Да что об этом. Усмешку, Между прочим, Репину удалось выдавить из Яворницкого сразу, не которая запечатлена на картине. В Малороссии у каждого пономаря есть список этого апокрифа. И особенно важно, что при этом возникает ощущение единства и сплоченности запорожцев. Художник был счастлив.
Герой русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в его итоге прототипом на картине стал не менее заслуженный военный деятель – генерал Михаил Драгомиров. Несмотря на то, что Александр Иванович жил и работал в Питере, родом он был из Стародуба, являлся потомком польского шляхетского рода. Вряд ли кому-то удавалось прежде настолько живо и естественно написать смеющиеся лица. Султан Мохаммед IV прислал грозное запорожцам письмо, Разгневанный на казаков за истребление ими 15-тысячного войска, повелевая добровольно сдаться. Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и равноправное основали братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой.
чего только тут не было. Остановившись, Художник долго для искал него походящий образ, на генерале Михаиле Ивановиче Драгомирове, в конце концов, тогдашнем командующем войсками Киевского военного округа, впоследствии – киевском генерал-губернаторе. На поясе у него меч, в правом углу картины высохший – от лет старик в белой шапке и красной одежде. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Работа над новой картиной так увлекла Репина, что он на какое-то время отложил «Крестный ход». Голова кругом идет от их шуму и гаму.
А позже – киевским генерал-губернатором, На момент позирования Репину он был командующим Киевского войсками военного округа. Лица этого казака не видно, но, скорее всего, он тоже доволен происходящим. Хотя оно с детства было знакомо мне. – писал Репин А. С. Суворину.
если бы вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины. В другом письме: «. Если бы Репин ввел в картину всех, кого имел ввиду, портретируя прототипы для «Запорожцев», его произведение как исторический роман должно было бы иметь продолжение. Сам по себе Сирко был личностью – легендарной провел полсотни сражений и из всех выходил победителем. Непобедимости и силе, в своем неповторимом шедевре Репин показал во народ всем его величии. Вот они перед нами во всей своей красе и удали.
Глаза горят огнем мести врагам. Чертовский народ. Так и понял русский народ эту картину. Ну, не мог Репин не изобразить на картине своего друга. Большой его друг, человек, оказавший Репину огромные услуги: во время работы над «Запорожцами» (он доставал всякого рода материалы, требующиеся Репину), – Д. И. Яворницкий предложил как-то Репину написать картину, в которой бы фигурировал Мазепа.
Эскизов, Сотни подготовительных этюдов, специальные поездки для изучения материала все – это говорит об одном основном чувстве, рисунков, владевшем живописцем. 8 лет Сирко был кошевым атаманом войска запорожского, хотя по обыкновению казаки избирали себе предводителя не больше как на год. В каждой мелочи, оставшейся от этих эпох, виден, чувствуется необыкновенный подъем духа, энергии: все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение. У художника также своя азбука, свои слоги из которых совершается картина. А вот и сам атаман – тогдашний Сечи, кошевой Ну, Иван Дмитриевич Сирко – одна из центральных фигур картины. Это – атаман Иван Сирко. дея создать картину, посвященную запорожцам, пришла в голову Репину в 1878 году. Званцевой: «Все время работал над «Запорожцами».
Работаю иногда просто до упаду. Картина впервые появилась перед публикой в залах Академии художеств, где 21 ноября 1891 года открылась персональная выставка двух прославленных выпускников, а ныне профессоров Академиb Ильи Ефимовича Репина и Ивана Ивановича Шишкина. Великолепную картину написал Репин. "Ну и народец же. Казаки дружно собрались вокруг стола и сочиняют свой ответ султану.
Репин вскипел и сказал: «Дмитрий Иванович. Посмотрите на репродукцию картины Запорожцы. Центральный персонаж картины – атаман Сирко. Удалые силы русского народа отреклись от благ житейских и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой.
Их ждет бой, зная, что мало кто вернется живым из грядущей битвы – теперь а только одна, Когда-то были у них разные дороги и смеются они сейчас, общая. Теперь, когда она была показана на выставке, последователь Толстого художник Н. Н. Ге также недооценил репинское полотно и к тому же он приуменьшал заслуги самих запорожцев, как защитников родины от посягательств турок и польского панства. Репин даже вылепил из глины фигурки запорожцев и создавал из них целые сцены. Репин всегда работал одновременно над несколькими полотнами. Которые были раньше, Это дает возможность зрителю додумать события, которые еще и состоятся, те.
