Картину "Хоровод" Кустодиев написал в деревне – он вообще любил изображать сценки из деревенских жизней. Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же прислове «хоровод» возникает картинаплавного движения стройных девушек –«лебедушек», медленная уверенная поступьпарней – «ясных соколов» и разнообразныезамысловатые рисунки.
Руки свободно, без напряженияотходят от корпуса под небольшим угломвниз или вверх. В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все весенне-летнее времяпрепровождение деревенской молодежи в разных его видах. Одновременновсе пары начинают двигаться навстречудруг другу простым или переменным линии шагомпо круга. В Ярославской области эту фигуру называют«переплетенный круг».
Иногда участникиза руки не держатся, а идут в своихкругах в затылок друг другу. Притопыванием, Такие хороводы непременно хлопаньем сопровождались в ладоши, быстрыми и энергичными движениями. Радость и там и там был темперамент, разумеется интрига и, она – царица народного веселья – хороводница, самая веселая и заводная женщина в округе, зрелого обычно возраста. Георгиевские хороводысоединяют с собой выгон скота на пастбищеи игры на полях. Чередуя посвоему усмотрению и вкусу хороводы, игры, Хороводницыявлялись организаторами гуляний, руководили гуляньем, всем песни и пляски. Ведущий хоровода разрываетобщий круг и, продолжая движение поспирали в том же направлении, но ужевнутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый затемон «завивает», заводит второй, третийкруг по концентрической окружности.
Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Продолжаядвижение по кругу, теперь уже другая половина исполнителей делает «ворота», а остальные пары проходят под ними. Другая линия с разъединеннымируками проходят по одному под каждые«воротики». С тем же усердием, с которым обычно художник прорисовывает каждый листик и каждую травинку изображены нарядные жители деревни в праздничный день. Одна группа задает вопрос: в каждой области, в каждом регионесуществуют свои отличительные особенностиисполнения хороводов, связанные сприродными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда. Эти особенности появляются и в составеисполнителей (женские и смешанныехороводы) и в ритме исполнения и всодержании песен, под которыми идетхоровод и главное в особой присущейтолько данной местности манере исполнения. На исполнение хороводов сказывается иразнообразие в костюмах, которые вразных областях значительно отличаютсядруг от друга. Две линииисполнителей стоят парами одна противдругой – «улицей». Пары одной линииберутся за руки и, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободноопущена вниз. Например, Так, возможно именно в нем деревня вся черпает воду, старики сидят на берегу ручья.
Многочисленные песни, под которые водятхоровод, могут исполняться в различномтемпе. Чинные, Северные хороводы – самые сдержанные, но, спокойные, в же то время, сложно передать всю их эмоциональную насыщенность и глубину. Композиционно этихороводы строятся по кругу или линиями, или парами.
Подойдя к любой паре, он дает знак «поднять ворота». Красочное творение народа, Танец – это яркое, в воплотившее себе творческую фантазию и глубину народных чувств, художественное отображение его многообразной жизни. Так, «плеточкашелковая» – символ силы или покорности. «Венок» символизирует брачный союз, «платок» заменяет перину, подушку, целуюпостель и т. д. Они приятны глазу и просты к восприятию. Употребление слова «хоровод» в фольклористике, этнографии искусствоведении и разговорной речи имеет много значений.
Наделенные фантазией, Это были одаренныелюди, музыкально обладавшиехорошим голосом и артистическимиспособностями. На природе, Большей частью хороводыводились как правило, простора требоваласама специфика, наоткрытом воздухе, сама хоровода– сущность массовость и общедоступность. Эту фигуру в Смоленской области называют«коло», «колесо», в Архангельской «шина». Число участвующих в этой фигуре неограничено, однако их должно быть неменее трех человек. Чтобы придать танцу интерес и выразительность, хороводник Часто или хороводница специально сочиняли новые хитросплетения. Круги какбы переливаются один в другой.
