И тогда Караваджо вновь обратился к мифологическому сюжету, заказанному ему кардиналом. Который мы попытались выше охарактеризовать, Воспитанный в том кругу ломбардского захолустья, надо полагать и имевший, уже по приезде в Рим пристрастие к живописи с натуры, Караваджо должен был выглядеть в таком вычурном лицемерном и городе, каким был Рим во времена Сикста V, человеком экстравагантным, а то и вовсе еретиком. В 1603 году Бальоне подал в суд на Караваджо и еще трех художников за распространение в его адрес грубых сатирических стишков. Где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден, в 1608 он на переехал Мальту. Пока речь идет об одной фигуре, Все это хорошо, требующих передачи страстей, но при создании картин исторического плана, почерпнутых из Воображения, а не из прямого наблюдения предметов в натуре, от которой они не могут оторваться, этот метод представляется мне неподходящим, поскольку невозможно поместить в одну комнату множество людей, представляющих Историю и, осветив их лучами, падающими из единственного заставить окна, одного смеяться, другого плакать, третьего ходить, четвертого застыть на месте, дабы перенести их на полотно.
Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610, уже болен был малярией. Которых ему не терпелось изобразить, При его нужде и отсутствии возможности оплачивать разных натурщиков, что он воспользоваться мог бесплатными услугами своих сверстников-друзей, нет ничего удивительного в том, сыновей ломбардских каменотесов, хозяев римских меблированных комнат, служителей харчевен, уличных мальчишек. Это произведение создал Микеланджело да – Караваджо» перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, Отрезанная голова, с которой действует Юдифь, сила, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью. Которые могли воспринять лишь более или менее набор привычный эстетических ценностей, в отличие от большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный.
Он оскорбил старшего по званию – был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию, Но и здесь трудный характер Караваджо довел до его беды. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. В то время как иезуитская теология занималась этой проблемой со всеми изысками Суареша, в искусстве Рима между 1585 и 1595 годами появляются свои «ангелы». Ломаццо должен был гораздо больше, чем Вазари, разжечь любопытство Караваджо утверждением о том, что Мазаччо «лишь освещал и оттенял фигуры без контура». С учетом периода ученичества, проведенного «со старательностью» и, возможно, длившегося несколько более четырех лет, предусмотренных договором (поездку в Венецию придется вычеркнуть как выдуманную много лет спустя одним биографом, нуждавшимся в ней для подкрепления мнимого подражания молодого художника Джорджоне), дату его переезда в Рим придется, вероятно, отнести к 15891590 годам, когда Караваджо исполнилось шестнадцать-семнадцать лет.
Тому есть многие основания. Джованни родился вРиме, происходил из дворянской семьи Перуджи. Оно применялось в двух целях. Стаканы из Мурано, самые лакомые куски, отборнейшие закуски сладости и словом, доступные, как говорилось, одним кардиналам – богемский хрусталь, Для отображения на холсте скрупулезно отбирались наиболее дорогие предметы. Интересующий нас сейчас, Новый исторический период, но прошлая поскольку история всегда воспринимается через новую, связан с самим Караваджо, то нам легче совершить аналитический экскурс в края юношеских странствий Караваджо, глядя на все глазами будущего мастера.
А это в преломлении сквозь призму общественных отношений могло способствовать лишь тому, что предпочтение отдавалось изображению представителей высоких ступеней социальной лестницы. Посетители получат уникальную возможность сравнить уровень исполнения индивидуальный и почерк художников, Таким образом. Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку, заявил и что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Дело даже дошло до того, что Караваджо тяжело заболел и вынужден был лечиться в госпитале для бедняков «Консолационе». Художник возвратился в Неаполь, Прожив там несколько месяцев, подвергся где нападению в какой-то таверне и был изуродован.
Использование зеркала не было чуждым живописи чинквеченто. Уже в XV веке, отдав дань «grand gout» века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту, четче акцентированным теням, вплоть до любопытной передачи эффектов ночного или искусственного освещения, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению четко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путем. Биографы уже упоминают о них описательно: «Амур, укушенный раком, которого он держит в руке» или «Мальчик, чистящий грушу ножом». Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера.
Но познание истории формирования личности художника возможно лишь в результате критического фактов, отбора Как бы то ни было. Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку и заявил, что натура – единственная наставница, которой в он нуждается. Отличался импульсивностью и неуравновешенностью в 1606 г. в случайной драке Караваджо убил человека и вынужден был бежать из Рима. Увенчивающих Вакха, Точно так же среди виноградных листьев и как в самой природе, наряду с зелеными встречаются, увядшие и жухлые листья.
«lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), утраченное в 1945 году Берлине, в а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи» – которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни. Это «Амур, укушенный раком», «Мальчик, чистящий грушу» известные в копиях и даже «портрет трактирщика, у которого останавливался художник» (словом, как у Морони, который исполнил портрет собственного портного). Работа неаполитанского караваджиста Батистелло (1578 – 1635) Караччоло «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659), 1608 – 1610). От живописи здесь требовалось не сходство, а «благочестие» или «возвышенность» возвышенность сюжетов и действий из какой бы мифологии они ни черпались и все это в формах, подсказываемых ограниченным воображением, не выходящих за рамки удушающей угрюмости Контрреформации или легкого, но бессодержательного полета фантазии последних маньеристов: то есть от Пульцоне и Муциано до и д'Арпино. Когда краски высохнут, слуги отнесут «Марфу» во дворец госпожи Олимпии Альдобрандини и она выставит ее в своей галерее на обозрение почтенной публики. То все равно в нем остались бы поднос с фруктами и забытая лента, Если убрать фигуру из Вакха переполненного пространства зеркала.
