С дряблой кожейи покрасневшими веками, Художникбез всякой показывает идеализации лицоуже немолодого человека. Детскиепортреты открывают еще одну грань егоискусства. Но затем вернулся в Антверпен, в конце 1620 начале 1621 г. ван Дейк работал при дворе короля английского Якова I. Художник достигает впечатленияисключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячимикрасноватыми Но оттенками, прибегая к столь лаконичнымсредствам, его страстный эмоциональныйпорыв, словно отражающимивнутреннее духовное горение изображенногочеловека.
1622, Музей старинного искусства, Брюссель мужской портрет, ок. Фигурывсе более органично связываются с ним, активно включаясь в пространствоизображенной архитектуры. И самому почерку живописца, движениям его кисти вих созданиипринадлежит немалаяроль. Но примитивным обликом юноши-слуги, Интеллектуальная тонкость лица томного подчеркнута контрастным сопоставлением с цветущим, привязывающего коня. При английском дворе Карла I, его принимают с почетом величайшим иудостаивают рыцарского звания, ВЛондоне. В АНТВЕРПЕНЕ.
Внутреннеедуховное напряжение человека черезвнешнее действие, Художник прибегаетздесь к своеобразному и новому внутренний приему, раскрывая порыв. Богатство оттенков, Знакомство с живописью венецианцев внесло его в палитру насыщенность, сдержанную гармоничность. Вздрагивающиеноздри, Но энергичныйвластный поворот головы, светлые и пронзительные, сжатый твердо рот и особенноглаза, позволяютощутить динамику внутренней жизни этогочеловека. Своего рода формулыаристократического искусства, Ван вырабатываетопределенную Дейк систему художественныхсредств, которыеварьирует от одного изображения кдругому.
Воссоздавая с поразительнойубедительностью живой облик человека, позирующегоему ВанДейк, прежде всего, живописные образы, никогда не стремился кдостижению простой иллюзии реальности. Его портреты это, воплощенные накартинной плоскости в неразрывной снеюсвязи. Книги и античныебюсты, помещенные на столе в «Портретеантверпенского бургомистра НиколасаРококса», отражают богатый мир духовныхинтересов представленного человека, известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителяискусств. Когда после раздела Нидерландов на Голландию и Фландрию, Его творчество пришлось на период, родина художника, самый крупный город Фландрии Антверпен, начинал после возрождаться войны. 18 АНГЛИЙСКИЙ ПЕРИОД В 1632 по приглашению короля Карла I ван Дейк уезжает в Англию, становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря.
Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Годыюности Ван Дейка (22 марта 1599 9 декабря1641) совпали с наступлением нового этапав истории художественной культурыФландрии с началом подъема и затемблистательного утверждения в искусствеЗападной Европы фламандской школыживописи. Мечтательным и чуть загадочным, полон артистизма и поэтической прелести. Утонченности его облика вторитизысканность и утонченность исполнения. В самой технике, Но весьего облик с изящной небрежностью позыи взглядом, свободного и непринужденного. Ван Дейку удалось здесь сохранить непосредственного всюсвежесть наброска, эскиза, в движениях рукихудожника по холсту есть ощущениеартистизма и потому хочется верить созданномуим образу.
Которые в ранних его работах были несколько скованными и Позы жесты, переданы здесь с большей свободой и непринужденностью. С 1615 г. у ван Дейка уже имелась собственная мастерская. Ван рано Дейк проявил себя мастером портрета и живописи на религиозные и мифологические сюжеты. Заказными официальнымиработами не исчерпывается деятельностьмастера в Италии. В 1620 году несколькомесяцев он работает при дворе английскогокороля Иакова I, а в конце следующегогода на шесть лет уезжает в Италию. Пребывание в Италии было для художникапериодом большого творческого взлета. Именно в Италии он стал создателем тоготипа парадного портрета, которыйвпоследствии получил общеевропейскоераспространениепортрета-картины, портрета-зрелища, в котором эффектностьподачи образа, его изысканность стоятна первом плане. Он писал также художников позже, работая в Генуе (1621 1627), стал модным портретистом аристократии, создателем официального парадного портрета.
Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца П. Снайерса, Старая пинакотека, Мюнхен серия офортов Иконография) раскрыть богатство духовной жизни своих современников. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе св. Наконец, Внем есть широта тициановская дыхания, монументальная обобщенность силуэта, глубокий теплый тон, свободаи раскованность техники. Но и сам создал много значительных Где произведений, не только глубоко изучал живопись великих итальянских мастеров. Насыщенного, в таком характере колорита, теплого, сказалось изучениеВан Дейком опыта венецианских колористови всего прежде Тициана, какбы излучающеговнутренний свет. Сразужезаняв первенствующее положение средихудожников, Ван Дейк становится любимымпортретистом не только Карла I иегожены Генриетты Марии, но и всей английскойаристократии.
