Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Надо каждое пятно, цвет, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине. Историк Н. И. Костомаров опубликовал в журнале текст одного из вариантов письма запорожцев.
Писать Мазепу я не буду. Силу и мужество народа, в этих словах Репина заключена картины идея – показать героизм, спеть гимн во славу свободных людей. «москва ни в чем не виновата по отношению ко мне – – писал он, Репин тотчас вступился же за Москву. Прекрасную Репин написал картину8230 Писарь за столом пишет султану письмо, казаки, стоящие и сидящие кругом, диктуют ему, подбиравши наиболее «приличные» слова. Все персонажи картины необыкновенно выразительны: чернобородый мужчина за спиной св. Желая избавиться от столь грозного соседа, Турецкий султан Махмуд IV, предлагающее им без сдаться сопротивления, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо. Репин тут же приехал в Москву и совместно с бывшим своим учеником, уже известным художником и реставратором Игорем Грабарем, занялся восстановлением.
И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читается вслух подгулявшей компании». Центральный персонаж картины – атаман Сирко. Работаю иногда просто до упаду. Трудился над портретами, делал Он эскизы для картин «Ивана Грозного» и «Арест пропагандиста», как его называют в просто народе, но готовился уже и новый холст «Запорожцы».
«я не понимаю смысла и значения этого сюжета теперь, тогда он мне так же противен был и только достоин отрицательного отношения к нему – да и, Художник ответил довольно резко. «Все за одного – один за всех» – таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила. Цвет, Надо каждое пятно, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали всякого бы субъекта в картине. Удалял одни, Художник постоянно менял фигуры, работал над картиной целыми днями, вписывал другие иногда а откладывал ее на долгий срок. 22 мая по новому стилю (или 9 мая по старому) Церковь Христова празднует память перенесения мощей великого Угодника Божия и Чудотворца святителя Николая из города Мир Ликийских в город Бари.
А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Еще в 1880 году, в Москве, картина не понравилась Льву Николаевичу Толстому. Когда султан Махмуд IV, За основу этой были картины взяты исторические события 17 века, прислал казакам письмо, турецкий правитель, в котором было предложение сложить оружие без сопротивления. Который способствовал впечатлению мощи изображенных людей, Но это был художественный сознательный прием.
«Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. О богоугодном дерзновении св. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Так и понял русский народ эту картину. И отсюда почерпнул немало типов для картины». А все они вместе олицетворяют силу мощь и Каждый персонаж – тип, которые никто преодолеть не сможет. Когда она была показана на выставке, Теперь и к тому же он приуменьшал заслуги самих запорожцев, последователь Толстого художник Н. Н. Ге также недооценил репинское полотно, как защитников родины от турок посягательств и польского панства. Когда картина была готова, Репин показал ее своим друзьям. По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев.
Тот стал охотно помогать ему, Узнав о замысле новой работы Репина, курительные люльки, предоставив неограниченное в пользование собственную коллекцию малороссийского оружия того времени, разные трубки, чубуки и даже сафьяновые, казацкие сапоги. В 1913 в зале Государственной Третьяковской галереи случилось странное драматичное событие. Репин «загорелся». Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего выглядит царевича гораздо более одухотворенным, живым. Для изображения действующих лиц позировали самые разные люди.
Он создал целую галерею ярких образов представителей различных сословий и классов пореформенной России, Изображая толпу, царящее в обществе неравенство, вскрыл существо их социальных отношений, обездоленность показал и бесправие народа и наряду с этим дал почувствовать, что народ живет интенсивной внутренней жизнью, стремится найти правду на земле, мечтает о лучшей доле. Турецкий султан Махмуд IV, желая избавиться от столь грозного соседа, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо, предлагающее им сдаться без сопротивления. Удалые силы русского отреклись народа от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Которого неожиданно обвинили непонимании в сложившейся в России ситуации и даже намеренном провоцировании зрителей на агрессию, На нем присутствовал Репин.
И впрямь – не обманулся Павел Петрович. В связи с идеей картины «Запорожцы» приведем эпизод, характеризующий мировоззрение Репина периода московской жизни. Позволяет буквально ощутить колыхание людского моря мареве в пыльного накаленного воздуха, Все это создает впечатление подлинности изображенного. Изначально образ будущей картины у художника никак не складывался. В свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и об поет Украине, Должно быть, прославляет Сечь, о храбрости ее народа. гонора.
