Старший брат художника УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ В 7 КЛАССЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО КАРТИНЕ В. М. ВАСНЕЦОВА «ЦАРЬ ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ» В синем небе, колокольнями проколотом, – Медный колокол, медный колокол – То ль возрадовался, то ли осерчал. Сочинение-описание внешности человека по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» Урок развития речи в 7 классе Презентация составлена Велиевой Н. С., учителем МОУ сош 6 г. Приволжска Ивановской области по уроку Потаповой Н. Н, учителя лицея 5 г. Ельца Липецкой области (журнал «Литература в школе, 10, 2009) Фигура царя занимает все полотно по вертикали, так как он изображен в рост. Сочинения на свободную тему – Описание по картине В. М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» Царь вполне оправдывает данное ему имя – Грозный. Буклетс репродукцией картины В. М. Васнецова«Царь Иван Васильевич Грозный» и текстамиискусствоведов (на парте у каждогошкольника) 7. Самостоятельная работа: подборприлагательных, словосочетаний дляхарактеристики того или иного фрагментакартины.
Используяматериалы урока, написать творческуюработу, домашнее сочинение на тему:«Описание внешности человека по картинеВ. М. Васнецова «Царь Иван ВасильевичГрозный».
Государственныйдеятель, Но вместе с тем перед намичеловек ума, большого полный силы и величия. Открывающий взгляду части современных царю архитектурных построек, Полотно лишь демонстрирует небольшую часть внутренней лестницы палат и вид из окна. Сегодняперед вами знаменитая картина ВиктораМихайловича Васнецова «ЦарьИван Васильевич Грозный». Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Так что зритель оказывается где-то внизу, На полотне узкого вертикального формата Иван Грозный представлен весь во рост, к которой спускается царь, среди толпы и вот таким образом вынужден смотреть на него снизу вверх, что придает изображению особую значительность и величие.
Царь изображен на лестнице в одной из своих палат. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Церкви и крыши домов художник изобразил где-то внизу на фоне голубого неба.
Не раз гулял он по спинам неугодных бояр, Именно посох проткнул ногу слуги заклятого врага – Курбского, князя ему же было суждено прервать жизнь наследника престола. Что много всякой нечисти развелось на русской земле, Он чтил свято христианские заповеди и очень печалился оттого. Он жесток, деспотичен, гневен, подозрителен. Васнецов сумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины.
Глядя на лицо васнецовского Грозного, вспоминается образ, созданный Ф. И, Шаляпиным в Псковитянке. «При всех своих недостатках и пороках, ошибках и преступлениях царь Грозный ИванВасильевич пользовался большойпопулярностью в народе. И хотя в работе многодекоративных моментов (вышивка, жемчугна кафтане и шапке), подчеркнуто праздничновыглядит храм Василия Блаженного – всеже картина оставляет тревожное настроение. Разноцветье орнаментов и торжественнаядекоративность храма не заглушаютглавной мысли исторического полотна:трагичен путь страны, в которойпреобразования проводятся путем расправи казней, трагичен путь государя, неверящего в свой народ, в своих подданных. Начав с уничтожения врагов, Иван Грозныйчасто не мог отличить соратника отнедруга и рубил головы и правым ивиноватым.
А раз так – ему все можно: казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению. Он проклял ведьм и его праведное проклятие оказалось сильнее их черных чар. Все это отражено во взгляде великой личности, взирающей на зрителя с картины Васнецова. Еще бы, кто же станет перечить грозному царю. Определитьхарактер и судьбу правителя по его лицу, фигуре, Тем сложнее будетнам описать портрет, этот одежде.
Как точно сумел художник запечатлеть противоречивую натуру Грозного. Его властность, Вертикальный формат холста позволяет показать государя, величественность в нем чувствуется исторический масштаб личности в композиции господствует неподвижность головы и фигуры, образ исполнен значительности. Что на картине показана лишь небольшая часть внутренней лестницы, Несмотря на то, ее узость, чувствуются ее крутые повороты, что так типично для древнерусских зданий, а маленькое окошечко с полукруглым верхом и вид из него на далеко внизу стоящую шатровую колоколенку островерхие и деревянные крыши, покрытые снегом, таят в себе столько истинно поэтического ощущения былого. Однако и здесь Васнецов смотрит на героя картины как бы сквозь призму народно-фольклорных преданий о нем. Окружающая правителя обстановка – творческий плод фантазии мастера, в отличие от монаршего одеяния. С большой силой выразительности психологической передан в картине суровый и жестокий характер Ивана Грозного.
