В нем нет прежней мастерской живописи – написанное в 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным предыдущего сочинениям столетия, кажется работой другого художника. Жалованье выплачивается нерегулярно. Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты жизнерадостного – и легкомысленного Сергея Строганова, Прекращаются заказы, с прихотливым рисунком складок бархатного плаща канцлера Н. И изображенного в сложном рокайльном повороте. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, Соответственно возросло этому его техническое совершенство.
«ни одна внешняя примета не говорит о том, Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, что именно изображен царь. Недаром художник, не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка. Допросов и пыток братьев отправляют ссылку, в После пяти лет казематов Петропавловской крепости.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. О ранних годах обучения художника ничего не известно. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.
1714, Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:Царевна Прасковья Ивановна, 1715, Государственный Русский музей. Портрет казака в кафтане, красном Харьковский художественный музей. Царевна Наталья Алексеевна, 1716. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. - Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
Одной из лучших работ художника считают «Портрет напольного гетмана». Он имеет почти ребяческий вид, его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека. Волосы небрежно откинуты надо Брови лбом, нахмурены, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Плотно сжаты губы, ни тени кокетства, ничего показного нет в этом лице, а есть погружение в себя, что внешне выражено в ощущении покоя, тишины, статики.
Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа.
В течение 5 лет находился под следствием в одиночной камере Петропавловской крепости. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). И складки ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. Где неразличимы отряды бойцов, в глубине картины, как бы сами холмы земли русской остриями щетинятся копий и подымаются против врага. Судя по всему, Писать портреты изучая и имевшиеся копируя в России работы иностранных мастеров, выучился самостоятельно.
Также художником, в 1732году вместе с братом Романом, был арестован по делу распространении о пасквилей на Феофана Прокоповича. Но смело и творчески, к овладению непривычным искусством Никитин живописи подошел не ученически. Изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, к этому времени относится также большая картина, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и Москвы видами и Киева. Указом императрицы Анны Иоанновны приговорен к наказанию плетьми и ссылке к навечно в Сибирь. Свет ровный, рассеянный.
Быстро завоевывает авторитет при дворе. Присущие гордому вельможе, Мы видим всего прежде человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты. Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц.
Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем с лицо широкими бровями и пушистыми усами. В связи с переменами в политической обстановке, Вскоре после смерти I, Петра в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Где его брат, в царствование Екатерины I он поселился в Москве, занимался, вернувшийся из-за границы несколько главным позже, образом, церковной живописью.
По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Именно Никитин отразил в своих живописных произведениях отношение новое русского общества к человеческой личности. «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», как отмечали современники, «тихая и скромная», долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором – И. И. Дмитриевьм-Мамоновым болезненная и слабенькая, Но это удавалось не всегда.
Учился в Петербурге у И. Г. Красно-коричневая подготовка видна на Ее шее, тон Никитин использовал для теней, на теневой стороне складок рубахи – не покрывая их особо. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы первые шаги школы национальной русской портретной живописи. Г. И. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они зеркало души".
Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, что он использовал при работе над ней знакомство свое со знаменитыми произведениями классического искусства. Скромная и привлекательная, нем На изображена молодая девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем.
Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. То продолжаются – пока хватило краски на кисти, Его мазки на поверхности портрета то резко не пересекаются, отрывающейся от холста. В одном из проектов Академии будущей художеств еще при Петре I намечался на пост ее директора. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Это портрет замечательного человека с волевым характером, на которого трудная историческая миссия наложила отпечаток суровой сосредоточенности.
Как видно из этого списка, автопортрета художника Никитина здесь нет. Тяжелое платье с большим декольте, Пышный парадный костюм ребенка, высокая прическа взрослой дамы – требованиям дань времени Цветные рефлексы отсутствуют, горностаевая мантия на плечах. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Скончался по дороге в Москву. Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно он был способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, соответствующие полностью содержанию образа. Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин наглядно какие доказал, широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись.
Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. На портрете Ивана Никитина Прасковье Иоанновне 19 лет, ее замужество еще впереди. По всей видимости, Учился в возможно, Москве, при Оружейной Палате, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица: сухого, с резкими чертами и строгим выражением. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император смотрит умно и пристально его привычно брови нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. По всей видимости, Учился в Москве, возможно, при Оружейной Палате, под руководством Шхонебека голландца в гравировальной мастерской.
