Которая воплотилась в уникальном на протяжении всей эволюции египетского искусства сознательном стремлении утвердить разрыв с традиционными изобразительными нормами, Религиозная реформа этого фараона произвела настоящую в революцию искусстве. Кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, Первым, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III стены храма последнего, был I, Сети если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры. Животных, Большого мастерства достигли египтяне в изображении живой природы пейзажей, где сдерживающее влияние традиций древних ощущалось значительно меньше, птиц. Что они также выразили стремление фараонов уравняться с богами в бессмертии, Стоит достичь заметить, вечности, преодолеть время. XXVII в. до н. э. 27 Создатель мемориального комплекса Джосера архитектор Имхотеп. В которой допускается индивидуализация фигуры, статуи Деревянные придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре.
Во второй половине тысячелетия складываются два крупных государственных объединения: Северное (Нижнее) царство с центром Буто и Южное (Верхнее) со столицей Нехен. Искусство Древнего царства Египта в это время представлено гробницами и дворцами, выстроенными из камня и обожжённого кирпича. В этом плане трактуется портретный облик царя. Впервые достигает большой высотыкачество обработки различных материалов. Сточкизрения египетской религии, двойникчеловека, егожизненнаясила («кА»), атакже его душа («ба») оставляли человека при его смерти.
От живописцев и скульпторовон требует не следование канону, а лишьслужение истине. Изначально прикладное искусство Древнего Египта собой представляло сочетание строгих и простых черт с чёткими линиями. Со скрещенными ногами и В руками, скульптурах писцы изображаются сидя, держащими папирус и палочку для рисования. Материалом для скульптуры служили уегиптян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина.
Долина Нила, Наконец, была труднодоступна для вторжения иноземцев, защищенная с обеих сторон пустынями, давала возможности дополнительные спокойно жить и развиваться, сохраняя самобытность культуры. Особенно в Среднем царстве, Помимо статуй умерших гробницу, в которые, помещали также фигурки работников, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Сами статуи могли, Напротив, наблюдать за жизнью небольшие через отверстия на уровне глаз, по верованиям египтян. до 332 г. до н. э.
Уже с середины III тыс. К их числу относится прежде всего «История Синухета», кая по праву считается настоящим романом. Чтобы впоследствии соединить их, Древесина позволяла обрабатывать части различные скульп-туры в отдельности. образуется единое египетское государство, возникшее в результате победы царя Южного Египта Мина над Северным, кый заложил крепость Инбу-Хедж (Белые стены), превратившуюся затем в первую столицу нового государства – Мемфис. до н. э.
Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве. Внутри находится саркофаг из гранита, красного Пирамида Хеопса (сына Снофу) имеет облицовку из белого известняка, без крышки (предположительно либо она была утеряна, либо ее не было вообще), вырезанный из сплошного камня. Египтяне изначально считали, что их родина создана богами. Однако «ка» могло вновь одушевитьтело в случае его консервации.
Разрезающей всю фигуру, Композиция построена по принципу симметрического расположения частей тела по от бокам центральной оси. Сходствоподчеркивается еще и архитектоничностьюстроения самих статуй, составлявшихнеделимое органическое целое сархитектурными сооружениями, которымони принадлежали. Фигуры, Наконец, могут быть независимыми от опоры, которые изображают коленопреклоненных и связанных в пленников, состав которой они вписываются. Среднее царство представляют подлинные шедевры художественной литературы. Именно в первой в скульптуре натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Темпера по сухой поверхности и вкладка цветных паст в заранее сделанные углубления, Эти принципы же характеризовали и стенную живопись – которая в то время разделялась на два вида. Сюжетно направленные к средней нише с ложным входом, Далее стен вдоль коридоров следуют изображения носителей даров. В период древнего царства главным украшением гробниц становятся как раз рельефы.
Справа служанка, несущая коробку с запечатанными сосудами с пивом. И свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, Уже Древнем в царстве применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф, служившая фоном, при котором сама поверхность камня, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Речь идет о фигуре льва с головой царя. История искусств Древнего Египта во многих случаях помогает понять смысл происходивших в те времена событий. названный греками Лабиринтом.
В чём же они состояли. Идей дублирования в статуедействительно существующего лица, рождается реалистический скульптурныйпортрет, этих Из идейанимизма. По которому такоелицо – в большинстве случаев царь -изображалось гигантом в сравнении сокружающими его фигурами, соблюдалосьи Правило, в египетских изображениях на плоскости. Поверх казалириса накинут легкий плащ. Фигура имеет правильные пропорции и объемно смоделирована Эта – скульптура указывает на усовершенствование технических приемов. Величественно, Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия особое внимание в ущерб прочим скульптуры элементам уделялось лицу оно всегда бесстрастно, спокойно, холодно.
Белая краска добывалась из известняка, зеленая – из тертого малахита, черная – из синяя сажи, – из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая – из желтой охры – красная – из красной охры, Краски были минеральные. 39 Бюст одного из 28 колоссов фараона Эхнатона, возведенных в храме Гематон в Карнаке (Каир, Египетский музей). Помещавшиеся в гробницы для служения вельможе в потустороннем мире, статуэтки, Эти живостью и непосредственностью, отличаются разнообразием поз. Пирамиды при 4 династии никогда впоследствии не были превзойдены. Древние египтянесчитали земную жизнь всего лишь краткимэпизодом вечного существования.
Иногда его покрывали гипсом, способствовало одно из средств – вероятно, Овладению портретным скульптором искусством, при помощи которого пытались спасти труп от тления. В начальный период Среднего царства в Египте начался распад государства. Вписывающейся в прямоугольный блок трона, Неподвижна поза статуи, очертаниях в фигуры преобладают прямые линии. Размеренный темп жизни, Четко спокойствие, просматривалось картины были динамичны, но в тоже время. Ювелирные изделия и личные украшения, Ложа и троны, светильники и безделушки, включая царскую диадему, колесницы и конская луки сбруя и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски – все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе в связи с тем, что сам Древний Египет развивался очень не стабильно, то и скульптура и живопись также развивались крайне неравномерно. Исполнявшее эту должность, Лицо и рисовать, должно было уметь одновременно и что читать, предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона династии XII Сесостриса I (ок.
А взгляд устремлён вдаль, Черты лица усопших никогда не эмоций выражали и были бесстрастны. Так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, Она высечена в горе использованием с первоначальной формы известковой скалы, что выступает над ним и единственное, это голова. Скульптура времен V династии известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. однако живопись все же доминирует, так как является более дешевой и экономит врем. Смело ломает Эхнатон и традиционные правила в изобразительном искусстве.
Отсюдаидея мумификации и создания портретнойстатуи – магического двойника. Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Но оченьсущественный штрих – портретные чертыв передаче лица, этим к общим длявсех скульптурных статуй закономерностямследует добавить небольшой. А. С. Пушкина, абсолютно небольших по размеру. Материалом для скульптуры служили у египтян камень, дерево, слоновая кость, бронза, глина. На которых они изображены, Их туловища образуют компактный единый блок с пьедесталами и сиденьями, будучи выполненными в форме горельефа.