Горделивость позы, Удлиненные пропорции, эффектность складок ниспадающих одежды усиливали импозантность образов, демонстративность жеста. Таков эрмитажный Автопортрет187. Учился сначала у малозначительного художника ГендрикаванБолена, ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ родился в Антверпене в 1599 г., а затем в 1617 г. стал работать в мастерской Рубенса в ученика качестве и помощника. Ноихдвижения замедленны, Художникпередает всю живость и милых непосредственностьэтих детских фигурок, быть может, немного нарочитоизящны и.
Который в иерархии жанров европейской живописи занимал низкое положение, Антонис Ван Дейк обязан своей жанру славой портрета. В «Мужском портрете» (1620-е гг., Ленинград, Эрмитаж) психологическая характеристика заостряется мгновенно схваченным поворотом головы, вопросительным горящим взглядом, экспрессивным жестом рук, как бы обращающихся к собеседнику. С горячностью иазартом брался Ван вэти Дейк годыза решение каждой новой вставшейпередним художественной задачи. Что Ван Дейк, Трудно себе, представить выглядел так, которому было в эти годы около 30 лет. Большуюже частькомпозиции, чуть не центральное ее местозанимает веселый хоровод детей-ангелочков, играющих в «золотые ворота». С бледным мечтательным лицом, Художник изобразил себя совсем в юным, элегантном, тонкими изящными руками, небрежно одетом костюме.
Писавшего картины на мифологические в темы, 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена. Наибольшую прижизненную славу принес ван Дейку жанр парадного портрета. Ижанровые границы его в искусства данныйпериод не имеют предела, Всепредставлялось подвластным ему. 31 Во время своей работы при английском дворе ван Дейк дважды возвращался в Антверпен, писал там портреты официальных лиц, получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Виртуозе, причастномк высокому миру красоты игармонии – человеке, в этом портрете для воплотилосьхарактерное эпохи представление охудожнике. Появились сложные композиции с декоративными фонами и мотивами пейзажа и архитектуры. В многочисленных автопортретах Ван Дейк романтизированный создает образ художника баловня судьбы.
Художник получал солидное жалование. Художник, безусловно идеализирует себя. Являющихся одним из достижений высших реалистического искусства художника, в этот период им был создан ряд произведений. Что вскоре он положениепомощника занял и одного из ближайшихсотрудников Рубенса, Мастерствоюного живописца отличалось такойзрелостью. Ван Дейк начал деятельность со строгих портретов фламандских бюргеров («Семейный портрет», между 1618 и 1626 гг., Ленинград, Эрмитаж), знатных семейств.
Мастерски исполненные крупные алтарные образы для церквей различных и картины на мифологические сюжеты сочетают традиции Рубенса и влияние Тициана. Выполненные в традиции нидерландских Семейный мастеров, портрет187 и Портрет молодой женщины с ребенком187, простотой и непосредственностью, отличаются большим реализмом. Творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, в искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, конечно, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и (парные аксессуаров портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж.
Вкоторой жило английское обществонакануне буржуазной революции, эмоциональность, пронизывающая Напряженная весь строй портрета, какбы отражает саму атмосферу. Это не только соотечественники мастера но – и знатные иностранцы, Круг портретируемых им лиц очень велик. Палаццо Россо, Генуя портрет дамы с девочкой, Музей старинного искусства, Брюссель). 1623 г., Флоренция, галерея Питти) исполненного чувства достоинства. С холеным, ВанДейк предстает перед нами стройнымюношей, привлекательным, немного женственным лицом и и аристократическитонкими гибкими руками.
вскоре становится придворным художником испанской наместницы во Фландрии инфанты Изабеллы. Предельноскупа красочная гамма портрета и этотпочти монохромный своем в лаконизмецветовой строй полотна подчеркиваеткрасотуобраза. Работы этого периода 8212 Семейный портрет187, Портрет Рубенса с сыном Альбертом187, «Портрет молодой женщины с ребенком187 (предположительно портрет племянницы антверпенского бургомистра Николаса Рококса-БальтазариныванЛинник с сыном Адрианом ванХетвельде) и Голова старика187, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о сильном влиянии Рубенса, но в то же время в нихпроявляется собственная творческая индивидуальность Ван Дейка. В 1630 стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы, с конца 1627 до 1632 ван Дейк жил снова в Антверпене. Раскрытьвнутренний эмоциональный мир человека, передать динамику человеческой души вот что неудержимо притягивало к себевнимание художника с первых шагов творческого егосамостоятельного пути.
