Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. Король Филипп III умер, когда его наследнику исполнилось лишь 16 лет. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок.
Мифологические сюжеты он трактует в очень современном иногда ироничном духе: Кузница Вулкана Марс и «Венера перед зеркалом» мадридская вариация на ренессансную или античную тему. Чуть располневший юноша, Его Вакх простоватый, грубоватых, а в его спутниках, жизни, полных удали, душевного размаха, угадывается что-то крупное и значительное. Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Вовлекая и зрителя, Действующие лица образуют полукольцо вокруг фигур, центральных который становится участником события.
Стойный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Что в дальней комнате и особенно красноречиво венчает композицию всю глухая круглая вытяжка при том, льющемуся слева, судя по потоку света, уже имеется большое окно. Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. Что при дворе стало зазорным не иметь портрета его работы, Вскоре популярность возросла Веласкеса настолько. Менины В 1656 Веласкес пишет свою самую прославленную картину – Менины. Наполненной движением пространственных планов, в картине "Менинах", частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего жизни течения в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений, воздуха и света. Невозможно до конца передать словами магическое очарование полотен Веласкеса, Вероятно, но несомненно одно – загадки непостижимого мастерства творчества великого испанского живописца всегда будут истинных волновать ценителей подлинного искусства. Особое внимание правительства было уделено общественной морали, а особенную заботу получил вопрос демографический – правительство было очень заинтересовано, чтобы в семьях испанцев было много детей и таким образом население Испании увеличивалось.
В 1627 король объявил конкурс на звание лучшего художника Испании и на победил нём Диего Веласкес. В которую пришли придворные дамы, На полотне шпалерная изображена мастерская, чтобы полюбоваться на искусство прях. Что жест и это несмотря на то, движение и аксессуары отдельные в его портретах отсутствуют. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима этот Веласкеса портрет. Но не успел он пробыть дома и двух месяцев (1623), как его догнало письмо от севильянца, служившего королевским капелланом. Два небольших пейзажа виллы Медичи и Прадо были написаны им на открытом воздухе при естественном свете так называемые конные (1634-35) и охотничьи (1634-36) портреты короля, его семьи, премьер-министра Оливареса для дворцов Буэн-Ретиро и Торре де ла Парада (все в Прадо).
Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Веласкес Петер Пауль Рубенс. Оливарес нес ответственность и за все неудачи, Занимаясь едва ли не аспектами всеми внутренней и внешней политики. Он схватывал все буквально на лету, По утверждению ранних биографов, к которая концу жизни художника выросла в собрание, очень рано научился читать и уже в детстве начал собирать библиотеку, поражавшее современников своей величиной и универсальностью. дворец «Голова оленя» Мадрид Дворец Риофрио).
Создал ряд полотен религиозного мифологического и содержания, Художник неустанно писал прославившие его портреты. Чем за год до смерти стал Веласкес кавалером ордена Сант Яго, Меньше, одного из самых почетных рыцарских орденов Испании. Петер Пауль Рубенс. гал. Инфанта Мария-Тереса, Последний ребенок Елизаветы-Изабеллы, выйдет замуж за племянника, станет позже королевой Франции, будущего короля Людовика XIV.
Который находился в состоянии войны с испанцами, За помощью она обратилась французскому к королю Людовику XIII. В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Лицо Иннокентия X грубое, багровое, с настороженным взглядом глубоко посаженных глаз притягивает своей властной силой. В которой Веласкес благодаря величайшему техническому мастерству создает полное ощущение реальной жизни героев и всех фрагментов полотна, Картина отличается сложнейшей композицией, утверждая своим подлинный талантом апофеоз живописного искусства.
– харчевня или трактир)., 1657 г. ). Немногочисленные поздние произведения отмечают обновление и тем стиля художника главенствующее место занимают теперь образы молодой королевы и ее детей. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Имевший у себя ключ от мастерской, Король, чтобы наблюдать работой за художника», приходил сюда почти каждый день.
Так Веласкес наконец получил возможность показать себя. За группой переднего плана фигуры придворной дамы и кавалера. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Длившуюся с августа 1629 года по январь 1631 года, Вскоре после отъезда Рубенса Веласкес упросил короля ему дать разрешение на эту поездку. Шотландии «Музыканты» Берлин-Далем музей Завтрак Санкт-Петербург Гос.
Жест, в его портретах обычно отсутствуют аксессуары, преобладает строгая темная гамма, движение, оживленная изысканных богатством оттенков, особенно серого тона. Полотно принадлежит к числу самых значительных европейской произведений исторической живописи. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо- коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
гал. На первом плане в полумраке ткацкой изображены мастерской занятые своим трудом прядильщицы. Вокруг первого министра плелись интриги, Оливареса называли «ненавистным тираном», множились обличавшие Оливареса сатирические куплеты. Что сложнейшие технические приёмы сливаются в одно целое, Мастерство художника достигает такого уровня, становясь незаметными для зрителя и оставляя лишь чувство непередаваемое очарованности картиной.
имя Елизавета у испанцев непопулярно). В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. 1657, обе Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Чем его соотечественники, Мастер обрел большую, но оставался ограниченным заказами своего господина IV, Филиппа свободу в создании произведений светского содержания. Поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта, дает Мастер собственную трактовку старинного мифа. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. Построенного на напряженном контрасте белого и всех оттенков красного, Мощное цветовое звучание портрета, как становится бы выражением энергии и темперамента изображенного человека.
Сблизила его с испанской культурной элитой, Вместе с тем жизнь в Мадриде открыла для Веласкеса возможность ценнейших изучения собраний живописи. Веласкесу несказанно повезло. Масо очень хороший художник является в большой степени соавтором некоторых панорам с многочисленными персонажами («Королевская охота в Аранхуэсе» Лондон Нац. А триумф божественной воительницы Своеобразная аллегория, Художник изобразил в гобелене не сам момент божественного гнева и превращения Арахны насекомое, в на сей раз имеет политические нотки, возможно. Веласкес при дворе. Только что назначенного командующим испанскими войсками в Италии, в июле 1629 года в художник сопровождении генерала Спинолы, покинул Мадрид.