А обещание мастера довести его за четыре года, Сам этот возраст не противоречит возможности появления у мальчика первых особого задатков таланта, до такой степени совершенства, то есть примерно к пятнадцати годам, чтобы тот мог работать самостоятельно, действительно говорит о его ранней зрелости. Известный под прозвищем Караваджо, Микеланджело Меризи, но и благодаря своему буйному нраву, вошел в историю европейской живописи не только благодаря своему ярчайшему новаторству, резко выделяющему его на фоне гениальных других живописцев 8212 ангельским поведением, в общем, не отличавшихся. Посмотрим теперь, как Караваджо ладил с требованиями заказчиков. Но гораздо важнее подчеркнуть при анализе картины, что Караваджо (хотя и изображает из любви к контрастам лицо старого мошенника с преувеличенно злодейским выражением) передает тонкие психологические нюансы реакции обоих юношей, различимые лишь в этот час светлого и прозрачного дня, подобно тому как только в тишине можно услышать слабые шорохи из-за прямого обращения к натуре эти тонкие различия весьма заметны.
Картина послужила образцом для бесчисленных «Музыкантов» и «Игроков», принадлежащих кисти художников круга Караваджо: от Манфреди и до более поздних последователей. Времени его наивысшего творческого Начиная подъема, с 1600 имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. Даже перед лицом неумолимой ненависти Пруденца сохраняла беззаботность. Но это уже не те названия, которые были в ходу у жителей Рима, предпочитавших называть портреты просто «головами», «большими головами», «полуфигурами», лишь бы различить их по формату. С вступлением в дом дель Монте злосчастной boheme богема (франц. ) Караваджо приходит конец.
При всей громадности таланта своего он не мог пойти дальше открытия поэтической сущности, Конечно, не имея к тому же полного о ней представления, чувственной стороны в то время еще совсем неизвестной ему действительности. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства романтичнейших семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как «плебейского») художника, способному объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, «непристойную» естественность произведений этого мастера. Остальная его жизнь, особенно в годы, проведенные в Риме, Неаполе и на Мальте, не нуждались, разумеется, в сгущении красок, но и тут не обошлось без попыток провести эту тенденцию и даже его смерть, по соображениям символического порядка, предпочитали относить на год раньше подлинной даты.
Я же вижу пока что два таких свидетельства, представляющихся мне главнейшими. Не считая единственного отклонения нереалистического, Итак, которое обнаруживается в американском полотне, абстрагирующего характера во всей композиции, относимом к вот таким образом самому началу творчества художника, Караваджо продолжает настойчивые поиски в области повседневного. Который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его чьи круга имена еще не пользовались известностью, а благодаря превосходному знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659). Но не будем забегать вперед и вернемся к скандалу с картиной Пульцоне в церкви Иль Джезу. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике.
«в композиции господствует строго рассчитанное равновесие физическая тела тяжесть Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания – как горе всего человечества, Как пишет Д. Бонсанти. Мотивы Священного писания или выдающиеся подвиги героев, основой Ведь сюжета могли быть только исторические события. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Об этом свидетельствуют два юношеских полотна Караваджо, конфискованные в 1607 году у д'Арпино (ныне в музее Виллы Боргезе). И здесь одна за другой возникают, согласно наиболее информированным биографам, самые известные картины первого периода творчества художника, такие, как «Вакх» из Уффици, «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей». После первых полотен в ломбардском духе, таких, как «Подручный продавца фруктов» и напоминающий «Выздоравливающего Вакха» автопортрет, на котором художник шутливо увенчан веточкой плюща, двумя персиками и двумя гроздьями столового винограда, более характерный «Вакх с виноградными гроздьями» сразу же приводит к открытой полемике с теми, кто за столетие не забыл Вакхов Микеланджело или Сансовино или даже Вакхов Беллини и Тициана этих символов возврата к античности, понимаемой совсем по-разному.
Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако во многом его искусство можно и рассматривать как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации. Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной Рима жизни того времени, Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 г. г. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 г. г. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Так, он приходит к открытию и это было почти научным открытием или в любом случае практическим шагом своей личной, эмпирической «оптической камеры», что не столь поразительно во времена Порты и незадолго до Галилея. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии и умер в 1610г.
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Где написал портрет мальтийского магистра ордена и сам вступил в орден, в 1608 он переехал на Мальту. Что же до «Шулеров», то еще в восемнадцатом веке один известный английский искусствовед-любитель отмечал, что «в двух мошенниках заключено столько силы и наглости, а в их жертве столько наивности и робости, что эта картина заслуженно пользуется славой благодаря своей выразительности». Караваджо пожелал дать ответ на них и продемонстрировать свое искусство. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма.
Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное чувство, близко по духу святых житиям Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены полностью и вовлекается в событие. И мы дорого дали бы за то, чтобы узнать путь, которым художник прибыл в Рим. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Нетрудно угадать, Каков мог быть результат этой решимости следовать прямому отражению действительности, который ибо он привел к tabula rasa живописного эталона того времени, на основываясь зафиксированных карандашом на бумаге сюжетах историко-мифологического характера и на стилизующей абстракции, привел к делению на категории всего того, что могло быть изображено. Спустя годы, после ранней смерти Караваджо в 1610 году, Бальоне был его первым биографом.
В эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства, которым должен был следовать каждый мастер. «"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо. А. С. Художник возвратился в Неаполь, Прожив там несколько месяцев, подвергся где нападению в какой-то таверне и был изуродован. Условимся сразу, что выражение «списаны с натуры» следует понимать не в связи с творческой манерой Караваджо, а в смысле узнаваемости лиц, послуживших прообразами персонажей картины, в чем могла преуспеть и старательная заурядность. Однако сразу бросалось в глаза (и он с удовольствием это продемонстрировал), что и здесь невозможно было преступить законы природы ибо в изображенном молодом «преступнике», сдавленный крик которого еще длится четверть секунды после отсечения головы, удалось передать лишь несколько более острую боль, чем на лице мальчика, укушенного ящерицей (хотя, возможно, Караваджо использовал того же натурщика).
Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Как и его живопись, Личность и события биографии Караваджо поражают почти воображение так же сильно. Впрочем именно эта последняя картина была выбрана Ломаццо мишенью для одной из его сатир. 6 апреля 1584 года, уже после смерти отца, при поручительстве «единственного» брата Баттисты (того самого, который позже в Риме предстанет перед нами в одеянии «священника, литератора и добропорядочного человека») мальчика отправляют в Милан для четырехлетнего обучения искусству к пользовавшемуся хорошей репутацией художнику Симоне из Бергамо.
И нет сомнения, что Караваджо пришлось бороться и с этой традицией. Что речь идет о произведениях видных мастеров, Это тем более увлекательно, Караччоло, таких как Анджело Валантена Карозелли, де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Микеланджело Меризи родился 28 сентября 1573 года в одной из лучших семей городка в Караваджо, самом деле. Дотронувшись до щеки Пруденцы, Теперь же, что кто угодно может подойти к его холсту проткнуть и его кинжалом, он понял.
Что для каждого ломбардского художника поездка в Рим являлась своего рода экскурсией, вспомнить, Если быть может, то, его дорожные впечатления, проявляясь более или менее явственно в его картинах, дадут нам в руки путеводную нить. Как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени, а для подтверждения своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую по случайно улице цыганку и написал ее. Но никогда эти композиции не имели отношения к действительности, хотя и изображали предметы, предназначавшиеся для кухни или комнат прислуги. Особенно это заметно в двух вариантах «Гадалки» и в «Шулерах». Речь идет, о 90-м годе или о чуть более позднем периоде – воспроизводя черты молодого и еще не оправившегося от болезни художника, Одно из по-видимому, них, дает нам к тому же возможность установить хронологию.
Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575 – 1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. В особенности от Кое-что Камилло, об обоих Карраччи он мог узнать уже в Милане от одного из. прим. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и ними между возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Один римский, не спускавший с него глаз с самых первых дней, говорит о нем как о юноше, прибывшем «с намерением усидчиво учиться своему виртуозному искусству», то есть как о начинающем юнце, не умудренном опытом художнике, так что хотя другой биограф считает, что он прибыл в Рим в возрасте «примерно» двадцати лет, это скорей говорит о том, что художник, рано развившийся физически, мог выглядеть на несколько лет старше.
Что иное до Караваджо мешало верной передаче того, что он первым назвал «куском» действительности, как не старинная "fabula de lineis et coloribus" «Сказание о линиях и цвете» (лат. ), которую он теперь относил к области преданий и с которой пора было наконец расстаться. Не внушающий доверия новичок, «голодный и оборванный», он перебивается со дня на день, подвизаясь у некоего Лоренцо Сичилиано, «державшего мастерскую по изготовлению весьма примитивных работ». Равномерное распределение света, тени и полутеней, окутывающих зачарованную фигуру юноши в комнате и скользящих по поставленному наискосок, «в зеркальном отражении», столу, создает смысловое равновесие между фигурой, восхитительным натюрмортом слева из цветов и фруктов со знаменитым отражением комнаты в графине (а не в зрачке, как это делали маньеристы в соответствии со своей малоудачной и изощренной рецептурой).
К счастью, более ранний биограф предупреждает нас, что Караваджо не умел делать «похожих» или, как тогда говорили, «сходственных» портретов, а писал их по-своему. Из произведений Фиджино ему наверняка запал в память «Святой Матфей» в церкви Сан Раффаэле, а в картинах самого Петерцано вряд ли могли не прийтись по вкусу белые, пористые, сухо написанные одеяния монахов-картезианцев в Гареньяно, готовых перейти от почти ханжеского созерцания к какой-то жизненной истине. Добравшись до более ранних и менее предубежденных свидетельств, Напротив, которая, современная наука восстановить смогла такую последовательность событий, особенно в том, что касается первоначального периода, не представляет собой ничего необычного. Но от радикальных устремлений целесообразно Караваджо все же отличать и чем раньше, Они были и даже много значили, которые могли бы послужить, тем лучше те тенденции и в самом деле послужили, поводом для путаницы. Но творившего не на потребу расхожим вкусам Джузеппе художника Чезари д'Арпино, На этот раз у легковесного. Можно, однако, предполагать, что пребывание у него Караваджо было далеко не бесплатным. Что касается «движений», то Караваджо, видимо, намеревался дать ответ на этот упрек уже в «Юноше, укушенном ящерицей», схватив на лету мгновенное, физиологически точное отражение острой боли на его лице, но все это без «истории» не представлялось, похоже, приемлемым решением.
В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе вокруг скорбящие – апостолы и Мария Магдалина. После перенесенной болезни новое прибежище на несколько месяцев.