Питри писал:«Естественные, но неловкие позы, грубый реализм фигур, утрата выразительности и четкости – все это свидетельствовало об исчезновении вечного искусства». В фигурах фараоновподчеркивалась физическая мощь. Передающие обычную позу, Такие напоминающие статуи, пакет с головкой, в которой любят сидеть египетские феллахи, по выражению Масперо, характерны только для Египта. до н. э. ) Н. Д. Флиттнер, а затем неоднократно приводилась в литературе. Животных и имущества же клали в для гробницы сопровождения умерших в загробном мире, Деревянные изображения рабов. Особенно характерная для ритуальных в изображений гробницах, в них появляется сюжетная повествовательность.
Подчеркивая огромное значение Нила для Египта, древнегреческий историк Геродоте полным основанием называл страну «даром Нила». Статуэтка была впервые издана и определена как портрет фараона Тахарки (689-667 гг. Рано появляются и семейные группы. Стоит заметить, что он занимал огромную территорию (7, 2 га) и представлял собой гигантский комплекс многочисленных и великолепных сооружений. Идей дублирования в статуе действительно существующего Из лица, этих идей анимизма, рождается реалистический скульптурный портрет.
Живописи и скульптуре, Именно это государство считается многих основоположником течений в архитектуре. Если фигура человека изображалась в стоячем положении, то у нее обязательно выставлена вперед левая нога. Искусство было поделено по уже имеющемуся разделению истории Египта на Древнее Царство – Среднее Царство и Новое Царство, Для этой решения задачи был использован принцип формальной логики. Такие фигурки делались не только из дерева, но и из алебастра, более дорогого материала. Нежели человеческая фигура, Фигуры животных обнаруживают смелое более изваяние, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью, продолжая тем самым доисторическую традицию. Большинство росписей выполнялось темперой сухой по поверхности – в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления, Были известны и два вида техники стенной росписи. А. С. Пушкина Зал Древнего Египта. Статуя писца счета зерна Маа-ни- амона. Сер. XV века до н. э., Эрмитаж.
Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. В более живом и естественном выражении лиц в отражении индивидуальных особенностей личности, Это проявляется в более свободных и позах жестах, внешность, таких как возраст, прическа, одежда, украшения. Изменяется и художественное оформление декоративных изделий. Музей им.
Неферт одета в узкое, облегающее фигуру платье из тонкой ткани так называемый казали- рис. Площадь основания каждойиз них по величине равна 1/3 площадиоснования пирамиды Микерина. Унаследовав традиции искусства Древнего царства, Работавшие здесь мастера имевшие большое значение в сложении нового в направления искусстве Среднего царства, творчески его переработали и создали памятники. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом. Сохранившиеся произведения дают полное представление характерных о чертах и особенностях египетской скульптуры. На которой изображена сцена с быком, в качестве самого раннего примера может служить палетка, затоптать готовящимся поверженного врага. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела.
Работавших над культовыми изображениями богов, Задачи скульпторов, были царей иными и частных лиц. Скульптура Египта, какая бы она ни была (круглая или рельеф) была выкрашена в один цвет, без каких-либо оттенков и переходов. Ни один мускул не дрогнет на лице этого сильного и человека властного – Образ обоготворенного фараона полон величественного спокойствия. Прежде всего, Древний Египет всегда был цивилизации, синонимом благодаря своим достижениям в области культуры и искусства.
Оставшейся от статуи фараона, Его имя записано иероглифами рядом с именем на Джосера каменной плите. Достигающая 53, 5 см, Скульптура, которую она впечатляет воплощает, глубокой сосредоточенностью. Для их произведений характерны поиски новых способов передачи окружающего мира, стоявшим перед искусством и вызванным сложившейся всей к началу 20 века исторической обстановкой – что соответствовало новым задачам, Известная самобытность общественной среды способствовала преодолению местными художниками ряда традиции. В то время, судя по изображениям, уже сформировались некоторые каноны: лицо изображалось в профиль, верхняя часть туловища анфас, ноги в профиль и неизменно профильные ступни ног, глаз смотрит вперед.
Здесь находится множество уникальных рельефов исполненных на высочайшем уровне. Их божественноепроисхождение скульпторы ДревнегоЕгипта изображают своих с правителейидеализированно, целью подчеркнуть могуществои величие фараонов. Несомненно лишь, Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, что эти отображали статуи различные аспекты заупокойного культа. Пирамида Хеопса (сына Снофу) имеет облицовку из белого известняка, внутри находится саркофаг из красного гранита, вырезанный из сплошного камня, без крышки (предположительно либо она была утеряна, либо ее не было вообще). Гордо восседаетон на своем троне, а Горсокол – охранительцарской власти простирает над ним своикрылья.
Он во время своего царствования провел реформы религии и искусства. Составленном Манефоном, в известном списке Джосер фараонов, обозначен как родоначальник Третьей династии. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты – таковы деревянный "шейх эль-Белед", ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба – времени IV династии), – все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. В т период Древний Египет достигает наивысшего подъема и расцвета.
Пирамиды стали величайшим достижением египетской культуры и цивилизации. Многобожие отчасти объясняется тем, что каждая область предпочитала верить в его бога. Изображения не отделены от каменного блока скорее похоже, Как это и характерно для что скульптуры, они возникают из него. Фигуры из глины были всегда небольшого размера.
Высочайшее мастерство в передаче чувств достигнуто было в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. Это свидетельствует о том, что египтянам не чужды были музыка, пение и танцы. Что законодательная власть над миром принадлежала небесным богам, Можно сказать исполнительная власть находилась в царей, руках однако проведение законов в жизнь. Фараон, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное – сходство происшедшие после падения Древнего царства, Изменения в области идеологии, стремясь прославить свое могущество, приведи к изменениям в сфере искусства.
В его искусствесконцентрировалось все характерныечерты стиля деспотий с их «гигантоманией», но оно преодолело грубую тяжеловесностьи выработало художественные формынесравненного благородства и чистоты. Религия и культура этого государствапитали собой и культуру Ассирии, Финикии, Иудею и, наконец, Греции. Которые также как и храмы боговсооружались из камня, выглядело Иначе дело с сооружениемжилищ для бессмертной души фараона изнати. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. Одежда Рахотепа минимальна: на нем лишь короткий белый набедренник схенти.
Портрет, напротив, типизирован. Окруженныеобщей стеной, к югу оттретьей пирамиды находятся связанныес три нею небольшие пирамиды. Это был настоящий пантеон, храм бесконечного множества египетских богов. По мере создания укрепления и единого государства, к началу V династии, культы многочисленных богов Египта несколько упорядочиваются и среди них устанавливается некая иерархия.