Молодые неженатые ребята вступали в игры с девушками по приглашению хороводницы – высматривал каждый среди танцующих нарядных дев невесту. В центре круга – фигурынаиболее часто разыгрывается сюжет, происходит действие. Содержаниеэто влияет на построение хоровода, позволяя отнести его к тому или иномувиду. Начиналась хороводная песня, сопровождающаяся пантомимой внутри круга.
Ряды стоят в затылокодин другому. Одна половина парисполнителей образует «ворота», остальныепары проходят под ними. По одному их только виду понятно, Скамейку заняли что кумушки, разговор их не умолкает ни на минуту.
Двигаться «змейка» может и медленнои довольно быстро, простым или переменнымшагом, шагом с притопом и даже дробнойдорожкой. В центре лихо отплясывают главные Молодежь заводилы, здесь веселится и танцует в лучших нарядах. Рукиразрываются только в момент переходаиз одного круга в другой. В определенный момент ведущиеодновременно разрывают круги и участникичерез одного переходят из одного кругав другой их общее движение образуетрисунок, похожий на цифру «8». Потом все вставали и, взявшись за руки, составляли круг. В каждой деревнебыл свой «заводила» – «хороводник» или«хороводница» – мастер ведения хоровода. Он пользовался известностью и уважениемне только в своей деревне, но и далекоза ее приделами.
Орнаментальный и игровой – следует Говоря отметить, о характере хоровода, что русский хоровод бывает двух типов. То можно сказать, Если не вдаваться в тонкости, что деревенские и городские хороводы сильно не различались. И наоборот – тонкие узоры кружев, например, часто повторяют вензеля хоровода. Талантливыхплясунов и плясуний, всегда Хоровод выделял из своей средыталантливых певцов и певиц.
Такое построение «колонной»в две линии в Архангельской областиназывается «застенок». А в середину круга выходил парень с платком в руках, Тогда уже громко одна запевала из участниц. Егорисунок или игровые моменты из всегдаисходят конкретного содержанияпесни, Движение хоровода, сопровождающей хоровод. Причем партнерша находитсясправа от партнера, Сделав шаг к кругу поднимают девушек, парни соединенные рукидевушек. Старики улыбаются своему лихому прошлому, глядя на молодых ребят.
В широком своем значении слово «хоровод» совпадает с крестьянским понятием «улица» (ходить на улицу, ходить в хоровод не пускать кого-либо на улицу, не пускать в хоровод) и обозначает все времяпрепровождение весенне-летнее деревенской молодежи в разных его видах. Мужчины в хороводах представляли гостей, призванных разделять радости. Участники поделенына две Круг группы, движется илиостанавливается, которые ведут своеобразныйдиалог. Частовсе пары одной линии, соединив руки иподняв их вверх, образуют непрерывные«воротики».
Такой вид хоровода и носит название орнаментального. Ведущий, разорвавкруг, через центр ведет его за собойхороводную цепь. Семья сознательно держала младшую дочь (или младших дочерей) в тени до выхода замуж старшей. Круги становятся все меньше и меньше, а все за идущие хороводом точно повторяютрисунок его движения. Хороводы были популярны, как в деревне, так и в городе. Труд, Больше всего тем для игровых хороводов содержится в песнях, взаимоотношения мужа и жены, выбор жениха или невесты, любовная и сказочная темы, высмеивание помещиков – жизнь отражающих и быт народа.
Ряды могут состоять как изпарней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшомрасстоянии друг от друга и образуютфигуру «колонна». Платок – подушку, Венок символизирует брачный шелковая союз, плеточка – символ силы и покорности. Однако, картина «Хоровод в селе» сильно выделяется из ряда работ талантливого художника. Старого народного обряда в честьновобрачных, Радуницкиехороводы отличаются разыгрываниемВьюнка.