Хотя картина Савольдо и не бедна визуальными находками, целое все же относилось к области рассудочной agudeza утонченности (исп. ). Он посмотрел на стоящий у противоположной стены мольберт, на незаконченную «Марфу и Марию Магдалину». Современное искусствоведение вынесло приговор этим искажениям истины, а также тем предрассудкам, которые выглядят едва ли не «классовыми» в своем стремлении представить нам Караваджо как грязного, порочного человека в полном соответствии с отрицательным взглядом на его искусство.
Ангелы в те дни являли собой проблему, тематически связанную с вопросом о красоте. Чувствовавших неоспоримую одаренность художника, Но столь же несомненно и возникшее у заказчиков, от которых он, стремление обратиться к нему с абсолютно другими заказами, в своем стремлении расти и выделиться в искусстве, не мог отказаться не следует забывать о том, что в те дни почти все писалось на заказ, а определение сюжета являлось исключительной прерогативой либо духовных лиц, либо знатных коллекционеров, знакомых поверхностно с античной мифологией. Вызванное этим полотном при его появлении, Впечатление откровения, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного назначения, было связано и с тем, было созданием монументальной формы и с тем, что в нем впервые зрелой со полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М. И.
Если они полны силы и страсти изящества» – то им не хватает движения, То же самое относится и к выразительности фигур. Не пробавлялся ли этот ревностный карьерист скупкой и картин перепродажей молодых художников, Не знаю. Которым должен был следовать каждый в мастер, эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства. Чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, Реализм Караваджо – это нечто большее, на разыгрывающуюся холсте, что дает возможность преобразить реальность в драму.
Контраст не мог быть более разительным. Не исключено, что юный Караваджо, который мог видеть, как уничтожали эту «еретическую» картину, решил подлить масла в огонь еще более реалистической картиной, удавшейся ему лишь отчасти. Перед нами, следовательно, другое еретическое нововведение, к которому художник стремился, как о том свидетельствуют его слова, приведенные наиболее проницательным среди его друзей: «Караваджо говорил, что он вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур». Уберите фигуры лютниста или сотрапезников, за столом все равно еще останется инструмент непередаваемой красоты или перед вами окажется картина «Остатки ужина»: ополовиненный графин, нарезанные дольками арбуз и дыня, нетронутая груша и пол-яблока да кружащиеся мухи. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585 – 1662) «Аллегория бренности» (ок.
Но уже наполнены тем внутренним драматизмом, Обе работы близки по стилю ранним жанровым который сценам, достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов., отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. «школа Караваджо весьма преклоняется перед натурой, в самом деле, которую она никогда не упускает из виду во время написания картин – подобное возражение поверил бумаге один биограф и автор ученых спустя трактатов уже десять лет после смерти художника. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Он на пять лет старше Караваджо и тоже начинал вундеркиндом. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
Куда девалось, например, «действие» в его картинах, то самое действие, которое составляло главную основу «исторических» картин. Эта картина перешла от кардинала дель Монте к Джустиниани и ныне находится в Ленинграде. Который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, Написал он там и молодого человека, без перчатки, другую же, протянул цыганке и та внимательно на нее смотрит и столь чисто выразив правду в полуфигурах, обеих Микеле свои слова этим подтвердил». На мой взгляд, Хотя, но очень она верно отражает оригинал Караваджо, это всего лишь копия. Не раз предавался он, видимо, восторгу перед лицом этого «природного колдовства», а в особенности его поражало то, что, как он заметил, в зеркале совсем не обязательно должна была отражаться человеческая фигура: с ее исчезновением оно продолжает отражать наклонную плоскость пола, тень на стене, валяющуюся на земле ленту. Еще более значительное, Второе свидетельство, фресок великого мастера, наводит на о мысль созерцании художником фресок Мазаччо в церкви дель Кармине во Флоренции, принадлежавшего уже прошлому, но чья слава была по-прежнему на высоте даже в расцвет чинквеченто.
Это может привести нас к совсем иным и более точным выводам. Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Таким образом, Во всем этом не было, скрывая, ничего общего стремлением со Караваджо писать с отражения в зеркале, однако, этот прием, словно для него, склонного к натурализму, новый метод был залогом более глубокого профессионализма.
Напротив, один из биографов рассказывает, что «Юноша, укушенный ящерицей» был продан за двадцать пять юлиев, а «Гадалка» за восемь скуди все это мизерные цены. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. («ты мне кажешься вылитым Вакхом из Индии» или что-нибудь в таком духе), но сам замысел, с его тонким воплощением на полотне, представляется для своей эпохи более новаторским, чем в изображении служительницы бара Мане, стоящей за цинковой стойкой в «Фоли Бержер». Написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599, Две картины, отмечают переломный в момент творчестве Караваджо, Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея.
Так, видимо и было на самом деле. Это полотно, написанное для кардинала дель Монте, по своему современному звучанию может быть вполне поставлено в ряд с такой знаменитой картиной, как «Шулера» или, по-другому, «Игроки». Но по иронии судьбы лучшие картины Бальоне написаны в стиле караваджизма, Ненависть к Караваджо чувствуется и в художника биографии в его книге. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Если эксперимент выглядел безобидно, в случае любом все попытки Караваджо наталкивались на готовые возражения подчас скрытые, если речь шла о более существенных вещах, открытые.