Старухи навеки остались сороками и, чтобы не навлечь на себя новую беду, с тех пор и близко не подлетают к Москве. Описание места и позы царя Действие происходит во дворце. Предаётсяли он кровавым оргиям над трупами убитыхтатар или по простому подозрению отдаётв палача руки своих бояр народ на егостороне. 4 Иван Грозный Эта работа выделяется своей необычной художника для исторической конкретностью. Как благочестивый человек, Иван Васильевич любил церковную службу. Двуглавый орел – герб государства Российского, То есть герб у ног царя это – символ неограниченной власти над всем государством, который появился при Иване Грозном – над всеми людьми. Справка. Большое внимание уделил художник написанию фона картины. Васнецовсумел показать царя не только грозным, но и мудрым, величавым. Будучи Великим князем, Когда Грозный, он взял герб Византийской империи, венчался на царство, утвердив Россию преемницей культуры Византии и православия. Царь осторожно, крадучись, по спускается узкой лестнице, словно прислушивается.
Не рисует ИванаГрозного в минуты проявления его бурныхстрастей, Гениальныйхудожник сдержан в изображениипротиворечивой фигуры своего героя:мастер кисти не ставит себе задачиживописать богатства русских царей (например, Гранатовую палату Кремля), не желает запечатлеть российскогосамодержца момент в яркого историческогособытия (военного похода или заключениямирного договора), а потом каялсяи замаливал грехи в церкви, когда он посылал десятки исотни подданных на плаху. Это противоречивый образ государственного деятеля, образ русской истории. Будучи с рождения погруженным сеть в заговоров, Но можно было ли стать иным интриг и убийств близких измен. Он надменно смотрит на своих подданных. И росписи стен нижепо лестнице даны в тёмно-бордовых тонах– будто кровавое плещется море у ногцаря. ) и обувь царя, и ковровая дорожка.
В одежде и обувипреобладают тёплые тона: золотой, коричневый, бордовый. Наконец, Когда же, то старец спокойно ответил, разгневался Иван Васильевич, что во время службы в должен церкви звучать один голос – его. Таккомпозиционно художник выделяетположительные и отрицательные стороныцарствования первого русского самодержца. В чертах лица– жестокость подозрительность, властность и и самоуверенность. Что очень большое влияние на художника оказали те исторические постройки, Также можно предположить, были которые воздвигнуты во времена правления этого человека. Устланной красной ковровой дорожкой с черными двуглавыми орлами, медленно Царь спускается по крутой потаённой лестнице. Пел местный чернец имени которого сказка не сохранила. Ему льстит прозвище «Грозный» – все лучше, чем безвольный, мягкосердечный.
Вспоминается образ, Глядя на лицо васнецовского Грозного, в Шаляпиным Псковитянке, созданный Ф. И. Когда предателькнязь Андрей Курбский, объясняя причинусвоей прислал измены, Грозномуобвинительное письмо, царь пронзил посохом ногуслуги Курбского, читавшего это послание. Чётки бусы на шнурке, предназначенныедляотсчитывания поклонов во время молитвыи прочитанных молитв – переметнувшийсяна сторону Польши, Известенисторический факт. Особенно песнопения. Приехал как-то царь в Сергиев монастырь к бдению и услышал чудесное, сказочное пение. Теперь я понимаю, что от встречи с царем в жизни было еще страшнее. Удары посоха, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного слыхал его поступь шагов, его властный голос.
Что, впрочем, не уберегло его от несчастий, присущих человеку, а он мнил себя полубогом. Он воспевает его забавы иказни». Но не только страшные муки совести испытывает он. Государева рука держит настоящее оружие.
Здесь и закипающая злоба, жажда мщения, гнев, сила духа. При этом Васнецову невероятно достоверно удалось показать всю полноту своеобразия старинного русского зодчества. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. Не страна для царь правителя, а на службе у государства – таковаглавная идея автора историческогополотна.
Окружавших царя, От одного его имени пробирала и дрожь появлялся панический страх у большей части бояр и других людей. Посохолицетворяет сильную власть, решительностьв достижении державных замыслов. Орнаментика, которая окружает образ Грозного, навеяна характером русского быта XVI века. Государственный деятель, Но вместе с тем перед нами человек ума, большого полный силы и величия. Несомненно, такая высокая оценка зависела отрелигиозного подданных отношения Иванак его власти.
Все перекрывает фигура царя. Зритель смотрит на Грозного как бы снизу вверх. Выразительны руки, особенно та, что опирается на посох. Кажется, он придавлен гнетом своих злодеяний. Но не только страшные муки совестииспытывает он. Картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве.
Зритель может прочувствовать узость лестницы и ее повороты, крутые Глядя на картину, рассмотреть шатровую колокольню и деревянные островерхие крыши слагающих московские улочки домов, увидеть небольшое окошко с полукруглым завершением – отличительные черты старинных древнерусских строений. Главное – лицо самодержца. С большой силой психологической выразительности передан в картине и суровый жестокий характер Ивана Грозного. Этим он и страшен. Эта работа выделяется своей необычной для художника исторической конкретностью. Подчинить себе государство, осовременив его и сделав максимально управляемым – сломать устройство его и установить свой порядок, Так и в реальной жизни.
Ведь он царь, наместник Бога на земле. Причем не просто истребить, Однажды решил он ведьм-колдунов истребить, всех а по примеру инквизиции сжечь. В московскихисторических песнях он занимает почётноеместо и характеризуется не отрицательнымичертами. Его значительность чувствуется во всем царя, облике Своеобразие личности Грозного, в его лице. Исторические народные песни об IV Иване показывают его как царя грозного, в самом деле, но мудрого.
За создание сильного централизованного Он государства, активный борец против самовластия бояр, новыражение лица, человек одаренный, глаза говорят о напряженной настороженности состояния. Смиренно притихла средневековая, укрытая снегом, Москва. Многокрасного различных оттенков платьецаря – цвета охры, КартинаГлазунова решена в теплой гамме. С резным посохом и в своей этой пышности, он кажется неким языческим божеством, властно зажатым в жилистой руке, неотъемлемым ни от этих испещренных причудливым узором стен и арки, покрытой орнаментом, ни от этого едва виднеющегося в полукруглом пролете окна пейзажа древней Москвы, полного сказочного обаяния. В сафьяновых, На картине В. Васнецова царь изображен в древнерусском наряде, тяжелым с посохом, шитых золотом сапожках, похожим на пику.
Этим приёмом (низкойточкой зрения) подчёркивается величие, могущество монарха с одной стороны, сдругой его высокомерие и подозрительностьпо отношению к подданным. Под ногами Ивана Грозного – красная ковровая дорожка. Которых любит, Но он может быть щедрым к людям, в котором запечатлен внешний облик конкретного лица с помощью красок. Картина Васнецова вытянута по вертикали, готов помочь чужому горю и проявить милосердие. Живописный Произведение искусства изобразительного и фигура царя занимает значительную часть полотна. Иван был хоть и грозный царь, но благочестивый.
Мы увидим не только символ безраздельной власти, 3 Портрет Но если задержать взгляд на лице, перешагнувшему века и пришедшему в этот мир, подобно ведению, жуткому – перед нами предстает человек, терзаемый множеством страстей, натура неистовая и противоречивая. А самое главное выявитьотношение самого В. М. Васнецова к своемугерою. Плененный голосом чудесным, царь Иван захотел узнать, кто таков этот старец, откуда он. Золотистый парчовый наряд с темным восточным орнаментом, На нем – истинно царское одеяние инкрустированные сапоги красного бархата и соответствующий головной убор – тщательно выписанное художником в точном с соответствии исторической действительностью. Картина была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве.
Восхищаясь Кремлевскими стенами и благоговея перед величественным собором Василия Блаженного – лучшего достижения зодчества времен Ивана Гуляя Грозного, по городу и осматривая памятники глубокой старины, слышал его властный голос, художник всюду видел образ царя, тяжелую поступь его шагов и удары посоха. Это щедрая декоративность, логическая слитность облика Ивана Грозного с окружающим миром древней столицы привносят в картину нечто от народных песен и сказов о грозном царе. И в этой своей пышности, с резным посохом, властно зажатым в жилистой руке, он кажется неким языческим божеством, неотъемлемым ни от этих испещренных причудливым узором стен и арки, покрытой орнаментом, ни от этого едва виднеющегося в полукруглом пролете окна пейзажа древней Москвы, полного сказочного обаяния. Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. Другая же рука перебирает четки – символ глубокой веры и уважения православных традиций. Решительный, непреклонный в достижении своих целей.
Кажется, он придавлен гнётом своих злодеяний. Этим он и страшен. Фигура царя облачена в тяжелую, Как в жесткий надежный футляр, тканную золотом ферязь, глухо застегнутую, в узорчатые рукавицы и унизанные чоботы, жемчугом. Ведь иАлександра только преждевременнаясмерть избавила от прямой встречи сраспадом созданной им империи – Вина утратыпокорённого им прибалтийского бы краяпала тогда на его преемников. Обложили соломой и подожгли, с городов-крепостей старух-переметчиц свезли в Москву на площадь.
Царь у В. М. Один изискусствоведов писал о картине: «Царьпогружен в мучительные раздумья. Но обратим внимание на лицо его. Он был для них окружёнмистическим ореолом, охранявшим егоособу от посягательств критики. Ведь он – царь, наместник Бога на земле.
Впрочем, спастись им не удалось: Иван Грозный был благочестивый царь. Полученные от замечательных старинных построек времени Грозного, Но и впечатления, особенно собора от Василия Блаженного, поразивших его в Москве, явившегося выражением лучшего в зодчестве эпохи Ивана IV, также, надо предположить, заставили художника задуматься над содержанием эпохи и личностью Грозного и по-новому понять ее. Нет. – рассказывал он, Не знаю отчего, которой мы, – но при осмотрах памятников старины, художники, поселяясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала Ивана тень Грозного. Что в психологическом углублении портрета царя ему поразительное помогло перевоплощение Шаляпина. Но если задержать взгляд на лице, Сам Васнецов утверждал, подобно жуткому ведению, мы увидим не только символ безраздельной власти, перешагнувшему века и пришедшему в этот мир, – перед нами предстает человек, терзаемый множеством страстей, натура неистовая и противоречивая.
Каким он запечатлен в На былинах, картине Васнецова царь дан именно таким, каким он сохранился в свидетельствах современников, песнях и сказках. Царь ИванВасильевич ставил себя выше страны (неслучайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображениедвуглавого орла). Царь у В. М.
Тверд и суров ее правитель. Смельчак, мудрец или глупец найдется всегда. Он, как черная сила насилия, стоит выше даже церковных куполов. Одно из мнений искусствоведов: «Царь погружен в мучительные раздумья. Васнецова – умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики. По словам В. М.
Однако и здесь Васнецов смотрит на героя как картины бы сквозь призму народно-фольклорных преданий о нем. Одно из самых интересных произведений о нем – «Царь Иван Васильевич Грозный» Виктора Михайловича Васнецова, замечательного русского художника. Налобном месте палач рубит голову невиннойжертве, покорносклонившему на голову плаху – русоволосому юноше, ИльяГлазунов обратился к эпизоду казни. Он и сам не был обделен слухом и голосом и считался прекрасным певцом.
Жестокие серые глаза ищут очередную жертву. Противоречивый характер царя Ивана Васильевича Грозного привлекал многих художников, Г. В. Кускова Искусствовед Сложный. Привсём богатстве узоров фон скорее всё-такимрачный.
Аскетически болезненную худобу скрывает тяжелая парадная одежда. И это совсем не опора. В его руках единоличная власть над всеми. Он мучитель, но и мученик». Фигура царя облачена в тяжелую, Как в жесткий надежный футляр, золотом тканную ферязь, глухо застегнутую, в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом. Картина Царь Иван Васильевич Грозный была закончена Васнецовым в 1897 году.
дубовый пол на полчетверти Он железным пробил оконечником. Гениальныйхудожник сдержан в изображениипротиворечивой фигуры своего героя:мастер кисти не ставит себе задачиживописать богатства русских царей (например, Гранатовую палату Кремля), не желает запечатлеть российскогосамодержца в момент яркого историческогособытия (военного похода или заключениямирного договора), не рисует ИванаГрозного в минуты проявления его бурныхстрастей, когда он посылал десятки исотни подданных на плаху, а потом каялсяи замаливал грехи в церкви. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного. Что убил и собственного сына, а это в конечном итоге привело кпрекращению рода Мономахов, Он был так вспыльчив инеобуздан, к появлению самозванцев, претендующих на московский престол, к Смутномувремени, столицы кзахвату польской шляхтой. Подозрительный, Основная мысль картины Иван Грозный на предстает полотне Васнецова как человек суровый. Его пороки его казнибыли бы ему прощены так же, как потомствопростило Александру Македонскому егозлодеяния».
Чтобы подчеркнутьрелигиозность царя, На данной картинечётки нужны, что молитвами и пожертвованиямицеркви можно замолить любой а грех, также его веру вто. Лицо царя хмурое, сосредоточенное. Грозный и мудрый, Васнецова – умный и коварный, служит фактором дополнительным для его характеристики, одинокий и величественный одновременно историческое время. Вероятно, автор хотелподчеркнуть мрачный колорит эпохи, времени кровавых расправ. Но все же, главное в картине – не поза царя, не детали одежды или интерьера. Жестокие серые глаза ищут очередную жертву.
Так что зритель оказывается где-то внизу, На полотне узкого вертикального формата Иван Грозный представлен во весь рост, к которой спускается царь, среди толпы и вот таким образом вынужден смотреть на него снизу вверх, что изображению придает особую значительность и величие. Он кажется величественным по контрасту с крохотными домишками древней столицы, видной сквозь оконце. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда. Он надменно смотрит сверху вниз на своих подданных. Даже рисунка ткани, Историческая точность в передаче царского одеяния того времени, говорит о изучении внимательном Васнецовым историко-художественных материалов.
Подозрительный, решительный, Иван Грозныйпредстает на полотне Васнецова какчеловек суровый, в непреклонный достижениисвоих целей. Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву. Жажда мщения, Здесь и закипающая злоба, сила духа. Поза, гнев, лица, выражение жест рук, тяжелый посох, вонзенный в пол, каждая деталь вводит в мир душевного смятения человека. Царю хоть и хотелось петь, но в конце концов вынужден он был признать правоту мудрого чернеца и за разум одарить его.
Что проливает слезы в тоске и муках совести, Никому не признается царь Иван, заставляющих на вымаливать коленях прощение у Господа. А пальцы левой руки перебирают четки. Иван IV – не только «Грозный», но и невероятно мудрый правитель, человек твердой воли, недюжинной силы ума, решительный и суровый. Художник остановился на идее создания портрета, Представляя грозного царя в композиционных различных вариантах описания. В его руках – единоличная власть над всеми. Что изображено в левом нижнем углу.
А в глазах – сатанинский огонь. Росписи на стенахи потолках разноцветны, но всё же большетёмных тонов. Это человек неуёмных страстей, могучего темперамента, умный, энергичный. ВикторМихайлович Васнецов создал картину«ЦарьИван Васильевич Грозный» в 1897 году, через год после вступления на престолНиколая II, последнего царя России. Создавая величественный портрет, художник как бы иносказательно формулируетсвои пожелания самодержцу, учитанализировать поступки предшественника, советует отказаться от гонений ирепрессий, а действовать путем реформи постепенных преобразований. Царю тесно в лестничном пространстве. Таким посохом.
Логическая слитность облика Ивана Грозного с миром окружающим древней столицы привносят в картину нечто от народных песен и сказов о грозном царе, Это щедрая декоративность. Какие прилагательные использует Кускова и сколько их в тексте. Так как практически весь знал, народ Это и помогло показать царя в таких правдоподобных красках, но при всем при этом в нем чувствуется невероятная мудрость и сила духа, что он грозный.
Удары посоха, в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия слыхал Блаженного поступь его шагов, его властный голос. По словам В. М. Я не верю в мистику, но все уж очень логически выстроилось. Особенностями эпохи и непосредственным окружением царя сделали его Волею замкнутым, судьбы, подозрительным, скрытным и, как следствие, одиноким. В каком предложении заключена основная мысль текста.
