7. Упражнение в составлении описательного рассказа детьми по вопросам. Шишкина. Казалось бы, Нов этой, протокольной своя фиксациисодержалась поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. На краю оврага муравейник. Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера, Как пенсионер Академии жил 1862-65 в в Германии и Швейцарии. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать в ее коллекцию за 300 рублей -сумму.
Что в способе иманере рисования рисунки Ваши – напоминаютКалама я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Уходящая вглубь леса, Дорога, призывает пройтись по лесным тропинкам, манит за собой, вглядываясь осыпавшуюся в хвою, в надежде найти грибок. - А какое время изображено на картине. Деревья так велики, что своей макушкой кажется подпирают небо.
Проплывающие между сосновыми верхушками, видны Нам только лоскуты синего неба, но вся картина залита ласковым солнцем. Замысел ее подсказал ШишкинуК. На ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Что художник, То, основывался живых, на создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность.
(Золотая спелая рожь). Легкое колыхание колосьев, как бы передает аромат созревшего урожая. Теперь всё ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Видимо, в сентябре-октябре годаона 1869 экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним.
Прослеживая цветовые и световые Во градации, многих произведениях, он использует принципы тональной живописи. А деревья слева передают в полноте разнообразие своих одежд: от самой пышной формы, полностью одетой ветками до абсолютно голой сосны, от которой остался только ствол. В творчестве живописцевросло молодых стремление к новым средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. И сочного поживописи, Между тем помимо "Сосен, освещенных чрезвычайно солнцем", выразительногопейзажа "Дубы. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то другое или чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство".
Беседа о творчестве И. И. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие еще виды, какие никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет: "Япомню. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное природы. Это состояние не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - это все внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. Это картины «Зима», «Утро в сосновом бору», «Рожь». Но имосковского училища, с Копии работКалама были обязательны в учебнойпрактике не только Академии.
Они расположены композиционно так – чтобы не сбить зрителя с главного в картине, Вдали еще виднеются три сосны. - Какая же все – таки замечательная эта картина. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия.
Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные художника эстампы отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения. По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Как Шишкин, последний вместе с передвижническую В. Д. Поленовымвозглавил школупейзажа, Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня. Эпическими по своему строюкартинами, сувлечением Художник работает над широкими поразмаху, воспевающими просторы роднойземли. Деревья так велики, что своей макушкой кажется подпирают небо. - Что нарисовал художник.
- Какая погода стоит в поле. В картине «Рожь» впечатление широкого пространства достигается в основном путем использования линейной перспективы. Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная от замысла кончаяисполнением и свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Присутствующее на многих его полотнах, монументальность Особо картины подчеркивают могучие сосны – одно из любимейших деревьев художника. Картина "Полдень. Куст на болотистойравнине, Однако все наброски его предельнопросты – сосна у воды, берег реки.
(Чувством любви к родному краю). Но край неба на горизонте уже потемнел, Грозовой еще фронт далеко и вся природа перед грозой замерла. - Дети, картина Шишкина выполнена в технике пейзаж. Мастерсмело экспериментировал. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его путь вискусстве что оборвался, шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил.
Пейзаж-картина «Рожь», созданная певцом русской природы в 1878 году, проникнута чувством покоя и выполнена в яркой манере живописи. Давайте скажем это новое слово все вместе четко и громко: ПЕЙЗАЖ. Рассказ воспитателя о картине «Рожь». Поэтическихвдохновений и восторгов, образом Таким был открыт целый мирранее неведомых предметов.
Дидактическая игра «Что где растет. » - Дети, я вам предлагаю поиграть в игру «Что где растет. ». Вокруг под ногами пестреют цветы. (К слайду 3) (К слайду 3) 7 (К слайду 4.
Рисунки, офорты Шишкина были той "живойшколой", наглядной Этюды, о которой говорил в своевремя Крамской. - Что стоит у извилистой дороги. Ихон стремился передать как можноконкретнее. Которые необыкновенно украшают собою весь пейзаж, Там в глубине виднеются поля голубыми точками васильки. - Чем наполнена картина. А настоящую можно увидеть в музее. Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, клал новые тени или усиливал ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест.
Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная спейзажистом работа московской школы, не проходит бесследно. В чистом воздухе стоит не только аромат, но, кажется слышны песни птиц, голоса зверей. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Это великий русский художник пейзажист, художник. В его картинах воспета природа родного края, богатство и достояние живущих на ней людей. - Какую картину описывали.
(Шагаем на месте). По золотистому стволу течёт смола, кажется пахнет смолой, травой, грибами. На переднем плане картины берет свое начало извилистая полевая дорога. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать в глубочайшегознатока нем и вдумчивого изобразителярусской природы. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина лист интересен большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины.
Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. 10. Итог занятия. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу столь Савицкого удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. Для Шишкина природа всегда была прекрасна.
Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он проводит в и Москве работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым. Жил преимущественно в Петербурге. Вокруг под ногами пестреют цветы. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Бегущему по камням и Изумрудная пескуручью, траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому.
Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Колосья уже поспели и готовы к сбору урожая. Стоит безветренная погода. Интересовался резьбой по дереву, Он изучал свой родной край, занимались которыми крестьяне, плетением. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу.
(Могучие сосны). Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Однако трактованы они с большей живописной свободой. (Много желтых красок). Он очень умело передавал через свои полотна состояние природы и окружающего мира. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги идущую котомкой крестьянкус за спиной, например.
В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Организационный момент. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и эстетическимипринципами, ее Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). - Молодцы, вы сегодня постарались, спасибо за занятие.
Партицкая РС 231-511-139 Партицкая РС 231-511-139 Июль издревле был как известен самый жаркий и самый богатый на грозы месяц – вот и на картине И. Шишкина видно приближение грозы. Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый покосившийся крест создаетопределенный – элегический настрой. «на картине перед нами открывается золотое поле со спелой рожью, - а теперь вам я немного расскажу об этой картине – а вы внимательно послушайте. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. (Светлый, хороший, чистый). - Речь у нас с вами пойдет о картине И. И.
Дышать этим свежим целебным воздухом, Хочется бродить по сосновому бору, который, кажется, витает среди стволов могучих сосен. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные как образы, впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого изних. Колосья уже готовы к сбору урожая.
Каждое из них вызывало интересзрителей. Мохнатая ветвь старой сосны очень низко нависает над рожью. Клонится к земле под тяжестью налитых колосьев, Шишкинская рожь картине на – полная силы, местами даже полегла.
Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в времяшвейцарского свое пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Он родился 13 января 1832 года. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. На котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство", 8 (20) марта 1898 годаон в скончался своей мастерской замольбертом. Композиция выглядит очень и гармонично одновременно ярко, Благодаря такому сочетанию цветов. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника.
От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Справа небольшой овражек, Слева высятся великаны дубы, но мы их видим, не который находится в тени таких же великанов. В восьмидесятые-девяностыегоды художника все чаще привлекаютизменчивые состояния природы, быстропроходящие моменты. -Как вы догадались.
Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился деревне, снова в сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. (Хлопаем в ладоши). Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем Не картины, случайнодрузья Шишкина, а подчас даже более свежимии колоритными. 9.
Он занимался археологией, Его увлекала техника, стремился во все начинания внести что-то историей, свое, новое и полезное. Которые пыталисьотойти от устоявшихся Тогда-то традицийпередвижников, в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Которые Шишкин мастерски распределил по картине, Разбавляют все несколько это холодных оттенков.
Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими родной просторы земли. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Выявляющиеформу и фактуру подчеркиваютмягкость мазки травы, Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои. Перед нами могучий сосновый бор. (Шагаем на месте и хлопаем в ладоши).
Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, авторскую имеет надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". По ней не очень часто ездят, большая ее часть заросла полевой травой, ее украшают белые ромашки. Чувствующая приближение грозы, Над дорогой будто скользит стая ласточек, общей но монументальности картины она не нарушает.
Все эти произведенияпредставляли различные направления рамках вединых русского реалистическогопейзажа. Шишкина. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не на стоит одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это огромным с увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
Зовет за собой в удивительный мир русского леса, Просвет между стволами вглубь манит рощи, который так любил Шишкин. Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 В. Д. Поленовэкспонировал году на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Он неутомимо исследовал природу. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже следующем в годупо возвращении из-за границы. 5.
Родился И. И. Куинджи. Рассказ под звуки птиц. ) Мы находимся на опушке дубовой рощи. Стволы уходят кронами за край картины, словно им не хватает места. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин абсолютно А. И. Куинджи, разрабатывающий необычнуюживописную систему. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил группой с этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен.
