Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд излучающий ум и волю и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства. А рождена ее поразительной художественной глубиной, Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала с или другими подобными же измышлениями. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Что Вазари писал, Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление телесности, живой будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса.
1503). В сериирисунков с изображением вселенскойкатастрофы (т. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа. Так как мадонна Лиза была очень красива, Между прочим, которые играли на лире или пели, то во время писания портрета он держал людей и тут постоянно были шуты, поддерживавшие в ней веселость и меланхолию, удалявшие которую обычно сообщает живопись выполняемым портретам» – Леонардо прибег к следующему приему.
Саммастер не оставил систематическогоизложения своих мыслей. В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат качественного гигантского сдвига. Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. В трапезноймонастыря Санта-Мария делле ГрациеЛеонардо создает роспись Тайнаявечеря (1495-97 из-за рискованногоэксперимента, на который пошелмастер, применив для фрески масло всмеси с темперой, работа дошла донас в весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическоесодержание образа, гдепредставлена бурная, разноречиваяреакция учеников Христа на егослова о грядущем предательстве, выражено в четких математическихзакономерностях композиции, властно подчиняющей себе не тольконарисованное, но и реальноеархитектурное пространство.
Родился в семье богатогонотариуса. Последняя картинаЛеонардо, Св. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его портретных от образов кватроченто. Иоанн Креститель (около 1515-17, там же) полнаэротической двусмысленности: юныйПредтеча выглядит тут не как святойаскет, но как полный чувственнойпрелести искуситель. Важнейшимисточником для изучения воззренийЛеонардо да Винчи егозаписные служат книжки и рукописи (около 7тыс. Все же их достижения в портрете были, Хотя художники кватроченто ряд оставили значительных произведений этого жанра, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах в композициях на религиозную и мифологическую тематику, так сказать. Что это произведение, Нельзя признать, не действительно обладает огромной притягательной силой, как одно из немногих памятников мирового искусства.
В раннихпроизведениях (голова ангела вКрещении Верроккьо, после 1470, Благовещение, около 1474, оба вУффици, Мадонна Бенуа, около 1478, Эрмитаж) обогащает традицииживописи кватроченто, подчеркиваяплавную объемность форм мягкойсветотенью, оживляя лица тонкой, едва уловимой улыбкой. Созданных им в первые годы в пребывания Милане, Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи. Отстаивал решающеезначение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок.
Считая, Явилсяодним из основоположниковпалеонтологии, находимые навершинах чтоокаменелости, гор, опровергаютпредставления о всемирномпотопе. Проекты, экспериментальные исследования вобласти математики, Многочисленныеоткрытия, механики, естественныхнаук. 7тыс. Перо, н. цикл с Потопом, итальянский карандаш, Королевская библиотека, Виндзор) раздумья о иничтожестве бренности человека передмогуществом стихий сочетаются срационалистическими, предвосхищающими вихревуюкосмологию Р. Декартапредставлениями о цикличностиприродных процессов, около1514-16. В наиболее известнойкартине Леонардо, портрете МоныЛизы (так называемой Джоконды, около 1503, Лувр) образ богатойгорожанки предстает таинственнымолицетворением природы кактаковой, не теряя при этом чистоженского лукавства внутреннююзначительность композиции придаеткосмически-величавый и в то жевремя тревожно-отчужденный пейзаж, тающий в холодной дымке. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук. Сложился как мастер, обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72).
Совершенныйхудожник-естествоиспытатель темсамым познает божественный ум, скрытый под внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческоесоревнование с этимбожественно-разумным началом, художник тем самым утверждает своеподобие верховному Творцу. Поскольку он имеет сначала душе, а в затем в руках все, Изучаяприроду, он тожеесть некий бог, чтосуществует во вселенной. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Особоевнимание уделял проблемамэмбриологии и сравнительнойанатомии, Впервыеописал ряд и костей нервов, стремясь ввестиэкспериментальный метод и вбиологию. н. Джоконда, ок. Великий художник Леонардо да Винчи сумел внести в образ степень ту обобщения – которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом, Но значение его гораздо шире. Рассматривая своизаметки и рисунки как наброски кгигантской натурфилософскойэнциклопедии, Как ученый иинженер Леонардо да Винчи обогатилпроницательными наблюдениями идогадками все почти области знаниятого времени.
Он был яркимпредставителем нового, основанногона эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделялмеханике, называя ее раемматематических наук и видя в нейключ к тайнам мироздания онпопытался определить коэффициентытрения скольжения изучалсопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехническиеэксперименты получили выражение вноваторских проектах каналов иирригационных систем. Таковы наброски проектовметаллургических печей и прокатныхстанов, Страсть кмоделированию приводила Леонардо кпоразительным техническимпредвидениям, печатных, деревообрабатывающих и прочихмашин, ткацких станков, лодки подводной и танка, атакже разработанные послетщательного изучения полета птиц, конструкции летальных аппаратов ипарашюта – намного опережавшимэпоху. Которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев века, 15 Все то богатство человеческих чувств и переживаний, обычно не являлось достоянием их портретных работ.
Анна с Марией и младенцемХристом (ок. Это произведение находится ныне у французского короля в Фонтенебло. Отдавая вспоре искусств пальмупервенства живописи как наиболееинтеллектуальному, по егоубеждениям, виду творчества, мастерпонимал ее как универсальный язык (подобный математике в сфере наук), который воплощает все многообразиемироздания посредством пропорций, перспективы и светотени. Живопись, пишет Леонардо, наука и законная дочь природы. Сочетая разработкуновых средств художественногоязыка с теоретическимиобобщениями, создал образ человека, отвечающий гуманистическимидеалам Высокого Возрождения. И уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым Мона издалека, Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и жизненностью необычайной портрета. Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Собственно портретные работы 15 при века всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью. Впоследней как бы подводится итогего поискам в областисвето-воздушной перспективы, тонального колорита (спреобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) игармонической пирамидальнойкомпозиции вместе с тем этогармония над бездной, посколькугруппа святых персонажей, спаянныхсемейной близостью, представленана краю пропасти.
Которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке в и таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа, Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало образ ее исполнен высокой поэзии. Разрабатываяноваторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленныхнаблюдений в набросках, ВПоклонении волхвов (1481-82, незакончена подмалевок в Уффици)превращает религиозный образ взеркало разнообразныхчеловеческих эмоций, астроение и движения человеческоготела приводит в идеальноесоответствие с драматургиейкомпозиции, эскизах инатурных штудиях добивается (итальянскийкарандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо редкой остротыв передаче мимики лица (прибегаяпорой к гротеску и карикатуре). ВПоклонении волхвов (1481-82, незакончена подмалевок в Уффици)превращает религиозный образ взеркало разнообразныхчеловеческих эмоций, разрабатываяноваторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленныхнаблюдений в набросках, эскизах инатурных штудиях (итальянскийкарандаш, серебряный карандаш, сангина, перо и другие техники), Леонардо добивается редкой остротыв передаче мимики лица (прибегаяпорой к гротеску и карикатуре), астроение и движения человеческоготела приводит в идеальноесоответствие с драматургиейкомпозиции. листов), написанные наразговорном итальянском языке.
Что она относится к женскому портрету, Эта его особенность воспринимается тем острее, преимущественно лирической образной тональности, в котором характер прежде модели раскрывался в абсолютно иной. Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Сочетаниестрогой рациональности снеизъяснимой тайной сделалиТайную вечерю одним из самыхзначительных произведений мирового вистории искусства, Яснаясценическая логика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда у Леонардо.
1500-07, Лувр). Супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо, 1503 Около года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими других образами живописных жанров. «взялся Леонардо выполнить Франческо для дель Джоконде портрет монны Лизы, жены его и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным – что этот портрет был написан гораздо раньше, До последнего времени думали, около 1503 г. Верили рассказу Вазари, во Флоренции, который писал. Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Во ФлоренцииЛеонардо работает над росписью вПалаццо Веккьо (Битва приАнгьяри, 1503-06 не закончена и несохранилась известна по копиям скартона, а также по недавнообнаруженному эскизу частноесобрание, Япония), которая стоит уистоков батального жанра вискусстве нового временисмертельная ярость войны воплощенатут в исступленной схваткевсадников.
Где труд художника сопряжен былтесно с техническимиэкспериментами, Методы работы вофлорентийской мастерской тоговремени, а также знакомствос астрономом П. Тосканеллиспособствовали зарождению научныхинтересов юного Леонардо. Похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками, Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного силуэта обобщенного с уходящим в туманную даль. Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Гуманистическийидеал женской красоты воплощен впортрете Моны Лизы (т. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года Краков, Национальный музей) изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро и портрет музыканта (около 1485 года Милан, Амброзианская библиотека).
Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Для самогоЛеонардо искусство и наука былисвязаны неразрывно. листов). Подготовленный послесмерти Леонардо учеником его Ф. Мельци и оказавший огромноевлияние на теорию искусства, состоит из отрывков, Трактат оживописи, во многомпроизвольно извлеченных изконтекста его записок.
Ванатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытийтрупов, в детализированныхрисунках заложил основысовременной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образецприродной механики., родственница Бога. Утвердив ботанику каксамостоятельную дисциплину, далклассические описаниялисторасположения, гелио- игеотропизма, корневого давления идвижения соков растений. Как он выражается, Леонардо да Винчи для рекомендует этой цели помещать между источником света и телами, «некий род тумана». И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе полноты и самообладания.
Произведение это известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников. Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. К позднимпроизведениям Леонардопринадлежат: проекты памятникамаршалу Тривульцио (1508-12), росписьСв.