хору недоброжелателей и страдал не столько от враждебности части публики и критики. Творчество Жерико итальянского периода включает в себя классические, отточенные рисунки искусно использующие приемы XVII в., несколько откровенных эротических сцен и разные варианты большой неосуществленной картины «Бег свободных лошадей в Риме», вероятно, первый и наиболее новаторский вариант которой (Балтимор, гал. Что Теодор Жерико обладал сильным очень исамобытным дарованием, Несмотря на то, он не пользовался большим успехом при жизни.
Вдохновленный английскими «спортивными гравюрами» («sporting prints»), которые он смог увидеть в мастерской К. Берне и наблюдая боксеров в соседней с его мастерской Ораса Берне, Жерико противопоставляет черного и белого боксеров. Смысл картины широк – он перерастает смысл реальногоэпизода. Наряду с Гро, Одним из во первых Франции, сначала неуверенный, он начал заниматься литографией его рисунок, напоминает упорядоченность офортов. Он издает свои литографии, делает этюды на темы современной истории и задумывает так и не завершенные большие картины («Открытие дверей Инквизиции», Париж, частное собрание «Торговля неграми», Бейон, музей), портреты («Луиз Берне в детстве», Париж, Лувр), сцены бури (Брюссель, Кор. Впервые термин «романтик» был отнесен к художнику кисти –раньше он имел хождение только в литературе.
Акварели и даже картины маленького – размера различные моменты кораблекрушения, Художник выполнил многочисленные рисунки, на чем остановиться, прежде чем понял. Точность и скульптурность в прорисовке человеческих тел говорят о том, стиль Сам изображения, что работа выполнена в художественной манере классицизма. В ней увидели критику бездеятельного правительства, Картина была принята очень сдержанно, Францию ведущего к краху. Изобличая литературный романтизм, «эту чувственность, возбуждающую только ветры, бури и свет луны», он начинает все больше и больше искать свое вдохновение в современности.
Которые ассоциируются с романтизмом:интенсивность чувства и полет воображения, Творчество Жерико действительноотличается теми всеми качествами, пылкая динамика, пристрастие к драматическимситуациям, сильные контрасты света и тени. Происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816 года, полный События, драматизма и привлекший внимание общественности, дали художнику сюжет. Он снимает мастерскую на улице Мартир, где много и разнообразно работает с 1813. Но фигуры мертвецов и полумертвыхна первом плане не позволяют забыть об ужасе происходящего, а самодельный паруснадут ветром, направленным в обратную сторону, уносящим плот назад, – можетбыть, надежда напрасна. Лишь изредка кое-где появляются пятна яркого света, 9 гамма Цветовая картины очень сурова и мрачна. Капитан корабля вместе с другими важными персонами уплыли на шлюпках.
Кажется, второй после ''Смерти Марата Давида, вистории Редкий живописи пример немедленного отклика на реальное событие. Недаром историк Мишле писал о картине Жерико: «Это сама Франция. 27 июля 1816 года бриг Аргус подобрал уцелевших людей на плоту. Лишь после смертихудожника, последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), газета«Пандора» напечатала сочувственный некролог, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком».
Вариант из руанского Музея изящных искусств («Конь, остановленный рабами») отходит от правдивости в сторону чистого пластического ритма. Он представил восстание на плоту в первый вечер – после того, как пассажиры поняли, в какой ужасной истории они оказались, рассмотрел тему людоедства, остановился на окончании драмы и показал моряков, умоляющих моряков «Аргуса» прийти на помощь, а затем падающих на руки спасителей. Что слева, Те, – погруженные в предсмертную апатию, – старик с телом мертвого сына идругие, как бы еще подозревают, не что спасениевозможно. Они оба спаслись в ужасной катастрофе и позировали Жерико во время написания картины. музей изящных искусств), пять портретов душевнобольных (Гент, Музей изящных искусств Винтертур, собрание О. Рейнхарта Спрингфилд, музей Лион, Музей изящных искусств Париж, Лувр), написанных под влиянием доктора Жорже, чьи клинические описания согласуются с образами Жерико. Раскрывающая силу человеческого духа, Конкретное событие трактовано Жерико как эпическая трагедия интерес к остродраматичному сюжету в дальнейшем станут характерными приметами романтичной живописи, противостоящего и судьбе стихии эстетизация дисгармоничного и отталкивающего. На которых разместились высшие чины высокопоставленные и пассажиры и среди них сам капитан и губернатор со свитой, На воду тут же спустили шлюпки.
