На ней был представлен св. Ее скорбь находит выход в движениях и звуках, ей легче – однако, Горе молодой неподдельно, Марии чем другим. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем.
Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Краски жизни сошли с него и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы. Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. В более ранней ярко освещенные персонажи предстают с благородно или сдержанными широко развернутыми жестами. Стремившийся вернуть Риму статус столицы мира, Папа Сикст V, куда из концов разных Италии стекаются талантливые архитекторы и художники, способствует новому преображению Вечного города. Вероятно, Молодой человек играет на лютне и, дополняющих слух, поет любовный мадригал расположенные рядом цветы и плоды говорят о других ощущениях, а порванная струна скрипки и слегка измятые листы нотные – о преходящем характере земных радостей.
Увенчанный виноградным венком и в облаченный сияющую белую тогу, Величественный античный бог вина и растений, в то же время – живой итальянский юноша с далеким от античных канонов красоты мускулистым телом и почти девичьим лицом. Изо рта вырывается вопль – да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. И теперь она будет возвращать его природе, Судьба сделала ей бесполезный подарок иссыхая в молитвах покаянных и бдениях.
Попадает в больницу для бедных, в ту пору он нищенское влачит существование, но не перестает упорно трудиться и вскоре приобретает известность в кругу римских ценителей искусства. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Он умер так же нелепо, как и жил» Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. От шестого же часа тьма была по всей земле. В «Призвании св.
К которой они Не относились, менее очевидной для критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, не столь восторженно, как правило. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. Как и в упомянутых выше работах, Однако, а продуманная композиция с определенным символическим смыслом, нами перед не слепок с натуры. Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер.
Веласкеса и Сурбарана до Жоржа де Латура, Его влияние практически испытают все выдающиеся мастера ХТ1 века – от Рубенса, Бернини и Вермеера. Внутренняя значимость и монументальность всего, Эта бытийственность, коренились, что изображал ломбардский мастер, в конечном счете, в его глубоком религиозном чувстве, вере в высшее происхождение простых вещей, над которыми будто как простерта благословляющая рука Христа, как в двух композициях на тему трапезы в Эммаусе. И еще одно женское лицо – мать Спасителя. Который в эти годы вновь стал, в конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, средоточием и духовной художественной жизни Италии, как в начале века.
Матфея (1602). Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. В такие минуты юноши превращаются в мужей.
Караваджо по ложному доносу был заключен в тюрьму, Отправившись туда морским путем, обнаружил, а выйдя свободу, на что фелюга с его скарбом исчезла. По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. Став зеркалом, Картина призвана приблизить этот к мир зрителю, в котором отражается реальность. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина.
Видно, как тяжело дается ему процесс писания. Он заставляет их волшебно светиться в темноте и зажигает яркие их краски одежд, Оживляя фигуры, главное, но, высвечивает лица, раскрывая все оттенки духовных переживаний. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Задорное лицо, Веселое, говорит о том, озаренное неотразимо доброй улыбкой, что все происходящее – лишь игра и можно опасаться не всерьез за судьбу добродетелей искусств и наук. Которые можно считать началом жанровой живописи Нового времени, в полотнах, других разыгрываются слегка театрализованные сценки из окружающей жизни. Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги).
Показанной на выставке в ГМИИ, Во второй, в образах, динамика внешняя сведена к минимуму исполненных особой глубины, воплощены психологическое состояние героев и чисто духовный аспект евангельского события. Склонившись к младенцу, Усталая Мария мирно спит, читая ноты, ангел играет скрипке, на которые держит Иосиф, между их головами – морда слушающего ослика. Здесь (в Порто Эрколе.
Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой». Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями. Огромная внутренняя сила образов и непревзойденное живописное мастерство поставят имя Караваджо рядом с величайшими в именами истории мировой живописи. Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры.
Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Несомненно, Караваджо, на которой Отец Бог протягивает руку Адаму, знал роспись своего тезки в Сикстинской капелле в Риме. Более самобытные мастера воспримут его глубинные новации, Прямые подражатели будут копировать отдельные его приемы, всего прежде – культ натуры и человечность. И их фигуshyры образуют некую композиционную пирамиду, Действующие лица находятся переднем на плане.
Главным его покровителем становится кардинал Франческо дель Монте, просвещенный меценат и собиратель живописи. Сгруппированных в мизансцену, самом На деле художник изобразил вполне пристойных и по большей части хорошо одетых горожан, смысл которой состоит в отношении ко входящему Христу. Заметно что Караваджо тщательно продумывал каждый элемент картины, точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия. Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела.
Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. В произведении ломбардского мастера есть еще один персонаж – свет, показанный, как и все прочее, реальным и вместе с тем символичным. Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего. В мастерской которого Караваджо некоторое время совершенствуется в цветов изображении и плодов, в числе последних – приехавший из Неаполя Чезаре д39Арпино.
Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание. Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Аналогию которой можно найти, страдание Человеческое в этом грубоватом и как бы обнаженном лице передано с откровенностью, только в живописи Рембрандта, пожалуй. В композиции господствует строго рассчитанное равновесие. А таинственное событие, При этом перед нами не школьный урок, в котором прочитывается смесь благоговения, свидетельство чему прежде – всего выражение лица апостола, потрясения изумления и радости. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет».
И померкло солнце. Над ним склонился палач с мечом, Старый апостол показан упавшим на навзничь ступени алтаря. Вот таким образом он сброшен на землю, Прежний гонитель христиан должен полностью переродиться, вследствие чего верхняя вся часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. Лицо полузакрыто платком, Ее слез не видно, комкая в руке, который прижимает она, к глазам. Флоренция, Неаполь, Генуя, Мальта, Сицилия, Неаполь снова – Модена, Начинаются годы скитаний. В первом и самом значительном из них160 «Призвание апостола Матфея», 160 перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события160 вторжения света Истины в самые низы жизни.
Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). (Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. А, Тем не менее художник не ставил перед цель собой создать обманчивую иллюзию реальности, стремился показать подлинность ее бытия, напротив. Присутствие хорошо заметного контраста темного пространства я яркого потока подчеркивают света скорбное настроение полотна. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. В ней особенно ярко видны основные приёмы живописи Караваджо. Наброшенного на голову поверх платка, белого Холодное синее пятно плаща, мрачней и строже самого глубокого траура.
Наиболее удаленные от него сидящие слева старик и юноша целиком поглощены подсчетом собранных денег. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Выдвинутой углом вперед, Люди стоят на могильной плите, как подножие скульптурной группы, она выглядит, но это – настоящая надгробная плита, под зияет ней провал из-под нее тянет сыростью и у нижнего среза картины растет мясистый кладбищенский цветок. (Так, прототипом св.
Демифологизацию религиозного сюжета и смещение акцента со сверхъестественного явления на его переживание полным глубокой веры человеком, Именно в этом полотне впервые проявилась суть того нового, а также живыми другими существами – что привнес Караваджо в современное ему религиозное искусство. Пальцы касаются раны на ребрах, которое прекратило страдания Иисуса на кресте – поддерживает он мертвую плоть бережно, Рука Иоанна подсунута под плечи Христа, той страшной раны от римского копья, но неумело. Тускло отражаясь в боковом окне, Он течет широким потоком из неясного источника поверх голов входящих и является в равной мере и физическим духовным феноменом. А свою любовь, Магдалина прячет от остальных не плач, беспомощную любовь, безвыходную, ни которая в одном слове не проявилась, когда он был жив и которую не выплакать и не выкричать теперь.
Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Мрак безвременья окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. Его смертную наготу, Бесконечным последним взглядом мать вбирает в себя сына – его тело, секунды последние этого тела на земле. В результате зритель себя отождествляет с участником сцены и полностью вовлекается в событие.
Двое мужчин держат тело Иисуса. И в борении они особую создают осязаемость, Свет борется с тьмой, капелла Контарелли их контраст животворящ», Рим). Поскольку она сгорела в 1940-е годы во время бомбежки Судить Берлина, об этой картине можно лишь по репродукциям. У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и что кажется, персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах.
Она не похожа на обращенную грешницу, у нее черты небогатой горожанки, но ее красота и молодость ненужными, остались она молода и здорова. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства). Картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и иллюзорной почти достоверностью окружающих предметов, Несмотря на некоторую сухость письма.
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. С помощью которой он призывает избранных, Но при этом Христос наделен высшей духовной силой, по сравнению с обыденной их приобщая к более высокой, реальности. Встреча с Богом происходит в глубинах его души и скрыта от глаз – непосвященных При этом лицо апостола остается непроницаемо-замкнутым. «годы, отмечены и большими перерывами в работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером – современный искусствовед итальянский Д. Бонсанти, Автор книги о Караваджо, когда он все более широко утверждал себя как художник, пишет. Петром, высвечивает фигуры собравшихся вокруг стола людей и одновременно подчеркивает чудесный характер явления Христа и Картина писалась для римского храма Санта-Мария делла Валичелла.
«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. В самом конце XVI века Караваджо получает заказ от наследников кардинала Маттео на Контарелли выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези.
Скорбную выразительность действия подчёркивает контраст тёмного пространства и яркого потока света, выхватывающего вскинуshyтые руки Марии Магдалины и исполненshyные страдания лица Богоматери и Иосиshyфа. Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю. По мнению исследователей, Прототипом лютниста, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте, являлся один из переодетых мальчиков девушками – участников театральных и музыкальных представлений.
О чем свидетельствуют не только и не столько крылья за спиной ангела и все же мы присутствуем при подлинно чудесном событии, а также полные внимания глаза животного, сколько устремленный неотрывно на него взгляд Иосифа. Иисус сказал: «Свершилось». Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Еще не старого мужчины, Мышцы лысоватого, этого на загорелых ногах набрякли вены при взгляде на его усилия чувствуешь, вздулись, насколько мертвая плоть тяжелее живой. Что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» в экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом обнимает телом ягненка, Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. В которых был замешан Караваджо, Начиная с 1600 года ссоры и кровавые схватки их последствия делались все более серьезными, следовали одна за другой с впечатляющей регулярностью, а одна из ссор в 1606 году окончилась убийством» Смертельно ранив во время в игры мяч своего противника и сам получив ранение, художник бежит из Рима.
