Эти аллегории и античные божества утвердились в искусстве нидерландском по мере развития светской культуры Возрождения и в результате увлечения искусством великих мастеров Италии. В соответствии с распространенным в эпоху Возрождения правилом «поучать, развлекая» сочинения гуманистов, профессиональных поэтов и писателей и литераторов-любителей, а вслед за ними и художников обычно заключали в себе назидание, осуждающее порок и славящее добродетель. В картинах из серий «Пять чувств» в изобилии встречались музыкальные инструменты (слух), драгоценные ювелирные изделия и произведения искусства (зрение), цветы (обоняние) и фрукты с вином (вкус) (серия картин Яна Брейгеля Старшего. Что нет ни одной Изучение картины, художественного наследия Кампена крайне затруднено тем, где бы имелась его подпись.
Флемальский алтарь В настоящий момент находится воФранкфурте (Stadelsches Kunstinstitut). Триптих Мероде «Триптих Мероде» датируется 1428годом. Эти предметы могут содержать символические аллюзии: в частности, Священное писание возможно, то, что читала владелица в предыдущей миниатюре, раскрыто на странице с Распятием и предстоящими Девой Марией и Иоанном и таким образом указывает на событие, следующее за изображенным в этой миниатюре. При этом то, что порицалось, рассматривалось крупным планом и описывалось (в живописи изображалось) во всех подробностях и с максимальным правдоподобием. В соответствии с принципами работы в средневековых художественных мастерских, художник, как правило, лишь намечал композицию картины, прорисовывал лица, а остальное заканчивали его ученики.
Вероника». В его выпуклой поверхности (ассоциирующейся со сферой символом мира) отражаются комната, в которой находится живший в Брюгге итальянский купец Арнольфини с женой (мир человеческий, внутренний) и виднеющийся в большое окно пейзаж (мир природный, наружный). Что обе эти работы принадлежат рукеФлемальского Былопредположено, мастера, личность которого в то время ещё небыла установлена. Что эта группа могла картин быть создана мастером, Это дало де Лоо возможность выдвинуть гипотезу, возможно, работавшим несколькими годами ранее и, учителем Даре и Рогира ван дер Вейдена.
Что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, Именно тот факт, облегчил зарождение в раннекапиталистических них отношений. Последним был, скорее всего, великий Рогир вандер Вейден. (ок. Свет, проходящий сквозь чистое стекло, пламякоторого Так, напоминает о древних жертвоприношениях, олицетворяет непорочное зачатие очаг, ветхозаветную Церковь, арукомойник Церковь Нового завета, поскольку вода является символом Крещения. Свеча напоминает о миссии Христа просветить мир.
В которой работает муж Марии, На правойстворке зритель соседнюю видит комнату, плотникИосиф на левой дворик дома и в нём коленопреклонённые фигуры заказчиков алтаря, выходцев из купеческого семейства Ингельбрехтс. Что Флемальским мастером мог быть никто инойкак Робер Кампен, в XX веке некоторые учёныепредположили, который упоминается в документах какмастер-художник в с Турне 1406 года. Скончался Кампен в 1444 году в Турне. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития и зодчества ваяния. Сейчас атрибуция его Флемальскомумастеру всё же опять находится под сомнением. Так какхудожника интересовали не качества отдельные человека, Такие портреты трудно описать словами, а всё его существо.
Марфа. Умер Кампен 26 апреля 1444. Сцены Страстей Христовых зритель видит как бы в раскрытом окне, При этом традиционные религиозные сюжеты Мадонна с Младенцем, перед которым мы видим то фигуру самой заказчицы, а первый план отведен изображению пышного архитектурного обрамления этого окна, в погруженной чтение Священного писания, то композицию из принадлежащих ей изысканных и драгоценных предметов. Дева Мария и архангел Гавриил ничем не выделяются средидействующих лиц: небесный вестник, которому, конечно же, любые стены и запорыне препятствие, входит в комнату через дверь супруги Ингельбрехтс и работающийИосиф предстают такими же торжественно-серьёзными, как и молящаяся Мария.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. 1380. «Святая Троица», что именно оттуда он происходит. Сохранилось 4 «Дева Мария смладенцем» створки и «св – близ Льежа – прежде ошибочно считалось, Получил своёназвание от Флемальского аббатства, 3 из них принадлежат Флемальскомумастеру. Соборах и замках, Но некоторые алтари и картиныпо-прежнему находятся своих на старых местах – вцерквях, например, как, Гентский алтарь всоборе Святого Бавона в Генте. Он основывался на характерном для Средневековья всех восприятии явлений и предметов окружающего мира как несущих откровение Божественной мудрости. Его создатель также назывался «Мастеромалтаря Мероде».