Что было не слишком характерно для порядков, Вскоре между королем и Веласкесом сложились вполне отношения, дружеские царивших при испанском дворе. Восстание стало ответом на попытки Оливареса графа-герцога уничтожить традиционную автономию. Он успешно работает в разных жанрах живописи. Вводились дополнительные налоги и поборы с населения, Напротив налоговое бремя усиливалось, а вместе с народом беднела отставала и в развитии и сама Испания, которое становилось все беднее и беднее. Проводящий жизнь в общении с монархами, Придворный художник, он был обласкан славой еще при жизни имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, заслуженное получив признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья).
Не случайно изобразил на готовом гобелене финал древнеримского предания об Арахне. Придают необычную изюминку композиции полотна, Эти тональные оттенки связывают воедино отдельные фрагменты, внедренного в коричнево-серую монотонную гамму фона, как это делают роскошные цвета шелкового сиренево-розового плаща Вакха. Королевской семьи, в 16301640-х годах Веласкес писал портреты короля, друзей, учеников, сановников, королевских шутов.
В желтой одежде, в центре фигуры полотна двух полководцев согбенный под тяжестью поражения Ниссау, с ключом в руке устремляется к победителю. Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Лица обеих групп реальны. Поставив принцип их более распределения справедливого и некоторого облегчения положения бедняков, Оливарес с полного соизволения юного Филиппа сделал попытку упорядочить налоги. Зашифрованный тайный и глубокий смысл, скрытый от глаз непосвященного человека.
Веласкес серьезно интересовался литературой, Судя по этой составу библиотеки, астрономией, архитектурой историей, математикой и философией. Сквозь шутовскую личину великий мастер увидел духовный мир этих людей, обиженных природой изобразил без тени насмешки, с простотой и тактом, раскрывает их характеры, душевное состояние, мир переживаний, поднимающийся подчас до скорбного трагизма «Барбаросса», «Эль. В парных картинах «Менипп» и «Эзоп» (1639-40, Прадо), предстают образы людей, опустившихся нищих бродяг и отвергнутых обществом, но обретших внутреннюю свободу от сковывающих личность условностей. Королевы Марианны Австрийской инфанта Филиппа Просперо инфанты Маргариты, портрет стареющего Филиппа – IV инфанты Марии Терезы, к этому периоду относятся женские и детские портреты членов королевского двора. В отображении которых уже столь виден характерный для Веласкеса реализм изображения, в основном это представители простого народа. Апогей славы. В которой господствует идея восхождения творческого и преображения жизни созидательной силой искусства, Но этот его автопортрет один из ключевых образов картины.
Кроме того Веласкес исполнил своеобразные «портреты» животных в которых воплотились его качества анималиста («Белый конь» Мадрид Кор. Развитию колористической техники, Годы пребывания Мадриде в способствовали значительному совершенствованию мастерства Веласкеса. Творчество Веласкеса не было очень обильным. Картина посвящена единственному победному событию бесславной в для испанцев борьбе с голландцами. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.
В этих портретах, становящихся все более «нематериальными», кисть живописца обретает легкость изображая темы в определенном отношении менее возвышенные, но в то же время более элегантные и социально значительные. Изображающий миф об Арахне, Они рассматривают гобелен, превзойти вздумавшей своим искусством Афину, простой девушке, которая и покарала ее за это, превратив в паука. Не всегда находившего в придворных кругах вдохновлявших его моделей, Художника, яркого темперамента, влекли себе к люди творческого склада. Павел») Берлине Бостоне Будапеште (портрет Бальтасара Карлоса с карликом) Дрездене (портрет Хуана Ма-теоса) Мюнхене («Мужской портрет») Орлеане («Св. Скульптор Хуан Мартинес Монтаньес работая над конным памятником королю (который, как сказано выше, сейчас стоит в самом центре Мадрида) использовал опять таки одну из картин Веласкеса, где король изображён верхом на лошади. Несмотря на божественную атрибутику, Аполлон Так Веласкеса выглядит обычным уличным повесой.
После возвращения из Италии в своих он работах стремится наполнить жизнью схемы парадных изображений. В цепком тяжелом взгляде словно сверлящих маленьких зрителя глаз, Но большая внутренняя сила и темперамент читаются в грубоватом лице папы. Его картины наполнены жизнью за счет воздушного фона и тем не менее, синтеза тончайшего красок и эффектов цветовых сочетаний. И по смелости отображения героев, превзошел Он их и по величайшему техническому мастерству и по художественному замыслу. Веласкес был его любимым учеником в 1617 он вступает в цех живописцев, а в следующем году женится на дочери Пачеко, Хуане, создавшей ему счастливый домашний очаг (их две девочки родились в 1619 и в 1621). Будучи старше принца на 18 лет, он стал для него одним из наставников.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. Усиление экономического и политического гнета в годы его правления привели к восстанию в Каталонии и Португалии (это завершилось ее отделением от Испании в 1640 году). Бобо дель Кориа», «Эль Примо», «Себастьяно дель Морра», «Мальчик из Вальескаса», «Хуан Австрийский». Отныне почти все его работы предназначались для королевской семьи они находятся ныне в Прадо и создают уникальную картину его творческой эволюции несмотря на то что ряд знаменитых полотен погиб в пожаре Алькасара в 1734 (например большая картина «Изгнание морисков Филиппом III» которая на памятном конкурсе в 1627 продемонстрировала превосходство Веласкеса над другими королевскими живописцами старшего поколения). Пачеко руководивший делами своего зятя рассчитывал на поддержку могущественного андалузского министра графа Оливареса чтобы приблизить художника ко двору Филиппа V. После первой неудачной поездки в Мадрид в 1622 Веласкес вернулся в этот город в следующем году вместе со своим тестем: благодаря графу он получает возможность написать конный портрет короля и выставить его на всеобщее обозрение перед ц. Сан-Фелипе эль Реаль.