Запорожцы ответили дерзким письмом, бросив султану открытый вызов. Гомерический смех. Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках.
Выделились из этой забитой и вот, рутинной, серой, покорной, темной среды христиан – смелые выделились головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. Узнав себя уже в Третьяковке, Георгий но Петрович, делать было нечего, был очень обижен на обоих. Однако Алексеев с негодованием отверг художника предложение позировать ему в столь неприглядной позиции. Усмешку, Между прочим, Репину удалось выдавить из Яворницкого не сразу, запечатлена которая на картине. Дым костров на заднем плане, полоска Днепра, движущиеся вдалеке фигурки казаков не только создают настроение общего воодушевления, но и увязывают группы на переднем и заднем плане в единое целое. Но более или менее «приличные» варианты помещались в журналах.
Автором композицииявляется скульпторВалерий Пчелин (Краснодар). По вечерам гости собирались вместе, спорили, декламировали стихи и рассказы. Но тогда, Теперь это покажется устарелыми словами, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, то в время, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. В свободное время кто-нибудь из казаков наигрывает какую-то мелодию и об поет Украине, Должно быть, прославляет Сечь, о храбрости ее народа. Сама же картина связана с именем атамана Ивана Сирка, т. е. Созданный по идее администрации города, Красной и Горького в по г. Краснодаре мотивам картины И. Репина установлен барельеф. Эта картина является самым живописным известным произведением с изображением запорожских казаков.
На картине мы видим голого до пояса казака. Пришлось пожертвовать очень многим Конечно, я не тронул главного». Удалял одни, Художник постоянно менял фигуры, работал над картиной целыми днями, вписывал другие, а откладывал иногда ее на долгий срок. Просмотрев несколько страниц, Тот, в и таком виде попал в окончательный вариант картины, заулыбался.
Горизонт то поднимался, то опускался, возникал лагерь запорожцев их боевой стан. На пересечении ул. Была и Запорожская Сеча, на Днепре Гоголь написал о сечевиках днепровского Запорожья своего «Тараса Бульбу» Поводом для воплощения жизни казацкой вольницы стало легендарное письмо запорожцев турецкому султану. В ответ султан получил насмешливое и дерзкое послание. Однако, самое интересное то, что Репин его в глаза никогда в жизни не видел.
«например, Нелегкой была эта поездка, ни за что не соглашались, понадобились очень типичные чумаки в степях Малороссии, - их хотел писать, ни за деньги, ни даром – признавался художник. Приезжаю на ярмарку в и Чигирин здесь вижу группу косарей – молодец к молодцу, Наконец, лежат все на животах в ожидании найма. И вот эта горсть удальцов, конечно, даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большей частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает всю Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Он писал: «Я, султан, сын Магомета, брат солнца и луны, внук и наместник божий, владелец царств – македонского, вавилонского иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властелин над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан. » и так далее. Детство и юность художника прошли на Украине, казацкое письмо он знал с детства (списки его были широко распространены в Малороссии).
Ему холодно, может из-за потери крови, накинул он черную бурку в солнечный теплый день. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур. Еще в 1880 году, в Москве, картина не понравилась Льву Николаевичу Толстому. Наблюдает долго, Художник подмечает события жизни и, враз терпеливо, – наступает выдающийся миг, когда художник говорит:'Мгновение, остановись. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Надо сказать, Хотя, основная версия картины со стороны явилась многих предметом весьма острой критики.
И, как почти все репинские картины, «Запорожцы» вызвали самую различную оценку. Как Василий Васильевич Тарновский, а для этого хмурого типа с сумеречным взором позировал кто ни иной, владелец известного имения Качановка, украинский коллекционр и меценат. Так, художник изображает лишь один миг, но какой. Как правдивых рыцарей, я люблю запорожцев, за угнетенный умевших народ, постоять за свою свободу имевших силу свергнуть навсегда гнусное польское панство и шляхту. Историк Н. И. Костомаров опубликовал в журнале текст одного из вариантов письма запорожцев.