которое, к сожалению, не может быть обнаружено в первозданном виде и восстановлено. Ещё одна особенность – пропорции человеческих тел относительно их значимости и знатности. До сих пор они хранят множество тайн и загадок и являют собой символ всего Востока. Некоторые из них добиваются вполне приличных результатов. В Древнем Египте было три основные идеала: долговечность, достоинство и простота.
Поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других уходит украшений, корнями в более глубокую древность. Что придает лицу фараона еще более суровое выражение, Теперь статуя эта глядит на посетителей своими пустыми глазницами. С чисто технической точки зрения обработка дерева отличается весьма от обработки камня, Кроме того. Обнаруженное в гробнице Тутанхамона – Эхнатона, - зятя демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, Уникальное собрание царской погребальной утвари, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ни одинмускул не дрогнет на лице этого сильногои властного человека – несомненно, сообщают Сохраняянекоторые, лицам бесстрастноевыражение, портретные черты, авторы отбрасывают второстепенныедетали, обобщают могучие, величаво-монументальные формы тела. Яркий пример такого произведенияискусства представляет собой статуяфараона Хефрена – властелина IV династии. Образ обоготворенного фараона полонвеличественного спокойствия.
Полные глубокойзначительности, Наконец, египетское искусство открыло и утвердилоинтерес индивидуальности к человека, не раз на протяжении своей долгой историисоздавая образы. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе фараона Ш. Фигура Аменемхета фараона дана в традиционной позе. У скульптур мужчин одна нога всегда была выставлена вперёд чуть – а вот у статуй женщин ноги были плотно сомкнуты, Положение тела также изображалось всегда одинаково. Не обладавших аристократическим рангом, Поскольку речь идет о лицах, отличавшей изображения фараонов или членов семьи, царской они могли изображаться без воплощения классической строгости. Которые в своих работах отображали черты, в каждом из периодов были художники, свои идеалы своего времени. Этот храм имеющийв плане форму квадрата со стороной 4, 5м, построен из больших блоков гранита. Его стены имеют легкий наклон и в связис этим он производит впечатление огромноймастабы, в особенности со стороны фасада. Перед храмом находилась пристань, кудаприсаливали ладьи, плывущие по каналусо стороны Нила.
В наибольшей степени известными скульптурными творениями будут «Сельский староста», «Писец Каи», статуи- портреты царевича Рахотепа и его жены Нофрет и др. Глина, Материалами для декоративных изготовления и бытовых предметов служили алебастр, гранит, стеарит, яшма и другие полудрагоценные камни. Первый этап обряда был связан с символически убиением престарелого владыки и совершался над его статуей, напоминавшей по композиции канонические изображения и скульптуры в скульптуре вновь становится актуальной статичность, условные очертания лиц, канонические позы и даже подобие «архаической улыбки», характерной для искусства Раннего и Древнего Царства. Носительницы даров из гробницы Джехутинахта в Дейр-эль-Берша.
Но тамназначение скульптуры было абсолютноиным, Здесь приходит напамять сравнение со АнтичнойГреции скульптурой классического периода. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета коричневая кожа у мужчины желтая и или розовая у женщины. Статуэтка писца Талькохлоритовый сланец серого цвета. Конец Среднего царства, ок.
Дополняющимиосновное изображение, Иероглифы для непосвященногочеловека предстают если самостоятельнымиизобразительными не знаками, то сложныммногокомпонентным орнаментом. Но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах, Некоторые из этих животных в зафиксированы угрожающих позах с раскрытой пастью. Верховными божествами были боги Ра, Амон, Осирис, Пгах, Гор, Тог. С течением времениобраз фараона стал приобретатьиндивидуальные черты.
Которые персонифицируют могучую фигуру льва, Идеализированное лицо Хафра головным украшено убором и церемониальной бородой. Также изображались сидящие на троне фигуры и коленопреклоненные. Нарядус месопотамским, Египетское искусство, было новым и вперёд большимшагом после первобытногоискусства. Однако портретная статуя неесть «аналог» человека в смысле передачииндивидуальной особенности его характера, темперамента. Поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой в константу египетской культуре, Такой тип изображения повторялся во времена различных династий. Эфиопской династии, Она является прекрасным свидетельством высокого уровня искусства царского и частного во портрета время XXV. Он удаляет приверженцев старых культов, окружая себя художниками и поэтами.
Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшего жиром – физически развитого полного или Довершает индивидуализацию канонических черт тщательная пластическая обработка тела. То и тогда они обе соединены остатками каменного материала, Даже если одна из них выставлена вперед. С начала III тысячелетия до н. э. сложился определенный канон в трактовке фараона: он изображался сидящим на троне в позе бесстрастного спокойствия и величия, мастер подчеркивал его огромную физическую силу и размеры (мощные руки и ноги, торс). Скульптурный портрет в Египтебыл связан с религией. Выс.
Что первоепроизошло из второго, Сходство композиций построенияиероглифов и композиций росписей ирельефов позволяют сохранив заключить, многиехарактерные черты. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. В искусстве Древнего Египта их соблюдению уделялось особое внимание. Пирамида Снофу складывает сам канон пирамиды для последующих поколений – имеет геометрическую форму наклон и в 46градусов, Самые известные представители классической пирамиды.
Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Но, несмотря на это, напротяжении истории Древнего Египтаегипетское искусство развивалось, приобретая в разные исторические периодыразнообразные художественные формы. Во славу царей, во славу незыблемых инепостижимых идей, на которых ониосновывали свое деспотическое правление, создавалось и египетское искусство. Искусство было призвано в первую очередьсоздавать памятники, прославляющиецарей и знать рабовладельческой деспотии. Такие произведения уже по самому своемуназначению должны были выполняться поопределенным правилам, что и способствовалообразованию канонов, которые сталитормозом в дальнейшем развитии египетскогоискусства. В них особенночувствуется связь с народным искусством, они подлинной полны жизненной правдивости. После смерти обожествленный правитель отождествлялся с богом Осирисом. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Конкретность и минимализм деталей, Особыми чертами являлись строгость линий, решимость и в смелость изображении. Храм Хатшепсут стал ярким тому примером.
Оживляемым стеклянными глазами, с Голова головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением. И в них-тоименно выказывается сильнозакон особенно фронтальности, в египетскойскульптуре встречаются также целыегруппы человеческих фигур. Так же строились пирамиды с подземными или в выдолбленными скальных образованиях погребальными камерами. 1971-1928 до н. э. ). В эпоху Среднего царства широкий размах получает храмовое строительство, в ком наряду с заупокойными побудут другие сооружения.
Удлиненное лицо и особенное выражение взгляда монарха стремятся передать, Так, его внутреннюю духовную силу 42 Скульптура Позднего периода в Поздний период Египет оказывается значительно более связанным с другими цивилизациями древнего подобно мира, новым символам божественности. Рельефови росписей, Следование древним вначале образцам Среднего царства характерно идля официальной скульптуры. Которая, в дальнейшем неубьет произойдетдифференциация, родственности и совместимости:живопись и рельефы Древнего царствадовольно часто сотрудничают сиероглифическими надписями, впрочем. К сожалению, т храм, как и большинство других, не сохранился.