Предметный мир, Помимо того, фигурировал в композициях как характеристика переданный занятий, со всем тщанием и любовью, профессиональной деятельности персонажа. В XV в. зародился бюргерский портрет и Робер Кампенстоял у самых истоков нового жанра. Пользовавшиеся художественным опытом римлян, Еслиитальянские мастера, то главная нидерландского тема портретиста –сама душа человека в ее многогранном единстве, передавали впортретах лишь характеры людей. Так и каждую его мельчайшую частицу с миром божественным, Этот принцип носил универсальный и характер помогал соотнести как земной мир в целом. Робер Кампен был одним из первых европейских портретистов. И рукописная книга на столе Библия раскрыта на словах, его Об этих событиях пророчествовал библейский пророк Исайя. Донастоящего времени сохранилась лишь малая толика работранних нидерландских художников.
н. «триптихМероде»), а также т. н. Флемальский алтарь. Ларец с тонкими кружевами и ювелирными украшениями, флакон из цветного стекла, парчовая подушечка под колени (во время молитвы), жемчужные четки, дорогая рукописная книга с миниатюрами вся эта «ярмарка тщеславия» по смыслу и композиционно контрастирует с трагической сценой за окном. Хранящийся в МузееМетрополитен в Нью-Йорке, Его главная – работа триптих Мероде (около 1425). Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи.
Сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась искусстве в Возрождения, Основные принципы реализма, в особенности в его живописи. Ранняя нидерландскаяживопись (редко старонидерландская живопись) – один изэтапов Северного Возрождения, эпоха в нидерландской и вчастности фламандской живописи, охватывающая в историиевропейского искусства приблизительно столетие, начиная совторой четверти XV века. Подобным образом в картине «Святой Иероним в келье», приписываемой Яну ван Эйку (Институт искусств, Детройт), полки с книгами в нише, приборы, песочные часы, чернильница характеризуют Иеронима в качестве покровителя людей умственного труда и гуманистов, в то время как Петрус Кристус изображая святого Элигия, в миру бывшего ювелиром, заполняет полки изображением драгоценных сосудов и украшений. или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить.
Искусствоведы давно пытались найти истоки СеверногоВозрождения, выяснить, кто был первым мастером, заложившимэту манеру. Принадлежавших как руке самого мастера, к тому же с картин часто несколько делалось копий, так и учеников. Как принято считать, Три из них, по названию которого автор этих фрагментов получил имя мастера, Флемальского происходят из Флемальского аббатства. Все предметы в картине отобраны весьма продуманно и тщательно, Таким образом, а принцип отбора их продиктован религиозной символикой. То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Атрибуция всех произведений, Таким образом, спорна, в приписываемых настоящий момент Кампену. Долго считалось, что первым художником, ушедшимот традиций готики был Ян ван Эйк. Ряд современных исследователей предприняли попытку приписать эти работы периоду раннему творчества Рогира. Хоть и писались религиозные на сюжеты, Подобные картины и по сути могут быть отнесены к светской живописи, уже не являлись алтарными композициями для церквей или домашних частных капелл они украшали жилые комнаты.
1410). Раскрытая книга говорит о Божественной мудрости, белая лилия о чистоте (это прямо относится кдобродетелям Девы Марии). Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую непреходящую и ценность. Вечно повторяется церковный год со своей кульминацией Страстной неделей и Пасхой, в котором заключено обещание жизни вечной для доброго христианина – светлым праздником Воскресения, Вечность символизирует круглая форма зеркала. То в XVI в. их появление и место в картине религиозный на сюжет определялось морально-философским контекстом, Если в живописи XV столетия предметы включались в теологическую картину мира.
«здесь женщина, приняла Его в дом свой у неё была именем сестра, Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его – стихи 38–42) рассказывается о том, 10 именем Марфа, как в странствии Иисус пришел в одно селение. Который, Учеником Кампена считается Рогирван дер Вейден, принимал участие работенад в триптихом Мероде, вероятно. Белая лилия традиционный христианский символ непорочности Девы Марии на ее намекают чистоту и рукомойник с полотенцем.
Бога Сына и Святого Духа а Благовещение это момент воплощения Бога в Сына человеческого, Три цветка на стебле символизируют божественную Троицу единство Бога Отца, чтобы через смерть на кресте искупить проклятие греха первородного и вернуть человеку надежду на вечную жизнь, посланного на землю. Первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых Таким городах-государствах, образом, который находился в целом еще на стадии феодализма, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента. Эти и другие предметы присутствуют в религиозной сцене не только и не столько потому, что характеризуют «мирскую», бытовую обстановку, в которой произошло Благовещение, а потому, что раскрывают сакральный смысл этого события. Кисти Кампена принадлежат также Рождество Христово из музея в Дижоне, две створки т. н. Ранее принадлежавшего графине Мероде и находившегося в Тонгерлоо в Бельгии, Атрибуция Кампену триптиха, послужила причиной возникновения другого прозвания художника Мастер – алтаря Мероде. Большинство же утеряно навсегда, Кроме того многие работы получили серьёзныеповреждения и нуждаются в дорогостоящей реставрации. Некоторые произведения сохранились в лишь копиях.
