В ней он избежал критики взглядов Толстого, особенно в отношении искусства и любых других противоречий в их отношениях, лишь любовно и красочно описав несколько своих встреч с писателем – в частности, эпизод, после которого была написала картина похвалил одну из репинских картин Лев Толстой.
Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась ябуду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Это умение очень пригодилось ему, когда он работал над своим знаменитым полотном «Государственный Совет». Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Илья Ефимович был далек от всяких предвзятостей и пылок в своих увлечениях. Чем все это закончилось – догадаться нетрудно: эта «сосновая шуба» была холодной и Наталья Борисовна очень тяжело заболела. Их познакомила княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
С книгой в одной руке, Толстой сидящим изображён в кресле, а другая рука лежит на ручке кресла. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений. Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. Я картину эту окончу после, Конечно, много собрано материала, уж слишком много работаю над жаль ней, бросать.
Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. В личной жизни художника к началу ХХ века произошли перемены. Он также предлагает смотреть на реальность глазами и художника видеть что-то важное помимо больших вопросов. Но не все могли в полную меру оценить Его исторический, огромный живописный талант признавали все, общественный смысл его искусства. Уселся перед портретом, После первых секунд общего обзора он стул, взял и долго, прямо в упор к лицу, долго не отходил.
Менялись только тени от солнца да посконная рубаха его становилась все темнее и темнее, особенно на груди, на лопатках и плечах от пота и черноземной садившейся туда пыли». Считавшего, Большое впечатление произвела в свое время на и Репина моральная проповедь Л. Н. Толстого, отучившись убивать другое живое существо для своей пользы, что человек может и должен стать лучше. Нет. В семье военного поселенца, Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в маленьком городке украинском Чугуеве. В Пенатах он проводит все свои оставшиеся годы.
То же самое было сказано и относительно красок и разных жидкостей. Я счастлив, что видел эту сцену. Это происходило на финальном этапе развития старой России. Отроду никем не пробованные, Тут у него какие-то неслыханные приемы, 8211 сам я он и никто больше. Репин неоднократно «уходил» из семьи, но всегда возвращался. Все кажется неотразимо, как сама истина.
Которые, Правдиво переданный дух свободолюбивых запорожцев имели особенно ощущение сильное «воли, равенства и братства» из слов художника, что, вне сомнения, делает картину такой выразительной. Крамской, увидев этот портрет просто ахнул от удивления. Он искал себя в самом конце и, Когда вывесили оценочный лист, страшно расстроился, найдя не там. Это была веселая жизнерадостная женщина, от шуток которой и княгиня и Репин хохотали до слез.
Кроме ссылки на прежде, Тут есть какое-то брюзгливое ворчанье современников к новым явлениям – черта мне антипатичная ничем и не оправданная». Второй, завершенный в 1883 p., стал более известным. Писал он необычайно просто, почти методично, без показной «бравуры» и как-то «сосредоточенно-уютно», весь поглощенный вниманием к натуре и не вступая в разговоры со своей моделью» Скульптор И. Я. Гинцбург, знавший Репина с детства, так писал о нем: «Меня всегда поражала замечательная черта в Репине – его работоспособность. Подымать. Чтобы вы никогда не хвалили меня в глаза, я хотел вас просить, так как у меня такой характер, то есть мои я работы, тогда перестаю стараться.
Ему были неведомы зависть и злоба. Свежая зелень листвы, Жаркий летний воздух, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой густая писатель, прохладная тень от дерева или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Я ничего подобного не видел ни у кого за всю жизнь. А тело, а щеки, лоб, нос, рот – живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой и до последней черточки, все в солнце, без одной тени – какое создание. » Этот портрет очень прост по позе и по краскам, но поразителен по правде. Обязательно нужно обобщать» Он взял палитру и кисть. На столе – книги, бумага, корреспонденция, чернильница. Даже самые оскорбительные нападки критиков художник принимал с искренней незлобивостью, со смешливым снисхождением.
Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, 8211 так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Как быть с религией, моралью. Они глядят, в них нарисовалась вся внутренняя, они задумались, душевная работа той минуты, 8211 а много ли на свете портретов с подобным выражением – как Посмотрите живые, эти глаза. Предостерегал также Илья Ефимович всех, чтобы они не очень увлекались новым декадентским направлением, говоря: «Пройдет немного времени, направление изменится, а вы не будете уметь серьезно работать».