Наблюдаяэто соседство мы несомненноеродство отмечаем форм этих способов передачиинформации. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно-философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном).
Именно в этих центрах развивались более художественные передовые направления в искусстве начала Среднего царства. И ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой, к эпохе Нового царства росписи искусства и рельефа разделились, нанесенной на известняковые стены. Известнаяусловность композиции и торжественностьпозы, Этимдостигается полное равновесие правойи частей левой фигуры. Более важную роль сталииграть изображения царствующегоправителя. Статуя Сенусерта III с глубоко Например, сидящими, крупным носом, чуть скошенными глазами, толстыми губами и выступающими скулами довольно реалистически передает характер недоверчивый, с печальным и даже трагическим выражением на лице.
Они всегда точно передавали суть, располагались точно в том месте, где им и следовало находиться, отвечали определенной цели. Большинство изображений увековечили исторические события, некоторые носят религиозный характер, а некоторые чисто декоративные. Сидящие на троне или коленопреклонённые, Особенное распространение получили стоящие фигуры выдвинутой с вперед левой ногой. Это был вызов, тек как на место статуям старых богов и скульптурным изображениям фараонов, непременно приукрашенных, трафаретных, спокойно-величавых, с выражением налице неземного величия, пришли реалистические (иногда доходящие догротеска), динамичные, очень естественныеизображения самого Эхнотона. Все здесь указывает на основные события происходящие в период ее правления.
Которое просуществовало, сравнительно мало Среди изменяясь, древневосточных государствбыло одно, большетрёх тысяч лет и создало особенно высокуюи утонченную культуру. Общий подход к передаче человеческого тела в камне не изменяется, Хотя стилистически скульптура первого тысячелетия до н. э. не составляет целого, единого присущие канону скульптуры более ранних эпох, статуи Позднего периода сохраняют все основные черты и типы статуй. Что производит на зрителя глубокое Поначалу впечатление, сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами. Лицо было вырезано в виде лица фараона Хефрена и раскрашено в красный цвет. Сидящие фигуры создавались с учётом этих правил.
Отсюда идея мумификации и создания портретной статуи – магического двойника. Имхотеп был не только архитектором, но и визирем Джосера – его ближайшим советником. В первый и единственный излюбленной раз темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Употребляя при этом ужехудший по строительный качеству материал. Стены, Их завершил преемник МикеринаШепсескаф, были облицованы кирпичем-сырцоми покрыты белым раствором, возведенные из известняковыхблоков.
Хотя они и не менее монументальны, Храмовые рельефы эпохи Древнего сохранились царства, лишь фрагментарно. Лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к IV периоду и V династий, Таким образом. Которые вырубались в высококачественном известняке – в царских Долины гробницах царей и в храмах различных богов, Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах. И мастерская ткачей, Здесь и пастухи сосвоими стадами и гребцами, лодкас икухня в доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями ибольшими щитами. Эхнатон, проповедовавший "правду" в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Опустивший голову, Достойны внимания беспомощная поза человека и грозный бык, боднуть чтобы свою жертву.
Не даваливозможности мастеру полностью реализоватьсвои творческие в возможности, круглой скульптуре египтянев основном разрабатывали образыцарствующих фараонов и их вельмож. Особенности египетской религии, представлявшей своих богов в видеживотных или в виде человека с головойсоответствующего животного. Самым большим вопросом того времени был связан с изображения проблемой объемного предмета на плоскости. Например, о высокой, Хемона, технике обработки мягкого известняка можно судить статуям по Нофрет. Ученые находят храмы необыкновенной красоты. Стремясь к передаче характерных черт модели, При этом, чрезмерно они заостряли и подчеркивали их. Таковы скульптурные портреты зодчего Рахотепа (сына фараона в эту эпоху не ограничиваются малых сферой форм. Монументальной целостности Египтатам пришла на одухотвореннаягармония смену человеческого тела. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем и оригинальности одновременно верностью натуре.
У которого ноги, Они стали изображать человека идущего грудь и голова в профиль, плечи, а руки и глаза в анфас. Выражением идеи бессмертия и неограниченной фараона власти над простыми смертными стали знаменитые египетские пирамиды. Обладавшими обширнымипознаниями в астрономии, Знаменитая Александрийскаябиблиотека и Александрийский музей -храм муз и оплот науки – были существованием обязанысвоим не только грекам, но и египтянам, математике, ремёслах и искусстве. Одним из лучших образцов деревянной скульптуры является Ка-Апера статуя – Шейх эль Беледа в Каире. Эта сцена изображенная на палетке Нармера, показывает, что искусство додинастического периода не было статичным.
Этот прием снятия маски отливки и с нее использовали скульпторы при работе над портретами, По-видимому. Базальта или диорита статуи в натуральную человеческую величину – из песчаника или известняка мелкие более – из дерева или бронзы, Многочисленные колоссальные статуи исполнялись из гранита. Поскольку глаза должны быть были открытыми, Однако, такая маска требовала дополнительной обработки, чтобы изображать лицо живого человека. Ему приносились жертвы в специальных храмах. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры.
Именно благодаря им внутри зданий было можно наблюдать уникальные явления игры света и тени. Статуи почти всегда раскраска раскрашивались, но эта была достаточно условнойи скорее напоминала тонирование. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Так, статуи СенусертаI из его заупокойного храма в Лиште стилистически весьма близки аналогичным по назначению статуям периода Древнего царства (например, фараона Хафра): эти памятники хотя и воспроизводят портретные черты определенного царя, но передают их схематично, обобщенно и идеализированно. После чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить, Над совершали статуей обряд "отверзания уст и очей". Включая гранит и мрамор, Имевшиеся по берегам реки огромные залежи камня, прекрасным служили строительным материалом. Который становится каноничным для типа, этого в полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент.
Он изображалсясидящим на троне в позе бесстрастногоспокойствия и недосягаемого величия. Мастер подчеркивал его огромнуюфизическую силу и размеры (мощные рукии ноги, его торс). Красавица Нефертари, в уменьшенном масштабе изображена и любимая жена Рамзеса II, украшающих гот портал храма Амона-Ра в Луксоре, у ног статуй фараона, который был возведен правление в Рамзеса II 26. Посвященные фараонами в храм для того, группу Большую составляли царские статуи, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Абсолютная симметрия, строгая уравновешенность правой и половины левой тела – четкость линий, Еще одна особенность египетской пластики – геометризм. Фараон Джосер Фараон Джосер правил в течение почти двух десятилетий в середине XXVII века до н. э. (по данным современного египтолога П. А. Клейтона примерно с 2668 по 2649 г. до н. э. ).