«Запорожцев» Репин продемонстрировал на своей личной выставке в 1891 году, где она была главным полотном. Крамской, Шишкин, Брюллов и многие другие были потрясены. Меланхолично покуривая трубку и не утруждая себя чрезмерными усилиями, Следом за ними, жердь, как спокойно шагает длинный, бурлак в шляпе. Репин даже вылепил из глины фигурки запорожцев и создавал из них целые сцены.
И, Летом 1878 года одновременно М. В. Прахов с Репиным гостил в Абрамцеве именно тогда он напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, очевидно, может быть, прочел художнику это письмо. Турецкий султан привел в письма начале все свои звания, Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Очень устаю».
Потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, восстановление Но безмозглого панства, когда бы тони начиналось. Консервативно настроенные слои общества тут же подняли вокруг нее агрессивную полемику. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Переходивший из уст в уста, Текст письма запорожцев, большинство которых невозможно было публиковать – слишком солеными они словами были напичканы имел сотни вариантов. Но в представлении Репина царевич Иван, в отличие от Гаршина, был блондином. Никто на свете не чувствовал так глубоко «свободы, равенства и братства» (из письма к В. В. Стасову).
В зале Политехнического был музея устроен диспут на тему отношения простого народа к изображению царских особ. Илья Ефимович «загорелся» темой жизни свободолюбивых казаков. И запорожские костюмы, Здесь и была утварь, пистолеты и пики, а также оружие пушки и ружья. Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины. Красивыми узорами художник разукрасил высокие с загнутыми носками сапоги царевича. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Старик хохочет.
Взволнованные зрители буквально осаждали здание, в котором было представлено полотно Репина, а перед подъездом постоянно дежурил конный отряд жандармов. До конца дней своих он не мог забыть многих бурлаков, отведя им значительное место на страницах своих воспоминаний в книге «Далекое близкое». Репин в одном из своих писем сообщил, как зародился у него замысел картины. Он покинул Москву и решил больше никогда не приезжать в этот город.
Широкоплечий, Во главе бурлацкой ватаги шествует Канин невысокого роста, которая, коренастый богатырь с тряпицей на голове, пряча волосы, открывает высокий лоб человека-мыслителя, много передумавшего и на выстрадавшего своем веку. Особенно в устройстве городов и в истории народов и в памятниках искусства, ассоциаций, архитектуры меня всегда привлекали моменты проявления всеобщей жизни горожан, более всего в республиканском строе, конечно. И игры, которыми всегда увлекались в семье Репина, подчинились теперь новому замыслу, – играли в запорожцев сам Илья Ефимович был Тарасом Бульбой, дочь Вера – Остапом, Надя – Андрием в другой игре Репин и его сынишка Юрий были запорожцами, а дочери – русалками, завлекавшими казаков в камыши: «камыши заменялись кучками сена, – писала В. И. Репина, - мы играли на бульваре Девичьего поля, бежали вперед и прятались за сугробы». Переставлял фигуры и решал пластику движений героев, Репин долго обдумывал композицию, вот таким образом не успел защититься в время положенное и пропустил целый год. И вот на блестящем стальном Днепре, при тихой и теплой погоде, многие кони, подальше от берега, уже взбивают густую белую пену до небес голые хлопцы барахтаются, шалят в теплой воде до упоения, балуясь с лошадьми вдали паром движется на пышущем теплом воздухе160 таков фон картины самую середину занимает до чрезвычайности пластическая сцена: голый запорожец старается увлечь в воду своего «черта», а этот взвился на дыбы с твердым намерением вырваться и унестись в степь. Как только мы оправились, на Но другой день, что Валентин уже компонует характерную сцену из жизни запорожцев, я увидел. А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею.
Представив его на Одиннадцатой передвижной выставке, Он сделал немало эскизов и набросков завершил и грандиозное полотно уже в Петербурге. Один казак от смеха даже повалился на бочку. Все делается даровито, энергично и общее имеет широкое гражданское значение – оставшейся от этих эпох, в каждой мелочи, чувствуется необыкновенный подъем духа, виден, энергии.
А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Внешность которого, Прекрасной моделью для царевича явился писатель В. М. Гаршин, носила на себе печать трагической обреченности, трогательного полная обаяния. Видно, а казак въехал по щиколотку в песок цепкими пальцами ног и крепко держит веревку, что не уступит своему черному скакуну – чтобы сбить казака или оборвать повод, Конь делает самые дикие прыжки, обмотав ее у кулаков дюжих мускулистых рук. В тот же день Репин был в Царском Селе у Чистякова. А Мазепа- это самый типичный пройдоха, Панская Польша мне ненавистна, готовый на все для своей наживы и пан своего, поляк. Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Томящий зной, как бы концентрирующихся в сверкающей на солнце золотой ризе дьякона и отражающихся в радужном переливе красок позолоченного, поднятые движением неисчислимой массы людей ослепительный блеск лучей, солнечных разукрашенного цветами и лентами выносного фонаря мерный рокот толпы, одержимой сознанием серьезности совершаемого дела и вместе с тем занятой своими суетными страстями и помыслами – иссушивший все вокруг клубы пыли, Репин с замечательной конкретностью сумел передать всю атмосферу происходящего.