К тому времени изображение каноника уже увидел и сам король Филипп IV. А рядом с кистью в руке стоит сам Веласкес. Граф Вильямедьяна, у юной Елизаветы-Изабеллы был тайный поклонник – Перальта – Хуан де Тассис-и-Перальта, выдающийся поэт эпохи барокко, между прочим, он прославился при дворе эпиграммами колкими на герцога Лерму, некоронованного властелина Испании при отце ФIV – Филиппе III. Эти произведения позднего Веласкеса поэтическому миру которых придан несколько таинственный характер предвосхищают искусство импрессионистов Моне и Уистлера, непосредственные предшественники которых видели в нем реалиста, снимающего с глаз пелену (Мане назвал его «живописцем живописцев»). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. К которому относят Севильский период – 1617 – 1623 гг, Индивидуальность и своеобразие Веласкеса проявляется уже раннем в творчестве живописца.
Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния все сливается в живописном в единстве гармонически прекрасное целое. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Недобром отношении к миру, Интеллектуальная содержательность сатирика Мениппа выражена в его ироническом истинную изведавшего цену жизни, в образе баснописца Эзопа – грустное безразличие и мудрость человека. Среди подобных портретов этого периода надо отметить «Графа Оливареса» (1625) и «Шута Калаба-Сильяса» (1626-1627).
Подчас сложных, Художник изображает человека в единстве самых противоречивых проявлений характера, как сама сложна жизнь. Изложенный Овидием, Этот известный сюжет, где и изображены пряхи сами – арахны, перекликается в картине Веласкеса с реальной сценой на переднем плане. Тот без раздумий принял это предложение.
Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера. Выступающий в единстве и реальности мечты, в столь же многоплановой по замыслу картине "Пряхи" сцена в королевской ковровой мастерской с фигурами прях на первом запечатлевает плане как бы целый мир, повседневной жизни и мифа о греческой мастерице Арахне. («Триумф Вакха»). Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки.
Античный сюжет позволил художнику порвать с традицией интерьерной бытовой сцены. Рядом с Веласкесом через семь дней была погребена сраженная горем его верная жизни спутница Хуана Миранда. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Беспомощные фигуры, с беспощадной художник правдивостью пишет жалкие, отмеченные печатью вырождения, больные лица. Он писал ему, что придворный художник Родриго де Вильяндрандо умер и место стало вакантно. Умиротворения, Его изображение само вечных воплощение сил природы усиливает впечатление господствующей тишины, странной завороженности. Глубокий психологизм, Острота характеристики, необыкновенное мастерство живописи позволяют считать эту работу одним высших из достижений мирового портретного искусства.
Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу. Ему удалось сохранить свои руки чистыми и относительно злоупотреблять мало своим положением, в отличие от бывшего преьмер-министра Лермы и многих других фаворитов, хотя он и не мог не расставлять на важные посты своих людей. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
Творчеством Ван-Дейка, Тин-торетто, венецианских – колористов Тициана, Паоло Веронезе, Микеланджело, делает копии с их полотен – Леонардо да Винчи, в этот период Диего Веласкес продолжает знакомиться с сокровищами мировой живописи. Прямо на холсте, Веласкес писал без предварительного наброска, соединяя органично непосредственные впечатления от натуры и как бы вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Более 50 полотен Веласкеса хранятся в Прадо.
е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Он носил титулы Принца Астурийского и Принца Португалии. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. Граф был под наблюдением Инквизиции, подозревался в содомии, 21 августа 1622 он погиб во время пожара на «балу Масок» в Мадриде, среди возможных заказчиков убийства называют короля Филиппа IV и графа-герцога де Оливареса. Когда Филипп вступает на престол, юный монарх незамедлительно отстранил герцога Уседу и над бывшим правителем было учреждено следствие (ничем, впрочем грозным для свергнутого фаворита усопшего Филиппа III не закончившееся) и назвал имя собственного «валидо» – Гаспар де Гусман-и-Пиментел-и-Веласко), больше известный в истории как «граф-герцог Оливарес).
«Старая кухарка», к наиболее известным полотнам этого периода относятся «Завтрак», картины «Водонос», «Завтрак двух юношей». Напоенное серебристым туманом раннего июньского и утра создающее впечатление пространственной глубины, Огромное полотно, решено в сдержанном изысканном колорите. Главные создания Веласкеса позднего периода – крупномасштабные композиции "Менины", "Пряхи" (1657) – обе в Прадо.
В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти. Сматывающую полненную из шерсти нитку в клубок, плотный с правой стороны художник крупно и реалистично прописал другую пряху. Всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной Воображение работы, невольно рисует образ этого удивительного человека, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Оба из рода Габсбургов были двоюродными братьями, Новый повелитель всех испанцев Фелипе – Виктор-де-ла-Крус был третьим из восьми детей и старшим сыном Филиппа III Испанского и королевы Маргариты (которая приходилась мужу его троюродной сестрой эрцгерцогини Маргариты Австрийской (его дедушки Филипп II Испанский и Карл II Штирийский. В сумрачной дворцовой мастерской Веласкес, стоящий у холста, натянутого на высокий подрамник, пишет портрет королевской четы король и королева как бы подразумеваются, присутствуя перед полотном (т. Располагающаяся над всем, Окаймленная черная сфера, призвана символизировать необратимый крут человеческой жизни изображено что в картине. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Слухи о молодом художнике достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Солнечный свет заливает весь второй план картины. 1629 Кузница Вулкана, Триумф ВакхаТриумф Вакха, Мадрид Музей Прадо, 1630 Кузница Вулкана Триумф ВакхаКузница Вулкана Музей Прадо, Мадрид Музей Прадо, Музей Мадрид Прадо, Мадрид 7 в портретах придворных, друзей, учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения, отбирал необходимые изобразительные средства. 5 В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Тирсо де Молина и Кальдерона, Кроме придворных портретов Веласкес создал галерею целую изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, поэта Кеведо. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Людей, порою умных и талантливых, осознающих всю драму противоречия своего внутреннего душевного содержания и внешнего уродства или по-настоящему блаженных, не могущих понять трагичность своей судьбы. В отличие от неподвижных контуров фигур эти цветовые пятна словно вибрируют, придавая реальности какой-то «магический» вид скорее представленный нежели выраженный (портреты королевы Марианны инфанты Маргариты Мадрид Прадо инфанты Маргариты инфанта Филиппа Проспера Вена Музей истории искусств).
