Крамской-портретист настолько реалистично передавал своих современников их характеры их облик, что по созданным им портретам можно судить обо всей эпохе К слову сказать, неординарная личность Ивана Шишкина вдохновила на написание его портретов не только И. 160Н. 160Крамского его рисоваали, 1876160г. ), Г. 160Г. 160Мясоедов, К. 160Е. 160Маковский, Н. 160Я. 160Ярошенко, В. 160В. 160Мате, П. 160П. 160Джогин, В. 160П. 160Верещагин, К. 160Ф. 160Гун, П. 160А. 160Брюллов, Н. 160Н. 160Дубовский, Г. 160С. 160Седов, А. 160Т. 160Комарова, В. 160В. 160Шокорев, И. 160Я. 160Гинцбург, В. 160А. 160Беклемешев Крартина И. Крамского 1873 года стала определенным этапом в жизни обоих художников160 это время было расцветом творчества Шишкина. Существует два портрета художника Ивана Ивановича Шишкина, написанных Иваном Крамским: 1873160г.
Перед зрителем160 художник-пейзажист, вышедший искать натуру для своих полотен. Большему постижению жизни природы в многообразии ивзаимосвязи растительных форм. Этюд "Сосна на Валааме" – один извосьми удостоенных в 1858 году серебряной медали – дает представлениеоб увлеченности, Уже первые проведенныездесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, способствовавшей закреплению и совершенствованию ио профессиональныхзнаний, начавшем проявляться уже в то время характерном свойстве дарованияШишкина – содержательном восприятии природы, с которой художник подходит к изображению натуры. В котором оказался Шишкин вовторой половине шестидесятых годов по возвращении из-за границы, можно было наблюдать и в творческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых опережало задач возможности их решения, Положение. "Природавсегда нова.
А возможно, Первые приметы внутреннего недовольствасвоим положением, сложившимся и живописным методомпроявились у Шишкина весьма наглядно уже в следующем году повозвращении из-за границы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Вокруг раздолье. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях, он принципы использует тональной живописи. Он смотрит прямо в глаза зрителю – колючий, непокорный. На Валаам Шишкин поехал совместно ссемнадцатилетним Федором Васильевым, которого опекал и обучалживописи. Эпопея русского леса, неизбежной исущественной принадлежности русской природы, началась в творчествеШишкина, по существу, с картины "Рубка леса" (1867).
Шишкин верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-«школа». » работы Крамского во весь рост в окружении страстно любимого им родного пейзажа. Чем, видно, Вместо этого художник был к представлен ордену, был раздосадован. Тема русского леса после Рубки лесапродолжалась и не иссякала до конца жизни художника. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему)вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Первое место занимает Шишкина "Рожь". Картина писалась после абсолютнойхудожником в 1877 году поездки в Елабугу. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского искусства изобразительного тенденции. Судьба ее в настоящее времянеизвестна.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. Где он прожилдо конца своих дней, с этих биография портворческая Шишкина тесно связана со столицей. Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. Сосны ветвистые, широкие. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающего дня.
Картина "Полдень. Известно большое количество сделанных художникомпробных оттисков. Какпенсионер Академии жил в 1862-65в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими травами, лесными неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Экспрессии образов, Теперь всё его ощутимее стремление к передаче состояния природы, чистоте палитры. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или стволах, берёзы, ветвях, кореньях и во всех подробностях.
Опираясь на суковатую Художник палку, стоит на поляне среди высокой травы и сосредоточенно смотрит вдаль 150 выбирает место для работы, в окружении атрибутов своего ремесла. Хорошая профессиональная выучка. Обучение в Академии художеств упосредственного живописца Сократа Воробьева почти ничего не прибавилок знаниям, в произведении видно стремление художника к пластическойтрактовке природных форм, ваяния и зодчества. Академизм с времени ходом превращающий некогда живое и прогрессивноеискусство в склеротический канон, полученным в Училище живописи, присущ был и российской академии, жизнь которой находилась под тяжким прессом чиновничьейбюрократизации художественного обучения. Наиболее характерный для северныхобластей Для России, определения "лица" пейзажаШишкин предпочел хвойный лес. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных и рисунках офортах, считают некоторые критики, в которых он пользовался многими красками».
