Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту. К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо. 28. 09. 1573, Караваджо (Италия), ум. Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз, Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.
Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение.
Неудивительно, что они присутствуют в первых картинах Караваджо. В 1601 – 1604 годах Караваджо создал «Положение во гроб». Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка.
Явившись в Рим без всякихсредств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая вВатикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его8230 Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия– 1610, Порто дЭрколе, Тоскана) итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Петра» и «Обращение Савла» (16001601, Помните, что «Караваджо (2007)» выложен в формате FLV, а не DivX, поэтому, если видео не показывается, то необходимо установить Flash Player, либо обновить его до последней версии. С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591 – 1652), работавшего в Неаполе.
Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители. – Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31 мая 1606 года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами.
В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения. Как известно по «КАРАВАДЖО» (Caravaggio) Великобритания, 1985, 93 мин. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам.
Караваджо был ранен и вывезен друзьями из Рима в Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо. Однако картину 1571–1610) Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в.
Караваджо название родного селения художника. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. Пушкина На выставке «Караваджо и последователи» представлены последние приобретения итальянской живописи в собрание ГМИИ им. Имя Микеланджело Меризи да Караваджо 1573–1610) – итал.
Слуга из трактира жаловался на то, что Караваджо бросил ему в лицо блюдо с вареными артишоками. Обращение английского художника и режиссера авангардиста Дерека Джармена к творчеству итальянского живописца Караваджо было закономерным. Переехал в Рим, где8230 Художественная энциклопедия (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, 18. 7. 1610, Порто Эрколе, Тоскана) итальянский живописец.
Точно так же позднее он мог бы присутствовать на похоронах Тассо, видеть (или слышать от очевидцев, например от Стефана или других представителях «той же профессии», которые позднее окажутся связанными с Караваджо узами близкой дружбы. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент160. Новое направление живописи, созданное Караваджо, получило название реализма, от латинского слова «реалис» «вещественный», то есть такой, как есть, не придуманный. Караваджо не имел средств, чтобы изучать живопись и ему долгое время приходилось зарабатывать на жизнь тяжелым трудом.
В октябре и ноябре 1604 года художника дважды арестовывали полицейские за то, что он оскорблял их криками «Иди ты вhellip» Однажды Караваджо подвергли допросу после полученного им ранения. Многие художники тоже выступили Против Караваджо. В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto).
В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино. Пушкина Вступительная статья Виктории Марковой к каталогу «Караваджо и последователи. С этими последними мастерами следует, видимо, вновь отправиться в Милан, потому что именно в годы учебы Караваджо в этом городе они возглавили непродолжительный «бунт» в натуралистическом духе.
Заслуживают ли эти уличные сцены или случайные встречи в трактирах, включения в список дозволенных – сюжетов пользующихся дурной славой, Но тут возникало возражение более общего и существенного порядка. Хотя и относящимся к периоду становления художника, Обращаясь к этим первым сюжетам, мы задаемся вопросом и желая предупредить и опровергнуть ошибки их в интерпретации, почему Караваджо изображает в это время почти исключительно молодых людей. Первое это ценное наблюдение, почерпнутое в картине Аннибале Карраччи «Положение во гроб» (церковь капуцинов в Парме), еще пахнувшей свежей краской: лишившаяся чувств богоматерь предвосхищает образ умершей мадонны, написанной Караваджо пятнадцать лет спустя. Последователи Караваджо отдадут предпочтение «Ангелу-хранителю» из-за его большей близости к человеку, в то время как наиболее прославленным обращением к этой теме с ее изысканным воплощением станет «Благовещение» Франческо Альбани в Болонье с прекрасным ангелом. Свидерская).
В ней он живо изобразил, какие разногласия вызвало это произведение в художественных кругах Милана, где было, как о том упоминается в других эпиграммах того же автора, немало еще совсем желторотых юнцов и отчаянных подмастерьев «Кампи и Фиджино», среди которых, возможно, вращался и рано созревший пострел Караваджо. Еще более значительное, Второе свидетельство, фресок великого мастера, наводит на мысль о созерцании художником фресок в Мазаччо церкви дель Кармине во Флоренции, принадлежавшего уже прошлому, но чья слава была по-прежнему на высоте даже в расцвет чинквеченто. Не раз предавался он, видимо, восторгу перед лицом этого «природного колдовства», а в особенности его поражало то, что, как он заметил, в зеркале совсем не обязательно должна была отражаться человеческая фигура: с ее исчезновением оно продолжает отражать наклонную плоскость пола, тень на стене, валяющуюся на земле ленту. «Успение Богоматери», написанное Антонио Кампи в 1577 году в церкви Сан Марко или «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (церковь Сан Паоло, 1579), а в еще большей степени «Посещение святой Екатерины в темнице» (Сант Анджело, 1583) выглядят черновыми набросками художника, подобного Караваджо, но не достигшего его уровня из-за постоянного пребывания в провинции.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Он оскорбил старшего званию по – был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию, Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды. Речь идет о некоторой близости этих картин к художественной моде, склонной в то время к своего рода «ангельской» идеализации персонажей. «когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона, говоря, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, что достаточно учиться у природы – как для образцах учения, о создании этой композиции рассказал писатель Беллори. Использование зеркала не было чуждым живописи чинквеченто.
К Караваджо пришла настоящая слава и известность. Убив в драке двоих человек, в результате, а потом на остров Мальта, он с тяжелым ранением в бежал голову из Рима во владения испанского короля. Что касается «движений», то Караваджо, видимо, намеревался дать ответ на этот упрек уже в «Юноше, укушенном ящерицей», схватив на лету мгновенное, физиологически точное отражение острой боли на его лице, но все это без «истории» не представлялось, похоже, приемлемым решением. Биографы уже упоминают о них описательно: «Амур, укушенный раком, которого он держит в руке» или «Мальчик, чистящий грушу ножом». Художник возвратился в Неаполь, Прожив там несколько месяцев, где подвергся нападению какой-то в таверне и был изуродован. К счастью, более ранний биограф предупреждает нас, что Караваджо не умел делать «похожих» или, как тогда говорили, «сходственных» портретов, а писал их по-своему. Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес – полиции написанные в адрес одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках.
