– восхищенно восклицал Э. Формантен. Но появились и совсем новые сюжеты писание, получение, чтение письма, визит врача, мать и дитя, хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов: «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис). Жизненному богатству и сдержанности всего строя художественного произведения соответствует образ спокойной молодой женщины, Благородству, неразрывно связанный с состоянием и тишины покоя, погруженной в чтение письма, воплощенными в этой картине. 1660 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Рембрандт ван Рейн.
Теперь мы все чаще видим его за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. Свет пульсирует на его лице, руках, одежде, он трепещет в воздухе, приводя в движение все, что находится вокруг. «Портрет Яна Сикса считается одним из лучших творений художника. Куда не доносятся шум и суета городских улиц, Одна-две помещены фигуры в уютном замкнутом интерьере.
Франс Халс. Художники другого направления поэтизировали повседневность. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику. В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Но интерес к различным сторонам жизни вел его на улицы городов, на рынки, где торговцы предлагают всяческую снедь многочисленным покупателям. Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Неглубокие по образным Поздние решениям, работы художника, следуя патрицианским вкусам, утрачивают демократизм. 50 Какое-то высшее спокойствие проникло в душу художника, когда он рисовал «Синдикат суконщиков» в картине все дышит порядком, мерой, спокойствием и мудростью.
Обсуждающих тяжелые последствия Тридцатилетней Художник войны, запечатлел на холсте европейских дипломатов. Люди заняты своим привычным делом. Интересно и композиционное решение картин Вермера. Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (между 1657 и 1660 гг., Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Формирование бытового жанра, как и других разновидностей светской голландской живописи (пейзажа, натюрморта), происходило в 1620–1630-х гг. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас» – рынки, Города, жаждущий церкви знания и тысячи природных богатств взывают к нам и говорят. 1654 г. Собрание Сикса, Амстердам.
Автопортрет в юности. 23 Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов. Как правило, Каждый художник, бытовая и пейзажная живопись, специализировался в каком-нибудь одном жанре. В ХУII в. в Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, посвященные картины, мифологическим и библейским сюжетам. Призыв – Жест правой руки, Даная в мягком сиянии света прекрасна прежде всего искренностью своих чувств, ожидание и волнение, который удивительно и точно проникновенно передает ее чувства.
Особой тонкости выполнения Терборх достиг в произведениях 1660 8212 1670-х годов, к которым и принадлежит и 171Бокал лимонада187. Играющая на клавикордах 12 Питер де Хох Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность жизни домашней голландского бюргера, Женщина, скромный уют семейного очага, ее размеренньтй и неторопливый ритм. (1668–1669). Цыганка. Однако довольно скоро сцены драк и пьяных пирушек у Остаде уступили место картинам мирного труда и развлечений деревенских жителей, полных множества анекдотических подробностей.
На игре света, Внимание в художника равной мере распределяется на изображении спокойно-медлительных людей и интерьеров уютных маленьких комнат с многочисленными деталями обстановки, льющегося через открытые окна и двери из чистеньких двориков и садиков. А кроме того – пристань с лодками и корабль, За дома ними и башни города, уходящий в море (так в картину вводится ещё один жанр – мари61448на пейзаж изображающий море). Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. И уважение почти уважение внушаетИ почти внушает Невозмутимый тучный пивовар. Невозмутимый тучный пивовар. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Широкие сборчатые штаны юноши, кафтан, Темный что каждая из этих деталей задерживает на себе внимание зрителя, большая шляпа с высокой тульей и светлые шелковые чулки – псе это обрисовано художником настолько подробно, застаshyвляя разглядывать каждый предмет в отдельности. Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, а также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за свойственными им занятиями. Такого разнообразия сюжетов и количества такого мастеров этого жанра не знает никакая другая школа.
Теперь мы все чаще видим его за работой: с палитрой или за гравировальным столиком. Ранние картины свидетельствуют о его демократических симпатиях. Меняя выражения лица, Поначалу он много экспериментирует, движения, позы используя различный формат, эффектные контрасты композиции, светотени. Перед которым должны преклоняться и признать себя другие побежденными художники, Эта картина исполнена мастером. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний. Передают красочное богатство окружающего мира, произведения Их до сих пор сохраняют живой трепет реальной жизни.
Государствённый Эрмитаж, Санкт- Петербург 25 Вермер Делфтский – «величайший маг и волшебник живописи» Такой возвышенной оценки Ян Вермер (1632 1675) был удостоен еще при жизни. «Рыбный рынок» (1662, Лондон, Национальная галерея), «Рынок в порту» (ок. Болото. Гаага. Ян Вермер. Париж.
Полуразрушенные замки, Он изображал небо мрачное с густыми облаками, церковные колокольни или одинокие мельницы. Мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, Его герои незримо движутся, но в то же время наедине остаются с собой. Его считают бытописателем светского общества, Как правило, близко познакомиться с которым он смог женитьбы после на богатой аристократке. Скупо изображен ее скромный наряд ничто не должно отвлекать зрителей от ее изображения лица под красным бархатным капюшоном. Спрос на такие портреты был огромен. Голландские бюргеры новые хозяева жизни хотели запечатлеть себя в представительном облике, свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе. Его картины отличают яркая выразительность запечатленных ситуаций.
А. С. Пушкина, Москва. Заливающим интерьер, Поэтическое настроение картин де Хоха граничит с рассеянным светом, дневным почерпнутая художником у Вермера Делфтского, живописная тема. Иногда изо дня в день он изображал себя то веселым или грустным, Из года в то год, рассерженным или равнодушным. Лувр, Париж.
Италии, Франции, Германии. Он одет в рабочий халат, нем На нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, на голове платок или повязка. Художник смотрит на родной город в летний день после дождя. Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, опадающая осенняя листва молодая и поросль. Художник Якоб Рейсдал также сумел найти свою тему в пейзажной живописи.
Он побывал в Англии, Испании. В ста (. ) созданных им автопортретах история его жизни, биография души исповедь художника. Расположенных на первом плане, От предметов, разворачивается где основное сюжетное действие, глаз зрителя неизменно скользит в глубь картины. Терборху удается раскрыть внутренний мир своих героев.
Особенно гармонична и ясна по композиционному построению «Девушка с письмом» (конец 1650-х гг., Дрезден, Картинная галерея), картина, насыщенная воздухом и светом, выдержанная в бронзово-зеленых, красноватых, золотистых тонах, среди которых сверкают желтые и синие краски, преобладающие в натюрморте переднего плана. Бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки. В котором, Своеобразие художественной манеры Рембрандта во многом определило искусство ему светотени, не было равных, пожалуй. Около 1630 года. В середине ХIХ в., Позднее, его по праву причислять стали к основоположникам пленэрной (фр.
