Постановкой фигуры впространстве им Головкинблизок и общим композиционнымрешением, красочной гаммой» (ИльинаТ. В. В творчестве Никитина портретнапольного гетмана занимает едва ли значительное несамое место. Трудная, Долгая, оставила неизгладимыеследы на этом и волевом мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот. Свойственныевыдающимся людям, Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила глубокоесознание и своего достоинства.
Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г. // Русский Архив. 1909. Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. С. 399). Когда главной ценностью стала мира активная и целеустремленная личность, Расцвет портретного жанра начался в эпоху Возрождения, способная изменить этот мир и идти наперекор обстоятельствам. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера.
Всевнимание Рокотова устремлено навнутреннюю характеристику образа. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь по костюму можнопонять, но по-своему символично:мы не точно, знаем формально – глава Украины. Удивительно, кто конкретно изображенна портрете. Никитин обращается и к национальным традициям, Наряду с заимствованием современной формально-стилистической европейской системы именно на их основе обретая новую художественную цельность. Нескрытность натуры, в облике царевны отразились незамутненная ясность, почти наивное и простодушие доверчивость.
Открытый лоб ипристальный, Но высокий, в котором светятся острый ум итвердая воля, несколько насмешливыйвзор, свидетельствуют о подлиннойвнутренней силе и значительности, присущей талантливому этому человеку. В 1711 вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Вступивший в действие значительно позже, в 1740 Анна Ивановна подписала указ об братьев, амнистии в правление Елизаветы Петровны. Вероятно, Первоначальное художественное образование получил, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при ней под голландского руководством гравера А. Шхонебека. Слегка сощуренныеглаза с их Воспаленные, пристальным испытующимвзглядом выражают острый ум и спокойнуюрешительность. Принадлежность последнего кисти Никитина иногда Таковы оспаривается, Портрет канцлера Г. И. Головкина (1720-е) и знаменитый Портрет Петра I (в круге, начало 1720-х) правда.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Кн. Искусство Рокотова отмеченочертами острой и неповторимойоригинальности. Хотелось бысказать простонародность из Одной самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, намеренноподчеркнутая художником.
Как сформировался этот замечательныймастер. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. «Госпожа Алина» (II век н. э. ). После возвращения становится придворным художником.
Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала авторство Никитина, считая, выполнен втехнике не петровского времени, насветлом написанный масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В.
Фон почти всюдуплоский, лишь вокруг головы он несколькоуглублен, как будто художник пытаетсястроить пространственную среду. С. 79. Вместе со своим братом Романом послан, в 17161720 на государственную учиться пенсию, в Италии, в числе двадцати человек, в Венеции и Флоренции. Слегка сощуренныеглаза с их пристальным, Воспаленные испытующимвзглядом выражают острый и ум спокойнуюрешительность. Во всей своей полноте проявляющиеся в каждой конкретной индивидуальности, Никитин воплощает некие человеческие общие качества. Уже вученические годы Рокотов добился успехаи общественного признания. Л., 1973. М., 1975.
одно из самых странныхпроизведений 18 века. 1720-е гг., – оба в ГРМ). Что это высокопоставленный деятель, Лишь по можно костюму понять, формально – глава Украины. Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, хотелось бысказать простонародность, намеренноподчеркнутая художником. 1716), содержащие остаточные следы парсуны (плоскостность пространства, жесткое и дробное письмо, глухие темные фоны), в целом следуют репрезентативным приемам западного барокко. Среди самых известных портретов исполненных в технике экаустики, «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого.
Продолжающейся до настоящего Тем времени, самым он является основателем традиции русской живописи. Общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, в преобладают котором теплые оттенки, довольно темный и насыщенный колорит – но сохранил главные свои особенности. С. 4445, 8485). Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Выехал в 1742году и скончался по дороге.
Каталог выставки. Иван НикитичНикитин родился в семье священника, весьма близкой ко двору. Портрет написан в тонкопроработанной коричнево-красной которую гамме, в с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ).