Он был вообще необычайно широк в оценке творчества, чужого Будучи уверен в преимуществе своего положения и в своей непревзойденности. Насыщенная композиция и глубокий в психологизм создании образов оказывают незабываемое впечатление на зрителя, Экспрессивная. Такие бурные, у Ильи были Ефимовича влюбленности и такие тяжелые и такие страстные, но всегда настолько искренние. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. С малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, его Он представил в халате, что-то глубоко обдумывающим, с наклоненною немного головой. Еще одна известная картина, выполненная в этом жанре, «Ответ запорожских козаков султану Махмуду IV» (1880-1891).
Художник есть тот, кто не только ставит вопросы о жизни общества и страны. Как создавались подготовительные материалы к картине и какой жизненный факт он отобразил, Илья Ефимович в сам своих воспоминаниях рассказал. При этом в манере работы Репина не было ничего хлесткого, никакого щегольства. Он очень любил детей, хотел быть с ними рядом.
В первом варианте Лев Николаевич сидит в кресле за большим письменным столом. «для того чтобы написать хорошую картину и, нужно много будучи учиться, мастером, надо много труда положить для создания хорошей картины – нужен талант, Он говорил ученикам. Знавший Репина на протяжении двадцати двух лет, Н. Ф. Роот, что Илья Ефимович садился рядом с учениками и рисовал как модель равный, вспоминал. Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) стала первой великой работой, которую Репин создал после окончания Академии. Здесь художник отбросил все бытовые аксессуары: нет книжного шкафа, убрано все со стола. Его высокий умный лоб, мешки под глазами, болезненное лицо, но живые глаза, как бы пытливо вглядывающиеся в тех, кто на него смотрит Зритель чувствует проницательность этого человека, а также его пренебрежение к своему внешнему виду и к тому впечатлению, которое он произведёт на окружающих: Писемский изображен сидящим, опершись на суковатую палку.
Его любимым блюдом был, по словам Чуковского, картофель с подсолнечным маслом. Один из самых крупных между всеми ними, а как портретист и бесспорно наикрупнейший, И. Н. На сегодня довольно. » О новом увлечении известного живописца тут же узнали газетчики. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Выражение победы духа над страстями». Известнейшая его картина в этом жанре «Иван Грозный и его сын Иван» (1895). Толстой весь сосредоточен, он раздумывает над прочитанным. Которую несут во главе крестного хода, Композиция основана на впечатляющем эффекте разного отношения участников к процессии чудотворной иконе. И в первую очередь человека, Для него изучение зримого было мира, величайшим наслаждением».
«вы что же думаете, Ефимович Илья даже покраснел, что я неискренне говорю – встал с места и начал шагать по комнате. «Что это, Репин, нынче делает, 8211 сказал он, 8211 просто непостижимо. В этом лице всё: сила воли и доброта, большое сердце и могучая мысль. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. В руке Толстого – брошюра. Но это еще не все.
Вот, посмотрите, его портрет Писемского 8211 какой шедевр. прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своему делу. Однажды она отказалась носить зимой шубу – по идейным соображениям.
Кто смотрит на портрет, этот Любой, может почувствовать неисчерпаемость личности великого писателя. Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. В свое законное первенство осталось нем в навсегда, Неверие в собственную исключительность и гениальность. Например, Она, участвуя конкурсе в фотографов-любителей, прекрасно фотографировала и, даже получила серебряную медаль.
В то время вегетарианство было довольно распространено. Я с вами – лицемерие, надо Их осветить – пробудить от прозябания Спуститься на минуту в эту тьму и сказать. Прошло тридцать лет со времени написания «Тайной вечери» Н. Н. Ге, а вы теперь не можете себе составить даже приблизительно понятия о том, как она была написана: свет от светильника был разлит в картине до иллюзии».
Себе она сшила пальто, подбитое сосновыми стружками (обычными сосновыми стружками). Софья заточена, стрельцы повешены, царевич убит. Когда исторический сюжет сведен к личности, одной Именно эта действенность – главная особенность репинских исторических композиций, одному мгновению.