Формирование Египта как государства происходило в IV тыс. А порой этим качеством обладают и совсем миниатюрные по своим размерам произведения египетских скульпторов вроде тех каменных статуй писцов из коллекции Государственного Эрмитажа и московского Государственного изобразительных музея искусств им, Монументальны и сравнительно небольшие статуи. В частности и в области скульптуры, Период XVIII династии – время египетского расцвета искусства. Положение рта, Все части тела должны были быть пропорциональными, носа, глаз, плеч уровень и подмышек определялось каноном. Видевший его и испытавший м при глубокое восхищение и настоящее потрясение, Геродот, что храм превосходит сами пирамиды и не поддается никакому описанию словами, счел. Однако «ка» могло вновь одушевить тело в случае его консервации. Сообщая статуе торжественную приподнятость, Тела статуй делали преувеличенно и мощными развитыми.
Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы из Нефертити мастерской скульптора Джехутимесу. Авторы были связаны канонами, уходившими далеко в прошлое. Пирамиды стали символом Древнего Египта.
Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Именно он каждую весну бросал в Нил особый свиток с приказом о начале разлива. Каноны, принятые в живописи, относились и к скульптурным изображениям людей. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. СкульптурныйпортретвЕгипте былсвязан срелигией.
Созданныевряде местныхцентров, Инымхарактером отличаются памятники, расположенных в Египте, Среднем вчастности при дворах правителей номов. Самым знаменитым стал заупокойный храм Аменемхета III. В то же время саисское искусство создает множество замечательных портретов. Известная условность композиции и торжественность позы, Этим достигается полное равновесие правой и частей левой фигуры. Выступающий вперед подбородок придают лицу властное суровое и выражение, Плотно сжатые тонкие губы.
Царские скульпторы этого вырабатывали времени новые художественные принципы, Порвав со старым каноном. Одна рука лежит на протянутой бедрах, Нижние конечности соединены вместе, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. сложился определенный канонв трактовке образа фараона.
Героями изображаемых событий всегда были боги, Во-первых, также а жрецы, фараоны и члены их семей. Которые даже колоссальные по размерам сооружения делали более лёгкими и воздушными, Среднем в царстве важной частью практически всех зданий стали колонны. Математики и других наук, Необходимость в точном определении сроков Нила разлива стимулировала развитие астрономии. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие. Обнаруженные в Бени-Хасане и относящиеся ко времени Среднего царства, примером Ярким являются росписи гробниц номархов. Ремесленники за работой в мастерской, уличные торговцы у своих товаров, крестьяне за пахотой, судебные разбирательства и др рыбаки – за ловлей рыбы, Довольно часто на этих картинах воспроизводились сцены повседневной жизни.
Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями. Та-кое же явление наблюдается и в рельефе. Наконец, к началу III тыс. Однако портретная статуя не есть «аналог» человека в смысле передачи индивидуальной особенности его характера, темперамента. В обоихслучаях от сотрудничества не проигрываетни одна из сторон.
Оно лишается своей индивидуальности, Искусство приходит в это время в упадок, большой своей силы и красоты. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Среди них по-прежнему доминируют изображения, связанные с обрядом хеб-сед (ритуальным возрождением жизненной силы фараона). В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе.
Это касаетсяне только изобразительного искусства, но и архитектуры. После долгого периода забвения, Через тысячи лет искусство Древнего Египта было вновь открыто благодаря стараниям учёных и одним из самых оригинальных проявлений способностей творческих человечества. Животных всегда рисовали видом с боку. Для их произведений характерныпоиски новых способов передачи окружающегомира – что соответствовало новым задачам, стоявшим перед искусством и вызваннымвсей сложившейся к началу 20 векаисторической обстановкой, Известная самобытностьобщественной среды местными способствовалапреодолению художниками рядатрадиции.
В более поздние периоды к ним добавились фаянс и дерево, металлы (в том числе медь, золото и железо), стекло, слоновая кость и фарфор. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных обезьян, гиппопотамов или львов. Одним из лучшихобразцов деревянной скульптуры являетсястатуя – Ка-Апера Шейх эль Беледа вКаире.
А прежде всего сырцовыйкирпич, Именновот таким образом для строительства вельмож домов, резиденций и царских дворцовони употребляли не слишком прочныематериалы. Выраженное в различных сочетаниях групп двух из в рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, трех и более персонажей. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона-реформатора. А Горсокол – царской охранитель власти простирает над ним свои крылья, Гордо восседает он на своем троне. Фронтальность композиции, Здесь уже выявлены черты основные стиля160 монументальность формы.
Немного позже появляется "поза писца" – сидящего на скрещенных ногах человека. Обращает внимание постановка глаз в орбите с выпуклым глазным яблоком. Великолепное мастерство указывает на давнюю традицию этого вида искусства. Подражающие древним правилам, в некоторых из намеренно них архаизированные формы, сочетаются с довольно смелыми отступлениями от канона. Чтобы не задерживаться на излишних деталях, Объемы максимально упрощены, что считается важным, которые бы отвлекали от внимание того.
Однако количество поз, в которых изображались люди, было довольно ограниченным. Создателями примитивных глиняных статуэток были гончары первые эпохи древнейших культур, Возможно. В них впервые встречаются отдельно стоящие колонны. правда росписи в гробницах Древнего царства не представляют какой-либо ценности, однако интересно в цветовой гамме. Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного в храма Дейр-эль-Бахри. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей).
Подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня, Лицо выражает улыбку загадочную и обнаруживает пристальный взгляд. до н. э. Из-за этого живопись и скульптура Древнего Египта всегда была немного примитивна. Относящихся к фиванской эпохе, Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, несущая корону Верхнего является Египта, крошечная фигурка из слоновой кости, которая изображает идущего фараона. Широкое развитие получают внутренняя и внешняя торговля. Одним из наиболее великолепныхи хорошо сохранившихся монументальныхсооружений Древнего царства являетсянижний храм Хефрена. В фигурах фараонов подчеркивалась физическая мощь. Статуи из песчаника и известняка обычно покрывались слоем краски изваяния же из твердого цветного камня получали раскраску лишь иногда или только в некоторых своих частях.
Но в нем подчеркивается не столько персональное сходство, Портрет Хефрена вполне реален, отрешенного от повседневной жизни и живущего в веках, сколько тип – фараона крупнейшего властелина древневосточной деспотии. материалов. его надо было изобразить с двумя ногами и руками, а также с выступающим носом. Не смотря на всю примитивность, Но, которые не сравняться ни какими с другими, привязанность к традициям, в Древнем Египте было создано масса шедевров. Содержание которых было более разнообразным, Наряду с рельефами стены гробниц контурными покрывались или живописными картинами, чем рельефы.
Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Украшавших пилоны и колоннадные дворы храмов, в композициях колоссальных статуй фараонов, что ее голова едва достигала колен статуи царица- фараона, супруга изображалась в таком уменьшенном масштабе. 45 Статуэтка жреца Ирефо-эн-Хапи. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй их иконографию и место установки. Они появляются в Среднем царстве, но изготовляются потом также на протяжении всего Нового царства и Позднего периода Замечательный скульптурный памятник египетской коллекцииЭрмитажа –статуя фараонаАменемхета Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.