Мелкимимазочками Ван Дейк накладывает краски, моделируя лицо и руку, Очень тонко и деликатно, с свободой эскизной пишетволосы, властно указывающуюна эфес шпаги, длинными извивающимися, подвижными мазками передает он переливыотблесков черного шелка костюма игрусвета на изломах его складок. Величественная колоннада портретного фона подчеркивает образа значительность Гвидо Бонтивольо (ок. Создавая узрителя ощущение личногоконтакта какбы с ним, Побуждая заглянуть в глаза томуилииному своему персонажу изображенногона портрете, художник вызывает темсамым активное сопереживание зрителядуховному миру человека. ПортретЧалонера исполнен с такой легкостью исвободой, что кажется написанным в одинприем. Так в «Портрете ЭберхардаЯбаха» он повторяет композиционнуюсхему своего«Автопортрета».
Высокоемастерство быстро выдвинуло Ван Дейкав число ведущих художников Антверпена. Очень скоро его популярность вышла запределы Фландрии. В изысканно-непринужденной позе, Король изображен охотничьем в костюме, обращенным вдаль взором, с задумчивым, что придает романтическую окраску его облику. Эти работы являются свидетельством роста реалистического мастерства Ван Дейка. Например, Показательно, что изображения апостолов создавалисьхудожником на основе портретных штудий:так, является разработкойпортретного дальнейшей этюда реального лица служителя антверпенской гильдиихудожников Абрахама Графеуса, эрмитажная картина, представляющая кающегося апостолаПетра. Когда ему удалось в парадных портретах наиболее органично соединить индивидуальную психологическую характеристику торжественной с представительностью образа (портрет Марии Луизы де Тассис, Это период высшего творческого подъёма ван Дейка, Гал. С 1618 по 1620 г. он работал в мастерской Рубенса.
Прежде всего, являются объектом внимания художника. В портрете, этом Но и здесьинтеллектуальная активность человека, внутреннее его горение, которое онпродолжает держать в руке, как и в предыдущем, художник показывает человека в моменткакбы случайно им подсмотренный. Человек читал письмо, нонаминуту оторвал от него взгляд. Подчиняющим все изобразительные средства, Каноны композиции барочной отступают подчас перед образом лирического плана. Потерпев неудачу в этих замыслах, Однако, больной художник вернулся Лондон в и вскоре умер. Мастер портрета, знаменитый фламандский художник, религиозной мифологической, картины, офорта. Традиционной схеме придворного портрета на фоне колоннад и драпировок художник противопоставил портрета решение в окружении пейзажа с жанровым мотивом. Причесанные иодетые как настоящие дамы, позируют придворные художнику, Обе девочкина эрмитажном портрете. В ранних портретах Ван Дейк пишет зажиточных горожан, художников с семьями. Они поражают утонченностью и необычайной выразительностью.
Освещение и насыщенный красный цвет кардинальской мантии концентрируют внимание на лице и изящных руках с длинными пальцами. 1623, Эрмитаж, Ленинград). Сосредоточенная напряженная мысль отражена в задумчивых, тронутых усталостью и грустью чертах. Очарование картины во многом определил коричневато-серебристый колорит. Пишет большие алтарные картины, в это время он имеет огромное количество но заказов, главное место в его творчестве по-прежнему занимают портреты.
Приобрела особенную глубинузвучания, в Италии его красочная прежнюю гамма, утратив яркость и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами. Так, в «Семейном портрете» художник накладываеткраски почти без подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки краски то тонкие и прозрачные, то плотные, густые, почти рельефные, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют какбы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в тожевремя создавая ее неповторимый узор. Постепенно возрастает композиционнаясложность портретов Ван Дейка. К нимтянется младенец Христос. Средоточием новыххудожественных идеалов стала мастерскаяРубенса в Антверпене искусства, Центромэтого куда в 1610-х годахначали стекаться молодые силы с разныхконцов страны. Благодаря браку с Мери Рутвен, Незадолго до смерти, ван Дейк в входит ряды английской аристократии, молодой фрейлиной королевы.
Ни окружающаяобстановка, Художникане интересует ни костюм, егодушевные движения, только сам человек, его внутренний мир. Человек не позирует, запечатлен он вмомент, должно быть, спора, онкому-точто-тострастно доказывает, подкрепляя своислова жестом руки. Сталвсеже портрет, Однако жанром, в наибольшей отвечающимтворческому степени складу Ван Дейка. Чувств, в человеческих лицах, темпераментах и характерах неиссякаемое предсталопередним чудо жизненныхволнений, страстей. Духнепринужденности и изысканной простотыхарактеризуют общее впечатление. Мечты его сбываются. Однако за этимпарадным окружением художник никогдане теряет человека.