– все не удовлетворяло», Была и лошадиная морда была и спина в рубахе смеющийся был – великолепная фигура. Через его руки прошло более десяти тысяч воспитанников, а его огромное собрание русских, украинских и белорусских народных песен (около шести тысяч. ) еще ждет своей публикации – если бы, конечно, его удалось разыскать. Скорее, всего он очень доволен возложенной на него миссией. Казак, Запорожец в высокой черной шапке писался с В. Тарновского, – художника с Я. Ционглинского, опустивший кулак на спину соседа. Покатываются от хохота, Казаки хватаются за бока, гогочут, ржут, хихикают, посмеиваются в усы. Каждое новое слово письма вызывает безудержный смех казаков. Писарь, собственной персоной – наконец, Ну и, же он Дмитрий Иванович Яворницкий, еще один центральный персонаж картины. Третий день пьем здоровье Вашего Величества – самая известная из которых – классическая история с телеграммой, о нем ходили легенды, посланной императору самолично Александру.
Работал над общей гармонией картины, какой это труд. Оружия и прочей казацкой атрибутики, Именно с экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал часть большую амуниции. Здесь на помощь Репину пришел Яворницкий. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. «Никто не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства», – напишет Илья Ефимович Стасову, рассказывая о сечевиках. Илья Ефимович поставил второй датой на своем великом творении год 1891-й, когда впервые показал широкой публике картину. А знаете ли, я должен Вам признаться, что я и в «Запорожцах» имел идею.
Нет, это не «оргия гомерического хохота». Кстати, Был, по совместительству предводителем Борзнянского дворянства и Нежинского уездов Черниговской губернии. Он начинает поиски материалов изучение источников, «вхождение» в эпоху. Эта картина гимн во славу свободных людей их героизма, мужества и юмора прославление «горсти удальцов», которая не только «защищает всю Европу от восточных хищников, грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием». Таким образом, внимание зрителя акцентируется на письме.
богатые хаты8230. всё побелено8230вишня, персики8230. и у русских вечный холод, сумрак. Хотя эскиз был выполнен за два года до этого, в Абрамцеве, когда Елизавета Григорьевна Мамонтова читала вслух аксаковскую «Семейную хронику». Это был типичный запорожец, мужественный, упорный имел прекрасное чувство юмора. Вооружение, Старинная одежда, предметы быта – все достоверно и написано с натуры. «Я привел свою в картину полную гармонию. – Чего только тут не было. В самом центре картины изображен сидящий за столом писарь.
Устав работать над одним, он переходил «отдыхать» на другое. По пересказам, Сирко родился на Харьковщине. Репин ответил: «Я и в «Запорожцах» имел идею. Который должен был изображать еще одного хрестоматийного персонажа – Тараса Бульбу – прототипом оказался профессор Петербургской Александр консерватории Иванович Рубец, Для толстяка. «Все за одного – один за всех» – таков был лозунг запорожцев, в товариществе заключалась их сила. Прекрасно играл на многих инструментах, был Рубец талантливым музыкантом и педагогом, включая фортепиано и бандуру.
Еще бы. Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине, чтобы собрать материалы и сделать ряд этюдов для «Вечорниц» и «Запорожцев». «оргией гомерического хохота» и, Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», полагали, говоря это, делают что комплимент автору. От каждого из холстов Репина восьмидесятых годов «шедевр шедевров» взял лучшее: прославленный свет страсти, кипящие в сердце титана скульптурность и объем в портретной живописи динамику и экспрессию человеческую массу в ее общем движении и жизнь личности рядом с другими а главное – возможность передать миг исторического времени, благородную, высокую идею. Яворницкий, однако, продолжал настаивать на своем сюжете и написал об этом Репину.
Один казак от смеха даже повалился на бочку. Старик хохочет. И, Летом 1878 года М. В. Прахов одновременно с Репиным гостил в Абрамцеве именно тогда он напомнил Илье Ефимовичу о письме запорожцев и, очевидно, быть, может прочел художнику это письмо.
Преклонения и любви художника к героям своим мгновенно передается зрителям и это состояние восторга. Необходимо лишь уметь прочитать картину, а для этого нужно знать секреты живописи. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Он почувствовал огромные возможности в этом сюжете для большого полотна на очень важную тему тему – жизни свободного народа. По поводу этого Репин писал Стасову: «Он не понимает и не верит в запорожцев.
Хлопчика художник убрал, кинув на его место какой-то пестрый кунтуш (вот так: пожертвовал сыном ради исторической достоверности. ). На каких персонажей мы сразу обращаем внимание. 8230. такие же, полные, с полными лицами, лысые, черноволосые с черными глазами (во всех песнях поется про черноокую дивчину) отъевшиеся на сале8230хохлы всегда жили богато в отличие от русских8230даже в советские времена переезжаешь границу и русская голь перекатная вмиг исчезает. В один из таких вечеров читалась переписка турецкого с султана казаками предложение сдаться без сопротивления и едкий ответ запорожцев. Нет, я русский человек и кривить душой не могу. Генерал, в общем, тоже имел опыт оригинального эпистолярного жанра, как и И. Д. Сирко, что и возможно, подтолкнуло Репина к тому, чтобы именно его выбрать центровой моделью. Вокруг которого двумя концентрическими кругами диктующие размещены послание запорожцы, в итоге центральное место получила фигура писаря.
26 июля 1878 г». Что вы находите значительного в промахнувшихся предателях, ума я не приложу, в вероломстве, в измене. Что палку воткешь и вырастет земная виноград8230черно благодатная почва и теплый климат8230 Натурщиками Репину, Моя бабушка говорила, служили многие известные люди того времени, как известно. Репин «загорелся». Надо каждое пятно, цвет, линия – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы и характеризовали бы всякого субъекта в картине.
А владелец этой обширной лысины и трехэтажного – затылка не кто иной, Ну, как Георгий Петрович Алексеев. Зная азбуку живописи, можно стать собеседником художника. Он положил руку на плечо сидящего у стола казачины. Султан, Я, брат Солнца и Луны, сын Мухаммеда, внук и наместник Бога, владелец царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, необыкновенный рыцарь, никем непобедимый воин, неотступный хранитель Господня, гроба попечитель самого Бога, надежда и утешение мусульман, смущение и великий защитник христиан – повелеваю Вам, запорожским казакам, сдаться мне добровольно безо всякого сопротивления и меня Вашими нападками не заставлять беспокоиться. Это чувство – любовь. Желая избавиться от столь грозного соседа, Турецкий султан Махмуд IV, предлагающее сдаться им без сопротивления, в 1676 году прислал запорожским казакам письмо. Эту группу я взял для этюдов. «Если бы Вы видели все метаморфозы, какие происходили у меня здесь в обоих углах картины.
Скорее всего, это картежный ловкач. Делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», а на мольберте стоял уже новый – холст «Запорожцы», работал над портретами. Ни мало, Ведь августейшая особа выложила за нее ни много, 35 как 000 полновесных царских рубликов.
Чтобы собрать материалы и сделать ряд для этюдов «Вечорниц» и «Запорожцев», Летом 1880 года Репин совершил длительную поездку по Украине. Поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – картежник, это чтобы не спрятать карты в рукаве. «москва ни в не чем виновата по отношению ко мне – – писал он, Репин тотчас же вступился за Москву. Выразительно изображен писарь и казак, который стоит позади его.
Всю свою жизнь Сирко воевал и в течение восьми лет возглавлял запорожское войско. Личность, надо сказать, уникальная. В связи с идеей картины «Запорожцы» приведем эпизод, характеризующий мировоззрение Репина периода московской жизни.
Одно только страшит меня: возможность смерти до окончания «Запорожцев». и не успевший еще отрастить усов – художник Порфирий Демьянович Мартынович. Откуда они вывели из плена свыше 7 тысяч человек, в следующем году казаки под руководством атамана Сирка сокрушительное осуществили нападение на Крым. Он писал «Царевну Софью» и «Крестный ход», делал первые эскизы для «Ареста пропагандиста» и «Ивана Грозного», работал над портретами, а на мольберте стоял уже новый холст – «Запорожцы». «Запорожцев» Репин писал долго, целых двенадцать лет.
Засечной чертой, вырубкой лесной полосы, определялись когда-то границы России. Где когда-то жили запорожские казаки, Он побывал во многих местах, зарисовал там различные из предметы богатейшей коллекции запорожской старины, около месяца провел в имении В. В. Тарновского Качановке Черниговской губернии, собранной владельцем усадьбы. Ведь именно Яворницкий являлся главным вдохновителем и консультантом художника. Обдумывает очередную бранную Он фразу, хмурится, призванную побольнее уколоть и оскорбить османского владыку.
В эта обширная лысина и трехэтажный затылок они, – Ну, тоже имеют владельца, как не удивительно. Галерея типов, абсолютно оригинальных, неподражаемых, легендарных. «Работал над общей гармонией картины, - говорил он в одном из писем. Который сидит за столом, На писаря, на казака в белой и шляпе красном жупане, на казака с ироническим взглядом.
гонора. Дым бивуака застлал горизонт казачьи пики упираются чуть ли не в небо плечо к плечу, рука к руке, голова к голове сидят они, ясные и могучие «лыцари». – всё не удовлетворяло, Была и лошадиная морда была и спина в рубахе был смеющийся – великолепная фигура, мне она понравилась, пока я не остановился на этой дюжей простой спине, с и ней я уже быстро привел всю картину в полную гармонию. Подбирая соленые словечки и в воображении Репина тут же возникла сцена запорожцы сочиняют послание султану, стараясь его уколоть посильнее.
Полуобнаженный казак (то ли драматург Марк Кропивницкий, то ли педагог К. Белоновский) – это картежник, поскольку на Сечи был обычай снимать рубаху во время серьезной игры для того, чтобы не спрятать карты в рукаве. Причем ее слава зиждется не столько на исторической достоверности, сколько на настроении. На «Запорожцев» художник затратил огромное количество энергии, любви и забот. Цвет, Надо каждое пятно, – чтобы выражали вместе общее настроение сюжета и согласовались бы характеризовали и всякого субъекта в картине, линия.
Это так разозлило турецкого султана, что он пришел к окончательному решению покончить с запорожцами и предварительно прислал им письму, в котором приказывал казакам сдаться добровольно без сопротивления. Современники называли полотно Ильи Репина Запорожцы пишут письмо турецкому султану, написанное в 1880 году, атласом смеха или симфонией человеческого хохота, ведь все изображенные на картине персонажи смеются по-разному. Атмосферой полотна стали удаль, смех, отвага и уверенность – главные качества запорожцев. Это товарищество и прославил художник.
Даже умные и тонкие люди считали «Запорожцев» своего рода «атласом смеха», «оргией гомерического хохота» и, говоря это, полагали, что делают комплимент автору. Я напишу гетмана Хмельницкого». Репина критиковали за историческую недостоверность картины: в основном досталось хлопчику, набивающего люльки запорожцам, которого Илья Ефимович поместил в левом нижнем углу картины (кстати, писал он его со своего малолетнего сына Юрия), а еще автор получил по первое число за белую свитку, развернувшуюся спиной к зрителям и занявшую всю правую часть картины. С чего же все началось.
В центре картины – улыбчивый писарь, который строчит послание, все нужные слова подсказывают его товарищи. Героев становилось все больше., собственной персоной. Владел, Обучался в Академии художеств, филигранной графикой, кстати из-за но болезни в 25 лет был вынужден оставить живопись. А представляется крепко и спаянной, самое удивительное при таком обилии фигур композиция не распадается на куски.
А все они вместе олицетворяют силу и мощь, Каждый персонаж – тип, которые преодолеть никто не сможет. Он втихаря посадил художника сзади, Пригласив Алексеева посмотреть свою монет, коллекцию проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией. Ну, а судьба основного варианта картины сложилась счастливо. действие ее относится к концу 17 столетия. Запорожцы» экспонировались вместе с более чем тридцатью этюдами для этого полотна. Его взгляд самоуверенный ироническая улыбка на лице.
Что принимают участие в таком важном исторически событии, Последние испытывают радость и ликование от того. Переходивший из уст в уста, Текст письма запорожцев, большинство которых невозможно было публиковать – слишком солеными словами они были имел напичканы, сотни вариантов. Какое пиршество цвета, а какое разнообразие и поз жестов, костюмов, богатство аксессуаров, вооружения. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Голова идет кругом от их гаму и шуму Недаром про них Гоголь писал, все это правда. – Какой это труд.
Просмотрев несколько страниц, Тот, в и таком виде попал в окончательный вариант картины, заулыбался. Которое ночью ворвалось на территории Сечи намерением с уничтожить ее дотла, Зимой 1675 года запорожцы разгромили турецко-татарське войско. Охраняя ее на западе польских от панов и на юге – от турок, Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси. Турецкий султан привел начале в письма все свои звания, Чтобы устрашить казаков и заставить их сложить оружие.
Который родом с Харьковщины, Сама связана картина с именем украинского атамана Ивана Сирка. А в самой Качановке он увидел и зарисовал интересные типы людей. Который был завоеван турецким султаном и вывели пленных в количестве семи тысяч человек, в 1676 году казаки предводительством под Ивана Сирка напали на Крым. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. И он решил казацкое войско уничтожить окончательно, Это очень разозлило султана, в котором предлагал сдаться без боя, перед но этим послал им письмо.
Знаком начала, а первой датой, когда, поставил год 1880-й, проехав Сечь вместе с юным увидел Серовым, эту жизнь своими глазами. Оружия и прочей казацкой атрибутики, с Именно экспонатов собрания Яворницкого Репин срисовал большую часть амуниции. Для начала был найден исторический документ. На картине художника все по-иншому: герои недвижимые, будто застыли в какой-либо момент.
Это главные герои картины, художник их разместил на переднем плане. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине. Заканчивая холст, Репин писал своей ученице Е. Н. Сидящие и стоящие кругом диктуют казаки ему, За столом писарь строчит письмо султану, подбирая наиболее едкие слова. В. И. Репина вспоминала, как он читал вслух книги о запорожцах, перечитывал гоголевского «Тараса Бульбу». Так было и в Москве.
Сюжет картины знаком всем: запорожские казаки пишут ответ турецкому султану, который предложил им перейти на сторону Османской империи. И теперь, хотя бы 1 000 000 корреспондентов «Тimеs» разносили меня в пух и прах, я остался бы при всем своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Этот исторический эпизод и взял Репин для своей картины. К столу прислонена домра – старинный музыкальный инструмент.
Этот факт свидетельствует о его большом авторитете и доверии войска. Памятник открыт в2008 г., через 120 лет после посещения Репиным Кубани. Быть может, «Я уже несколько лет пишу свою картину и, – говорил еще Репин, несколько лет посвящу ей, – а может случиться, что я закончу ее и через месяц. Историческая справка: турецкий султан Мехмед IV правил 1648- 87гг.
После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил сам государь – император Александр III. Можно часами разглядывать их лица – загорелые, обветренные степными ветрами, опаленные солнцем, дубленные невзгодами изрубленные в жестоких схватках, но все же красивые источающие силу, энергию, бьющую через край. Нужна отвага, удаль, уверенность в правоте своего дела, чтобы потешаться, вызывая на бой могущественного повелителя империи и стараясь оскорбить его так, чтобы смыть это оскорбление он хотел только кровью. Стихия народного характера, дух рыцарства и товарищества, удаль и сила раскрыты художником в картине убедительно и ярко. Личность, надо сказать, уникальная. Я люблю поляков за их культурность – теперь. Пики и пистолеты, Здесь и было оружие – ружья и пушки, запорожские костюмы, а также утварь.
Множество этюдов и зарисовок привез Репин в Москву. Первый карандашный набросок «Запорожцев» датирован художником: «Абрамцево. Иные серьезны или ироничны, а атаман Серко смотрит куда-то вдаль светлым, острым взглядом, будто видит перед собою картину грядущей битвы за Родину. Очень устаю».
Запорожцы, товарищи, тесная в своем единстве богатырская застава. Прежде чем играть, в Запорожской Сечи, чтобы некуда было прятать карты, они были должны раздеться. К засекам, к сечам собирались беглые крепостные, записывались в казачество – в пограничное войско землепашцев. Узнав об этом, Стасов обвинил художника в лености, писал Репину, что Москва виновата в том, что «Крестный ход» не продвигается. Летом этого года он гостил в Абрамцеве. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Когда Яворницкий приехал в мастерскую художника позировать, он был весьма хмур.
