Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент160. Личность и события биографии Караваджо поражают воображение почти так же сильно, как и его живопись. 28. 09. 1573, Караваджо (Италия), ум. В 1595 г. несмотря на солидные рекомендации, Караваджо не удалось поступить в Академию Святого Луки (Accademia di San Luca – объединение художников, созданное в Риме по инициативе папы римского Григория XIII). Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко.
Пушкина Вступительная статья Виктории Марковой к каталогу «Караваджо и последователи. Весомый вклад испанской школы в интернациональное караваджистское движение наглядно демонстрируют пять превосходных полотен серии «Апостолы», недавно справедливо отнесенных к творчеству Хусепе Риберы (1591 – 1652), работавшего в Неаполе. Караваджо пересек площадь и приблизился к воротам дворца он шел продолжить работу над портретом Павла V. Шипионе Боргезе стоял у окна. В 1604 г. Караваджо перезжает в город Лорето и создает полотно «Мадонна ди Лорето» (Madona di Loreto) для церкви Сант-Агостино.
Караваджо чувствовал, как с каждым вдохом в его груди разгорается ярость. Переехал в Рим, где8230 Художественная энциклопедия (Caravaggio собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28. 9. 1573, Караваджо, Ломбардия, 18. 7. 1610, Порто Эрколе, Тоскана) итальянский живописец. Он смотрел, как свеча дрожащим пламенем озаряет неподвижные черты Караваджо. Караваджо откинул голову к стене и закрыл глаза.
Караваджо знал людей, совершивших убийство. Легкое сострадание охватило Караваджо. – Исходя из всего этого, вряд ли можно считать случайным происшествие 31 мая 1606 года, когда в ссоре, возникшей во время игры в мяч, Караваджо убил Рануччо Томмазони из Терни.
Караваджо преклонил колено. Пушкина На выставке «Караваджо и последователи» представлены последние приобретения итальянской живописи в собрание ГМИИ им. Караваджо был ранен и вывезен друзьями из Рима в Драматическая жизнь Караваджо, полная приключений, соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры.
Слуга из трактира жаловался на то, что Караваджо бросил ему в лицо блюдо с вареными артишоками. Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. Имя Микеланджело Меризи да Караваджо 1573–1610) – итал. К сожалению, «Марию» постигла та же судьба, что и ряд других произведений Караваджо.
Отец служил управляющим в доме Франческо I Сфорца, маркиза де Караваджо, хозяина этого городка. Как известно по «КАРАВАДЖО» (Caravaggio) Великобритания, 1985, 93 мин. Если бы он убил простого крестьянина или хотя бы дворянина Горло Караваджо сжалось.
Точно так же позднее он мог бы присутствовать на похоронах Тассо, видеть (или слышать от очевидцев, например от Стефана или других представителях «той же профессии», которые позднее окажутся связанными с Караваджо узами близкой дружбы. В октябре и ноябре 1604 года художника дважды арестовывали полицейские за то, что он оскорблял их криками «Иди ты вhellip» Однажды Караваджо подвергли допросу после полученного им ранения. С годами мастерство Караваджо совершенствовалось. Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо. В 1597 г. кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо роспись потолка своей виллы и художник создал первую и последнюю в своей жизни фреску: «Юпитер, Нептун и Плутон» (Jupiter, Neptune and Pluto).
Одним из поклонников живописи Караваджо и коллекционером его картин стал маркиз, Граматики, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. В начале нового века Караваджо создал самые значительные произведения. Явившись в Рим без всякихсредств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая вВатикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его8230 Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия– 1610, Порто дЭрколе, Тоскана) итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Караваджо умолк и месса продолжалась. Голос Караваджо звучал достаточно громко, чтобы привлечь внимание богомольцев, ожидающих причастия.
Петра» и «Обращение Савла» (16001601, Помните, что «Караваджо (2007)» выложен в формате FLV, а не DivX, поэтому, если видео не показывается, то необходимо установить Flash Player, либо обновить его до последней версии. В 1591 г. в результате ссоры за карточным столом Караваджо убивает человека и перебирается в Рим, где на рубеже XVI – XVII в. в. Караваджо говорил с таким пылом, что иезуит у алтаря поднял голову от святого причастия. Это произведение имело большой успех не только у почитателей Караваджо.
Создает ли художник нечто святое в своей душе. » Караваджо улыбнулся ему в ответ. Пруденца легла на кровать Караваджо и запустила руку под его ночной колпак, перебирая волосы. Неудивительно, что они присутствуют в первых картинах Караваджо.
Караваджо устремил на него пристальный взгляд. Обращение английского художника и режиссера авангардиста Дерека Джармена к творчеству итальянского живописца Караваджо было закономерным. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.
1571–1610) Один из крупнейших мастеров барокко, Караваджо сыграл большую роль в развитии западноевропейского искусства. Децио ушлый малый, Караваджо пьяно погрозил Онорио пальцем. Караваджо рано пристрастился к азартным играм, делал долги, кроме того, обладал вспыльчивым нравом, не раз приносившим ему неприятности, часто задерживался римской полицией, но покровители защищали его, пока он не перешёл черту.
В 1601 – 1604 годах Караваджо создал «Положение во гроб». Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) родился в городке Караваджо, расположенного неподалеку от Милана, в семье архитектора Фермо Меризи. Если когда-нибудь я напишу хоть одну стоящую картину, сказал Караваджо, может быть, Господь очистит и мою душу.
Очевидно, он приехал в Рим без средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, такие, как упоминавшаяся выше картина Микеланджело Меризи, прозванный позднее Караваджо, родился 28 сентября 1571 (по другим данным – 1573) года в небольшом местечке Караваджо, что в Ломбардии. Выставка в полной мере дает представление о том, сколь важную роль играли в научной биографии Лонги исследования о творчестве Караваджо и его ближайших последователей, которых принято называть караваджистами. Мягкими мазками Караваджо наложил на лицо Пруденцы еще одну тень. В 1594 г. Караваджо получает приглашение кардинала Франческо дель Монте и начинает работать по его заказам.
Подошедший Просперо взял Караваджо под мышки и бережно усадил на ступеньки. За что я боюсь, так это за живопись, Караваджо потянул на себя шелковую розетку с камзола Бальоне. Скопив немного денег, Караваджо рисует картину «Шулера», которую увидел кардинал дель Монте и пригласил художника на должность домашнего художника в свое имение. С этими последними мастерами следует, видимо, вновь отправиться в Милан, потому что именно в годы учебы Караваджо в этом городе они возглавили непродолжительный «бунт» в натуралистическом духе.
Он оскорбил старшего по званию – был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию, Но здесь и трудный характер Караваджо довел его до беды. С учетом периода ученичества, проведенного «со старательностью» и, возможно, длившегося несколько более четырех лет, предусмотренных договором (поездку в Венецию придется вычеркнуть как выдуманную много лет спустя одним биографом, нуждавшимся в ней для подкрепления мнимого подражания молодого художника Джорджоне), дату его переезда в Рим придется, вероятно, отнести к 15891590 годам, когда Караваджо исполнилось шестнадцать-семнадцать лет. Хотя и относящимся к становления периоду художника, Обращаясь к этим первым сюжетам, мы задаемся вопросом и желая предупредить и опровергнуть ошибки в их интерпретации, почему Караваджо изображает в это время почти исключительно молодых людей. Что внутри указанных направлений не индивидуальных было различий, Этим мы не хотим сказать.