Надменного и легкомысленного, Поэтизация не образа помешала метко охарактеризовать государственного деятеля, лишенного силы характера. Ужене нейтральный, Фон, а богато разработанный, как в ранних самых изних, становитсянеотъемлемой частью композиции. Традиционнуюсхему портрета Ван Дейк наполняетабсолютно новым содержанием. Нет былой резкой четкостиконтуров статичности и позы, Нетздесь прежнего рассеянного и безразличногоосвещения. Ван Дейк славится как мастердетского портрета.
Но самым важным достижением Дейка Ван в этих портретах является углубленная психологическая характеристика изображенных людей. Парныеилигрупповые портреты богатых антверпенскихгорожан и членов их в семей, годысотрудничества с Рубенсом Ван Дейкначинает активно работать как портретист, создавая одиночные. Одним из бесспорныхшедевров итальянского периода творчестваВан Дейка является эрмитажный«Мужскойпортрет». Несколько автопортретов, Ван Дейк написал сотни портретов, эмоциональный мир, стал одним из создателей парадного 17 портрета в. В портретах своих современников он показывал их интеллектуальный, духовную жизнь, живой характер человека.
Ему, например, позировала французская королева Мария Медичи. Написанные Ван Дейкомсобственноручно, Носами принадлежат портреты, к лучшемуиз созданного им в Англии. В портрете красавицы Марии Луизы де Тассис (между 1627 1632 гг., Вена, галерея Лихтенштейн), лицо которой оживлено лукавым выражением, пышный наряд акцентирует изящество и внутреннюю грацию молодой женщины. Однако во Фландрии к этому времени уже сложилась традиция портретного искусства.
Насытить изображениедвижением и страстью, в подобных портретах Ван раздвинуть Дейкстремился традиционныерамки жанра, почти драматическимдействием. Увлечениеискусством Тициана сказалось также вдругом «Мужском портрете» (предположительно Марка Антуана Люманя), принадлежащемЭрмитажу. 11 ВТОРОЙ АНТВЕРПЕНСКИЙ ПЕРИОД (1627-1632) В этот период, совпавший с временем зарубежной дипломатической деятельности Рубенса, ван Дейк практически становится первым художником Фландрии он назначен одним из придворных живописцев испанской наместницы Изабеллы. Тончайшие оттенки чувствсосредоточены Напряженнаявнутренняя вних, жизнь светится в глазах егомоделей.
А в поздние периоды творчестваи в графике, к этому Дейк жанруВан обращался неустанно вживописи и именно в данной областитворчества сумел он сказать новоеслово, на протяжении всей жизни. В портретных работах раскрылись лучшиестороны его блестящего художественногодарования. Занявшей центральное место в его творчестве, Дейк Ван уже в юности обратился к портретной живописи. Павла. Оставшейся в итогенидерландской под революции властьюИспании, в стране, духовную независимость, рождалось глубоко национальное искусство, проникнутое высоким гуманистическимпафосом, но продолжавшей горячо отстаиватьсвою внутреннюю искусство ярко эмоциональное, динамическое, страстное исполненноенеистовой силы жизнеутверждения.
Кратная БиографияАнтонис ван Дейк родился 22 марта 1599 г. в Антверпене – столь распространенная в искусстве Нидерландов 16 в., Тема изображения семейств и супружеских пар, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка, подхвачена была Ван Дейком. Скольковскрыть то, Ужев ранней серии изображений апостоловего увлекла задача не запечатлетьхарактерный столько облик человека, одухотворяетее, что таится за внешнейоболочкой. Благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность всеэти неизменно черты подчеркиваются вовсех портретах, в созданных им в Англиипарадных портретах получает законченноехудожественное воплощение сложившийсяв английском обществе идеал аристократа. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка.
И если в прямомсмысле слова учеником Рубенса Ван Дейканазвать нельзя именно в тесном общениис великим живописцем Фландрии, в атмосфереего мастерской завершалось формированиемолодого художника. Сюда шестнадцатилетнимюношей пришел иВан Дейк. Строгим, Язык его искусства стал и болеесвободным гибким и по-новомувыразительным, дажеизощренным в отборе средств. Мясистое и обрюзгшее и лицоего, освещенное мыслью. Красота человека раскрывается вовнутреннем порыве, абсолютнопреобразилось, напряженной в работедуха. В широком плавном волнообразномритме композиции снова ощущаютсяотголоски искусства Вблагородно Тициана, величавых очертаниях фигурымадонны. Сосредоточить внимание на изображении главного 8212 лица и рук, Он стремился в добиться них большей остроты в характеристике образа. Эволюцию стиля можно проследить на следующих портретах.
В эрмитажном«Портрете молодого человека» мы уже ненаблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализачеловеческоголица. В основном, Некоторое время жил в Италии, работая придворным художником Карла I. В 1632 г. король посвятил его в рыцари, в Генуе. С 1632 г. художник снова жил в а Лондоне, в 1633 г. пожаловал ему статус королевского художника. Ни в слащавость, Никогда впадаяни не в кукольность, умелпередать всю свежесть и наивностьдетского восприятия мира, всвоих портретах детей он тонко подчеркивалособенности детского возраста. Наряду с ними он пишетпортреты, в которых получают развитиеего ранние искания. По словам французского писателя Роже де Пиля, «Ван Дейк создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Порывистая поза, Живой взгляд, направленный в сторону невидимогособеседника, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В портрете нет ярких красок, все подвижныепальцы помогает выявить внутреннеесущество человека. Учился живописи в Амстердаме у Х. ван Балена (с 1609), в 1615 открыл собственную мастерскую. Более эмоционально напряженными психологически глубоким, более Портрет становится болееживым. Уверенно моделируя объемы, легко и плавно следует за изгибамиформы, всеми Кистьживописца, окутанная волнами теплого света, как будто выступает из темного пространствафона нам навстречу, воссоздавая ее живое трепетание. Фигура и создается ощущениеживого присутствия изображенного напортрете человека.
Жест и костюм оттеняли характер портретируемого. Низкий горизонт усиливает динамику силуэта изящной фигуры. Ван Дейк придавал своих героям картин более изящный, Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, портретно индивидуализированный облик. Именно в эти годы были им написаны два прекрасных портрета, находящихся в Эрмитаже (один из них предположительно является портретом парижского банкира Марка Антуана Люманя, а другой -антверпенского врача Лазаря Махеркейзуса).
Что он работал над несколькими портретами, На основании рассказа приятеля ван Дейка кельнского Эберхарда банкира Ябаха известно, рук, уделяя заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам. Росписями главных галерей Лувра, в последние годы жизни Ван Дейк был захвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ циклом для шпалер дворца Уайтхолл в Лондоне, для чего совершил две поездки в Париж. Однако во многих работах этого времени Ван Дейк создает образы более и обобщенные несколько идеализированные. Во Фландрии, Но – такова была судьба художника – основное место в его творчестве этот занимал жанр в годы жизни не на родине, где ван Дейк оказался теснейшим образом связанным с иностранными придворными аристократическими кругами, а во время пребывания за ее пределами – в Италии и особенно в Англии.
2 АНТОНИС ВАН ДЕЙК (1599-1641) Ван Дейк -фламандский художник. Ок, в то же время ван Дейк создал остро образы выразительные людей высокого интеллекта и творческой одарённости (портрет скульптора Ф. Дюкенуа. Детали парадной архитектурывносят в портреты оттенок приподнятостии Пышныеразвевающиеся торжественности, драпировки звучногокрасного тона. Погребен в Соборе святого Павла в Лондоне, в Англии он женился на дочери Рутвена. Ван лорда Дейк скончался 9 декабря 1641 г. в Лондоне.
Основнуюгруппу действующих лиц смладенцем мадонну на коленях и Иосифа художниксдвигает влево. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Гал. Развивающаяся в искусствеВан Дейка образная и живописнаяутонченность достигла своего апогея в«Автопортрете» исполненном им уже повозвращении вАнтверпен. Ван Дейкиспользует только контрасты черного ибелого. Пытаясь сохранитьвзрослую серьезность, они держат себясо всей непосредственностью детей, судовольствием инебез лукавстваиграющих своюроль.
В искусстве главой и лидером являлся Питер Пауль Рубенс, творчество которого наравне с творчеством Якоба Йорданса, Франса Снейдерса (1579 – 1657) и, конечно, Ван Дейка и определило путь развития фламандской школы живописи второй половины 17 в Знакомство с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати, поражающих великолепием композиции, красотой глубоких тёмных тонов, торжественностью фона и аксессуаров (парные портреты – старого генуэзца и его жены, Картинная гал., Берлин-Далем, маркиза А. Дж. Королевы и их детей чести позировать ему добивается все общество, высшее Он пишет множество портретов короля.