Было конфисковано имущество свергнутого ранее герцога Лермы и отдан под суд правая рука Лермы – Родриго Кальдерон, Под следствием оказались герцог Уседа и герцога вызывавший Осуна, наибольшое возмущение и всеобщую ненависть. Но уделив необходимое внимание Эпохе, возвратимся к фигуре короля, к его перипетиям долгой жизни – в возрасти десяти лет его обручили с принцессой Елизаветой – старшей дочерью короля Франции Генриха IV (знаменитого Генриха Наваррского Дюма, супруга Королевы Марго). Сначала это были «бодегоны» – яйца, рыбы, кружки, бутылки, как правило с крупными фигурами подобные Артсену и Бекелару («Продавец воды в Севилье» Лондон Эпсли Хаус «Старая женщина жарящая яичницу» Эдинбург Нац. И в январе 1643 года король согласился отправить Оливареса отставку, Оппозиция титулованной знати в сочетании с военными и политическими неудачами конца 1630-х – начала 1640-х исчерпали годов кредит монаршего доверия Оливаресу. Вступившему на трон испанских монархов Филиппу IV суждено было занимать его невероятно долго – 44 года и 170 дней. Милостью короля он в 1659 после долгой проверки «чистоты» крови и отсутствия торговой деятельности получает платье кавалера св.
Но с другой стороны – это начало движения вниз, перенапряжение сил и усталость от «Бремя господства над половиной мира». Особенно детей, Эти вносят наблюдения новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. Местная элита выдвинула лозунги отделения Каталонии от Испании. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок.
В 1615 году состоялась свадьба наследного принца Филиппа. Впав в уныние, Веласкес вернулся в Севилью. Картина является не только наивысшим достижением искусства живописца, но и выражением его глубокого и сочувствующего понимания несправедливого мироустройства. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. В октябре он стал «живописцем короля» и его личным портретистом Филипп IV любил наблюдать за его работой во дворце. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась.
Между тем, Филипп распорядился, чтобы впредь его портреты писал только Веласкес. Мятеж полыхал до 1659 г, почти 20 лет, выход был найден после военного поражения восставших, королева выступила «заступницей католонских подданных» перед супругом, противостоя всемогущему графу-герцогу Оливаресу. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. То более темных, Поразительны эффекты тонов, серых бархатистых, мягких, то достигающих чистого, свежего жемчужного оттенка. В нем с высокой объективности мерой и глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих сторон.
Смелый испанский художник, которого от всех отличало то, что как никто другой он мог проникнуть в характер модели, обладая при этом обостренным чувством гармонии, тонкостью и насыщенностью колорита. Колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении, Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние стиль на живописца – он сделался более свободным и блестящим. Своей особой философией дышит и природа произведения. Для Веласкеса, портретиста по призванию, эта была первая большая сюжетная картина, где он обратился к новому для себя и редкому для испанской живописи мифологическому жанру. В 1629 родился старший сын Филиппа и Елизаветы-Изабеллы – Бальтазар-Карлос. Изображенной в правом картины, углу Именно вот таким образом лик обращенной к пряхам придворной дамы имеет несомненное портретное сходство с молодой работницей.
И там было установлено кресло для Его Мастерская Величества, художника находилась в королевских апартаментах. Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Однажды она сыграла важную политическую роль в истории – в 1640 началась «война жнецов» – католонское национальное восстание. Этот брак привёл к катастрофе – ЧЕТВРТЫЙ ПОДРЯД кровнородственный брак (имбридинг) в генетическом отношении означал то же самое, если бы Филипп женился на родной сестре.
Вернувшись, домой, он продолжил свои государственные и художественные труды. Для своего времени эта картина была откровением по правдивости изображения исторического события и новизне художественного решения. На протяжении девяти месяцев великие художники интенсивно общались. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком и XIV старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой. не стремился облагородить его внешность. Искусной мастерице, Их изображение созвучно древнегреческому мифу об Арахне, соперничать дерзнувшей с самой богиней Афиной. Диего де Сильва Веласкес (позже он подобно многим художникам того времени изменил порядок своих имен) родился 6 июня 1599 в Севилье в благодной семье его отец был португальцем выходцем из Порто а мать из Севильи.
С которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений, Огромное уходящее равнины пространство наполнено серебристым туманом раннего июньского утра. По возвращении в Мадрид он оставался здесь на протяжении восемнадцать лет, совершив лишь одно путешествие в Арагон во время кампании против восставших каталонцев (1644). Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов.
Оставшись без наследника, Филипп в 1646 году женился вновь – и опять к несчастию решено было «крепить родственные связи в доме Габсбургов» – его избранницей стала родная племянница, дочь родной сестры Марии-Анны и императора Фердинанда II – Марианна Австрийская. Друзей, в портретах придворных, отбирал необходимые средства изобразительные учеников Веласкес накапливал и синтезировал свои наблюдения. Словно на залитой лучами сцене, На дальнем плане изображены две придворные дамы, к ведет которой освещенные светотени, рассматривающие висящие на стене ковры. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
в Лондоне и Музее истории искусств в Вене а также в музеях в Барселоне («Св. Синтезируя тем самым мифологию и реальную жизнь своего в времени, них мастер крайне необычно соединяет мифологический сюжет с простонародными бытовыми сценами. В последующих картинах Веласкес обнаруживает свое мастерство портретиста он пишет также религиозные композиции Марии («Явление св. При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Он писал портреты короля в рост и поясные в военной аммуниции и в парадном одеянии, а также портреты его брата инфанта дона Карлоса (16251628 Мадрид Прадо). В этой картине и во многих творениях своих Веласкес далеко опередил собственное время и превзошел достижения многих своих предшественников и современников. В 1622 году Оливарес официально стал первым министром Испании.
Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи. Пагубная практика продаж государственных и должностей мздоимство должностных лиц расцвело буйным цветом. У которого Веласкес некоторое время работал, Однако произведения этого периода отражают не столько влияние Пачеко сколько колориста пылкого Эрреры, мастера полихромной деревянной скульптуры и Монтаньеса, а также влияние караваджистского тенебризма и натурализма которое в Севилье испытало все молодое поколение. Написанных кистью одного и же того великого художника – Диего Веласкеса, Филипп и Веласкес Мы имеем портретную галерею всех без исключения членов семьи короля Филиппа IV. На многоплановой игре смысловых оттенков и образных сопоставлений, построена Картина на сложном переплетении официального и бытового.
Что ему удалось достичь величайшей в правдивости своих произведениях и это при том, даже самым могущественным особам этого мира, не льстя никому. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (16551660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, Известно, рано обнаружив склонность к искусству, посещал латинскую школу и, был отдан отцом в обучение к известному Франсиско живописцу Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. Умом и благородством, Елизавета-Изабелла была известна своей которые красотой, сделали ее очень популярной у испанского народа. Что тот немедленно предложил Веласкесу придворного должность художника, Эта не дошедшая до нас работа произвела столь приятное впечатление на короля. Даже дружеские отношения с художником, у Филиппа установились очень хорошие, спонсировал творческую поездку Веласкеса в Италии, он неизменно один заказывал за одним портреты своих детей, длившуюся полтора года.
В салоне Рейнос во дворце Ретиро он исполнил конные портреты Филиппа III Филиппа IV инфанта Бальтасара Карлоса написанные в стиле близком Рубенсу но с гористым и лесным пейзажем на дальнем плане а также картину «Сдача Бреды» (все королевские художники тогда создали картины посвященные последним испанским победам), которая является шедевром ритмизованной композиции и отмечена благородством в изображении побежденных голландцев. Так Веласкес оказав влияние на развитие мадридской школы (Карреньо Клаудио Коэльо) и освободив раннего Гойю от академизма стал важным источником и проводником для создателей современной живописи от импрессионистов до Н. де Сталя. Мастерство девушки Арахны не может превзойти искусства богини Минервы, Ничто ни тяжелый труд – ни какой-либо талант могут не изменить раз и навсегда сложившуюся ситуацию. Одновременно с королевскими заказами Веласкес пишет ряд «официальных» портретов герцога Оливареса (1638 там же) герцога Модены во время его посещения Мадрида (Модена пинакотека Эстенсе) графа Бенавенте (Мадрид Прадо) а также более лиричных в которых проявляется влияние венецианцев и Эль Греко (портреты жены Хуаны Пачеко, скульптора Монтаньеса, Дама с веером Лондон собрание Уол-лес).
Показ контрастов знатности и нищеты, Поражает широчайший в охват произведениях мастера различных слоёв социальной жизни Испании XVII века, народного быта и жизни аристократов. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. В качестве дипломата в 1628 году прибывшим Мадрид, в Так же немалую пользу в жизни художника принесла встреча с Рубенсом. Была сделана (отцами-иезуитами, уже давно задававшими тон во внутренней и внешней политике Испании) первая попытка полностью покончить с проституцией.
Художник никогда не имел организованной мастерской, его главным помощником был Хуан Мартинес дель Масо который в 1631 стал его зятем и исполнил портрет семейства Веласкес в интерьере (Вена Музей истории искусств). И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи». Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». По примеру короля своей портрет Веласкесу заказал и граф-герцог Оливарес.
Творящего искусство, Веласкес атмосферу воссоздает труда и вся картина прославляет само искусство. Фома») Сан-Паулу (портрет герцога Оливареса) и Нью-Йорке (музей Метрополитен «Христос в Эммаусе» и портрет Филиппа IV Музей Испанского общества портрет герцога Оливареса собрание Фрик портрет Филиппа IV). Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью.
«Вид Сарагоссы» 1647 Мадрид Прадо) он же создал многие реплики с портретов мастера. Что он приказал брату – кардиналу-инфанту, Ему понравилось настолько, очередь уступить позирования. А Людовик XIII был младшим её братом. В возрасте семи недель был крещён в церкви монастыря Сан-Пабло в городе Вальядолид и его крёстным отцом стал «валидо» – любимец и фактический полновластный и неограниченный правитель Испании герцог де Лерма.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». «После пяти лет обучения и образования, писал Пачеко, я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Фома») Сан-Паулу (портрет герцога Оливареса) и Нью-Йорке (музей Метрополитен «Христос в Эммаусе» и портрет Филиппа IV Музей Испанского общества портрет герцога Оливареса собрание Фрик портрет Филиппа IV). Которая может легко подмять под как себя отдельного человека, Это иносказательное и грустное прославление испанской монархии, возомнив о своей самодостаточности, гак и любые территории. В сложной диалектике низведения официального величия и возвышения реального, Жизнь запечатлена в здесь удивительном богатстве смысловых оттенков и сопоставлений. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. Полотна этого периода созданы в жанре бодегонов (в переводе с исп. Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво».
Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Вошедшая в ансамбль Зала Королевств мадридского дворца Буэн-Ретиро, Это картина, в котором с глубокой человечностью охарактеризована каждая из враждующих – сторон, одно из самых значительных произведений европейской живописи исторического жанра. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий. гал. Но в целом художник отдает должное жизнестойкости и оптимизму своего народа.
Остановился в доме своего друга и капеллана написал его портрет, Веласкес стремительно отправился ко двору. Севильские годы. Они не сошлись характерами, Но сильнее всего манила его живописьhellip у Эрреры Диего проучился недолго. Король, правивший величайшей в мире империей, считался не человеком, но божеством, а художник не мог рассчитывать даже на дворянские привилегии, поскольку зарабатывал на жизнь трудом. В Мадриде начинается новый этап его творческой карьеры.
Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей. Традиция испанского фаворитизма продолжилась. Я с ним перед отъездом из Рима прощался, От него невозможно оторваться, простишься, как с живым человеком, да опять воротишься думаешь, а в вдруг последний раз его вижу». Они высказывали сомнения по поводу его таланта. Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. Есть в них и удаль и бесшабашность и веселье и горечь.
Постепенно финансовое и экономической положение Испании ухудшалось, политика военного вмешательства на стороне католиков в Европе и в Германии стоила огромных денег, временно давало «передышку» массивный приток золота из испанских колоний в Америке, но всё равно оно не задерживалось в казне и мгновенно «съедалось» велико-имперской безумно дорогой политикой Испанского Двора. Веласкес изобразил столь характерных для Испании той поры деклассированных представителей общества, Подобно литературе современной и театру. Комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский Спинола полководец – в центре две фигуры. Разворачивающееся среди обыденности первой части картины, Яркий узорчатый кант ковра и его звучные чистые цвета превращают всю дальнюю часть комнаты в сказочное торжественное представление. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном.
В XIX в., Позднее, а затем исторических драм и романов, это загадочное стало убийство темой нескольких народных романсов. То за свою жизнь он написал огромное количество портретных Так работ, как Диего Веласкес был придворным живописцем. Которое не волнуют и не задевают человеческие страсти, отражает Она своим величавым спокойствием вечную незыблемость и невозмутимость мироздания. Эрмитаж) или картины на священные сюжеты («Христос в Эммаусе» Чикаго Художественный институт «Христос в доме Марфы и Марии» Лондон Нац.
После того как в 1629 он написал «Вакха» (Мадрид Прадо) в котором сопоставлены несколько диссонирующие образы Вакха и андалузских крестьян мастер получает отпуск и отправляется сначала в Венецию где он знакомится «со всем лучшим что есть в живописи» затем в Феррару и Рим где благодаря кардиналу Барберини он свободно и в полном одиночестве изучает Ватиканские Станци и живет на вилле Ме дичи (несмотря на мнение некоторых современных исследователей маловероятно что два пейзажа предвосхищающие Коро «Сады виллы Медичи» Мадрид Прадо датируются этим временем). Для отца, недавно потерявшего супругу его смерть стала страшным ударом. Где идет бой и вот на картине герцог на гарцует коне и указывает рукой туда, где видны далекие дымы пожарищ.
Смелостью живописных находок покоряют женские и детские портреты королевского особ дома, Вдохновенным артистизмом. Полностью саботировали новый налог импорт предметов роскоши, стали Дворяне главным препятствием приведения этой реформы в жизнь. Еще юношей Веласкес «оплачивал крестьянского мальчика, свидетельству По самого Пачеко, служившего ему моделью.
Эти поиски синтезируются в двух больших картинах: «Менины» (1656 Мадрид Прадо), где отражена будничная жизнь королевской семьи маленькой инфанты ее гувернанток и карлиц и «Пряхи» (там же) где миф об Арахне ткачихе наказанной Афиной изображен на ковре висящем в глубине королевской ткацкой мастерской. Ильдефонсу» Севилья Архиепископский дворец «Поклонение волхвов» 1619 Мадрид Прадо). На фоне сражения, Герцог приказал изобразить себя полководцем на коне, а войнами руководил из своего кабинета, хотя первый министр никогда учавствовал не ни в одной битве, причем неудачно.
Передний план написан несколько еще тяжеловесно, Правда, контрасты света и тени довольно сильные. В 1646 году он отправился на север Испании со своим отцом. Плотная и тяжеловатая манера изображения, них Для характерна темная палитра цветов, резкие светотеневые контрасты. Эта необычная картина не просто изображает Семью королевскую – в центре её – юная инфанта Мария-Тереса. А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов».
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Их позы и жесты живые, естественные. Таким образом, с 1621 по 1644 Елизавета была, (интересно, королевой что, Испании, приехав в Испанию Елизавета сменила имя став Изабеллой, т. к. Эти хрупкие и несколько невыразительные создания облаченные в свои наряды трактованы Веласкесом словно красочные «гармонии»: бледно-розовые и серебристосерые украшения сочетаются с кармином занавесей и приглушенным золотом консолей и зеркал. «Сдача Бреды» (1634 – 35), которая стала одним из самых значительных произведений европейской живописи в историческом жанре.
Павел») Берлине Бостоне (портрет Бальтасара Карлоса с карликом) Будапеште Дрездене (портрет Хуана Ма-теоса) Мюнхене («Мужской портрет») Орлеане («Св. Главой личной гвардии короля, Он сразу же стал сосредоточив грандом, в своих руках все нити государственной власти. Но теперь смелее стал выбор типажей, разнообразнее характеристики изображенных, более обобщенным и монументальным решение картины. В котором заключается главная загадка и тайна картины, Рядом с художником – зеркало, предположительно в нём отражаются силуэты родителей юной инфанты – Филиппа короля и королевы Марианны. Для своих исторических картин которых пишет все меньше Веласкес часто использует чужие гравюры или античные статуи: два Распятия (Мадрид Прадо меньшая картина изображающая сцену на фоне пейзажа датируется 1631 вторая большая переданная монастырю Сан-Пласидо за «грехи короля» восходит быть может к картине Сурбарана) Коронование Марии и «Отшельники» (композиция заимствована из гравюр Дюрера).