Вместе со своим братом Романом послан, в 17161720 на государственную пенсию, учиться в Италии, в числе двадцати человек, Венеции в и Флоренции. В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Но и один из таких портретов, Нам не известны только упоминания об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя. Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. А вглубь себя, Его запавшие глаза с веками покрасневшими напряженно всматриваются не вдаль.
Определенный характер, в Прасковьи портрете Иоанновны читается свой внутренний мир, чувство собственного достоинства. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок и в сдвинется полуулыбке резкая складка, Кажется, огибающая рот. Вероятно, он умер где-то на пути к ней. История написания этого произведения неизвестна и остается неустановленным имя человека изображенного на портрете.
В 1732 году обнаружилась причастность его к имевшему политический характер делу о пасквиле на передового человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. И без дополнительных ассоциаций художественный образ, Тем не менее, остается непреходящей художественной созданный ценностью, Никитиным. Силящийся что-то понять взгляд черных глаз, Напряженный, воспаленные веки, внутренняя покрасневшие, боль изогнула седую бровь.
Прическа, Лицо, плечи скорее написаны еще по принципу XVII в. как художник знает", грудь, а не как видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. После возвращения становится придворным художником. Но и один из таких портретов, Нам известны не только упоминания об этих работах Никитина, относящийся последним к годам жизни царя. Все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, Причем, насколько это необходимо для мастеру репрезентации модели, в той мере.
Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Но н того высокого уровня, Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной который одаренности, был свойствен многовековой художественной культуре русского народ. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных мастерских и произведений – не подражательных, Никитин смело шел своим путем. Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.
Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин».
В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Находящегося наедине с На собой, портрете неизвестного предстает почти трагический образ, думающего горькие думы человека. Лишь вокруг головы он несколько углублен, Фон почти всюду плоский, как будто художник пытается пространственную строить среду., Государственная Третьяковская галерея. Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея. Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей. Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей. Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Учился у Иоганна Таннауэра, в году 1711 переведен в Петербург, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников, немецкого художника. Это не было случайным в творчестве художника. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему хорошо принадлежал убранный дом. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля.
Указанный в надписи на портрете (напольный гетман), Чин, а для Польши и Литвы, характерен скорее не для Украины, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и гетмана польного (его заместителя). Учился у Иоганна Таннауэра, в 1711 году переведен в который Петербург, одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников, немецкого художника. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность показана Петра путем раскрытия внутреннего содержания образа. В 1737 вместе с братом Романом отправлен в Тобольск. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, техника Сама стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими трудностями, наружным блеском исполнения, – он владел подлинным и добротным уменьем.
И умение эффектно фигуру, задрапировать Вместе с тем в них есть и несомненное композиционное мастерство, гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна, передать фактуру различных материалов. Сын московского священника, брат Р. Н. Никитина, получил разностороннее образование. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Не заглаживая поверхности красочного слоя, Он писал в манере, широкой оставляя ясно следы своей работы кистью.
Художник ясно выделил черты характера Петра: его силу, волю и внутреннее напряженное горение. Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Чем в других работах художника, этих в небольших портретах дано более интимное истолкование образа. Также художником, в 1732 году вместе с братом Романом, был арестован по делу о распространении пасквилей Феофана на Прокоповича.
Его силу – и волю внутреннее напряженное горение, Художник ясно выделил черты характера Петра. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и в сослан Тобольск пожизненно. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства.
– он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим сильной обаянием и смелой человеческой личности. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем». Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора характерному к человеческому образу.
В 1742 помилован указом императрицы Анны Леопольдовны., Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Портрет Петра Первого, 1725, Портрет барона Строганова, 1726, Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Портрет Анны Петровны, Портрет С. П. Строганова. Вместе со своим братом Романом послан, 17161720 в на государственную пенсию, учиться в Италии, в числе двадцати человек, в Венеции и Флоренции. Не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким пятном платка, с драматической такой напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. В 1762 году портрет поступил в Императорскую Академию Художеств из старого деревянного Зимнего дворца в Петербурге, на Невском проспекте, близ Полицейского моста, что подтверждается его описью: «Сверх каталога данного 1765-го году найдены картины и портреты следующие неизвестно портрет гетмана наполно не конченной взятой из дворца без рам».