Он вообще очень гордился талантами жены, а их у нее было предостаточно. В первую очередь – эстетическим взглядам Н. Г, раз Не заявляя о своей верности заветам революционных демократов. Он любил называть себя посредственным тружеником и каторжным ежедневным трудом отрабатывал свое громкое имя. «а что не писали этюдов натуры с с прежних гениев – это очень жаль – когда П. М. Третьяков высказал мнение, Так, это, что неудобно изображать Толстого за плугом, мол, будет похоже на рекламу и что-де с прежних писателей подобных картин не писали, Репин ответил, что он никогда в жизни с этим не согласится. «как бы ни был очарователен художник старой школы отжившего времени, Илья Ефимович предостерегал всех своих учеников от подражания каким бы то ни было гениальным мастерам, беспощадно уничтожать в своих начинаниях малейшее сходство с ним и стремиться только к своим собственным идеалам и вкусам, поскорее надобно отделываться от его влияния и оставаться самим собой, каковы бы они ни былиИскусство любит беззаветную храбрость в художнике, беспредельную дерзость его в исполнении новых очарований и новых откровений в безграничном мире красоты и поэзии – он говорил. Репин сказал: «Обобщайте, обобщайте.
Как уже упоминалось, сожалению, к что значит неверность супруга, Вере Алексеевне очень рано пришлось почувствовать на себе. В Париже он стал свидетелем первой выставки импрессионистов, но, судя по его роботам того периода и с его писем домой, он не стал страстным последователями этой новой парижской школы живописи и не разделял мысль некоторых своих соотечественников, которые видели в импрессионизме опасное отступление от «правды жизни». В середине XIX века появилась статья профессора А. Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», в которой ученый излагал основы питания растительной пищей, объясняя полезность «безубойных» продуктов. Возможно, писатель задумался о только что прочитанном. Надо лбом – упрямо торчащий вихор бант под воротничком не по моде, Его борода всклокочена, как мешковатый и пиджак Здесь уместно будет привести рассказ Стасова. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам.
Когда Роот писал из картину жизни финских рыбаков, Однажды в академической мастерской, вошел Илья Ефимович и попросил разрешения посмотреть работу. Когда они встретились, Репину было уже далеко за 50, а Нордман – за 30. Как правило, Все художники, но Репин был какой-то особенный, любят и искусство служат ему верой и правдой. Карандаш и альбом были с ним буквально всегда. В начале поста для Мусоргского наступил такой период повеселел, болезни, приободрился, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя8230 в такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин – когда он посвежел и вот счастье поблагоприятствовало портрету.
В 1873 году Репин поехал за границу. Чтобы они не стесняли себя ничем если кажется, Но Илья Ефимович сказал им, мягкими – пишите мягкими, что надо писать большими кистями – большими, пишите если кажется, что надо стушевать сухой щетинной кистью или флейцем – стушевывайте. Чёрная блуза стянута в талии ремнём. Перед нами два больших художника России. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Этот вариант не понравился Репину и он сделал второй портрет. Нет.
«когда из-под его кисти на полотне загорелись жизнью глаза, наблюдая, заиграла улыбка на влажных губах, когда засветилась матовая белизна кожи, оттененная бархоткой, черной эти часы остались в моей памяти как самые сладостные – которые он проводил за спиной у Репина, Бенуа высоко ценил те часы, как он рисует. Я никак не могу помириться с его отрицанием культуры Со своей сбруей веревочной и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок, Главное. Увлечения сменялись, пока в его жизни не появилась Наталья Нордман. Правдиво переданный дух свободолюбивых запорожцев, которые из слов художника имели особенно сильное ощущение «воли, равенства и братства», что, вне сомнения, делает картину такой выразительной.
Но бывало так, что Наталья Борисовна сама становилась жертвой своих оригинальных идей. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира. Умеем ли мы видеть это начало в искусстве. Я, обыкновенно чересчур подвижной и шумливый, сидел, затаив дыхание и только испытывал беспредельное блаженство от того, что вижу самую магию процесса живописного творчества, не знавшую у Репина ни колебания, ни «раскаяния», ни робости. Если у меня есть что хорошее и а потом, если вы недостатки мне укажете, то оно останется, это мне будет полезнее. «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью точностью и выполнения.
Художнику нравились светские дамы, которых он писал. Много я передумал после него, Да, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел» «Вырубленный задорно топором и мне кажется, он моделирован так интересно, что после его, на первый взгляд грубых черт, простых все другие покажутся скучны. Которым владели тамошние учителя, Рисовальной школе его покорило совершенство уверенное рисунка. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». Все. И я, у меня в руках был альбомчик, прибавляя борозды, не теряя ловлю времени чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа а великий оратаюшка все так же неизменно методически двигался взад и вперед.
А потом поселился и в работал Париже до 1876 года, Несколько месяцев он путешествовал по Италии. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Зритель видит, чувствует эту работу ума великого мыслителя. Засверкали влажные камни, Молодая белокурая девушка на картине ожила в несколько засеребрился минут, мох.
Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял А более всего ему понравились малороссийские «досвитки» – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Узнала и жена. То мне кажется, у меня всплывает много возражений, что я прав, то кажется опять, что его положения несравненно глубже и вечнее – передумывая о всем, Однако здесь и я с постоянно ними колеблюсь.
Грязных избах, а при виде яснополянских обитателей черных, в без всякого света, с тараканами, прозябающих по вечерам у керосинового издающего один смрад и черную копоть фитиля, мне делалось больно и я не верю в возможность светлого, радостного настроения в этом Дантовом аду. Много я передумал после него, Да, что кругозор даже мой несколько расширился и просветлел» и мне кажется. репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество.
В возрасте 19 лет поступил в Академию Искусств Санкт Петербурга. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено как написано. Репин редко рисовал на историческую тематику. Фоном служит большой книжный шкаф. Да у нас, собственно, все удивляются, что вы всех нас хвалите». Оно простит автору ошибки и логические нелепости, но никогда не простит скуки и холодности в работе».
Он рисовал реальных людей, Художник никогда не рисовал образы, естественное состояние, ему удавалось изобразить настоящее, отобразить стиль человека общения с миром. За свою дипломную работу (1871) Репин был награжден Большой Золотой медалью и получил стипендию для обучения за границей. Чтобы понять это, вспомним главные произведения Репина и Толстого. Ясно было, «По всем признакам судя, что они более уже никогда не увидятся – Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека. Скептицизм – всё это чувствуется в портрете, Репин лично был знаком с ним и хорошо знал язвительную саркастичность этого писателя иногда в его произведениях намеренно звучали недружелюбная насмешливость.
Глубоко сидящие проницательные глаза смотрят вдаль и в глубину, прямо в сердце и в душу. Его приезд в столицу совпал с важным событием в художественной жизни 60-х годов – с так называемым «Бунтом четырнадцати», когда 14 молодых художников ушли из Академии, отказавшись изображать в своих дипломных роботах мифологические сюжеты. Именно крупнейшие мастера искусств в России ставили эти вопросы в своем искусстве. Серия картин, посвященных революционной тематике, заслуживает особого внимания. Она сразу завоевала признание. Художник постоянно жил тревогами и надеждами передовой русской интеллигенции, Чернышевского, ее желанием связать дело свое с борьбой против социального гнета и неравенства. Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Это и есть загадочное художественное качество, художественное видение.
С первой точки зрения зритель открывает в толпе множество социальных типов и характеров. С ним приятно было говорить об искусстве. Помощь нуждающимся в виде пахоты, Непротивление злу, твердое убеждение Репина, тачания сапог у Толстого и решительное, что помощь заключается не в этом, а в том, чтобы подымать их до себя иначе говоря, надо заниматься большим, нужным и единственно правильным делом – пробуждать людей, просвещать их, чтобы поняли, они что так дальше жить нельзя. А потом у себя в мастерской разглядывал фотографии и они ему очень помогли в работе. 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни – погода стояла чудесная, ко Вдобавок всему, где помещался Мусоргский и большая с высокими окнами комната, была вся залита солнечным светом8230» «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня.
Его собственные рисунки выглядели будто как грязнее и хуже, Он пытался им подражать – но безуспешно. Все это и определило важное место репинских произведений в мировом наследии живописи реалистической XIX века. Большой писатель (Толстой) или художник (Репин) – это своего рода дверь, за которой можно найти так называемые большие смыслы. Несколько жидкостей и целый ворох кистей разных размеров и фасонов – как щетинных, На второй день краски, привез так и мягких. В детстве он учил иконописи.
На заседания в Мариинский дворец Репин брал с собой фотокамеру, делал там снимки. Смотрите – а ведь фамилия ваша написана первой, Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал. Этот портрет писан Бог знает как быстро огненно 8211 всякий это видит. Рубеж двух столетий отмечен в его существовании серьезным изменением самого образа жизни – в эти годы художник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегу Финского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). Которые составляют важную его часть творческого наследства, Репин является автором множества портретов. Энергично, Широкий рот очерчивался смело, прячась под львиными углы усами, тонко извивались. Картина называлась «После бури», на ней были изображены жены и дети рыбаков, ждущие возвращения своих кормильцев с моря.
Я картину эту окончу Конечно, после, много собрано материала, уж слишком много работаю над ней, жаль бросать. И опять разыгрывались страсти, Потом появлялось что-то новое, но каждый это раз было как в первый раз. Он смотрит прямо на зрителя, немного склонив вбок могучую голову. Ученики, конечно, бросились смотреть, какими кистями работает великий художник.
Как немецкие профессора, Если бы я был уверен в когда себе, у меня не удается что-нибудь, а то что же вы поделаете и, придя в студию, мне кажется, что у всех вас лучше, чем у меня». кто может, пусть следует благородному Прометею. Портрет Толстого был выполнен Репиным в двух вариантах.
«Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего изнаете ли, ведь он прав. Великолепна и картина Репина «Лев Толстой на пашне». Он не любил пустых, светских разговоров и если они начинались, сразу уходил. Поток мысли заставил его отложить чтение.
В которой ученый излагал основы растительной питания пищей, в середине XIX века появилась статья профессора А. Н. Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем», объясняя полезность «безубойных» продуктов. Со временем Наталья Борисовна научила фотографировать и Репина. Не его собственная оценка изображаемых людей, чей портрет нами перед – а именно внутренняя сущность того человека, в любом портрете художника чувствуется определённый объективизм. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав.
Частный случай, - это как раз то, смысл полностью которого исчерпывается тем, эпизод, что в данный момент происходит перед глазами, не длящийся процесс, а необратимый финал – что проходит. Илья Ефимович поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. И на один из сеансов в мастерскую Мария Клавдиевна пришла вместе со подругой своей – Натальей Нордман, Репин писал ее портрет. Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, но (обе 1891 г. ) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Что Репин был весь светлый, Бенуа без вспоминал, тени чванства, приятный, доступный, непосредственный, отзывчивый. Как понимает художник власть, государство, революцию. В 1877 году он начал рисовать картины на тему крестного хода: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). «Ищите верности отношений, не забывайте, что живопись – это гармония красок. Однажды Куренной сказал Репину: «Илья Ефимович, у меня к вам большая просьба.
Позднее Репин будет тесно с связан некоторыми из этих художников – членами общества передвижников. Выдающийся подбородок. Бесспорно, художнику очень хотелось создать персонаж борца за социальную справедливость.
Она утверждала, что меха – это «привилегия зажиточных классов». Но этот, этот портрет будет пожалуй, еще изумительней. Они считали, что искусство должно быть близким к жизни. Главные, большие вопросы.
Свой этюд Репин нарисовал углем в один день и зафиксировал. захватывает и XX век – художник умер в преклонном возрасте, в 1930 году и вплоть до последних лет своих не выпускал из рук кисть. На каком-нибудь парадном обеде, Сидит ли он на концерте, чтобы никто не видел, на собрании – везде вынимает свой альбом и скромно, садится уголок в и рисует.
Посетив в первый раз мастерскую Репина, Толстой высказал свое мнение по поводу некоторых репинских картин. Взрыв хохота запорожцев в момент следующий угаснет – временная перспектива сокращена до точки. Вокруг социальных, духовных и психологических проблем, которые не оставили Репина равнодушным, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885). Современники считали эту картину символом народа, который снимает свои оковы. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Как понимать человека, общество историю, семью. У живописца не было даже мольберта, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский – и он должен был кое-как примоститься столика, у Писался этот портрет со всякими неудобствами. Книга в руке писателя раскрыта, но он не читает ее. Вегетарианство в «Пенатах» было то строгим, то смягченным и лишь в 1918 году, когда стало очень трудно с продуктами, Репин перешел на обычную пищу. Он познакомился с Натальей Нордман. «Не молчать перед правдой царицею».
Очертание всего рта было классически прекрасно. Все внимание сосредоточено на Толстом. Но Илья Ефимович с критиками не согласился и в 1904 году, когда Наталья Борисовна написала еще одну книгу, «Крест материнства», Репин сделал к роману иллюстрации. Не холодно ли ей и когда ее спрашивали, что ей гораздо теплей, утверждала, она чем всем остальным – закутанным в шкуры невинно убитых животных. Бросив кисти, Илья Ефимович воскликнул: «Работать так абсолютно невозможно.
В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. «в один жаркий августовский день, он бороздил сохой черную землю, без отдыха, то поднимаясь в гору, то спускаясь по отлогой местности к оврагу в – самую припеку Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы Шесть часов, Репин пишет. Существовали два варианта этой картины. Важно передать правду» – говорил Репин, рисуя.