Николая заискивающе и трусливо оправдывается, набычившийся палач удивленно и зло смотрит на Святого не в силах противостоять его действиям. Но не думайте, что он взял какую-нибудь казенную сцену из прочитанного его тема была из живой жизни «лыцарей», как будто он был у них в сараях-лагерях и видел их жизнь во всех мелочах обихода. Охраняя ее на от западе польских панов и на юге – от турок, Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси. Чистым умом созерцая Святой Господа, Николай хранил истинное целомудрие, усердно посещая храм Божий и, горел духом. Не ослабляя лямки, Сзади него опытный спокойный старик-бурлак на ходу, достает кисет с табаком и деловито им набивает трубку. Репин был увлечен Гаршиным, которого горячо полюбил как человека и талантливого писателя.
Они долгое время были неплодны, но благодаря многим молитвам, слезам и милостыням испросили у Бога сына, которого по рождении нарекли Николаем, что в переводе с греческого означает «победитель народов». Ругали, в зале возле картины день каждый собиралась толпа людей ее обсуждали, ею восторгались. Хотя оно с детства было знакомо мне. 26 июля 1878 г». Щеголевато помахивающий кадилом и кокетливо откидывающий со лба разметавшиеся кудри, Шествие с иконой открывает рыжеволосый дьякон дородный в великолепной золотой ризе.
Он почувствовал огромные возможности в этом сюжете для большого на полотна очень важную тему – тему жизни свободного народа. Художником больших задач и далеко простирающихся горизонтов назвал Репина Стасов. «москва ни в чем не виновата по отношению ко мне – – он, писал Репин тотчас же вступился за Москву. Все последние работы Репина вызывали у его друзей восторженные отзывы. Отчаяние и безмерную любовь, Лицо царя выражает ужас, зажимает его рану на голове, он обнимает судорожно Ивана, пытаясь остановить кровь, а сын, прощая отца, прильнул к его груди. Сидящие и стоящие казаки кругом диктуют ему, За столом писарь строчит письмо султану, подбирая наиболее едкие слова. – все не удовлетворяло», Была и морда лошадиная была и спина в рубахе был смеющийся – великолепная фигура. Теперь жизни художника наполнилась эпохой запорожских казаков и Илья Ефимович поиск начал материалом для своего нового полотна.
В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» самая неоднозначная, психологически напряженная и выразительная работа живописца. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием. «Запорожцев» Репин показал лишь в 1891 году на своей персональной выставке, где она была заглавным полотном. Вокруг работы велись ожесточенные споры.
Черный подрясник для Ивана и Грозного розоватое с серебристым отливом одеяние для его сына – Репин сам кроил костюмы для своих героев. К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент. Третьяков сразу купил картину для своей галереи, Когда передвижная выставка приехала Москву, в однако получил предписание не выставлять ее на обозрение. Я напишу гетмана Хмельницкого». Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что «Крестный ход» не продвигается. А. Стрепетова», 1882 все там же портреты Л. Н. Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной поляне в 1891 и позже), грациозные светские однофигурные («Баронесса В. И. Икскуль фон Гильдебрандт», 1889, там же) и эффектные многофигурные портреты («Славянские композиторы», 1871-1872, Московская консерватория «Торжественное заседание Государственного Совета», 1901-1903, совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, Русский музей). Мастер много работал.
Нелегкой была эта поездка, признавался художник: «Например, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии, - хотел их писать, ни за что не соглашались, ни за деньги, ни даром. Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы». чего только тут не было. Который в подводном царстве выбирает себе невесту, в этом полотне художник знатного изобразил гостя. И отсюда почерпнул немало типов для картины».
И он начал скрупулезно собирать материал, Вскоре у него задумка появилась новой грандиозной картины. Репин вспоминал, Работая над ним, а их дом наполнился скорбью, как отец матерью с оплакивали его умершую маленькую сестру. Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины. В ней точно так же изображено движение группы людей из глубины холста на зрителя. Выделились из этой забитой и вот, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан – выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Так дело тянулось долго.
