Встречающийся и в живописи Рембрандта, в конце 1640-х годов в творчестве мастера появляется новый мотив мотив ниши. Музей Бойманса ван Бёнингена, 1640, но и мастерски выписанные вещи медный сияющий кувшин в руках девушки, Роттердам) внимание зрителя привлекают не только человеческие фигуры, большой глиняный горшок с цветком, тарелки и сосуды, размещенные на полке на заднем плане. Несмотря на пышность и красочность, Но, натюрморты Хема о говорят том идущую от искусства Фландрии, что голландский мастер не переставал внимательно всматриваться в натуру. Нередко мастер помещает в нишу женскую фигуру. Стоящей в центре мраморного стола, Виртуозно передана поверхность блестящая металлического блюда и изящной позолоченной статуэтки, покрытого темной салфеткой. Нежно-оранжевые абрикосы, с помощью тончайших цветовых нюансов написаны розовато-желтые и сине-лиловые блестящие сливы, вишни и почти прозрачные ягоды смородины. Вероятно, это была первая европейская персональная выставка.
Так, картины «Завтрак» (1640, Лувр, Париж), «Натюрморт с омаром» (Собрание Уоллес, Лондон), «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами» (ок. Уступив место нарядным блестящим Постепенно сосудам, предметы крестьянского быта полностью исчезли из композиций мастера, роскошным спелым плодам и ювелирным изделиям. Который выхватывает из полумрака кухни большой кочан капусты, Значительная отводится роль свету, огромную миску, перевернутую деревянную кадку на полу, лежащую на каких-то других предметах. Так, на полотне «Служанка в окне» (ок. Лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Валлраф-Рихартц-Людвиг, Музей Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок – оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты.
Ягоды и фрукты на его картинах кажутся только что принесенными из сада. Напоминающее лучшие картины Рембрандта, Это великолепное полотно, создано было зрелым художником. На котором расставлена изящная посуда, Свет выхватывает из темноты узорным покрытый ковром столик.
К подобному типу произведений относится натюрморт «Плоды и омар на столе» (1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург), который многие исследователи причисляют к аллегориям типа vanitas («суета сует»). Жившие в одно с время Доу, Критики, сравнивали его со знаменитыми греческими живописцами Зевксисом и Паррасием. Оранжево-желтые оттенки нежных фруктов гармонично с сочетаются прозрачным бокалом и коричневым орнаментом бархатной скатерти. Поражает богатство палитры Рейкхалса, картины которого как будто спорят с тональными натюрмортами П. Класа и В. К. Хеды. Художник брал те же мотивы и пользовался всеми приемами великого живописца. Вернув предметам их яркие краски, мастер открыл дорогу другим живописцам. С этого времени формирование Герарда Доу как художника шло самостоятельно.
Выполненным в темной цветовой гамме, Картинам, реалистичность свойственна в духе Рембрандта. Интересно полотно «Больная в кабинете врача» (ок. Спелые груши и Художник яблоки, разместил на столе желтовато-розовые персики, виноградные гроздья. И в то же время все эти предметы можно увидеть в натюрмортах типа vanitas («суета сует»). В их числе был его ученик В. Калф. Воспринятый у других мастеров этого жанра, Необычный Хема для светлый фон, делает небольшую по размерам картину нарядной и праздничной. Таким образом мастер добивался разнообразия цветовых нюансов и валеров.
Создать такое великолепное полотно Альсту разработанные помогли им приемы наложения друг на друга тончайших красочных слоев. Домашней утвари, Именно в изображении предметов посуды, более атрибутов всего проявился талант живописца. Жесты и движения кажутся неестественными и не абсолютно соответствующими общему окружению, Их позы. К гармонии красок присоединяется мелодия ритмичных линий. Годом позже появился еще один кухонный натюрморт Рейкхалса картина «Кухня» (1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Одетая в неброскую темную одежду, она воспринимается как своеобразная деталь натюрморта. В 1631 году Рембрандт оставил Лейден и уехал в Амстердам. Рядом высится массивный деревянный стул.