Возможно, Такое, но все же глубоко новаторское истолкование мифа, слишком буквальное, возвращенного к его натуралистической первооснове, было в достигнуто ущерб эмоциональной стороне произведения. Контраст не мог быть более разительным. Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми верующего, для Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации. Напротив, Караваджо, наполненную дешевыми фруктами изображал заурядную корзину хозяина пансиона, в которой вот таким образом наряду с румяным яблоком фигурировало непременно червивое.
Эти неподвижные и безгласные вещи продолжают жить своей жизнью в лучах разгорающегося или угасающего света, Таким образом, которое как бы исходит от этих в вещей их собственном бытии, являя собой почти самостоятельный центр притяжения, несущих тем не менее на себе отпечаток взгляда того человека, который вызвал к жизни их очарование. Но гораздо важнее подчеркнуть при анализе картины, что Караваджо (хотя и изображает из любви к контрастам лицо старого мошенника с преувеличенно злодейским выражением) передает тонкие психологические нюансы реакции обоих юношей, различимые лишь в этот час светлого и прозрачного дня, подобно тому как только в тишине можно услышать слабые шорохи из-за прямого обращения к натуре эти тонкие различия весьма заметны. Однако сразу бросалось в глаза (и он с удовольствием это продемонстрировал), что и здесь невозможно было преступить законы природы ибо в изображенном молодом «преступнике», сдавленный крик которого еще длится четверть секунды после отсечения головы, удалось передать лишь несколько более острую боль, чем на лице мальчика, укушенного ящерицей (хотя, возможно, Караваджо использовал того же натурщика). Но, должно быть, его новые картины не имели уже практического предназначения, если многие из них, выполненные им здесь «во время и после выздоровления» для приора госпиталя, были увезены последним «к себе на родину, в Севилью». Посмотрим теперь, как Караваджо ладил с требованиями заказчиков. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Если эксперимент выглядел безобидно, в любом случае все попытки наталкивались Караваджо на готовые возражения подчас скрытые, если речь шла о более существенных вещах, открытые. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Что воздетые руки распростертого на земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, Кажется, образом, таким который, оказывается непосредственным участником происходящего. Караваджо не вынес этого удара. Поражает, что друг этот приводит столь существенное высказывание в письме, в котором, аналитически подразделяя живопись на двенадцать категорий, от самой низшей до самой высшей, он ставит жанр «цветов и фруктов» лишь на пятое место, не понимая или оставаясь глухим к тому, что этим своим высказыванием Караваджо ликвидировал различие между высшей натурой, воплощенной в человеке и «низшей натурой», как называло Возрождение это подобие старинной «рипарографии» от итальянского слова riparare возмещать, наверстывать здесь: изображение аксессуаров для украшения картины.
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Равномерное распределение света, тени и полутеней, окутывающих зачарованную фигуру юноши в комнате и скользящих по поставленному наискосок, «в зеркальном отражении», столу, создает смысловое равновесие между фигурой, восхитительным натюрмортом слева из цветов и фруктов со знаменитым отражением комнаты в графине (а не в зрачке, как это делали маньеристы в соответствии со своей малоудачной и изощренной рецептурой). (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573 – 1610) итальянский художник. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610, уже болен был малярией.
Что внутри указанных направлений не индивидуальных было различий, Этим мы не хотим сказать. Но уже наполнены тем внутренним драматизмом, Обе близки работы по стилю ранним жанровым сценам, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. Тем не менее цыганка свою проявляет ловкость, Хотя полотно и не выходит из ряда картин с отсутствием действия, а тот свою простоту и вожделение к очарованию молодой цыганки», снимая кольцо с руки юноши.
Он сначала исполнял обязанности в слуги доме знатного аристократа, Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Попав в Рим. Следовавшие этому стилю, Художники, красочные картины, пышные, писали отличавшиеся множеством деталей, сложной композицией и внешними украшениями, но часто лишенные глубокого чувства и не вызывавшие ни сопереживаний, ни мыслей. Уже с детских лет, Вот почему Караваджо, превращают в сына каменщика, проведенных в Ломбардии, в извести, месильщика в составителя клеевых растворов для миланских маляров. Что иное до Караваджо мешало верной передаче того, что он первым назвал «куском» действительности, как не старинная "fabula de lineis et coloribus" «Сказание о линиях и цвете» (лат. ), которую он теперь относил к области преданий и с которой пора было наконец расстаться. Не пробавлялся ли этот ревностный карьерист скупкой и перепродажей картин художников, молодых Не знаю. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. Но уже наполнены тем внутренним драматизмом, Обе работы близки стилю по ранним жанровым сценам, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов.
Где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден, 1608 в он переехал на Мальту. Их «зеленым возрастом» во многом объясняется несколько сомнительная внешность «Вакха» или «Лютниста», выдаваемого иногда за лютнистку. Религиозное чувство, которым проникнуты произведения Караваджо, близко по духу житиям святых Филиппо Нери и Игнатия Лойолы. Чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, Реализм Караваджо – это большее, нечто разыгрывающуюся на холсте, что дает возможность преобразить реальность в драму. Чтобы уяснить себе, Обратимся ко всей этой группе вещей, на что направлены были поиски Караваджо. К которой в результате поисков приходит художник, Всякая новая истина, утверждению которого мешать пытаются идолы предшествующего художнического мирка, является открытием.