Когда палач уже готовился исполнить свою обязанность, Николай поспешил к месту и казни пришел туда в тот момент. Которые читаются в образах нищих детей, Но если работа Перова построена исключительно на чувстве сопереживания невыносимому перенапряжению и безнадежности, то Репина у все иначе. Как подчиниться высочайшему приказу, Знаменитому меценату ничего не оставалось делать, закрытой для обычных посетителей и поместил он полотно в отдельной комнате.
Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы». Великолепную картину написал Репин. Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом, грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте». В реакционной печати работу ругали за несправедливое обличение и ядовитый сарказм.
На поясе у него меч, в правом углу картины – от высохший лет старик в белой шапке и красной одежде. Благодаря чему в ней нет главных ролей все персонажи равноправны, картины Части продуманы и точно сопоставлены друг с другом. Бесцеремонно прижав к себе икону, в центре толпы, с чванливым взирающая высокомерием на окружающую чернь, величественно плывет толстая разряженная в пух и прах помещица. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии лицо старческое царя с застывшими. Свет чистый, – Климат здесь хороший, солнце яркое, ровный, внешний вид красивый, чего вы ничем не в замените вашем казарменном Питере, в этом болотном, темном прогнившем воздухе».
По ее просьбе художник стал брать с на собой этюды будущего талантливого портретиста Валентина Серова. Еще ранее он познакомился с профессором Д. И. Яворницким, специалистом по истории Запорожья. И. Пирогов», «М. «Запорожцы» для Репина были не просто одной из картин, написанных на исторический сюжет, а имели гораздо большее значение. если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. Выполняя правую затемненную часть, Именно эту важную интонацию художник стремился передать, где затаили дыхание горем убитые родители.
Художника и мудрого наставника целого поколения мастеров, русских Но вот из Царского Села приходит письмо от Чистякова. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. Первые наброски были сделаны в 1878 году 26 июля в Абрамцево. «например, Нелегкой была эта поездка, ни за что не соглашались, понадобились типичные очень чумаки в степях Малороссии, - хотел их писать, ни за деньги, ни даром – признавался художник. При виде его Репин вспоминал о греческих философах, которых покупали патриции Рима на рынках рабов для воспитания своих детей. Прогрессивно настроенная интеллигенция превозносила художника до небес.
Он возрастал и в разуме, Взрослея, всячески уклонялся от суетных друзей и праздных бесед, совершенствуясь в добродетелях избегал разговоров женщинами с и даже не смотрел на них. Но тогда, Теперь это покажется устарелыми словами, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, в то время, когда была поругана религия, честь и свобода, это была животрепещущая страшная идея. Чтобы, Нужно иметь отвагу и уверенность в собственной правоте, вызвать на бой могущественного повелителя целой империи и оскорбить его образом, таким потешаясь, чтобы он захотел смыть эту обиду кровью. Эту группу я взял для этюдов. Которого Репин поставил главе во бурлацкой ватаги, Это тот самый бурлак, мудрым и кротким лицом, – человек с просветленным. Над задуманным полотном художник трудился более двенадцати лет.
Гомерический смех. П. Мусоргский», 1881 «П. Фигуры запорожцев с трудом вмещаются в пределы большого полотна, Представленные размером натуральной больше величины и написанные с предельной рельефностью. А как к живым и дорогим для него и людям, недаром художник относился к ним не как к героям далекого прошлого. В картине «Бурлаки на Волге» Репин обнаружил свою склонность к большим обобщениям, к постановке глубоких жизненных проблем.
Так было и в Москве. Художник запечатлел тот самый момент, когда св. Они являлись для него неиссякаемым источником веры в силу народную, живым свидетельством богатства народной души, заветной мечтой о великом и прекрасном будущем народа. Он все забыл или ничего не знает из русской истории.
Репин вскипел и сказал: «Дмитрий Иванович. По напряженным мускулам и по загорелому телу парубка создавали восхитительную картину, Солнечные блики на черной шерсти потной лошади, которой позавидовал бы всякий баталист. Все эти «хозяева жизни» окружены сзади полукольцом заискивающего перед ними и занятого своим разговором духовенства, которому и дела нет до «чудотворной». Удалял одни, Художник постоянно менял фигуры, работал над целыми картиной днями, вписывал другие, а иногда откладывал ее на долгий срок.
Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. «Чертовский народ. Который прочел письмо XVII века, Среди гостей мецената был Николай историк Костомаров, написанное запорожскими казаками турецкому султану Мохаммеду IV в ответ на его дерзкое предложение перейти всей Сечи в турецкое подданство. Запорожские казаки, не раз громившие султанские орды, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана Сирко, написали едкий ответ султану. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких», 1877, Нижегородский художественный музей «Мужик с дурным глазом» и «Протодиакон», оба 1877, Третьяковская галерея), образы выдающихся деятелей культуры («Н. Прежде чем играть, в Запорожской Сечи, чтобы некуда было прятать карты, они были должны раздеться., великий русский художник. Но был далек и от ригоризма своих некоторых русских коллег, Он не стал рьяным приверженцем исканий новой парижской школы, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода от жизненной правды. Мы зачитывались эпосом Украины и Серов, пробыв в киевской гимназии около двух-трех лет, уже прекрасно смаковал суть украинского языка. Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. Это были и простые селяне и его знакомые и историк Яворницкий, друг художника.
Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств – македонского, вавилонского иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. » и так далее. Обиды и возмущения на короткий миг распрямляется молоденький паренек Ларька, в порыве боли, к которой он никак может не приноровиться, пытаясь поправить лямку. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Со мною были две прекрасные излюбленные нами книжки Антоновича и Драгоманова160 «История казачества в южнорусских песнях и былинах».
Легший в основу будущего Грозного, Тут же на рынке усадил Репин этого старика и быстро написал этюд. Но она, как считал мастер, «не задалась», получилась пошлой и безвкусной. Где когда-то жили запорожские казаки, Он побывал многих во местах, зарисовал там различные предметы из богатейшей коллекции запорожской старины, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, собранной владельцем усадьбы. Подружившись с Крамским, Репин стал часто бывать в его «Артели четырнадцати». Устав работать над одним, он переходил «отдыхать» на другое.
Репин трактует эти образы в острогротесковом плане и в же то время очень самостоятельно, Развивая традиции Перова-обличителя, словно выхваченных из гущи жизни, по-репински увлекаясь яркой характерностью своих персонажей. Я люблю поляков за их культурность – теперь. На выставку прибыл главный советник российского монарха и, в конце концов, скрывая не своего отвращения, увидев холст, ушел. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Очень устаю». Сохранившиеся в том месте, Художник не зарисовал только старинные укрепления, но и создал несколько десятков образов разных местных казаков, где когда-то находилась Запорожская Сечь. Мастер сделал множество этюдов с лицами своих персонажей. Я ума не приложу, что вы находите значительного в промахнувшихся предателях, в измене, в вероломстве.
В другом письме: «. На Литовском рынке в Петербурге Репин встретил чернорабочего – черты лица которого поразительно совпадали с задуманного обликом Ивана, а несколько дней спустя новый Иван затмил чистяковского. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» – сложная многофигурная композиция, в которой мастер добился впечатления свободы и разухабистой удали. В поместье В. В. Тарновского, в Качановке, собранной владельцем сделал имения, зарисовки разных предметов из коллекции богатой на старину Запорожской Сечи. В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году. В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Передовая молодежь, Но все друзья художника интеллигенция и образованные разночинцы приняли с ее восторгом, студенты.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Благородство цветовых отношений и сдержанность жестов героев передают всю чудодейственную силу человеческого Строгость духа, всей композиции. Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Репину пришлось выслушать много упреков за эту «тесноту».
– Святитель Христов свободно прошел среди Димитрий, народа, бросил его на землю и затем освободил осужденных мужей от уз, без всякой боязни вырвал из рук палача меч. Несмотря на то его что звал с собой Василий Поленов, Из-за этого художник попросил отсрочить пенсионерскую поездку, который в тот же год окончил Академию художеств с большой золотой медалью и собирался за границу. И уже весной 1880, взяв с собою любимого ученика Серова, он поехал на Украину. И, как почти все репинские картины, «Запорожцы» вызвали самую различную оценку. Турецкий султан привел в начале письма все свои звания, Чтобы устрашить казаков заставить и их сложить оружие.
Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Такие сравнения могут зародиться только в уме истинного демократа. Хитрый и прижимистый кулак-подрядчик красной с лоснящейся физиономией, а чуть в стороне хозяйской поступью вышагивает циничный.
Наполнив плотью и кровью ту мысль, Сама вошла жизнь в картину художника, которая лежала в основе замысла Репина. Голый запорожец старается увлечь в воду своего «черта», а этот взвился на дыбы с твердым намерением вырваться и унестись в – степь при тихой и теплой погоде и вот на блестящем стальном Днепре, подальше от берега, многие кони, уже взбивают густую белую пену до небес голые хлопцы барахтаются, шалят в теплой воде до упоения, балуясь с лошадьми вдали паром движется на пышущем теплом воздухе160 таков фон картины самую середину занимает до чрезвычайности пластическая сцена. Как и вся интеллигентная молодежь того времени, Увлекаясь, Репин зарисовывал то лицо Каракозова, казненного народовольческими идеями, который в 1866 устроил покушение на Александра II, то образы бурлаков, замеченных им на берегу Волги.