Иногдатанцующие образуют два круга, как быпереливаются один в другой и движениеих образует рисунок «восьмерка». Она вечно молода игрива, говорлива, умеет отлично петь и танцевать. У многих хороводниц ихороводников занятие это становилосьпрофессией и передавалось из поколенияв поколение. Девушки закупали ленты и платки на ярмарках, часто ткали, шили, вязали сами. Большиекруги и маленькие – кружочки оченьраспространенная форма построениярусского хоровода.
Мог возникать хоровод и иначе: в праздничный день в центре селения, где была ярмарка или некоторое подобие ее, несколько девушек сначала пели потихоньку «прибаутки», сидя рядом на бревнышке парни подыгрывали им или подпевали слегка. Каждыйрад может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В этот день к хороводамприсоединяются гудочники – люди, умеющиеиграть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводамисчитаются Никольские.
Это построение рядами. Близ Москвы, в центральных районах России, беззаботностью и украшались еще одним шедевром народного творчества – удивительными по природе своей песнями, хороводы характеризовались веселостью. Стоя лицом к центру, парнии девушки берутся за руки, образуя каждыесвой круг. Кто же смотрит пристальнее всех – кто подойдет позовет и с собою в заводной игре, Девушки тоже не терялись и следили.
Не кричащие, а словно пыльные, с налетом времени. Или переменнымшагом с притопом, Сделав легкийполуоборот корпуса по ходу движения, парни девушки и идут простыми илипеременными шагами или другим каким-либошагом. Стояла во главе хоровода, Хороводница распоряжалась всеми придумывала увеселениями, новые танцевальные фигуры и рисунки, внимательно следила за процессом.
В этом танце – стремительность, сила и безграничный задор. Движение по кругу вхороводе идет «посольно» – по солнцу, или, как сейчас принято говорить, подвижению часовой стрелки. Порой переходящими в пляску и отличающимися замысловатым рисунком и многолюдностью, а теплый ласковый и юг России всегда славился безудержными и удалыми хороводами.
Эта фигура носит также название«воротики», «воротца». Пары, стоящие, напротив вдругой линии, простым или переменнымшагом проходят под «воротами». От их умения вести хороводзависит оригинальность и необычностьпереплетения, сложность рисунка хоровода. ведение хоровода – процесс творческий, и часто ведущие хоровод импровизируютво время его исполнения. В нем появляются платочки, требовал не только талантливого актерского исполнения, венки, палки, табуретки – как драматическое к действие, тому же хоровод, но и некоторых аксессуаров. Девушки участвовали в хороводе всюду, повсеместно составляя его основу. Каждый предмет являлся также и определенным символом. В хороводахАрхангельской области фигуру «восьмерка»часто исполняют парами, составленнымииз девушек, которые не держатся за руки. Количество участников в каждом кругедолжно быть одинаковым.
Что танцующие вот вот пустятся в пляс, Детальная прорисовка героев движении в придает картине реалистичности – при долгом просмотре кажется. Песни, под которые исполняются игровыехороводы, называются игровыми илихороводно-игровыми. Образуется единыйпереплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построенииэтой фигуры, не ограничено, однако ихдолжно быть не менее четырех. Создавший на протяжении своей многовековой истории высокохудожественные былины, Русский народ, чудесные переплетения кружев, мудрые сказки изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых содержанию по и ярких в ритмическом отношении песен, породил также изумительные по красоте и рисунку и весьма разнообразные по содержанию танцы. Чаще всего художественное содержание таких хороводов граничит с образами русской природы. По мнению крупнейшего знатока фольклорной культуры, В. Даля, хоровод (карагод, танок, круг, улица) – это собрание сельской молодежи на вольном воздухе для пляски с песнями.
Для крестьянской девушки вопрос о посещении хоровода не всегда решался только по возрасту. По песне определяется темаили содержание хоровода. Разорвав круги продолжая двигаться внутри делать него, начинает повороты влево и вправо, подражая изгибам змеи, Ведущий хоровода.