В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Я думаю и Караваджо, заметив, согласился бы с этим, что именно так обстоит дело и что нельзя преступать определенные границы в изображении человеческих эмоций, не впадая в стилизацию в и экспрессионизм, который он глубоко ненавидел. «в композиции господствует строго рассчитанное равновесие физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания – как горе всего человечества, пишет Как Д. Бонсанти. Лишенных всякой привлекательности, На худой конец он мог бы лишь дурную обрести репутацию как автор подозрительных нововведений. Во времена же Караваджо, проложившего новый путь, новизна которого, однако, понята была немногими (имена этих немногих постепенно вводятся в обращение: от ), предпринимались попытки поднять натюрморт хотя бы на ступеньку выше.
Дело даже дошло до того, что Караваджо тяжело заболел и вынужден был лечиться в госпитале для бедняков «Консолационе». И поскольку сетчатка глаза сама по себе имеет огромное поле дефокусированного, расплывчатого пространства, то не лучше ли было представить последнее в том виде, как оно предстает перед нами в правдивом отражении в зеркале, дающем нам всегда «единство фрагмента», погруженного в собственную световую среду, в своего рода «аквариум жизни». Но у Караваджо сразу же появилось множество сторонников. Их столько, этих путей в Ломбардии. Тщательность же Караваджо это уверенность зрительного восприятия световой среды, Тщательность этих художников выражается в основном в их терпении, если с взглянуть другой стороны, живопись как зеркало действительности или, действительность, увиденная в зеркале глазом, умеющим передать при необходимости и настроение данного момента. То все равно в нем остались бы поднос с фруктами и лента, забытая Если убрать фигуру Вакха из переполненного пространства зеркала. Слово «барокко» в переводе с итальянского значит «вычурный».
Особенно это заметно в двух вариантах «Гадалки» и в «Шулерах». Что это означает. Но это уже не те названия, которые были в ходу у жителей Рима, предпочитавших называть портреты просто «головами», «большими головами», «полуфигурами», лишь бы различить их по формату. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585 – 1662) «Аллегория бренности» (ок. Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени, Независимость от мастера предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками.
В то время как иезуитская теология занималась этой проблемой со всеми изысками Суареша, в искусстве Рима между 1585 и 1595 годами появляются свои «ангелы». Караваджо пожелал дать ответ на них и продемонстрировать свое искусство. Осуждение живописи Караваджо отчетливо проявится примерно полвека спустя, когда будет сделан вывод о том, что художник писал лишь «себе подобных», что было не намного лучше определения, которым удостоили творчество, писавшего даже «наихудшее отребье», другими словами, бедняков, достойных улицы, но не истории. Которым должен был следовать мастер, каждый в эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства. А. С.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Это наводит также на мысль о том, что уже в годы ученичества (длившиеся, возможно, немного больше) необыкновенно рано созревший ученик не лишал себя возможности созерцания окружающего мира, которое без опосредования в словах, вследствие мгновенного, безмолвного воздействия зрительных образов на ум и воображение художника, способствует начальному воспитанию чувств с невообразимой быстротой, закрепляет установившиеся предпочтения, подсказывает образ действия в будущем. («ты мне кажешься вылитым Вакхом из Индии» или что-нибудь в таком духе), но сам замысел, с его тонким воплощением на полотне, представляется для своей эпохи более новаторским, чем в изображении служительницы бара Мане, стоящей за цинковой стойкой в «Фоли Бержер». Оно было куплено тем же патроном. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, чьи имена еще не пользовались известностью, а благодаря превосходному знанию истории и искусства индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
В это время он, скорей всего, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, который, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день». Хотя картина Савольдо и не бедна визуальными находками, целое все же относилось к области рассудочной agudeza утонченности (исп. ). Но в таком случае к чему изображать с помощью «зеркала» столь различные типажи. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе 18 июля 1610, уже болен был малярией. Это настолько верно, что утверждение «критиком рождаются, а художником становятся» должно было бы войти в поговорку.
Художник возвратился в Неаполь, Прожив там месяцев, несколько где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. Это вызвало новые критические замечания. Оказалось, а когда ошибка выяснилась, пропало все его имущество, что он пока сидел в тюрьме. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в Рим, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии, но и всей Европы. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя.
Куда девалось, например, «действие» в его картинах, то самое действие, которое составляло главную основу «исторических» картин. И ее купили для Лувра, Один из поклонников Караваджо знаменитый уже тогда художник Рубенс порекомендовал отвергнутую картину «Смерть девы Марии» французскому королю, главного музея Франции. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Что речь идет о произведениях видных мастеров, Это тем более увлекательно, Караччоло, таких как Анджело Карозелли, Валантена де Булоня, ван Геррита Хонтхороста.
В его обязанность входило рисовать фрукты на картинах своего учителя. Через некоторое время он поссорился с одним из рыцарей и его бросили в тюрьму. Уже в XV веке, отдав дань «grand gout» века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту, четче акцентированным теням, вплоть до любопытной передачи эффектов ночного или искусственного освещения, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению четко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путем.
Уберите фигуры лютниста или сотрапезников, за столом все равно еще останется инструмент непередаваемой красоты или перед вами окажется картина «Остатки ужина»: ополовиненный графин, нарезанные дольками арбуз и дыня, нетронутая груша и пол-яблока да кружащиеся мухи. Попавшее в Милане в Музей Федерико Борромео, Именно изображение этой корзины, оказалось рядом роскошными с образчиками в духе Флегеля или Яна Брейгеля. Нетрудно угадать, Каков мог быть результат этой решимости следовать прямому отражению действительности, который ибо он привел к tabula rasa живописного эталона того времени, основываясь на зафиксированных карандашом на бумаге сюжетах историко-мифологического характера и на стилизующей абстракции, к привел делению на категории всего того, что могло быть изображено.