«Игроки», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами – первые ибо произведения, Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения, «Лютнист», выполненные для нового патрона. Уже в XV веке, отдав дань «grand gout» века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту, четче акцентированным теням, вплоть до любопытной передачи эффектов ночного или искусственного освещения, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению четко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путем. Это может привести нас к совсем иным и более точным выводам. Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное чувство, близко по духу житиям святых Филиппо Нери Игнатия и Лойолы. Выставка, организованная в ГМИИ им.
Которым должен был следовать каждый мастер, эпоху в Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства. Просочившемся в монументальный цикл картин в церкви Сан Луиджи деи Франчези, о некотором влиянии Мазаччо, но отнюдь не верхоглядством является предположение, можно спорить бесконечно, что Эмилии после Караваджо направился в Рим, заехав по пути в Пьетрамалу и Флоренцию. Современное искусствоведение вынесло приговор этим искажениям истины, а также тем предрассудкам, которые выглядят едва ли не «классовыми» в своем стремлении представить нам Караваджо как грязного, порочного человека в полном соответствии с отрицательным взглядом на его искусство. Ощущал ли его кардинал Федерико, это уже другое дело ибо, описывая эту корзину, он спутал фрукты с цветами (ex qua flores micant) откуда выглядывают цветы (лат. ), что свидетельствует как раз о противоположном. Как и его живопись, Личность и события Караваджо биографии поражают воображение почти так же сильно. И нет сомнения, что Караваджо пришлось бороться и с этой традицией. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты.
Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима того времени, Независимость мастера от предшествующей художественной явно традиции преувеличивалась его завистниками. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники.
Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. И мы дорого дали бы за то, чтобы узнать путь, которым художник прибыл в Рим. Скорей всего, в это время он, который, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет себе к в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день». Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком.
Что для каждого ломбардского художника поездка в Рим являлась своего рода экскурсией, Если вспомнить, быть может, то, его дорожные впечатления, проявляясь более или менее явственно в картинах, его дадут нам в руки путеводную нить. Нетрудно угадать, Каков мог быть результат этой решимости следовать прямому отражению действительности, который, он ибо привел к tabula rasa живописного эталона того времени, основываясь на зафиксированных карандашом на бумаге сюжетах историко-мифологического характера и на стилизующей абстракции, привел к делению на категории всего того, что могло быть изображено. Что же до Мазаччо, этого столпа общей культуры (а Караваджо не был ей чужд), то два известных автора могли дать ему совет остановиться во Флоренции для знакомства с его творениями: Вазари с его строками вечно живого удивления перед невыразимой истиной патриарха той «третьей эры», которая не казалась еще завершившейся и Ломаццо, только что выступивший со своим «Трактатом», ставшим, смеем надеяться, настольной книгой Петерцано. 1595, Рим, Капитолийские музеи) и Шулеры (ок. К счастью, более ранний биограф предупреждает нас, что Караваджо не умел делать «похожих» или, как тогда говорили, «сходственных» портретов, а писал их по-своему. религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. Художник возвратился в Неаполь, Прожив несколько там месяцев, где подвергся нападению в какой-то таверне и был изуродован. Дело даже дошло до того, что Караваджо тяжело заболел и вынужден был лечиться в госпитале для бедняков «Консолационе».
Когда краски высохнут, слуги отнесут «Марфу» во дворец госпожи Олимпии Альдобрандини и она выставит ее в своей галерее на обозрение почтенной публики. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке 18 Порто-Эрколе июля 1610, уже был болен малярией. Во времена же Караваджо, проложившего новый путь, новизна которого, однако, понята была немногими (имена этих немногих постепенно вводятся в обращение: от ), предпринимались попытки поднять натюрморт хотя бы на ступеньку выше. Проявившаяся в нем склонность к аллегорическим решениям в духе дерзкого подражания язычеству (усиленного даже крыльями Купидона у одного из натурщиков) затрудняет его восприятие как «концерта исполняемого юношами, отлично списанными с натуры». Их «зеленым возрастом» во многом объясняется несколько сомнительная внешность «Вакха» или «Лютниста», выдаваемого иногда за лютнистку.
«Успение Богоматери», написанное Антонио Кампи в 1577 году в церкви Сан Марко или «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (церковь Сан Паоло, 1579), а в еще большей степени «Посещение святой Екатерины в темнице» (Сант Анджело, 1583) выглядят черновыми набросками художника, подобного Караваджо, но не достигшего его уровня из-за постоянного пребывания в провинции. Дело дошло до предположений, что в целях экономии на натурщиках он изображал самого себя вещь абсурдная, к тому же опровергнутая всеми сохранившимися произведениями мастера, за исключением «Больного Вакха». Что он относился с презрением к великим мастерам и прошлого даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Именно эта последняя картина была выбрана мишенью Ломаццо для одной из его сатир, Впрочем. А обещание мастера довести его за четыре года, Сам этот возраст не противоречит возможности у появления мальчика первых задатков особого таланта, до такой степени совершенства, то есть примерно к пятнадцати годам, чтобы тот мог работать самостоятельно, действительно говорит о его ранней зрелости. Написанные для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези 1597–1599, в Две картины, отмечают переломный момент в творчестве Караваджо, Призвание апостола Матфея и Мученичество апостола Матфея.
Все изображают ангелов самых разнообразных рангов и чинов, Джамбаттиста церкви в Санта Мария ин Трастевере и даже Гвидо Рени в церкви Сан Грегорио аль Челио словом. Особенно в годы, Остальная его жизнь, Неаполе и на Мальте, проведенные в Риме, не нуждались, разумеется, в сгущении красок, но и тут не обошлось без попыток провести эту тенденцию и даже его смерть, по соображениям символического порядка, предпочитали относить на раньше год подлинной даты. И Караваджо, в мифе голова обросла Медузы змеями, действительно вместо кудрей наделил свою Медузу настоящими, следуя ему, всамделишными, видимыми невооруженным глазом змейками. Это полотно, написанное для кардинала дель Монте, по своему современному звучанию может быть вполне поставлено в ряд с такой знаменитой картиной, как «Шулера» или, по-другому, «Игроки».
Напротив, один из биографов рассказывает, что «Юноша, укушенный ящерицей» был продан за двадцать пять юлиев, а «Гадалка» за восемь скуди все это мизерные цены. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма. Оно было куплено тем же патроном. В то время как иезуитская теология занималась этой проблемой со всеми изысками Суареша, в искусстве Рима между 1585 и 1595 годами появляются свои «ангелы».
В результате зритель отождествляет себя с сцены участником и полностью вовлекается в событие. Но по иронии судьбы лучшие картины Бальоне написаны в стиле караваджизма, Ненависть к Караваджо чувствуется и биографии в художника в его книге. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится ложе на вокруг – скорбящие апостолы и Мария Магдалина.