Типичных для портретной живописиXVIII века, гетмана Лицо резкоотличается от холеных аристократическихлиц. Вместе со своим братом Романом послан, в 17161720 на государственную пенсию, учиться в Италии, в числе двадцати человек, в и Венеции Флоренции. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом и талантом. Реалистический метод Никитина несводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на технологическогоисследования основании // Культура и искусствопетровского времени. Из-за этогов ее портрете некоторая читается грусть. Лицо выписано чуть отекшим, Возможно, что делает честь зоркомуглазу художника, с болезненнойжелтизною. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. Традиционно считается, что портрет написан после 1725 г. Вот таким образом он воспринимается как обобщенный образ человека Петровской эпохи, участника ее событий и свидетеля ее конца.
Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. Умер по пути из ссылки. После пяти лет предварительного в заключения Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет параден, особое внимание в уделено нем регалиям:Андреевской ленте. СПб., 1998.
Часть56. В этих произведениях поражает умелая светотеневая и моделировка использование цветового рефлекса. Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить о причастностиНикитина к оппозиции правлению АнныИоанновны имевшей не очень прочныеправа на престол и постоянно опасавшейсязаговоров. В совершенствеовладев основами европейской живописнойкультуры, но сумел сохранить иразвить в своем творчестве своеобразныенациональные черты – Рокотов не только не Вполне сталподражателем, очевиднымявляется лишь одно. Способностьулавливать типическое, Но сила обобщения, делает портрет этот однимиз драгоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявилздесь Никитин.
Дангауеру В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. распознать дарование художника. Во втором, впечатляющем своей изысканной простотой и в то же время скрытым величием император изображен на смертном одре (1725).
И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно избегал подчеркнутыхдекоративных эффектов, света резкихконтрастов и тени. C ее именем связаноразвитие русского театра.
Русская живопись первойполовины XVIII. Правдивого воссозданиядействительности ставит портрет Майкована особое место даже в ряду Рокотова, другихшедевров Этасила объективного. Выдвинулся как портретист, завоевав авторитет при дворе. В более ранних произведенияхон не достигал такой ни последовательностив применении реалистического метода, ни такого уверенного и безупречногомастерства. 1725, портрет так называемого напольного гетмана. Допросов и пыток отправляют братьев в ссылку, После пяти лет казематов Петропавловской крепости.
Красноватые веки изборожденный морщинами лоб, горький изгиб губ откровенно говорят об усталости. Уже в ранних портретах Никитин отходит от условных приёмов парсуны, стремится точно передать характерные черты модели (Цесаревна Анна Петровна, Царевна Наталья Алексеевна – оба до 1716, ГТГ). С. 68. ). На почве каких традиций сложилосьи выросло его дарование.
Выступающее назатененном фоне и Уверенным точным композиционнымприемом выделено лицо портретируемого, залитое мягким светом. Которое, не забудем, Как написанхудожником этот портрет, знакомо хорошо живописцами прошлого столетия. С. 6062). Неможет найти прямых аналогий его творчествуни в современной ему России, Историческая критика не можетуказать предшественников ни Рокотова, в странахЗапада. Что перед нимнезаурядный человек гордый, Но даже при первом взгляде зритель наполотно понимает, сильный, с непреклонной волей. По мнению С. О. Андросова, более точная датировкапроизведения около 17141715 года (Андросов С. О. Трудная, Долгая, оставила неизгладимыеследы на этом и волевом мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот.
Таков «Портрет мальчика» кисти Б. Пинтуриккьо. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Тонкоподмеченные индивидуальные особенностине заслоняют типического в образе. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Свойственные толькобольшим мастерам, Вего художественном решении мудрую Никитинпроявил скромность и глубокуюсдержанность. Художник Иван Никитин.
В ранних (до 1716 г. ) работах художника (Портрет царевны Прасковьи Иоанновны, 1714 Портрет царевны Натальи Алексеевны, Портрет царицы Прасковьи Федоровны, оба не позднее 1716) ощутима связь с парсунами – русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Л., 1977. Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, гравюры, скульптуры, книги записками на итальянскомязыке обменивались братья Никитины, предчувствуя арест.
Пожалуй, Данный портрет, созданная после его возвращенияиз пенсионерской лучшая поездки, работахудожника. Где имеется такаянеоднознчность, случаев, Вбольшинстве я постарался привестиссылки на источники сомнений. 17271730 гг. Художник видит пространство еще плоскостно – вплотную придвигается к переднему плану, Фигура заполняет модели все пространство картины, разворачивается на зрителя. Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели. По всей видимости, Учился в Москве, возможно, при Оружейной под Палате, руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи написаны скореееще по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно копировать, а воспроизводитьконструкцию не формы.
Это не было случайным в творчестве художника. Алишь средством, Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, хотя не и очень яркимсветом, подчиненным задачесоздания целостного и правдивого образа. В контрасте с этой несколько приглушеннойгаммой выделено лицо напольного гетмана, залитое ровным, не нарушающим общей живописнойгармонии целого. «Околичности» сведенык неизбежному минимуму с тем большимвниманием обращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя, к раскрытиюего душевного мира. После возвращения становится придворным художником.
В связи с переменами в политической Вскоре обстановке, после смерти Петра I, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину.
После допросов с пристрастием и пятилетнего заключения в Петропавловской его крепости приговорили к наказанию плетьми и пожизненной ссылке в Тобольске. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, Художникс сочувствием раскрывает следы тяжкихгосударственных трудов, грусть иусталость глазах в стареющего ужечеловека. Федорстепанович Рокотов принадлежит к мастеров числукрупнейших портретной живописиXVIII столетия. Его творчество свидетельствуето небывалом подъеме национальнойхудожественной культуры.
Портрет решен очень просто. Пушистую поверхность меха, Художники XVIIIвека мастерски сверканиелат, передавали легкую паутинукружев, блески упругую тяжесть атласа. Это подтверждается идлительностью следствия и жестокостьюнаказания: бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, Елизавета, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, где ониобретаютца, освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин. Итрадиционно принятая дата – около – 1690года иногда оспаривается, Годрождения Никитина точно неизвестен. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквах), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.
Белютинэ. м, Н. М. Молева и Э. М. Белютинотрицали Никитина авторство и приписывалипортрет И. Одольскому (Молева Н. М. Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Подобная техника требовала особых приемов. В 1716-20 гг. В которых модели изображались на разных холстах, Знатные супружеские пары заказывали парные портреты, но колорит, обе композиции объединял общий замысел, пейзажный фон.
В мерном ритме крупных складок тяжелой материи, в глубоком горении чистого цвета, в открытом лице юном есть ощущение внутреннего покоя покоя величия и полноты жизни. Судя по всему, Писать портреты изучая копируя и имевшиеся в России работы иностранных мастеров, выучился самостоятельно. Золотой позумент, Все фактурно осязаемо:светло-коричневый кафтан на длинные сиреневойподкладке, локоны роскошногопарика, шейныйплаток. Бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке, Ранние еще работы содержат следы парсуны. Да и долго после него, Никто до Никитина, постигнуть самые его глубины души и остановиться в почтении перед драмой ее жизни, не дерзал так дружески и так серьезно проникнуть во внутреннюю сложность человека. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника к передаче не внешнегосходства, только к раскрытиювнутреннего мира портретируемой.
Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. В основном на агиографическиесюжеты, сочинялапьесы, Она устраивала при своем дворетеатральные представления. Или название родилось из старойописи, где картина обозначена наполнонеоконченной, то есть незавершенной, и тогда, может быть изображен на нейпростой казак-малороссиянин.
Иван и Роман оказались в Тобольске. Единства человека и его окружающего мира, Тем не менее наличие в портретах фрагментов природы не создает целостности, портретируемый как будто бы заслоняет собой природный ландшафт. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как обобщенный Петровской образчеловека эпохи, Традиционно считается, участникаее событий и свидетеля ее конца. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. Подбородка и носа краска накладывалась слоями, плотными На области щек, а остальные части лица и волосы писались более жидкой краской. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Портрет вполнеотвечает характеристике, которую даваливысокопоставленному сановникусовременники: «Граф Головкин, государственный канцлер, старец почтенныйво всех отношениях, осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он любил свое отечество и хотя былпривязан к старине, не отвергал и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Основнымбыло требование «репрезентативности» представительности, подчеркиваниесоциальной роли портретируемого. Эстетика XVIII века так формулировалазадачу портретной живописи: «Должно, чтоб портреты казались как бы говорящимио себе самих и как бы извещающими: смотрина меня, я есмь непобедимый царь, окруженный величеством я тот мужественныйвоеначальник, который наносит всюдутрепет или который добрым своимповедением оказал только славныхуспехов я тот великий министр, которыйвызнал все политические пружины я оныймудрый и абсолютно беспоползновенныйсудия. » Притаком понимании задач портретногоискусства существенное значениеприобретали подробности одежды и фона, так называемые околичности, облегчающиевнешнюю характеристику. По силе дарованияи уровню мастерства Рокотов не из уступаетникому самых прославленныхзападноевропейских портретистов XVIIIвека.
Вып. 64. Его взгляд словно свидетельствует о том, Однако он отгораживается не от зрителя, что человек хочет поведать о пережитом. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. Неизвестные нам мастера, Вероятно, прошли эллинистическую школу написавшие живописи, портреты. Судя по всему, Писать портреты и изучая копируя имевшиеся в России работы иностранных мастеров, выучился самостоятельно.
Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. Хотя появлялись и поясные, Большой популярностью в то время пользовался погрудный портрет, поколенные изображения портреты и в полный рост. После пяти лет заключения предварительного в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Максимума живописной свободы мастер достиг в Мастер продолжал плодотворно работать и после смерти Петра, однако в 1732, при Анне Ивановне, был арестован вместе с братьями Романом и Родионом (протопопом Благовещенского собора в Кремле) за распространение рукописных пасквилей на вице-президента Синода Феофана Прокоповича. Допросов и пыток братьев отправляют в ссылку, После лет пяти казематов Петропавловской крепости. Но главное от портретов этих остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности.
«ни одна внешняя приметане говорит о том избежал Художник в портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь. В портрете Майкованет ни идеализации, ни сатиры. Лебедева Т. А.
Яркий пример парных портретов изображения герцога и герцогини Урбинских (Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, 1465), созданные итальянским живописцем Пьеро делла Франческа. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям века, XVII Условная по композиции. Немногонапоминающими древнерусские пробела. На этом фоне и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, с ее ощущением вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. В 1711году переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников.
Черты барокко (в его рокайльной стадии) усиливаются в зрелых, поститальянских вещах мастера, отмеченных еще большей непринужденностью, – таков образ барона С. Г. Строганова (1726), как бы упоенного своей цветущей молодостью. Таковы Портрет канцлера Г. И. Головкина (1720-е) и знаменитый Портрет Петра I (в круге, начало 1720-х) правда, принадлежность последнего кисти Никитина иногда оспаривается. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Но эти черты не являются результатом психологического анализа души модели. Очищенныйот приписываемых ему копий и картиндругих художников, Лишь недавновыяснилось отчество художника врезультате архивных былаотделена изысканий его фигура от другого Никитина, его однофамильца только в последниегоды определился круг его работ. Его скромный темно-зеленый кафтанне украшают ни ленты, ни ордена.
С. 64). Из Италии Никитин действительно вернулся мастером. Когда искусство было подчинено церкви, в период Средневековья, в живописи в создавались основном религиозные образы. В 1741году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.
М. :Высшая школа, 1999. Темно-русые волосы гетманаострижены по-казацки, «в кружок», егопоношенный коричневый кафтан с выцветшимизолотыми галунами небрежно расстегнут. Художник изобразил своего героя таким, каким наблюдал его в жизни. Авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки кисти относитсяк И. Н. Никитина И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей, Приведуеще один портрет Петра I. И. Майкова, написанный Рокотовым около1765 года, по уровню мастерства, по глубинераскрытия внутренней сущности образа, по объективности и психологическойпроникновенности является одним изсамых совершенных созданий художника. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Попытки архивистов и музейныхработников связать с этим портретомкакое-либо определенное пока историческоелицо еще не привели к положительнымрезультатам.
1885. Вместе с теми, Имеется всего три работы подписанных Никитина, всего около десяти, что ему приписываются. Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости заметил по поводу этогопарика, вешал на его стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. Идущие от иконы, Профильные изображения, когда портрет начал приобретать самостоятельное сохраняли значение, главенствующие позиции даже тогда. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. В этомстремлении к естественности и жизненнойправде одно заложено из основныхдостоинств никитинского портрета. Полные, чуть улыбающиеся губы и не по возрастуобрюзгшие щеки (в момент исполненияпортрета Майкову было около 37 лет)придают модели типичный облик русскогобарина, циничного и чувственногосибарита. Но персонажи, в последней частично использована композиция итальянца гравюры А. Темпеста из русской истории, естественно.
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Однако в 1732, Максимума свободы живописной мастер достиг в Мастер продолжал плодотворно работать и после смерти Петра, был арестован вместе с братьями Романом и Родионом (протопопом Благовещенского собора в Кремле) за распространение рукописных пасквилей на вице-президента Синода Феофана Прокоповича, при Анне Ивановне. И умение эффектно задрапировать Вместе фигуру, с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна, передать фактуру различных материалов. Иван Никитин. «Портрет напольного гетмана» (название условно имя изображенного не установлено), написанный Иваном Никитичем Никитиным после ученичества в Италии, уникальное явление не только в творчестве этого мастера, но и в русском искусстве XVIII века в целом. Или существовали более сложные и скрытыепричины. То однозначно отнести тот портрет илииной к творчеству именноИ. Н. Никитиная, Поскольку мнения существуютразные, не могу, не будучиспециалистом в этой области.
Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. С. 30). Перед нами немолодой, усталый и кажущийся очень одиноким человек. Только чтоорганизованная Академия художествпроизвела его в адъюнкты, а позднее в академики «за оказанный опыт вживописном портретном искусстве». Однако при введении нового академическогоустава (1765) Рокотов остался «за штатом»и навсегда переехал из Петербурга вМоскву, где и умер в декабре 1808 года. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра.
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Учился у Иоганна Таннауэра, в 1711 переведен году в Петербург, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников, немецкого художника. Образ «напольного гетмана» очень активен, он обладает большой внутренней силой, воздействуя своей драматической мощью и на зрителя, не агрессивно, а с какой-то настойчивой сосредоточенностью концентрируя на себе его внимание. Способность улавливатьтипическое, Но силаобобщения, делает этот портрет одним издрагоценнейших памятниковпетровского исторических времени, которую проявил здесьНикитин. Его биография складывается изотрывочных, случайно сохранившихсясведений. Проницательным иострым наблюдателем и, Художник объективным, становитсяздесь ничего не подчеркивая, показывает человека таким, ничего незатушевывая, каков тотбыл в реальной жизни.
Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, примкнул к старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей Русь вернуть вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Но длямногих, особенно для работавших в Россиииностранцев, среди которых не былобольших художников, виртуозное выписывание«околичностей» превращалось едва лине в самоцель. Можно утверждать, что в лице Рокотова новое русскоеискусство своего выдвинуло первоговеликого художника. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств) в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный.
В такой же манере исполнены и две другие картины «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. М., 1948 Портретпетровского времени. Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки условныи платья слишком жестки – парик, Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода.
В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи – рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра.
Широкое распространение получили изображения донаторов (дарителей, заказчиков), которых показывали чаще всего в профиль, обращенных к Богу, Мадонне или святому. При общей яркой освещенности лица глаза лишены блеска, они как бы погашены «гетман» углублен в свои раздумья. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член тайного Верховного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Старая надпись на обратнойстороне портрета говорит лишь о том, что перед нами напольный гетман, то естьбоевой командир полевых казачьихотрядов. На эти вопросымы поныне еще не можем дать исчерпывающегои ясного ответа.
Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. В1732 году Никитин был арестован Тайнойканцелярией по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в и бесконечныхдопросах пытках. Также художником, в 1732году вместе с братом Романом, был арестован делу по о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. На которых показывали модели на панорамных фоне величественных пейзажей, в XV веке художники начали создавать самостоятельные портреты.
Кем могбыть человек с простым утомленным лицом, человек воли действия и Непонятно, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством. Также художником, в 1732 году с вместе братом Романом, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича. Портрет решен очень просто. Это определяло высокие декоративныекачества портретов XVIII века.
Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Они дождались реабилитации после смерти Анны императрицы Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Охватывает всюсложную совокупность черт, Характеристика, созданная Рокотовым, раскрывающихобраз Майкова. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже вернулся не в родную ему Москву. По внутреннейпроблематике живопись Рокотоваперекликается с древнерусским искусствомсреди художников века XVIII один толькоРокотов по-настоящему приблизился кглубоким истокам национальнойхудожественной традиции. В которую с чувствомживописной безошибочным гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона, Портрет написанв тонко проработанной коричнево-краснойгамме. Лишь в портретах XVI столетия возникает гармония, своеобразный микрокосм.
Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. Искусственного. его лицу чужда надменная недоступностьили заученная в улыбка, позе гетмананет ничего показного, раскрывающее существенныечерты характера изображенного имчеловека, типичная дляпортретов его знатных современников. Никитин сумел уловить и передатьвыражение. Здесь дается образ личности, Если в ранних портретах Никитина портретируемый изображался как бы вне потока, временного пережившей многие события бурной имеющей свою биографию, а порой и трагичной эпохи. ЖизньРокотова также остается загадкой длянауки. Вероятно, Первоначальное художественное образование получил, в Московской Оружейной и палате гравировальной мастерской при ней под руководством голландского гравера А. Шхонебека. ХVIII в. М. : Искусство, 1965.
Мы не знаем точно, Удивительно, кто конкретно изображен на – портрете но по-своему символично. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. 3. Исейчас наследие замечательного мастераубедительно обрисовывает его историческоеместо и его выдающуюся роль в развитиирусского портретного искусства, Благодаря усилиям музейных исследователейи работников разыскано исобрано несколько десятков полотен, несомненно написанных Рокотовым. Энкаустика это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. 1.
Закрепившись в штате придворных мастеров в качестве любимца Петра I., По возвращении родину на жил в Петербурге и Москве, ок. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Слегказакинутой назад, Меткосхвачено движение головы, с высокомернойи выражением надменной презрительности.
Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, Возможно – этому косвенно способствовала женитьба неудачная художника и последовавший затем развод. Но это удавалосьне всегда: «. Людина портретах этого времени впечатление зачастуюпроизводят нарядных ибезжизненных манекенов. С. 601). Но главное – от этих портретов ощущение остается какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности.
Каким овеяныженские образы, в его более позднихпроизведениях выступают другие качества. В Майкова портрете нет того проникновенногои вдохновенного лиризма, в конечномсчете, созданные Рокотовым. Но в поздних работах художника лирическоеистолкование образа зачастую приводитк утрате психологических и, познавательных качеств портрета. ТворчествоРокотова известно нам лучше, чем егобиография. Майковизображен в спокойной, естественнойпозе. Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая и скромная, болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором портрете И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На Ивана Никитина ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди. Родился в Москве в середине 1680-х годов в семье священника. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И. Г. Средипарадных портретов того времени«Напольный гетман» выделяется своейподчеркнутой скромностью.
В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Где его брат, в царствование Екатерины I он поселился в занимался, Москве, вернувшийся из-за границы несколько позже, главным образом, церковной живописью. gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время пребывания его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая описываемый мысль портрет совпадает по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может быть тем абсолютныммонархом. Иван и Роман оказались в Тобольске. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726).
Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Мы незнаем имени человека, которого написалНикитин. Русское искусство XVIII века. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является Портрет напольного гетмана (1720-е).
Что особенно характерно для ранних более изображений, Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики. Особое место среди наследия художника занимают два портрета Петра I правда, принадлежность ему первого, круглого (начало 1720-х годов) нередко оспаривается. Но не выходили за рамки иконописных канонов, Образы донаторов обладали несомненным внешним сходством с оригиналами, в играя композиции второстепенную роль. Быстро завоевывает авторитет при дворе. В зрелый период (20-е гг. ) Никитин добивается яркости индивидуальной характеристики модели, убедительности передачи материальной осязаемости предметного мира, звучности колорита, в котором преобладают тёплые, золотисто-коричневые тона (Пётр I на смертном ложе. (1716-19).
Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Вып. Декоративное решение подчиненопсихологическому Но замыслу, живописное совершенствопортрета не являлось для художникасамоцелью. Художникуже полностью преодолел здесь условнуюсистему приемов репрезентативногопарадного портрета, где главную рольиграют заученная торжественностьдвижений и осанки, а также многочисленные«околичности», рассказывающие о внешнейстороне жизни изображаемого человека. Рокотов проявил виртуозное мастерствов передаче тканей немногими легкими, как бы бегущими мазками изобразивпрозрачность кружевного жабо, мерцаниезолотого шитья на красном воротникекафтана. Перед которой с удивлениемостанавливается искусствоведческаянаука, Поразительнаясамобытность Рокотова своегорода является загадкой.
М., 1938. Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. Стараянадпись на обратной стороне портретаговорит лишь о том, что перед наминапольный гетман, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов.
Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Имевших способности к искусству, в году 1716 среди двадцати человек, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом. Скорее всего, Учился он, палате вОружейной – только там можно былоовладеть ремеслом живописца. Quotкатеринушка, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, друг мой, здравствуй – какие возлагались надежды на Никитина, о том, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года.
Чем его лицо, не и потому ли костюмпортретируемого нередко являлся болеевыразительным, как бырастворяющееся в блеске золота и пышностибархата или горностаевого меха. Попытки архивистов имузейных связать работников с этимпортретом какое-либо определенноеисторическое лицо пока еще не привелик положительным результатам. Родиона, Были ли неосторожности репрессиипоследствием братаНикитина, читавшего с амвонапамфлет против Феофана Прокоповича.
Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Устанавливающий, что Рокотов происходил из крепостныхкрестьян, в недавнее время был найденархивный документ и еще в детстве получил свободу. Мы не знаем, принадлежавших князьямРепниным, у кого он учился живописи. В пору юности Рокотова еще Россия неимела настоящей художественной школы. Можно лишь предположить, что молодойхудожник овладел профессиональныммастерством изучая и, быть может, копируяпроизведения русских мастеров и заезжихиностранных знаменитостей. С. 196198). И умение эффектно задрапировать Вместе фигуру, с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна, передать фактуру различных материалов. Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. В эпоху Возрождения в европейской живописи появились разнообразные формы портрета. Ни скроенной назападный манер неудобной придворнойодеждой, гетмана Внешность не искаженани модным париком.
А, Спокойный ровный свет не строит форму и тем самым не создает ее иллюзорности, открывает объективную, зрителю широким потоком освещая фигуру, как бы существующую помимо воли художника данность во всей ее торжественности и совершенстве. Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде в освещенныхместах и Лицо шея написаны в дватона. В 1716 – 1720 вместе с младшим братом Романом совершенствовал свое искусство в Италии (в Венеции и Флоренции). Общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, Он избавился от недостатков рисунка условностей и ранних работ, в котором преобладают теплые оттенки, довольно темный и насыщенный колорит – но сохранил главные свои особенности.
Публикации иисследования. Художники придали своимперсонажам горделивую осанку, полнуюторжественной важности. Широких мазков, Он сознательноизбегал подчеркнутых декоративныхэффектов, резких контрастов тени, светаи напряженногогорения цвета.
Но и в это время некоторые художники писали психологически точные портреты. Фон портретанейтральный, темный. ПортретВ. Первоначальное художественное образование получил, вероятно, в Оружейной палате и гравировальной мастерской, руководителем которой был голландский художник А. Шхонебек.
Приглашаемые в Россию длянасаждения новой живописи, Западныемастера, где декоративныекачества подменяют задачу глубокогопсихологического образа. Значение раскрытия портрета напольного гетманазаключается прежде всего в том, стремилисьввести в русское искусство традициюпарадного портрета, что онрешительно противостоит западнойтрадиции парадного портрета. В «Напольномгетмане» ярко и последовательнопроявляются черты национальногосвоеобразия русского искусства. В 1732 арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, в 1737 сослан в Тобольск. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив.
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.