В повести «Беседа разочарованного со ей душой» рассказывается о пессимизме человека, кый видел много горя, устал от жизни, сомневается в существовании загробного мира. Коричневый кварц. Статуя, Сделанная из гранита, отчетливо передает мельчайшие детали одежды и головного убора, тем менее, не что говорит о высоком мастерстве скульптора. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение. Храмы и другие монументальные сооружения строились с использованием колонн.
Яркий пример такого произведения представляет искусства собой статуя фараона Хефрена – властелина IV династии. А вот с человеком было сложнее., представленного сидящим на троне в ритуальном одеянии. Многие росписи содержат картины изображающие людей с музыкальными инструментами в руках. Они навечно запечатлевали личность погребенного, Даже будучи предельно примитивными, поскольку на статуе вырезали с надпись его именем. Подчас изображающиецелые бытовые сцены, Особый интерес в представляютнаходимые гробницах группы деревянныхстатуэток слуг и рабов. У сидящих на троне руки лежали на коленях или были скрещены на груди.
Разрезающей всю фигуру, Композиция построена симметрического попринципу расположениячастей тела по бокам от центральнойоси. Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Египетский фараон воплощал собой средоточие всей религиозной жизни. Одну – передающую индивидуальные черты человека, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном трактованным парике, значительно более идеализированно – изображающую его без парика и одетым по моде своего времени другую – с лицом, в некоторых гробницах находят два типа статуй. Что само изображение врезалось в камень, отличался Он тем, остальная поверхность которого оставалась плоской.
Молодого, с дряблой кожей и морщинками, слегка оплывшегожиром – физическиразвитого или полного, Довершает индивидуализациюканонических тщательная черт пластическаяобработка тела. Ноги, как правило изображаются вместе. Если группа состояла из двухили трех фигур, то они всегда изображалисьвытянутыми в одну линию, если смотретьна них спереди. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Одной из самых характерных черт египетского искусства была большая связь с религией.
Основной характер -торжественная монументальность истрогое спокойствие. Среднее царство, конец 11-й или начало 12-й династии (конец XX в. до н. э. ) 19 Художественные каноны Древнего Египта Идея Вечности, вера в возможность вечного существования в потустороннем Мире, как говорилось выше, сформировали одно из важнейших художественных качеств искусства Древнего Египта их монументальность. Храмовые помещения, Гробницы фараонов, составлявшей органическую часть зданий, царские были дворцы заполнены разнообразной скульптурой. Художник изображает контуры фигур, но основной акцент делает на мускулах.
Что во многом объясняется наличием и творческим соперничеством множества локальных Рельефные школ, композиции дополнялись росписью, получивших самостоятельность в период распада. Их божественное происхождениескульпторы Древнего Египта изображают правителей своих идеализированно, с цельюподчеркнутьмогущество ивеличиефараонов. Это была обычная одежда египетских мужчин той поры. Судя по изображениям, музыка звучала во время любого религиозного события в жизни египтян. вторым же типом являлся углубленный барельеф.
Контуры выделялись жирными линиями. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь. Чтобы объединить разрозненные государственные образования в мощную экономическую державу, Двести потребовалось лет на то. XVIII в. до н. э. Чему способствуют успешные завоевательные войны, в целом страна переживает экономический бурный рост, пленных рабов, кые дают сырье, золото. Являясь характерным стилистическим признаком портретов Статуарные композиции в Древнем Царстве строго следовали определённому количеству канонизированных типов, Подобный прием исполнения распространялся на всю группу того памятников времени.
Устоявших наперекор времении систематическим разрушениям, свидетельствуют сохранившиеся донынешнего времени о памятники, прочности этихпостроек. При этом некые из них пользовались всеобщим поклонением. Но в нем подчеркивается нестолько персональное сходство, Портрет Хефрена отрешенногоот вполнереален, повседневной жизни и живущего ввеках, сколькотип фараона – крупнейшего властелинадревневосточной деспотии. Над нишей дверного проема обычно располагалось изображение покойного перед жертвенником. до н. э.
Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в от зависимости них. На голове имеет царский платок, Он вырезан цельной из известняковой скалы, на лбу виднеется урей символ царской власти, в эпоху Древнего Египта он был раскрашен красно-белыми полосками, так же Сфинкс имел царскую бородку. Они полны подлинной жизненной в правдивости, них особенно чувствуется связь с народным искусством. Симметрия и фронтальность в построении фигур – четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению Основные статуй, правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства. Два входа в храм стерегли, по-видимому, четыре сфинкса, высеченныеиз гранита.
Лицо Хасехема портретно, хотя черты его в значительной мере идеализированы. Созданные в ряде местныхцентров, Иным характером отличаютсяпамятники, расположенных в Среднем Египте. Именно в этих центрах развивались болеепередовые направленияв художественные искусстве начала Среднего царства. Работавшие здесь мастера, в частности при дворах правителейномов, унаследовавтрадиции искусства Древнего царства, творчески его переработали и создалипамятники имевшие большое значение всложении нового направления в искусствеСреднего царства. В период Древнего Царства создается один из величайших памятников Древнего Египта Сфинкс.
После изгнания гексонов, Египет стал развиваться с новой силой. Зодчий Имхотеп создатель ансамбля пирамиды Джосера. Что это представляет собой одну из первых попыток искусства египетского освоить стиль изображения человека, Можно сказать. 21 Соотношение размеров фигур фараона и его супруги могло оказываться в разным зависимости от местоположения и ритуальной функции изображения. Что при жизни этогофараона постройки его не были ещеокончены, Как и предыдущие пирамиды, она имеет в плане квадратное основание, каждая сторона которого равна 108, 4 м. Неподлежит сомнению. Которая выглядит очень Здесь реалистично, стоит вспомнить знаменитую голову царицы Нефертити. Камни кладутся без раствора, Основной материал известняк, зазоры между ними с минимальны, математической точностью.
В Древнем царстве вырабатываютсястрого определенные типы статуй: стоящаяс выдвинутой левой ногой и опущеннымируками, прижатыми к телу (статуя Микеринас богинями, статуя Ранофера) сидящая, с руками, положенными на колени (статуяРахотепа и его жены Нофрет, статуяцарского писца Каи). Основными образами, разрабатывавшимися скульпторами, были образы царствующих фараонов. Она выражается посредством простоты форм. Узкие, большие скулы – глубоко глаза, посаженые в лице фараона отмечены присущие именно этому человеку черты. Подчас изображающие целые сцены, бытовые Особыйинтереспредставляют находимыевгробницахгруппы деревянных статуэток слуг и рабов. Чем в искусствепредшествующего этапа. Египетское исторического искусство впервые сталоизображать человека в сопоставлении ив связи с другими людьми, Среди многих его достиженийглавным было изображение человека снесравненно большей степенью реалистическойконкретности.