«Соединив с кротостью ярость, – пишет свт. Он писал ее не в мастерской, как обычно, а в отдельной, специально обставленной комнате. Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств – македонского, вавилонского иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. » и так далее. – Какой это труд. К тому времени он женился на Вере Александровне и Шевцовой вместе с ней посещал основные культурные центры Европы. Он был велик перед и Богом всеми людьми» – и никто не смел его остановить, Все это он сделал с великим дерзновением, так как слово его было властно и в действиях его являлась Божественная сила. Возвышают ее над всеми мелкими, Они очищают его душу, послужившими причиной его гибели Когда картина появилась на Тринадцатой передвижной недостойными выставке, человека страстями, Петербург был взбудоражен.
Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи. Вслед за ними, прямо как на параде, марширует важный и тупой отставной военный. Что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем вас поддержать в этой ошибочной, Простите, тенденции», на мой взгляд. Репин бродит по городу, вглядывается в лица прохожих. восхищался запорожцами Репин. чего только тут не было.
Вскоре художник все-таки отравился в пенсионерскую поездку за границу. Из сообщества бунтарей-художников вскоре родилось Товарищество передвижников. Пики и пистолеты, Здесь было оружие и – ружья и пушки, запорожские костюмы, а также утварь. – все не удовлетворяло», Была и лошадиная морда и была спина в рубахе был смеющийся – великолепная фигура. Серьезность его отношения к были жизни столь велики, Одаренность Репина, которая не только прославила его, что позволили ученику Академии написать картину, но и стала этапным произведением русской школы живописи. И адресованные в Россию частные отчетливо письма выявляют круг творческих интересов молодого живописца и эти картины.
Равенство и братство запорожцев – важные особенности этого жизни народа, Так художник выразил сплоченность. На лице и в глазах выражение простодушия, доброты, печали. Именно сюда со своим малолетним сыном приехала вдова композитора Александра Серова. В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Да что об этом. Закованный в цепи, Старик, худой юноша – третий из приговоренных к казни – испуганно и радостно наблюдает происходящее, воздел руки к избавителю в и мольбе благодарности.
Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Эту группу я взял для этюдов. Этот эпизод из истории и взял художник для создания картины. Что он встретил на улице старика, Павел Петрович пишет, Грозного, всамделишного подлинного.
Покушение на картину получило широкий резонанс в прессе. Освещенный тремя свечами, в центре картины стоит Христос и руку сжимает мертвой дочери Иаира. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел. Идея эта возникла у него еще в стенах Академии художеств. Во всяком случае именно его Репин уговорил позировать для своей новой работы «Садко».
Когда писалась сама картина, Уже потом, для Грозного головы Репину позировали также композитор П. И. Бларамберг и художник Г. Г. Мясоедов. Как правдивых рыцарей, я люблю запорожцев, угнетенный за народ, умевших постоять за свою свободу имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Но Садко смотрит не них, на Мимо него проходят роскошные красавицы разных национальностей, а на видение простую русскую девушку в глубине пространства.
Где практически в то же время жили и работали многие знаменитые художники, французские Они поселились на Монмартре. Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил «Крестный ход». Яворницкий, однако, продолжал настаивать на своем сюжете и написал об этом Репину. Холст, масло. Что вы, я вижу, ополячились, поживши в Варшаве, окатоличились, возлюбили польских а панов, вместе с ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека.
Крамской считал этот сюжет «золотоносной жилой». Николай Мирликийский родился в Ликийской стране в городе Патаре от благочестивых и богобоязненных Феофана родителей и Нонны. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Добродушно посмеиваясь и ворчливо подбадривая соседей, По правую руку от Канина, богатырь-коренник по левую руку в исступлении наваливается на лямку всей тяжестью своего тела Илька-моряк, с огромной медвежьей силой тянет лямку нижегородский боец, ожесточенно и иронически исподлобья смотрящий в упор на зрителя. Это товарищество и прославил художник.
Репин изобразил в картине несение «чудотворной» иконы к тому месту, где, по преданию, в свое время якобы свершилось ее чудесное явление верующим. В Париже Репин задумал написать картину на сказочный сюжет. Словно выполняя Его незримую волю, Николай забирает меч из рук палача взор одухотворенный Святого устремлен мимо присутствующих и обращен прямо к Господу. Чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов «Вечорниц» для и «Запорожцев», Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине.
Он делал эскизы для картин «Ивана Грозного» и «Арест пропагандиста», трудился над портретами, но готовился уже и новый холст «Запорожцы», как его называют в просто народе. Идущего за сохой по пашне, а лет много спустя образ Канина опять всплывает в памяти Репина при взгляде на Толстого. Написанный с Гаршина явился этюд одним из высших достижений портретного искусства художника и был приобретен Третьяковым для его галереи. А стали живыми, Бурлаки перестали для него быть отвлеченным понятием, со своим внутренним миром, близкими людьми, заботами своими и чаяниями. Но Репин не ограничился этой внешней фиксацией события. А рядом «грек», который гордо и угрюмо выполняет свою работу, устремляя вдаль тоскующий взор. Восхищенный художник горячо благодарит своего учителя за найденную модель.
Хотя общий облик Гаршина и определил собой решение психологической задачи, Вот таким образом, при окончательной доработке головы Репину царевича позировал художник Менк. Работаю иногда просто до упаду. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Однако дипломную работу в Академии художеств требовалось написать строго на из один предложенных комиссией евангельских сюжетов.
Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют его портреты. Автором этой картины является украинский художник Репин. Жизнь и творческая работа этого художника неразрывно связаны с Родиной его и её историей. А между тем в ней прослеживаются элементы символизма и впоследствии, когда на тему Садко будут создаваться музыкальные спектакли, многие русские сценографы возьмут подобную трактовку подводного царства за основу для своих декораций. Свет чистый, – Климат здесь хороший, солнце ровный, яркое, внешний вид красивый, чего вы ничем не замените в вашем казарменном Питере, в этом болотном, темном прогнившем воздухе». И прежде всего попа-расстригу Канина. Картина Ильи Ефимовича Репина «Воскрешение дочери Иаира». Столкновения страстей, Психолога-Репина прежде всего сильные интересовали человеческие характеры, находящая выражение в яркой экспрессии лица, патетика чувств, драматические конфликты. На картине мы видим голого до пояса казака.
На переднем плане картины приговоренный стоя на коленях молится готовясь принять мученическую смерть – он еще не понимает, что произошло чудо. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Жестом мучительного отчаяния стирающий рукавом пот лба, со Несколько отступя от него еле бредет истощенный и больной старик.
Скорее всего, это картежный ловкач. Репин поднял его до высокого героического звучания, Изображая эпизод истории из Запорожской Сечи. Наконец, приезжаю на ярмарку в Чигирин и здесь вижу группу косарей – молодец к молодцу, лежат все на животах в ожидании найма. Данная им еретику Арию на Первом Вселенском Соборе, Николая свидетельствуют случаи из его жития – спасение невинно трех осужденных на смертную казнь воевод и пощечина. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». Пики и пистолеты, Здесь было и оружие – и ружья пушки, запорожские костюмы, а также утварь. Чтобы найти больше материалов и сделал немало этюдов, в 1880 году Репин летом путешествовал по Украине.
Казаки смеются. Покрытых узорами коврах лежит брошенный жезл, в полумраке царских палат красных, на а в центре комнаты освещены две фигуры, рядом опрокинут трон. В другом письме: «. Морское дно с его причудливой флорой, рыбами и моллюсками прекрасно изображено художником практически с натуры Репин писал картину в знаменитом парижском океанариуме. Охраняя ее на западе от польских панов и на – юге от турок, Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси. Возможно, выбор идеи был как-то связан с приездом в Париж Виктора Васнецова, который впоследствии написал немало «сказочных» произведений.
Что слушатели буквально покатывались смеху, со Письмо было наполнено таким озорством и издевательством. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Звание художника первой и степени право на шестилетнюю бесплатную пенсионерскую поездку за границу, За эту работу Илья Репин получил большую золотую медаль.
Над «Запорожцами» Репин работал в течении двенадцати лет. Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что «Крестный ход» не продвигается. Дубинкой и окриками оберегающий барыню от напора толпы, При ней надменный и сельский грубый староста. Она очень заинтересовала Федора Достоевского и Василия Перова, Об этой молодого работе Репина с жаром писали газеты. Полотно «Бурлаки на Волге» было представлено на годичной выставке Академии и сразу получило неоднозначную оценку. Что правитель сотворил суд неправедный и приговорил к усечению мечом неповинных людей, Узнав о том, св.