Конечно, удобно, утверждали знатоки, переносить на полотно застывшие в зеркале вещи ведь и натюрморты называли вначале «застывшими сюжетами», но понятие это распространялось и на отдельные фигуры: мальчика, чистившего грушу музыканта, едва тронувшего струны лютни Вакха, поднимающего бокал римлянку, предлагающую букет цветов апельсина и т. д. Все эти действия казались незначительными, несущественными. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Чем просто подражание природе в его живописи сочетаются глубокое понимание психологии человека и точная передача характера света и формы, Реализм Караваджо – это нечто разыгрывающуюся большее, на холсте, что дает возможность преобразить реальность в драму. Которым должен был следовать мастер, каждый в эпоху Контрреформации были установлены строгие каноны для религиозного искусства.
Даже не ставя все точки над «i» и не желая отнимать хлеб у Рипамонти, мне кажется несомненным все же, что события миланской художественной жизни должны были навсегда запечатлеться в памяти Караваджо. Таким образом, Во всем этом не было, скрывая, ничего общего со стремлением Караваджо писать с отражения в зеркале, однако, этот прием, словно для него, склонного к натурализму, новый метод был более залогом глубокого профессионализма. Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления в адрес – полиции написанные в адрес одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках. Ослабевшее и истощенное тело Богоматери покоится на вокруг ложе – скорбящие апостолы и Мария Магдалина.
После первых полотен в ломбардском духе, таких, как «Подручный продавца фруктов» и напоминающий «Выздоравливающего Вакха» автопортрет, на котором художник шутливо увенчан веточкой плюща, двумя персиками и двумя гроздьями столового винограда, более характерный «Вакх с виноградными гроздьями» сразу же приводит к открытой полемике с теми, кто за столетие не забыл Вакхов Микеланджело или Сансовино или даже Вакхов Беллини и Тициана этих символов возврата к античности, понимаемой совсем по-разному. Не пробавлялся ли этот ревностный скупкой карьерист и перепродажей картин молодых художников, Не знаю. Ломаццо должен был гораздо больше, чем Вазари, разжечь любопытство Караваджо утверждением о том, что Мазаччо «лишь освещал и оттенял фигуры без контура». Если они полны страсти силы и изящества» – то им не хватает движения, То же самое относится и к выразительности фигур. И здесь одна за другой возникают, согласно наиболее информированным биографам, самые известные картины первого периода творчества художника, такие, как «Вакх» из Уффици, «Гадалка, предсказывающая судьбу», «Отдых на пути в Египет», «Кающаяся Магдалина», «Юноша, укушенный ящерицей». И поскольку сетчатка глаза сама по себе имеет огромное поле дефокусированного, расплывчатого пространства, то не лучше ли было представить последнее в том виде, как оно предстает перед нами в правдивом отражении в зеркале, дающем нам всегда «единство фрагмента», погруженного в собственную световую среду, в своего рода «аквариум жизни». Что это означает.
Но от радикальных устремлений Караваджо целесообразно все же отличать и чем Они раньше, были и даже много значили, которые могли бы послужить, тем лучше те тенденции и в самом деле послужили, поводом для путаницы. Именно за такие картины Караваджо критиковали его современники. Картина послужила образцом для бесчисленных «Музыкантов» и «Игроков», принадлежащих кисти художников круга Караваджо: от Манфреди и до более поздних последователей. Если эксперимент выглядел безобидно, в случае любом все попытки Караваджо наталкивались на готовые возражения подчас скрытые, если речь шла о более существенных вещах, открытые., «примитивы», от которых мог бы вести свою родословную Караваджо, это Лотто, Савольдо и Морони, художники новейшей формации. И тогда Караваджо вновь обратился к мифологическому сюжету, заказанному ему кардиналом. Не раз предавался он, видимо, восторгу перед лицом этого «природного колдовства», а в особенности его поражало то, что, как он заметил, в зеркале совсем не обязательно должна была отражаться человеческая фигура: с ее исчезновением оно продолжает отражать наклонную плоскость пола, тень на стене, валяющуюся на земле ленту.
Спустя годы, после ранней смерти Караваджо в 1610 году, Бальоне был его первым биографом. Ангелы в те дни являли собой проблему, тематически связанную с вопросом о красоте. Тщательность же Караваджо это уверенность зрительного световой восприятия среды, Тщательность этих художников выражается в основном в их терпении, если взглянуть с другой стороны, живопись как зеркало действительности или, действительность, увиденная в зеркале глазом, умеющим передать при необходимости и настроение данного момента. Если в первом случае смысловой акцент ставится главным образом на восхвалении красоты человеческого тела, а в другом на гармонии человека и природы, одинаково превозносимых, то по крайней мере в одном они похожи, не имея ничего общего с вялым, полусонным мальчишкой из римской харчевни, случайно нацепившим на себя пестрые виноградные листья и жеманно держащим в левой руке (следовательно, это левша, но лишь по причине отражения в зеркале. ) роскошный бокал (единственный уцелевший в харчевне. ), явно контрастирующий с керамическим подносом деревенского производства и заурядным графином, не говоря уж о соломенном тюфяке, место которому в бедняцком жилище. Он посмотрел на стоящий у противоположной стены мольберт, на незаконченную «Марфу и Марию Магдалину».
Это наводит также на мысль о том, что уже в годы ученичества (длившиеся, возможно, немного больше) необыкновенно рано созревший ученик не лишал себя возможности созерцания окружающего мира, которое без опосредования в словах, вследствие мгновенного, безмолвного воздействия зрительных образов на ум и воображение художника, способствует начальному воспитанию чувств с невообразимой быстротой, закрепляет установившиеся предпочтения, подсказывает образ действия в будущем. Оно применялось в двух целях. Которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, в от отличие большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный. Так, стоило Караваджо начать писать «для самого себя», как оказалось, что он уже вышел за рамки двух больших иконографических ограничений, принятых для земной и небесной мифологии и свел на нет всю шкалу бытовавших сюжетов. В это время он, скорей всего, живет у разбогатевшего на строительстве храма святого Петра уроженца области Марке Пандольфо Пуччи, который, дабы возместить расходы на скудное, однообразное питание, предоставляемое художнику (не замедлившему окрестить его в отместку «Монсиньором Салатом»), увозит или отправляет к себе в Реканати несколько «благочестивых знаков внимания», вещи, которые художник не пытается вновь отыскать, наряду с «головами», которые он «оптом поставлял» Лоренцо Сичилиано изготовляя «по три штуки в день».
6 апреля 1584 года, уже после смерти отца, при поручительстве «единственного» брата Баттисты (того самого, который позже в Риме предстанет перед нами в одеянии «священника, литератора и добропорядочного человека») мальчика отправляют в Милан для четырехлетнего обучения искусству к пользовавшемуся хорошей репутацией художнику Симоне из Бергамо. После перенесенной болезни новое прибежище на несколько месяцев. Уберите фигуры лютниста или сотрапезников, за столом все равно еще останется инструмент непередаваемой красоты или перед вами окажется картина «Остатки ужина»: ополовиненный графин, нарезанные дольками арбуз и дыня, нетронутая груша и пол-яблока да кружащиеся мухи. Что он относился с к презрением великим мастерам прошлого и даже к античному искусству, Биографы Караваджо пишут. Он на пять лет старше Караваджо и тоже начинал вундеркиндом.