ЖЕРИКО (Geacutericault) Теодор (Жан Луи Андре Теодор) (26. 9. 1791, Руан – 26. 1. 1824, Париж), французский художник, график, скульптор. Где его полотно имело огромный После успех, окончания работы над картиной Теодор Жерико совершил путешествие в Англию. Которые хотели выразить искусстве в прежде всего свои чувства, Классицизм со своими строгими представлениями и холодным расчетом стал вызывать сопротивление тех художников, дать волю своему воображению, переживания и настроения. Это, вероятно, первое во Франции свидетельство о боксе, столь популярном среди художников начала XX в. Убийство Фуальдеса в Родезии и последовавший за этим процесс (1817) привели Жерико к злободневным проблемам он создал серию классичных, обобщенных рисунков (США, частное собрание Лилль, Музей изящных искусств). Управляемый неопытным капитаном, в 1816 году фрегатМедуза, потерпел кораблекрушение по пути из в Франции Сенегал, получившим назначение попротекции. В противоположность классицизму, грезившему античностью, эти художники обратили свои взоры к средневековью, к далеким экзотическим странам и особенно Востоку. Последовавшей в 1824 году (он прожил всего 33 год), Лишь после смертихудожника, назвав Жерико «Данте в живописи» и«молодым романтиком», напечатала газета«Пандора» сочувственный некролог.
Однако сюжет картины – современный и весьма конфликтный – позволяет отнести это произведение к числу шедевров романтизма. Присущая классицизму, Скульптурная трактовка формы, смело художник использует цветовые и световые эффекты, уступает место живописной добиваясь драматизации образа, линии рисунка экспрессивны, ритмы стремительны. Когда плот был замечен, На двенадцатый день, остальные погибли от жажды, на борт брига Аргус только подняли 15 полумертвецов, голода, болезней. Картина привлекла Сюжет произведения основывается на реальных трагических событиях.
Картина «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814, там же) передаёт мрачные настроения соотечественников после разгрома войск Наполеона I тревожный эмоциональный строй картины усиливается пейзажем с холодным вечерним небом. По мнению Клемана, существовало и пять других картин, но «Вандеец» (Париж, Лувр), технически близкий к серии, не принадлежит ей. Так, события, происшедшие с французским кораблем Медуза летом 1816г., дали художнику сюжет, полный драматизма.
Жерико настойчиво ищет героические образы в современности. Благодаря этому романтическому, т. е. Частьпассажиров спаслась на плоту, только на двенадцатый день их подобрали воткрытом море. От трупа, голова которого уже в воде, взгляд зрителя движется дальше к юноше, ничком упавшего на доски плота (натурой Жерико послужил художник Делакруа), к отцу, державшему на коленях мертвого сына и абсолютно отрешенно глядевшему вдаль и затем к группе людей, смотрящих на горизонт, в конце которой фигура негра с красным платком в руке. Остальные их было более 150 человек, большей частью матросы, младшие офицеры и женщины, погрузились на плот размером 20х7 метров, который корабельные плотники под руководством инженера Корреара соорудили с помощью мачт и рей. Постепенно трагический эпизод приобретает под его кистью глубину обобщения.
Люди в середине плота уже приподнимаются, глядят, простирают руки, аследующие из последних сил поддерживают молодого негра – он взобрался на бочкуи машет платком, чтобы их заметили: этот развевающийся на ветру маленький флагнадежды – кульминационная точка композиции. Учился в Императорском лицее в Париже (1806-08), брал уроки живописи у К. Верне, в 1810-11 у П. Н. Герена. На котором изображает немногих оставшихся на плоту людей тот в момент, в итоге длительной подготовительной работы Жерико создает гигантское полотно 7Х5м, когда они увидели на горизонте корабль. Что многие восприняли ее как протест политический против существующих порядков, Дело в том.