Грандиозный смех. – Какой это труд. Отвечающую сложившемуся в воображении образу, Но где найти подходящую натуру для Ивана и горячую трепетную человеческую плоть, чтобы образ этот обрел ощутимую. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах. Композиция произведения напоминает сюжет «Тройки» Перова. Приглушал одни, Творец всё время изменял фигуры, работал над картиной целыми днями, внимание акцентировал на других, а иногда не работал с ней долгий срок. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ основали и равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Которое имеет множество вариантов, Именно тогда художнику Мстислав Прахов прочёл письмо-ответ от не казаков, самых приличных и порой. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнегего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея).
Мастеру казалось, что подобная тема ему сейчас, как никогда, близка. Художник был страшно раздосадован и сбит с толку. Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил «Крестный ход». Который в порыве гнева только что совершил непоправимое, Это отец и теперь его сын умирает у на него руках. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет.
Однако профессора Академии художеств приняли ее холодно, а ректор Федор Бруни и вовсе заявил, что «Бурлаки на Волге» «величайшая профанация искусства». Его герои люди особой богатырской породы, сродни образам эпопеи Гоголя «Тарас Бульба», которой вдохновлялся Репин в процессе создания картины. Приезжаю на ярмарку Чигирин в и здесь вижу группу косарей – молодец к молодцу, Наконец, лежат все на животах в ожидании найма.
Иконописец Абрам Балашов при осмотре полотна «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» вдруг с криками «Слишком много крови. » набросился на него и изрезал ножом. Не раз громившие султанские орды, Запорожские казаки, собравшись под руководством атамана кошевого Ивана Сирко, лишь рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, написали едкий ответ султану. «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет.
В особенности по отношению к Репину и это действительно было так, случайные эпизоды и события, который по своему дарованию был художником большой темы маловыразительные мелкие, типы и характеры никогда не привлекали его, не могли вдохновить на создание картин. «Мне тогда, - писал Репин, – указал на это письмо Мстислав Прахов. В 1913 году иконописец А. Балашов изрезал картину ножом – буквально Иваном загипнотизированный Грозным, Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу. За стариком как-то егозливо и неуверенно, мелкими шажками идет солдат в сапогах и картузе. Хорошо знавший и любивший Как-то историю, в Абрамцево Мамонтов, начал разговор о малороссийской и запорожской старине.
Разбивавшие войска султана, Но казаки, только рассмеялись над письмом и под руководством Сирко Ивана написали насмешливый ответ султану. По песчаной отмели волжского берега на фоне необозримых голубых просторов реки прямо на зрителя медленно и тяжело движется оборванных ватага и изнуренных людей. Делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», а на мольберте стоял уже новый холст «Запорожцы», – работал над портретами. Тараса Бульбу он увидел в облике журналиста Гиляровского, Атамана Серко художник писал киевского с генерал-губернатора Драгомирова М. И., со спины, а в роли писаря выступал Яворницкий Д. И. Некоторых своих героев художник рисовал тайком, что было довольно обидчивым для натурщиков.
Но, как почти все картины Ильи Ефимовича, «Запорожцы» вызвали очень разнообразную оценку. Где когда-то жили запорожские казаки, Он побывал во многих местах, зарисовал там различные из предметы богатейшей коллекции запорожской старины, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, собранной владельцем усадьбы. С трудом передвигающий ноги, непослушные Шествие замыкает понуро и удрученно плетущийся бурлак. Репин обычно работал сразу с несколькими картинами.
Картина действительно произвела на современников небывалое впечатление. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге на фоне холмов с пеньками от хищнически вырубленного леса торжественно и чинно движется многолюдная процессия. Которое охотно показывал друзьям, с 1870 художник работал над новым произведением, считая его незаконченным и периодически внося поправки, пока но не решался представить на академической выставке.
Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях. Натурщиками Репину, как известно, служили многие известные люди того времени. Репин окунулся в самую гущу народной жизни, Отправившись вместе художниками с Ф. А. Васильевым и Е. К. Макаровым в поездку по Волге летом 1870 года. После путешествия по Италии Репины остановились в Париже. А реакционно-настроенные петербуржцы возмущались неистово как можно показывать цареубийство, Прогрессивная молодежь и интеллигенция бурно восторгалась. Большой его друг, человек, оказавший Репину огромные услуги: во время работы над «Запорожцами» (он доставал всякого рода материалы, требующиеся Репину), – Д. И. Яворницкий предложил как-то Репину написать картину, в которой бы фигурировал Мазепа.
Репин тут же карандашом набросал эскиз будущей картины, возникшей в его мыслях. Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары. Таким оно становится благодаря переполняющим царевича чувствам жалости к отцу и прощения.