Ее идея вызвала во мне дрожь ужаса, так что мне стало не по себе – те же чувства я испытала бы, глядя на настоящую казнь. От живописи здесь требовалось не сходство, а «благочестие» или «возвышенность» возвышенность сюжетов и действий из какой бы мифологии они ни черпались и все это в формах, подсказываемых ограниченным воображением, не выходящих за рамки удушающей угрюмости Контрреформации или легкого, но бессодержательного полета фантазии последних маньеристов: то есть от Пульцоне и Муциано до и д'Арпино. Эти черты лучше всего заметны в картинах на религиозные сюжеты, относящихся к римскому периоду его творчества: Обращение Савла (1601) для церкви Санта Мария дель Пополо и Успение Богоматери (1605–1606, Лувр). Бальоне, Джованни (Giovanni Baglione) 8212 1566–1643 Итальянский художник позднего маньеризма ираннего барокко искусствовед. Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.
Биографы уже упоминают о них описательно: «Амур, укушенный раком, которого он держит в руке» или «Мальчик, чистящий грушу ножом». Что воздетые руки на распростертого земле Савла и его голова выходят за раму картины в пространство зрителя, Кажется, таким образом, который, оказывается непосредственным участником происходящего. В особенности от Камилло, Кое-что обоих об Карраччи он мог узнать уже в Милане от одного из.
А. С. «эта картина слишком совершенна и на произвела меня сильное впечатление она кажется написанной с натуры, Вот отзыв английской путешественницы Анны Миллер – видевшей картину в 1779 году. Который одну руку в перчатке положил на эфес шпаги, Написал он там и молодого человека, без перчатки, другую же, протянул цыганке и та внимательно на нее смотрит и столь чисто выразив правду обеих в полуфигурах, Микеле свои слова этим подтвердил». Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 г. г. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 г. г. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1573 – 1610) итальянский художник. Джованни родился вРиме, происходил из дворянской семьи Перуджи.
Насмехаться над ней он слышал своих о работах всякие отзывы, Каждый обретет право критиковать ее. Дотронувшись до щеки Пруденцы, Теперь же, что кто угодно может подойти к холсту его и проткнуть его кинжалом, он понял. В Успении Богоматери религиозный сюжет трактован очень человечно и просто. В полутемной комнате царит атмосфера тихого и всепоглощающего горя. Эти неподвижные и безгласные вещи продолжают жить своей жизнью в лучах разгорающегося или угасающего света, Таким образом, которое как бы исходит от этих вещей в их собственном бытии, являя собой почти самостоятельный центр притяжения, тем несущих не менее на себе отпечаток взгляда того человека, который вызвал к жизни их очарование. На мой взгляд, Хотя, она но очень верно отражает оригинал Караваджо, это всего лишь копия.
Стаканы из Мурано, самые лакомые куски, отборнейшие закуски и сладости словом, как доступные, говорилось, одним кардиналам – богемский хрусталь, Для отображения на холсте скрупулезно отбирались наиболее дорогие предметы. Это произведение создал Микеланджело да Караваджо» – перерезанное горло и хлещущая из артерий кровь, Отрезанная с голова, которой действует Юдифь, сила, как бы отстраняющая взгляд от страшного зрелища, выражение лица, в котором обнаруживается жестокость и своего рода мужество, необычные в женщине, наконец, конвульсии тела Олоферна – на все это не следует смотреть тому, кто обладает хоть малейшей чувствительностью. От этих непритязательных поделок мало чем отличаются и «полуфигуры, выполненные менее небрежно», которые Караваджо несколько позже писал для другой, более процветающей мастерской предприимчивого юнца (чуть постарше его самого), сиенца Антиведуто Не верится, что такая деятельность могла надолго устроить юношу, который уже проявил свое умение делать нечто лучшее, чем просто «благочестивые знаки внимания» и грубо сработанные «головы» (не случайно Грамматика получил прозвище «великого торговца головами»). Микеланджело Меризи родился 28 1573 сентября года в одной из лучших семей городка Караваджо, в самом деле.
В которых он мог бы принимать участие с той или иной степенью вероятности, Таковы лишь наиболее некоторые значительные события. Не удивительно и то, что Караваджо ввел в то время абсолютно новый для Рима жанр натюрморт как таковой. Покинув весьма скоро дом д'Арпино, Караваджо пробует «устроиться самостоятельно», возможно, в те дни, когда прелат монсиньор Фантин Петриньяни «предоставил к его услугам свободную комнату». Свидерская).
Это была «Голова Медузы», написанная на старом восточном щите для турниров. А кому-то, возможно, взбредет в голову просто ее уничтожить почему нет. Хотя картина Савольдо и не бедна визуальными находками, целое все же относилось к области рассудочной agudeza утонченности (исп. ).
Такое, возможно, слишком буквальное, но все же глубоко новаторское истолкование мифа, возвращенного к его натуралистической первооснове, было достигнуто в ущерб эмоциональной стороне произведения. А в 1590 переехал в Рим, с одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, но и всей Европы, который к концу 16 в. стал центром художественным не только Италии. Тому есть многие основания. А в 1590 переехал в Рим, с одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, но и Европы, всей который к концу 16 в. стал художественным центром не только Италии.
С вступлением в дом дель Монте злосчастной boheme богема (франц. ) Караваджо приходит конец. Кстати, еще в девятнадцатом веке устами знаменитого искусствоведа высказывалась критика в адрес «Медузы», выражение лица которой, в конце концов, вполне подошло бы и мальчишке, у которого выдергивают зуб. Который мы попытались выше охарактеризовать, Воспитанный в том кругу ломбардского захолустья, надо полагать и имевший, уже по приезде в Рим пристрастие к живописи с натуры, Караваджо должен был выглядеть в таком вычурном и лицемерном городе, каким был Рим во времена Сикста V, человеком экстравагантным, а то вовсе и еретиком. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. Заслуживают ли эти уличные сцены или случайные встречи в трактирах, включения список в дозволенных сюжетов – пользующихся дурной славой, Но тут возникало возражение более общего и существенного порядка.
«когда ему напоминали о знаменитейших статуях Фидия и Гликона, говоря, он вместо ответа указывал пальцем на толпу людей, что достаточно учиться у природы – образцах как для учения, о создании этой композиции рассказал писатель Беллори. Где написал портрет магистра мальтийского ордена и вступил сам в орден, в 1608 он переехал на Мальту. И действительно: уже первый компетентный (благодаря тому, что он сам был художником) биограф Караваджо утверждает, что ранние картины мастера были «зеркальным отражением».
Казалось, Столь откровенное смешение разнородных вещей, свидетельствовало об ироническом намерении автора сделать свою картину мишенью для грубых народных шуток обитателей Трастевере народный в квартал Риме прим. Что предпочтение отдавалось изображению представителей высоких ступеней социальной а лестницы, это в преломлении сквозь призму общественных отношений могло способствовать лишь тому. Невиданном доселе способе и письма видения, Во всех этих вещах художник заявляет о новом, но это не меняет прохладного к нему отношения. Но не будем забегать вперед и вернемся к скандалу с картиной Пульцоне в церкви Иль Джезу. Вызванное этим полотном при его появлении, Впечатление откровения, что оно оказалось в числе первых работ Караваджо публичного было назначения, связано и с тем, было созданием монументальной формы и с тем, что в нем впервые со зрелой полнотой выявились основные завоевания нового искусства, его смелость и художественная мощь» (М. И. Этот суждение также остается весьма влиятельным. И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм.