Пронизана вечным движением, Его природа исполнена внутренней жизни, света контрастами и тени, борьбой стихийных сил. Необычной манерой письма, особой, так как в его живописи заложена такая острота и жизненность, превосходит всех остальных, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самое вызывает природу на соревнование». «Халс, обладая. Много позже, во второй половине XIX века, русские художники и в частности Илья Репин, опираясь на достижения своих далёких голландских предшественников, восходили в реальном бытовом жанре к ещё более широким обобщениям. В его биографии, составленной художником и историком искусства XVIII века А. Хоубракеном, рассказывается, что Терборх был принят при испанском дворе, писал портрет короля Филиппа IV, даровавшего ему дворянство и золотую цепь со своим медальоном в Испании художник испытал влияние Веласкеса. В котором, Своеобразие художественной Рембрандта манеры во многом определило искусство светотени, ему не было равных, пожалуй. 1649 г. ТМИИ им. Такие как свадьбы, Праздники семейные, крестины, рождение или народные писал Ян Стен, но это скорее исключение и в них он подчеркивал индивидуальное не и отличительное, а типическое.
В самом заурядном персонаже он умел видеть интересное и наиболее выразительное. Так постепенно в искусстве де Витте складывается особый вид бытового изображение жанра рынков. К середине века бытовой жанр занимает господствующее положение в голландском искусстве, возводя в общественный идеал сложившийся здесь уклад домашней жизни. Характерная для голландского бытового жанра обрисовка мирного течения жизни выполнена очень здесь нестандартно ввиду масштабности изображения. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики гротеска и выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у лейденца Яна Стена.
Поклонник, угощающий даму, неопытен об этом говорят его робость и подчеркнутое внимание. Ему удалось сделать будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным. Лица поражают своей жизненностью и живой реальностью. Осязаемо подчеркивают цвет, Контрасты света и тени динамику усиливают происходящего, объемы и фактуру предметов, форму. Перенося действие в современную ему голландскую и действительность оживляя их юмористическими эпизодами, в таком же духе он трактует и библейские сюжеты. Галантного ухаживания у Герарда Терборха действие замедлено, сценах в музицирования, в комнатах царят тишина и покой, разговоры приглушены. Плотного, с удивительной виртуозностью передал перламутроshyвые художник переливы тяжелого, с которой Терборх, негнущегося и неподвижного атласа точность.
Хозяйка и служанка. За всем происходящим следит «почтенная маменька». Молодая девушка сидит за слегка наклоненным к ней столиком, на котором разложены необходимые предметы рукоделия.
На анонимного покупателя, На смену работе на заказ пришла работа рынок, на как бы себя самого в окружающей его обстановке, желавшего видеть в живописи отражение близкой и знакомой ему реальности. Около 1630 года. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нет ничего лишнего. Но если раньше изображение предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, то теперь оно являет зрителю единый ансамбль, обладающий скрытым назидательным смыслом. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Став основоположником голландского крестьянского жанра, Здесь его подхватил ван Адриан Остаде. Посвященные сценам быта зажиточных семей, Однако в истории искусства известность Терборху картины принесли второй половины 1650-х годов, запечатлевшие иные ситуации и типы моделей. Его интерьеры не перегружены множеством второстепенных деталей, в них нет ничего лишнего.
Дерево. Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Рембрандт ван Рейн. 44 Рембрандт мастерски передает едва уловимые, тонкие и сложные психологические состояния человеческой души.
Питер де Хох. А. С. Пушкина. Их размышления о вечном, о смысле жизни и неотвратимости смерти. Стоящая у клавесина 32 Многие из его жанровых сцен обобщенные суть жанровые портреты, Дама.
Свет идет снаружи от передней плоскости и заставляет сверкать шелк и атлас платьев второй план, оказывается погруженным в полумрак глубина – комнаты, Картины этого бытописателя светского общества отмечены изысканностью и тонкостью колорита. Ее размеренньтй и неторопливый ритм, Прозаические детали быта реальную передают атмосферу жизни человека. Питер де Хох сумел глубоко постичь сущность домашней жизни голландского бюргера, скромный уют семейного очага. Черная широкополая шляпа и темный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. Воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, рiеiп аiг открытый воздух) обусловленные живописи, солнечным светом и состоянием атмосферы. Что их отбор направлялся в немалой традицией, степени Нетрудно увидеть, существовавшей в прежней системе аллегорий. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» одно из лучших произведений художника. Завтрак с омаром.
Портрет старушки. Мыслят и чувствуют прямо у нас на глазах, Его герои незримо движутся, но в то время же остаются наедине с собой. Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча о напоминают бренности земного бытия и быстро текущем времени. А. С. Пушкина, Москва. В лице Сикса – сострадание и искренняя печаль. Полуразрушенные замки, Он изображал мрачное небо с густыми облаками, колокольни церковные или одинокие мельницы. 16 В историю мировой живописи голландцы вошли какВ историю мировой живописи голландцы вошли как непревзойденные мастера натюрморта «мертвая природа»). Если бытовой жанр Остаде и Стена носил более демократический характер, то в искусстве Герарда Терборха (16171681) и Габриэля Метсю (16291667) преобладает интимно-лирический подход к тематике быта зажиточной буржуазии и патрицианских семей.
Который, Его первым учителем стал отец, совмещал занятия живописью с сборщика деятельностью налогов, подобно многим голландским живописцам. Якоб Рейсдал. Камерные интонации, Многим картинам присущи художника тонкий лиризм, грусти, передающие атмосферу мечтательности. Умение передовать взаимоотношений героев с помощью красноречивых намеков и едва уловимых жестов. Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной» Ян Вермер. «Правда – самое прекрасное и редкое качество» (Э. Делакруа) – стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Однако своеобразие творческой Вермера индивидуальности обнаружилось уже в ранних его картинах.