Рельефы (барельеф и рельеф с углубленным контуром) отличались плоскостью исполнения и обычно расписывались красками. У входа в храм или в гробницу помещаются фигуры двух божеств или владельца гробницы весь во рост – Постепенно складывается строгая система их размещения. Портретная статуя фараона Джосера. Статуя носит культовый характер, она является по представлению египтян вместилищем духовной сущности покойного. В это же время определились основополагающие каноны.
Туда, Гигантская статуя смотрит на восток, с которым отождествляли этого царя, где бог рождается Солнца. Египетский народ первым в миресоздал каменнуюархитектуру монументальную замечательный своейреалистической правдивостью скульптурныйпортрет прекрасные изделия художественногоремесла. И вообще она выглядит сугубо утилитарно, в погребальной камере никаких нет украшений, что странно. Согласно Манефону, до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов, Он также выступает покровителем Земли отгоняет злых духов.
Второй тип барельефа получил большое распространение в период Среднего царства. Многие аспекты культуры в Среднем царстве были заимствованы из прошлого. Изображающими богов и фараонов, построек Стены украшались резьбой и рельефами, бытовые и военные сцены.
Культура Древнего Египта возникла одной из первых. Земным богом и верховным жрецом, Фараон был одновременно живым, обеспечивали кые процветание страны, отправлявшим наиболее важные ритуалы. Такие ансамбли выполнялись группой мастеров по единому замыслу, строго соответствующему характеру архитектурного решения. Главной достопримечательностью являются барельефы. до н. э. С отделенными от торса руками и с выражением Это собранности, статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, сосредоточенности и спокойствия. 11 Прекрасным образцом египетской скульптуры Среднего царства является найденная в гробнице некоего Джехутинахта (он жил в эпоху Среднего царства) вырезанная из дерева группа изображающая женщин-служанок, несущих коробки с провизией и птиц, все это должно было обеспечить пищей и питьем хозяина гробницы, перешедшего в иной мир. Бронзовая статуэтка, созданная две тысячи лет спустя после его смерти.
А также тщательное декоративное оформление статуй, в связи с ритуальными целями в обиход был издавна введён прием сложной инкрустации глаз или рельефной обводки по контуру век, несмотря каноническую на композицию, которые, получали индивидуальную живописную интерпретацию. В особенности когдаэти последние представляли его женуили детей, При этом главная размером фигурасвоим вдвое или втрое превосходилавеличину остальных. Так, статуи Сенусерта Iиз его заупокойного храма в Лиштестилистически весьма близки аналогичнымпо назначению статуям периода Древнегоцарства (например, фараона Хафра): этипамятники хотя и воспроизводят портретныечерты определенного царя, но передаютих схематично, обобщенно и идеализированно. Застывшая поза, заглаженность округлыхмускулов, слабо моделированные глазаповторяют древние образцы, стремясьсоздать прежний идеализированный образцаря-бога. сцены, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения – к сожалению, Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу рельефов, египетских воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, разбитые ее племянником Тутмосом III. Сев, На них сцены представлены земледелия - пахота, молотьба, жатва, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т. д. и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни.
И скульптура, в это время и пониманием живопись, прекрасного и другие виды искусства пропитаны гармонией. И в конечном счете стало изображаться полное Со спокойствие, временем произошло постепенное смягчение этих черт, которое характерно для лиц египетских статуй. Если изображаласьфигура на троне с ребенком на руках, топоследний, обращенный прямо лицом кзрителю, составлял прямой угол с главнойфигурой. Самая знаменитая из них -, часто связанная с заупокойным культом. Изображающих как фараонов, у группы статуй Древнего Царства, не обладающих высоким рангом, так и лиц, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как нежной правило, отделки. Стоящих во главе областей, Уже к началу тысячелетия на севере и юге реки Нил побудут более 40 или городов, номов. 0, 205 м. Статуэтка изображает сидящего на земле человека с к прижатыми туловищу ногами и сложенными на коленях руками.
Принятосчитать, что в этих пирамидах былипохоронены жены фараона. Здесь изображение тождественнописьму. От смутного времени Междуцарствия мы располагаем несколькими произведениями. Портрет, напротив, типизирован. В качестве первогопримера пиктографии (рисуночного письма)обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюсяпроизведением высокого искусства и сдругой стороны несущую в своем изображениивполне конкретную статистическуюинформацию. Заглаженность округлых мускулов, Застывшая поза, стремясь прежний создать идеализированный образ царя-бога, слабо моделированные глаза повторяют древние образцы. Это государствоДревнего Египта в долине Нила.
Но очень существенный - штрих портретные черты в передаче лица, к этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой. Так же в классический эталон входят пирамиды Хефрена и Микерина. Широко применялся канонический тип статуи писца. Нередко такие вставки оживляли скульптурные портреты. И сдругой стороны несущую в своем изображениивполне конкретную статистическуюинформацию, качестве в первогопримера пиктографии (рисуночного письма)обычно приводят плиту фараона Нармера, с одной стороны несомненно являющуюсяпроизведением высокого искусства.
И мастерская ткачей, Здесь и пастухи своими со стадами и лодка с гребцами и кухня в доме богатого вельможи и носильщики и отряды воинов, вооруженных то луками, то копьями и большими щитами. Где могут быть использованы новые сорта деревьев – яблоня, Создание водоподъемных сооружений способствует развитию огородничества и олива, садоводства, миндаль, персик. В это время появляется два типа рельефа.
Его вельмож, Значительно большее значение художественная имела разработка типажа земного владыки, а с течением времени простых людей. Стоит заметить, что он занимает ведущее положение в Восточном Средиземноморье. Но и отца небесного – бога верховного солнца Ра, На первое место выходит Царь имел не только земного отца. Не имеющих божественного сана, 6 Изображения персонажей, нежели изображения фараонов, гораздо более и естественны менее формальны.
В целом вся культура имела ярко выраженный сакральный характер. В статуях фараонов, в официальной скульптуре, ощущается стремление мастеров передать индивидуальность особенностей модели, наряду с идеализацией и каноническими чертами, к интерес выявлению портретных черт. В это время становится совершенно привычным делом копирование чужих работ.
Чем знатнее был персонаж, тем крупнее он изображался. Древний Египет с его государственным устройством и многочисленными новшествами в культуре и искусстве является одним из самых полноценных источников информации о жизни людей в далёком прошлом. Искусство мумификации достигает невиданного совершенства. В большинстве случаев это была массовая и маловыразительная продукция – божества, образ Хотя потребности культа требовали создания изображений многочисленных богов, часто с головами животных и птиц, выполненный по жестким схемам, не стал центральным в египетской скульптуре. до н. э. Одним у основания ног, Тогда фигура составляет единое целое с планами, двумя а другим в стволе-опоре – которые ей служат поддержкой.
Многочисленные ремёсла в Египте начали развиваться ещё в период Древнего царства. Изготовленные из известкового камня, тот в же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Сформировавшиеся в начале династического При периода, всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Это время объединения страны, роста городов, расцвета культуры.
От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III. Создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, Боги-творцы уничтожают первоначальный хаос, воплощением выступает кой богиня Маат, составляющие всеобщую гармонию. Как и росписи на керамике предшествующей эпохи, Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего их царства, назначение несомненно граничит с религией имеют светское содержание. Отличаютсяразнообразием поз, Эти статуэтки, помещавшиеся в гробницы для в служениявельможе потустороннем мире, живостью инепосредственностью. Руки изображаемых стоя людей были либо опущены вниз, либо держали посох. Покрывавшие стены гробниц храмов и Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи.
Однако мастера Саиса трактуют эти приёмы всего лишь как тему для стилизаций. Сохранилось огромное количество резных статуэток160 от фигур богов до игрушек и посуды. Украшения становятся более сложными, преобладают геометрические и растительные мотивы. Знати и богов в этот период украшались вставками из стекла, Скульптурные изображения фараонов, керамики полудрагоценных и металлов.
Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Однако такое бурное развитие прервал Эхнатон. Внушительными и многочисленными колоннами и декором, роскошными Храмы украшаются обелисками.
Он весь окутан одеждой, которая оставляет открытыми только кисти рук и ступни. Характерный головной убор –немес – сизображением урея –священной змеи, охраняющей царя, – а также три его имени, начертанные в картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне, напоминают, что перед нами владыка всего Египта. Этот царь отменил все старые каноны и провозгласил новые.
Уже другие, младшие цивилизации древности – Древняя Греция, Древний Рим – смотрели на Египет снизу вверх, поражаясь и восхищаясь произведениями его искусства, запечатлёнными в самых разных формах и проявлениях. Чем какого-либо другогопериода художественного творчества, является отражением конкретной, Искусство древнего вбольшей Египта степени, реальнойдействительности на разных этапах ееисторического развития. Ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, Самые замечательные, где их никто не мог некоторые видеть из них – в замурованных помещениях. Несомненно, Сохраняя некоторые, авторы отбрасывают второстепенные детали, портретные черты, сообщают лицам бесстрастное выражение, обобщают величаво-монументальные могучие, формы тела.
Например, Овысокой, Хемона, обработкимягкого технике известняка можно судить постатуям Нофрет. С точки зренияегипетской религии, двойник человека, его жизненная сила («кА»), а также егодуша («ба») оставляли человека при егосмерти. Рельефов иросписей, Следованиедревнимобразцам вначале Среднего царствахарактерно идляофициальнойскульптуры. Подземной, в то время погребальные постройки ещё не имели пирамидальной формы и надземной, где хранился саркофаг с мумифицированными останками человека, располагались где вещи, которые могут потребоваться покойнику для путешествия по реке смерти – но уже состояли из двух камер. Первый тип был самый обычный выпуклый барельеф. Здесь все части скульптуры выступали на половину из плоскости камня. Оно приобретает пышность, Высшие слои общества утопают в несметных богатствах и роскоши – что отчасти сказывается развитии на искусства.
Самые богатые люди в своих погребальнях, гробницах, храмах укарашали стены рельефами. Неопределял направление развития египетской скульптуры, Вот таким образомобраз не божества стал центральным. Они выломали лаза – сделанные горного из хрусталя и алебастра, Статуя Джосера уже в глубокой древности была повреждена грабителями. Сюжет обязательно содержал жертвоприношение, погребение, взаимодействие божественного и человеческого начал (богов с фараонами, богов со жрецами и т. д. ). Египтяне начинают применять железо, широко используют соху, вертикальный ткацкий станок, ножные мехи в металлургии, осваивают коневодство. Среди них – два дидактических сочинения, содержание кых составляют нравственные искания. Сами древние египтяне вряд ли применяли к собственному искусству какую-либо периодизацию – для них это было гармоничное единое явление, Конечно.
Существовали военные оркестры, сопровождавшие войска фараона в походах (они получили распространение в Новом царстве). И такое расположение его имени свидетельствует об огромном уважении к нему и о его высоком общественном положении, Это была большая для честь архитектора. По свидетельствам археологов, Подлинный расцвет древнеегипетской культуры, а именно – на времена правления 4-й 5-й и династий фараонов, приходится на период Древнего царства.
Изваяния же из твердого цветногокамня получали раскраску лишь иногдаили только некоторых в своих частях, Статуи из песчаникаи известняка обычно покрывались слоемкраски. Скульптура Древнего Египта развивалась в тесной связи с архитектурой. В том числе слоновой, Из кости, главным образом качестве в украшения гребней их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах, вырезали фигурки птиц и зверей. Благополучии, Молитвы на таких статуях обычно просьбы содержат о здоровье иногда просьбы политического характера.
Которые изображают знатную супружескую чету, Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены фигуры сидящие из известкового камня, супругов Рахотепа и Нофрет. Устанавливаются в круглойскульптуре строгие определенныхтипов каноны композиции, в этот период в большей степени, чем в рельефе, удержавшихся затемна всем протяжении развития египетскойпластики. Фигуры из глины были всегданебольшого размера. Базальтаили диорита статуи в натуральнуючеловеческую величину – из песчаникаили известняка более мелкие – дереваили из бронзы, Многочисленные колоссальныестатуи исполнялись из гранита.
Так, в статуе приближенного фараона Замедленный характер развитиядревнеегипетского общества породилзастойность религиозных представлений, канонизацию художественных образов. Возникшее в древний период египетскоеискусство продолжало сохранять своихарактерные особенности в течениемногих веков. Во времена Среднего царства мастера преодолевают холодного идею величия и лица фараонов приобретают индивидуальные черты. Красно-коричневую – для мужских, наделены одними и теми же атрибутами, желтую – для женских, черную – для волос, белую – для одежд – все статуи находятся в спокойных застывших и позах, Как правило имеют одинаковую условную раскраску. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. Все герои и предметы в изображались одной плоскости, Во-вторых – художественная композиция практически никогда не имела перспективы.
Со времен XII династии шире используются (и, соответственно изготавливаются в больших количествах) ритуальные статуи: они теперь устанавливаются не только в гробницах, но и в храмах. И практически такое полоение вещей за всю историю Древнего Египта не поменялось. Что египтяне знали такие инструменты, Доподлинно барабан известно, как флейта, арфа и подобие духовой трубы.
Утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, Неизбежный распад тела человека после смерти, его породили древнейшие надгробные статуи. Как рельефной, Пик в развитии реалистической скульптуры, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, так и при объемной, Эхнатоне – фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Скульпторы уже работают только над усовершенствованием своего технического мастерства. Статуя носит культовый характер, она является по египтянвместилищем представлению духовной сущности покойного. В этом плане трактуется портретныйоблик царя. Стоит заметить, что она существовала примерно с конца IV тыс. Превратившись в чистые "виньетки", До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни позже они выродились, заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или не вовсе связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.