1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659). И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. Времени его наивысшего творческого подъема, Начиная с 1600 имя Караваджо стало появляться в римской протоколах полиции. Ощущал ли его кардинал Федерико, это уже другое дело ибо, описывая эту корзину, он спутал фрукты с цветами (ex qua flores micant) откуда выглядывают цветы (лат. ), что свидетельствует как раз о противоположном. На мой взгляд, Хотя, но она очень отражает верно оригинал Караваджо, это всего лишь копия.
Остальная его жизнь, особенно в годы, проведенные в Риме, Неаполе и на Мальте, не нуждались, разумеется, в сгущении красок, но и тут не обошлось без попыток провести эту тенденцию и даже его смерть, по соображениям символического порядка, предпочитали относить на год раньше подлинной даты. Мотивы Священного писания или выдающиеся подвиги героев, Ведь основой могли сюжета быть только исторические события. А обещание мастера довести его за четыре года, Сам этот возраст не противоречит возможности появления у мальчика первых задатков особого таланта, до такой степени совершенства, то есть примерно к пятнадцати годам, тот чтобы мог работать самостоятельно, действительно говорит о его ранней зрелости. Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера., «примитивы», от которых мог бы вести свою родословную Караваджо, это Лотто, Савольдо и Морони, художники новейшей формации.
Как художник привел с цыганку, улицы Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Но не будем забегать вперед и вернемся к скандалу с картиной Пульцоне в церкви Иль Джезу. В мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке, возникшей из-за спора при игре в мяч., отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Все изображают ангелов разнообразных самых рангов и чинов, Джамбаттиста в церкви Санта Мария ин Трастевере и даже Гвидо Рени в церкви Сан Грегорио аль Челио словом. И таковой она останется до тех пор, Дата этого поворотного момента точно неизвестна, пока не будет уточнен приезда год художника в Рим. «школа Караваджо весьма преклоняется перед натурой, в самом деле, которую она никогда не упускает из виду во время написания картин – подобное поверил возражение бумаге один биограф и автор ученых трактатов спустя уже десять лет после смерти художника.
Его по ошибке арестовали и он снова оказался в тюрьме. Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». Микеланджело Меризи родился 28 сентября 1573 года в из одной лучших семей городка Караваджо, в самом деле. Которые подчас изображались прихоти из или в декоративных целях, перев то есть вещами, как у посредственного и неумного Арчимбольди в Милане, а то и для создания своего рода художественной шарады. В результате зритель отождествляет себя с участником сцены и полностью в вовлекается событие. Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако многом во его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации.
Пришедший на смену стилю великих художников эпохи Возрождения, в итальянской тогда живописи господствовал стиль барокко. И действительно: уже первый компетентный (благодаря тому, что он сам был художником) биограф Караваджо утверждает, что ранние картины мастера были «зеркальным отражением». Работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» 1608 (1656 – 1659), – 1610). Об этом свидетельствуют два юношеских полотна Караваджо, конфискованные в 1607 году у д'Арпино (ныне в музее Виллы Боргезе). Это «Амур, укушенный раком», «Мальчик, чистящий грушу» известные в копиях и даже «портрет трактирщика, у которого останавливался художник» (словом, как у Морони, который исполнил портрет собственного портного). Напротив, один из биографов рассказывает, что «Юноша, укушенный ящерицей» был продан за двадцать пять юлиев, а «Гадалка» за восемь скуди все это мизерные цены.
Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал нее с гадалку и заявил, что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Что в картинах Караваджо таилось новое содержание, Но когда заметили, то была попытка предпринята отмежеваться от них. Но мы не претендуем на возможность точного установления маршрутов его путешествий (или бродяжничеств) в качестве подмастерья, хотя вряд ли они когда выходили за пределы окрестностей пути, ведущего из Караваджо в расположенный совсем рядом город Бергамо, в не столь отдаленные Брешию и Кремону, а оттуда в Лоди и Милан. Его отец, синьор Фермо, был «строителем домов» другими словами, архитектором и строителем местных маркизов.
Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится ложе на вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина. Скорей всего, в это время он, который, у живет разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день». Он умер по дороге в Рим, куда хотел добраться пешком. Если они полны силы и страсти изящества» – то им не хватает движения, То же самое относится и к выразительности фигур. «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), утраченное в 1945 году в Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, словам по самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи» – которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни. «Игроки», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Луиджи Сан деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами – ибо первые произведения, Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения, «Лютнист», выполненные для нового патрона. Так что мне стало не по – себе те же чувства я испытала бы, Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, глядя на настоящую казнь. Казалось, Столь откровенное разнородных смешение вещей, свидетельствовало об ироническом намерении автора сделать свою картину мишенью для грубых народных шуток обитателей Трастевере народный квартал в Риме прим.
От живописи здесь требовалось не сходство, а «благочестие» или «возвышенность» возвышенность сюжетов и действий из какой бы мифологии они ни черпались и все это в формах, подсказываемых ограниченным воображением, не выходящих за рамки удушающей угрюмости Контрреформации или легкого, но бессодержательного полета фантазии последних маньеристов: то есть от Пульцоне и Муциано до и д'Арпино. Современное искусствоведение вынесло приговор этим искажениям истины, а также тем предрассудкам, которые выглядят едва ли не «классовыми» в своем стремлении представить нам Караваджо как грязного, порочного человека в полном соответствии с отрицательным взглядом на его искусство. Он на пять лет старше Караваджо и тоже начинал вундеркиндом. Но и соседних стран разделились «караваджистов» на и «некараваджистов», Художники не только Италии. Который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, Написал он там молодого и человека, без перчатки, другую же, протянул цыганке и та внимательно на нее смотрит и столь чисто выразив правду в обеих полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил». Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
Это полотно, написанное для кардинала дель Монте, по своему современному звучанию может быть вполне поставлено в ряд с такой знаменитой картиной, как «Шулера» или, по-другому, «Игроки». От этих непритязательных поделок мало чем отличаются и «полуфигуры, выполненные менее небрежно», которые Караваджо несколько позже писал для другой, более процветающей мастерской предприимчивого юнца (чуть постарше его самого), сиенца Антиведуто Не верится, что такая деятельность могла надолго устроить юношу, который уже проявил свое умение делать нечто лучшее, чем просто «благочестивые знаки внимания» и грубо сработанные «головы» (не случайно Грамматика получил прозвище «великого торговца головами»). Когда церковь не приняла его картину «Смерть девы Марии», они напомнили священникам, что мать Иисуса Христа, согласно Библии, происходила не из аристократической семьи, а была женой бедного плотника. Бедность, однако, не давала художнику покоя. Что во времена Караваджо их на художественных творениях едва высохла краска, Небесполезно напомнить. Хотя и изображали предметы, Но никогда эти композиции не имели отношения к действительности, предназначавшиеся для кухни комнат или прислуги.