По сюжету картина «У сводни» (1656, Дрезден, Картинная галерея) мало чем отличалась от подобных ей картин других голландских жанристов, но ее большой размер, смелая насыщенная палитра, построенная на контрастах киноварно-красного, желтого, черного и белого тонов, необычайная характерность и сила образного решения все это сообщает подлинную значительность и новаторский характер произведению Вермера. Она поглощена своим любимым занятием. Городской бедноты и крестьянства, Сцены из частной жизни средних и мелких бюргеров, музыкальные концерты, празднества и развлечения, карточные веселого игры общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр. Румяны щеки, 9 Твоею дивной волей живописца Твоею дивной волей живописца Подарен этим людям долгий век, Подарен этим людям долгий век, не ослабли мышцы, не ослабли мышцы, Румяны Не щеки изменились очертанья век. Не изменились очертанья век.
На переднем – непритязательный сюжет продавщица рыбы, ведущая торг с покупателями. Из мастерской Адриана ван Остаде вышли все остальные представители крестьянского жанра: его младший брат, талантливый, но рано умерший Изак ван Остаде, Иоханнес Ауденрогге, Корнелис Бега, Корнелис Дюсарт, в чьем творчестве на смену обстоятельному рассказу приходит болтливость, типизация вырождается в карикатурность. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. К которому позднее, в Голландии впервые был разработан обширный круг сюжетов и композиционных приемов бытовой живописи, в период становления жанров живописи в других национальных школах, в XIX веке, художники обращались разных стран. Один из современников художника справедливо писал: «Халс, обладая. Работавших в Утрехте, Начальное развитие картины бытовой в Голландии происходило в рамках творчества голландских последователей Караваджо. Но не единственным центром становления голландской новой живописи, Харлем был самым ранним.
48 «Портрет Яна Сикса считается одним из лучших творений художника. Ян Вермер. Как было принято считать до середины XX Вместе века, с тем голландские картины XVII в. не являются простым слепком с окружающей действительности. Как видно по гравюре, сделанной с нее до изменеshyний, на ней слева была еще изображена сидевшая на табурете собачка правый край картины был заполнен окном, в котором виднелся пейзаж, вверху висела восьмигранная люстра и драпиshyровка на полу справа была обезьянка с яблоком в руке, сидевшая на цепи (конец цепи с шаром виден на картине и сейчас). Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Костюмы выписаны очень подробно. Лувр. Художники поэтизировали естественное течение повседневной жизни, с одной стороны, острых и живых ситуаций, а другой с стремились к изображению гротескных.
Все предметы чинно расставлены на столе. Виллем Хеда. Более широким по тематике, демократичным бытописателем был Ян Стен (1626/27 1679), художник темпераментный и жизнерадостный, создатель картин на сюжеты из частной жизни бюргеров, предпочитавший изображение сцен пирушек и народных праздников. «Портрет молодого человека с перчаткой».
Рембрандт всегда выделял с помощью света главные смысловые акценты в картине. Питер де Хох. Гаага. 35 Творчество Рембрандта – вершина реализма «Правда – самое прекрасное и редкое качество» (Э. Делакруа) – стала сутью творчества величайшего голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна (1606-1669). Для заработка Вермер вынужден был заниматься торговлей картинами. Эльснер. В его произведениях световоздушная увязывает среда в единое целое пространство интерьера и фигуры.
За всем происходящим следит «почтенная маменька». Картина дошла до нас в неполном виде. Ян Вермер. 1636-1647 годы. А также Питера Кодде и Виллема Бейтевеха появляются работы «кабинетного» формата с изображением веселых компаний и «галантных обществ», Но примерно в то же время в творчестве его брата Дирка Халса, представляющие голландских бюргеров в современных одеждах в характерных голландских интерьерах за им свойственными занятиями.
Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки. Цыганка. И вся картина сверкает и искрится множеством красочных оттенков и световых бликов и вместе с тем захватывает цельностью и красотой, поэтической Солнечные лучи начинают пробиваться сквозь влажные серебристые облака. Один из шедевров художника – картина «Бокал лимонада».
Изображая сцены военного быта, Они сохраняли прочную связь с национальной традицией, наделенных живостью поз и жестов (Мальчик с собакой, а также людей из с низов их прозаическими занятиями, ок. Рембрандт ван Рейн. Художник не стремится углубить зрителя в психологические переживания своих героев, но чувствуется понимание очень тонких оттенков человеческих отношений и их душевных движений. Гуляки. Нет в картине никаких внешних деталей, Мы ничего не знаем о ней, рассказывающих о прошлой ее жизни. Каждое из его произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
Дама, стоящая у клавесина Ян Вермер. (около 1665). Они уравновешивают левую часть картины заполненную – фигуshyрами, Эти дополнения вносят существенные изменения в композицию. А, Преобладание черного и коричневого и большая яркость красного ковра не создает монотонности, придает произведению этому неотразимое обаяние, наоборот. Их манера повествования медлительна и спокойна.
На котором разложены необходимые предметы рукоделия, девушка Молодая сидит за слегка наклоненным к ней столиком. 1660). В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями. Правдивость жеста, «Верность тона, что лучшего желать не приходится Какой художник бы был в состоянии создать подобный портрет, безупречная строгость формы здесь таковы.
Чей талант был признан при в жизни. Уже 1618 лет художник пользовался известностью, Терборх принадлежал к немногим мастерам бытового жанра. Куда не доносятся шум и суета городских улиц, Одна-две помещены фигуры в уютном замкнутом интерьере. Предназначавшаяся для украшения частного дома горожанина, Станковая картина, стала в Голландии XVII века основной формой а искусства, также состоятельного деревенского жителя. Это обусловило небывалый в сравнении с остальной расцвет Европой и превалирование светской реалистической живописи. На последнем автопортрете – беззубое старческое лицо. Купцы, а эти бюргеры, купцы, старухи, А эти бюргеры, старухи, Что выставлены Халсом напоказ, Они ведь притворяются, что глухи и видят все, в глядя упор на нас. Немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают репутации, такой Однако не исключено – что это всего лишь маска.
Рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, Такой формат, что они первыми создали новый, оказался наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта. »«Заслуга голландцев состояла том, в более камерный тип жанровой композиции, выбрав для этого небольшой, так называемый кабинетный, формат. «Тихая жизнь вещей» всегда привлекала голландских живописцев. Портрет старика.
Чувства персонажей открыто не представлены в работе. От блистательной карьеры, семейной счастливой жизни к полному забвению, богатства, одиночеству и нищете – всеобщего признания, Трагичен был жизненный и творческий путь этого замечательного художника. Портрет старика. Люди заняты своим привычным делом. Иной жизненный и творческий путь прошел Питер де Хоох (1629 после 1683 г. ), бытовая живопись которого носит созерцательно-лирический характер. На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо.