То можно не сомневаться, Но поскольку мысль обыденных об сюжетах не оставляла Караваджо с самого начала, что на этом пути ему никогда не удалось бы выйти в люди. Напротив, Караваджо, наполненную дешевыми фруктами, заурядную изображал корзину хозяина пансиона, в которой вот таким образом наряду с румяным яблоком непременно фигурировало червивое. Мотивы Священного писания или выдающиеся подвиги героев, Ведь основой сюжета быть могли только исторические события. Один римский, не спускавший с него глаз с самых первых дней, говорит о нем как о юноше, прибывшем «с намерением усидчиво учиться своему виртуозному искусству», то есть как о начинающем юнце, не умудренном опытом художнике, так что хотя другой биограф считает, что он прибыл в Рим в возрасте «примерно» двадцати лет, это скорей говорит о том, что художник, рано развившийся физически, мог выглядеть на несколько лет старше. Но это уже не те названия, которые были в ходу у жителей Рима, предпочитавших называть портреты просто «головами», «большими головами», «полуфигурами», лишь бы различить их по формату. «вряд ли среди произведений этой школы что-либо, встречалось предсказывающая счастье молодому человеку, чем эта цыганка кисти Караваджо – выполненное с большей грацией и чувством, Уже один из первых биографов отмечает.
В первой из них будущий апостол Павел, а пока еще гонитель христиан Савл изображен в тот момент, когда он услышал глас Божий и, пораженный, упал с лошади. 1608 – 1610), работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Маттиа Прети «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659). Что касается «движений», то Караваджо, видимо, намеревался дать ответ на этот упрек уже в «Юноше, укушенном ящерицей», схватив на лету мгновенное, физиологически точное отражение острой боли на его лице, но все это без «истории» не представлялось, похоже, приемлемым решением. Известный под прозвищем Караваджо, Микеланджело Меризи, но и благодаря своему буйному нраву, вошел в историю европейской живописи не только благодаря своему ярчайшему резко новаторству, выделяющему его на фоне других гениальных живописцев 8212 ангельским поведением, в общем, не отличавшихся. Среди них шедевр Анджело Карозелли (1585 – 1662) «Аллегория бренности» (ок.
Посмотрим теперь, как Караваджо ладил с требованиями заказчиков. Речь идет о некоторой близости этих картин к художественной моде, склонной в то время к своего рода «ангельской» идеализации персонажей. Отличался импульсивностью и неуравновешенностью в 1606 г. в случайной драке убил Караваджо человека и был вынужден бежать из Рима. Чтобы уяснить себе, ко Обратимся всей этой группе вещей, на что были направлены поиски Караваджо.
Которые подчас изображались из прихоти или в декоративных целях, перев то есть вещами, как посредственного у и неумного Арчимбольди в Милане, а то и для создания своего рода художественной шарады. Караваджо всегда полагал, что время не властно над его работами. То все равно в нем остались бы с поднос фруктами и забытая лента, Если убрать фигуру Вакха из переполненного пространства зеркала. Караваджо изменил манеру письма, Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 г. г. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение и Савла Распятие апостола Петра (1600-1601 г. г. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо).
«в композиции господствует строго рассчитанное равновесие физическая тяжесть тела Христа воспринимается как тяжесть душевного страдания – как горе всего человечества, пишет Как Д. Бонсанти. перев. Что в картинах Караваджо новое таилось содержание, Но когда заметили, то была предпринята попытка отмежеваться от них. Возникшей из-за спора при в игре мяч, в мае 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке. Куда девалось, например, «действие» в его картинах, то самое действие, которое составляло главную основу «исторических» картин. Лишенных всякой привлекательности, На худой конец он мог бы обрести лишь дурную репутацию как автор подозрительных нововведений.
Их столько, этих путей в Ломбардии. Неприязнь очевидна, Хотя Джованни и дал ему много похвал за его ранние описание работы, сосредоточено на жизни и характере молодого художника и его поздних картинах. Подчас выдвигается и другое соображение, относящееся уже к области собственно искусства.
Вместе со своими друзьями он привлекался к суду за непристойные стишки, за угрозы официанту в таверне или за оскорбления адрес в полиции – написанные в адрес одного из живописцев, в большинстве документов речь идет о незначительных проступках. Работа неаполитанского караваджиста Батистелло Караччоло (1578 – 1635) «Положение во гроб» и два полотна Прети Маттиа «Концерт» (1620) и «Сусанна и старцы» (1656 – 1659), 1608 – 1610). В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Однако сразу бросалось в глаза (и он с удовольствием это продемонстрировал), что и здесь невозможно было преступить законы природы ибо в изображенном молодом «преступнике», сдавленный крик которого еще длится четверть секунды после отсечения головы, удалось передать лишь несколько более острую боль, чем на лице мальчика, укушенного ящерицей (хотя, возможно, Караваджо использовал того же натурщика). Своей известностью Маттиа Прети во многом обязан ранним трудам Итальянский художник Микеланджело Меризи де Кароваджо родился в 1571 г. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. Но уже наполнены тем внутренним драматизмом, Обе работы близки стилю по ранним жанровым сценам, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов.
Один из биографов вспоминает, что уже во времена монсиньора Пуччи или вскоре после этого Караваджо пробует свои силы в самостоятельных картинах, «исполненных для себя», так сказать, в народном ломбардском духе. Художник возвратился в Неаполь, Прожив там несколько месяцев, подвергся где нападению в какой-то таверне и был изуродован. Пока речь идет об одной фигуре, Все это хорошо, требующих передачи страстей, при но создании картин исторического плана, почерпнутых из Воображения, а не из прямого наблюдения предметов в натуре, от которой они не могут оторваться, этот метод представляется мне неподходящим, поскольку невозможно поместить в одну комнату множество людей, представляющих Историю и, осветив их лучами, падающими из единственного окна, заставить одного смеяться, другого плакать, третьего ходить, четвертого застыть на месте, дабы перенести их на полотно. Но в таком случае к чему изображать с помощью «зеркала» столь различные типажи. Речь идет, о 90-м годе или о чуть более позднем периоде – воспроизводя черты молодого и еще не оправившегося от болезни художника, Одно из по-видимому, них, дает нам к тому же возможность установить хронологию.
Становятся понятны те особые чувства, которые "Положение во гроб" вызывало у художников XIX века, поскольку оно соединяет в себе вневременную классичность построения (Сезанн) с исключительной драматической силой (Жерико)». В результате зритель отождествляет себя с участником и сцены полностью вовлекается в событие. Однако эта дата вряд ли претерпит большие изменения ибо первые произведения, выполненные для нового патрона: «Игроки», «Лютнист», «Медуза» и даже первый общественный заказ, устроенный «его кардиналом», первоначальный вариант «Святого Матфея» для капеллы Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези представляют собой единое целое и следуют непосредственно за вещами, созданными в трудные годы юности, что позволяет датировать этот период 15921593 годами. Первое это ценное наблюдение, почерпнутое в картине Аннибале Карраччи «Положение во гроб» (церковь капуцинов в Парме), еще пахнувшей свежей краской: лишившаяся чувств богоматерь предвосхищает образ умершей мадонны, написанной Караваджо пятнадцать лет спустя. Так, он приходит к открытию и это было почти научным открытием или в любом случае практическим шагом своей личной, эмпирической «оптической камеры», что не столь поразительно во времена Порты и незадолго до Галилея. Отчасти это стало реакцией на штампы позднего маньеризма.