В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создаетмного картин, впрочем, русских лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как в "Ручей лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Особенно по обочине, а в некоторых местах, много золотых колосьев своей под тяжестью наклонилось к земле. Песок или глина, Сама местность под деревьями160 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получала в картинах и рисунках Шишкина абсолютной вид действительности. На лоне природы Шишкин чувствовал себя хозяином. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов.
Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного натуре на этюдас особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Над ними скользят по небу легкие воздушные 1. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы и колосьев создает необыкновенный контраст.
О художнике 1898, Петербург, русский художник. (В жанре пейзаж). - Дети, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир живописи, где будем составлять рассказ – описание по картине Ивана Ивановича Шишкина «Рожь». Рассказ под звуки птиц. ) (К слайду 4. А их былонемало. И город не был бы таким, Да, умных, если бы не было таких трудолюбивых людей, заботливых руководителей, которые знают, что необходимо для хорошей жизни взрослым, что нужно для веселой и жизни, беззаботной вам детям.
А чуть ближе расположились темно-синие силуэты и кустарников деревьев, в этой дали можно разглядеть холмы. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. (Осень).
Пока вы еще дошкольники, но когда подрастете, вам предстоит делать великие, добрые дела. Однако из-за отсутствия воздушной перспективы и благодаря обобщенной трактовке цветовых массивов, силуэтному изображению сосен, которые кажутся как бы выстроенными во фронт на узкой полосе среднего плана, построение картины не предполагает движения взгляда в глубь изобразительного пространства, а словно призывает остановиться и оценить величественность открывшегося вида и его цельность Картиной «Рожь» завершаются в семидесятых годах эстетические воззрения Шишкина160 пейзажиста эпического склада. Мохнатая ветвь старой сосны справа очень низко нависает над рожью. Шишкин в 1832 году в городе Елабуге на реке Каме, среди величественной и суровой природы и с детских лет полюбил очарование её лесов. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего почти творчества не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер".
Как вы понимаете, что такое понятие «малая Родина». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Лишь темнеющие наего фоне мощные огромных стволы деревьевда птица на ветке привносят ощущениежизни. Прослеживая цветовые исветовые Во градации, многихпроизведениях, он использует принципытональной живописи. Абсолютно верно, «малая Родина» – это место где мы с вами родились и живем, где увидели свет солнца и начали познавать окружающий мир. То целыми сериями, которые он в объединял альбомы, пользовавшиеся большим успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами.
Шишкин стремился кизображению леса "ученым образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в годахШишкин семидесятых все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Но главное, что ржаное поле – бесконечно, а значит и урожай будет богатый. У него была и тяга к науке. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего (1884), сада. Сныть-трава" "Напесчаном грунте, "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). Судьба ее в настоящее времянеизвестна.
Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, безпредварительных обходился натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. - А теперь давайте немного отдохнем. Причудливо изогнутые ветки переплетаются и тянутся к солнцу, которое заливает всю картину.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт иЛ.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Ближе всего к зрителю – просторное поле.
Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то в есть непосредственном общении сприродой. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди средней природы полосыРоссии. Сказочно красивые елабужские леса пробудили у Шишкина любовь к родному краю, Яркая отца, личность понимание красоты и богатства окружающей природы. Рисовал он в любое время года, но особенно он любил лето. Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в молодыххудожников среде Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей Товарищества Шишкинпрошел – большой и славный путь. Отошел от Крамского ибросил работать, тяжестьюличных Под переживаний Шишкин на некотороевремя опустился.
Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот передвижнического периодпуть пейзажа. Сухойпочвой и насыщенной по цвету Прекрасно молодойпорослью, написана поляна справас побуревшей от солнца травой. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других важности пейзажистов. Сознание новых задач опережаловозможности их решения. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его являлсяи опыт, сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын.
С тем пристальным всматриваниемв Условность натуру и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Выделялся из своей среды широкими культурными интересами, художника Отец – купец-хлеботорговец. Словноманящее к себе пространство бора, Густые бросают кроны на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом. Вьющаяся по полю, Дорога, но не мешает ржи расти, серпантином уходит куда-то вдаль, а как бы обрамляет ее желтый в цвет зеленую рамку придорожных трав и цветов.