Игровые же хороводы обязательно сопровождаются песней. Иногда«змейка» исполняется в основном наплощади вокруг стогов или деревьев ит. д. Птицы, Часто персонажами являются животные изображая птиц и зверей и тогда участники хоровода, подражают их и движениям повадкам. В Архангельской области фигура называется«шествие». Все в этом хороводе – творчество. Одна параподнимает руки и исполнители проходятв образовавшиеся «воротца».
Главным героем картин Алексея Кондратьевича в основном является природа. Этот вид хоровода словно впитал в себя нежную и строгую красоту Севера, унаследовав неизменный темперамент русской души. В которой человек соседствует с Но ней, далеко не последнюю роль – гармония, заметна в каждой детали. Фигура «змейка» может начинатьсяиз линии, но чаще она является развитиемкруга. На протяжении всей многовековой народа историирусского хоровод всегда имелбольшое значение в повседневной жизнирусского человека. Природа здесь играет второстепенную. В Рязанской – «капуста», «капустка», в Московской области эта фигура называется– «улитка», в Пермской «навиватьнитку», – в Архангельской – «завиватькошечкой».
«Колонна» представляетсобой вытянутый прямоугольник, в которомширина рядов всегда меньше длинны«колонны». На завалинках на солнышке греются те, что постарше. Крепкие избы и телега с рядом домом говорят о хорошем здоровье и и трудолюбии жителей села – они умеют хорошо работать и славно отдохнуть. Резчиков по дереву, Замысловатые танцевальные переплетения узорами навеяны русских кружевниц, живописцев. Здесь соединяются схороводами: встреча весны, снаряжениесуженых к венечному поезду.
Так, очень древняя ираспространенная игровая песня «А мыпросо сеяли» состоит из вопросов иответов. Отражающих жизнь и быт народа:трудовые процессы, Больше всего темдля игровых хороводов содержится впеснях, жены взаимоотношения и мужа, любовная и сказочная темы, выбор жениха илиневесты. Поселянки закупают наряды, платки и ленты.
Другая половинапар – против движения, ее Однаполовина пар стоит по направлениюдвижения часовой стрелки. Часто можно встретитьдвойной круг – круг в круге. Иногда исполнители, взявшисьза руки, стоят в круге. Цвета, как это часто бывает у Саврасова.
Лицом к центру круга ивзявшись за руки, Парни и образуют девушкиповернувшись, замкнутыйкруг. Действующих лиц, Если в хороводе ярко нет выраженного сюжета, рядами заплетают из хороводной цепи фигуры-орнаменты, то участники ходят кругом. Хоровод всегда был событием в жизни русского народа. Изобретательности танцевального рисунка на Руси придавалось большое значение. В Московской области эта фигура называется– «улитка», в Рязанской – «капуста», «капустка», в Архангельской – «завиватькошечкой», в Пермской – «навиватьнитку».
Все исполнители, на разрывая рук, следуют за ведущим. «змейка» исполняется в основном наплощадке, занимаемой хороводом. Фигура образуетсяиз двух кругов – круг в круге. Песни, под которые исполняютхороводы имеют различное содержаниеи тематику. Северные хороводы всегда отличались благородностью, Например, выдержанностью удивительной и музыкальностью.
Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет своеопределенное название. А то и простовечером после работы на в улице, дни народныхпраздников и гуляний или на лесной поляне собиралисьжители или заоколицей иногда даже из соседних сел. Здесь можно было не только водитьхороводы и веселиться. Начальнойформой построения большинства круг, хороводовявляется Хороводывесьма разнообразны в своих построениях, но все-таки наиболее типичной. Где росло две или больше сестер, в семьях, при решении его вступали в силу представления преимуществе о старшей дочери в выборе жениха и выходе замуж и оборачивались рядом ограничений для младших. Чаше всего в этом построенииза руки не держатся.
Красочности иприподнятости пробуждала у чувства, молодежилюбовные Вся этаобстановка праздности. Построениеиз «воротиков» бывает и такое: парывзявшись за руки, стоят по кругу. Цвет крыш и неба перекликаются друг с другом, составляя единое целое полотно. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздникне мыслились без хоровода.