Что, Кажется, можно дотронуться до гладкой поверхности металлического или кубка ощутить тепло созревших на солнце плодов, протянув руку. Эти красивые предметы оживляют окрашенные в теплые тона фрукты: лимон с закручивающейся в спираль аккуратно срезанной кожицей, оранжево-розовые персики и другие свежие плоды («Натюрморт с драгоценными сосудами», Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн «Натюрморт с китайским фарфором», Государственные музеи, Берлин «Завтрак», Рейксмузеум, Амстердам «Натюрморт с кубком из перламутровой раковины», ок. Именно эти произведения мастера сыграли большую роль в развитии голландского натюрморта. Что картина была выполнена именно Альстом, Тем не менее колорита богатство и изящество форм позволяют говорить.
Отражаются на поверхности сияющих тазов медных и превращают обыденную сцену в сказочное зрелище, Потоки света выхватывают их из мрака. Художник детально точно изобразил на переднем множество плане массивных предметов домашнего обихода. На ней были представлены наиболее значительные работы Доу («Женщина, страдающая водянкой», «Трубач», обе в Лувре, Париж «Вечерняя школа», Государственный музей, Амстердам «Винный погреб», Картинная галерея, Дрезден). Вскоре художник отказался от портретов и обратился к бытовому жанру. Позади возвышается сверкающий позолоченный кубок. На первом вещи, Фигуры врача и больной женщины Доу изобразил на втором плане, которые являются профессии атрибутами медика. Хранившихся в собрании современника мастера Яна де Бейе, в 1665 году в доме художника Ханнота выставка проходила картин Доу.
Изгибах виноградной лозы закручивающихся и усах омара, Стремление художника к орнаментальной декоративности отражено в причудливых контурах листьев. Бочки, в этих композициях человеческие фигуры в помещены глубь пространства, сосуды, кастрюли – а на переднем плане показаны овощи и различные предметы крестьянского быта. Центральной точкой композиции становится красный омар, заслоненный большими крабами.
Письма, Книги, глобус, пестик и ступка, череп, колбы и медная миска свидетельствуют о научных хозяина интересах кабинета. Он начал создавать произведения, отличающиеся оригинальностью. Зритель видит покрытый роскошным персидским ковром угол мраморного стола, Глядя на Калфа, картины как китайская чаша времен династии Мин, на котором расположены такие дорогие вещи, серебряный кубок, узорчатое блюдо бело-голубого делфтского фаянса, сверкающее венецианское стекло, кубок-наутилус искусно сделанный из перламутровой раковины. Усиленный вытянутым вверх сосудом, формат, Вертикальный делает композицию торжественной и нарядной. Здесь бочонки, ведра, тазы, миски, кастрюли, корзины.
Подобные приемы часто являются лишь предлогом для показа разнообразных натюрмортов. Именно в нем он проявил свой яркий талант художника, умение точно следовать натуре. За ними выстроены в ряд сосуды из блестящего металла и фаянса. Гмии, 1655–1660, 1660, «Натюрморт с кубком-наутилусом», Москва Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Полотна с изображением бедных крестьянских интерьеров «Уголок кухни» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), По-видимому, «Двор крестьянского дома» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны Калфом сразу же после во поездки Францию, «Кухня» (Картинная галерея, Гетеборг). Которые, в творческом наследии есть живописца несколько картин, дают прекрасное представление о даровании художника, хотя и не принесли их автору славу, способного проявить себя с равным мастерством в различных жанрах. Поражающие зрителя своей убедительностью, с помощью теплых красочных и оттенков тончайших светотеневых переходов Калф виртуозно моделирует предметы. Авторство которого ранее приписывалось художнику Яна круга Давидса де Хема, Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), а затем живописцу Верендалю. Иллюзорность, с которой показаны капельки росы на ягодах винограда, желтовато-коричневая скорлупа грецких орехов и бархатистая поверхность спелых персиков, делает изображение очень убедительным.