Которые из-за тюремной решетки напряженно вглядываются в происходящую мистерию, При этом вся приобретает сцена законченный смысл благодаря свидетелям – узникам. Гробница, в которую укладыshyвают тело Христа, поставлена так, что ее угол словно прорывает холст и выходит в реальное пространство храма (возниshyкает ощущение, что персонажи картины передают тело Христа тому, кто в данshyный момент стоит перед ней). Протекавшей за пределами его мастерской, Между тем в обыденной жизни художника, разрушительные тенденции проявлялись отнюдь не виде в безобидной игры. Продолжая создавать сравнительно небольшие произведения для частных заказчиков, Отныне и до самого конца жизненного пути и именно в этот период во всей полноте развернется его дар одного из величайших в истории европейского искусства монументальной мастеров религиозной живописи, художник с огромной энергией будет работать по заказам Церкви. Католицизм празднует победу над Реформацией. Широкие плечи, Эта высокая грудь, борцу, а крепкие бедра и ноги принадлежат не проповеднику слова, мускулистому атлету.
Находящиеся за ними три оплакивают Марии его, Иоанн и Никодим опускают безжизненное тело Христа. Это жест, раздираемый криком. А плоды на блюде, Помещенная в неглубокое пространство фигура с невиданной прежде рельефностью выступает из темноты, стеклянный сосуд и чаша с вином являют предметный мир всем во разнообразии его фактуры и осязаемой предметности. При всей его непохожести на искусство итальянского предшественника, в творчестве великого голландца, магия света и тени, продолжение найдут присущий Караваджо демократизм и психологизм образов, глубина и напряженность религиозного чувства. Персонажи совершают казнь нечто, как Повинуясь этой власти, вполне обыденное, на первый взгляд.
Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день и смотрящий на полотно сразу понимает это. В лице которого сострадание читаются и внимание, Наиболее отдаленный от зрителя персонаж, в воображении которого происходит все, – автопортрет самого автора картины, что мы видим на полотне. Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. «разъяренный, Как свидетельствует один из надеясь источников, увидеть далеко в море суденышко, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, на котором осталось его имущество. Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо.
Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Художник тщательно продумал деталь каждую – точно рассчитав необходимую степень напряжённости действия, От других произведений Караваджо эту работу отличает явный рационализм.
Чей крик – проявление идущего из глубины души Самым чувства, потрясенным выглядит кричащий мальчик служка. Услышавший голос Христа и ослепленный идущим с неба лучом, Будущий апостол Павел, которого держит под уздцы слуга, старый показан упавшим с коня. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. В новых произведениях художник опять обращается к главным своего темам творчества – ключевым событиям евангельской истории. Что он воскреснет на третий день, Опускали не только в кладбищенскую сырость свежераскопанной земли – отпускали в вечное небытие не и знали, прощались с ним навсегда. У Караваджо не только простые мытари, в отличие от величавых и пребывающих вне времени героев Мазаччо и Петр и но Матфей и сам Христос – люди из плоти и крови, его современники. Как горе всего Физическая человечества, тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания.
В первую минуту она кажется спокойнее других – но сколько жуткого горя в этом спокойствии, Stabat mater Мать dolorosa- скорбящая стояла Странно. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. Сама лошадь, Впрочем, словно прислушивается вместе со к слугой происходящему таинству, осторожно поднявшая над упавшим ногу. Композиция исполнена проникающего динамизма. Приближены к самому переднему краю кажется, Фигуры написаны в полный рост, что локоть и Никодима острая грань камня вот-вот прорвут полотно. Прототипом которого, Особенно сильное впечатление производит образ Никодима, был некий грузчик, словам по современников.
Он напряжен, на лбу собрались морщины. К его живописи, соединившей в себе драматизм и динамичность со скульптурной законченностью форм, будут обращаться и художники барокко и классицисты. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке. Красный плащ Иоанна волочится по земле, путаясь под ногами, в его складках залегли черные тени. Говоря словами П. Декарга, у них обоих было, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет». На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему.
Но не менее замечательным было третье полотно, Совсем иным, созданное Караваджо капеллы для Контарелли. Впадавший в крайности в своем стремлении к самоутверждению, Несдержанный, едва какие-то заработав деньги, он, разгуливал по городу – богато разодетый и в сопровождении пажа, который нес его шпагу, подозревая оскорбления и врагов там, где их, по всей вероятности, не было. И, преклонив главу, отдал дух.
Которые в основе своей не были отрицательными, Так экстремально черты выразились его личности, а явились лишь своеобразным проявлением антиконформизма. А порой и в новейшей литературе о Караваджо иногда попадаются этих описания последних как изгоев общества, в старой.