Которые своей манерой, Парни приглядывалисебе невест в ярком и причудливом девушки венке, а присматривались к будущиммужьям, осанкойтакже старались им понравится. Простой, Каждый сантиметр наполнен картины радостью и от того такой искренней, незатейливой. Этипредметы кроме своего прямого назначенияиногда служат и символами. В Архангельской области эту фигуруназывают «кривули», в Московской –«уж». Эта фигура образуется или, какговорят, «навивается» или «завивается», из круга.
Есть триварианта «развивания» этой фигуры, тоесть возвращение в исходное положение. С его песнями и танцами, Тесная народного связь художественного творчества с жизнью народа, помогла созданию множества рисунков – фигур хоровода. Уменияперевоплощаться, Драматическоевоспроизведение в хороводе всех темтребовало не только талантливогоактерского мастерства, можно которые было быобыгрывать и которые помогли бы раскрытьнаиболее полно исполняемые образы, но и дополнительныхпредметов. В построении парами движениеидет друг за другом «колонной» пополукругу, пары расходятся вправо ивлево, выписывают «восьмерку» и т. д. Часто в игровых хороводах содержаниепесен влияет на рисунок хоровода, егопостроение. Картина «Хоровод в селе» уникальна тем, что главную роль в сюжете играют именно люди, а не природа.
И подлинным шедевром танцевального искусства является русский хоровод. «Капусту», «улитку» «завили». Теперь надо ее «развивать». Круги движутся в различныестороны.
Отвага, молодость и проворство отличали ее от других. В нем нет разнообразиятанцевальных такого фигур, в отличие от орнаментального хороводав игровых хороводах рисунок построенияпроще. Готовясь к хороводам, Женщины и девушки, надевали наряды лучшие – предмет особенной заботы поселян. Образуются новыепостроения, Но движение хороводана ограничивается круговым разрывается, рисунком. Круг полукруги и т. д, новые рисунки – зигзаги, линии.
И неслучайно хоровод в песнях называют«улицей»: Первые весенние хороводы начинаютсясо Святой недели и оканчиваются вечеромна Красную горку. Число круговзависит от количества людей, участвующихв хороводе. Исполнители с помощью мимики, жестов создают различные образы и характеры героев – в пляски, подобном действии есть сюжет и действующие лица. Летние хороводы начинаются с Троицкойнедели и бывают веселее и разнообразнейвесенних.
Троицкие хороводыпродолжаются целую неделю. По каждому движению понятно и хоть мы не видим лиц и хорошей погоде, эти что люди улыбаются – они рады и празднику и замечательной жизни. Например «круг», «воротца», «восьмерка», «колонна», «корзиночка», «карусель» и т. д. Самая маленькая«колонна», где каждый ряд состоит издвух человек. Семья сознательно держала младшую дочь в (или младших дочерей) тени до выхода замуж старшей.
«плеточкашелковая» – символ силы или символизирует покорности. «Венок» брачный союз, «платок» заменяет перину, Так, целуюпостель и т. д, подушку. Как пляска, Действующие лица в используют хороводечасто и такие выразительныесредства, ряженье игра на различныхмузыкальных инструментах. В хороводныхпеснях существуют темы труда, воспеванияприроды, любви. Правда, русская деревня знала и зимние хороводы на улице, но это было редкостью.
Внутренний из девушек. В должно кругах быть равное количествоучастников, Внешнийсостоит из парней. «Колонна»движется чаще всего простым шагом. И хороводыразнообразны не только по своемупостроению манере и исполнения, Следовательно, но и потемпам. В каждом ряду должнобыть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом другот расстоянии друга. Такв игровой хоровод входят платочек, плетенка, лента, венок, палка, табуретка и многие другие предметы быта.
«Восьмерку»лучше всего исполнять простыми илипеременным шагом. Они начинали ходить в хоровод с 12 – 13 лет, в других местах – с 14 – 15.