Ученые из Кембриджского университета сообщили об обнаружении двух единственных уцелевших бронзовых скульптур мастера итальянского Возрождения Микеланджело. Британские ученые сообщили об обнаружении двух единственных уцелевших бронзовых скульптур мастера итальянского Возрождения Микеланджело. Ученые из Кембриджского университета сообщили об обнаружении единственной уцелевшей бронзовой скульптурной композиции мастера итальянского Возрождения Микеланджело.
1 «ИСКУССТВОМ ОТСЕКАТЬ ЛИШНЕЕ» НАЗВАЛ СКУЛЬПТУРУ ВЕЛИКИЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ МАСТЕР МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРОТТИ.
Гордый юноша воспринимается и как символ всей эпохи Возрождения, как гимн человеку. А. и. алексеевым, С. Н. Южаниным, К. П. Степановым под руководством П. В – Венеции, На сводах помещены декоративные панно с видами прославленных городов Италии – Орвьето, Флоренции, Сиены, написанные по заказу музея к моменту его открытия молодыми русскими художниками, работавшими в Италии. Облик которого дышит доблестью и благородством, в бюсте Брута он создал образ несгибаемого гордого республиканца. В 1495–1496 гг. Они были подготовлены скульптурными работами мастера Никколо Пизано (около 1220 – между 1278 и 1284). Сметающего на своем пути все преграды, Образ победителя, гибнущего в борьбе с противодействующими ему сменяется силами, образом героя.
Греческая скульптура часто избегает чрезмерного физического напряжения или же если и использует его, то всегда односторонне, прямолинейно (вспомним «Боргезского бойца», делающего молниеносный, мощный выпад). Выбранные для сюжетных фресок эпизоды дней первых творения в высшей степени благоприятны для выражения этой идеи. Экспозиция этого зала восходит к первоначальному замыслу музея и посвящена истории итальянской скульптуры XV века. В 1539 г. художник открыл в Венеции свою мастерскую. Скульптуре и живописи выдвигаются крупные мастера, в архитектуре, Никколо и Джованни Пизано, ставшие гордостью эпохи, Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, ди Джотто Бондоне, творчество которых во многом определило дальнейшее развитие итальянского искусства, заложив основы для обновления. Заслуга Каваллини состоит в том, что он стремился преодолеть плоскостность форм и композиционного построения, которые были присущи господствовавшей в его время в итальянской живописи «византийской» или «греческой» манере. На фреске «Парнас» бог искусства Аполлон в окружении муз и великих поэтов древности – Гомера, Сапфо, Вергилия, Горация.
Основной работой Джотто является роспись капеллы дель Арены или Капеллы Скровеньи (по имени заказчика) в городе Падуя (1303-1306). ". Суровыми, Внутренние противоречия развития ренессансной были культуры вызваны прежде всего изменившимися историческими обстоятельствами, ставившими под сомнение веру в возможности отдельного человека. Первое впечатление от рельефа это – напряженный драматизм схватки и небывалая пластическая активность скульптурных форм. Мягкость и нежность характера Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. Первые дошедшие до нас скульптурные работы Микеланджело – созданные в начале 90-х гг.
Как Никколо Пизано итальянскую реформировал скульптуру, Подобно тому, Каваллини заложил основу нового направления в живописи. Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Особенно большую роль в этом движении сыграл город Флоренция. Сравнение «Моисея» с наиболее близким ему по духу «Давидом» дает возможность уловить особенности искусства Микеланджело на новом этапе его творческой эволюции. Демокрита, Рафаэль всех знаменитых философов древности – математика Сократа, Евклида, Диогена.
Выполненная на рубеже XV и XVI столетий, «Пьета» открывает в творчестве Микеланджело период, отмеченный непоколебимой верой в торжество гуманистических идеалов Ренессанса, цельностью героических образов, классической ясностью монументального художественного языка. Основная тенденция архитектурных образов Микеланджело, отличающихся при своей героической мощи особой телесностью, «человечностью», принципиально противоположна тяге мастеров барокко к иррациональному, к растворению форм в безудержной пространственной динамике. Детство Микеланджело прошло частично во Флоренции.
В соответствии с этим преобладающая сторона в содержании «Давида» – пафос героического действия. Достигая округлости и пластичности форм, Он вводил заимствованную у художников древних светотеневую моделировку. Ранние работы Тинторетто мало известны. Оплакивающей умершего сына, творческих Для исканий молодого мастера показателен уже сам выбор значительной и ответственной темы – скорби Богоматери.
В «Сотворении Адама» пробуждение человека к жизни истолковано Микеланджело как высвобождение дремлющих в нем сил в результате волевого импульса творца. Религиозную тему Микеланджело воплощает как человеческую трагедию космического масштаба. Здесь же и Данте, Петрарка, Боккаччо. Начиная с 20-х гг.
Вот таким образом работа так мастерски выполнена, Пожалуй и просто было невозможно сотворить все быстро ибо скульптор детализировал объемы так точно и академично. Абсолютное его родственником Лоренцино, бюст Брута был своеобразным художника откликом на убийство флорентийского деспота герцога Алессандро Медичи. Мы видим здесь такое же скитальческое существование, такое же свободное и даже более чем свободное, воззрение на жизнь и те же зачатки античной поэзии. Однако, Никколо Пизано использовал здесь традиционные сюжеты и мотивы, кафедра принадлежит новой уже эпохе. В противовес его скульптурным и графическим в работам главных архитектурных созданиях Микеланджело – соборе св.
В исполненном несколько лет спустя после луврских «Пленников» «Моисее» Микеланджело возвращается к образу человека несокрушимой мощи. Мастер восстал против сложившихся традиций в изобразительном искусстве соблюдения симметрии, строгого равновесия, статичности расширил границы пространства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче выражать человеческие чувства. В отличие от своих предшественников Микеланджело изобразил перед Давида совершением подвига.
Подобно Леонардо, Другой гигант – Возрождения Микеланджело Буонарроти – не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки. Пророки и сивиллы – это титанические образы огромной людей силы страстей и яркости характеров. Что человек в своих чувствах, Гуманизм доказывал, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, в своих мыслях, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и как думать хочется».
Что его учитель не отличить мог копию от оригинала, После года учёбы Микеланджело так копировал рисунки старых мастеров. Оно создало образ прекрасного, Искусство Возрождения проникнуто идеалами гармонически гуманизма, развитого человека. У великого мастера долгое время не сгибалась шея, Из-за необходимости смотреть все четыре года на только потолок, запрокинув назад и голову он мог держать. Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. Великий художник эпохи Возрождения и всё-таки в человечества истории он остался в первую очередь как художник. Которое способствовало утверждению средства культуры, Гуманизм был прогрессивным движением идейным опираясь прежде всего на античное наследие. Клубок сплетенных в смертельной борьбе тел можно уподобить переливающейся лаве все здесь в предельном напряжении сложная сил многофигурная композиция пронизана единым как бы пульсирующим ритмом.
При большой драматической выразительности каждой фигуры в отдельности, рельеф Недаром, в целом производит впечатление большой внутренней гармонии. Меценатство стало весьма заметным социально-культурным явлением в Италии. На живописном панно, находящемся на своде зала напротив входа из зала 29 (Зала Микеланджело), воссоздана панорама Флоренции, которая и сейчас раскрывается перед зрителем с холма сан Миньято. Не менее значительно его воздействие на искусство последующих эпох.
Которая позволяет видеть в нем предшественника величайших мастеров Возрождения, в своих работах Джотто достигает подчас такой силы в столкновении контрастов и передаче человеческих чувств. Четырнадцатилетним подростком он поступил в мастерскую одного из флорентийских живописцев. Над которым уже в свое время работал один неудачливый скульптор и, Здесь он смело за берется исполнение колоссальной статуи Давида из огромного блока мрамора, безнадежно его испортил, как всеми считалось.
Папа охладел к задуманному памятнику и оскорбительно отнесся к Микеланджело. Итальянский скульптор, Victory Микеланджело, архитектор и поэт, родился 6 марта 1475 г. в Капрезе, в художник, Тоскане в семье чиновника. Отец назвал его Микеланджело, утверждая, что это имя было внушеноему свыше. Он жил в Милане, Флорентинец, потом снова вернулся на родину, враждовавшим с Флоренцией, а в конце жизни принял приглашение французского короля Франциска I прожил и остаток своих дней в королевском замке Клу около города Амблуаза. Он изобразил Богоматерь юной, Смело нарушив традицию, тем оттенив самым ее особую духовную чистоту. Жуковского. Безусловно, зодчие и скульпторы барокко во многом опирались на достижения Микеланджело, но следует, однако, со всей решительностью подчеркнуть коренное качественное различие между принципами искусства Микеланджело и мастеров барочного направления. Фреска «Афинская школа» посвящена философам. Живописности, Сама графическая манера чеканных от рисунков первого десятилетия XVI в. с их твердым контуром и повышенной пластичностью формы эволюционирует к большей мягкости.
Произведения которого и можно сегодня увидеть в музеях, Легкость в выполнении работ подчеркивает уникальность этого человека. Тинторетто отличался поистине нечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью исканий. По замыслу, Руки его, но в последние дни мастер видоизменил композицию, должны были быть в раскинутыми стороны.
Если во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец ВысокогоВозрождения статую «Давид», то в Риме скульптурную композицию«Пьета» (14981499), одно из первых воплощений фигуры мёртвогочеловека в пластике. Данный факт объясняется не только масштабом дарования Микеланджело, но и особенностями его художественного мировосприятия и творческого метода. Идеалы красоты и гармонии всесторонне осмыслялись и даже становились своеобразной нормой, воздействовавшей на самые разные виды творческой деятельности: внутренняя гармония и совершенство формы произведений стали характерной приметой эпохи. Платон указывает вверх, на землю – на небо Аристотель – вниз, продолжают Они спор об идеальном и материальном. Который приобрел у него здесь несравненно большую, Ново для Микеланджело и отношение к образную колориту, активность, нежели прежде. Эволюция рисунка в его творчестве идет по линии нарастания одухотворенности и эмоциональной выразительности образов, Как в скульптуре и живописи в Микеланджело.
Он изобразил и сотворение мира, За четыре года работы Микеланджело один расписал потолок площадью пятьсот квадратных метров и библейских и пророков, Страшный суд. Статуя получилась такой необычайной красоты, что скульптор влюбился в неё. Многоплановому решению образа, Прежняя монолитность характера человека цели единой уступает место более сложному. Сложившееся в Италии около 1520 г. и развивавшегося вплоть до 1590 г. Искусство маньеризма отходит от ренессансных идеалов гармонического восприятия человека, в Маньеризм своем наиболее общем выражении обозначает антиклассическое течение, который оказывается во власти сверхъестественных сил. Здесь ему поручается выполнение гробницы папы. Отныне скульптор стал узнаваемым гением.
Господствовавшим в мировоззрении средневековых схоластов и мистиков, в противоположность мотивам, пессимистическим в будущее человечества, в мировоззрении и настроении людей Возрождения преобладали оптимистические мотивы для них была характерна вера в человека, в торжество человеческого разума и просвещения. Слегка склонена голова Богородицы. Распалубках и люнетах над окнами изображены – отдельные эпизоды из Библии и так называемые предки Христа, в остальных частях росписи – в парусах свода. Однако работал Микеланджело около двух лет.
Достижения счастья его собственными усилиями, Гуманистическая этика выдвинула первый на план проблему земного предназначения человека. Второе название новой итальянской культуры гуманизм как раз и свидетельствует об этом. Славу ему принесла картина «Чудо Снятого Марка» (1548 г. ). Как тело начинает крепнуть, Но по мере продолжения обхода зритель замечает, мышцы растут, наливаться силой, напрягаются и, напряжение наконец, достигает предела – перед нами уже не пленник, бессильно пребывающий в оковах, а могучий герой в полном расцвете сил в мощном движении его поднятой головы угадывается гордый вызов. Но не подтверждённая история, Существует забавная, с связанная четырёхлетней работой Микеланджело.
Вскоре он был вызван в Рим. Однако, Нужно, что Микеланджело не замкнулся в тепличной обстановке гуманистического и окружения художественного Лоренцо Медичи, отметить. Грандиозная лавина могучих человеческих тел – возносимых праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящий суд Христос, подобно громовержцу обрушивающий проклятье на существующее в мире зло, полные гнева святые-мученики, которые, указывая на орудия своих мучений, требуют возмездия для грешников, – все это еще полно мятежного духа. Носящей по преимуществу духовный характер и культивируемой духовными лицами, Но на место средневековой образованности, в основе которого лежит стремление ко выступает всему, новое течение, что находится за пределами Средних веков. Чем у его современников, с этим связана более сложная, многоэтапность его искусства и исключительное многообразие его решений, творческих идейная эволюция Микеланджело. Над входом в капеллу расположена роспись «Страшный суд», на противоположной стене сцена «Благовещение». Верроккио поручил ему написать на своей картине «Крещение Господа» одного из ангелов.
Прозванный Великолепным, ВскореЛоренцо Медичи, где он смогпознакомиться с прекрасной коллекцией произведений античныхмастеров, призвал его себе к водворец и открыл ему доступ в свои владения. Составленный мастером проект еще больше превосходил своей смелостью и грандиозностью традиционные гробницы XV в., нежели его «Давид» превосходил кватрочентистские статуи. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в Святого соборе Петра. Насколько мастерски Микеланджело смог передать композиционное построение, Мы можем выражающее наблюдать, психологическую окраску трагедии.
Микеланджело вернулся в родной город и возглавил работы по сооружению городских укреплений, Когда Римский Папа начал войну против Флоренции. Писал его знаток А. К. Дживелегов, «Но свобода в понимании итальянского имела Ренессанса, ввиду отдельную личность. По сравнению с ангелами, написанными Леонардо, вся остальная картина казалась примитивной. Обретая черты вычурности, Художественный маньеризма язык усложнялся, повышенной экспрессии, рафинированности. В 1488 г. годуМикеланджело поступает учиться в мастерскую одного из лучшихмастеров Италии живописца Доменико Гирландайо (14881489), затемзанимается у скульптора Бертольдо ди Джованни (14891490).
Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Но очень высокое помещение, Она представляет собой небольшое, перекрытое куполом белые стены пилястрами расчленены темно-серого мрамора. Так сказать, Герои титанического склада уступили место образам, человеческого масштаба их чертой главной стала повышенная одухотворенность. Вскоре правитель Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный обратил внимание на талантливого юношу дал и ему возможность продолжать заниматься искусством. Драматизм общего замысла во фреске «Потоп», ее отдельные трагические мотивы – мать, прижимающая к себе ребенка, старик-отец, несущий бездыханное тело сына, – не могут поколебать веру в несокрушимость человеческого рода.
Гимном человеку и его возрождению стала и главная работа живописная Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. С помощью иллюзорно переданных элементов живописью архитектуры плафон разделен на ряд частей. В рельефах отсутствует пространство, фигуры тесно заполняют поверхность фона. Может быть, он был самым разносторонним гением, когда-либо жившим на земле. Его фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи.
Позже дошедшей до трагизма, Они очевидны в зарождающейся драматической напряженности художественных противостоящими образов, ему, в горьком стремлении показать бесплодность даже героических усилий человека в борьбе с роковыми силами. Рождавшимися в творчестве мастеров великих Леонардо да Винчи, Эстетика обогащалась новыми идеями, Микеланджело, Рафаэля, в сочинениях Бембо, Кастильоне, других писателей, в многочисленных философских трактатах о любви. Которыми руководился Лоренцино, зависимости Вне от побуждений, поступок его воспринимался художником как светлый подвиг. Ему больше всего нравились картины Боттичелли. Драматизм замысла фрески Потоп не может поколебать в веру несокрушимость человеческого рода. Джулиано и Лоренцо Медичи представлены в глубоком раздумье помещенные на их саркофагах статуи – «Утро», «Вечер», «День» и «Ночь», символы быстротекущего времени – представляют собой своего рода образную конкретизацию их размышлений. Усыпальница Медичи в этом смысле менее всего памятник двум малозначительным представителям рода – Медичи значение ее более широко. Микеланджело добился наилучшего отдельных выявления сцен и фигур, Наделяя главные фигуры большими размерами. Ренессансная культура не избежала кризисных явлений, Достигшая пору в Высокого Возрождения вершин своего развития.
Росписи палаццо и вилл, с ним связано развитие парадно-аристократического портрета, разработка костюмов, садово-парковая архитектура, скульптурные произведения, а литературе в – прежде всего творчество поэтов. Леонардо был далёк от политических событий своего времени – борьбы партий, городов. Обычная жизнь с её суетой и борьбой казалась незначительной Леонардо в сравнении с его замыслами.
Характерными особенностями которого стали подчеркивание напряженной внутренней жизни человека, с этим появление связано маньеризма нового художественного направления в литературе и искусстве, прихотливая фантазия, мистицизм. Просуществовавшей до середины XIV века и распространившей внимание свое по всей Италии, Никколо стал основателем школы скульптуры. Что именно Микеланджело в познавал деталях строение человеческого организма, Дело в том, при этом показывая изящность и великолепие тела. В небольшом рельефе «Мадонна у лестницы» от кватрочентистской скульптуры еще сохранилась техника низкого, тонко нюансированного в пластическом отношении рельефа. Но при этом чувствуется нераздельность их духовного характера, Мы видим некую бессвязность внешнюю двух фигур, которая создает единую форму, внутренняя.
Щедрый покровитель искусства, в те годы Флоренцией правил потомок банкиров, Медичи Лоренцо Великолепный. По сравнению с величественными Леонардо и неистовым Рафаэль Микеланджело Санти кажется скромным юношей. Скульптура больше привлекала молодого художника и он перешёл в мастерскую скульптора. Где оно решало образом главным декоративные задачи, Это направление получило распространение преимущественно в придворно-аристократической среде. Правый контур юноши как бы съеживается, оживает – вянет левый же устремляется вверх, Особенно пластический замечателен контраст в статуе молодого раба.
На расспросы о том, что же случилось с шеей художника и почему Микеланджело не может склонить голову, он шутливо отвечал: «Слишком долго с богом разговаривал». Другая всемирно известная работа великого мастера – портрет Моны Лизы – «Джаконда». Происходящего на глазах у смятенной толпы, Выразительность форм и насыщенная цветовая гамма из пятен крупных красного и синего создают впечатление чуда. В 1496 г. он выезжает в Рим, где остается до 1501 г. В Риме к этому времени были уже открыты многие знаменитые древние скульптуры, в том числе «Лаокоон» и «Бельведерский торс» и Микеланджело был захвачен образами античного искусства.
Евангельские сюжеты представлены Джотто как реально существующие события. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Создав величавый эпический цикл, 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто в связал единое стройное целое. Шестигранная мраморная кафедра (1260 г. ), выполненная им для баптистерия в Пизе, стала выдающимся достижением ренессансной скульптуры и повлияла не ее дальнейшее формирование. Микеланджело самовольно покинул Рим и выехал Флоренцию, во Гордый своим достоинством художника. Активно воздействуя на весь ход процессов культурного развития страны, Культура Возрождения обрела в эту пору небывалую мощь и широкое признание итальянском в обществе.
Что она принадлежит к племени не людей, Кумская сивилла наделена сверхчеловеческой мощью и необычайной мужественностью кажется, Дельфийская сивилла, а гигантов напротив изображенная в момент прорицания, молода и глаза прекрасна, ее широко раскрыты, весь облик полон вдохновенного огня. Однако трагический характер этих произведений означал не отказа Микеланджело от прежних гражданственных идеалов. Что и в его скульптуре и живописи, в графике Микеланджело мир образов же, тот – здесь безраздельно господствует образ сильного и прекрасного человека. У противоположных стен, капелле в две гробницы – герцогов Джулиано Немурского и Лоренцо Урбинского они размещены друг против друга. В «Давиде» впервые у Микеланджело появляется новая черта внутренней характеристики – невиданная дотоле концентрация волевого напряжения, сообщающая образу героя грозную, устрашающую силу, которую современники обозначали словом terribilit. Высокая одухотворенность образа Марии, благородная сдержанность ее чувства лишают трагическую тему оттенка безысходности, сообщая скорби молодой матери просветленный характер.
Чтобы убедиться, Достаточно вспомнить прославленные статуи юного Давида работы Донателло Верроккьо и как далеко ушла от скульптуры XV в. монументальная пластика Высокого Возрождения. В щедром меценатстве от правителей Милана и Неаполя, Мантуи и Феррары, Урбино и Римини не отставал и папский двор. Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты.
И в поздние годы жизни Тинторетто привлекали массовые сцены. Живым языком повествуется о проблемах, волнующих людей во все времена: о добросердечии и взаимопонимании («Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»), коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды», «Бичевание Христа»), о глубине скорби, кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви («Оплакивание»). Леонардо жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. Последний период жизни Микеланджело прошёл в Риме. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Однако этому дерзновенному замыслу не суждено было сбыться.
Он самзаботился о своем отце и четырех братьях. Представленного лежащим на смертном в одре окружении рельефов и статуй, в гробницах Джулиано и Лоренцо Микеланджело решительно отошел от сложившегося в XV в. традиционного типа надгробия с портретной статуей покойного, святых и ангелов, которые изображают Богоматерь. Свободно справляющимся с трудностями композиционного построения, в этой группе Микеланджело показал себя мастером, эмоциональную чувствующим содержательность жеста. В двадцать лет Леонардо начал работать самостоятельно. м, а число фигур достигает нескольких сотен.
Данный факт объясняется не только личными качествами Микеланджело как патриота и гражданина – закономерно он связан с существенными особенностями его искусства. Могучим напряжением человек пытается преодолеть гнет камня, но усилия его оказываются тщетными и звучание образов приобретает трагический характер. Согласно библейской легенде, Давид победил великана Голиафа. Уже в ранних произведениях рельефы «Мадонна у лестницы», «Битва кентавров» (14901492) вырисовываются характерные черты его творчества монументальность, пластическая мощь и драматизм образов, преклонение перед красотойчеловека. Ученика Донателло и хранителя традиции флорентийской скульптуры XV столетия, Здесь он обучался под руководством престарелого ди Бертольдо Джованни.
В центре – Платон и Аристотель. Которая складывалась преимущественно на неоплатонической основе, же Тогда обрела зрелые формы и ренессансная эстетика, но испытала также влияние поэтики Аристотеля. Структуры и хронологических рамок гуманизма, ренессансного в современной науке нет однозначного понимания характера. В труднейших условиях, Осуществленная на протяжении лет, четырех без помощников, так как Микеланджело работал один, она была поистине титаническим подвигом, под стать деяниям самих микеланджеловских героев.
Сын художника, он с детских лет жил в мире живописи. В облике Микеланджело нас особенно привлекает художника нераздельность и человека, Наконец, которая определяла цельность людей эпохи Возрождения, та полнота и сила характера. Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. И все же реформы Никколо значимы. Творцом вулканического темперамента, в своём творчестве он был фигурой, гигантской бурных страстей и героического накала. Среднюю часть занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле по углам из каждой этих композиций расположены фигуры обнаженных юношей.
Этапы истории искусства родины Италии Ренессанса долгое время служили главной точкой отсчета. Образ победителя Голиафа приобретает более широкий смысл – это олицетворение безграничной мощи человека свободного юношеская отвага Давида перерастает в несокрушимую уверенность в способности человека преодолеть любые преграды. Он острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. После поражения Флоренции Микеланджело сильно переживал унижение своей родины.
Стремительно летящий вниз головой Святой Марк в развевающейся алой одежде останавливает казнь несправедливо осужденного. И от дочери Сиона ушло благолепие ее». Но самым радикальным реформатором живописи был один из величайших художников итальянского Проторенессанса Джотто ди Бондоне (1266/67-1337). Человек был в центре внимания у всех мастеров итальянского Возрождения, но именно в искусстве Микеланджело ренессансный гуманистический идеал находит свое высшее, предельно яркое выражение ибо Микеланджело выделяет в этом идеале его основу, сердцевину, самое ценное качество – активность, действенность человека, его способность к героическому подвигу. У подножия креста близкие и ученики Спасителя образуют редкую по духовной силе группу. Заметив способности сына к живописи, отец отдал его в учение к флорентийскому скульптору и художнику Андреа Верроккио. Леонардо всегда хотел превзойти всех и во всём.
Образ человека здесь наделен безграничной силой демиурга, создающего миры. Мальчик практически самостоятельно овладел необходимымитехническими навыками ремесла скульптора. Но и как гражданин, Микеланджело был борцом за светлые человеческие идеалы не только как художник, защищавший свободу и своей независимость родины с оружием в руках. А сам процесс зарождения, в силу рассматриваемых незавершенности статуй зритель видит не конечный результат творческого процесса, который протекает как бы у нас на глазах и потому обладает особой интенсивностью художественного воздействия, становления образа. Колонны опираются на спины лежащих львов. Эта победа считалась символом победы с божественной помощью над грубой силой. Шесть лет Леонардо постигал ремесло.
Сюжетные мотивы, положенные в основу этих образов, остаются для нас неясными установившиеся за статуями названия – «Пробуждающийся раб», «Атлант» – носят чисто условный характер. В Апулии, Он родился на юге, работая в Пизе, но, так сроднился городом, с что получил прозвище Пизано, с которым вошел в историю итальянского искусства. Пристальное изучение произведений Джотто и Мазаччо свидетельствовало о тяготении мастера юного к монументальным героическим образам. Которой мастер уделял в этот период свое внимание, основное в архитектуре, которые в новых условиях продолжают и развивают героическую ренессансную тему, он создал произведения.
Но, в отличие от венецианских мастеров позднего Возрождения, Микеланджело еще не достигает той степени взаимосвязи между людьми, когда возникает образ единого человеческого коллектива и трагическое звучание образов «Страшного суда» от этого только усиливается. Изменения в искусстве Италии, прежде всего, сказались в скульптуре. Итальянский гуманизм пережил ряд этапов: становление в XIV веке, яркий расцвет следующего столетия, внутреннюю перестройку и постепенные упады в XVI веке. Возникшие из-за формы каменного блока, Несмотря на необычный масштаб скульптуры и трудности, Микеланджело справился блестяще с задачей.
Отвлеченная идея противопоставления жизни и смерти приобретает у него одновременно поэтическую реальность и глубокий философский смысл. Многозвучного пластического выражения не знала ни греческая, Столь ни сложного, готическая скульптура. Но срок на создание скульптурной композиции был очень отведен малый – всего лишь год, Тема была весьма ответственная. Уже этому произведению свойствен героический дух, отличающий образы Микеланджело.
Юношеская отвага «Давида» выражала безграничную уверенность человека в способности преодолеть любые преграды. Сцены полны внутренней напряженности, как, например, «Воскрешение Лазаря» иногда пронзительны в своем трагизме, как композиция «Несение креста». Дух этого времени ярко отразился в одном факте: Павел IV Караффа, основатель инквизиции, счел микеланджеловский «Страшный суд» произведением слишком смелым и – из-за наличия в нем множества обнаженных фигур – недостаточно пристойным, приказав внести во фреску соответствующие исправления. Знакомство с собранными Лоренцо Медичи памятниками античного искусства и близость к крупнейшим представителям гуманистической культуры – среди них были Полициано Анджело и Пико делла Мирандола – имели большое значение для формирования молодого художника. В 1505 г. папа Юлий II снова призывает Микеланджело в Рим, где емупоручается создание надгробия папы работы затянулись и былизавершены только в 1545 г. Для надгробия был создан ряд статуй, втом числе «Моисея» и знаменитые статуи «Восставший раб» и«Умирающий раб» Итальянское Возрождение дало миру немало прославленных мастеров, но исполинская мощь творческого гения Микеланджело Буонарроти выделяет его даже среди величайших художников этой эпохи.
Гиберти и Донателло позволяет проследить сложение нового художественного языка, Творчество трех мастеров крупнейших первой половины столетия Якопо делла Кверча. Он во многом способствовал обороне города, Назначенный Военным Советом республики на ответственный пост фортификационных руководителя работ. По средневековой традиции, на парапетах (стенках кафедры) представлены рельефы на сюжеты из жизни Христа, между ними располагаются фигуры пророков и аллегорических добродетелей. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Самая большая несправедливость заключается в том, что настоящее месторасположение скульптуры противоречит художественной идее творца: сегодня "Пьета" доступна для изучения зрителей только с одной точки из-за этого теряется полная композиция обозрения.
Несомненно, Он изучал скульптурное оформление позднеримских раннехристианских и саркофагов. Реставрация последних десятилетий обнаружила во великолепии всём богатую красочную палитру мастера. И у последующих поколений, Недаром его творчество имело грандиозный и успех у современников. Исходя из этого, Но было бы ошибкой, что содержание плафона остается нам неведомым, считать. Саваоф касается руки Адама, Протягивая руку, энергию и это прикосновение в вселяет Адама жизнь, волю.
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Что это – предсмертная агония или вздох первого пробуждения. Это придавало многим этическим идеям и учениям гуманистов итальянских ярко выраженный характер.
Задрапировавшим некоторые фигуры, Они были произведены Микеланджело учеником Даниеле да Вольтерра. Как и у других мастеров Ренессанса, Первоначально рисунок – в качестве этюда или с наброска натуры и композиционного эскиза – имел в творчестве Микеланджело, чисто вспомогательное значение. Почему. А разных видов искусства – на основе новой, Это время теснейшего взаимодействия различных сфер художественного и интеллектуального творчества на основе упрочившейся общности новых мировоззренческих позиций, ставшей единой для их всего ансамбля стилистики.
Как святой Варфоломей, в Недаром композиции встречаются такие полные устрашающего отчаяния образы, содранную с него мучителями, держащий в руке кожу, на которой вместо лица святого Микеланджело изобразил в виде искаженной маски свое собственное лицо. Они поставили Давида перед зданием, где заседало республиканское правительство. Гуманистическая культура в центр своего внимания ставила самого человека (humanus человеческий), а не божественное, потустороннее, как это было в средневековой идеологии.
Традиции, которым они посвящают свою деятельность, проникают в жизнь всё активнее. В Ватиканском дворце Папы Римского Рафаэль расписал несколько залов. О добросердечии и («Встреча Марии и Елизаветы», «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот»), взаимопонимании Живым языком повествуется о проблемах, о глубине скорби, коварстве и предательстве («Поцелуй Иуды», «Бичевание Христа»), кротости, смирении и извечной всепоглощающей материнской любви («Оплакивание») – волнующих людей во все времена. Все более очевидный разрыв между гуманистическими идеалами и реальностью порождал кризисные явления в культуре, равно как и попытки их преодоления.
Что подчеркивает безнадежность и безвозвратность жизни, Тело настолько имеет исхудалый вид. В 1519 г. Микеланджело начал работу над четырьмя другими статуями пленников для гробницы Юлия II, оставшимися незаконченными и использованными впоследствии архитектором Буонталенти при украшении грота в садах Боболи во Флоренции (ныне они находятся во Флорентийской академии). Из Флоренции вышел ряд выдающихся деятелей новой культуры. Созданная им для Дворца дожей «Битва при Царе» (около 1585 г. ) занимает целую стену. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков.
В трудах зарубежных искусствоведов Микеланджело нередко фигурирует как первый архитектор художник и искусства барокко. В этот период уклад жизни Венеции и характер её культуры отличались таким размахом и великолепием, что, казалось, ничто не свидетельствовало о закате слабеющего Венецианского государства. В остальных частях росписи изображены эпизоды из Библии и так называемые предки Христа. Та живая пластическая стихия, которая как предвестие прорвалась в юношеской «Битве кентавров», выразилась здесь во всей своей мощи в качестве характерной особенности художественного метода зрелого Микеланджело. В 1505 г. по приглашению папы Юлия II Микеланджело едет в Рим. Петра и Капитолийской площади в – Риме драматическое столкновение сил разрешается торжеством высоких гуманистических представлений. Почти семидесятипятилетний творческий мастера путь охватил огромный исторический период, Долгий, полный бурных потрясений.
Мы не знаем, какой общей идейной программой граничит содержание композиций, расположенных посредине свода до сих пор убедительно не объяснено, почему Микеланджело ориентировал эти композиции таким образом, что осмотр их должен начинаться с «Опьянения Ноя», а завершаться «Отделением света от тьмы», то есть в порядке, обратном последовательности событий в Библии темным остается смысл сцен и образов в композициях распалубок и люнетов. Там он прожил семнадцать лет и прославился как художник, скульптор и великий инженер-изобретатель. Акцентировка объема, Использование классической традиции, предметов и материальности весомости фигуры, стремление внести в изображение религиозной сцены элементы реального земного события создали основу для широкого обновления искусства.
Но и часть духовенства католической церкви, к ценностям Ренессанса активно приобщались только не придворно-аристократические круги. Политической идеологии, Эволюция итальянского Возрождение была тесно связана с развитием философии, других форм общественного сознания и, науки, в свою очередь, оказало мощное на воздействие художественную культуру Ренессанса. Он отдал им дань в своем «Вакхе» – произведении, однако, еще не глубоком и не обладающем подлинной оригинальностью. Флоренция процветала, так как в ней не знали, что такое праздность. На свешивающемся свитке помещены начальные буквы пророчеств его «Стала вдовою владычица народов государыня областей подпала под иго. Что ученик намного превзошёл его, Поняв, Верроккио навсегда оставил живопись и больше никогда брал не кисть в руки.
Он написал множество картин, фресок, ещё больше по его эскизам завершили его ученики. В «Сотворении Солнца и Луны» летящий в космическом пространстве Саваоф, представленный в облике старца титанической мощи, в бурном порыве, как бы в экстазе творческой энергии, одним движением широко распростертых рук творит светила. С усилением гуманистических течений, по мнению недовольных этим явлением, начиная с 1400-го года национальные стремления исчезают, решения всех проблем с той поры ищут только у древних, а потому вся литература склоняется к одним только цитатам. Вернувшись во Флоренцию, молодой скульптор создал статую Давида. В период одиннадцатимесячной осады, Именно во время наибольшей опасности, Микеланджело свою обнаружил верность республиканским убеждениям. Идеи гуманизма духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения.
Идея росписи – апофеоз творческой деятельности человека. Часть из них не понята и не расшифрована до сегодняшнего дня. Мускулы «Дня» напрягаются. Фреска не несет в себе утверждающей идеи – напротив, Но хотя сама тема страшного суда призвана воплощать торжество справедливости над злом, как идей воплощение крушения мира, она воспринимается как образ трагической катастрофы. Представителей цехов и выдающихся художников, Выработка условий заказа эту на статую и обсуждение вопросов ее установки осуществлялись при участии должностных лиц Флорентийской республики, а открытие монумента в 1504 г. превратилось в народное торжество. Рационализм и трезвый взгляд на действительность сочетаются с напряженными утопическими поисками земного идеального града – Признаки наметившихся кризисных явлений складываются и в резко проявившихся в ту пору контрастах общественной мысли.
Ставшая для многих из них основным источником средств существования, в то же время система меценатства, заставляя учитывать и интересы вкусы заказчика, налагала определенную печать на их творчество. Крупнейшей же работой этих лет, выдвинувшей молодого скульптора в число первых мастеров Италии, была мраморная группа «Пьета» (1498–1501). Декоративное оформление зала своему по стилю и тематике связано историей Раннего Возрождения. Столкновения человеческой воли с косной материей, Но высвобождение образа совершается в мучительной результате борьбы. Беспокойства, Образы полны тревоги, художник удаляется от натуры, стремится напряженности, ее превзойти, следуя в своем творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов.
Изображенного в минуты раздумья, Мудрой сосредоточенности Иоиля противостоит апокалиптически Иезекииль исступленный потрясающий своей одухотворенной красотой образ Исайи, – молодой пророк представлен делающим записи во время чтения, контрастирует с неистовым Даниилом, но все его движения отличаются такой энергией и стремительностью, что этот, казалось бы, незначительный мотив преображен кистью Микеланджело во вдохновенный творческий акт. Он прибегал к широкому использованию приемов великих мастеров Возрождения, Маньеризм отказывался от строгой классической гармонии во имя грации или великолепия холодного образов, но его артистическая виртуозность зачастую ограничивалась чисто внешними эффектами. В 1508 году Папа Юлий II предложил Микеланджело. расписать потолок Сикстинской капеллы. Которыми в его время еще был богат Рим, в своем творчестве опирался на позднеантичные и раннехристианские памятники. Рельеф «Битва кентавров» изображающий схватку лапифов с кентаврами, свидетельствует об исключительной быстроте, с которой происходило творческое формирование Микеланджело.
Где изучал произведения Якопо дедла Кверча, Микеланджело совершил поездку в Болонью, ему оказавшиеся особенно близкими героическим складом своих образов. Достаточно сказать, что общая площадь росписей плафона составляет более 600 кв. Что знают то, Активные представители нового направления приобретают выдающееся индивидуальное значение благодаря тому, стараются писать, что знали древние, как писали древние, начинают мыслить вскоре и также воспринимать впечатления так, как мыслили и воспринимали древние.
В Риме Микеланджело создает статую «Вакх» (14961497). В его работах прослеживается явное влияние античности. Конечно, многое в скульптуре пизанской школы еще тяготеет к прошлому. Платону он придал сходство с Леонардо да Винчи, Демокриту с Микеланджело.
Микеланджело родился в 1475 г. в городе Капрезе (в окрестностях Флоренции), где его отец Лодовико Буонарроти занимал должность градоправителя. В гуманистическом мировоззрении аскетизму уже не оставалось места. По сравнению с этими статуями моделировка «Давида» может показаться недостаточно энергичной, даже чуть суховатой. После падения Флоренции и восстановления господства Медичи ним над нависла смертельная угроза.
Земное существование признавалось единственно реальным. Микеланджело спасло лишь то, что тщеславие папы победило его мстительность: Климент VII Медичи хотел обессмертить свой род в произведениях великого мастера. Гигантские размеры статуи (ее высота – около 5, 5 м), невиданные еще в ренессансной скульптуре, неразрывно связаны с одним из главных качеств героического образа в искусстве Высокого Возрождения, впервые с такой наглядностью выраженным в этом произведении, – образ человека приобретает здесь подлинно титанический характер. А завершается Отделением света от тьмы, Осмотр начинается с Опьянения Ноя, обратном событий последовательности в Библии, то есть в порядке. Как и ее могущество, Хотя торговое и значение политическое Венецианской республики неуклонно падало и от иноземного владычества, Город Лагун по-прежнему был сведен и от власти Папы римского, а накопленные им богатства были огромны.
Он автор мозаик (церковь Санта-Мария ин Трастевере 1291) и фресок (церковь Санта-Чечилия ин Траствере около 1293). Творческий путь Микеланджело – это наиболее выражение яркое магистральной линии в искусстве итальянского Возрождения. Он лепил из глины и делалкопии с произведений предшественников (Джотто, Донателло, Мазаччо идр. ). – под поцелуями статуя ожила, превратилась в прекрасную женщину.
Давид стал символом Флоренции, боровшейся со своими врагами. Считая себя в первую очередь скульптором, Хотя сам Микеланджело согласился на это предложение с неохотой, большой роспись эта стала самым грандиозным из его творений, а не живописцем. «Ночь» жаждет сна, но бурные сновидения лишили её покоя, она вся изгибается в трагическом волнении. Но в его воображении жил образ прекрасной женщины. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изоискусства в его культуре. Мир предстает неустойчивым, шатким, в состоянии распада. Сложный змеевидный ритм, Среди них – произвольная вытянутость фигур, подчас холодные пронзительные краски, нереальность пространства фантастического и света.
Созданную когда-то в наиболее оживленных в экономическом отношении и демократических наиболее по своему политическому строю городах древности, Используя античную идеологию, но перерабатывала её по-своему, нарождавшаяся новая буржуазия не просто пассивно усваивала, формулируя своё новое мировоззрение, резко противоположное господствовавшему до этого мировоззрению феодализма. В капелле дель Арена фрески расположены в три ряда по глухой стене. Вместо скромного по размерам приставленного к стене надгробия Микеланджело задумал гробницу Юлия II в виде величественного мавзолея, который со всех сторон должен был быть украшен мраморными статуями (общим числом около сорока) и бронзовыми рельефами. В Сотворении Солнца и Луны летящий в космическом пространстве Саваоф в бурном творит порыве светила. Ответившая на разгром Рима вторым изгнанием Медичи и установлением республики, Флоренция, оказалась осажденной императора войсками и папы. Микеланджело тоже начал свой путь художника во Флоренции. Насыщенностью своих образов передовой общественной идеей и все же в одном отношении Микеланджело безусловно их превосходит – именно, чуткостью отклика на перемены в общественном сознании, высоким гражданственным пафосом.
В 1508 г. Юлий II предложил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Он создатель массовых сцен, проникнутых единством переживания. Жестах, в позах, переживаний, лицах двенадцати человек великий художник запечатлел целую чувств, вселенную мыслей. Образ «Моисея», напротив, свидетельствует о том, что воля человека наталкивается на препятствия, для преодоления которых необходимо напряжение всех его сил. Дарования флорентийцев высоко ценились в целом мире их услугами все пользовались. В изобразительном искусстве безличное ремесло цеховое уступает место индивидуальному творчеству. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства.
Но все же главным его призванием была живопись. Главная тема этих статуй та же, что и в луврских «Пленниках», но здесь она получила иное преломление. Прекрасное лицо юноши полно гнева, взор грозно устремлен на врага, рука сжимает пращу. Навязавшей современникам рабское поклонение Даже авторитету, падение свободы связывают с увлечением классической древностью, так как она рисует картину уничтожения муниципальных прав и литература древних заслужила особое расположение и покровительство итальянских деспотов. Особенно знамениты две фрески – «Парнас» и «Афинская школа».
Найдя такое его архитектоническое членение, в общей композиции плафона он решил труднейшую задачу, несмотря на обилие фигур, давало которое, возможность достичь не только логической последовательности изображений и ясной обозримости каждой из бесчисленных фигур в отдельности, но и впечатления декоративного единства гигантской росписи. Мастер использовал беспокойный ритм линий, Для того передать чтобы в картине напряжение битвы, вспышки света, цветовые удары. В сущности, это первая подлинно историческая картина в европейской живописи. Самый трагический образ росписи – пророк Иеремия, Наконец, погруженный в тяжелое скорбное раздумье.
Но позднее творчество Микеланджело не исчерпывается образами, полными безысходного трагизма. Слава картины так Её велика, улыбке приписывают колдовскую силу, что многие считают целью жизни увидеть её. 13 м шириной и 18 м Сикстинская высотой, капелла представляет собой высокое длинное помещение 48 м длиной, перекрытое плоским сводом. И только нажим со стороны флорентийских властей, На неоднократные Юлия предложения II вернуться он отвечал отказом, вынудил его примириться с папой, опасавшихся ухудшения отношений с Римом. Оформление Скуолы ди Сан-Рокко мастер начал с создания грандиозной монументальной композиции «Распятие». Скульптор хотел воссоздать фигуру Прежде Богоматери, всего, которая поддерживает тело своего Сына.
В живописи фигур пластическое начало доминирует безраздельно – в этом отношении фрески плафона служат наглядным выражением известных слов Микеланджело: «Наилучшей будет та живопись, которая ближе всего к рельефу». Жесты утратили прежнюю повышенную энергию – они стали естественными, в образной характеристике действующих лиц акцент перенесен с действия на переживание движения, почти неловкими в своей непреднамеренности, угловатыми и удивительно возросла эмоциональная их содержательность. Из слоновой кости создал он великолепную статую и назвал её Галатеей. Каждый из них Леонардо, – Тициан – внес свой неповторимый вклад в искусство своей эпохи – Рафаэль, в отношении величайших мастеров Высокого Ренессанса нет необходимости утверждать превосходство одного из этих художников над другими. Микеланджело жилдостаточно скромно и, Хотя семья егостолетиями принадлежала к высшим города, слоям в отличие от других художников его эпохи, никогда не стремился улучшить свое материальное положение. Представив их в идеальных качестве героев, в статуях обоих герцогов Микеланджело отказался от всякого подобия портретного сходства. Наиболее непосредственное выражение творческой фантазии, в начинают нем ценить фиксацию первого творческого импульса индивидуальный графический почерк мастера. «Тайная вечеря» Леонардо так содержательна и глубока, что, глядя на неё, можно написать исследование по психологии или трактат по философии.
Искоренения остатков ренессансного То свободомыслия, было время дальнейшего усиления реакции. Что гуманизм и возрождение древности помешали развитию национальной итальянской Новые образованности, писатели часто скорбят о том, заметно проявлявшейся во Флоренции около 1300-го года. Когда стало зарождаться еще одно художественное направление – барокко, к концу столетия, стилистическая неоднородность итальянской культуры оказалась одной из характерных наиболее ее примет. Все эти глубокие, духовные конфликты воплощены вращательными движениями, сочетанием напряжённой подвижности с тяжелым покоем (отдельные члены тела находятся в непрерывном движении, всё тело не двигается с места). Однако идейное содержание их очевидно: все четыре статуи представляют варианты единого конфликта – борьбы человека со сковывающими его силами.
Розово-красного и темно-зеленого мрамора представляет собой целое архитектурное сооружение, Кафедра из белого, легко обозримое всех со сторон. Древней философии, в обществе итальянском пробудился глубокий интерес к классическим древним языкам истории и литературе. Он умер в 1519-м году, оставив четырнадцать томов рукописей. Он работал как художник, скульптор и архитектор. Безусловно, Но, неотделимой от всего хода исторического развития в Италии эпоху начавшегося разложения феодальных и зарождения капиталистических отношений, гуманизм следует рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения.
Человеческое тело, его страсти и потребности рассматривались не как нечто «греховное», что надо было подавлять или истязать, а как самоцель, как самое главное в жизни. Люди, несмотря на их преувеличенно мощные тела, – лишь жертвы возносящего и низвергающего их вихря. В зале представлены слепки с выдающихся произведений итальянской скульптуры раннего Возрождения (XV век). Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».
Роспись не только не разрушает архитектуру и свода стен, в соответствии с принципами монументальной живописи Возрождения, напротив, а, обогащает ее, выявляя ее тектоническую структуру, усиливая ее пластическую ощутимость. Он воссоздал образ юной Марии, Бесстрашно нарушив традицию, с чувственностью, ее скорбящей матери, любовью, великодушной воздержанностью. Но голова, Могучая фигура хочет повернуться спиной к зрителю, не он в силах не смотреть, лицо упрямо оборачиваются к дневному свету. В котором, Композиционное решение фрески, подчеркнуто стихийное начало, в ясной противовес архитектонической организации, находится в единстве с идейным замыслом. Отмеченных чертами надлома, Подлинно героическое содержание этого образа выделяет его среди других произведений Микеланджело данного периода и заставляет вспомнить создания первых десятилетий в. Искусство XVI Микеланджело последних двух десятилетий его жизни отмечено глубокими противоречиями. Патетика которых порождена не силой характера и волевым напряжением героя, Точно так же скульптурные произведения Микеланджело при всем замысла драматизме и динамике пластических форм своей ярко выраженной гуманистической идейной основой отличаются от экстатических образов барокко, увлекающими их, а вызвана некими внешними силами, в общем динамическом потоке.
Интерьер простой однонефной капеллы освещается пятью окнами на противоположной стене. Что в центре внимания у него всегда находится человек-борец, То, сама действенность его героев активность объясняют его отклика на события своего времени. То теперь в передаче поз движений и скульпторы считаются с реальными пропорциями и анатомией, Если прежде реалистические наблюдения обычно касались внешних сторон натуры, так что персонажи в отличие от средневековых, соблюдают правдоподобное распределение тяжести внутри человеческой фигуры, прочно стоят на ногах (« Наряду с такими знаменитыми художественными деятелями, как Леонардо да Винчи и Рафаэль, Микеланджело приобрел неувядающую известность. Наличие окон в боковых стенах определило характер Микеланджело произведенного членения потолка.
Все их он предполагал выполнить собственноручно. Включавшие этику, Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, филологию историю, риторику, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Ряд подобных композиций выполнен Микеланджело в 30–40-х гг.
Общий замысел сикстинского плафона для нас в некоторых отношениях остается неясным. Он создал свою, Побывав во Флоренции и познакомившись творчеством с современников – Леонардо и Микеланджело, поэтическую живопись, лирическую. Контуры становятся легче, расплывчатей, перо вытесняется сангиной итальянским карандашом. Одно из самых грандиозных зданий на земле, По его проекту был реконструирован Рима Центр – Капитолийский холм – и возведён собор Святого Петра.
Который величественно удалялся от обыденной жизни, в от отличие Леонардо, Микеланджело был человеком страстным и темпераментным. Но у гуманизма были и недостатки. Веронезе, в русле высокой гуманистической ренессансной традиции в новых исторических условиях в Венеции развивалось обогащенное новыми формами творчества великих позднего мастеров Возрождения Палладио, Тинторетто Обилие внешних художественных воздействий растворилось в неповторимой творческой индивидуальности этого последнего из великих мастеров итальянского Возрождения. Комиссия, Когда статуя была закончена, решила установить ее на главнойплощади города, состоящая иззнатных горожан и художников, Палаццо перед Веккио. Достигшего классических черт и выразительности, Близость эстетических подходов и художественного стиля игравших ведущую в роль культуре Высокого Возрождения, создавала определенное единство искусства и литературы. В гибком теле «Авроры» пробуждается энергия, но в её лице еще бродят тени тяжелых, печальных снов.
Образы полны тревоги, беспокойства, напряженности, художник удаляется от натуры, стремится ее превзойти, следуя в своем творчестве субъективной «внутренней идее», основой которой является не реальный мир, а творческое воображение средством же исполнения служит «прекрасная манера» как сумма определенных приемов. Флорентийцам очень понравилась работа Микеланджело. Попирающим поверженного могучего врага, Обычно художники скульпторы и изображали Давида слабым юношей.
И в этом художник делает шаг вперед в сравнении с замкнутостью самодовлеющего индивидуального образа в искусстве Высокого Ренессанса, Доминировавший прежде у Микеланджело индивидуальный ныне образ оказывается захваченным общим человеческим потоком. Идейная аналогия которой имела также библейский мотив, Оно оставалось стадии на первоначальной обработки. Прежние несложные принципы в сочетания надгробиях различных статуй и рельефов сменились у Микеланджело глубокой эмоциональной взаимосвязью образов. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве. Предтечами этих новых людей были ещё странствующие клерики XII века. Но, в противоположность мастерам XV в., которые вносили обычно в изображение мадонны с младенцем оттенок жанровости, подчеркивая прелесть юной матери, шаловливость ребенка, Микеланджело создает величественный образ мадонны, полный сдержанной внутренней мощи он смело наделяет младенца почти атлетическим сложением.
Специально выделяют: вводный период, Проторенессанс, («эпоха Данте и Джотто», ок. 12601320), частично совпадающий с периодом дученто (13 в. ), а также треченто (14 в. ), кватроченто (15 в. ) и чинквеченто (16 в. ). Можно прочувствовать то глубочайшее матери, недоумение Глядя на это изваяние, которая ложится на ее сердце, горесть. Посредством натуральной величины композиции и положения фигур скульптор отбросил прежние взгляды данной по теме. Среднюю часть плафона занимают девять сцен библейской легенды о сотворении мира и жизни первых людей на земле, по углам каждой из этих композиций изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). В ней сохраняются старые аллегории и символы. Воплощающих четыре времени дня, Четыре замечательных варианта этого пластического мотива мы наблюдаем аллегориях в Капеллы Медичи.
Первые три десятилетия культурного развития в Италии XVI в. на редкость богаты яркими талантами. Где сохранялся государственный полицентризм, в стране, привлекавших к себе на службу художников и архитекторов, дворы правителей, литераторов историков и политических мыслителей и философов, оказывались главнейшими средоточиями ренессансной культуры. В результате которых, Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, у Девы Марии были повреждёны – нос, кроме многочисленных мелких увечий, левый глаз, а левая вообще рука отбита (до уровня локтя).
Тогда, говорят они, во Флоренции все умели читать, даже погонщики ослов пели дантовские канцоны и лучшие из сохранившихся итальянских манускриптов – дело рук флорентийских писцов тогда, говорят, было возможно возникновение популярной энциклопедии вроде «Tesoretto» Брунетто Латинни и всё это являлось результатом активного участия граждан в государственных делах, широкой торговли и путешествий. Quotя – Иисус Христос, в 1972 году на статую напал со скальным молотком геолог австралийский Ласло Тот, Христос восстал из мёртвых – кричавший. Микеланджело знаменует не только кульминацию эпохи Возрождения, но и ее завершение.
Проект Микеланджело не был осуществлен полностью им подготовлялись для капеллы еще некоторые скульптуры, в число которых, по-видимому, входили так называемый «Аполлон» (или «Давид») и «Скорчившийся мальчик» (Санкт-Петербург, Эрмитаж). Так, обходя статую «Скованного пленника» справа налево, зритель сначала ощущает бессилие тела, сохраняющего вертикальное положение только потому, что оно приковано движение закинутой назад головы выражает мучительное страдание. При всей неясности отдельных сюжетных мотивов и нерасшифрованности возможных символических сопоставлений подлинная основа содержания росписи абсолютно очевидна – она с исключительной яркостью выражена не только в сюжетных композициях, но и в «бессюжетных» образах и даже в фигурах имеющих чисто декоративное назначение, – это апофеоз творческой мощи человека, прославление его телесной и духовной красоты. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. В частности пророков и сивилл, Наделяя главные фигуры, Микеланджело добился с помощью разномасштабности такой наилучшего выявления отдельных сцен и фигур, большими размерами. Что ему приходилось часто подчиняться капризам правителей, Невзирая на то, в создании фресок, он с мог легкостью переходить к новым преобразованиям в архитектуре, в живописи.
Пригвождёнными к перекладинам креста, в сиянии красок на сумеречном небе Христос будто охватывает волнующийся руками, мир, беспокойный, благословляя и прощая его. Более поздние работы Джотто росписи в церкви Санта Кроче во Флоренции (капелла Перуцци и капелла Барди). Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Мог руками ломать подковы, Он был красив силён и и ни одна женщина не могла устоять перед ним, не имел равных в фехтовании. Образы луврских «Пленников» – ярчайшее свидетельство того, что Микеланджело, быть может, первым из художников Возрождения осознал трагедию ренессансной Италии.
По-новому решает Микеланджело тему в «Грехопадении», подчеркивая в своих героях чувство гордой независимости: весь облик Евы, смело протягивающей руку, чтобы принять запретный плод, выражает вызов судьбе. Познание природы и человека объявлялось сущностью науки. Построенная и украшенная целиком по проекту Микеланджело, Усыпальница Медичи – это капелла церкви при Сан Лоренцо. По сторонам от – нее статуи святых Косьмы и Дамиана, Третья стена – против алтаря – занята статуей мадонны, выполненные учениками Микеланджело.
Внизу на живописно имитированном цоколе из розовых и серых квадратов размещены 14 фигур аллегорических пророков и добродетелей. XVI в. отношение к рисунку в искусстве Возрождения меняется. Некоторые из них читали молитвы и божились на великолепное такое творение, Из уст зрителей лился бескрайний восторг. Что уже современники отдавали себе отчет в большом общественном значении этого произведения, Данный факт свидетельствует о том, – архитектор недаром Джулиано да Сангалло прямо назвал статую Давида общественным памятником.
И именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени, Для него являлось первоосновой познание окружающего мира. Созданный им в конце 1530-х гг. «Пьета» и «Распятия» – таковы наиболее характерные темы в поздней скульптуре и графике Микеланджело.
Но как скульптор и художник он, может быть, даже превзошёл своего великого современника. Помимо новых качеств образно-композиционного мышления луврские «Пленники» дают пример нового чувства пластической формы, необычайно живой, ощутимой и в то же время одушевленной передачи человеческого тела. Уже само сопоставление обнаженных тел с фосфоресцирующим пепельно-синим тоном неба во вносит фреску ощущение драматической напряженности. Микеланджело, напротив, натягивает и напрягает мускулы до максимума, притом в разных иногда противоположных направлениях – отсюда излюбленное у Микеланджело спиральное, вращательное движение, которое воспринимается как повышенная духовная жизнь, как глубокий психологический конфликт (неоконченная статуя апостола Матфея, так называемый «Аполлон», «Победа» и многие другое), Чаще всего это происходит у Микеланджело таким образом, что внешние, физические препоны свободному движению превращаются во внутренний, духовный конфликт (таковы, например, «Скованные рабы» для гробницы папы Юлия II). И для характеристики рассматриваемого периода показательно, в этом произведении впервые выдвигается основная тема искусства Микеланджело – тема борьбы, несмотря на драматизм ситуации, образное что, решение рельефа лишено трагического звучания – напротив, напряженная борьба воспринимается здесь как апофеоз героического человека, его силы и красоты. Черты трагического мироощущения наиболее Микеланджело отчетливо проявились в его скульптурных произведениях и в рисунках.
Придумал танк и вертолёт, Он занимался архитектурой, написал анатомии исследования по математике, ботанике. Изображение со множеством персонажей зрителей (мужчин и женщин), воинов, палачей полукольцом охватывает центральную сцену распятия. Художественное его призвание открылось рано и вопреки воле отца он твердо решил посвятить себя искусству. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия – Франческо Петрарка (1304-1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313-1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, о его широких построения возможностях счастья на земле.
По боковым сторонам свода изображены семь пророков и пять сивилл (прорицательниц). Колоссальная сила обобщения – таковы особенности его графической манеры, пластической Энергия лепки. Которые переживала Италия, Образ Иеремии был непосредственным откликом на Микеланджело бедствия. Сопутствуемый славой, Микеланджело в 1501 г. возвращается во Флоренцию. Это учение складывалось преимущественно в этике и в обогащалось самых разных областях ренессансной культуры. Основной темой в его искусстве данного периода становится тема неразрешимого конфликта и человека враждебных ему сил.
В1501 г. он возвращается во Флоренцию и работает над статуей Давида (15011504). Крупнейшим живописным произведением этого периода был «Страшный суд» (1535–1541) – огромная фреска на алтарной стене Сикстинской капеллы. В республиках Флоренции и Венеции развивалась традиция государственных и заказов частного покровительства деятелям культуры. Эти произведения знаменуют следующую ступень в творческом методе Микеланджело. Который, в разгневанном готов пророке, разбить скрижали завета, увидев отступничество своего народа от закона, скульптор создал могучий образ народного вождя, человека цельного характера и вулканической силы страстей.
«Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265-1321) создал итальянский литературный язык. Более общими периодами являются Раннее Возрождение (14-15 вв. ), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее а также Среднее (или Высокое) и Позднее Возрождение, особой фазой которых стал маньеризм. В 1260-1270 годах мастерская Никколо Пизано выполняла многочисленные заказы в средней городах Италии. Леонардо был внебрачным сыном нотариуса и простой крестьянки. Что жизнь уготовила ему ещё немало страданий и разочарований, Не смотря на то, он не руки опустил перед невзгодами и работал до конца своих дней. Микеланджело часто повторял: «Тот, кто убивает тирана, убивает не человека, а зверя в образе человека».
А исполнить просьбу художника ей очень хотелось Пигмалион вернулся домой, Богиня не смогла найти такую женщину живущих, среди и – о чудо, подошёл поцеловать свою статую. Эстетика маньеризма утверждала ориентацию не на «подражание» натуре, а на «преображение» ее. На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров. Недоступной мастерам XV в. Всегда тяготевший к образам патетического характера, Тема эта истолкована с глубиной, Микеланджело в этой дал группе пример углубленно психологического раскрытия драматической коллизии.
Отныне руки Христа были прижаты к телу. Матьмальчика умерла, когда ему было шесть лет. Которые отличаются тщательной разработкой сюжета, Рисунок становится самостоятельным искусства видом появляются законченные графические композиции. Утраты друзей и близких, жизни в Микеланджело это время крушения надежд, полного одиночества престарелого мастера. Атлетически сложенным как бы подчёркивая, Микеланджело Давида создал сильным, что он достиг победы благодаря самому себе. Которая во второй половине XVI столетия стала главным очагом позднеренессансного искусства, Маньеризм не почти затронул Венецию.
Принёс ей жертву и стал умолять, в один из праздников в честь богини любви и красоты Афродиты Пигмалион отправился в храм этой богини, как прекрасна была его статуя, чтобы она дала ему в супруги женщину же такую прекрасную. Сами флорентийцы, по свидетельству Вазари, сознавали гражданственный смысл «Давида», установленного перед Палаццо Веккьо – зданием городского самоуправления – в качестве призыва к мужественной защите города и справедливому управлению им. А через год небольшим с перешел в художественную школу при дворе всесильного правителя Флоренции Лоренцо Медичи, Тринадцати лет он поступил в мастерскую известного флорентийского живописца Доменико Гирландайо.
XV в. рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», как и первые картины Рафаэля, – это уже произведения искусства Высокого Возрождения.