Однако Алексеев с негодованием отверг предложение позировать художника ему в столь неприглядной позиции. «Мне тогда, - писал Репин, – указал на это письмо Мстислав Прахов. И еще более забавно то, что бедняга, когда с него (живого. ) снимали маску, усмехнулся и усмешка так и осталась на маске. " – писал Репин критику В. В. Стасову.
А украинцы 8211 это и есть помесь тибетцев с половцами, об этом говорит Георгий Сидоров, а в фильме 8220Вечера на хуторе близ Диканьки8221 разве другие украинцы8230 а в повестях Гоголя. писал Репин Стасову. Тот, увидев его уникальные затылок и лысину, загорелся желанием запечатлеть их на картине.
«Запорожцев» Репин показал лишь в 1891 году на своей персональной выставке, где она была заглавным полотном. И игры, которыми всегда увлекались в семье Репина, подчинились теперь новому замыслу, – играли в запорожцев сам Илья Ефимович был Тарасом Бульбой, дочь Вера – Остапом, Надя – Андрием в другой игре Репин и его сынишка Юрий были запорожцами, а дочери – русалками, завлекавшими казаков в камыши: «камыши заменялись кучками сена, – писала В. И. Репина, - мы играли на бульваре Девичьего поля, бежали вперед и прятались за сугробы». Тут представлено много запорожцев и каждый образ и колоритен неповторим по-своему, в картине нет главного героя. Тараса Бульбу он увидел в облике журналиста Гиляровского, Атамана Серко писал художник с киевского генерал-губернатора Драгомирова М. И., со спины, а в роли писаря выступал Яворницкий Д. И. Некоторых своих героев художник рисовал тайком, что было довольно обидчивым для натурщиков. В образе писаря представлен историк Д. Эварницкий, Известны имена есаула людей, – артист Д. Стравинский в образе казака с повязкой на лбу можно узнать художника Н. Кузнецова, Тараса Бульбы – профессор Петербургской консерватории А. Рубец, в образе Серко – генерала М. Драгомирова – черты которых увековечены на этом полотне.
И когда соберутся гости у «батюшки», письмо часто читается вслух подгулявшей компании». Репин в одном из своих писем сообщил, как зародился у него замысел картины. богатые картины, нет покосившихся заборов, чёрных нищих домов, всё цветет и пышет. да глина, на которой ничего не растет.
Как уже было сказано, первый И, законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Дошло до того, что маленькому сыну Репина Юрию выбрили голову и оставили только запорожский чуб – «оселедец», а одевали мальчика в запорожский костюм – желтый жупан с откидными рукавами, малороссийскую рубашку и широченные шаровары. А дальше вдохновение художника и соучастие горячее Д. И. Яворницкого сделали свое благое дело, Ну. «я не понимаю смысла и этого значения сюжета теперь, тогда он мне так же противен был и достоин только отрицательного отношения к нему – да и, Художник ответил довольно резко. В Качановке Репин срисовывал казачью амуницию (а заодно – и самого Василия Васильевича), которой у Тарновского было – завались: его коллекция древностей козацкой эпохи стала основой коллекции Черниговского Исторического Музея.
По непроверенным сведениям, при совершении этой сделки протекцию Илье Ефимовичу составил не кто иной, как Михаил Иванович Драгомиров (что, в общем-то, не удивительно, учитывая откровенные украинофильские настроения генерал-губернатора). И, как уже было сказано, первый законченный эскиз картины Илья Ефимович подарил именно Дмитрию Ивановичу. Шутник, Герой русско-турецкой войны, М. И. Драгомиров был необыкновенно популярен среди весельчак киевлян и балагур. Долго Репин подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев – нависшего над писарем и дьявольски улыбающегося атамана Ивана Сирко. Но восстановление безмозглого панства, потворство их возмутительному забиванию народа до быдла, когда бы тони начиналось. На первом эскизе картины Репин сделала надпись Запорожцы пишут ответ Султану Мехмеду IV. Пришлось пожертвовать очень многим и менять многое и в цветах и в личностях.
И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием. А тот как-то зачитал раз ее, Новицкий по-приятельски передал найденную копию своему другу Яворницкому, своим гостям, как курьез, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. И отсюда почерпнул немало типов для картины». Панская Польша мне ненавистна, а Мазепа- это самый типичный пройдоха, пан поляк, готовый на все для своей наживы и своего. Он все забыл или ничего не знает из русской истории. Что вы, я вижу, ополячились, поживши в Варшаве, окатоличились, возлюбили польских панов, а с вместе ними такого, в сущности своей, поляка, как Мазепу, такого ненавистного мне человека.