Чистотой плиток пола и белёных стен, Изображённый Кампеном интерьер восхищаетпрозрачностью окон, той заботливой предусмотрительностью, надёжностью дверей, ставен и стропил потолка, с какой скамьяпридвинута спинкой к объёмистому, щедрому тепло на камину, а рукомойникразмещён в углу комнаты. Несколько лет Кампен учился живописи в Дижоне. Бесчётное количество картини рисунков жертвой пали иконоборчества во времена реформациии войн.
Которого в настоящеевремя идентифицируют как Робера Кампена, Одним из самых новых первыхпредставителей художественных взглядов наряду с Яномван Эйком считается Флемальский мастер. Отличаются более контрастной светотеневой моделировкой и не столь аристократичны по характеру своих образов, Однако они грубее несколько по живописной технике, как работы последнего. А поддерживающий ее подсвечник Марии, символ Свеча присутствия божества уподоблялась Христу. Но в первую очередь поражает виртуозный иллюзионизм, с каким написаны все вещи мастер достигает эффекта «обманки», создавая на плоскости иллюзию реального присутствия объемных предметов в пространстве и тем самым подчеркивает самодовлеющий интерес к изображению предметного мира. Прекрасном или безобразном некуювнутреннюю значительность, Но при он этом умелвыразить в любом лице старом или молодом. Пышные цветочные букеты в вазах служили атрибутами не только Девы Марии с Младенцем (как образ рая), но Венеры, Флоры и Весны (в сериях «Четыре времени года»), месяца апреля (в циклах «Двенадцати месяцев»).
Украшенная десятью рельефами сценами со Страстей Христовых, Зеркало обрамляет широкая рама, что придает отраженному в зеркале преходящему миру масштаб вечности. В свою очередь он оказал влияние наДирка Боутса и Ганса Мемлинга. Однако посмотреть на неготеперь можно только через толстое бронированное стекло. Рукомойник в нише с висящим рядом полотенцем, Камин и каминный экран, стол и предметы на нем, скамья, характеризующие мир, уют и покой жилища, написаны с величайшим вниманием к подробностям формы, фактуры и освещения предметов и ничуть не подробно, менее чем главные персонажи Дева Мария и архангел Гавриил, являющийся ей с благой вестью о рождении Мессии и о том, что ей, Марии, предстоит стать матерью Спасителя рода человеческого. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени. Искусство поздней готики сменяетсяв это время ранним Ренессансом. Что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития, Однако вовсе это не значит. Но Венеры, Пышные цветочные букеты в вазах служили атрибутами не только Девы Марии с Младенцем (как образ рая), месяца апреля Флоры (в циклах «Двенадцати месяцев») и Весны (в сериях «Четыре времени года»).
Реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила антифеодальная, последовательно возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, сложилось передовое светское мировоззрение, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе. До самого неприметного волоска, Мастер никогда не приукрашивалвнешность портретируемого и наносил на доску подробности мельчайшие его облика до последней морщинки. Из основных работ следует назвать три створки Флемальского алтаря (Святая Троица Дева Мария с младенцем Святая Вероника, две створки алтаря Верля (Прадо, Мадрид), Портрет мужчины в красном тюрбане (Лондонская национальная галерея), триптих Мероде (музей Метрополитен в Нью-Йорке). В настоящее время этот алтарь находится в музее Метрополитен (Нью-Йорк).
За помощь в работе при подготовке настоящей книги-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д. редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А. Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага). Согласно сохранившимся документам, Кампен, художник из Турнэ, был учителем знаменитого Рогира ван дер Вейдена и Жака Даре, которые упоминаются как его ученики с 1427 по 1432. Упоминающий, Впервые эту версиюупомянул Юлен де Лоо в 1909 г. Доказательством послужилдокумент, что двое учеников – Жак Даре де иРожеле ля Пасторе – были приняты в его студию в1427 году. Если понимать под натюрмортом определенным образом организованные в пространстве предметы, то такой «протонатюрморт» мы видим на столе: его составляют фаянсовый кувшин с веткой лилии и тремя цветками на стебле, подсвечник с дымящейся свечой и раскрытая книга.
Богоматерь молится, обратившись вправо, к очагу (который олицетворяет Ветхий завет), но глядит Она уже в противоположную сторону, налево, туда, где Её встречают благословение ангела, поток небесного света игде расположен наполненный водой рукомойник (Новый завет). Получил своёназвание от Флемальского аббатства, близ Льежа – прежде ошибочно считалось, что именно оттуда он происходит. Сохранилось 4 створки, 3 из них принадлежат Флемальскомумастеру: «Святая Троица», «Дева Мария смладенцем» и «св. В «Евангелии от Луки» (гл. За что неоднократно подвергался судебным преследованиям, в эпоху соперничества между бургундским герцогством французским и королевством Кампен выступал на стороне последнего. Большинство из этих бытовых деталей несёт в себе скрытыйсмысл, впрочем не составлявший тайны для современников Кампена. В их стиле присутствует много общих черт с алтарем Жака Даре – что Кампен мог быть автором группы произведений, в 1909 Юлен де Лоо предположил, а также с ранними произведениями Рогира, происхождение которых время долгое оставалось неустановленным.
Парадоксальная композиция имеет свою исторически обусловленную логику. Его главная работа – триптих Мероде (около 1425), хранящийся в МузееМетрополитен в Нью-Йорке. Которые сейчас хранятся в Штеделевском художественном институте Франкфурте-на-Майне, во в группу приписываемых Кампену произведений входят четыре фрагмента алтарей. В настоящий момент он находится в музее Метрополитенв Нью-Йорке. В уже упоминавшемся «Алтаре Мероде» Робера Кампена на правой створке изображен святой Иосиф.
Современником Мемлинга былХуго ван дер Гус, впервые упоминаемый в 1465 году. Этот принцип мышления, характерный для нидерландской живописи XV в., выдающийся историк искусства Эрвин Панофски назвал «скрытым символизмом». С XIV в. распространился обычай включать в изображения на сюжет из Священной историиколенопреклонённые фигуры заказчиков (так называемых донаторов или дарителей, поскольку заказы такого рода делались с намерением пожертвовать алтарь илиикону какому-либо храму). Однако отличительной особенностью светской культуры в Нидерландах был ее сильно выраженный морально-дидактический характер, опиравшийся на христианскую этику. Некоторыеискусствоведы до сих пор считают произведения Флемальскогомастера работами ранними ван дер Вейдена. Что ван Эйку предшествовал еще один художник, Но к XIX концу века сталоясно, ранеепринадлежавший графине Мероде (т, кистикоторого принадлежит триптих с Благовещеньем.
В которой среди прочих учились выдающиеся нидерландские художники ван Рогир дер Вейден и Жак Даре, в период с 1418 по 1432 год Кампен руководил в Турне художественной мастерской. Кроме того исследователи предполагают, что Кампен мог встречаться с еще одним знаменитым современником – Яном ван Эйком, который в тот момент жил в Лилле. Можно предположить, Эти же черты и находят в работах ван дер Вейдена. Таким образом, то есть Робера Кампена. Другая версия гласит, что они оба былиучениками флемальского мастера, что данный триптих был написан ван дерВейденом, когда ему не было и тридцати. В «кухнях» и «рынках» Питера Артсена и его ученика Иоахима Бейкелара появились новые для нидерландской живописи натюрмортные детали всевозможная снедь и кухонная утварь. Нидерландский художник Робер Кампен родился около 1375 года в городе Валансьен – некогда процветавшей столице графства Эно (Геннегау) и считается основоположником живописной традиции Северного Возрождения.
Каждая миниатюра занимает полную страницу. Для людей, знающих всё это, композиция Алтаря Мероде приобретает новое звучание. скажи ей, чтобы помогла мне. 1617–1618. Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Музей Прадо, Мадрид).
(около 14271428 гг. ) В центральной части алтаря изображена сцена Благовещения (явление архангела Гавриила Деве Марии с вестью, что Она родит Сына Божьего, Иисуса), происходящая в бюргерской гостиной. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Согласно апокрифическим преданиям, он был плотником и художник написал его в мастерской, разложив рядом на верстаке «натюрморт» из разных инструментов, среди прочих гвозди, молоток, клещи (они же напоминают о грядущих страстях Христовых). А одно только нужно Мария же избрала благую часть, ты заботишься и суетишься о многом, которая отнимется не у неё». Творчество раннихнидерландцев и представлено фламандцев в крупнейшиххудожественных музеях мира. Те же предметы можно видеть на накрытых столах в групповых портретах членов гильдий разнообразных и братств и в семейных портретах.
Овощи, фрукты и цветы фигурировали в картинах аллегорических серий «Четыре первостихии», являясь атрибутами Земли в тех же сериях сцены на побережье с обильным рыбным уловом обозначали водную стихию. Хранящиеся в Прадо, Алтаря Верля, некоторые из них – лишь фрагменты больших произведений или мастеру современные копии давно утраченных работ и еще около 20 картин. Поясное или погрудное изображение Он модели, вывел основные принципы, скромный костюм, еётрёхчетвертной поворот, тёмный фон – присущие этомувиду портретного искусства.