А в 1590 переехал в Рим, одиннадцати с лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, но и всей Европы, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии. Которые сразу же оказались отмеченными черной нуждой, Но с начнем первых дней пребывания художника в Риме. Проявившаяся в нем склонность к аллегорическим решениям в духе дерзкого подражания язычеству (усиленного даже крыльями Купидона у одного из натурщиков) затрудняет его восприятие как «концерта исполняемого юношами, отлично списанными с натуры». Речь идет о некоторой близости этих картин к художественной моде, склонной в то время к своего рода «ангельской» идеализации персонажей.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Подчас выдвигается и другое соображение, относящееся уже к области собственно искусства. Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако во многом его искусство рассматривать можно и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации. Попавшее в Милане в Музей Федерико Именно Борромео изображение этой корзины, оказалось рядом с роскошными образчиками в духе Флегеля или Яна Брейгеля. Возникшей из-за спора при игре в мяч, в 1606 мае Караваджо убил своего молодого знакомого в драке. Этим мы не хотим сказать, что внутри указанных направлений не было индивидуальных различий.
Но в таком случае к чему изображать с помощью «зеркала» столь различные типажи. Караваджо изменил манеру письма, Выполняя крупные заказы в Риме в (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 г. г. ) часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 г. г. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо). Которые подчас изображались из прихоти или в декоративных целях, перев то есть вещами, как у посредственного и неумного Арчимбольди в Милане, а то и для создания рода своего художественной шарады. Я имею в виду полотно, находящееся ныне в Вашингтоне. Я думаю и Караваджо, заметив, согласился бы с этим, что именно так обстоит дело и что нельзя преступать определенные границы в человеческих изображении эмоций, не впадая в стилизацию и в экспрессионизм, который он глубоко ненавидел.
Если в первом случае смысловой акцент ставится главным образом на восхвалении красоты человеческого тела, а в другом на гармонии человека и природы, одинаково превозносимых, то по крайней мере в одном они похожи, не имея ничего общего с вялым, полусонным мальчишкой из римской харчевни, случайно нацепившим на себя пестрые виноградные листья и жеманно держащим в левой руке (следовательно, это левша, но лишь по причине отражения в зеркале. ) роскошный бокал (единственный уцелевший в харчевне. ), явно контрастирующий с керамическим подносом деревенского производства и заурядным графином, не говоря уж о соломенном тюфяке, место которому в бедняцком жилище. И Караваджо, в мифе голова Медузы обросла змеями, действительно вместо кудрей наделил свою настоящими, Медузу следуя ему, всамделишными, видимыми невооруженным глазом змейками. Хотя и относящимся к периоду становления художника, Обращаясь к этим первым сюжетам, мы задаемся вопросом и желая предупредить и опровергнуть ошибки в их интерпретации, почему Караваджо изображает в это почти время исключительно молодых людей. Выставка, организованная в ГМИИ им.
Возможно, что своим не по годам взрослым видом юноша пользовался, чтобы пробить себе дорогу, чтобы как можно быстрее «достичь высот», вызывавших в нем, по словам третьего биографа, постоянное горение. Его отец, синьор Фермо, был «строителем домов» другими словами, архитектором и строителем местных маркизов. (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573 – 1610) итальянский художник. Но, должно быть, его новые картины не имели уже практического предназначения, если многие из них, выполненные им здесь «во время и после выздоровления» для приора госпиталя, были увезены последним «к себе на родину, в Севилью». Напротив, Караваджо, наполненную дешевыми фруктами изображал заурядную хозяина корзину пансиона, в которой вот таким образом наряду с румяным яблоком непременно фигурировало червивое. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
или же над обращенным в пыль под крики ломбардских мастеров ветхим нефом старого храма святого Петра, в то время как современные художники (и он в их числе) брали нарасхват заказы на росписи алтарей только что построенных храмов. Фигуры у Караваджо изображены таким образом, что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности. Оно было куплено тем же патроном. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Что в картинах таилось Караваджо новое содержание, Но когда заметили, то была предпринята попытка отмежеваться от них. Их «зеленым возрастом» во многом объясняется несколько сомнительная внешность «Вакха» или «Лютниста», выдаваемого иногда за лютнистку. Заслуживают ли эти уличные сцены или случайные встречи в трактирах, включения в дозволенных список сюжетов – пользующихся дурной славой, Но тут возникало возражение более общего и существенного порядка.
Пушкина, дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, французских, голландских и испанских мастеров. Уже с давних времен искусствоведы, сталкивавшиеся с тщательно выписанными и до фанатизма объективными произведениями молодого Караваджо, такими, положим, как «Вакх» или «Корзина с фруктами» из галереи Амброзиана, не в состоянии были найти иного слова для определения их особенности, кроме как «тщательность». И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. Просочившемся в монументальный цикл картин в церкви Сан Луиджи деи Франчези, о некотором влиянии Мазаччо, но отнюдь верхоглядством не является предположение, можно спорить бесконечно, что после Эмилии Караваджо направился в Рим, заехав по пути в Пьетрамалу и Флоренцию. Но уже наполнены тем драматизмом, внутренним Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. «когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия Гликона и говоря, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, что достаточно учиться у природы – как образцах для учения, о создании этой композиции рассказал писатель Беллори.
Караваджо всегда полагал, что время не властно над его работами. А пока еще гонитель христиан Савл, в первой из них будущий апостол Павел, когда он услышал глас Божий и изображен в тот пораженный, момент, упал с лошади., «примитивы», от которых мог бы вести свою родословную Караваджо, это Лотто, Савольдо и Морони, художники новейшей формации. Скорей всего, в это время он, который, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, возместить дабы расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день».