В иной манере выполнен натюрморт «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). 1655–1660, ГМИИ, Москва «Натюрморт с кубком-наутилусом», 1660, Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид «Десерт», Эрмитаж, Санкт-Петербург). С огромным мастерством и убедительностью мастер показывает многочисленные и детали аксессуары. Вместе с утварью лежат разнообразные овощи: капуста, морковь, свекла, тыква. Свет, отражающийся от блестящего кубка и стеклянного фужера, создает иллюзию реальности. Иногда в нише можно увидеть врача.
Стоящее на смятой белой салфетке, Красивое фаянсовое блюдо свежими со плодами, нарочито небрежно сдвинуто вправо. За которую приобретал право первоочередной покупки полотен Доу, в 1641 шведский году дипломат Спиринг предложил мастеру значительную годовую пенсию. Вроде капусты и тыквы, На картинах зрелого Рейкхалса видит зритель уже не обычные овощи, а изысканные красочные десерты. Высокую стеклянную рюмку с вином красиво обрамляют веточки лавровых листьев.
Справа на дальнем плане зритель видит фигуру женщины. Особенно в сравнении с В. Калфа, натюрмортами Некоторые произведения мастера, кажутся излишне декоративными. Тщательно подобранные изысканные предметы художник показывает обычно на темном фоне. В этих произведениях ощущается влияние искусства Рембрандта. Это может быть хозяйка, занятая вязанием, приготовлением обеда или мытьем посуды. Уже в начале 1640-х годов Доу становится необыкновенно популярным в Лейдене.
Таков «Десерт» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), авторство которого ранее приписывалось художнику круга Яна Давидса де Хема, а затем живописцу Верендалю. Разложенные на мраморной поверхности стола, Благодаря тщательной моделировке зрелые фрукты и ягоды, как будто только что в собранными саду, кажутся осязаемо реальными. Что Рейкхалс всецело отдался одному натюрморту, жанру Неспособность достаточно хорошо изображать человеческие фигуры привела к тому. Но у Доу такая архитектурная деталь играет роль «обманки».
После проведения экспозиции популярность мастера необыкновенно возросла, а с ней и цены на его картины. Рейксмузеум, 1660, поражающие фламандской барочной роскошью, Амстердам), в то же время восхищают тщательностью передачи светотеневой среды, что характерно для живописи таких знаменитых мастеров, голландских как П. Клас и В. К. Хеда. Малины, Тонко выписанные веточки со свежими ягодами земляники, высокими кубками из тонкого стекла изысканной и статуэткой, вишни кажутся слишком хрупкими рядом с массивной перламутровой раковиной, служащей подставкой для рюмки. Китайского фарфора и делфтского фаянса, Со временем простые интерьеры крестьянского жилища в живописи Калфа были вытеснены полотнами изображением с великолепных ювелирных изделий. 1650, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Среди лучших работ художника «Натюрморт с фруктами» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), свидетельствующий о необыкновенном колористическом мастерстве автора. Среди других шедевров художественной коллекции Эрмитажа находится знаменитый «Натюрморт» Калфа. К этому времени относится целый ряд портретных работ Доу (портреты отца Рембрандта в образе воина, музей, Кассель и в образе астронома, Эрмитаж, Санкт-Петербург матери Рембрандта с Библией, Государственный музей, Амстердам самого Рембрандта перед мольбертом, Музей изящных искусств, Бостон святых отшельников, Старая пинакотека, Мюнхен Картинная галерея, Дрезден собрание Уоллес, Лондон). В завершающий период творчества, своего в 1640-х годах, посуды, Рейкхалс создавал исключительно картины с изображением фруктов, разнообразной снеди. Ранние произведения Герарда Доу написаны под влиянием Рембрандта. Картина оживлена световыми бликами, Написанная холодными цветами, на играющими стенках посуды и плодах.
По-видимому, полотна с изображением бедных крестьянских интерьеров «Уголок кухни» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Кухня» (Картинная галерея, Гетеборг), «Двор крестьянского дома» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) были написаны Калфом сразу же после поездки во Францию. Цветовая гамма полотна выстроена на оттенках зеленого и коричневого цветов.