А дождь неугомонный льёт, льёт, льёт. Уходящая вглубь леса, Дорога, призывает пройтись по лесным тропинкам, манит собой, за вглядываясь в осыпавшуюся хвою, в надежде найти грибок. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Что, а ведь рожь ценится именно тем, неприхотлива и дает щедрый урожай именно в суровых краях, в от отличие пшеницы. Родился в купеческой семье.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и теми с частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Подлинной школой дляШишкина стал Валаам, служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы фактурыпредметов и реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Все сковано морозом и погруженов тень. Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек передаче природы, состояния чистоте палитры.
В контексте русской пейзажной живописи второй половины XIX века картина имеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот период путь передвижнического пейзажа, в котором конкретный национальный образ русской природы приобрел особую социальную значимость160 это было время появления специфически русского искусства и русской культуры Россия стала не только вбирать европейские творения, но и создавать собственные, свойственные ее социальному складу это касалось всего: живописи, музыки, литературы В русской живописи одним из этих этапов стала Шишкинская «Рожь». Дышать этим свежим целебным воздухом, Хочется по бродить сосновому бору, кажется, который, витает среди стволов могучих сосен. К колориту емутеперь больше, Благодаря световоз-душной интересук среде, удаются такогорода произведения, чем раньше. Они принимали у него донельзя формы правдивые в листве, Изображал ли он дубы или берёзы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. (Безветренная, солнечная погода). Лежащийв основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком, дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера.
А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной и ломкиусловных обедненных приемов академическойсистемы живописи. (Поле с рожью). Он мог зайти в лесную глушь и рисовать целый день. А. калама, Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные другого пейзажи швейцарца. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как было Шишкину свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. В светлом дубовом лесу много травы.
Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой картина известностьюпользуется "Утро в сосновомлесу". Злаковые, лесные – овощные, Вам разложить необходимо по разным тематическим кружкам свои культуры. Рассматривание репродукции картины. 6 Картина «Сосновый бор». Органически соединил в живописи своей и графике черты романтизма и реализма, Выдающийся мастер пейзажа.
Художником, Шишкин был оставалсядо и конца непревзойденным знатокомдерева, не имевшим соперниковв изображении хвойного леса. Ребята мы узнали о Родине, о стране, в которой живем, а есть такое понятие «малая Родина». Картина наполнена большим чувством любви к родному краю и его природе».
Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки вологодские в леса. Проплывающие между сосновыми верхушками, Нам видны только лоскуты синего неба, но картина вся залита ласковым солнцем. По небу скользят легкие воздушные облака. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса. Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер самаявнешняя есть сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". 8. Природе, Интерес к старине, поощряя в любовь мальчике к рисованию, к чтению книг он прививал и сыну, пробудившуюся очень рано.
Повторяйте за мной. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение для общие русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал исыну, поощряя в мальчике любовь крисованию, пробудившуюся очень рано. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Картина наполнена высоким чувством любви к родному краю и его природе». Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих снопов – бордовые и темно-охристые мазки так, переднем На плане мы видим начало пшеничного поля. На главном плане картины открывается золотое поле со спелой рожью. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне.
Пей, земля, пей. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его гранитными скалами, вековыми и соснами елями, Шишкин был увлечендикой. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий хорошем о владениирисунком этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия наблюдалась уже расстановка иная, художественныхсил. Обогащение ее новымиталантами, в годахидет семидесятых стремительный процесс развитияпейзажной живописи.
Местность Кукко", демонстрировавшейся академическойвыставке на 1860 года и удостоенной Большойзолотой медали. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. (Картинку Ивана Ивановича Шишкина, которая называется «Рожь»). В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. Уже спустя три снебольшим месяца после онпривлек поступления внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками.
Который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных и мест, все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, присущую в те годытворчеству Шишкина, определил место изначение этого художника для русскогоискусства: ". Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. Вот какой рассказ – описание у меня получился. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
А пока вам нужно любить свой город, а любить – значит, знать его. Ранее не внесенныхв искусства, оборот Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Справа небольшой овражек, Слева высятся великаны но дубы, мы их не видим, который находится в тени таких же великанов. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в письмеот 10 апреля года, 1872 называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии вспорхнувшие человека. Две желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте.