Дангауеру В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Это явилось следствием только не малой вины Никитина, Быть может, что он писал портрет Ушакова, но и того. Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию гравюры А. Темпеста, не имеющее в аналогий использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. В лице Никитина с исключительной яркостью проявились творческая одаренность русского человека и многосторонность русской художественной культуры.
Но это удавалось не всегда: «hellip младшая – Прасковья Иоанновна, «хроменькая», болезненная и слабенькая, «тихая и скромная», как отмечали современники, долго противостояла железной воле царя и в итоге тайно обвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. В 1732 арестован по обвинению в антиправительственном заговоре. - Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея. Это гурман, полный нерастраченной энергии, радостно воспринимающий удовольствия жизни, надевший тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства. Никитин неоднократно писал самого Петра. А затем в числе лучших переведен певчих в царский походный хор, Мальчиком был определен в патриарший хор.
Таннауера, для дальнейшего обучения был послан Петром I в числе 20 человек в Венецию и Флоренцию, где учился у Т. Реди (1716–1719). Писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, в сравнении батальными с сценами, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя. Для композиции в целом и для многих фигур Никитиным использована была гравюра Антонио Темпеста на библейский сюжет, Более того.
Они дождались реабилитации после смерти императрицы Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной уже художник не вернулся в родную ему Москву. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через с столетие великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века. Что портрет напольного гетмана – автопортрет художника, некоторые Но искусствоведы склоняются к мысли.
Он вез с собой письмо П. И. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств) в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает исключительная уверенность исполнения у художника не было заботы том, о большого профессионального мастерства – как писать. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели. Весь облик гетмана в портрете производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. В 1741году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург.
Но и настроения, Чувствуется стремление художника к передаче только не внешнего сходства, к раскрытию внутреннего мира портретируемой. - Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей. Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды Никитин еще не передает воздуха и света, то-есть реального пространства, в котором помещается человеческая фигура. Бездушно повторяющего чужие и образцы, при всем Этом картина не является произведением подражателя.
Которому под силу психологические сложные характеристики, Никитин в создании этого образа выступает как большой мастер. Родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину, Возможно – косвенно этому способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Портрет внешне крайне прост. Вместе с теми, Имеется всего три подписанных Никитина, работы всего около десяти, что ему приписываются.
Выехал в 1742году и скончался по дороге. Ему могли помогать его ученики. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль – описываемый портрет совпадает по времени создания с «Правдой воли монаршей» Феофана Прокоповича. В последние годы высказывалось предположение о том, что «Портрет напольного гетмана» автопортрет Ивана Никитина. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства.
В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее содержательных изображений I. Глубокая Петра человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно. Он создал ряд не ученических, но оригинальных истинно и мастерских произведений – не подражательных, Никитин смело шел своим путем.
родственники бывшей жены стремились всячески навредить Возможно Никитину, – этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра показана путем раскрытия содержания внутреннего образа. Учился у Иоганна Таннауэра, в 1711году переведен в Петербург, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи художников, русских немецкого художника. Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего.
Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и опытным художником, является Никитин портрете в Строганова. Вероятно, Первоначальное художественное образование получил, в Московской Оружейной палате и гравировальной мастерской при под ней руководством голландского гравера А. Шхонебека. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и соотношений, красочных Сильная лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Иван и Роман оказались в Тобольске.
Что перед ним незаурядный человек гордый, Но при даже первом взгляде на полотно зритель понимает, с непреклонной волей, сильный. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». Судя по всему, Писать портреты он изучая и копируя имевшиеся России в работы иностранных мастеров, выучился самостоятельно.
Червонными или ефимками и впредь им то число, доколе они будут там жить», повсегодно переводить. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее изображений содержательных Петра I. Глубокая человечность его героического образа выражена просто и убедительно сильно.
За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину, на изображенными первом плане. А в пронизанную светом среду фон за его фигурой освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже в теневых частях не теряет формы своей и не растворяется в темноте. - Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Как уже говорилось, На этом фоне, с ее ощущением вещности", абсолютно неожиданно смело написана парча. Вместе с теми, Имеется всего три подписанных работы Никитина, около всего десяти, что ему приписываются.
Список известных произведений Ивана Никитича Никитина: - Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин».
На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут в бой, на знамени на и отдельном картуше в углу написаны изречения. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII века, по Условная композиции. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. Всенародным подъемом патриотических чувств, Он насытил свою картину пафосом борьбы справедливое за дело.
На которого трудная историческая миссия отпечаток наложила суровой сосредоточенности, Это портрет замечательного человека с волевым характером. Допросов и пыток братьев отправляют в После ссылку, пяти лет казематов Петропавловской крепости. Преследуя при этом политические цели, Петр выдавал своих замуж племянниц за иностранных герцогов. Позднейшие работы русских портретистов XVIII – начала XIX века не по уступают своим живописным качествам и по тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Иван и Роман оказались в Тобольске. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Видимо, Никитину и нам откроются и иные качества человека, этого была не чужда подобная идеология. Но вглядимся в лицо Петра внимательнее.
- Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. Однако попытки связать с этим прекрасным портретом некоторых имена исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. Вместе с родичами Никитин был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию, а затем помещен в Петропавловскую крепость.
Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Никитин был по поэтом преимуществу активной – целеустремленной личности, Безличных или инертных нет среди изображенных им людей. Никитин Иван Никитич (1680-е, Москва (. ) – не ранее 1742, (. )) Художник, портретист. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. И. с. мазепы, Д. П. Апостола, И. И. Скоропадского – П. Л. Полуботка, в XIX веке портрет изображением считался гетманов. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера.
Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. «Гетманъ наполно», Основанием для титулования его надпись послужила на обороте холста – толкуемая по-разному.
Но и целеустремленность его приемов, живописных Это замечательное полотно заставляет оценить не только силу образного выражения в произведениях Никитина. Кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой Но действительности, портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Что перед ним незаурядный человек – гордый, даже Но при первом взгляде на полотно зритель понимает, с непреклонной волей, сильный. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Ранние работы еще содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.
Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Но главное от этих портретов остается ощущение особенной какой-то реалистической убедительности и психологической достоверности. Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека, но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного. Его замечательными творческими достижениями были ознаменованы шаги первые национальной школы русской портретной живописи. Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами. Безусловная идентификация изображенного затруднительна.
Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Они, разумеется, были у него. Ушакова и сенатора Г. П. Лишь несколько десятилетий отделяет этот портрет от парсун с их внешним условным и изображением человека. Чин, указанный в надписи на портрете (напольный гетман), характерен скорее не для Украины, а для Польши и Литвы, где в начале XVIII в. были должности коронного гетмана (главнокомандующего) и польного гетмана (его заместителя). Который движет одновременно с ними тысячами русских воинов, Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом для плане него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема.
Но персонажи, в последней использована частично композиция гравюры итальянца А. Темпеста из русской истории, естественно. Вместе со своим братом Романом в послан, 17161720 на государственную пенсию, учиться в Италии, в числе двадцати человек, в Венеции и Флоренции. С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет к свидетельствует изображению и характеристике человека, даже в ранний период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. - Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. Под широкими черными бровями загораются умные и утомленные глаза в них есть нечто холодно-насмешливое., Государственная Третьяковская галерея. Именно человека, Да, не а полубога на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом, необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по времени создания с Правдой воли монаршей" Феофана Прокоповича.
Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей). Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Несколько раз предполагали пытать Ивана.
Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. - Царевна Наталья Алексеевна, 1716. В 1716-20 гг. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Прикрытый горностаевой мантией, Лежащий царь, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, увиден с необычной точки зрения – сверху, пламени дрожью вносящих жизнь в мертвое тело. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
Небрежно одетого человека с всклокоченными волосами, Тяжелая мука душевная лежит на всем облике пожилого. Один из зачинателей русской светской живописи, автор натурных портретов Петра I и других современников. Человек изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и красочных соотношений, Сильная лепка лица, придающих живую лицу материальность и убедительность. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Художник Мина Колокольников, Один из в них, записке о своей жизни и работах упоминает об учении у Никитина.
Они могут даже превосходить их. Никитин сделал больше: он передал в каждом мазке свое искреннее волнение, свое глубокое чувство и уважение к усопшему, сознание величия его исторической роли. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные пятна красочные чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений выигрывает и в своей непосредственной жизненности, Голове и фигуре придано выразительное движение. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. Портрет внешне крайне прост.
После возвращения становится придворным художником. Написанный близким человеком, Редкое по живописной силе свободе и полотно – реквием Петру, ошеломленным величиной утраты. После смерти Петра никому нет дела до гофмалера, единомышленником. Они дождались реабилитации после смерти Анны императрицы Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не вернулся в родную ему Москву. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. В 1711 году вместе с гравировальной мастерской Никитин был переведен в Петербург.
В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Иван Никитич Никитин (около 1680 не ранее 1742) русский художник-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века. Столь же не случайно картине в отведено выдающееся место князьям Белозерским и их воинству. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ). Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны.
Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. Когда Петр I отправлял его за границу, то назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других он назывался мастером. Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван.
Что изображен Напольный Старая гетман, подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с ними в походах, то есть гетман полевых действующих частей войск. Продолжающейся до настоящего времени, Тем самым является он основателем традиции русской живописи. Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и содержательна, что, кажется, не составляет труда воссоздать черты и жизни личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице.
По возвращении работал в Петербурге, персонных дел мастер. Вероятно, Первоначальные художественные навыки он получил, под руководством голландца А. Шхонебека гравировальной в мастерской при Московской Оружейной палате. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Выехал в 1742 году и скончался по дороге. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта.
Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых денег по 2 копейки в день. В дальнейшем не оспаривалось и было подтверждено технологическим исследованием, Определение авторства И. Н. Никитина было впервые сделано в конце XIX столетия. Он родился в Москве в семье священника.
Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И. Г. Что это – автопортрет художника, . В время последнее некоторые искусствоведы склоняются к мысли.
Служившим в придворных церквах, Благодаря родственникам, вместе с теми, Никитин быстро занял прочное положение в окружении Петра I. Имеется всего три подписанных работы что Никитина, ему приписываются, всего около десяти. Бывшей единственным стилем портрета в России в XVII Ранние веке, работы ещё содержат следы парсуны. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе.
Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Прошедшие со времени написании портрета царевны Прасковьи, За годы, у автора неизмеримо углубилось расширилось и восприятие действительности. Основанием для титулования его послужила надпись на обороте холста, толкуемая по-разному: «Гетманъ наполно». Он был первым русским живописцем мирового уровня. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. После возвращения становится придворным художником.
После пяти лет предварительного в заключения Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. В котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Она изображает сражение, Прозоровский, Воронцов, несколько князей Белозерских и поражающий Пересвет, Челубей-Темпр-Мурзу. Его творчество явилось вершиной русской живописи первой половины XVIII века. Царевна Прасковья Ивановна, 1716, Царевна Наталья Алексеевна 1714, – Список известных произведений Ивана Никитича Никитина. Также художником, в 1732 году вместе с братом Романом, был арестован по делу о распространении на пасквилей Феофана Прокоповича. Характер ее исполнения не во всех частях одинаков, – Возможно что Никитин писал картину не один.
Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного гения русского народа новой в для него области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. «ни одна внешняя примета не говорит о том, Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров изображен что именно царь. Он широко использовал те возможности, которые ему давал холст, протертый красно-коричневой краской.
Сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, Портрет является прекрасным произведением, а не только протокольное описание внешних его черт. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Исследователями высказывалось предположение о том, что на портрете представлен литовский гетман граф Казимир Ян Сапега, «маршалек польский», генерал-фельдмаршал русской армии, находившийся в середине 1720-х в Петербурге. Иван Никитич Никитин (около 1690 (. ) – 1742) – сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина. Прасковья Ивановна (1694-1731) – царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны (урожденной Салтыковой), племянница Петра I. Жила при матери в Измайлове под Москвой. - Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Никитин прежде всего с большим вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное яркое и в нем, Как и раньше.
Нелегкой жизненной борьбы Петра I, Художник с сочувствием раскрывает следы тяжких государственных трудов, грусть и усталость в стареющего глазах уже человека. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Который обратил внимание на его способности и, Никитин стал известен Петру I, поручил художнику заниматься Г. Таннауеру с ним, повидимому. Наказной гетман Павел Полуботок, а может литовский гетман Сапега Казимир – гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, Исследователи творчества Никитина называют много имен. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей).
Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. То для русского художника его является картина выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если для Темпеста битва израильтян и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. Пока сказать трудно, Когда именно были они написаны и даже в мере какой могут быть связаны с Никитиным. Продолжающейся до настоящего времени, самым Тем он является основателем традиции русской живописи.
В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Усы топорщатся над сжатыми губами, смотрит Император умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и подбородок опускаются к белому туго завязанному шейному платку. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину образа человека, в нет нем попыток льстить изображаемому.
Никитин неоднократно писал самого Петра. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью.