Прямое значение8230 Русские фамилии Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской8230 Биографический словарь (1832 98), рус.
Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин заслуженнымуважением, пользовался придерживалсяиной художественной системы. Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, того, кроме семнадцать мастерских рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. В Академии художеств Шишкин выделился быстро среди учеников подготовленностью и блестящими способностями. В родных местах Шишкин неустанно работал. Ему уже сопутствовала известность. Что Иван чуть не ли "идиотичен" в коммерции, Поняв, препятствуя его книжным "сидениям", она придумала ему кличку "арифметчика-грамматчи-ка" и всячески досаждала.
В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу "Полдень. Но он пытается смириться, Не согласен с такой судьбой и художник, как научиться жить в новой ищет реальности, способ. Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой картина известностьюпользуется "Утро в сосновомлесу". Бегущему по камням и Изумрудная пескуручью, траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому.
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Шишкин был одним из его учредителей. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Шишкин был увлечен дикой, девственной природой живописного и сурового архипелага Валаамских островов с его гранитными скалами, вековыми соснами и елями. Идея, организация, смысл, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если только не главное, в среде русского искусства. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с гранитными его скалами, вековыми соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. Quotсын Иван Иванович приехал мая 21 классным художником первого разряда – Его отец уважительно отметил в своих "Записках достопримечательностей". Все деревья принимали наего картинах очень правдивые иреалистичные формы.
Что художник, То, на основывался живых, создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как было Шишкину свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. Очень хорош и чистый красив сосновый бор – я вспомнила описание – соснового бора у писателя Соколова-Микитова. Отсюда и дорога, теряющаяся в поле. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями.
Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, Не довольствуясь занятиями в стенах академии, благодаря чему приобретал все и большее большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. Это не просто глухой сосновый лес, а именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен, холодными тенями в чащах. Но не исключена Замысел возможность, ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с целью художественной по России.
Одним из активнейших "рекламистов" творчества Шишкина, Особенно близкие сложились отношения у художника с И. Крамским. Был открыт целый мир ранее предметов, неведомых Таким образом, поэтических вдохновений и восторгов. В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный. Вместе с этой последней наградой, Приобретя, он отправился в 1861 году в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из изобразителей лучших животных, срисовывал и писал последних с натуры.
Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. В 90-е гг. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне Гатчинский район Ленинградской области).
Quot, присущую в те Шишкина годытворчеству – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, мир сложный явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Художники практически каждое лето из года в год селились среди вместе природы средней полосы России. У него были какие-то свои трения с Савицким. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство, художник едет Петербург в и поступает в Академию художеств. Что картина И. И. Шишкина Утро в сосновом лесу является как бы в окошком мир сказочных героев Пушкина, я думаю.
Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв работ основе художника четкий рисунокявляется существенным признаком. Для определения Шишкин "лица"пейзажа предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северныхобластей России. Чтобы угадывалась порода деревьев, Шишкин стремился к леса изображению "ученым образом". Возвышаются над головой стволы старых деревьев, Идёшь или едешь по сосновому старому бору – точно чистые огромные свечи. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. «Утроhellip» полностью лишено всего этого. В Дюссельдорфе он много писал в лесу Тевтобургском и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Соответственно изменился и фасон – юбки стали более пышными, украшенными воланами. Биография художника зашифрована в его творениях.
Особеннорадовался его успехам в области Крамской, видя колорита, подчеркивая, неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Quotхудожник должен быть высшим существом – живущим в идеальном мире и искусства стремящимся только к совершенствованию, Цитируем. В сюжетах которых обращается к теме русской в природы, 1880-е годы художник создает много пейзажей.
Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с возбуждать целью в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскую картину «Лесная глушь». Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения. О народном костюме существует немало литературы. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние.
Строгая мать-медведица не допустила бы шумную возню вблизи человеческого жилища. Между тем в русском искусстве изобразительном в это время происходили знаменательные события. Что говорит биография Шишкина об этом периоде его жизни.
Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, тенями холодными вчащах. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй XIX половины века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, отличались, что резко не умаляло достоинство каждого изних. Наиболее характерный для северных областей России, Для определения "лица" пейзажа предпочел Шишкин хвойный лес.
Экспрессии образов, Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния чистоте природы, палитры. Более состоятельные жители использовали атлас. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Полученной за две картины "Вид на острове Валааме, в Академии Шишкин заметно своими выделялся талантами его успехи отмечались медалями в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это раз лишний подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Пузатые, Они пыхтят – мохнатые, косолапые, большеголовые, резвятся радостно на поваленном дереве.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, художник где заставлял их расти. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего творчества почти не вискусствоведческой упоминаются литературе, Вечер". Юбки из фабричных тканей вытесняли домотканые. Куинджи. Он старается увидеть, Приподнявшись на задние лапки, постепенно наполняющий лесную всю чащу, откуда же идет этот дивный свет.
В 1859 г. – малую золотую за медаль пейзаж из окрестностей СПб, в 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме. Тому, впрочем, предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к "положительным" занятиям. Как географическая среда, Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию таких факторов, социально-экономические условия, соседство славянских и неславянских народов, традиционная русская одежда во утвердилась множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. Способного идти на компромисс, Краткая биография благородного показана человека, на примере истории с этой картиной. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами.
Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать в глубочайшегознатока нем и вдумчивого изобразителярусской природы. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. В творчестве молодых живописцевросло стремление новым к средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на плане переднем и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Как будто ей так не хочется просыпаться от приятного сна, Вот одна из слегка них наклонила свою макушку. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца наблюдалась XIXстолетия уже иная, расстановка художественныхсил. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то разместиласьшестая время выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Рубахи с прямыми поликами по крою практически повторяли женские.
Их яркое декорирование лентами ярусами и ковровой Типично вышивкой, южнорусским можно считать преобладание чёрного цвета в понёвах и сарафанах, многосоставные головные уборы. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать в ее коллекцию за 300 рублей -сумму. Лето 1866года он проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым, еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Он недавно похоронил жену и двух маленьких сыновей. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, образом, Таким где проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки художника работ за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. Но их братика больше увлекает восход солнца. Уже спустя три снебольшим после месяца поступления онпривлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками.
Но не делились на станок и подставу, а были цельными. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, в Тогда-то среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте.
Песок или глина, Самая местность деревьями под – камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр. Казалось бы, Но в этой, протокольной фиксации содержалась поэзия своя бесконечного своеобразия жизни дерева. Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого находят времени отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Немало потрудившись на благо города, Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет городским был головой Елабуги. Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, я знала, когда седой туман уже окутывает даль, что под вечер, он сидит у пруда, пишет и ивы что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве".
Дальнейшее развитие юбочного комплекса привело к утрате всех старинных деталей. А солнечные лучи тем временем уже весь залили лес на заднем плане и пробираются к медвежьей семье. Заметив увлечение сына искусством, Именно отец, стал выписывать ему специальные статьи биографии и известных художников. Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная от замысла кончаяисполнением и свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Юбочный комплекс к концу XIX века претерпел некоторые изменения.
Quotпейзажист – истинный художник, учась Еще в Москве, чище", он чувствует глубже – он записал в дневнике. Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (18561865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, не задуманных с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
В грозу, Вообще пейзажисты очень любят изображать природу во время восходов закатов или бурю или туман. Которая кажется стройной античной колонной, в "Рубке леса" это видно по упругой спиленной округлости ели, сокрушенной варварами. Это дерево давно должны были спилить на дрова. Так в реальной жизни не бывает. И я ощущаю себя среди этих персонажей.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Выполненные в течении последнего лета, другой На выставке в 1893 г. демонстрировались произведения.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на 1860 академическойвыставке года и удостоенной Большойзолотой медали. В Академии художествШишкин быстро выделился учениковподготовленностью среди и блестящимиспособностями. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, Уже первые проведенные здесь явились месяцы для него серьезной практикой в натурной работе, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Музей имп. В сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, видимо, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним.
Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой. В своём роде, Все эти с работы каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, аквафортиста. Их будет охватывать чувство нежности к своей земле, к своей малой родине. Мотивированный нежеланием "сделаться чиновником", этой Об твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), лесу" "Всосновом (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия.
Ранее не внесенныхв оборот искусства, обширный Художникоткрывал мир непримечательныхсоставляющих природы. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие и травы мягкиемхи. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и начавшем о проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Куда Шишкин и вернулся в году, 1865 Создать же национальный пейзаж можно было только в России. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной картины Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось выраженное прекрасно состояние природы, во многом способствовал её популярности.
Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная работа московской спейзажистом школы, не проходит бесследно. В то же время Крамскойсо свойственной глубиной ему и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. Савицкий согласился, хоть и посчитал решение несправедливым. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. И медвежата весёлые: борются, лазят, барахтаются, кричат. Которая в последние его два десятилетия без практически зазоров совпала с его жизнью вообще, Он вернулся к творческой жизни.
А также стрельцы, Здесь оказались отпрыски боярских родов, вольные казаки и черкасы – так в те времена называли выходцев из Украины, пушкари прочие и служилые люди. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности глухости и дикого леса. Среди всех произведений художника широкой наиболее известностью пользуется картина "Утро в сосновом лесу".
В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Так они добираются до ближайшей лужи. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за рисунок классный и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Репин удивился: «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил, что каждая порода дерева от влаги по-разному себя ведёт. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный недавно музей поступили, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно творчеством участвовавшийсвоим в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. На этих выставках производил рисунки После пером, того как учредилось Товарищество передвижных выставок. организованы две выставки работ художника. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство".
Юбка, рубаха из домотканого холста с вышивкой, фартук из фабричных тканей, а также изготовленный вручную пояс – в жилет, одном костюме соединялись разновременные детали. Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным картине. Однако на приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина.
Куст на болотистойравнине, все Однако его наброски предельнопросты – сосна у воды, берег реки. К чтению книг он прививал исыну, Интерес к старине, природе, пробудившуюся очень рано, поощряя мальчике в любовь крисованию. Что в способе иманере рисования рисунки напоминаютКалама Ваши – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне.
Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны в не учебнойпрактике только Академии. Среди русских пейзажистов Шишкину бесспорно принадлежит самого место сильного рисовальщика. Мрачное настроение. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует виды, какие такие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии.
Рассматривая наброски лесосплава, Шишкин спросил Репина, какое дерево сплавляли по реке. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными и осинами березами. «Утро в сосновом лесу» одна из самых известнейших работ замечательного художника. Впитав в себя красоту покой и любимого края, Прожив все детство в Елабуге, к дорогим сердцу пейзажам впоследствии всю жизнь будет возвращаться Иван Иванович Шишкин. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой медалью золотой и правом на три года поездки за границу. Для Шишкина мрачная природа – нонсенс.
В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было и наблюдать втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения. Русский народный костюм – явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, но и по удивительной многовариантности, не имеющей аналогов в мире. Задний план его с участком густого леса напоминает вид дальний исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом лесу", Судя по описанию оказавшегося в Словакии пейзажа, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Но могучая натура и преданность искусству взяли свое.
Чувствуется глубина оврага, глушь. И сочного поживописи, Между тем помимо "Сосен, освещенных чрезвычайно солнцем", выразительногопейзажа "Дубы. Медвежонок тянет к ней лапу. Каждое из них вызывало интересзрителей.
И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. " По возвращении в Россию в 1865 году художник за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" получил звание академика. Уже спустя три с месяца небольшим после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками.
Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее всей со наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Вместе с группойкоренных передвижников учредителейи – руководителей Товарищества – Шишкинпрошел большой и славный путь. Тогда только картина будет выглядеть достоверно. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся заросшего "Уголок сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). К этому времени художник уже определил область применения своих сил в – будущем он видел себя только пейзажистом.
Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко вершинами порозовевшими громадных сосен. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и Академии ваянияи художеств. Не верится, что это – дикий зверь. Картина получилась полной жизни и радостной свежей энергии. Здесь сыграли свою роль декоративная броскость ярких чёрно-красных цветочных узоров, в Возможно, отличие от сложных абстрактных геометрических фигур древних орнаментов, определённая понятность мотивов.
Камни, Неровности почвы, поросшие травами лесными ипапоротниками, глина или песок, хворост, валежник, сухие листья получали впроизведениях Шишкина вид, максимально приближенный креальности. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового корявыми и от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней". Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, станет которое отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Quotкогда он перед и натурой, не задумывается, тут он и смел, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом" – то точно в своей стихии, Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, участвовавший активно своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. Или много открытого неба, На всех его картинах есть или лучи полуденного солнца или или дорога, водоём. Ведь русский народный – костюм это еще и свидетельство прочной связи с культурой далеких предков. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Сарафан оттеснил её в разряд сельской, Появившийся гораздо позже менее понёвы, престижной одежды.
Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у ощущение зрителя отдаленностии глухости дикого леса. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева, не соперниковв имевшим изображении хвойного леса. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина.
Чувствуется глубина оврага, глушь. В Белгородско-Курском регионе саян отмечен исключительно в селах с ношением традиционным сарафана, Несмотря на генетическую связь с юбкой. Несмотря на то, в среде молодых художников пользовался Шишкин заслуженным уважением, придерживался иной художественной системы, что исповедовал иные эстетические принципы. Туникообразный сарафан в качестве девечьей одежды бытовал воронежских в сёлах с понёвным комплексом.
Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны бросают на них тень. Вдали пронизанное – теплым светом. Рамки купеческой среды были ему тесны, он увлекался археологией историей, естественными науками, механикой, написал изданную в 1871 году в Москве "Историю города Елабуги", сочинил собственное жизнеописание, участвовал в раскопках памятника древнебулгарской культуры, за что на пороге своего восьмидесятилетия, в 1872 году, удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Но он потребовал вымарать подпись Савицкого, Работа очень понравилась знаменитому коллекционеру Петру Третьякову, авторство оставив за Шишкиным.
Концертное исполнение фольклора и использование во многих случаях реконструированной одежды, Несмотря на театрализованный характер постановки обрядов, как народный костюм, фольклорные коллективы на сегодняшний день являются единственными хранителями живых традиций народных в их совокупности и дарят жизнь такому замечательному явлению русской национальной культуры. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Служивший местом летней работы на натуре академическим ученикам-пейзажистам, Подлинной школой Шишкина для стал Валаам. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных деревьевда на птица ветке привносят ощущениежизни. А возможно, Первые приметывнутреннего своимположением, недовольства и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. Почти ежегодно выставлял произведения свои сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественной целью по России.
Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и на согласился отъезд будущего художника в Москву. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, его знания, занятия егонепосредственные с ними. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. "Громче всех, – вспоминал Репин, – раздавался голос богатыря Шишкина.
Покрытых потрескавшейся толстой корою, Светлые золотые играют зайчики на стволах деревьев. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это прежде относится всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени общие находятотражение для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Когда границы отступили далеко на юг, в XVIII, целыми сюда деревнями перевозили крепостных и началась раздача земель царским вельможам.
Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек передаче состояния чистоте природы, палитры. А ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества молодых- тот оселок, на котором выявляетсяпонимание путей развития искусства. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Отдельные сосны и ели, Брался он ли за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти.
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". Случайность. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье второй купца гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым, поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы. В своём роде, эти Все работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, аквафортиста.
Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить этюды среди Шишкина, которых «Уголок заросшего сада. То целыми сериями, которые он объединял альбомы, пользовавшиеся в большим успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью явилось произведения прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности.
Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии, Внешне продолжаласохраняться она и после возвращения Шишкинаиз-за границы. До самого смертного 1898 года участвуя в каждой выставке, передвижной Идеалам передвижничества он не изменял никогда. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях, он использует тональной принципы живописи. Овраги, Как реальные изображены дебри глуши, лесной вековые деревья, туман, корни, вывороченные из земли бурей, непроходимый бурелом. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией.
Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках офортах и в которых он пользовался многими красками. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Крамским. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи.
Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, стволах, ветвях, кореньях и всех во подробностях. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Уехал опять в Питер 25 октября. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен.
Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам. Эпическими по своему строю картинами, с Художник увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. п тонкой мягкой пряжи-0широкие, полосатые, более сдержанных цветов, чем домотканные.
В ней проявились черты, сходные При всём разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины, так и для общерусской и южнорусской культур, характерные как для общеславянской культуры. Нужно также заметить, что с Ш. повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком: наука форм далась ему в ущерб для колорита, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. А именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными в тенями чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Как в мужских, Обязательным элементом, вшивающиеся в рукав и боковые полотнища рубахи, так и в женских рубахах ластовицы ромбообразные – или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца.
Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. А отправляется в родную Елабугу, Но не художник торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу.
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. «Не знаю, а в чём дело. » Иван Иванович пояснил – что каждая дерева порода от влаги по-разному себя ведёт, Репин удивился. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов.
Крестьянская одежда сберегла самобытность национального костюма, Не затронутая восемнадцатом в веке реформами ПетраI, богатство его форм и колорита. Иван Иванович нарисовал девственный глухой лес, по которому не ступала нога человека. Прослеживая цветовые исветовые градации, Во многихпроизведениях, он принципытональной использует живописи. Оценивая влияниеА. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный и как "Бурелом", послепоездки в вологодские леса.
Мишка принимает это за игру. Тем более, что у неё не два малыша, как это бывает обычно, а аж три. Чувствуется глубина оврага, глушь. Расположенном на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года семье в купца в городке Елабуга.
Что он даже расписался вместе с Шишкиным картине, на Медведи получились у Савицкого столь удачно. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на из одну самых высокихступеней. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды все художника чаще привлекаютизменчивые состояния природы. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так мельчайших и отличительных черт любой породы деревьев. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви.
Автор получил за нее 300 рублей. Многим, видимо, обязанный участиюКрамского, Шишкин открыто называл еготем художником, который оказывал нанего благотворное влияние. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (18521856). Трезвость, скромность характера, к любовь искусству, добросовестность и честность" – умеренность во всем, Свойства художника. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его путь вискусстве оборвался, шестидесятишестилетнийхудожник что находился в полном расцвететворческих сил.
Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Место рубахи занимает кофта, обычно из той же ткани, что и юбка, такой костюм называют «парочкой». Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его и пониманияпредмета обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". Разнообразных трав икустарников неускользнули отпытливого взгляда художника, Даже самые мельчайшие иособенности детали различных пород деревьев. В семидесятых годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи, обогащение ее новымиталантами.
Шишкин стремился кизображению леса "ученым образом", чтобы порода угадывалась деревьев. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Quotработал он ежедневно – проводившая лето соседству по с его дачей, Одна из шишкинских современниц, рассказывала. Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно готовоеизображение, протравливал клал новые тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест.
Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления в разлитого природепокоя. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина гораздо иногда ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, к тому же, желание усиливали вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Он являлся важнейшей частью составной обрядов и праздников, Неразрывно связанный с жизненным укладом крестьянства. «Стоит ли идти по ней, пытаясь излечиться от горя работой. », – думал Иван Шишкин.
Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в письмеот апреля 10 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Не окончив гимназию, Вот таким образом, ваяния и зодчества, Шишкин поступает Московское в училище живописи. Что впереди.
Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о владениирисунком хорошем этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Все эти произведенияпредставляли различные направления рамках вединых русского реалистическогопейзажа. Помимо солярных знаков на предплечьях размещались символы плодородия и древо жизни. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин расположенную реставрировал в пригороде старинную башню. Поскольку ареалы бытования понёвы, сарафана и юбки на территории области довольно чётко просматриваются, это дало возможность выделить три региона с характерными для них комплексами традиционного костюма: Белгородско-Курский с преобладанием сарафана, Белгородско-Оскольский (Приосколье) с юбочным комплексом и Белгордско-Воронежский регион, где доминировали понёвы.
В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. В Германии и Швейцарии, с 1862 по 1865 год Шишкин за жил границей – главным образом, Францию, посетив при этом Чехию, Бельгию и Голландию. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь важной принципиально была длянего эта область художественнойдеятельности.
Привезенных изпоездки на Восток, 1885 в году В. Д. Поленовэкспонировал на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Где бытовал юбочный комплекс, Одни из самых красивых узорчатых поясов встречаются Белгородско-Оскольском в регионе. Видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, Крамской, подчеркивая, особенно радовался его успехам в области колорита, что эта была победа им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Еще в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. Шишкину без сомнения принадлежит место самого художника выдающегося среди русских пейзажистов. Рисунки, Этюды, о которой говорил в свое время Крамской, Шишкина офорты были той наглядной "живой школой".
В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – наброски, пейзажные заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость Разнообразные, травы, крепостьстволов, пушистость хвои. Видимо, он считал, что важно правильно изобразить брёвна их которых сделаны плоты. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Песок или глина, Сама местность под камни, деревьями поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
Которое принесло сюда свою специфическую культуру – диалект, в результате сложилось практически население из всех уголков России и порубежной Украины, одежду, обычаи. Обычно из года в год обахудожника летам по селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии. Биография и творчество которого связаны неразрывно с Россией, Художник Шишкин, писал не только отечественные пейзажи. В "Рубкелеса" это видно по упругой округлостиспиленной ели, которая кажется стройнойантичной колонной, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня.
Онпроявляет себя как потрясающий знаток растительных форм вовсех произведениях. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Мастерски переданным автором и это ощущение усиливается сочетанием света и тени, свое восхищение этой красотой, с которого помощью он стремится передать нам свои чувства. В 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Четыре года, проведенные в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь.
Пёстрый социальный и этнический состав населения пополнялся в течение нескольких веков. Уже в первый год пребывания его в академии присуждены были ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Затосковав по отечеству, в 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего пенсионерства.
А ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок и сосен безнадёжно мечтает вернуться на прежнее своё место под нежными лучами солнца. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Помимо живописи, За границей, некоторые и были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
Наука форм далась ему в для ущерб колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Образовавшейся в результате соединения юго-восточной части области Курской и нескольких западных районов Воронежской области, в Белгородской области, сложившегося в России, оказался практически весь спектр видов костюма. Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных переживаний Шишкин некотороевремя на опустился. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения его в этом приводили роде в удивление иностранцев. В этом этюде отчетливо видно характерное Шишкина для стремление содержательно воспринимать природу. Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего Они пейзажиста, свидетельствовали о многообразии замыслов.
И. В. Шишкина был незаурядной личностью. Считаясь сильным оберегом, Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, с появлением новых форм одежды пояс перестал быть обязательной деталью костюма и при лишь отмирании старого жизненного уклада. Почему Ивана Шишкина называют художником полудня, догадаться не трудно.
В связи, Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, прощупывал, с чем тщательно осматривал изучал каждый стебель, ствол дерева, листву трепещущую на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не Шишкина, случайнодрузья а подчас даже более свежимии колоритными. В полотнах Шишкина, созданных в эти годы, очевидны черты романтизма, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на природу. Особенно усердствовала в этом мать. Одни срубы разбухают, другие – тонут, а третьи – отталкивают воду.
Воробьев. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, на зверьком переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Обычно из года в год оба художника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосы России. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Сухойпочвой и насыщенной цвету по молодойпорослью, Прекрасно написана поляна справас побуревшей от солнца травой.
Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Эпическими по своему строюкартинами, Художник работает сувлечением над широкими поразмаху, воспевающими просторы роднойземли. Шишкин рано задумался о художественном "поприще".
В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Он активно пишет на – природе изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями. А картина в последнее десятилетие жизни воспринимает художник природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света в его картинах, тонко. Сатина, с распространением хлопчатобумажных в тканей некоторых сёлах рукава либо всю рубаху шили из ситца, кисеи, миткаля. Русский крестьянский костюм был важным звеном в системе народной художественной культуры. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
Quotяпомню – Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 1860 марта года пишет. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во своих всех произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками.
Когда тень практически отсутствует, Иван выбирал Иванович такое время суток и выразительность и достоверность достигаются иными способами. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Замысел ее подсказал ШишкинуК. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук". И вот из этих робких, но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь, путь, которым смело можно гордиться. Как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа, не Л. Каменев достигли такогохудожественного уровня.
Но Иван был тверд. Как это произведение, Осуществление такого монументального замысла, шестидесятишестилетний что художник находился в полном расцвете творческих сил, свидетельствует, но на этом его путь в искусстве оборвался. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной деталей, отделкой бисерными штрихами, поражали зрителей. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия.
Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. Ихон стремился передать как можноконкретнее. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин верстовой – столб в развитиирусского пейзажа.
На этих выставках производил рисунки пером, того После как учредилось Товарищество передвижных выставок. В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока пенсионерства, своего Затосковав по отечеству. Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей кто организации, сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Пахнет смолою и землёю.
Биография художника тесно сплетает между собой вехи его судьбы и созданные им живописные полотна. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, стволах, кореньях ветвях и во всех подробностях. Он часто приезжал к ней и, работая на пленэре, для своих сюжетов выбирал такие места, которые напоминали ему Елабугу, пойму Камы, сосновые рощи. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. В подавляющем большинстве белгородских сёл господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты, выполненные крестом или счётной гладью.
Средоточие на Белгородчине многообразных форм народной обусловлено одежды прежде всего историческими особенностями заселения края. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Природе, Интерес к старине, поощряя в мальчике любовь к рисованию, к чтению книг он прививал сыну и пробудившуюся очень рано. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с раннего детства не расставался с углем и как мелом и отец, вырезал, по дереву. Служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам, Подлинной школой стал дляШишкина Валаам. Этюды, рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", о которой говорил в своевремя Крамской.
Все говорит о манере живописи, Ведь в ней "начиная от замысла кончая и исполнением, свойственных именно Шишкину", о творческом методе. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Сочной травой, сырой землей, Излюбленный предметныйплан художником с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему столько почти же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи.
Художник увлечен не толькокрасотой перед открывшегося ним вида, но и разнообразием природных форм. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в С академии, той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Так в реальной жизни не бывает, повторяем мы. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. Quotгде и куда ни пойдешь, не вы тот ли русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который так великолепно рисует – везде показывают – пошел вот этот русский, Сам он иронично вспоминал. Очень расстраивался из-за этого Шишкин Иван Иванович.
Но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, в 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, он и после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Третьяков решил судьбу картины по-своему. Медвежонок суёт туда лапу, Лягушка прыгает в воду и с удивлением смотрит, одёргивает, куда же девался новый его приятель.
А их былонемало. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Введенный в картину, Занимательный жанровый но мотив истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. Но работа чиновника не привлекала его, Начал систематическое обучение Шишкин гимназии в в Казани.
Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов. Граничащих с украинскими, в сёлах, русских васильками, охотно перенимают традицию последних украшать рукава рубахи весьма реалистичными розами, гвоздиками и даже вазами с букетами. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено започти мастером полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий необычнуюживописную абсолютно систему. Первое место занимает Шишкина"Рожь".
Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он изображал старательно телеги идущую крестьянкус котомкой за спиной, например. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки. Видимо, Многим, Шишкин открыто называл его тем художником, обязанный участию Крамского, который оказывал на благотворное него влияние. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
Картина "Полдень. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. до истечения срока своего пенсионерства. Который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на Шишкина, долю средирусских пейзажистов, если не главное.
Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Ранее не внесенных в оборот искусства, Художник обширный открывал мир непримечательных составляющих природы. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени.
Мастерсмело экспериментировал. Чтобы незваный гость не проник в эту удивительную страну, лесную Неприступные сосны-исполины стоят на страже густой стеной, не нарушил ее покой. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. К колориту емутеперь больше интересук Благодаря световоз-душной среде, удаются такогорода произведения, чем раньше. Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса пересекаются, разрезаются по диагонали ручьем, поваленными елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами.
Важной составной частью которого является костюм Белгородчины, Орнаментальное искусство достигло развития наивысшего в южнорусском костюме. Все сковано морозом и погруженов тень. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Однако приобретший ее П. М.