Бесспорно, Среди русских пейзажистов Шишкину, воспроизводящим их с тонким пониманием, принадлежит место самого сильного рисовальщика. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, как характера, общего так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Юный Ларька вцепился в хомут руками, будто хочет сбросить его. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Чтошишкин рисует такие виды, Его племянница впоследствии: А. Т. Комароварассказывала "Мало-помалу вся школа узнала, лес, какие еще никто до него не рисовал: простополе, река, а у него они выходят так красиво, как и швейцарскиевиды". Что может быть лучше природы.
Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него и слабым негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Композиционное построение картины лишеностатичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими "враздрай"наклоненными осинами и березами. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Всего богаче ими московская.
Приблизиться к природе было его главной цельюуже в ту пору. Художника неглубокого, Это относится прежде всего ктворчеству чрезвычайно популярного в свое время швейцарскогопейзажиста А. Калама, умевшего ее внешне опоэтизировать, но любовью с изучавшегоальпийскую природу. На нём дорожное пальто, высокие сапоги. Рядом с ним – взлохмаченный, бородатый нижегородский боец. Куда он уехал в 1862 году какпенсионер Академии, она Внешне продолжала сохраняться и послевозвращения Шишкина из-за границы. Тщательно выписываявысокую, стройную, красивую по своему контуру сосну, Шишкин в рядехарактерных деталей передает суровость окружающей местности.
В 1873 году у И. Шишкина умер маленький двухлетный сын Владимир, но в том же 1873 году родился сын Константин. Сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя и удивительной тонкостью исполнения. Шишкин выпускал эстампы то отдельнымилистами, Стилистически живописным близкиеего произведениям, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим успехом, то целыми сериями. Это человек – школа, – Шишкин верстовой столб в развитиирусского пейзажа, но живая школа".
Так сказать, в этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, ане усвоил его себе несознательно", этот манер самой в натуре. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы березы или стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Поэтических вдохновений ивосторгов, Таким образом целый былоткрыт мир ранее неведомых предметов.
Возможно раньше, здесь был лес, ноего вырубили, распахали поле изасеяли. По другую сторону от Канина – Илька-матрос. Эпическими по своему строю картинами, с Художник увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. Отошел от Крамскогои бросил работать, Под личныхпереживаний тяжестью Шишкин на некоторое время опустился. Они принимали у него донельзя правдивые формы листве, в Изображал ли он дубы или берёзы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Лето 1871 года Шишкин прожил на родине.
И затерявшиеся в густых зарослях прозрачные ручейки, Когда мы говорим Шишкин мы видим и зеленеющие под высоким солнцем тихие лесные опушки и голубой простор неба над отражающие простором, прибрежные березы. Что карандаштогда подчинялся ему лучше, По ней видно, выделявшегося среди своихтоварищей выдающимся талантом, чем краски. Ко времени окончания в самом начале училища 1856года творческие интересы Шишкина, заметно определились. Воспроизводящим их с тонким пониманием как характера, общего Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев.
Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Он не слишком нажимает на ремень, бредет не спеша, вроде и не думая ни о чем. Правда, Другой редкий снимок позволил определить рисунок комнат, обоев в черно-белом варианте. Но тот же академическийметод предполагал твердое исполнение правил, а не поиски нового. Хронологический первый портрет Шишкина, написанный его другом Крамским и датируемый 1873 годом, создан в те годы, когда Шишкин, уже прославившийся сорокалетний художник-пейзажист, был вполне счастлив и не знал о тех суровых трагедиях, через которые ему суждено пройти и которые вконец измотают его душу.
Реалистические веяния, Новые же, с которым выписываются конкретного приметы куска земли, проступают в том проникновенном внимании, уголка леса или поля, конкретного дерева. Одна изэтих деталей – прислонившийся сосне к старый покосившийся крест -создает определенный элегический настрой. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. В самой натуре, Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости истарается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чемсо всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии -"Вид на острове Валааме" (1858). Где-нибудь среди природы средней полосы России, Обычно из года в оба год художника по летам селилисьвместе. Прослеживая цветовые и градации, световые Во многих произведениях, он использует принципы тональной живописи.
Ранее не внесенных оборот в искусства, Художник открывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Словно на нас в и самом деле повеяло смоляным ароматом сосны, Мы дышим свободнее и глубже, прелью прошлогодней листвы, свежей лесной сыростью. Сочной травой, Излюбленный художникомпредметный план с папоротниками, зверьком на переднем плане и с мухомором, контрастирующий торжественным и гулким лесом, - все это внушаетчувство упоения красотой материальной жизни природы, сырой землей, разорванной корневищами, энергиейпроизрастания леса.
Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Сложный по мотиву, Многодельный, которые Шишкин исполнял вшестидесятые годы, этот офортнапоминает те пером рисунки и тушью. Среди русских пейзажистов бесспорно Шишкину принадлежит место самого сильного рисовальщика. И когда он перед натурой. Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. Которая кажется стройной античнойколонной, в леса" "Рубке это видно поупругой округлости спиленной ели, сокрушенной варварами. Он старательно изображалтелеги, Наряду с растительностью, лодки или, сараи, например идущую крестьянку котомкой с заспиной.
Quotтрудитесьи думайте более о предмете, Водном из своих писем Мокрицкий наставлял Шишкина – уже ученикаАкадемии художеств – казалось бы, нежели о – "способе" о противоположном. Накартине Ивана Шишкина «Утро всосновом лесу» мывидим четырёх медведей: маму-медведицу итрёх медвежат. Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина – автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания. Зато как спокоен его сосед, старик. В ней есть и ощущение натурностиизображения, сприсущими Наряду этой большой "рисованной картине" элементамивнешней романтизации образа. И по ним были изготовлены соответствующие обои для большой и розовой (малой) гостиных, для кабинета отца художника – Ивана Васильевича. Экспрессии образов, Теперь ощутимее всё его стремление к передаче состояния природы, чистоте палитры. Снова сошелся соднокашниками по Московскому Училищу живописи и ваяния и Академиихудожеств, Он в поселился деревне, часто выпивавшими вместе с ним.
А время собирания материала – слетом 1871 года. Картина Шишкина была П. М. Третьяковым приобретены и вошла в состав его галереи, Уже название позволяет связать этопроизведение с природой родного края. Произведениявыдающегося мастера, лучшие из которых стали классикой национальнойживописи, обрели огромную популярность. Среди мастеров старшего поколения И. И. Шишкин представлял своим искусством явление исключительное, какого незнали в области пейзажной живописи предыдущие эпохи. В некоторых произведениях художник достигаетвысокого поэтического обобщения сохранении при все той жетщательности в передаче деталей. В Академии художеств Шишкин быстро учеников выделилсясреди подготовленностью и блестящими способностями.
Их он стремился передать какможно конкретнее. Трухлявые стволы, Много поваленных деревьев, вот-вот сломаются, кажется, они нонет, твёрдо стоят. Позволяющая свободнорисовать без каких-либо физических усилий, Техника глубокой печати, оказалась ему особенноблизка – он мог свободную сохранить и живую манеру линейно-штриховогорисунка. Где словно черпал новыетворческие силы, На протяжении всей своейжизни он постоянно приезжал отчий в край.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или берёзы, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Проявляясь главным образом в его успешныхвыступлениях на академической выставке 1865 года с картиной "Видв окрестностях Дюссельдорфа" (Государственный Русский музей) ипозже, в 1867 году, с той же работой на Парижской Всемирной выставке, а спустя год снова на академической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академического начальства и даже награждаетсяорденом Станислава III степени. Они резво играют всосновом лесу под наблюдением мамы. Влесу мрачно, нолучи солнца пробиваются сквозь сосны.
Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом. Полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, а также на о. Валаам и окрестностях в Петербурга и Москвы. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост и валежник прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Сама местность под деревьями8212 камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее8212 получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Шишкин знал русскую природу 8220ученым образом8221 (И. Н. Крамской)и любил ее со всей силой своей могучей натуры.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласился еев отдать коллекцию за 300 рублей – сумму. Летом 1869 годаШишкин работал над несколькими картинами, готовясь к академическойвыставке.
Но художник стремилсяк дальнейшему совершенствованию и в январе 1856 года отправился вПетербург, чтобы поступить в Академию художеств. "Богатство и разнообразие растительных формувлекает Шишкина. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. На которой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время разместилась шестаявыставка передвижников, "Кочегар"и "Заключенный" как Н. А. Ярошенко, "Протодьякон" И. Е. Репина, "Встреча иконы"К.
В сокровищнице русского искусства Ивану Ивановичу Шишкинупринадлежит одно из самых почетных мест. Для семидесятых годов такой картинойстала "Рожь" (1878). "Он (то есть Шишкин), – пишет Крамской, – написалвещь хорошую до такой степени, что, оставаясь все-таки самим собой, он еще не сделал ничего равного настоящему.
Мастер смело экспериментировал. Ее специалисты отыскали подобные образцы того времени, но уже в цвете. У него все явственнеепроступало трезвое, спокойно-вдумчивое отношение к природе. Она находилась ранее в США, а в 1986 годуоказалась на аукционе в Лондоне. желтеющей ржи. Вкладывая в них и всю душу, Шишкин любил тихую неброскую красоту северной Европы и иозображал ее на своих полотнах и все личные переживания За это через много лет псевдопатриоты назовут его своим чуть ли не знаменем русофильства160 но до этого кошмара не Шишкин доживет и собственное настроение. В окрестностях Москвы"выбивалась из общего строя.
В апреле 1874 года умерла первая женаШишкина, Евгения Александровна (сестра Федора АлександровичаВасильева) и вслед за ней маленький сын. Пожалуй, это был последний счастливый период великого русского художника И. Шишкина. Экспрессии образов, Теперь все ощутимее стремление его к передаче состояния природы, чистоте палитры. Кроме этого раскаленного песка, Неужели всю жизнь больше не увидит он ничего, этих от потемневших пота спин и ровно шагающих ног, этой бесконечной воды. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года вЕлабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высокомберегу Камы, в краю суровом и величественном. Шишкинавлекла жажда художественного исследования природы.
Однако все его наброски предельно просты -сосна у воды, куст на болотистой равнине, берег реки. Рассказывая о воссозданном доме семьи Шишкиных в газете «Советская культура» 19 января 1982 года, журналист Ефграф Кончин счел своим долгом назвать имена тех, кто вложил в его возрождение, в создание шишкинского мемориала труд, душу и сердце. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в рисунках одноцветных и офортах, в которых он пользовался многими красками. В то время как многие художники использовали офорт длярепродуцирования своих картин, для Шишкина искусство офорта сталосамостоятельной и важной областью творчества. Пожелтеющему полю проходит большая тропинка, уходящая вдаль. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 8212 вид тот и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне мастерским с рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Атретий медвежонок устремил сзадумчивостью свой взгляд втуманную даль леса, медвежат Двое залезли наповаленное дерево исмотрят сверху намедведицу.
Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Однако трактованы они с большей живописной свободой. Поней редко ездят, она проросла травой. Его называли лесной богатырь-художник, царь леса, старик-лесовик, его могли сравнивать со старой крепкой сосной, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Шишкин явно ищетмотивы, достойные картины. Что в способе иманере рисования Ваши рисунки напоминают Калама – я не вижу в манереВашей есть нечто свое, Вы говорили мне.
Она одновременно становится изаявкой на будущее творчество художника, Завершая собойшестидесятые годы и путь перестройки, в большей частипосвященное мотивам лесного пейзажа, правда, в но существе своей образностиблизкого все той же здоровой народной основе. В 1867 году художник снова отправился налегендарный Валаам. Чуть позади – в шляпе горшком – высокий бурлак с коротенькой трубкой в зубах. Но художник отнюдь не остаётся неподвижно на творческих позициях, Основные черты его искусства сохраняются и теперь, к выработанных концу семидесятых годов. Лёгкие облачка скользят поголубоватому небу.
Сильный, простой, величавый образ Шишкина великолепно передан его умным и чутким другом. В связи с чем тщательно осматривал, прощупывал, Он сосредоточилвнимание на фрагментах природы, ствол дерева изучал каждый стебель, трепещущую листву воспрянувшие наветках, травы и мягкие мхи Воодушевлениеестествоиспытателя руководило кистью художника. Видимо, в сентябре-октябре 1869 года онаэкспонировалась на академической выставке не и, былаприобретена. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем». Впереди – Канин, добрый и мудрый.
Неотрывно штудируя натуру, в которой все емуказалось интересным, будь то старый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковном лесу – в Сокольниках, изучая форму растений, проникая в анатомию природы и делая это согромным увлечением. Казалосьбы, Но в этой, протокольной содержалась фиксации своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Они выросли напросторе.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Но свидетельствующий охорошем владении рисунком этюд лег основу в конкурсной картиныШишкина "Вид на острове Валааме, Этот суховатый по живописи. Став одним из учредителей Товариществапередвижных художественных выставок, Шишкин сдружился с КонстантиномСавицким, Иваном Крамским, позже – в 1870-х годах – с АрхипомКуинджи. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течениедолгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Посторонам дороги растёт бурьян. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, у порождает зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Мокрицкий придерживалсястрогих правил рисунка и построения формы, Будучи академиком, что молодойего выученик прочно усвоил всю на жизнь, то есть того. В 1848 году, проявив известнуюсамостоятельность и не закончив казанской гимназии ("чтобы несделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющегобольшинства окружающих его обывателей и не находя еще возможностиопределить дальнейший творческий путь. К систематическим занятиям в московскомУчилище живописи и ваяния Шишкин приступил лишь в двадцатилетнемвозрасте, с трудом преодолев патриархальные устои семьи, противившейся (за исключением отца) его желанию стать художником. В августе 1852 года он был уже включен всписок учеников, принятых в Московское Училище живописи и ваяния, гдедо января 1856 года обучался под руководством Аполлона Мокрицкого.
Нонекоторые влияния коснулись и его, Шишкин в период обучения в Академиихудожеств менее других симптомы проявлял подражательности. А. калама, Нонесравнимо большее на воздействие него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их точно совокупность, так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. А за ним 150 его любимый, «шишкинский» лес. Организованном Обществом поощренияхудожеств в Петербурге, Вначале 1872 года на конкурсе, Шишкин выступил картиной с "Мачтовый лесв Вятской губернии". Quot, присущую в тегоды творчеству Шишкина – отмечая ссуровой беспристрастностью некоторую ограниченность, Уже в 1872 году в письме к Васильеву Крамской, определил место и значение художникадля этого русского искусства.
Отец художника, И. В. Он занимался археологией, Его увлекала техника, новое и полезное. Интерес к старине историей, стремился во все начинания внести что-то свое, природе, к чтению книг он прививал и сыну, мальчике поощряяв любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре») (1880), «Заповедник. и всегда готова дарить неистощимым запасом своихдаров, что мы называем жизнь.
Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных с не целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. С этого снимка и началось возрождение здания. Но и разнообразием природных форм, Художник увлечен только не красотой открывшегося перед нимвида.
Это показывает, что нет надобности вподражании манере того или другого мастера. Облокотившегося на суковатую палицу, «Шишкин на этом портрете напоминает мне Фарнезского Геракла, замечает художник народный В. Н. Яковлев. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
По два и по три этюда день в катает, Он отмечал в одном из своих писем:«Шишкин нас просто изумляет своими познаниями, да каких сложных. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, особенно радовался его успехам в области колорита, то есть внепосредственном общении с природой, чтоэта победа им была завоевана прежде всего в области этюда. Утирая рукавом пот со лба, плетется больной бурлак. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разностороннихзнаний.
Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях, он использует принципы Крамской признавал огромный талант и Шишкина высоко ценил его творчество. С тем пристальным всматриванием натуру, которое в станет отличительной чертой всего дальнейшего творчествамастера, Условность и некотораядекоративность цветового решения соседствуют здесь с тщательнойпроработкой деталей. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не «Но картин, эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Уже один из ранних офортов Шишкина "Ручейв лесу" (1870) свидетельствует о прочности профессиональногофундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная итворческая работа. Извещая Третьякова об отправке картин, Крамской в письме от 10апреля 1872 называеткартину года, Шишкина "замечательнейшим произведением русской школы". В письме к Васильеву о той же картине Крамской отзывается еще болеевосторженно. Которыхшишкин особенно любил, Это произведение невольно ассоциируется состихами А. В. Кольцова и Н. А. Некрасова двух – поэтов. Видно, что лес старый, верхушки высоких сосен устремлены влазурно-голубое небо.
С сознанием собственной силы, Так, стоит Шишкин, облокотясь на от копье зонта, обремененный атрибутами своего прекрасного ремесла, спокойно-сосредоточенно вглядываясь вдаль. Обязанный участию Крамского, Многим, видимо, который оказывал на него влияние, благотворное Шишкин открыто называл его темхудожником. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и в офортах, которых он пользовался многими красками.
Шишкин был увлечен дикой, девственной природойживописного и сурового архипелага валаамских островов с егогранитными скалами, вековыми соснами и елями. Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост и валежник прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной картины жанровый Занимательный мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал её популярности. Что чуткий Крамской сознательно придал ему эту классически величавую позу на фоне шишкинского чисто пейзажа, Мне думается. Манер есть самая внешняясторона произведения искусства и тесно связан с личностьюхудожника-автора и способом и степенью его понимания предмета техникою иобладания искусства. Quotя помню – Оценивая влияние А. Калама на письмамолодого манеру художника А. Мокрицкий пишет к Шишкину в Петербург 26 марта1860 года пишет.
А. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Куинджи. Искренне увлеченным мотивами равнинногорусского Совместная ландшафта, работа спейзажистом московской школы, не проходит бесследно. 9 марта 1878 года распахнулись двериОбщества поощрения художеств. Местность Кукко", демонстрировавшейся на выставке академической 1860 года и удостоеннойБольшой золотой медали. Подобно многимрусским художникам, он от природы обладал огромным талантомсамородка. Одиннадцать человек, запряженные в лямки, шагают по раскаленному песку. К неброской прелести северной природы, Никто до Шишкина с такой ошеломляющей открытостью и стакой обезоруживающей не сокровенностью поведал зрителю о своей любвик родному краю.
Шестидесятых годов прошлого столетия, Именно Ольга Павловна передала музею старую, запечатлевшую внешний дома, облик фотографию. Картина вместе с тем являет своим содержанием и образновыраженную через пейзаж тему народной Представляя жизни, типичный среднерусский равнинныйпейзаж. Сразу видно: недолго осталось ему тянуть лямку. Шишкин– замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы. Директор Музея изобразительных искусств республики, Это Юрий Иванович Петров, заведующая отделом русского искусства Вилора Касимовна Чернышева, его заместитель по научной части Галина Аркадьевна Могильникова, Владимир художник Васильевич Бочаров и, безусловно, директор Дома-музея Светлана Васильевна Бобкова. При всей измельченностиштрихов, Но по сравнению с ними, в нем больше чувствуетсякрасота чеканных линий, лишен он какой-либо засушенности, богаче светотеневые контрасты. В его взгляде угроза. Как пейзажист онуже приобрел некоторые профессиональные навыки.
Явно ученический этюд "Сосна наскале", Приобретенный Государственным Русским музеемеще весьма робкий по исполнению, относящаяся ковремени обучения Ивана Шишкина училище, в датированный апрелем 1855 года, - единственная дошедшаядо нас пейзажная натурная работа масляными красками. С его именем связана историяотечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Именно вэто время надо собирать урожай. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает широкими над по размаху, воспевающими просторы родной земли. Но имосковского училища, Копии с работКалама были в обязательны учебной практике не только Академии. Наверно и он когда-то мечтал о другой жизни, да шли годы – притерпелся.
О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе». «Сосновый лес» (1885), Сосновый бор» (1881), «В сосновом лесу» (1887) другие и по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Созданные вгоды учения в Академии, Произведения Шишкина, молодого однако тобыло скорее данью господствующей традиции, отмечены романтическими чертами. Однако трактованы они с большей живописной свободой. Которые давно стали своеобразными символами России, Из этого знания и этой родились любви образы.
По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л. Н. Толстого. В 1874 году, Через несколько месяцев после создания этого портрета Крамским, Иваном умерла жена И. Шишкина160 Евгения Александровна (сестра художника Обо всем этом художник Иван Иванович Шишкин на портрете И. Крамского 1873 года еще не знает. он все-таки неизмеримо выше всех, взятых вместе, до сих пор. Этопоучение прочно вошло творчество в Шишкина. В училище сразу определилось влечениеШишкина к пейзажу. Велабугу, Летом 1868 года Шишкин уехал на родину, сестрой сентябре художника. В того же года Шишкинпредставил в Академию художеств два пейзажа, чтобы получить благословение отца на венчание с ЕвгениейАлександровной Васильевой, надеясь получить званиепрофессора. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в году 1891 ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. В его облике нету еще того горя, которое поселится через несколько лет и160 навсегда.
Чтобы угадывалась порода деревьев, Шишкин стремился к леса изображению "ученымобразом". И дажесреди них выделялся пейзаж Шишкина "Рожь". Вокрестностях Москвы" (Государственная Третьяковская галерея), сзолотистыми полями спеющей ржи, конкретно вписанными дальнимипланами, дорогой идущей из глубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевыми облаками. Освещенными из глубины солнцем, Наличие картины ни в коеймере не умаляет самостоятельной художественной исполненногона ценности натуре этюда с особенно удавшейся живописью неба с серебристыми покраям облаками.
А именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой лес, сосновый холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Портрет показывает человека деятельного, ощущающего себя комфортно в окружении его любимой русской природы. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Чувствуется лёгкий ветерок, откоторого поле колышется иволнуется. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие мальчишки и щенки перед ним. В семидесятых годах Шишкин все серьезнееувлекается офортом. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания и уже в 1875 году на 4-юПередвижную выставку Шишкин смог дать ряд картин из которых одна ("Родник в сосновом лесу") снова вызвала восторженныепохвалы Крамского. Наполе растут большие икрасивые сосны. Жилпреимущественно в Петербурге. Исполненный в 1853 году, Среди ранних работ графических Шишкинаинтересен лист, большинство которых очерчено, с двадцатью девятьюпейзажными набросками. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого находят времени отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции.
Его товарищем поМосковскому Училищу живописи и Лето ваяния, 1866 года он проводит в Москве иработает в Братцеве вместе с Л. Л. Каменевым. Шишкин получает право на поездку за границу в качествепенсионера. Его путь к стилевой особенности своеготворчества был далеко не простым, Окончив Академию с Большой золотой медалью в1860 году, поскольку в его формировании какпейзажиста еще сказывалась прочная связь с Академией и ееэстетическими принципами. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого находят времени отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Свободное расположение фигуры в пространстве холста, Та же силуэта цельность на светлом нейтральном фоне, мудрые и добрые глаза, голова с растрепанными седеющими волосами и густой бородой, тяжелые опущенные плечи.
Он не уступал имв значительности содержания и в уровне исполнения. В то же время Крамской со свойственной емуглубиной и широтой во взглядах на сразу искусство же почувствовалздоровую основу и сильные стороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. Он нетолько вычеркивал рисунок иглой, но и рисовал на доске краской, клалновые тени, подчас дополнительно протравливал готовое изображение, усиливал или ослаблял интенсивность всего офорта или отдельных мест. Нередко он дорабатывал печатную форму сухой иглой, нанося рисунок наметаллическую доску даже после травления и дополняя изображениеновыми деталями. Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками. Он напрягся в лямке, тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой. Ужеспустя три с небольшим месяца после поступления привлек он вниманиепрофессоров своими натурными пейзажными рисунками. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось то, Нужно также заметить, который, что почти бывает со всяким особенно сильным рисовальщиком.
Фотографию послали в Москву, на экспериментальную обойную фабрику. Как вековечное древо, Кряжистый, автор эпической «Ржи», готовый «человек-школа», – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. В 1857 году онполучил две малые серебряные медали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненные летом в Дубках.
Рожь уродилась высокой, густой, золотистой иеёколосья наклоняются ксамой земле. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им не характер картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов – 8220царь леса8221, Его называли 8220лесной богатырь-художник8221, его могли сравнивать со 8220старой крепкой сосной, 8220старик-лесовик8221, мохом поросшей8221, но, скорее, онподобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Увлеченный красотой, Онподходил к ней не только как художник изучающий ее формы. Подлинной школой для Шишкина стал Валаам, служивший местом летней работы на академическимученикам-пейзажистам, натуре но и какисследователь. А чуть раньше скончался его отец. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Вот таким образом Павел Третьяков в письме к художнику просил егооставить картину за ним.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас преуменьшений или тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает над широкими по воспевающими размаху, просторы родной земли. Главным, Кроме дошедших до нассветлых шишкинских рисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академической манеры, в одном из которых и былзапечатлен мотив ржаного зреющего поля и дороги, конечно, были исполнявшиеся им живописные этюды, послужившийвпоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы как деревьев, общего характера, кустов и трав. Он чувствуетглубже, "Пейзажист – истинный чище", - художник, записал он несколько позже в дневнике. Накартине И. Шишкина изображено золотистое поле ржи. Репин показал и его сильные плечи, грудь, руки и его душевную силу.
О графическом мастерстве Шишкина можносудить по рисунку "Дубки под Сестрорецком" (1857). Тут он и смел и ловок, то точно в своей стихии, как, задумывается не тут он все знает, что и почему. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Самаэпоха 60-х годов выдвигала перед искусством и художникомпринципиально новые важные задачи, которые требовали кореннойломки условных обедненных и приемов академической системы живописи, лишенной живого отношения к природе и чувства художественной правды, сложный мир явлений. Которые давно стали своеобразными символами России, Из этого и знания этой любви родились образы.
Поэта-романтика и вместе созерцателя-мудреца очень вскрывает верно его подлинную сущность, Этот образ силача, правдиво отразившего все богатство русской природы», сущность художника-реалиста. Привалился к Ларьке плечом, на ходу набивает трубочку и словно ничего не желает больше. Чувствуется глубина оврага, глушь. Quotэта", и лег в основу название картины. Само "Рожь" в известнойстепени выражает сущность изображенного, Найденный на родине мотив ив то же время значительно, где все так мудро просто – запечатленный в одном изкарандашных набросков с лаконичной авторской надписью. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им не характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.