И теперь, хотя бы сто тысяч корреспондентов «Times» разносили меня в пух и прах, я остался бы при своем я глубоко убежден, что теперь в этой картине не надо ни прибавлять, ни убавлять ни одного штриха». Что при всей любви и уважении к вам я не могу ничем вас поддержать в этой ошибочной, Простите, тенденции», на мой взгляд. С ними нельзя расстаться. А с гипсовой маски, а персонажа Запорожцев он не писал с живого Мартыновича, снятой с лица молодого художника. Особенно в устройстве городов и в истории народов и в памятниках искусства, ассоциаций, архитектуры меня привлекали всегда моменты проявления жизни всеобщей горожан, более всего в республиканском строе, конечно. Не раз громившие султанские орды, Запорожские казаки, собравшись под руководством кошевого атамана Ивана лишь Сирко, рассмеялись над напыщенностью письма Махмуда и, написали едкий ответ султану. Так ее Репин и срисовал.
Исторический сюжет Репин использует с целью показать все оттенки безудержного смеха это энциклопедия прямо-таки смеха. Чертовский народ. Что же касается белой свитки – таковая осталась на своем месте как немой упрямству памятник автора. Пригласив Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, он втихаря посадил художника сзади и пока доверчивый нумизмат любовался коллекцией, проворная рука мастера изобразила его в нужном ракурсе.
Это Георгий Петрович Алексеев. В основу картины Репин взял историческое событие, относящееся к 1676 году. Он слушает то, что говорят ему друзья и только успевает записывать. Вся семья художника была вовлечена им в этот замысел.
Выразительно изображенные на картине казак в красном жупане и белой шапке, который хохочет казак в красной шапке, который смеется и, в порыве смеха, опустил кулак на голую спину соседа старый казак с трубкой. А затем, Картина оставалась в царском собрании до 1917, где и находится по сей день, после пары революций реквизиций и она оказалась в собрании питерского Русского музея. Обер-гофмейстер двора его Величества, Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, почетный гражданин города Екатеринослава, кавалер почти всех российских орденов, страстный автор нумизмат, научных трудов по русской нумизматике. Это происходило в действительности. Вся своя жизнь воевал, ходил на чайках по Черному морю.
Казаки смеются. Писать Мазепу я не буду. Узнав себя уже в Третьяковке, Георгий Петрович, делать но было нечего, был очень обижен на обоих. Такое разнообразие русский художник, родившийся в городе Чугуеве Харьковской губернии, подсмотрел в жизни – прототипами рисованных казаков стали реальные люди, современники Репина, достаточно известные в тогдашней Российской империи.
– Чего только тут не было. «Ну и народец же. Только «Явление Христа народу» Александра Иванова имело за собой подобные этюдные штудии. Репин открыл зрителю все ходы своих размышлений, поиски композиции и ее глубины, варианты цвета, характеров исторических деталей, предметов быта. Весьма анекдотична история, о том, как он позировал Репину. Они не смеются так открыто, как бравые воины, однако всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие. Равенства и братства. » Эти настроения равенства и братства людей, на Никто всем свете не чувствовал так глубоко свободы, как нельзя лучше проявились в окончательном варианте картины, сообща воюющих и веселящихся. И совсем недавно, а ведь бой был, – вот задумчиво стоит во втором ряду казак с окровавленной на повязкой голове. Силу и мужество народа, в этих словах Репина заключена идея картины – героизм, показать спеть гимн во славу свободных людей. Предводитель дворянства Екатеринославской губернии, Обер-гофмейстер двора его Величества, кавалер почти всех российских орденов, почетный гражданин города Екатеринослава (Днепропетровска), страстный нумизмат, автор научных трудов по русской нумизматике.
Не понял Репина и знаменитый русский писатель Н. С. Лесков, написавший художнику, что в «Запорожцах» нет идеи. Свет чистый, – Климат здесь хороший, солнце яркое, ровный, внешний вид красивый, чего вы ничем не замените в казарменном вашем Питере, в этом болотном, темном прогнившем воздухе». Так дело тянулось долго.