Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной. Ведь сколько времени я его искал. Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков. Это самый жалкий персонаж. Он с состраданий, глубокой мысли. А вокруг нее шумит московская улица, Она вся в одеянии, черном за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Как у нее, Он единственный картине на поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, двуперстием».
Суриков должен был сложнейшие разрешить композиционные и колористические задачи, Изображая народную массу на улице, что он сделал с замечательным мастерством. У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Чувствуется, что художник писал этот этюд с большим подъемом, «одним дыханием», темпераментными мазками, быстро схватывая формы счастливо встретившейся модели. Княгиню Евдокию Урусову завернули в рогожи и, не сбивши цепей, вынесли из застенка. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда темных в тонах, охватившие запястья рук, цепи, еще более усиливают это впечатление. Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь.
Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли. Такие странники из года в год мерили шагами необъятные просторы России. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой. На вечное заточение.
Напечатанных по исправлениям Никона, в то произошли время первые беспорядки по случаю новых богослужебных книг. Сидя в драном рубище своем на снегу, Вот юродивый, кверху тянет два перста в знак явного единомыслия. Забелина.
На шее – огромная цепь. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, в работе Тихонравова говорится, положили на дровни и повезли мимо монастыря Чудова под царскими переходами, «прикованных за шею к стульям. Тихонравова и И. Е. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Сделанных Суриковым для фигуры странника, Из всех известных нам этюдов, по дающий грудное изображение странника, первым по времени создания является этюд маслом 1885 года. Почтительно склонилась в поясном молодая поклоне горожанка в синей шубке и золотистом платке.
lt. Реформатора, Именно в это время в Москву пришли Никона, времена преобразователя русской православной церкви. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани.
А Никон рассек душу народа. Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь». Она к старой вере стала склоняться. Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину. Пространство красок и уже она втягивает их в это пространство свое, пространство образов, пространство величины этой картины.
Перерва». Полезный для советских художников, Работа Сурикова над образом собой представляет ценный опыт, создающих сложные сюжетные картины. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году).
В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному везут снегу закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. Первой от холода и истощения скончалась младшая сестра. Странник полон глубокого сочувствия к закованной в цепи Морозовой. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. И как вставил ее в картину она всех победила». И те, кто не принял нововведения, оказались в положении гонимых.
Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами). Сделанные после 1885 года, Этюды, работу отражают художника преимущественно в этом направлении. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год. Как писал художник и историк искусства А. Н.
Все лицо мелко было. Замкнувшись в домашний монастырский обиход, женщина Молодая добровольно отошла от светской жизни. Сама царица Марья Это Ильинична, родственница семьи Морозовых, она любила молодую Федосью Морозову. Одетого в черное он писал темные стволы и сучья деревьев, голых Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся на чистом рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев. Когда патриарх Никон церковную провёл реформу, в 1653 году, предводителя старообрядцев, вдова Морозова приняла сторону протопопа Аввакума. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Что царь стоит на переходах, Боярыня думала и хотела показать ему, смотрит на ее унижение, что нимало не стыдится того поругания, которому она по подверглась его воле». И она уже втягивает их в это пространство свое, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова.
Обреченные на голодную смерть, сестры поддерживали друг друга молитвами. И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна. Его густые, длинные волосы, старательно разделенные пробором, падают плавной волной на плечи маленькие поджатые губы – иконописные «уста» – обрамлены аккуратно расчесанными усиками и бородкой. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Смута духа, поднятая Никоном, расколола православие на два непримиримых лагеря. Он появляется на эскизах, начиная с 1883 года.
Но и размышление, Из всей многоликой толпы картине в странник более всех остальных выражает не только сочувствие Морозовой, столь важного в трагической судьбе раскола, раздумье по поводу происходящего события. Которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп, с самого же начала борьба против религиозных связалась новшеств с протестом против новшеств социальных. В толпе терялось. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, самом в архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве.
Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину. Которого Суриков встретил по дороге в Странник Сухобузимское, с посохом справа на картине написан с переселенца. Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. Она готова идти на муки и смерть.
Картины Сурикова с непревзойденной силой художественной убедительности историческое воссоздают прошлое России. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. В Сибири традиционно жило немало раскольников.
От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. – Суриков писал, захлебываясь, всех странников, проходивших мимо его избы интеnotресных ему по типу» Вспоминая о том, как создавалась «Боярыня Морозова», Суриков рассказывал Волошину: «Самую картину я начал в 1885 году писать: в Мытищах жил – последняя избушка с краю. К какой из церковных партий он принадлежит – понять нетрудно: за его широким поясом висит такая же старообрядческая «ле-стовка» (кожаные четки), как и та, что свисает с руки Морозовой. В этой статье мы стараемся рассказать о работе Сурикова над образом странника в картине Боярыня Морозова» и проследить по этюдам и зарисовкам сложный путь поисков, типизации и обобщения, получивший окончательное завершение на холсте самой картины. Они были восприняты многими верующими как искажения измена церковным традициям. В руках – палка и поношенная фетровая шляпа на шее розовый шарфик с ярко-красными крапинками, На нем армяк в заплатах плечами за – рыжая котомка, на ногах – сапожки.
Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни.
Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой). Посвященную творчеству Сурикова, Такая ошибка прочно вошла в литературу, что, впрочем, вполне объяснимо.
Ей передавали еду и одежду – она даже получала письма протопопа от Аввакума, Но она не была отрезана от внешнего мира. Это традиционный персонаж старой Руси. Очень трудно ее лицо было найти. А с инакомыслием во все времена на Руси умели жестоко бороться. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и он лица писал долго, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой, который сложился у него с детства. Сложенными в двуперстие, Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой руку цепью с тонкими пальцами.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Кидаешься ты на врага, как лев». Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. И в снегу и сером в небе и в узорных народных одеждах – перекликаясь с золотистыми, Голубые тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду.
Он объединяет ее собою и вместе с тем сам, Более того, приобретает особую силу и значение, благодаря ей – неразрывно он с нею связан. Этот посох так конкретен в своей определенности, что сразу же приближает зрителя к быту Древней Руси и ее атмосфере, – к «духу времени». Слова и обряды, Привычные жесты, были объявлены ересью, сопровождавшие русского человека с что рождения и стало причиной раскола церкви и бунта против Никона. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. По Ярославскому шоссе «столетиями шли целый год, Через Мытищи, беспрерывные вереницы богомольцев, особенно летом, направлявшихся сначала в Хотьковский монастырь, затем в Троицко-Сергиевскую лавру, – дочь пишет П. М. Третьякова.
С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове». Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу, огромное имели состояние. То в лице странника – бродячего философа, Если лице в юродивого Суриков изображает своего рода прорицателя. Водки ему дал и водкой ноги натер. 2 На первом эскизе композиции «Боярыни Морозовой» (1881 год) странника еще нет.
Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка, Этому способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящий на снегу идущая юродивый, рядом с санями Урусова. Могут перенестись в прошлое, gt мистической способностью, разглядеть его в тусклых сумерках минувшую жизнь. ». Оставленные полозьями следы, Глубокие, за бегущий санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней, волочащаяся по снегу солома.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. В начале зимы было. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту атмосферу внутреннюю картины, что видим. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Огурцами он там торговал.
Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость.
«На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого. Победоносный образ русской женщины, призывающей народ к борьбе за веру, полностью завладевает вниманием зрителя. Участь всеобщей любимицы многие приближенные к царю считали несправедливой – а тем между Московский двор начал волноваться. Неистов сидящий на снегу юродивый тверд и спокоен стоящий за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик – противник старообрядчества, Каждый персонаж картины свой воплощает характер. Всем видом эта женщина говорит о том, Наоборот, она что никогда не отступится от своей веры. Но вскоре скончался её сын Иван. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной.
Такой вот череп у таких людей бывает. А вот и тайные староверы, хмурые, как туча. Сохранившаяся почти неизменной на протяжении столетий и встречавшаяся во времена Сурикова, Странник-богомолец типичная – фигура Древней Руси.
Изнемогла и боярыня Морозова. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Когда за нее посватался стольник и ближний боярин царя Алексея Глеб Иванович Морозов, Боярышне Федосье шел Соковниной семнадцатый год. С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, Вот богатые посадские в женщины шитых шапочках и парчовых платьях.
Когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль приверженность за к старой вере, На картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент. Какими чувствами переполнены те, Мы с вами угадать, постараемся кто столпился вокруг саней боярыни. Когда художник жил с семьей на в даче Перерве, Этюд написан летом указанного года, который сидит на земле и держит в руке деревянную чашку и изображает босого нищего. Такого «многоцветного» снега, Такой русской зимы, такого «голубого» влажного зимнего до воздуха Сурикова в живописи не было. Они смягчены и объединены мягким, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают в ее декоративное полотно они подчинены общей гармонии, голубоватой дымкой влажного воздуха, рассеянным светом. Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна голубое, Увлеченный красочностью древнерусской толпы, желтое, малиновое, черное.
Указующий в небо, Её поза палец и она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Царь оказался в трудной, как сейчас принято говорить, ситуации: как глава государства, он поддерживал Никона, а как человек, любил и жалел молодую боярыню. В этих санях закованную в кандалы, колоды, точнее, закованную в цепи везут боярыню Морозову.
По всему видно, что он пришел издалека: его сильnotная коренастая фигура перепоясана широким ремнем, веревки, стянутые на груди, поддерживают большую котомку, в руках неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох с затейливой ручкой (народный вариант архиерейского жезла). Заснеженной, По морозной московской улице, снег голубоватый, запушенной снегом, сани, едут розвальни. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. С крутым самовластием Никона церковное Уложение подверглось радикальным исправлениям. Что в богослужебные книги, Давно известно вкралось было, от необразованности и небрежности переписчиков много ошибок, существовавшие прежде в одних рукописях.
Но по её напряжённому лицу видно, Хоть она и ведёт себя решительно, очень что ей очень трудно. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем». Надо ли сомневаться, в каком стане противоборства оказалась его молодая воспитанница. Это Феодосия Морозова. Колоды, в этих санях в закованную кандалы, закованную в цепи везут боярыню Морозову, точнее.
Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. Возникший после реформы патриарха Никона, Церковный раскол, в сущности, был, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением и старого нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. В эту пору ей еще нет тридцати лет, в 1662 году умирает ее муж, но все бремя домоуправления ложится хрупкие на плечи Федосьи. Снег талый.
Потом распорядился совершать крёстные ходы против Вначале солнца, Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, вместо земных поклонов ввёл стояние на коленях и т. д. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств, Морозова источник, в котором собираются эти различные чувства и с вместе тем тот центр. Эти странствующие богомольцы были и проповедниками и носителями новостей для народа. А заодно еще не они соглашались стричь усы и бороды это были тоже богопротивные чужеземные новшества. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
Очи же твои молниеносны». Благообразно-щеголеватого в своей нищете, Весь облик этого странника, производит впечатление кротости характера и то какой- ограниченности мысли. Ведь сколько времени я его искал. Где гремела цепью Морозова, Сквозь оконце кельи, монастырский поп сказал боярыне кончине о сына. Который повторяет этот жест боярыни Здесь Морозовой, юродивый, которая тянется за санями, нищенка. Церковные книги переписывались по византийским образцам.
«Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав спешит руки, за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, сохранить в себе силы. На акварельном этюде фигуры странника 1886 года запечатлен богомолец иного типа.
Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Морозова поставила стул так, Лежа на дровнях, высоко подняла руку со двуперстным сложенным знамением креста и во время пути часто звенела цепями, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге. В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Потом она стихла. Он внес в натурный этюд черты переживания и Иными словами, характеризующие будущий образ в картине. И он прекрасно знал законы искусства, Суриков великий художник, которым согласно явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. На переднем плане мы видим женщину в русской национальной одежде XVII века, полулежащую на санях-розвальнях. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году.
«в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, с стрельцом-то черной бородой – что была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. Царь желал, чтобы Москва забыла Морозову, чтобы память о ней исчезла. «Как ни напишу ее лицо толпа бьет. Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Исхудавшее лицо с взором горящим наполнено неукротимой волей и страстной убеждённостью, Её мертвенно-бледное.
Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой».
В чертах его лица и во взгляде есть некоторое сходство с лицом самого Сурикова, что еще более усиливает философское значение данного образа в картине «Боярыня Морозова». Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. Действие происходит на одной из московских улиц. Боясь гнева царского, Многочисленные который родственники, вскоре заболел и умер, оставили на произвол судьбы ее малолетнего сына. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры принятии о ею церковной реформы не привели к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу.
Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. А вокруг нее шумит московская улица, Она вся в черном одеянии, за санями, за ней, боярыней за Морозовой бегут люди, московский люд бежит. По морозной московской улице, заснеженной, запушенной снегом, снег голубоватый, едут сани, розвальни.
Небольшой, горестная складка губ, впалые щеки, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними дополняются и связываются в одно целое выражением умных, много видевших на своем веку глаз – с сильными выпуклостями лоб, Превосходно Сурикову удалось лицо странника. Здесь Суриков исходил из тех описаний перевоза Морозовой по Москве, которые Очевидно, были даны в работах Н. С. Ее поднятая вверх рука со в сложенными двуперстие пальцами символ старообрядчества идейный и композиционный центр всей картины. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Как они ее понимали, За русскую веру, за Святой дух Руси сторонники древнеправославной веры и пошли на дыбы и в костры, за русскую душу.
Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. Одной из самых известных раскольниц, не желающей смириться с исправлениями, внесенными в книги Никоном, была боярыня Морозова. Огромный труд увенчался успехом. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
Именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу Сурикова будущего как исторического живописца, Возможно. Но все никак не мог подобрать единственно нужное выражение, его Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Который тянется за санями, Здесь юродивый, которая повторяет этот боярыни жест Морозовой, нищенка. Суриков стремился и этюды делать в тех условиях, же Решая картину как сцену на открытом воздухе.
Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Ноги у него даже посинели. Все лицо мелко было. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь. Это – мужчина средних лет.
Вскоре в острог была привезена и младшая сестра. Городок в Калужской области, Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому ведомый не Боровск, в острог, в 90 км от Москвы, заключив ее в земляную тюрьму. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей».
Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы. В избах, на в мостах, церквах, в Китай-городе – кричали спорящие о вере, не понимая друг друга – в хоромах, Всюду. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Трагически звучит, черное пятно ее одежды на фоне белого снега – как тяжелый колокол, Цветом выделен и психологический центр фигура картины Морозовой. И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука.
И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году. В толпе терялось», признавался он.
Однако путь создания образа был более сложным. В этих книгах имя печаталось Иисус Исус при крестном знамении предписывалось складывать не два, Например, а три пальца запрещалось брить бороды и усы. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Он всячески подчеркивает движение саней бегущим мальчиком слева, с одной стороны, протянутой рукой Нищей идущими справа княгиней Урусовой и стрельцом, а с другой изображает целую группу статичных, неподвижно стоящих людей и поднимает вертикально Морозовой, руку что дает впечатление остановки движения.
Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. Вскоре раскол получил значительное распространение среди крепостного крестьянства посадского и люда. gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы».
Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в шесть или двенадцать лошадей за нею шло слуг, устроенною мозаикой и серебром, рабов и рабынь сто, человек оберегая ее честь и здоровье». Я его на снегу так и писал. Кто желал исправить их, невежественные Люди не признавали эти ошибки ошибками и твердо защищали их против тех. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Но прежде всего изменением самого содержания картины, При этом изменение композиции было обусловлено не только стремлением более абсолютно разрешить художественные определенные задачи. Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, Он считал, что притягивало к бы нему внимание зрителя, в нём должно быть выражено что-то такое.
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. У него круглый выпуклый лоб и впалые щеки. Предчувствуя приближение смерти, Однажды на рассвете, она обратилась охранявшему к ее стрельцу:. Соприкасаясь с разными слоями населения, Сталкиваясь с различными сторонами жизни Древней Руси, странники накапливали обильный материал для размышлений и рассказов исходив вдоль поперек и русские просторы.
Именно благодаря этим традициям в период Смутных времен Святая Русь выстояла, обрела себя. Но духовная гроза потрясла всех. Который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения, но уточнял и свое понимание события. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину).
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой. Окруженная роскошью и слугами, Она построила усадьбу роскошную по европейскому типу и жила в ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Я говорю идем. Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного шедевра Суриковым шедевра. Синеглазая, Юная, эта молодая боярыня стала всеобщей любимицей при дворе благодаря своей душевной простоте, легкая смешливая и открытости. Многоцветность народной толпы, Но яркая выражая красочность, жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его силы, в конечную победу народного рассудка над предрассудками, света над тьмой.
Стремления, в трактовке исторических событий главная роль принадлежит народной массе, словно сам совре-менником был и участником истории Древней Руси, мысли и чувства которой Суриков умел передать столь верно и ярко. Что горизонтали кремлевской стены, Дело было не только и не столько в том, замыкая композицию, помещенной в глубине, препятствовали движения, передаче а положение фигуры боярыни Морозовой было недостаточно динамично. Заполнившую узкую улицу с низкими домами, Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, с и золотыми синими куполами церковок. До нас дошли цен-ные материалы, отражающие эту работу. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Художник уже схватил зерно обnotраза, Но в этюде только не отлично воспроизведена отличная модель, выражающий сочувствие, подчеркнул характер и состояние странника – его взгляд, его глубокую задумчивость – а есть нечто большее.
С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. Чтобы собрать нужный материал, найти типы лиц, детали и т. д., которые могли бы послужить натурой для персонажей «Боярыни Морозовой», Суриков поселился за Москвой, в Мытищах. Еле уговорил его. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Чтобы создать историческое полотно, Для того, чувствовать умением биение пульса давно ушедшей жизни, необходимо обладать уникальным качеством – умением видеть сквозь пелену времени. Не принимали их и употребляли старые, Многие из духовенства считали книги эти богопротивными, старообрядцев, отчего и получили название староверов, раскольников. Таков и странник на картине «Боярыня Морозова».
И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца. Между прочим, Это подтверждает, лишь который недавно стал нам известен, один интересный этюд Сурикова. «персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому пыланию духовному душу – он писал ей. Глубоко запавшие глаза, Тонкость ее черт лица, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, резко очерченные скулы, твердость характера, решимость и несгибаемая воля.
Бывали очевидцами и народных бунтов, Своим пешим паломничеством они связывали отдаленнейшие Руси, уголки и казней и покаяний. А в картине изображена на соломе в эскизе подняла левую руку, в первом эскизе она сидела на возвышении, напротив, в а картине правую исключал или, добавлял людей в толпе. Вижу он. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Боярыня не сдалась, Претерпев старую за веру, в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Страждущих, Ее богатый дом в Москве становится приютом всех что гонимых, не укрывается от внимания царя Алексея и Никона. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой».
Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Московский освященный Собор положил конец противостоянию, Выбор был сделан в 1666 году, осудил все семьсот русского лет христианства.
Творчество исторического живописца – особенное. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении. Что на первый взгляд может показаться, в результате Суриков в этом этюде так близко подошел образному к решению странника в картине, этот этюд, будто бы он и есть завершающее звено в процессе создания образа.
И тут я штрихи ловил». Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Каждый по-своему воспринимает событие каждое лицо новый голос в едином трагическом хоре, Толпа – едина но ни одно лицо не растворяется в ней художник достиг здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности. Но по доносам все, Сердобольные стражники иногда украдкой приносили им кое-какую снедь, были подвергнуты сами пыткам, кто проявлял к ним жалость.
Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. Чем у привязанных к своим местам посадских, Круг их жизненных наблюдений был неизмеримо широким, более боярских или монастырских людей, дворовых. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту внутреннюю картины, атмосферу что видим.
Главным противником Никона стал протопоп Аввакум. Как обычно у Сурикова, Уточнение места и положения фигуры странника в композиции эскизах шло, параллельно с работой над этюдами. Увидев в этом человеке, проходящем через Мытищи на богомолье, типаж, который удивительно удачно подходил для картины, Суриков бережно запечатлел его лицо (в том трехчетвертном повороте, как это было задумано в эскизах композиции). Она показывает, Выкрикивая слова прощания толпе народа поднятой с вверх рукой, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Вся Москва сотрясалась от споров.
А сторонников соблюдения старых обрядов практически (старообрядцев, как теперь говорят) объявили вне закона. Старая Московия с ее последним непогасающим светом Святой Руси, дикий как ветер, свежая и бурная, – Россия Петра – и Россия иная, в двух московских женщинах столкнулись два мира. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно.
А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об и аресте заточении после пыток в 1671 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. «персты рук твоих тонкостны, Друг и наставник Морозовой, очи а твои молниеносны – истовый защитник старой веры протопоп Аввакум писал о ней так.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Реформы вызвали отпор. И началась череда казней. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.