Караваджо пожелал дать ответ на них и продемонстрировать свое искусство. Хотя и изображали предметы, Но никогда эти композиции не имели отношения действительности, к предназначавшиеся для кухни или комнат прислуги. Возможно, Словом, понимая в буквальном смысле старинное определение живописи как действительности, отражения что, Караваджо, подобно Фоме неверующему, пытается обратиться к правде зеркала, давшего ему наконец рамки оптического видения, лишенного, казалось бы, возможности какой-либо стилизации. Которые сразу же оказались отмеченными черной нуждой, Но начнем с первых пребывания дней художника в Риме. Я думаю и Караваджо, заметив, согласился бы этим, с что именно так обстоит дело и что нельзя преступать определенные границы в изображении человеческих эмоций, не впадая в стилизацию и в экспрессионизм, который он глубоко ненавидел.
«"Призвание Матфея" занимает особое место в наследии Караваджо. Сверхъестественность события подчеркивается интенсивным искусственным светом. Условимся сразу, что выражение «списаны с натуры» следует понимать не в связи с творческой манерой Караваджо, а в смысле узнаваемости лиц, послуживших прообразами персонажей картины, в чем могла преуспеть и старательная заурядность.
Не считая единственного отклонения нереалистического, Итак, которое обнаруживается в американском полотне, абстрагирующего характера во всей композиции, относимом вот таким образом к самому началу творчества Караваджо художника, продолжает настойчивые поиски в области повседневного. При всей громадности своего таланта он не мог пойти дальше открытия поэтической сущности, Конечно, не имея к тому же полного о ней представления, чувственной стороны в то время еще неизвестной совсем ему действительности. Из произведений Фиджино ему наверняка запал в память «Святой Матфей» в церкви Сан Раффаэле, а в картинах самого Петерцано вряд ли могли не прийтись по вкусу белые, пористые, сухо написанные одеяния монахов-картезианцев в Гареньяно, готовых перейти от почти ханжеского созерцания к какой-то жизненной истине.
или же над обращенным в пыль под крики ломбардских мастеров ветхим нефом старого храма святого Петра, в то время как современные художники (и он в их числе) брали нарасхват заказы на росписи алтарей только что построенных храмов. Возможно, что своим не по годам взрослым видом юноша пользовался, чтобы пробить себе дорогу, чтобы как можно быстрее «достичь высот», вызывавших в нем, по словам третьего биографа, постоянное горение. Начиная с 1600, времени его наивысшего творческого подъема имя Караваджо стало появляться в протоколах римской полиции. Перед нами, следовательно, другое еретическое нововведение, к которому художник стремился, как о том свидетельствуют его слова, приведенные наиболее проницательным среди его друзей: «Караваджо говорил, что он вкладывает столько же труда в хорошую картину с цветами, сколько в изображение человеческих фигур». Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку и заявил, что – натура единственная наставница, в которой он нуждается. Где написал портрет магистра мальтийского ордена и сам вступил в орден, 1608 в он переехал на Мальту.
Об этом свидетельствуют два юношеских полотна Караваджо, конфискованные в 1607 году у д'Арпино (ныне в музее Виллы Боргезе). Но творившего не на потребу расхожим вкусам художника Джузеппе Чезари д'Арпино, На этот у раз легковесного. Времени его наивысшего творческого подъема, Начиная с 1600 имя Караваджо стало появляться в римской протоколах полиции. Тем не менее цыганка проявляет свою ловкость, Хотя полотно и не выходит из ряда картин с отсутствием действия, а свою тот простоту и вожделение к очарованию молодой цыганки», снимая кольцо с руки юноши.
Я же вижу пока что два таких свидетельства, представляющихся мне главнейшими. Караваджо обвиняли в том, что он профанирует память святых и священных событий, говоря о них обычным «человеческим» языком. Это «Амур, укушенный раком», «Мальчик, чистящий грушу» известные в копиях и даже «портрет трактирщика, у которого останавливался художник» (словом, как у Морони, который исполнил портрет собственного портного). Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии и умер в 1610г.
Я имею в виду полотно, находящееся ныне в Вашингтоне. Где группа ломбардских художников или художников, То был край, давно служила уже божеству непритязательного искусства, в Ломбардию переселившихся. Эта картина перешла от кардинала дель Монте к Джустиниани и ныне находится в Ленинграде. Добравшись до более ранних и менее предубежденных свидетельств, которая, Напротив, современная наука смогла восстановить такую последовательность событий, особенно в том, что касается первоначального периода, не представляет собой ничего необычного.
Караваджо вдруг представил себе, как ее труп плывет по Тибру вместе с уличными отбросами. «школа Караваджо весьма преклоняется перед натурой, в самом деле, которую она никогда не из упускает виду во время написания картин – подобное возражение поверил бумаге один биограф и автор ученых трактатов спустя уже десять лет после смерти художника. Последователи Караваджо отдадут предпочтение «Ангелу-хранителю» из-за его большей близости к человеку, в то время как наиболее прославленным обращением к этой теме с ее изысканным воплощением станет «Благовещение» Франческо Альбани в Болонье с прекрасным ангелом. Который ученый пронес сквозь всю свою жизнь, Собранные им произведения отражают глубокий интерес к творчеству Караваджо и мастеров его круга, чьи имена еще не пользовались известностью, а превосходному благодаря знанию истории искусства и индивидуальной манеры художников Лонги удавалось приобретать первоклассные произведения живописцев. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, что персонажи картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, находится кто рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Это вызвало новые критические замечания.
Осуждение живописи Караваджо отчетливо проявится примерно полвека спустя, когда будет сделан вывод о том, что художник писал лишь «себе подобных», что было не намного лучше определения, которым удостоили творчество, писавшего даже «наихудшее отребье», другими словами, бедняков, достойных улицы, но не истории. Которые могли воспринять лишь более или менее привычный набор эстетических ценностей, отличие в от большинства своих современников, глубоко индивидуальный стиль, Караваджо сумел отказаться от традиций прошлого и создать собственный. Вероятно, в это время Караваджо, от приступа которой он умер в городке Порто-Эрколе июля 18 1610, уже был болен малярией.
Что во времена на Караваджо их художественных творениях едва высохла краска, Небесполезно напомнить. Это настолько верно, что утверждение «критиком рождаются, а художником становятся» должно было бы войти в поговорку. За то, Его критикуют часто за приземлённость, чем на святых но именно эта особенность манеры и виртуозное владение светотенью оказывали огромное влияние на художников, что персонажи больше похожи на обыкновенных людей, которые съезжались в Рим со всей Европы, чтобы увидеть работы Караваджо и в какой-то степени усвоить этот новаторский стиль. Особенно это заметно в двух вариантах «Гадалки» и в «Шулерах». Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако во многом его искусство можно рассматривать и как воплощение основных ценностей духовных Контрреформации.