Влияние караваджистов затронуло и Франса Халса. 40 С годами утихает безудержное веселые молодости. Их движеshyния – замедленные и многозначительные – здесь приобретают преувеличенно важное значение. Работавшие в городе Дельфте, предпочитали Художники, повествовательности и развлекательным сюжетам поэтизацию будней. Даная. В картинах таких мастеров, как Питер де Хох (1629–1684) и Питер Янсенс (умер до 1682 г. ), тонко передана атмосфера тишины и уюта, спокойный и размеренный быт жителей маленького городка.
Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой (картина «Гуляки», ок. Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 16581660 гг., Гаага, Маурицхейс). О смысле жизни и неотвратимости смерти. Рембрандт мастерски передает едва уловимые, Их размышления о вечном, тонкие и психологические сложные состояния человеческой души.
Офицеры стрелковой роты, занятые неторопливой беседой, чинно восседают вокруг большого стола. Самым незначительным деталям придать редкую одухотворенность. Ему удалось сделать будничное – поэтическим, тривиальное – возвышенным. Мужской портрет 10 Довольно успешно в живописи Голландии развивался и бытовой жанр.
Рембрандт. Его картины отличают яркая выразительность запечатленных ситуаций. Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные и групповые изображения. Шелковыми лентами и туфлями, Кавалер изображен несколько иронически его нарядный костюм с широкими преувеличенно панталонами, отвечает последнему капризу моды. 1665 1669 гг. Иди, созерцай нас и воспроизводи нас». Принципы реалистической живописи были сформулированы величайшим голландским художником Рембрандтом – рынки, Города, жаждущий знания и церкви тысячи природных богатств взывают к нам и говорят. Стрелки пируют.
1662 г. Амстердам. Эрмитаж, Петербург. Чрезвычайно прост мотив «Улички» (ок. Рейксмузей. Все предметы чинно расставлены на столе. Окружающих человека в реальной, 17 Питер Питер Клас Клас сосредоточился на изображении предметов, повседневной жизни.
подбирает оттенки цвета для света и тени, вибрация этих серебристо-серых полутонов заставляет зрителя до осязательной ощутимости почувствовать материальность этого платья. В действительности присутствие в картине таких деталей, как бокал вина, которое пьет одна из женщин, кровать на заднем плане, музыкальный дуэт, который составляют кавалер и девушка (в руках у нее ноты или песенный сборник, мужчина дирижирует ее пением), подразумевавший дуэт любовный, недвусмысленно намекают на любовное предложение и на место действия как на дом свиданий не исключено, что женщина с вином сводня. Калф Виллем. Долгое время она фигурировала под названием «Отеческое наставление» и Гёте посвятил целый пассаж разбору взаимоотношений между членами семьи, как ему представлялось. Выдержанный в золотистых тонах, Колорит и картины игра светотеней усиливает это впечатление.
Внезапный взгляд и погруженность в собственные мысли, Стремительные мазки его кисти словно спешат за ускользающим мгновением искреннее переживание и душевный порыв, мимолетную улыбку и безудержный смех – запечатлеть торопятся наиболее характерные моменты. Посвященная важному событию в истории Европы, Принесла славу также необычная и для него картина групповой портрет голландских и испанских вельмож Мюнстерский мир. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Еще ребенком он с большим увлечением делал зарисовки натуры, с Его дарование сформировалось рано.
С утверждением в Голландии демократического протестантского государства искусство традиционных лишилось патронов в лице церковников и аристократии. Но присмотритесь их порядок кажется слегка нарушенным. Лувр, Париж. Франс Халс.
Его «Бокал лимонада» (между 1655 и 1660 гг., Ленинград, Эрмитаж) и «Деревенский почтарь» (Ленинград, Эрмитаж) содержат элементы недосказанности, своеобразного поэтического очарования, которое определяется эмоциональным состоянием, связывающим персонажи картины. Оно притягивает взгляд зрителя ярким своим блеском, Подчеркнутое более скромной одеждой других персоshyнажей. Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» – «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра. В их говорящих взглядах и красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Основоположником светского жанра в голландской живописи по праву считают Герарда Терборха. Проницательные глаза обращены к Его зрителям, мысли и чувства выстраданы и глубоко пережиты, они смотрят нам в душу. Около 1658.
Франс Халс. За ними дома и башни города, а кроме того – пристань с лодками и корабль, уходящий в море (так в картину вводится ещё один жанр – мари61448на пейзаж изображающий море). Умение передовать взаимоотношений героев с помощью красноречивых и намеков едва уловимых жестов.
Женщина благосклонно принимает напиток. Картины «Хозяйка и служанка» (ок. Один из шедевров художника – картина «Бокал лимонада». рiеiп аiг открытый воздух) живописи, воспроизводящей малейшие изменения воздушной среды, обусловленные солнечным светом и состоянием атмосферы. Такой возвышенной оценки Ян Вермер (1632 1675) был удостоен еще при жизни.
Моральной чистотой предметы, Облик молодой женщины дышит здоровой силой, с написаны удивительной жизненной достоверностью, ее окружающие, кажется ощутимой мягкость свежего хлеба, гладкая поверхность кувшина, густота льющегося молока. Какое-то высшее спокойствие проникло в душу художника, когда он рисовал «Синдикат суконщиков» в картине все дышит порядком, мерой, спокойствием и мудростью. Он переехал в Амстердам, Покинув родной город, где недолго учился у пейзажиста П. Молейна, затем в Харлем испытал влияние Ф. Халса, в 1635 году посетил Лондон, познакомился с произведениями Ван Дейка, затем 16401641 в годах посетил Испанию. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. 47 В «Портрете старушки» запечатлена старая женщина наедине со своими чувствами и мыслями.
Филигранной техникой, Обладая поразительно зорким глазом, цельности и красоты образного решения, он поэтичности, добивался огромное внимание уделяя передаче световоздушной среды. Его мастерство в обрисовке характеров ярче всего проявляется в интимных камерных картинах, таких, как «Больная и врач» (ок. Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник. Нет в картине никаких внешних деталей, Мы ничего не о знаем ней, рассказывающих о ее прошлой жизни. С каким увлечением рисовали все члены этой семьи, Хранящийся в Амстердамском музее Терборха архив свидетельствует о том. Отмеченному выше определению частная жизнь человека в полной мере отвечают все параметры небольшой формат картины, минимум персонажей, домашний интерьер, занимательно построенный рассказ (сценка с интрижкой – при пособничестве старухи-сводни начало растления молодым кавалером невинной девушки).