Мы видим платок повязанный – на голове и темную юбку, Одна из фигур точно принадлежит женщине. То, Конечно, это не настоящая картина, что вы сейчас а видите, ее репродукция, то есть копия. И деревце, склоняясь, пьёт, пьёт, (Наклоняемся вперед). Коричневых, Цветовая гамма этой работы теплая – состоит в основном из салатовых, охристых и желтоватых оттенков. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел хвойный характерный лес, наиболее для северныхобластей России.
В котором основным предметом изображения является природа, Пейзаж – жанр это изобразительного искусства. Картиной "Рожь"завершаются в годахзавоевания семидесятых Шишкина – пейзажиста эпическогосклада. Тучные колосья уже готовые к сбору урожая, колышутся под легким дуновением ветерка.
Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, с Шишкиноставался теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Стволы уходят кронами за край картины, словно им не хватает места. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро сосновом в лесу", Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Великий художник Иван Иванович Шишкин вошел в историю русской живописи как создатель «пейзажа настроения». Вот какой описательный рассказ получился по картине Шишкина Ивана Ивановича «Рожь». Физкультминутка «Тучки дождевые».
Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в большему натурнойработе, постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Видимо многие годы испытывала на себе влияние холодного северного с ветра, одной стороны она абсолютно без веток. - Что изображено на картине.
Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. С самого детства Иван рос очень одаренным мальчиком, который любил природу. На краю оврага муравейник.
"Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Она извиваясь, уходит вдаль вглубь поля. 2. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то разместиласьшестая время выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Перед нами могучий сосновый бор.
Шишкина «Рожь». Преимущественно соснового, Основным персонажем картинах в мастера кисти И. И. Шишкина являются пейзажи с изображением леса. Дождинки пляшут, как живые.
«на картине открывается золотое поле со спелой а рожью, теперь я вам немного расскажу об этой красивой картине – а вы внимательно послушайте. Причудливо изогнутые ветки переплетаются и тянутся к солнцу, которое заливает всю картину. В светлом дубовом лесу много травы. Мы находимся на опушке дубовой рощи. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Раз есть сосны – значит, на картине запечатлены северные широты. Поискать спелую лесную землянику на тонкой ножке, Пейзаж так и манит побродить молодых среди сосенок.
Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это по видно упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. 6. В чистом воздухе стоит не только аромат, но, кажется слышны песни птиц, голоса зверей.
Зовет за собой удивительный в мир русского леса, Просвет между стволами манит вглубь рощи, который так любил Шишкин. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, в он 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Здесь вы видите портрет И. И. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний поколения предыдущего в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы.
На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны. Расположение ветвей и листвы любого Он дерева, безошибочно мог рисовать и знал расцветку коры. Художник написал много картин. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие художникамистаршего творчества поколения молодых- тот оселок. - В каком жанре написана картина.
Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно количество большое сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Словарная работа.
Стоит безветренная погода, а по небу скользят легкие воздушные облака. За день он мог нарисовать 2-3 этюда, такая была у него большая работоспособность. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он внимание сосредоточил на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. На богатом ржаном поле, вдоль извилистой дороги стоят могучие сосны-сторожа. 3. - Давайте молча прогуляемся по красивому полю и своими поделимся впечатлениями от увиденного.
В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на одну самых из высокихступеней. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Картина «Сосновый бор». Видимо, Многим, Шишкин открыто называл еготем художником, обязанный который участиюКрамского, оказывал нанего благотворное влияние.
Над соснами-богатырями танцуют свой прекрасный танец, в небе, наслаждаясь чудесным теплым полевые днем, птицы. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей в степени этюдах. Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии, Внешне она продолжаласохраняться и после Шишкинаиз-за возвращения границы. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и в офортах, которых он пользовался многими красками. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных передаетсуровость деталей окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Шишкин – верстовой столб в развитиирусского пейзажа, это человек – школа, но живая школа".
В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво на взглядах искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. По золотистому стволу течёт смола, кажется пахнет смолой, травой, грибами. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. А это мог сделать человек, по-настоящему любящий природу, свою Родину.
Богато нюансирован цвет. Любимые шишкинские сосны как бы охраняют покой ржаного поля. Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Поискать спелую лесную землянику на ножке, тонкой Пейзаж так и манит побродить среди молодых сосенок. Шишкин брал этюдник и шёл рисовать природу. Оценивая влияниеА.