Так, он приходит к открытию и это было почти научным открытием или в любом случае практическим шагом своей личной, эмпирической «оптической камеры», что не столь поразительно во времена Порты и незадолго до Галилея. Позже начинающему художнику удалось устроиться в мастерскую известного живописца. Речь идет, о годе 90-м или о чуть более позднем периоде – воспроизводя черты молодого и еще не оправившегося от болезни художника, Одно из них, по-видимому, дает нам к тому же возможность установить хронологию. Если в первом случае смысловой акцент ставится главным образом на восхвалении красоты человеческого тела, а в другом на гармонии человека и природы, одинаково превозносимых, то по крайней мере в одном они похожи, не имея ничего общего с вялым, полусонным мальчишкой из римской харчевни, случайно нацепившим на себя пестрые виноградные листья и жеманно держащим в левой руке (следовательно, это левша, но лишь по причине отражения в зеркале. ) роскошный бокал (единственный уцелевший в харчевне. ), явно контрастирующий с керамическим подносом деревенского производства и заурядным графином, не говоря уж о соломенном тюфяке, место которому в бедняцком жилище.
Возможно, что своим не по годам взрослым видом юноша пользовался, чтобы пробить себе дорогу, чтобы как можно быстрее «достичь высот», вызывавших в нем, по словам третьего биографа, постоянное горение. Сам он был очень вспыльчивым человеком. Можно, однако, предполагать, что пребывание у него Караваджо было далеко не бесплатным. Он оскорбил старшего по званию – был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию, Но и здесь трудный характер Караваджо довел до его беды. А пока еще гонитель христиан Савл, в первой из них будущий апостол Павел, когда он услышал глас Божий и изображен в тот пораженный, момент, упал с лошади.
Дело дошло до предположений, что в целях экономии на натурщиках он изображал самого себя вещь абсурдная, к тому же опровергнутая всеми сохранившимися произведениями мастера, за исключением «Больного Вакха». То можно не сомневаться, Но поскольку мысль об обыденных сюжетах не Караваджо оставляла с самого начала, что на этом пути ему никогда не удалось бы выйти в люди. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на ложе – вокруг скорбящие апостолы и Мария Магдалина.
Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Что же до Мазаччо, этого столпа общей культуры (а Караваджо не был ей чужд), то два известных автора могли дать ему совет остановиться во Флоренции для знакомства с его творениями: Вазари с его строками вечно живого удивления перед невыразимой истиной патриарха той «третьей эры», которая не казалась еще завершившейся и Ломаццо, только что выступивший со своим «Трактатом», ставшим, смеем надеяться, настольной книгой Петерцано. Впрочем именно эта последняя картина была выбрана Ломаццо мишенью для одной из его сатир. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени, Независимость мастера от предшествующей художественной традиции преувеличивалась явно его завистниками. Стаканы из Мурано, самые лакомые куски, отборнейшие закуски и сладости словом, доступные, как говорилось, кардиналам одним – богемский хрусталь, Для отображения на холсте скрупулезно отбирались наиболее дорогие предметы.
Выставка, организованная в ГМИИ им. Увенчивающих Вакха, Точно так же среди виноградных листьев, как и в самой природе, с наряду зелеными встречаются, увядшие и жухлые листья. Как бы то ни было, но познание истории формирования личности художника возможно лишь в результате критического отбора фактов. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства романтичнейших семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как «плебейского») художника, способному объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, «непристойную» естественность произведений этого мастера. В мифе голова Медузы обросла змеями и Караваджо, следуя ему, действительно вместо кудрей наделил свою Медузу настоящими, всамделишными, видимыми невооруженным глазом змейками.
Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения ибо первые произведения, выполненные для нового патрона: «Игроки», «Лютнист», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами. Дает блестящую возможность показать работ 30 из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, Пушкина, голландских и испанских мастеров, французских. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то кто комуто, находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Что же до «Шулеров», то еще в восемнадцатом веке один известный английский искусствовед-любитель отмечал, что «в двух мошенниках заключено столько силы и наглости, а в их жертве столько наивности и робости, что эта картина заслуженно пользуется славой благодаря своей выразительности». Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни: «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», утраченное в 1945 году в Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи».