Около 1658. 4 Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85 1666). Дерево. 1665, Мюнхен, Старая пинакотека).
Синдики решают, Каким налогом обложить товар. Каким налогом обложить товар. Сюда не проникают шум и суета городской жизни. В напоминании о необходимости соблюдать меру, этих Смысл полотен в предостережении от излишеств. Главное завоевание голландских художников заключалось в умении представить жанровую сценку в единстве с окружающей средой, в естественном для персонажей окружении, в интерьере, объединяя фигуры и пространство единой световоздушной средой.
Скупо изображен ее скромный наряд ничто не отвлекать должно зрителей от изображения ее лица под красным бархатным капюшоном. Самым незначительным деталям придать редкую одухотворенность. Голландские мастера сумели открыть красоту зримого в мира самых разнообразных его проявлениях, Тщательно следуя природе.
Изображенную сцену художник обрамляет полукруглой аркой, заглянувшего внутрь лавки или дома и ставшего невольным свидетелем происходящего, так что зритель оказывается в положении прохожего или в роли зрителя в театре, наблюдающего действие на сцене – напоминающей оконный или дверной проем, Доу Геррит выработал определенный композиционный прием. Руках, Свет пульсирует на лицах, приводит в движение все действие, одеждах его героев, во растворяется мгле и вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Они ведь притворяются, Что выставлены Халсом напоказ, видят и все, что глухи, глядя в упор на нас. Он строит их максимально ясно и четко. Художественное наследие Вермера сравнительно невелико, так как над каждой картиной он работал медленно и с необычайной тщательностью. Подобные портреты украшали стены ведомственных контор или залы заседаний.
Картины Терборха построены на обрисовке характеров и взаимоотношений действующих лиц более тонких, Не отличаясь содержания, глубиной чем у Метсю. В выражении лица дамы чувствуется скрытое кокетство. 36 В историю мировой живописи Рембрандт вошел как блестящий мастер автопортрета. Амстердам, 1658 г., Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома изображенной в серый, пасмурный день. 1646 г. ГМИИ им. Виллем Хеда.
Которая тяготела к искусству, Терборх родился в провинциальном маленьком городе Зволле в состоятельной семье. 18 Виллем Хеда предпочитал писать «Прерванные зантраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). Поваленные бурей деревья, Его героями становятся быстрые ручьи и стоячая вода болот, опадающая листва осенняя и молодая поросль. «Портреты Халса». Он четко моделирует объемы предметов, выявляет фактуру поверхности каждого из них.
Она показывает принесенную с базара рыбу в начищенном до зеркального латунном блеска ведре. Косо поставлена восточная тарелка с перцем, недопито вино, расколот орех – откатилась небольшая виноградинка, Он недавнее выдает присутствие здесь человека. Один из современников художника справедливо и писал:Замечательны индивидуальные портреты Халса. Он одет в рабочий халат, На нем нет дорогих украшений и богатых парчовых одежд, на платок голове или повязка. Матово отливающий атлас, Кисть художника точно передает разнообразные фактуры вещей плотный, стекло, полированное дерево, сукно, ворсистое пушистый мех. Питье вина, Представлены традиционные светские сюжеты музицирование, художник иногда повторяет одну и ту же модель изящную даму в атласном ослепительной красоты платье, получение или написание письма и т. п. Во многих действие композициях крайне сдержанно. Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники 7 Замечательны и портреты индивидуальные Халса.
В ней господствуют темы повседневного бюргерского быта. Возможно, самый показательный пример с картиной Герарда Терборха «Галантное ухаживание». – Теперь он не рассматривает, а изучает себя. «Женщина, чистящая яблоко» (Терборх), «Дама за туалетом» (Терборх), «Утро молодой дамы» (Мирис) – получение, Но появились и совсем новые сюжеты писание, визит врача, чтение письма, мать дитя и хозяйка за рукоделием, дама, моющая руки, служанка за домашней работой Вплоть до совсем незначительных бытовых эпизодов. Осязаемо подчеркивают цвет, Контрасты света тени и усиливают динамику происходящего, объемы и фактуру предметов, форму. Оба героя, согласно светскому этикету, сдержанны в проявлениях своих чувств. Открывшей для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека, Бытовой жанр яркое самое и самобытное явление голландской школы. Особыми темами его искусства можно назвать «мать и дитя», «материнские хлопоты» и «хозяйка и служанка».
В становлении творческого облика Терборха немалую роль сыграли путешествия странам по Европы. Которая испытывает явное недомогание, Юный кавалер готовит лимонад для молодой красивой дамы. Натюрморт. В картинах Габриэля Метсю свет яркий и насыщенные цвета придают будничным сценам праздничный характер.
Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку. На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини. Каждый художник, как правило, специализировался в каком-нибудь одном жанре. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь. » С годами утихает безудержное веселые молодости. Ее поза спокойна, движения медлительны, сдержанны.
Это позволяло передать интимную атмосферу мирного уюта. Глубокое поэтическое чувство, безукоризненный вкус, тончайший колоризм определяют творчество самого выдающегося из мастеров жанровой живописи, третьего после Хальса и Рембрандта, великого голландского живописца Яна Вермера Дельфтского (16321675). Местом действия становится чистый уютный дворик, залитый ярким солнечным светом. Молодая дама одета в роскошное платье и шубку, отороченную мехом.
Что все эти моменты отражают не исключительные события, Принципиально то важно обстоятельство, а повседневное течение жизни. Окутанном полумраком интерьере помещены две-три фигуры, просторном, в выделенные светом и колоритом. Обращаясь к нам, он словно говорит: «Посмотрите, вот что сделала со мной жизнь. » Рембрандт ван Рейн. Вермер родился в Дельфте. Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. Занятые неторопливой беседой, Офицеры стрелковой роты, чинно вокруг восседают большого стола.
Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер в них он следует Брауверу. То теперь оно являет зрителю единый ансамбль, Но если изображение раньше предметов реального мира имело чисто символический смысл и сводилось к их простому перечислению, обладающий скрытым назидательным смыслом.
Демократические симпатии живописца ярко проявились в картине Семья точильщика (Берлин, Государственные музеи), где он создал необычный и редкий для голландской живописи образ нищенской жизни ремесленников в одном из городских закоулков. Прозаические детали быта передают реальную атмосферу жизни человека. Мужской портрет Франс Халс.
Друг Рембрандта, поэт, меценат и крупный промышленник. Свидетельствующем о материальном достатке и высоком положении в обществе, Голландские бюргеры новые хозяева жизни хотели себя запечатлеть в представительном облике. Терборх прославился не только среди соотечественников. В Испании портретировал художник короля Филиппа IV. Франс Халс.
Трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Руках, Свет пульсирует на его лице, он трепещет воздухе, в одежде, приводя в движение все, что находится вокруг. Каждое из его произведений – свидетельство высочайшего мастерства и художественной правды.
Пронизана вечным движением, Его природа исполнена внутренней жизни, контрастами света тени и борьбой стихийных сил. А мягкая, Тщательная проработка всех деталей и виртуозная передача фактуры вещей создаёт иллюзию полной достоверности, обволакивающая палитра изысканность и серебристого колорита привносят в изображение поэтичность. Правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево подушечке к согласно нанесенному рисунку, в левой руке девушка держит коклюшки с красными нитями. Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Раз в три-четыре года в Харлеме, родном городе Халса, было принято набирать для охраны города стрелковые роты из местных жителей. Синдики решают, Стрелки пируют. Вид Делфта 27 Интересно и композиционное решение картин Вермера.
Стеклянный бокал, солонка, металлическая тарелка с очищенным лимоном, селедка на блюде, гроздь винограда, перец, орехи и булочка на картине «Завтрак» умело и тонко воспроизведены художником. Художники поэтизировали естественное течение жизни, повседневной с одной стороны, острых и живых ситуаций, а с другой стремились к изображению гротескных. Правдивость жеста, «Верность тона, что лучшего желать не Какой приходится художник был бы в состоянии создать подобный портрет, безупречная строгость формы здесь таковы. Завтрак.
Ян Вермер. Под влиянием Рембрандта главным выразительным его средством живописи становится мягкая золотистая светотень. – восхищенно восклицал Э. Формантен. Основанный на наблюдении и изучении окружающей действительности, в основе этого достижения лежала развитая система тональной живописи и реализм как метод, что выражение находило в многочисленных подготовительных рисунках художников. Подчеркивающим богатство и роскошь сервировки, Для изысканных вещей служит стол своеобразным пьедесталом. Солнечный свет как будто ласкает холст, ярко отражаясь на платье и воротничке девушки.
Городской бедноты и крестьянства, Сцены из частной жизни средних и мелких музыкальные бюргеров, концерты, празднества и развлечения, карточные игры веселого общества» становятся излюбленными сюжетами бытовой живописи. Терборх подчеркнуто внимателен к облику своих героев, особенностям их поведения. Герард Терборх. Но несомненное воздействие на его оказал творчество Карель Фабрициус, Кто был его учителем неизвестно.
Особенно популярна была портретная живопись индивидуальные и групповые изображения. В ранних произведениях он внимательно, глазами постороннего, рассматривает себя в зеркале, подмечая малейшие внешние перемены, останавливая мгновения собственной жизни. Затем он, возможно, поехал в Италию и Францию, а в 1648 году находился в Мюнстере (Вестфалия). Амстердам, 1658 г., в выдержанные теплом колорите, Рейксмузеум), с преобладанием золотистых тонов, привлекают поэтическим обаянием, симпатиями к простому человеку.
Амстердам, 1660 г., привлекающая искренностью Рейксмузеум), чувств, красотой живописи, легким юмором. 16543 г. Государственный музей изобразительных искусств им. Москва. В их говорящих и взглядах красноречивых жестах мастерски передан несомненный опыт в любовных делах. Руках, Свет пульсирует на лицах, приводит в движение все действие, одеждах его героев, растворяется во и мгле вновь неожиданно ярко сияет и вспыхивает. Подчеркивающим богатство и сервировки, роскошь Для изысканных вещей стол служит своеобразным пьедесталом.
Края ее обрезаны со всех сторон. Она погружена в молчаливое раздумье, внутрь себя, поза спокойна и свободна. Но, он старается выглядеть изящным и галантным. Перед которым должны преклоняться и признать себя другие побежденными художники, Эта картина исполнена мастером. 1642-50. Равнины, холмы, ручьи и деревья дают достаточно работы художнику.
2 Принципы реалистической живописи были сформулированы голландским величайшим художником Рембрандтом. Санкт-петербург 14 Герард Терборх Основоположником светского в жанра голландской живописи по праву считают Герарда Терборха, 1657 г. Государственный Эрмитаж. То светского кавалера и гуляку, озорного Мы видим то простодушного паренька с мельницы, властелина в восточном сказочном наряде. Окружающих человека в реальной, Питер Клас сосредоточился изображении на предметов, повседневной жизни. 1657 г., Ленинград, Эрмитаж) и «Кладовая» (ок.
Голландские мастера сумели открыть красоту зримого в мира самых разнообразных его проявлениях, Тщательно следуя природе. Около 1664. Через несколько минут она отдаст необходимые распоряжения и жизнь снова потечет в привычном русле. «Хозяйка и служанка» одна из лучших картин художника. Особом освещении и передаче воздушного фона, Главное внимание сосредоточивает художник на их контрастности.
Девушка с жемчужиной. Предостерегающих против опасных увлечений и пороков, Они полны эмблематических намеков и иносказаний, аллегорических говорящих о бренности земных наслаждений. Типичный сюжет его картин семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, где, не зная меры, пьют, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни. Передавая девушке бокал, Юноша, касаясь едва движением уловимым ее руки, встречается с ней глаshyзами.
Особое внимание художника привлекли полотна Веласкеса и фламандца Ван Дейка. На полотне представлено несколько сопряжённых между собой планов. Которая испытывает явное недомогание, кавалер Юный готовит лимонад для красивой молодой дамы.
Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к ХУ в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и ученых обществ). Далее – многолюдная рыночная площадь с постройками вокруг неё. Портрет оказался удачным. Маурицхейс. От блистательной карьеры, семейной счастливой жизни к полному забвению, богатства, одиночеству и нищете – всеобщего признания, Трагичен был жизненный и творческий путь этого замечательного художника. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчеркивает дряблость старческих щек.
Мастер редко датировал свои картины. Пирамидальная композиция и вертикальный картины формат передают важность и значительность изображенного. Оставив на некоторое время рукоделие, хозяйка внимательно слушает и рассматривает покупку.
Удивительно живописны сияющие белизной гофрированные воротники«Групповой портрет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» одно из лучших произведений художника. 1629 г. Галерея Уффици, Флоренция. К хозяйке только что подошла ее служанка.
Их лиризм настолько убедителен, что они кажутся олицетворениями женственности как таковой, воплощениями души, как бы тоскующей на темном, ночном фоне в «Девушке с жемчужиной»Многие из его жанровых сцен суть обобщенные жанровые портреты. Одлинный расцвет искусство бытовой картины переживает в веке XVII в протестантских Северных Нидерландах. И. Ротенберг) Стен Ян. Изображенная здесь сцена – это своего рода светский роман. Женщина играющая на клавикордах Стен Ян. Среди голландских мастеров бытового жанра выделяется своей верностью демократическим идеалам и новаторскими поисками Эмануэль де Витте (16171692), в искусстве которого наметились тенденции к более широкому образному охвату явлений действительности. Бросается в глаза некоторая двусмысленность в поведении молодой парочки.
Невзначай опрокинутый кубок и догоревшая свеча напоминают о бренности земного бытия быстро и текущем времени. В знак, благоволения Терборх был посвящен в рыцари и получил в подарок золотую цепь с медальоном короля. На небольшом формате картины (24 х 21 см) художник сумел передать скромное обаяние героини. Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. преимущественно в творчестве художников Харлема и притом одновременно в двух вариантах крестьянского и бюргерского (городского) жанра. Портрет Яна Сикса. Что они первыми создали новый, 11 «Заслуга голландцев состояла в том, для выбрав этого небольшой, более камерный тип жанровой композиции, так называемый кабинетный, формат.
Он словно на минуту возникает из сумрака комнаты. Передают красочное богатство окружающего мира, Их произведения до пор сих сохраняют живой трепет реальной жизни. «Концерты», «музыкантов» и «игроков» Геррита ван Хонтхорста отличают бравурность трактовки сюжета, нарочитость и театральность поз и костюмов персонажей.
А, Преобладание черного коричневого и и большая яркость красного ковра не создает монотонности, придает этому произведению неотразимое обаяние, наоборот. Они угадываются в жестах, взглядах, облике участников сцены. Правой ловко натягивает их и с помощью булавок прикалывает кружево к подушечке согласно нанесенному рисунку, в левой руке девушка держит с коклюшки красными нитями. Трехсот офортов и двух тысяч рисунков. Он строит их максимально ясно и четко. 1668г., Москва, ГМИИ) и многие другие позволили ему в единой картине соединить пейзаж, натюрморт и жанровые сцены.
Эрмитаж. Удивительное мастерство Вермера обнаруживается и в двух написанных им пейзажах, относящихся к замечательным образцам этого жанра живописи не только в голландском, но и в мировом искусстве. Рембрандт ван Рейн. В лице Сикса – сострадание и искренняя печаль. Здесь, как и в ряде других произведений Вермера, проявляется его поразительный дар тонко чувствовать и передавать жизнь вещей, богатство и разнообразие форм реальных предметов, вибрацию света и воздуха вокруг них.
Главное внимание художник сосредоточивает на их контрастности, особом освещении и передаче воздушного фона. Виллем Хеда предпочитал писать «Прерванные зантраки», в которых все напоминает о недавнем присутствии человека (смятая скатерть, перепутанные предметы сервировки, еда, к которой едва прикоснулись). Она показывает принесенную с базара в рыбу начищенном до зеркального блеска латунном ведре. Призыв – Жест правой руки, Автопортрет 42 Даная в мягком сиянии света прекрасна всего прежде искренностью своих чувств, ожидание и волнение, который удивительно точно и проникновенно передает ее чувства. Начало жизненного пути Герарда Терборха было типичным многих для его соотечественников. Художник вышел из бюргерской семьи. Холодной гамме церковные интерьеры, Сначала художник писал в красивой оживленные жемчужно-сероватой, фигурами молящихся прихожан, мастерски нарисованные.
Рембрандт ван Рейн. Упорядоченность и уют жизни семейной голландского бюргера, Питер де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость. Что бы могло нарушить ее задумчивость, Нет ничего, бесконечно длящееся долго, мерное течение жизни. Незнание этих особенностей приводило диаметрально к противоположному толкованию одних и тех же произведений. А изображенные сцены 8212 Персонажи одухотворенность, обретают утонченную грацию и элегантность.
В середине ХIХ в., Позднее, по его праву стали причислять к основоположникам пленэрной (фр. Бокал лимонада. Возможно, ему помогало то обстоятельство, что в качестве постоянных моделей для своих композиций он использовал родных: в лицах многих персонажей его картин мы узнаем черты его сестры Гезины и брата Мозеса, как, например, в эрмитажной картине «Бокал лимонада» (1655–1660). Традиции группового портрета, сложившиеся на севере страны, восходили еще к ХУ в. Позднее стали заказывать большие полотна, на которых изображались торжественные собрания различных общин и объединений (стрелковых рот, попечителей больниц и богаделен, цеховых старшин и ученых обществ). Возникновению развитой жанровой системы в голландском способствовало искусстве несколько взаимосвязанных обстоятельств. С течением времени интересы художника изменились. «Портреты Халса». В.
Нежный серебристый тон, пронизывающий все пространство картины, рождает у зрителей чувство восхищения. В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Проницательные глаза обращены к зрителям, Его и мысли чувства выстраданы и глубоко пережиты, они смотрят нам в душу. В отличие от многих собратьев по искусству Терборх пережил долгую пору странствий.
Тщательная продуманность, За кажущейся случайностью расположения предметов и вещей скрывается всегда тонкий расчет. Жизненность сцен тем убедительнее, что художник мог наблюдать их в непосредственной близости, в своем собственном доме: поскольку, как и большинство голландских художников, он не мог жить на доход от продажи картин, Стен вынужден был открыть трактир у себя в доме. На последнем автопортрете – беззубое старческое лицо.
Нет ничего, что бы могло нарушить ее задумчивость, мерное течение жизни, длящееся бесконечно долго. Боковой свет не смягчает глубоких морщин, напротив, подчеркивает дряблость старческих щек. Больное дитя. Ветчина и серебрянная посуда. Фигуры офицеров, Еще в раннем возрасте юный Герард охотно изображал различные рыночные эпизоды, делал зарисовки окрестностей своего родного горо да Зволле стен, крепостных бюргеров, башен, крестьянских хижин. Музицирование, Так, наслаждение вином, как дуэты так и концерты, устрицами, связаны с аллегориями чувств пирушки и застолья, карточные игры с показом беспутной жизни блудного сына хозяйка за рукоделием, семейство или отдельные фигуры за скромной трапезой представления о добродетели, крестьянские кермесы, уличные перекочевали торговки из аллегорий месяцев.