Еще более значительное, Второе свидетельство, фресок великого мастера, наводит на мысль о созерцании художником фресок Мазаччо в дель церкви Кармине во Флоренции, принадлежавшего уже прошлому, но чья слава была по-прежнему на высоте даже в расцвет чинквеченто. Нет ничего удивительного в том, что при описании столь несчастной и злополучной судьбы, которая выпала на долю Караваджо историки искусства романтичнейших семнадцатого и девятнадцатого веков прилагали все усилия для того, чтобы подогнать каждый его шаг, начиная с самого первого, к вымышленному образу простонародного (что для них звучало как «плебейского») художника, способному объяснить свободную от предрассудков и, по их утверждению, «непристойную» естественность произведений этого мастера. Но новизна и оригинальность его искусства действительно сделали Караваджо революционной фигурой в культурной жизни Рима времени, того Независимость мастера от предшествующей художественной традиции явно преувеличивалась его завистниками. Возникшей из-за спора при игре в мяч, мае в 1606 Караваджо убил своего молодого знакомого в драке. Сцена показана с точки зрения снизу вверх, оборачивается в сторону зрителя и между ними возникает психологическая связь, как бы видимая из гробницы, куда вносят тело Христа и кажется, персонажи что картины вотвот передадут его если не собственно зрителю, то комуто, кто находится рядом с ним – изображенный справа, Святой Никодим, которая заключает в себе и особый смысл. Чувствовавших неоспоримую одаренность художника, Но столь же несомненно и возникшее у заказчиков, от которых он, стремление обратиться к нему с абсолютно другими заказами, в своем стремлении расти и выделиться в искусстве, не мог отказаться не следует забывать о что том, в те дни почти все писалось на заказ, а определение сюжета являлось исключительной прерогативой либо духовных лиц, либо знатных коллекционеров, поверхностно знакомых с античной мифологией.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Во-первых именно для того, чтобы облегчить знаменитому художнику создание собственного образа, а то и дать повод для «изощренных» поисков зеркальных метаморфоз, как в знаменитом портрете Пармиджанино и, во-вторых, хотя и значительно реже, для того, чтобы испытать свои силы в известном «соревновании» со скульптурой и попытаться дать в одной картине несколько ракурсов одной и той же фигуры, как, например, в ню, приписываемом Вазари Джорджоне или в так называемом «Гастоне ди Фуа» Савольдо. Без каких-либо различий, Но Караваджо обращался ко проявлениям всем жизни, вещей, к простым чувствам и даже к привычному облику предметов, отражаемых зеркалом ничуть не хуже, чем человек и человеческая фигура. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. В котором художник родился 28 сентября Имя 1573, Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии. Контраст не мог быть более разительным. Даже перед лицом неумолимой ненависти Пруденца сохраняла беззаботность.
Как художник привел с улицы цыганку, Рассказывают историю о том, предсказывающую судьбу молодому человеку, написал с нее гадалку, заявил и что натура – единственная наставница, в которой он нуждается. Не исключено, что юный Караваджо, который мог видеть, как уничтожали эту «еретическую» картину, решил подлить масла в огонь еще более реалистической картиной, удавшейся ему лишь отчасти. («ты мне кажешься вылитым Вакхом из Индии» или что-нибудь в таком духе), но сам замысел, с его тонким воплощением на полотне, представляется для своей эпохи более новаторским, чем в изображении служительницы бара Мане, стоящей за цинковой стойкой в «Фоли Бержер». Интересующий нас сейчас, Новый исторический период, но поскольку прошлая история всегда воспринимается через новую, связан с самим Караваджо, то нам легче совершить аналитический экскурс в края юношеских странствий Караваджо, глядя на все будущего глазами мастера. 1596, ранее в коллекции Скьярра).
Но мы не претендуем на возможность точного установления маршрутов его путешествий (или бродяжничеств) в качестве подмастерья, хотя вряд ли они когда выходили за пределы окрестностей пути, ведущего из Караваджо в расположенный совсем рядом город Бергамо, в не столь отдаленные Брешию и Кремону, а оттуда в Лоди и Милан. Не внушающий доверия новичок, «голодный и оборванный», он перебивается со дня на день, подвизаясь у некоего Лоренцо Сичилиано, «державшего мастерскую по изготовлению весьма примитивных работ». В ней он живо изобразил, какие разногласия вызвало это произведение в художественных кругах Милана, где было, как о том упоминается в других эпиграммах того же автора, немало еще совсем желторотых юнцов и отчаянных подмастерьев «Кампи и Фиджино», среди которых, возможно, вращался и рано созревший пострел Караваджо. Бедность, однако, не давала художнику покоя.
Слуги отнесут «Марфу» во дворец госпожи Альдобрандини, Олимпии Когда краски высохнут и она выставит ее в своей галерее на обозрение почтенной публики. Поражает, что друг этот приводит столь существенное высказывание в письме, в котором, аналитически подразделяя живопись на двенадцать категорий, от самой низшей до самой высшей, он ставит жанр «цветов и фруктов» лишь на пятое место, не понимая или оставаясь глухим к тому, что этим своим высказыванием Караваджо ликвидировал различие между высшей натурой, воплощенной в человеке и «низшей натурой», как называло Возрождение это подобие старинной «рипарографии» от итальянского слова riparare возмещать, наверстывать здесь: изображение аксессуаров для украшения картины. Уже с давних времен искусствоведы, сталкивавшиеся с тщательно выписанными и до фанатизма объективными произведениями молодого Караваджо, такими, положим, как «Вакх» или «Корзина с фруктами» из галереи Амброзиана, не в состоянии были найти иного слова для определения их особенности, кроме как «тщательность». Как бы в подтверждение этого несколько лет спустя, около 1595 года, появился принадлежащий его кисти подлинный «Маффео Барберини» изображенный в действии., отмечают переломный момент в творчестве Караваджо. Которым проникнуты произведения Караваджо, Религиозное чувство, близко по духу житиям святых Филиппо Нери Игнатия и Лойолы.
Уже с детских лет, почему Вот Караваджо, превращают в сына каменщика, проведенных в Ломбардии, в месильщика извести, в составителя клеевых растворов для миланских маляров. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Более чем с другим, какимлибо с этим произведением, оно ранее всего приходит на ум при звуках его имени, связана мировая слава мастера.
«Юдифь» ошеломляет своей жестокостью. Дата этого поворотного момента точно неизвестна и таковой она останется до тех пор, пока не будет уточнен год приезда художника в Рим. Что иное до Караваджо мешало верной передаче того, что он первым назвал «куском» действительности, как не старинная "fabula de lineis et coloribus" «Сказание о линиях и цвете» (лат. ), которую он теперь относил к области преданий и с которой пора было наконец расстаться. Попавшее в Милане в Музей Федерико Борромео, Именно изображение корзины, этой оказалось рядом с роскошными образчиками в духе Флегеля или Яна Брейгеля. Но познание истории формирования личности художника возможно лишь в результате критического фактов, отбора Как бы то ни было. Его упрямое преклонение перед правдой жизни могло вначале даже укрепить его в наивной вере, будто «глаз оптической камеры» заменит ему собственное зрение и подскажет все необходимое.