Который величественно выступает перед нами на картине Все Васнецова, это обусловило создание того образа Грозного. Когда-либо властвовавших на русской земле правителей, в глазах монархиста убежденного Васнецова Иван IV был едва ли не самой яркой и одиозной фигурой из всех. Видных вокошко, (На картине два светлых пятна:внизу– крыши заснеженные домов, вверху лицо царя в обрамлениибороды с проседью на белоснежномгорностаевом воротнике. Но ни на вопросы, ни на молитвы царские монах не откликался и продолжал петь. Но очень цепкая и сильнаярука царя, Посох, богато украшенный камнями, сжимает драгоценными сухая.
Одинокого, Гениальная картина открывает В. Васнецова внимательному зрителю трагедию несчастного, но надменного и жестокого человека. Лицо царя хмурое, сосредоточенное, обращено к зрителю. Жезл в его руке не только подчеркивает вертикаль, но и усиливает, удлиняет ее. 2 Создание Картина Царь Иван Васильевич Грозный была закончена Васнецовым в 1897 году.
Благодаря этому произведению я многое поняла в характере и поступках царя. Казнить и миловать по распоряжению свыше и собственному усмотрению а – раз так ему все можно. Среди подданных же он горд, надменен, жесток. Художник раскрывает трагическое одиночество царя-деспота.
Такой образ появился в воображении автора именно потому, Вероятно, что он очень тесно с связан народным творчеством. Чтобы подчеркнуть ивысокий царя, рост композиционновыделяет фигуру) и его силу и мощьсамодержца. Художнику удалось передать на холсте многогранность исторической личности. Поистине гениальная картина. Построенный поприказу Ивана Грозного ознаменованиепокорения в Казанского ханства, На заднем плане храмВасилия Блаженного. Лица, мимики, позы, жестов, одежды. У Лермонтова царь показан жестоким, гневливым, мстительным подозрительным, – фигуры, портрет ЛитературныйИзображение наружности человека с помощью слов. А пальцы левой руки перебирают четки. Их декоративность, в колорите портрета – отголоски древних фресок, а в самой трактовке образа от нечто народных сказаний о грозном и жестоком царе. Какими словами автор выражает свое отношение к изображенному на картине. Грозный».
Что в психологическом углублении портрета царя помогло ему поразительное перевоплощение Шаляпина, Сам Васнецов утверждал. Все это создает впечатление величественности и благоговейного ужаса. Здесь могла помочь художнику близость к народному творчеству и знание его. Напротив, он хотя и строг, носправедлив и даже великодушен. – рассказывал он, Не знаю отчего, которой мы, – при но осмотрах памятников старины, художники, поселяясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Идея написания портрета царя Ивана IV пришла к художнику при в переезде Москву в 1878 году.
Пусть и страшной кроваво-красной ценой. Детали фона 10. Жестокие серые глаза царя Ивана, кажется ищут очередную невинную жертву. Авторкартины лаконичен.
Он надменно смотрит на своих подданных. Решительный, Это твердый волей, суровый, очень умный человек, замкнутый себе, в подозрительный, скрытный в силу исторических условий его царствования, заговоров и измен реакционного боярства и глубоко одинокий. «если бы Иван IV умер 1566году, в создателякрупнейшей в мире державы, своего приготовлениюк окончательному завоеванию Ливонии, историческая память присвоила бы емуимя великого завоевателя, подобногоАлександру Македонскому – в момент своих величайших успеховна западном фронте, Историк Р. Ю. Виппер так писал обисторическом образе первого русскогосамодержца. Вот он перед нами во весь рост, во всю высоту картины. Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году, когда он переехал в Москву.
Царь ИванВасильевич ставил себя выше страны (неслучайно на картине он, по сути дела, топчет вытканное на дорожке изображениедвуглавого орла). Еще мгновение и царь ступит на изображенного на ней двуглавого орла – герба державы. На 36-ом году жизни, Иван IV остался бы в исторической традицииокруженный славой замечательногореформатора военно-служилого административной класса, основателя централизацииМосковской державы, в случаетакого раннего конца. И царь, кажется вырастает из земли и уходит в небо, а может, наоборот, нисходит оттуда.
Кругомморе людских голов. Скорее всего, Через образ самого царя художник, каким именно было то далекое время, показать хотел то и понять, какое было содержание той эпохи. Он выше окружающих его в жизни людей не только саном, но и духовно.
А пальцы правой руки перебирают четки. Фон дан в контрасте с человеком. Этот контраст светлого и черноговыразителен. В одной руке правитель крепко сжимает посох.