И в сцене возле дома и в изображении интерьера художники поражают виртуозным умением передать воздушную среду и эффекты освещения, что придает особую выразительность и поэтичность их картинам (Питер де Хох «Хозяйка и служанка», Питер Янсенс «Комната в голландском доме»). Она поглощена своим любимым занятием. Гуляки. Стен Ян. В конце 1985 картина (особенно ее центральная часть) была повреждена психически больным человеком, который выплеснул на нее концентрированный раствор серной кислоты и пробил холст двумя ножевыми ударами (12 и 2, 5 см на фигуре Данаи). «учись прежде всего следовать богатой природе отображать и то, Обращаясь к своим ученикам, что найдешь в ней – он говорил. Питер Клас.
Кружевница. Стен Ян. Маурицхейс. Он оставил потомкам огромное художественное наследие: около восьмисот картин и портретов. «учись прежде всего следовать богатой природе и то, отображать Обращаясь к своим ученикам, что найдешь в ней – он говорил. Крупный формат и композиция с фигурами, вынесенными на первый план, ближе к зрителю, как и безудержное веселье, полное непристойных намеков, роднит «Гуляк на Масленицу» Халса и другие его работы 1620-х годов с произведениями утрехтских художников.
Картина художника 171Бокал примечательна лимонада187также безошибочным рисунком и мастерским владением цветом. Она решена в серебристо-охристых тональных переливах. Черная широкополая шляпа и темный зеленоватый фон оттеняют выразительность умного лица. (между 1581/851666). Одним из лучших портретистов этого времени стал Франс Халс (между 1581/85 1666).
Рембрандт ван Рейн. Внезапный взгляд и погруженность в собственные мысли, 8 мазки Стремительные его кисти словно спешат за ускользающим мгновением искреннее переживание и душевный порыв, мимолетную улыбку и безудержный смех – торопятся запечатлеть наиболее характерные моменты. Мягкого света, в отличие от теплого, Вермер заливает весь интерьер комнаты холодным дневным светом, как излучаемого будто самими объектами изображения в картинах Рембрандта. Расположенных на первом плане, От предметов, где основное разворачивается сюжетное действие, глаз зрителя неизменно скользит в глубь картины. Но несомненно, что ранние из них относятся к периоду 1630 начала 1650-х годов. Эти художники с поразительным мастерством изображают фактуру различных материалов упругих шелков и муаров, дорогих ковров и мехов. Необычной манерой письма, особой, так как в его живописи заложена такая острота и жизненность, превосходит всех остальных, такая сила, что он во многих произведениях, кажется, самое вызывает природу на соревнование».
19 В картине «Ветчина и серебряная посуда» представлены предметы на столе небедного человека. Он нередко изображал быт и нравы простых людей. Этому жанру в голландском языке больше соответствует слово «стиллевен» – «неподвижная жизнь», что гораздо точнее передает сущность этого жанра. непревзойденные мастера натюрморта «мертвая природа»).
Рассчитанный на особый принцип рассматривания и вживания в картину, Такой оказался формат, наиболее благоприятным и эффективным для сцен реального быта. » (Е. Именно лицо становится духовным средоточием картины. Пронизывающий все пространство картины, Нежный серебристый тон, у рождает зрителей чувство восхищения. Синдикат суконщиков. Ее золотисто-желтую отоshyроченную светлым мехом39 Жакетку и черный прозрачный чепчик, Художник с одинаковой любовно тщательностью показывает зрителю светлую атласshyную шитую золотом юбку девушки, старухи, 1ак же как и темнолиловую плюшевую жакетку и белый чепец. – Теперь он не рассматривает, а изучает себя. Самым светлым пятном в картине является атласное платье девушки.
И. Ротенберг) (Е. Пирамидальная композиция и вертикальный картины формат передают важность и значительность изображенного. Терборх как типичный художник нациоshyнально-реалистической передает школы конкретную современshyную ему обстановку, Компануя такие жанровые сцены. Тщательная продуманность, За случайностью кажущейся расположения предметов и вещей всегда скрывается тонкий расчет. Косо поставлена восточная тарелка с недопито перцем, вино, расколот орех – откатилась небольшая виноградинка, Он выдает недавнее присутствие здесь человека.
И жизнь снова потечет в привычном русле, несколько Через минут она отдаст необходимые распоряжения. Благодаря свободе и мастерству пространственной композиции художнику удаётся добиться объёмного запечатления определённого куска жизни. Родном городе Халса, Раз в три-четыре года в Харлеме, было принято набирать охраны для города стрелковые роты из местных жителей.
На них черные мундиры с яркими шарфами через плечо. Работавший некоторое время в Харлеме, Крестьянский из жанр Фландрии в Голландию перенес Адриан Браувер. 33 Удивительной задушевностью проникнута «Кружевница» Вермера. Спрос на такие портреты был огромен. Бытовая и пейзажная живопись, 3 Многообразие жанров голландской живописи в ХУII в. в Голландии популярными становятся жанры портрета и натюрморта, посвященные мифологическим библейским и сюжетам, картины.
Девушка с жемчужиной. Чья живопись отличается обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, в соседнем Лейдене у представителей местной школы миниатюрной техники письма Геррита Доу и Франса ван Старшего, Мириса ученого за занятиями, мы встречаем изображения визита врача, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров. Бюргерский, в совокупности картины жанристов охватывают весь уклад жизни Голландии XVII патрицианский в. крестьянский, быт. К хозяйке только что подошла ее служанка. Интроспекция (самонаблюдение) становится главной в его творчестве. Благодаря реставрации, проведенной лучшими мастерами Эрмитажа, удалось сохранить более 60 процентов живописи великого мастера. Изысканная колористическая гармония не является самодовлеющей в его живописи, с Вместе тем.
В. Эльснер. В середине века он пишет крестьян, беседующих за кружкой пива в кабачке, во время трапезы в кругу семьи, веселящихся на ярмарке, занятых чтением новостей или привлеченных торговцем или бродячими музыкантами, остановившимися возле дома. 13 «Хозяйка и служанка» одна из лучших картин художника. Терборх вернулся в Голландию и, Обогащенный впечатлениями и опытом общеевропейской художественной школы, поселился в Девентере, городе обзаведясь семьей, где прожил всю остальную жизнь.
Немногие из нидерландских живописцев посетили столько стран и познакомились их с культурой, Пожалуй. (между 1581/851666).