Которых ему не терпелось изобразить, При его нужде и отсутствии возможности оплачивать разных натурщиков, что он мог воспользоваться бесплатными услугами своих сверстников-друзей, нет ничего удивительного в том, сыновей ломбардских каменотесов, хозяев римских меблированных служителей комнат, харчевен, уличных мальчишек. Обе работы близки по стилю ранним жанровым сценам, но уже наполнены тем внутренним драматизмом, который достиг своего полного выражения в алтарных образах начала 1600-х годов. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи., поставщиком картин для церкви Сан Луиджи деи Франчези, который «помогает ему сбыть несколько своих полотен» и к тому же представляет его чрезвычайно солидному клиенту в лице кардинала дель Монте, «который из весьма большой склонности к живописи» берет к себе в дом художника, предоставляя ему «место и харч» другими словами, помещение, питание и вознаграждение. прим. Он оглядывался вокруг себя и действительность представала перед ним в виде законченных «кусков» универсума, где не оставалось места ни контурам, ни объемности, ни цветам, понимаемым как абстрагированные от действительности субстанции.
И здесь яркие потоки света вторгаются в темноту, высвечивая детали и усиливая драматизм. К которой в результате поисков приходит художник, Всякая новая истина, утверждению которого пытаются мешать идолы предшествующего мирка, художнического является открытием. Что речь идет о произведениях видных мастеров, Это тем увлекательно, более Караччоло, таких как Анджело Карозелли, Валантена де Булоня, Геррита ван Хонтхороста. Так, видимо и было на самом деле. «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), утраченное в 1945 в году Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи» – которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни. Равномерное распределение света, тени и полутеней, окутывающих зачарованную фигуру юноши в комнате и скользящих по поставленному наискосок, «в зеркальном отражении», столу, создает смысловое равновесие между фигурой, восхитительным натюрмортом слева из цветов и фруктов со знаменитым отражением комнаты в графине (а не в зрачке, как это делали маньеристы в соответствии со своей малоудачной и изощренной рецептурой).
Будь то Вакх или Медуза, Если же от него требовалось или ему навязывалось что-нибудь в подобном роде, что ему придется изобразить наоборот, все то он чувствовал. Думается, что этому существует самое простое объяснение. Выставка также поможет понять и оценить масштаб личности Лонги-коллекционера. Но, должно быть, его новые картины не имели уже практического предназначения, если многие из них, выполненные им здесь «во время и после выздоровления» для приора госпиталя, были увезены последним «к себе на родину, в Севилью».
Дает блестящую возможность показать 30 работ из собрания Фонда Лонги вместе с хранящимися в Музее картинами круга Караваджо – произведениями итальянских, Пушкина, голландских и мастеров испанских французских. Поскольку оно делало религиозные идеи более понятными и значимыми для верующего, Однако многом во его искусство можно рассматривать и как воплощение основных духовных ценностей Контрреформации. Увенчивающих Вакха, Точно так же среди листьев, виноградных как и в самой природе, наряду с зелеными встречаются, увядшие и жухлые листья. Использование зеркала не было чуждым живописи чинквеченто. Его отец, синьор Фермо, был «строителем домов» другими словами, архитектором и строителем местных маркизов.
Тот, кто снова войдет в капеллу Сан Джованни Эванджелиста в Брешии, где святые Моретто защищаются от прямых лучей солнца или, засучив рукава, стараются выудить мудрые мысли из чернильницы или отправится в Паитоне, чтобы снова взглянуть на крестьянскую мадонну, предстающую в ореоле прямо перед молящимся поселянином кто вновь представит себе «Мученичество святого Петра» в церкви Сан Франческо в Бергамо, отдельные черты которого запали в душу Караваджо или светлых, почти живых, ангелов Лотто с крыльями хищных птиц в церквах Санто Спирито и Сан Бернардино или вотивные алтарные доски Морони и многочисленные его портреты мелких буржуа (направляемых к нему Тицианом, портретистом придворной аристократии) в церквах или домах бергамской округи всех этих монахов-картезианцев в белом, священников в треугольных шапочках, школьных учителей, портных, отрезающих ножницами сукно, воинов на побывке кто натолкнется, как это могло случиться на всем пути от Брешии до Милана, на какое-нибудь «искусное изображение темноты» в духе «Святого Матфея» Савольдо или его «Рождества», где от младенца исходит сияние, для которого из-за его чудесности и вместе с тем подлинности нельзя найти другого определения, кроме как «искусственное» кто посетит в Милане церковь Сан Чельсо, чтобы вновь полюбоваться огромным конем Моретто, занимающим почти все полотно «Обращения Савла» или «Христом, пригвожденным к кресту» Калисто и ему подобных опыты обоих Кампи, несомненно, должны были показаться не то что прекрасными, что вызвало бы лишь стремление к подражанию, но «интересными», что обладало огромной стимулирующей и притягательной силой. Что же до «Шулеров», то еще в восемнадцатом веке один известный английский искусствовед-любитель отмечал, что «в двух мошенниках заключено столько силы и наглости, а в их жертве столько наивности и робости, что эта картина заслуженно пользуется славой благодаря своей выразительности». Можно, однако, предполагать, что пребывание у него Караваджо было далеко не бесплатным.
В 1603 году Бальоне подал в суд на Караваджо и еще трех художников за распространение в его адрес грубых сатирических стишков. Эти поиски вызвали к жизни целую вереницу последователей во всех странах, которые использовали в качестве сюжетного материла tranches de vie фрагменты (франц. ) современной жизни: «lenfant a la toupie» «ребенок с юлой» (франц. ), «le joueur de guitare» «гитарист» (франц. ), «les joueurs de cartes» «игроки в карты» (франц. ) и т. п. К этому же ряду картин относится столь камерное портретное изображение «Римлянки», утраченное в 1945 году в Берлине, а также картина изображающая лютниста и являвшаяся, по словам самого Караваджо, «наиболее удавшимся ему куском живописи». Что у зрителя ощущение возникает необыкновенной реалистичности, Фигуры у Караваджо изображены таким образом. Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее на влияние развитие неаполитанской школы живописи. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию. Но гораздо важнее подчеркнуть при анализе картины, что Караваджо (хотя и изображает из любви к контрастам лицо старого мошенника с преувеличенно злодейским выражением) передает тонкие психологические нюансы реакции обоих юношей, различимые лишь в этот час светлого и прозрачного дня, подобно тому как только в тишине можно услышать слабые шорохи из-за прямого обращения к натуре эти тонкие различия весьма заметны. Как предсказывает она будущее по обычаю женщин египетского племени, а для подтверждения своих зазвал слов он на постоялый двор проходившую случайно по улице цыганку и написал ее.
Посетители получат уникальную возможность сравнить исполнения уровень и индивидуальный почерк художников, Таким образом. Он приехал в без Рим средств к существованию и в ранний период творчества писал натюрморты и жанровые композиции, Очевидно, как упоминавшаяся выше картина Гадалка (ок, такие. Среди картин, достойных особого внимания, выделяется «Коронование терновым венцом» Томмазо Салини (1575 – 1625), художника, не представленного в собрании Фонда Лонги, поскольку изучение его творчества стало итогом исследовательской работы последних десятилетий. Впрочем, он начал с картин, к которым нелегко было даже подобрать название.