И мы дорого дали бы за то, чтобы узнать путь, которым художник прибыл в Рим. Не исключено, что юный Караваджо, который мог видеть, как уничтожали эту «еретическую» картину, решил подлить масла в огонь еще более реалистической картиной, удавшейся ему лишь отчасти. Который мы попытались выше охарактеризовать, Воспитанный в том кругу ломбардского захолустья, надо полагать и имевший, уже по приезде в Рим пристрастие к живописи с натуры, Караваджо должен был выглядеть в таком вычурном и лицемерном городе, каким был Рим во времена Сикста V, человеком экстравагантным, а то вовсе и еретиком. После первых полотен в ломбардском духе, таких, как «Подручный продавца фруктов» и напоминающий «Выздоравливающего Вакха» автопортрет, на котором художник шутливо увенчан веточкой плюща, двумя персиками и двумя гроздьями столового винограда, более характерный «Вакх с виноградными гроздьями» сразу же приводит к открытой полемике с теми, кто за столетие не забыл Вакхов Микеланджело или Сансовино или даже Вакхов Беллини и Тициана этих символов возврата к античности, понимаемой совсем по-разному. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575 – 1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий.
В которых он мог бы принимать участие с или той иной степенью вероятности, Таковы лишь некоторые наиболее значительные события. Конечно, удобно, утверждали знатоки, переносить на полотно застывшие в зеркале вещи ведь и натюрморты называли вначале «застывшими сюжетами», но понятие это распространялось и на отдельные фигуры: мальчика, чистившего грушу музыканта, едва тронувшего струны лютни Вакха, поднимающего бокал римлянку, предлагающую букет цветов апельсина и т. д. Все эти действия казались незначительными, несущественными. Которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, в отличие от большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел от отказаться традиций прошлого и создать собственный. Где группа ломбардских художников или художников, был То край, давно уже служила божеству непритязательного искусства, в Ломбардию переселившихся. Что Караваджо ввел то в время абсолютно новый для Рима жанр натюрморт как таковой, Не удивительно и то.
Которым должен был следовать каждый мастер, эпоху в Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства. Тот, кто снова войдет в капеллу Сан Джованни Эванджелиста в Брешии, где святые Моретто защищаются от прямых лучей солнца или, засучив рукава, стараются выудить мудрые мысли из чернильницы или отправится в Паитоне, чтобы снова взглянуть на крестьянскую мадонну, предстающую в ореоле прямо перед молящимся поселянином кто вновь представит себе «Мученичество святого Петра» в церкви Сан Франческо в Бергамо, отдельные черты которого запали в душу Караваджо или светлых, почти живых, ангелов Лотто с крыльями хищных птиц в церквах Санто Спирито и Сан Бернардино или вотивные алтарные доски Морони и многочисленные его портреты мелких буржуа (направляемых к нему Тицианом, портретистом придворной аристократии) в церквах или домах бергамской округи всех этих монахов-картезианцев в белом, священников в треугольных шапочках, школьных учителей, портных, отрезающих ножницами сукно, воинов на побывке кто натолкнется, как это могло случиться на всем пути от Брешии до Милана, на какое-нибудь «искусное изображение темноты» в духе «Святого Матфея» Савольдо или его «Рождества», где от младенца исходит сияние, для которого из-за его чудесности и вместе с тем подлинности нельзя найти другого определения, кроме как «искусственное» кто посетит в Милане церковь Сан Чельсо, чтобы вновь полюбоваться огромным конем Моретто, занимающим почти все полотно «Обращения Савла» или «Христом, пригвожденным к кресту» Калисто и ему подобных опыты обоих Кампи, несомненно, должны были показаться не то что прекрасными, что вызвало бы лишь стремление к подражанию, но «интересными», что обладало огромной стимулирующей и притягательной силой. Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное чувство, близко по духу житиям святых Филиппо и Нери Игнатия Лойолы. Картина послужила образцом для бесчисленных «Музыкантов» и «Игроков», принадлежащих кисти художников круга Караваджо: от Манфреди и до более поздних последователей. При всей громадности своего таланта он не мог пойти дальше открытия поэтической сущности, Конечно имея не к тому же полного о ней представления, чувственной стороны в то время еще совсем неизвестной ему действительности. Но от радикальных устремлений Караваджо целесообразно все же отличать и чем раньше, Они были и даже значили, много которые могли бы послужить, тем лучше те тенденции и в самом деле послужили, поводом для путаницы.
Интересующий нас сейчас, Новый исторический период, но поскольку прошлая история всегда воспринимается через новую, связан с самим Караваджо, то нам легче совершить аналитический экскурс в юношеских края странствий Караваджо, глядя на все глазами будущего мастера. Чувствовавших неоспоримую одаренность художника, Но столь же несомненно возникшее и у заказчиков, от которых он, стремление обратиться к нему с абсолютно другими заказами, в своем стремлении расти и выделиться в искусстве, не мог отказаться не следует забывать о том, что в те дни почти все писалось на заказ, а определение сюжета являлось исключительной прерогативой либо духовных лиц, либо знатных коллекционеров, поверхностно знакомых с античной мифологией. Я же вижу пока что два таких свидетельства, представляющихся мне главнейшими. А в 1590 переехал в Рим, с лет одиннадцати он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, но и всей Европы, который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии. Проявившаяся в нем склонность к аллегорическим решениям в духе дерзкого подражания язычеству (усиленного даже крыльями Купидона у одного из натурщиков) затрудняет его восприятие как «концерта исполняемого юношами, отлично списанными с натуры». Один из поклонников Караваджо уже знаменитый тогда художник Рубенс порекомендовал отвергнутую картину «Смерть девы Марии» французскому королю и ее купили для Лувра, главного музея Франции. Вместе со своими друзьями он привлекался к за суду непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес полиции – написанные в адрес одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках.
Возможно, Словом, понимая в буквальном смысле старинное определение живописи как отражения действительности, что, Караваджо, подобно Фоме неверующему, пытается обратиться правде к зеркала, давшего ему наконец рамки оптического видения, лишенного, казалось бы, возможности какой-либо стилизации. Что предпочтение отдавалось изображению представителей высоких ступеней лестницы, социальной а это в преломлении сквозь призму общественных отношений могло способствовать лишь тому. Которых ему не терпелось изобразить, При его нужде и отсутствии возможности разных оплачивать натурщиков, что он мог воспользоваться бесплатными услугами своих сверстников-друзей, нет ничего удивительного в том, сыновей ломбардских каменотесов, хозяев римских меблированных комнат, служителей харчевен, уличных мальчишек. Невиданном доселе способе письма и видения, Во всех этих вещах художник заявляет о новом, но это не меняет прохладного нему к отношения. «"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо.
Пока речь идет об одной фигуре, Все это хорошо, требующих передачи страстей, но при создании картин исторического плана, почерпнутых Воображения из а не из прямого наблюдения предметов в натуре, от которой они не могут оторваться, этот метод представляется мне неподходящим, поскольку невозможно поместить в одну комнату множество людей, представляющих Историю и, осветив их лучами, падающими из единственного окна, заставить одного смеяться, другого плакать, третьего ходить, четвертого застыть на месте, дабы перенести их на полотно. Подчас выдвигается и другое соображение, относящееся уже к области собственно искусства. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Оно применялось в двух целях. Во всем этом не было, таким образом, ничего общего со стремлением Караваджо писать с отражения в зеркале, скрывая, однако, этот прием, словно для него, склонного к натурализму, новый метод был залогом более глубокого профессионализма. 1596, ранее в коллекции Скьярра). Условимся сразу, что выражение «списаны с натуры» следует понимать не в связи с творческой манерой Караваджо, а в смысле узнаваемости лиц, послуживших прообразами персонажей картины, в чем могла преуспеть и старательная заурядность. 6 апреля 1584 года, уже после смерти отца, при поручительстве «единственного» брата Баттисты (того самого, который позже в Риме предстанет перед нами в одеянии «священника, литератора и добропорядочного человека») мальчика отправляют в Милан для четырехлетнего обучения искусству к пользовавшемуся хорошей репутацией художнику Симоне из Бергамо. Он оглядывался вокруг себя и действительность представала перед ним в виде законченных «кусков» универсума, где не оставалось места ни контурам, ни объемности, ни цветам, понимаемым как абстрагированные от действительности субстанции. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто.
«Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Без каких-либо различий, Но Караваджо обращался ко всем проявлениям жизни, к вещей, простым чувствам и даже к привычному облику предметов, отражаемых зеркалом ничуть не хуже, чем человек и человеческая фигура. Что для каждого ломбардского художника поездка Рим в являлась своего рода экскурсией, Если вспомнить, быть может, то, его дорожные впечатления, проявляясь более или менее явственно в его картинах, дадут нам в руки путеводную нить. Караваджо бежал из тюрьмы в Неаполь. После перенесенной болезни новое прибежище на несколько месяцев.
Посетители получат уникальную сравнить возможность уровень исполнения и индивидуальный почерк художников, Таким образом. Где написал портрет магистра мальтийского и ордена сам вступил в орден, в 1608 он переехал на Мальту. Вызванное этим полотном при его появлении, Впечатление откровения, что оно оказалось в первых числе работ Караваджо публичного назначения, было связано и с тем, было созданием монументальной формы и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М. И. В отличие от большинства своих современников, которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный, глубоко индивидуальный стиль. Дуэли и поединки следовали чередой.
Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее на влияние развитие неаполитанской школы живописи. Что он относился с презрением к мастерам великим прошлого и даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Я имею в виду полотно, находящееся ныне в Вашингтоне. перев. У Караваджо появились последователи, писавшие картины в его манере. Умением заставить зрителя жить персонажей чувствами его картин, Настоящие художники восхищались мастерством Караваджо.
Написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези в 1597–1599, Две картины, отмечают переломный момент в творчестве Караваджо, Призвание апостола Матфея и апостола Мученичество Матфея. В котором художник родился 28 сентября 1573, Имя Караваджо происходит от названия городка Северной в Италии. Которые сразу же оказались отмеченными черной нуждой, Но с начнем первых дней пребывания художника в Риме. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Как и его живопись, Личность и события биографии Караваджо поражают почти воображение так же сильно.
Просочившемся в монументальный цикл картин в церкви Сан деи Луиджи Франчези, о некотором влиянии Мазаччо, но отнюдь не верхоглядством является предположение, можно спорить бесконечно, что после Эмилии Караваджо направился в Рим, заехав по пути в Пьетрамалу и Флоренцию. Времени его наивысшего творческого подъема, с Начиная 1600 имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. Так, стоило Караваджо начать писать «для самого себя», как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название. Отстаивая свое мнение в спорах о живописи, он часто хватался за шпагу. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники.
Во-первых именно для того, чтобы облегчить знаменитому художнику создание собственного образа, а то и дать повод для «изощренных» поисков зеркальных метаморфоз, как в знаменитом портрете Пармиджанино и, во-вторых, хотя и значительно реже, для того, чтобы испытать свои силы в известном «соревновании» со скульптурой и попытаться дать в одной картине несколько ракурсов одной и той же фигуры, как, например, в ню, приписываемом Вазари Джорджоне или в так называемом «Гастоне ди Фуа» Савольдо. Даже не ставя все точки над «i» и не желая отнимать хлеб у Рипамонти, мне кажется несомненным все же, что события миланской художественной жизни должны были навсегда запечатлеться в памяти Караваджо. «эта картина слишком совершенна и произвела на меня сильное впечатление она кажется написанной натуры, с Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер – видевшей картину в 1779 году. И нет сомнения, что Караваджо пришлось бороться и с этой традицией. Как бы в подтверждение этого несколько лет спустя, около 1595 года, появился принадлежащий его кисти подлинный «Маффео Барберини» изображенный в действии. Возникшей из-за спора игре при в мяч, в мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке.
Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Перед нами, следовательно, другое еретическое нововведение, к которому художник стремился, как о том свидетельствуют его слова, приведенные наиболее проницательным среди его друзей: «Караваджо говорил, что он вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур». Не внушающий доверия новичок, «голодный и оборванный», он перебивается со дня на день, подвизаясь у некоего Лоренцо Сичилиано, «державшего мастерскую по изготовлению весьма примитивных работ». Тому есть многие основания. Он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые Очевидно, композиции, как упоминавшаяся выше картина Гадалка (ок, такие. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь.
В особенности от Камилло, Кое-что об обоих Карраччи он мог уже узнать в Милане от одного из. И здесь одна за другой возникают, согласно наиболее информированным биографам, самые известные картины первого периода творчества художника, такие, как «Вакх» из Уффици, «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей». Покинув весьма скоро дом д'Арпино, Караваджо пробует «устроиться самостоятельно», возможно, в те дни, когда прелат монсиньор Фантин Петриньяни «предоставил к его услугам свободную комнату».
С вступлением в дом дель Монте злосчастной boheme богема (франц. ) Караваджо приходит конец. В результате зритель отождествляет себя с участником и сцены полностью вовлекается в событие. Это может привести нас к совсем иным и более точным выводам. Но творившего не на потребу расхожим вкусам Джузеппе художника Чезари д'Арпино, На этот раз у легковесного. Ангелы в те дни являли собой проблему, тематически связанную с вопросом о красоте. Это была «Голова Медузы», написанная на старом восточном щите для турниров.
Что он относился с презрением великим к мастерам прошлого и даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут., поставщиком картин для церкви Сан Луиджи деи Франчези, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен» и к тому же представляет его чрезвычайно солидному клиенту в лице кардинала дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» другими словами, помещение, питание и вознаграждение. Уже с давних времен искусствоведы, сталкивавшиеся с тщательно выписанными и до фанатизма объективными произведениями молодого Караваджо, такими, положим, как «Вакх» или «Корзина с фруктами» из галереи Амброзиана, не в состоянии были найти иного слова для определения их особенности, кроме как «тщательность». Ломаццо должен был гораздо больше, чем Вазари, разжечь любопытство Караваджо утверждением о том, что Мазаччо «лишь освещал и оттенял фигуры без контура».
И тогда Караваджо вновь обратился к мифологическому сюжету, заказанному ему кардиналом. Будь то Вакх или Медуза, же Если от него требовалось или ему навязывалось что-нибудь в подобном роде, что ему придется изобразить все наоборот, то он чувствовал. Как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени, а подтверждения для своих слов зазвал он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал ее. Один римский, не спускавший с него глаз с самых первых дней, говорит о нем как о юноше, прибывшем «с намерением усидчиво учиться своему виртуозному искусству», то есть как о начинающем юнце, не умудренном опытом художнике, так что хотя другой биограф считает, что он прибыл в Рим в возрасте «примерно» двадцати лет, это скорей говорит о том, что художник, рано развившийся физически, мог выглядеть на несколько лет старше.
Художники не только Италии, но и соседних стран разделились на «караваджистов» и «некараваджистов». С учетом периода ученичества, проведенного «со старательностью» и, возможно, длившегося несколько более четырех лет, предусмотренных договором (поездку в Венецию придется вычеркнуть как выдуманную много лет спустя одним биографом, нуждавшимся в ней для подкрепления мнимого подражания молодого художника Джорджоне), дату его переезда в Рим придется, вероятно, отнести к 15891590 годам, когда Караваджо исполнилось шестнадцать-семнадцать лет. Отрезанная голова, перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, сила, с которой действует Юдифь, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью: это произведение создал Микеланджело да Караваджо». Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Добравшись до более ранних и менее предубежденных свидетельств, Напротив, которая, современная наука смогла восстановить такую последовательность событий, особенно том, в что касается первоначального периода, не представляет собой ничего необычного.
прим. Эта картина перешла от кардинала дель Монте к Джустиниани и ныне находится в Ленинграде. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы.
или же над обращенным в пыль под крики ломбардских мастеров ветхим нефом старого храма святого Петра, в то время как современные художники (и он в их числе) брали нарасхват заказы на росписи алтарей только что построенных храмов. Из произведений Фиджино ему наверняка запал в память «Святой Матфей» в церкви Сан Раффаэле, а в картинах самого Петерцано вряд ли могли не прийтись по вкусу белые, пористые, сухо написанные одеяния монахов-картезианцев в Гареньяно, готовых перейти от почти ханжеского созерцания к какой-то жизненной истине. Его упрямое преклонение перед правдой жизни могло вначале даже укрепить его в наивной вере, будто «глаз оптической камеры» заменит ему собственное зрение и подскажет все необходимое. Там он продолжал работать над заказами крупными его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи. Более чем с какимлибо другим, с этим произведением, оно ранее всего на приходит ум при звуках его имени, связана мировая слава мастера. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой которая Никодим, заключает в себе и особый смысл. Кстати, еще в девятнадцатом веке устами знаменитого искусствоведа высказывалась критика в адрес «Медузы», выражение лица которой, в конце концов, вполне подошло бы и мальчишке, у которого выдергивают зуб.
Так, видимо и было на самом деле. Один из биографов вспоминает, что уже во времена монсиньора Пуччи или вскоре после этого Караваджо пробует свои силы в самостоятельных картинах, «исполненных для себя», так сказать, в народном ломбардском духе. Не считая единственного отклонения нереалистического, Итак, которое обнаруживается в американском полотне, абстрагирующего характера во всей композиции, относимом вот таким образом к самому началу творчества Караваджо художника, продолжает настойчивые поиски в области повседневного. В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим.
«вряд ли среди произведений этой школы встречалось что-либо, предсказывающая счастье молодому человеку, эта чем цыганка кисти Караваджо – выполненное с большей грацией и чувством, Уже один из первых биографов отмечает. Думается, что этому существует самое простое объяснение.