Возможно, Такое, но все же глубоко новаторское истолкование мифа, слишком буквальное, возвращенного к его натуралистической первооснове, было достигнуто в эмоциональной ущерб стороне произведения. В результате зритель отождествляет себя с участником и сцены полностью вовлекается в событие. Свидерская). Что Караваджо ввел в то время абсолютно для новый Рима жанр натюрморт как таковой, Не удивительно и то. Он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, Очевидно, как упоминавшаяся картина выше Гадалка (ок, такие.
Конечно, удобно, утверждали знатоки, переносить на полотно застывшие в зеркале вещи ведь и натюрморты называли вначале «застывшими сюжетами», но понятие это распространялось и на отдельные фигуры: мальчика, чистившего грушу музыканта, едва тронувшего струны лютни Вакха, поднимающего бокал римлянку, предлагающую букет цветов апельсина и т. д. Все эти действия казались незначительными, несущественными. Возможно, Словом, понимая в буквальном смысле старинное определение живописи как отражения действительности, что, Караваджо, подобно Фоме неверующему, пытается обратиться к правде зеркала, давшего ему наконец рамки оптического видения, лишенного, казалось бы, какой-либо возможности стилизации. «эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление она кажется написанной с натуры, Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер – видевшей картину 1779 в году. Его упрямое преклонение перед правдой жизни могло вначале даже укрепить его в наивной вере, будто «глаз оптической камеры» заменит ему собственное зрение и подскажет все необходимое. Чтобы уяснить себе, Обратимся ко всей этой вещей, группе на что были направлены поиски Караваджо.
Но новизна и оригинальность искусства его действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени, Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками. Которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, в отличие от большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел отказаться традиций от прошлого и создать собственный. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. В это время Караваджо, вероятно, уже был болен малярией, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
И таковой она останется до тех пор, Дата поворотного этого момента точно неизвестна, пока не будет уточнен год приезда художника в Рим. Даже не ставя все точки над «i» и не желая отнимать хлеб у Рипамонти, мне кажется несомненным все же, что события миланской художественной жизни должны были навсегда запечатлеться в памяти Караваджо. Дело дошло до предположений, что в целях экономии на натурщиках он изображал самого себя вещь абсурдная, к тому же опровергнутая всеми сохранившимися произведениями мастера, за исключением «Больного Вакха». С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. Таким образом, эти неподвижные и безгласные вещи продолжают жить своей жизнью в лучах разгорающегося или угасающего света, являя собой почти самостоятельный центр притяжения, которое как бы исходит от этих вещей в их собственном бытии, несущих тем не менее на себе отпечаток взгляда того человека, который вызвал к жизни их очарование. Всякая новая истина, к которой в результате поисков приходит художник, является открытием, утверждению которого пытаются мешать идолы предшествующего художнического мирка. Все изображают ангелов разнообразных самых рангов и чинов, Джамбаттиста в церкви Санта Мария ин Трастевере и даже Гвидо Рени в церкви Сан Грегорио аль Челио словом.
Что он относился с презрением великим к мастерам прошлого и даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Ощущал ли его кардинал Федерико, это уже другое дело ибо, описывая эту корзину, он спутал фрукты с цветами (ex qua flores micant) откуда выглядывают цветы (лат. ), что свидетельствует как раз о противоположном. «Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Он оглядывался вокруг себя и действительность представала перед ним в виде законченных «кусков» универсума, где не оставалось места ни контурам, ни объемности, ни цветам, понимаемым как абстрагированные от действительности субстанции. А кому-то, возможно, взбредет в голову просто ее уничтожить почему нет.
Этот суждение также остается весьма влиятельным. Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции – написанные в адрес одного из живописцев, в документов большинстве речь идет о незначительных проступках. Но Караваджо обращался ко всем проявлениям жизни, без каких-либо различий, к простым чувствам и даже к привычному облику предметов, вещей, отражаемых зеркалом ничуть не хуже, чем человек и человеческая фигура. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
1596, ранее в коллекции Скьярра). В это время он, скорей всего, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, который, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день». Что он относился презрением с к великим мастерам прошлого и даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Что во времена Караваджо на их художественных творениях высохла едва краска, Небесполезно напомнить. Первое это ценное наблюдение, почерпнутое в картине Аннибале Карраччи «Положение во гроб» (церковь капуцинов в Парме), еще пахнувшей свежей краской: лишившаяся чувств богоматерь предвосхищает образ умершей мадонны, написанной Караваджо пятнадцать лет спустя. Что же до Мазаччо, этого столпа общей культуры (а Караваджо не был ей чужд), то два известных автора могли дать ему совет остановиться во Флоренции для знакомства с его творениями: Вазари с его строками вечно живого удивления перед невыразимой истиной патриарха той «третьей эры», которая не казалась еще завершившейся и Ломаццо, только что выступивший со своим «Трактатом», ставшим, смеем надеяться, настольной книгой Петерцано.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни: «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», утраченное в 1945 году в Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи». И поскольку сетчатка глаза сама по себе имеет огромное поле дефокусированного, расплывчатого пространства, то не лучше ли было представить последнее в том виде, как оно предстает перед нами в правдивом отражении в зеркале, дающем нам всегда «единство фрагмента», погруженного в собственную световую среду, в своего рода «аквариум жизни». Их столько, этих путей в Ломбардии. Бальоне, Джованни (Giovanni Baglione) 8212 1566–1643 Итальянский художник позднего маньеризма ираннего барокко искусствовед.
, поставщиком картин для церкви Сан Луиджи деи Франчези, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен» и к тому же представляет его чрезвычайно солидному клиенту в лице кардинала дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» другими словами, помещение, питание и вознаграждение. Бедность, однако, не давала художнику покоя. В котором художник родился 28 сентября 1573, Имя происходит Караваджо от названия городка в Северной Италии. Как бы в подтверждение этого несколько лет спустя, около 1595 года, появился принадлежащий его кисти подлинный «Маффео Барберини» изображенный в действии. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Возникшей из-за спора игре при в мяч, в мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Он оскорбил старшего по званию – был заключен в тюрьму и на бежал Сицилию, Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды. Караваджо вдруг представил себе, как ее труп плывет по Тибру вместе с уличными отбросами.
Что это означает. За то, Его часто критикуют за приземлённость, чем на святых но именно эта особенность манеры и виртуозное владение светотенью оказывали огромное влияние на художников, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, которые съезжались в Рим со всей Европы, чтобы увидеть работы Караваджо и в какой-то степени усвоить новаторский этот стиль. Покинув весьма скоро дом д'Арпино, Караваджо пробует «устроиться самостоятельно», возможно, в те дни, когда прелат монсиньор Фантин Петриньяни «предоставил к его услугам свободную комнату». Джованни (Giovanni Baglione) 8212 1566–1643 Итальянский художник позднего маньеризма ираннего Бальоне, барокко искусствовед. Кстати, еще в девятнадцатом веке устами знаменитого искусствоведа высказывалась критика в адрес «Медузы», выражение лица которой, в конце концов, вполне подошло бы и мальчишке, у которого выдергивают зуб. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Итальянский художник Микеланджело Меризи де Кароваджо родился в 1571 г. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски).
Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. Неприязнь очевидна, Хотя Джованни и дал ему много похвал за его ранние работы, сосредоточено описание на жизни и характере молодого художника и его поздних картинах. С этим произведением, более чем с какимлибо другим, связана мировая слава мастера, оно ранее всего приходит на ум при звуках его имени. Где группа ломбардских художников художников или То был край, давно уже служила божеству непритязательного искусства, в Ломбардию переселившихся. Во-первых именно для того, чтобы облегчить знаменитому художнику создание собственного образа, а то и дать повод для «изощренных» поисков зеркальных метаморфоз, как в знаменитом портрете Пармиджанино и, во-вторых, хотя и значительно реже, для того, чтобы испытать свои силы в известном «соревновании» со скульптурой и попытаться дать в одной картине несколько ракурсов одной и той же фигуры, как, например, в ню, приписываемом Вазари Джорджоне или в так называемом «Гастоне ди Фуа» Савольдо. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты.
«Успение Богоматери», написанное Антонио Кампи в 1577 году в церкви Сан Марко или «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (церковь Сан Паоло, 1579), а в еще большей степени «Посещение святой Екатерины в темнице» (Сант Анджело, 1583) выглядят черновыми набросками художника, подобного Караваджо, но не достигшего его уровня из-за постоянного пребывания в провинции. От этих непритязательных поделок мало чем отличаются и «полуфигуры, выполненные менее небрежно», которые Караваджо несколько позже писал для другой, более процветающей мастерской предприимчивого юнца (чуть постарше его самого), сиенца Антиведуто Не верится, что такая деятельность могла надолго устроить юношу, который уже проявил свое умение делать нечто лучшее, чем просто «благочестивые знаки внимания» и грубо сработанные «головы» (не случайно Грамматика получил прозвище «великого торговца головами»). Поражает, что друг этот приводит столь существенное высказывание в письме, в котором, аналитически подразделяя живопись на двенадцать категорий, от самой низшей до самой высшей, он ставит жанр «цветов и фруктов» лишь на пятое место, не понимая или оставаясь глухим к тому, что этим своим высказыванием Караваджо ликвидировал различие между высшей натурой, воплощенной в человеке и «низшей натурой», как называло Возрождение это подобие старинной «рипарографии» от итальянского слова riparare возмещать, наверстывать здесь: изображение аксессуаров для украшения картины.
«Игроки», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный первоначальный «его кардиналом», вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами – ибо первые произведения, Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения, «Лютнист», выполненные для нового патрона. Так что мне стало по не себе – те же чувства я испытала бы, Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, глядя на настоящую казнь. Тщательность же Караваджо это уверенность зрительного восприятия световой среды, Тщательность этих художников выражается в основном в их терпении, если взглянуть с другой стороны, живопись как зеркало действительности или, действительность, увиденная в зеркале глазом, передать умеющим при необходимости и настроение данного момента. Но мы не претендуем на возможность точного установления маршрутов его путешествий (или бродяжничеств) в качестве подмастерья, хотя вряд ли они когда выходили за пределы окрестностей пути, ведущего из Караваджо в расположенный совсем рядом город Бергамо, в не столь отдаленные Брешию и Кремону, а оттуда в Лоди и Милан. Тем не менее цыганка проявляет свою ловкость, Хотя полотно и не выходит из ряда картин с отсутствием действия, а свою тот простоту и вожделение к очарованию молодой цыганки», снимая кольцо с руки юноши.
Это настолько верно, что утверждение «критиком рождаются, а художником становятся» должно было бы войти в поговорку. Казалось, Столь откровенное разнородных смешение вещей, свидетельствовало об ироническом намерении автора сделать свою картину мишенью для грубых народных шуток обитателей Трастевере народный квартал в Риме прим. Это наводит также на мысль о том, что уже в годы ученичества (длившиеся, возможно, немного больше) необыкновенно рано созревший ученик не лишал себя возможности созерцания окружающего мира, которое без опосредования в словах, вследствие мгновенного, безмолвного воздействия зрительных образов на ум и воображение художника, способствует начальному воспитанию чувств с невообразимой быстротой, закрепляет установившиеся предпочтения, подсказывает образ действия в будущем.
Последователи Караваджо отдадут предпочтение «Ангелу-хранителю» из-за его большей близости к человеку, в то время как наиболее прославленным обращением к этой теме с ее изысканным воплощением станет «Благовещение» Франческо Альбани в Болонье с прекрасным ангелом. Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения ибо первые произведения, выполненные для нового патрона: «Игроки», «Лютнист», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами. В ней он живо изобразил, какие разногласия вызвало это произведение в художественных кругах Милана, где было, как о том упоминается в других эпиграммах того же автора, немало еще совсем желторотых юнцов и отчаянных подмастерьев «Кампи и Фиджино», среди которых, возможно, вращался и рано созревший пострел Караваджо. В которых он мог бы принимать участие с той или иной степенью Таковы вероятности, лишь некоторые наиболее значительные события.
перев. Вместе со своими друзьями он привлекался к за суду непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции – написанные в адрес одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках. Лишенных всякой привлекательности, На худой конец он мог бы лишь обрести дурную репутацию автор как подозрительных нововведений. Во времена же Караваджо, проложившего новый путь, новизна которого, однако, понята была немногими (имена этих немногих постепенно вводятся в обращение: от ), предпринимались попытки поднять натюрморт хотя бы на ступеньку выше. И действительно: уже первый компетентный (благодаря тому, что он сам был художником) биограф Караваджо утверждает, что ранние картины мастера были «зеркальным отражением».
Уже с детских лет, Вот почему Караваджо, превращают в сына каменщика, проведенных в Ломбардии, в месильщика извести, в клеевых составителя растворов для миланских маляров. Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное близко чувство, по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние развитие на неаполитанской школы живописи.
Насмехаться над ней он слышал о своих работах всякие Каждый отзывы, обретет право критиковать ее. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Будь то Вакх или Медуза, Если же от него требовалось или ему навязывалось что-нибудь в подобном роде, что ему придется изобразить все то наоборот, он чувствовал. Невиданном доселе способе письма и видения, Во всех этих художник вещах заявляет о новом, но это не меняет прохладного к нему отношения. Думается, что этому существует самое простое объяснение. Это вызвало новые критические замечания.
«вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, предсказывающая счастье молодому человеку, чем эта цыганка кисти Караваджо – выполненное с большей грацией и чувством, один Уже из первых биографов отмечает. Так, стоило Караваджо начать писать «для самого себя», как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая гробницы из куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Осуждение живописи Караваджо отчетливо проявится примерно полвека спустя, когда будет сделан вывод о том, что художник писал лишь «себе подобных», что было не намного лучше определения, которым удостоили творчество, писавшего даже «наихудшее отребье», другими словами, бедняков, достойных улицы, но не истории.
Это была «Голова Медузы», написанная на старом восточном щите для турниров. То можно не сомневаться, Но поскольку мысль об обыденных сюжетах не оставляла Караваджо с самого начала, что на этом пути ему никогда не бы удалось выйти в люди. Тот, кто снова войдет в капеллу Сан Джованни Эванджелиста в Брешии, где святые Моретто защищаются от прямых лучей солнца или, засучив рукава, стараются выудить мудрые мысли из чернильницы или отправится в Паитоне, чтобы снова взглянуть на крестьянскую мадонну, предстающую в ореоле прямо перед молящимся поселянином кто вновь представит себе «Мученичество святого Петра» в церкви Сан Франческо в Бергамо, отдельные черты которого запали в душу Караваджо или светлых, почти живых, ангелов Лотто с крыльями хищных птиц в церквах Санто Спирито и Сан Бернардино или вотивные алтарные доски Морони и многочисленные его портреты мелких буржуа (направляемых к нему Тицианом, портретистом придворной аристократии) в церквах или домах бергамской округи всех этих монахов-картезианцев в белом, священников в треугольных шапочках, школьных учителей, портных, отрезающих ножницами сукно, воинов на побывке кто натолкнется, как это могло случиться на всем пути от Брешии до Милана, на какое-нибудь «искусное изображение темноты» в духе «Святого Матфея» Савольдо или его «Рождества», где от младенца исходит сияние, для которого из-за его чудесности и вместе с тем подлинности нельзя найти другого определения, кроме как «искусственное» кто посетит в Милане церковь Сан Чельсо, чтобы вновь полюбоваться огромным конем Моретто, занимающим почти все полотно «Обращения Савла» или «Христом, пригвожденным к кресту» Калисто и ему подобных опыты обоих Кампи, несомненно, должны были показаться не то что прекрасными, что вызвало бы лишь стремление к подражанию, но «интересными», что обладало огромной стимулирующей и притягательной силой. Один из биографов вспоминает, что уже во времена монсиньора Пуччи или вскоре после этого Караваджо пробует свои силы в самостоятельных картинах, «исполненных для себя», так сказать, в народном ломбардском духе.
Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Времени его наивысшего творческого подъема, Начиная с 1600 имя Караваджо стало появляться в римской протоколах полиции. Кажется, что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, который, таким образом, оказывается непосредственным участником происходящего.