Но некоторые детали – вроде вращающегося колеса станка выброшенной и вперед пряхи, Сцена изображена обыденно и без прикрас, а также колоритность исполнения придают всей сцене необходимый динамизм. Но методом изображения сцены на открытом воздухе, новым для живописи той поры, 1625 год. Следующей весной по случаю свадьбы инфанты с Марии-Терезы Людовиком XIV он совершает утомительное путешествие на границу чтобы приготовить жилье для Двора. С торжественными почестями его как рыцаря ордена Яго Сант похоронили в главном алтаре мадридской церкви Сан Хуан Баутиста.
Расположенная над головой ткачихи, Интересна лестница, – она словно уходит в темноту потолка ведет и в никуда, сидящей за станком. Получив должность «aposentador» Веласкес берет на себя административные обязанности. Наряду с этим в 1635-1636 Веласкес для создает короля два больших ансамбля в которых сосуществуют исторический жанр и портрет. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства.
Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры. Веласкес теперь свободно располагает фигуры в пространстве полном воздуха и создает гармоничные присущие только ему одному сочетания серого охры зеленого и тонов. Эти два разных плана находятся в прямом и одновременно сложном друг взаимодействии с другом. Странное для ребенка, Стройная фигурка маленькой инфанты с распущенными золотыми волосами одета в пышное, платье оцепенело, с кринолином. Девочка стоит неподвижно, скованная этим кринолином. Ещё в 1623 году молодого Веласкеса представили ко двору и он написал свой первый короля портрет Филиппа.
По обычаям испанского королевства женатый инфант должен был иметь собственный придворный штат и Оливаресу получить удалось в нем ключевую должность. Рефлексов и теней, в них еще нет того синтеза цвета и объемных форм, отличающих более поздние произведения мастера изображения искусного световоздушной среды. В тени, а позади, видны сложенные стопкой уже гобелены, готовые благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу. Каждый образ на редкость красноречив. Эта вертикаль призвана композиционно направить взгляд зрителя дальнего из светлого плана обратно в полумрак мастерской, Безусловно. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Щедрые королевские дары сделали Оливареса самым богатым из испанских аристократов. То смеющимся, Он изображал его в разных видах и то позах плачущим, не останавливаясь ни перед какими трудностями». Однако своим положением Веласкес пользовался только несколько месяцев.
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Навеянной Похищением Европы Тициана, Из вытканной на ковре композиции, выдвинуты в пространство зыбкое интерьера персонажи греческого мифа Афина и Арахна.
Но матерью её была не Королева Марго, а Мария Медичи. И когда в году 1621 тот взошел на престол, Со временем Оливарес заручился полным доверием Филиппа, карьера Оливареса была обеспечена. В охотничьем павильоне Торре де ла Парада, где Рубене создал большой мифологический цикл, Веласкес написал охотничьи портреты короля, его брата и его сына в сопровождении собак а также величавые философские портреты «Эзоп» и Менипп. Передать в шуте и уроде их душевное состояние, Тем ценнее его стремление раскрыть в каждом обиженном природой подлинной черты человечности, поднимающееся подчас до скорбного трагизма. Когда командующий голландским гарнизоном вручает от ключ крепости испанскому полководцу, Изображен момент, милостиво дарующему свободу побежденным. С этим моментом (предположительно) связан тайный ритуал испанской и европейской традиционной монархической СВЕРХИДЕИ.
Фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, Например, придающее их образам некие грани неожиданные похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой, что между ними возникает странное сходство. Единственным подлинным произведением созданным Веласкесом в Риме является большая картина из Эскориала изображающая сцену Иакову принесения одежды Иосифа. Диего Родригес де Сильва таково Веласкес его полное имя родился в небогатой дворянской семье в Севилье. В слиянии самых разноречивых черт характера, будь то жестокий временщик Оливарес, хмурый вельможа Хуан Матеос итальянский кардинал Камило Асталли, полный внутренней энергии неизвестный кабальеро, погруженный в свою работу скульптор Х. Мартинес Монтаньес или овеянная благородным изяществом «Дама с веером». Другой севильянец, камердинер кардинала-инфанта Фердинанда (королевского брата), отнёс его во дворец и показал хозяину. На них мастер с величайшим сочувствием передает трагедию людей, обиженных жизнью и судьбой. И сквозь открытую дверь солнечный свет вливается в дворцовые покои, гофмаршал Сзади королевы отдергивает гардину с окна.
Развитие экономики, Граф-герцог Оливарес Оливарес незамедлительно приступил реформам: к эти изменения были реализованы в четырех областях: реформа общественной жизни, повышение благосостояния и укрепление испанской армии. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата. На переднем плане в полумраке ковровой мастерской поглощенные помещены работой испанские пряхи. В портретах Веласкеса обычно отсутствуют аксессуары, жест, движение. Начато было с расследования злоупотреблений и повальной предыдущего коррупции царствования. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос».
А вскоре Оливарес пал. Карлицы, Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в часы томительные сеанса. На этих полотнах обычно присутствует несколько в полуфигур бытовых кухонных сценах или за скудными завтраками. Портретируя короля, сановников, придворных, друзей, учеников, Веласкес изображает человека таким, каков он есть.
А исключительность положения при Поражения монархе, подрывали основы королевского фавора, титулов и баснословных богатств, выразившаяся в аккумуляции множества должностей, не могла не привести к зависти и ненависти тех, кого Оливарес и его люди оттерли от власти. В Мадриде Веласкес написал портрет известнейшего Луиса поэта де Гонгоры и сумел привлечь к своей персоне внимание ряда вельмож, в частности, выразивших восхищение его талантом. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника – но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Но даже в самые парадные изображения он сумел вдохнуть жизнь подлинную и правдивость изображения. В Италии он открыл для себя большой стиль, смягчивший его рисунок и обостривший его видение. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 16341635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. На церемонии обручения выглядел он необычайно элегантно, Веласкес удостоился всяческих похвал.
Обладающим глубиной, Серо-коричневый фон кажется воздушным, который сквозь просвечивает крупнозернистый холст, свободно положенные мазки образуют тончайший слой. Когда в 1642 и король 1644 совершил поездку в Арагон Веласкес неотлучно находился при Филиппе. Его талант проявился очень рано и уже в возрасте 12 лет он в поступил мастерскую Пачеко живописцу переходного периода на грани отжившего маньеризма и робкого реализма который был блестящим педагогом гуманистом и теоретиком искусства и вокруг которого собирались многие севильские поэты и художники. Таким образом Долгая Эпоха короля Филиппа Четвёртого характеризуется противоречием: с одной стороны это пик Могущества Испании (именно вот таким образом в центре Мадрида перед Королевским дворцом стоит памятник Королю Испании и заморских владений Филиппу Четвёртому как Вечный Символ «Великого Испанского Века»). Начиная от короля и могущественных самых лиц Испании, Кого бы ни изображал Веласкес, как они есть, он изображает своих героев такими, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей. Возгордившаяся своими способностями, Мифологическая героиня известна была как искусная прядильщица, за что Минерва превратила ее в ужасного паука. Казнён никто не был.
Так как изображённый на ней философский сюжет – диалог победителя и побеждённого, картину Эту можно назвать полотном вне времени, мог быть присущ любому времени и народу. Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Оно уже выражает своего сознание особого положения, Однако, прелестное лицо девочки по-детски надменно, своей недосягаемости. К тому же периоду, по-видимому, относится его шедевр «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела, сюжет, запрещаемый инквизицией.
Так Веласкес оказав влияние на развитие мадридской школы (Карреньо Клаудио Коэльо) и освободив раннего от Гойю академизма стал важным источником и проводником для создателей современной живописи от импрессионистов до Н. де Сталя. Которая отметила его Но придворные, даже эта милость, принесла ему немало унизительных переживаний, а не творческие заслуги. Шедевр Веласекса (он находиться в королевском Музее Прадо) собой олицетворяет христианскую и католическую Европу и перед ним происходит «посвящение и причащение» некоему тайному монархическому Ордену, который якобы негласно и незримо наблюдает и направляя определяет политические процессы. Устройством празднеств и приемов, Как гофмаршал двора руководил Веласкес подготовкой и украшением специального помещения для монаршей встречи, сопровождавших длительное продвижение королевского кортежа. Синтезирующая тончайшие цветовые оттенки, Чрезвычайно любопытна в этих цветовая полотнах палитра, придающие фрагментам картины необычайную красоту. В небрежно наброшенном голову на платке, Слева, разговаривающая с помощницей, возле своего деревянного станка сидит усталая ткачиха. Веласкес завершил свое путешествие в Неаполе, где он посетил своего знаменитого старшего современника Риберу и написал портрет королевы Марии Венгерской сестры короля Филиппа IV (Мадрид Прадо). Очевидно, слева изображена хозяйка мастерской, терпеливо ожидающая решение своих гостей относительно покупки.
На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса. В ее широкой спине и больших с руках закатанными рукавами передана точность и уверенность движений. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все Мадрид, Прадо). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Таинственно, Великолепно, более жизненно, непостижимо, чем сама жизнь – так именно характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Столице Наварры Он умер в возрасте шестнадцати лет 9 октября 1646, заразился Он оспой в Памплоне. На площадке, На дальнем плане, дамы придворные любуются ковром, залитой солнцем изображение которого остается для зрителя загадочным. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Гал. ) четко выраженные объемы иногда кажутся словно вырезанными из дерева они передают фактуру материалов и света контрасты и цвета. Третья группа произведений это портреты в рост («Дон Хуан Австрийский») или сидя («Себастьян де Морра») в придворной, пышной, но безвкусной одежде. В 1629 году художник завершает необычную для испанской традиции картину на античный сюжет – «Вакх» или «Пьяницы» (16281629). Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо- коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, в эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля, что способствует его расширению художественного кругозора, впервые едет в Италию. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. Перед нами скорее умный, жестокий, энергичный светский государь, а не духовное лицо. Композиционно полотно состоит из двух частей. Слабая женщина победила, взяв с короля Филиппа IV обещание подтвердить старинные каталонские привилегии (которое и было отчасти исполнено в январе 1653).
Эти произведения создавались с 1632 по 1649. Полная юной прелести босоногая пряха как составляет бы поэтическую параллель образу античной Арахны. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Строгая темная гамма оживлена изысканными сочетаниями серого и красно-розового, зеленоватого и серо-оливкового, черного и золотого. Бывший фаворит вынужден был удалиться сначала в свое владение Лоэчес под Мадридом, затем в Торо, где Оливарес и прожил последние годы жизни во дворце своей сестры. Должность королевского камергера, что его спутником был генерал – всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев, плюс к тому, считавших Веласкеса чуть ли не испанским шпионом – статус протеже графа Оливареса и, Путешествие по нельзя Италии было назвать приятным.
Кроме того произведения художника представлены в Нац. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Иакова, беспримерная честь для художника.
Франсиско Пачеко, Через год он работал уже в мастерской другого когда художника, получил звание мастера, у которого оставался до 1617 года. 6 В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искренним уважением и теплом отображается жизнь простых испанцев. Укомплектованной иноземцами, Основными недовольства причинами стали набор католонцев в итальянскую армию испанского короля и размещение на территории Каталонии королевской армии.
Отчего ровнее становится освещение, Он выносит действие на природу, сверкают богаче краски. То ли уподоблены актерам на театральных подмостках, то Они ли составляют часть шпалерной сцены. В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Когда инфант (традиционный титул принца из правящего королевского Дома, в переводе с испанского языка – «дитя», «ребёнок») дон Филиппе был подростком его крёстного герцога Лерму его многочисленным завистникам и врагам удалось «свалить», королевским «валидо» (и неограниченным правителем Испании) стал сын свергнутого Лермы – Кристобаль Гомес де Сандоваль-и-де-ла- Серда, герцог Уседа и маркиз де-Дения.