Выставки традиционного костюма – одни из самых посещаемых. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Не могла не оценить его высокого мастерства, Молодежь не могла не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого русской изобразителя природы. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная первой с передвижной выставки, Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который называли «саяном».
Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был целый открыт мирранее неведомых предметов. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне Гатчинский район Ленинградской области). У него есть целый пласт работ, сделанных в Германии, Швейцарии и Финляндии, где жила его старшая дочь с мужем. Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между мастерские прочим Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Конечно, Этой же школой для начинающих художников, его опыт, являлся и Шишкин, сам его знания, его непосредственные занятия с ними.
Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных Нередко оттисков, он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Нов этой, казалось бы, протокольной фиксациисодержалась своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Характерна в этом смысле «Рожь». Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне.
Богато нюансирован цвет. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина лист интересен большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, пейзажи, Его – носили явные следы академической школы, стада на пастбищах. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. Постепенно выделились три основных типа костюма – с поневой, с сарафаном, с юбкой. Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и острове на Валааме, Не довольствуясь занятиями в стенах академии, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.
Именно в таких непроходимых лесах должен «бродить леший, русалка на ветвях сидеть, быть следы неведомых зверей» и совершаться чудеса русских народных сказок. Сохранившаяся, в русском традиционном костюме до двадцатого века дожила славянская основа, финно-угорской, несмотря на влияние византийской, татарской традиций, в покрое рубах и понев, в формах головных в уборов, символах орнамента. В сёлах с высокоразвитым ткачеством шло полотно, вытканное в технике многоремизного ткачества «белым по белому» с рельефным узором в виде квадратов, полос и других геометрических фигур.
А их было немало. Считавшегося тогда одним из лучших животных изобразителей Коллера, срисовывал и писал последних с натуры. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид окрестностях в этого города" – картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 как года раз и является туман в сосновом лесу. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. Одежда несет в себе информацию о людях ушедшей эпохи, об их быте, мировоззрении, эстетике. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных этюдов, натурных в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Соответствующие лиственнице, Если использовать цвета, то картины от будет ощущение недостоверности, которая в воде тонет, дисгармонии.
Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Решив его судьбу, Именно отпустил он, молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния. Ничуть не бывало.
Состоявшемся между Иваном Ивановичем и Ильёй Ефимовичем Осталось Репиным, свидетельство о разговоре. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. "Бунтовщики" основали Артель художников. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у ощущение зрителя отдаленности и глухости дикого леса. Однако трактованы они с большей живописной свободой. И уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными Иван рисунками, Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. Quotкорабельная роща", пятью этюдами и двумя рисунками, "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка с соснами", III Александра владеет картинами.
Соответствующий замыслу друга, Ведь Иван Иванович писал её для и Савицкого подбирал пейзаж для фона, ведь сам он не любил такие глухие места. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для искусствоофорта Шишкина стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по облаками, освещенными краям из глубины солнцем. Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей степени в этюдах, в процессепрямого общения с природой. Ставшее символом новой художественной Из эпохи, Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок. Только находясь в безопасности, полной Три медвежонка-сосунка могут подобным образом резвиться.
Связанных с поясом, Множество обрядов обычаев и свидетельствует о магическом его значении для русского человека. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. А М. К. Клодт иЛ, в новом прекратили десятилетии, когда выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Расположившегося на краю этого Присутствие оврага, медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. А третьего, Медведицу двух и медвежат нарисовал Савицкий, что справа, того, для большей гармонии и правдоподобности дорисовал Шишкин. Пейзаж полон жизни и здоровой энергии, но почему на заднем плане – засохшая сосна. Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца.
Почему такие мысли приходят мне в голову. Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, Местность Кукко», была удостоена золотой Большой медали. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, теперь они непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию делая природыи это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
Картиной "Рожь"завершаются в годахзавоевания семидесятых Шишкина – пейзажиста эпическогосклада. Это несомненно. Мужские рубахи в регионе были двух видов – туникообразные, широко распространённые во всех районах области и с прямыми поликами, пришитыми по утку, редко встречающиеся у русских. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую художника лабораторию – его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер.
Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый.