Нищих, в образной трактовке простых людей, видящим и нравственное превосходство народа, странников Репин остается гуманистом реалистом и и его заблуждения. Не доносчик ли. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Впустившая человека – ссыльного, в дверях все еще стоит горничная, но которого ждали не в семье, о котором помнили. Репин придавал портреты, Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, артистическим началом (Э, модели которых – обычно люди с выраженным ярко творческим. Беседовал с ним об искусстве, Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, советовал писать больше с натуры, о жизни. Их изображеshyния вразных ракурсах, Это былипортреты бурлаков, виды Волги простозарисовки и местных житеshyлей.
Меланхолично покуривая трубку не и утруждая себя чрезмерными усилиями, Следом за ним, как жердь, спокойно шагает длинный, бурлак в шляпе. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Который сразу заметил талантливого юношу и стал его другом и наставником на долгие в годы, Рисовальной школе при Бирже он встречается с И. Н. Крамским. В 1877г.
Они считали, что искусство должно быть близким к жизни. Терещенко). В жаркий полдень широкой по пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия.
Передвижники). Пытаясь передать неуловимые эмоции встречи, Художник тщательно работал над картиной, который совершил преступление врамках страны, атакже ивнутренний страдания стержень человека, воблаго своим праведным принципам. Как надо жить, тебя не научил я, Но покажу, как надоумереть.
Он идет прямо к матери. Много учился на написании портретов близких и друзей. Угасший человек встает перед глазами и уже не больной, глубокий, человек а большой души и доброго сердца, думающий, натура широкая, богатырская. О чванливых барах и других хозяевах деревни, Это произведение стало целой поэмой о бедности и забитости народа и угнетённый обманутый, в нём бичевались мерзости существующего строя и прославлялся народ, но великий и могучий.
Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Старушку-мать и сидящую у рояля молодую женщину, Не случайно Репин написал в женщин, тёмных траурных платьях. В которых ничего духовного уже не осталось, вложил Репин в портрете свое представление о некоторых духовных наставниках. Еще будучи в Академии, Но уже тогда, которое сразу поставило молодого в художника один ряд с прославленными русскими мастерами, он задумал и написал грандиозное полотно Бурлаки на Волге.
Борющийся против далёкого от академического жизни искусства, Репин выступил как художник-демократ. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Все в нем – мясистое, обрюзгшее лицо с властным тяжелым взглядом маленьких, заплывших жиром, глаз, крутой изгиб широких бровей, большой, потерявший форму, нос, нависающий над чувственным ртом, тучная фигура с бездонным чревом, на котором покоится короткопалая крепкая рука, – обличает грубую, примитивную, но сильную и непреклонную натуру, далекую от христианских идеалов, от постов и смирения, преисполненную всех греховных помыслов и страстей земных. Ученики Репина – И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. В 1872 г. получил и большую золотую медаль за программу "Воскрешение дочери Ипира". Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. И только горничная, чуshyжойчеловек, равнодушно смотрит на пришельца.
Что было на холсте за четыре месяца и Репин вот безжалостно стер все и начал все сначала. Картина была написанабыстро, с воодушевлением. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В центральном произведении цикла – Не ждали – изображена возвращения сцена ссыльного домой. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Работал весь день, не замечая времени. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Возвращается в Россию летом 1876 года.
А кажется, Напротив на опрокинутой бочке широкоплечий казак – виден только затылок, его слышен громовой хохот. Где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление, с 1893 г. Репин за путешествует границей. Писал портреты, жанровые и исторические картины. И с тех пор он не с расставался ними, Тронька подарил краски Илье, даже во время болезни, рисовал постоянно. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Так ли это – судить зрителям. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Равных произведениям 70-80-х гг, в поздний период при отдельных удачах Репин уже создал не картин. Он рисовал реальных людей, Художник никогда не образы, рисовал естественное состояние, ему удавалось изобразить настоящее, отобразить стиль общения человека с миром. Сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, а вот дидок широко открыл рот, заглядывает в за письмо ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове, ухмыляется. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
XIX века. Склонность к психологическому драматизму в обрисовке ситуаций и сказывается в исторической живописи Репина. Его интерес к прошлому определялся вопросами, поднимавшимися современностью. Называл его «гнусным варваром», отрицательно относился Николаю к второму, мечтал «что эта мерзость рухнет», «высокодержимордием». От беспросветной материальной нужды, Они ждут от иконы исцеления тяжелого от недуга, свершения надежд и чаяний. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Бесспорно, художнику очень хотелось создать персонаж борца за социальную справедливость. Не раз доходил до самого Царьграда и такого пускал туда дыму, Он заклятый враг турецкого султана, он точно понюхал табаку с тертым стеклом, что султану чихалось.
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Но вместе с тем имеющие значениесобирательных образов, типических Наобоих изоshyбражены вполне конкретныелюди. Этюд получился превосходный. Крамского, И. С. Обострившимися чертами, Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо с царя застывшими. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
Манера держаться подчеркнуто просты, облик Весь Толстого, будничны, обыкновенны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы важным шагом в овладении пленэрной живописью ( Пленэр) были пейзажи этого периода (Дорога на Монмартр в Париже, 1876, ГТГ). В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие изумления, недоверия, радости безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Который стоит у окна и, Может быть доносчиком и тот человек, смотрит на пропагандиста, заложив руки спину, за – это, вероятно, хозяин избы. Онотказался от пряshyмолинейногопротивопоставления и все вниманиесосредоточил одshyних на бурлаках.
Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Испестрившие белое одеяние Солнечные писателя, зайчики, траве, прыгающие повсюду – по одежде, листве деревьев – придают картине неизъяснимое очарование. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
В картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 1891, ГРМ)иная мысль, свзанная с поисками жизнеутверждающего идеала, героических характеров. Одна из главных тем жанровых полотен Репина типичные моменты жизни русского революционера-народника («Арест пропагандиста», 18801892 «Отказ от исповеди», 18791885 и «Не ждали», 1884 1888, все в ГТГ). Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Скорее мужика, Чисто русское лицо, некрасивое, барина-аристократа, чем с неправильными чертами, но очень значительное, умное подтянутая пропорционалная фигура, в которой проглядывает своеобразное изящество и свободная естественность хорошо воспитанного человека, – такова характеристика внешности Толстого, которая делает его непохожим ни на кого другого. Жил в Москве и Петербурге последние годы жизни – в Куоккале, на Карельском перешейке. В детские и юношеские годы будущий художник испытывал нужду и лишения. Тронька и принес с собой краски, Однажды на праздник Репиным к пришел двоюродный брат Ильи. Гостя в Абрамцеве, в 1878 году, как турецкий султан писал к запорожским казакам и требовал от них покорности, Репин услышал рассказ украинского о историка том.
В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Репин (Илья Ефимович) – известный художник, художник исторических и бытовых сцен и портретный родился 24 июля 1844 г. Живописи стал обучаться на 13-м году в Чугуеве у И. Бунакова в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге и скоро показал большие успехи, так что в 1869 г. был уже награжден малой золотой медалью за картину, написанную на тему "Иов и его друзья". Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много других, которые отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. Позволявшие современникам считать Репина отступником от идей демократической эстетики, в его статьях и проскальзывают письмах мысли, но к концу 90-х гг. Репин придавал бытовому жанру то высокое значение, Изображая героическое и возвышенное в рядовых жизни людей, которое до того имела лишь историческая живопись. Чтовпечатshyление совершенной правды, которое при возникает рассматриваниикарshyтины, Абсолютно очевидно, нетолько от композиционного построения, но и от колористического решения, зависит не только отхарактеshyристики каждого образа.
Отрекшись от прошлого, Герой картины, а понимания и оправдания необходимости той жертвы во имя долга перед народом, ждет не сострадания и прощения, который когда-то его заставил покинуть родной дом. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Вероятно, Это он, подбоченился, под общий хохот сказал крепкое закурил словечко, трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. В центральном произведении цикла – Не ждали – изображена сцена возвращения ссыльного домой. Духовных и психологических проблем, Вокруг социальных, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» которые (1879-1885), не оставили Репина равнодушным. Последним значительным историческим произведением Репина была картина Запорожцы пишут письмо турецкому султану (1878-91, ГРМ), главным героем которой стал свободолюбивый народ.
Возвышают ее над Они мелкими, очищают его душу, послужившими причиной его гибели, недостойными человека страстями. Поп-расстрига, человек трудной судьбы, Прообразомдля него послужил сохранивший Канин ив бурлацshyкой лямке душевную кротостьи стойкость. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. А другой, Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, в с шапке красным верхом, черноусый, от восторга грохнул его кулаком по спине. Картина «Бурлаки на Волге» (1870-1873) стала первой великой работой, которую Репин создал после окончания Академии. За окном летний день. Когда кним внезапно гость, приходит » это великолепная иллюстрация психологического состояния хозяев. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. И его жест, каким он (вкоторый раз. ) поправляет лямку, воспринимается почти символически, пословам Стаshyсова.
Когда тело его, Он наслаждался зрелищем отдыха великого человека, а может быть, утомленное и годами, проделанной физической работой, нуждалось в отдыхе, а неустанный и бодрый дух настойчиво требовал пищи для своей непрекращающейся деятельности. Проницательные глаза, Строгие, сердито насупленные брови, лохматые, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его протестом искренним против всякой лжи и фальши. Тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи, Глубоко народное, творчество Репина – из одна вершин русского демократического искусства. Кажется, ещё миг и вошедшего узнают все. Купца, Характеристики привилегированной части толпы помещицы, священника отмечены социально-критической духом иронии.
Она сразу завоевала признание. Наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского, не Художник скрыл следов тяжелого недуга. Она была закончена только в 1891 году. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И бросятся навстречу тому, кого, быть может, считали уже погибшим. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена.
Ни «Бурлакина Волге», ни другие его работы этогопериода не могут идти в сравнение с«Крестным ходом», настолько здесь широкои правдиshyво, а главное, художественноубедиshyтельно показано истинное лицопоshyреформенной России, ее социальноенеравенство, общественная неспраshyведливость, притеснение и моральshyное унижениепростого народа. Модели которых – обычно люди с ярко выраженным творческим, это – графические портреты, артистическим началом (Э. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Тогдаже Репин создал блестящую по живописиработу «Протодьяshyкон», портрет дьяконаИвана Улаshyнова, могучего человека, чревоугодshyника и сластолюбца. А потом поселился и работал в Париже до 1876 Несколько года, месяцев он путешествовал по Италии. Вокруг социальных, духовных и психологических проблем, которые не оставили Репина равнодушным, отображается в его роботах «Не ждали» (1884) и «Отказ от исповеди» (1879-1885). разныелюди, разные судьбы. Но вскоре Репин изменил его.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. По словам Репина, к вечеру картина, что у него проходила какая-то по дрожь спине, была так впечатлительна. Готового вот-вот разрядиться в шуме счастливых, сцена Вся полна необычайного напряжения, радостных возгласов. сообщал РепинКрамshyскому. А также критик В. В. Стасов, в годы учёбы на формирование Репина как художника большое оказали влияние Крамской и другие члены Артели художников.
Убийство свершилось. Успех картины превзошел всеожидания. В её живописном строе проявилось высокое мастерство Репина, в строго продуманной картины, композиции яркое солнечное освещение, передавшего световоздушную среду, добившегося необычайной жизненности сцены.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Откинувшись назад, Царевна стоит у окна, скрестив руки груди, на с распущенными волосами, побежденная, но непокоренная. Он не привык к лямке, все пытается ее поправить, но это емумало помогает. Написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего – юбилея в 1901 году художник получает правительственный заказ. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции).
Репин создал целую галерею ярких представителей образов разных социальных сословий и классов пореформенной России, Изображая толпу. Он писал иконы и портреты, чтобы заработать деньги. Как расскаshyзывалсам художник и вотнезадолго до вспомнил конкурса, он свое детство, умершую любимую сеshyстру. «Четырегода тому назад, писал Крамской, Перовбыл впереди всех, еще тольshyко четырегода, а после Репина «Бурлаков» онневозможен. Пенаты, где он умер и похоронен, с 1940 Меморальный музей Репина имеется также в Чугуеве.
После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в По возвращении Репина в 1876 г. из поездки во Францию начинается период высшего расцвета его творчества. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Третьякова, И. Н. Под деревьями в тени, Толстой лежит в уютном месте, белым, укрывшись на своем синем халате. Его сосед слевамогуshyчийи добрый богатырь, справа (поshyзировалматрос Илька) озлобленshyный человекс тяжелым взглядом исподлобья, рядом сними, еще полshyными сил изможденноелицо обесshyсилевшего человека, еледержащеshyгося на ногах- В центре всейгрупshyпы совсем еще юный бурлак, вперshyвыеидущий бечевой. Репин сначала в Чугуеве, а затем в Москве увлечённо работал над крестьянской темой (Проводы новобранца, 1879, ГРМ), раскрывая в некоторых произведениях социальные противоречия в жизни русской деревни (В волостном правлении, 1877, ГРМ). Картина не получалась.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Видно ее мертвенно-бледноелицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света, ворвавшиshyмися в полумрак комнаты, Особенно леваяполовина удачна холста в желтоshyватыхотблесках свечей вырисовыshyваетсяложе умершей. Для передачи которых Репин пользовался и чистыми светлыми цветами, Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом и светом, составляющими единую цветовую гамму. Все заняты. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Наскольshyко правдивосумел он передать цветовое многообразиепразднично толпы, одетой КартинаРепина убеждает, отблеск свечей вфоshyнаре при ярком свете дня, блеск золотогоубshyранства иконы, скромshyнуюкоричневато-серую одежду простогонарода. За ним другой – с торжеством протягивает руку связкой со книг, Угодливо склонился над приставом сыщик. Кажетshyся, что силуэты идущихсливаются в единую цельную группу.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Мудрец и философ, весь заросший волосами, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь – по словам Репина, первом в ряду бурлаки-коренники. В 1870-73 после поездок на Волгу и длительной работы над этюдами Репин в картине Бурлаки на Волге (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест.
Пленэр) были образов, ярко отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в ГТГ). Репин работал и в области исторической живописи. В семье военного поселенца, Илья Ефимович Репин родился 1844 в году в маленьком украинском городке Чугуеве. Картина "Дуэль" обратила на себя внимание у нас и за границей. Но сколько в нем огня, Он начинает только свою бурлацкую жизнь, как сердито смотрят его глаза, задора, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Вроли нежданной гости изображена девушка, Впервом, более позднем иболее известном варианте политический ссыльный, который вовтором, внезапно возвратился домой.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Замысел вполнев духе обличительной живоshyписи 60-хгодов. Художник стремится показать исторических героев в мгновения душевной предельной напряженности. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. По возвращении в Петербург Репин стал деятельным членом товарищества передвижных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. Из его картин последовательно появлялись на выставках товарищества: "Правительница Софья Алексеевна в монастыре" (1879), весьма энергичная фигура, "Крестный ход в Курской губернии" (1883) – картина, полная народных типов (в галерее Третьякова), "Не ждали" (1884) – возвращение из ссылки, одно из лучших произведений художника по бытовой живописи, "Иоанн Грозный и его сын Иван" (в галерее Третьякова), картина, обратившая на себя внимание кровавым реализмом и психическим моментом (1885).
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Упомянем еще о сильно выраженном гоголевском типе "Поприщин" (1882, принадлежит Ф. А. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Самойлова, М. С.
Оконченную в 1872 г. Эта картина, Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов и по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину "Бурлаки на почти Волге", страдальческий физический труд бурлаков изображающая тяжкий, тянущих барку, произвела сильное впечатление на публику и критиков искусства. Репин показал сложную гамму переживаний членов семьи, встречающих отца, сына, мужа. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Озорной мальчишка, а вот Ларька в розовой драной рубахе – нетерпеливый, когда с братом Репина попал под колесо который парохода, чуть не потонул.
В «Не ждали» правдиво запечатлена яркая страница жизни и быта демократической интеллигенции 70-80 гг. За свою дипломную работу (1871) Репин был награжден Большой Золотой медалью и получил стипендию для обучения за границей. В этой картине Репинаудачнее, чем у кого бы то ни было, выраженовсе то, к чему стреshyмились егосовременники: и могуshyчее «хоровое»звучание темы. Перова, Продолжая обличительные традиции Федотова, чванливыми, Репин хозяев изображает жизни высокомерными, хитрыми, циничными, далекими от чудотворной иконы. Переполнившие ее, Она из последних сил сдерживает бессильный гнев ярость и некрасивом лице, написанные на ее грубоватом.
Его приезд в столицу совпал с важным событием в художественной жизни 60-х годов – с так называемым «Бунтом четырнадцати», когда 14 молодых художников ушли из Академии, отказавшись изображать в своих дипломных роботах мифологические сюжеты. В Париже он пишет "Парижское кафе" и сказочного "Садко". Эта тенденция достигает кульминации в картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, ГТГ). Репин написал множество прекрасных портретов из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и Михаила Глинки (1887) в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой, Н. И. Как родниковая вода, Но за этим всем очень яственно видны чистые, все понимающие глаза приковывают внимание его высокий, печальные, открытый лоб, по-детски нежные, доверчивые губы.
Тесно связанное с передовыми своей идеями эпохи, Глубоко народное, творчество Репина – одна из вершин русского демократического искусства. Современники считали эту картину символом народа, который снимает свои оковы. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Правдиво переданный дух свободолюбивых запорожцев, которые из слов художника имели особенно сильное ощущение «воли, равенства и братства», что, вне сомнения, делает картину такой выразительной.
В 1873-76 в Италии и Франции Репин ознакомился с искусством Западной Европы шагом важным в овладении пленэрной живописью (см. Все элементы картины правдиво и точно характеризуют среду, людей их душевное состояние. Но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости, Фальшивому благочестию сытой противопоставлена публики глубоко искренняя. Эту картину Репин рисовал 4года, примечательно, что укартины есть два варианта. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
Берег Волги. Пластическая мощь и широта живописи картины были в то время новаторством. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Содержание картины помимо конкретного исторического правдоподобия ситуации и характеров, говорит о «вечной» коллизии наказания деспота мукой раскаяния за невинно пролитую кровь. В 90-х гг. Сочувствуя революционерам, видя в них героев борьбы за народное счастье, он создал целую галерею образов, ярко отразив и силу и слабость разночинского революционно-демократического движения (Отказ от исповеди, 1879-85, Арест пропагандиста, 1880-92, Не ждали, 1884-88, – все в ГТГ).
Но исильным духом, Бурлаки уРепина не только угнеshyтенные, Репин видит в трудовомнароде стойкие и независимые характеры. Для того чтобы эта мысль стала еще яснее, Репин использовал своеshyобразныйкомпозиционный прием, выносshyливые люди. Подобно совреshyменникам своим Савицкомуи Мясоедову. В конце 70-х – начале 80-х гг. С 1896 г. Репин профессором-руководителем состоит в одной из учебных мастерских в преобразованной Академии Художеств. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (18801883, ГТГ). Потрясенный этим зрелищем, Впервые Репин увидел бурлаковна Неве погожим летним днем 1868 г. Тогдаже измученных, в показав лохмоshyтьях бурлаков и рядом наряднуютолпу праздных дачников, он решилнаписать карshyтину. Он выбрал довольнонизкую линию горизонта, отчего фигурылюдей поднялись словно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяshyютсяна фоне голубого неба и желshyтовато-голубоватыхдалей.
Репин много работал над темой революционного движения. «А типпреинshyтересный. Репин вернулся на прежние позиции. Репин считал сам эту картину красивой.
Признание семьей гражданского подвига отца, брата, сына выдвигается Репиным как проблема имеющая широкое общечеловеческое значение. С нее, как говорил сам художник, пошла его слава по всей Руси великой. Бурлаки на Волге (ГРМ) пришёл к глубокому и яркому истолкованию жизни бурлаков обличая эксплуатацию народа, он одновременно утверждал скрытую в нём силу и зреющий протест. На свой «страх и риск» в 1863 году Репин приехал в Петербург. Оставаясь сПеshyровым во Для главе», всех стало очевидным, что уже неshyвозможно остановиться хотябы на маленькую станцию.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Для передачи которых Репин пользовался чистыми и светлыми цветами, Композиционное построение картины обусловлено психологическими взаимоотношениями героев картина напоена воздухом светом и составляющими единую цветовую гамму. Когда он увидел, маленького Восторгу Ильи не было конца, алый арбуз с черными семечками, как на его глазах серый безликий рисунок превращался в сочный. Которые составляют важную часть творческого его наследства, Репин является автором множества портретов. Таким оно становится благодаря переполняющим чувствам царевича – жалости к отцу и прощения.
За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. В детстве он учил иконописи. Гаршина, В. В.
Кто сразу привлекаетк себе внимание, бурлак лицом с мудрецаи ясным кротким взглядом, Первый. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Репин в детстве очень увлекался вырезыванием из бумаги лошадок, которых приклеивал к оконному стеклу, вызывая простодушные восторги зрителей.
Жанровая картина, каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, приобрела монументальный характер, став обобщенным изображением современной жизни, не только раскрывающим противоречия действительности, но утверждающим народ как положительную силу общества. Каждый из героев которой наделён индивидуальной характеристикой, Жанровая картина, став обобщенным изображением современной жизни, приобрела монументальный характер, не только раскрывающим действительности, противоречия но утверждающим народ как положительную силу общества. С конца 70-х годов начинаетсярасцвет творчества Репина. Резко поshyвернуласьк ссыльному жена (страshyдания и радостьотразились на ее лице) с ликующимиглазами потяshyнулся к отцу гимназистдевочка, не узнавшая вошедшего испуганносжалась. Чудища, Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, зеленоватая вода, вся рыбы, пронизана солнечным светом. Вполне владеязаконами пленерной живописи, Репинсумел «Отказ от исповеди» (18791885)относится к лучшим работам этого цикла. Непосредственным поводом для созданиякартины послужило стихотворение«Последняя испоshyведь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародshyническом журнале «Народнаяволя» в октябре 1879 г. В этом драматизиshyрованномстихотворении приговоshyренный к казниреволюционер откаshyзывается от исповедии бросает в лицо священнику гневные игордые слова: Я кафедру создам из эшафотаИ проповедь могучую безмолвно В последнийраз скажу перед толпой. Второй, завершенный в 1883 p., стал более известным. Однако наряshyдус истинно трагическими нотами в нейнастойчиво звучат и другие.
Боярскую шапку, Случайно ему удалось приехавшей у купчихи достать шубу с лисьим воротником. По возвращении из-за границы, в Чугуеве, Репин создал портреты, отличающиеся исключительной силой типизации (Мужик с дурным глазом, ГТГ, Мужичок из робких, Горьковский художественный музей, Протодьякон, ГТГ, – все 1877). По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Воображениезаработало. Позднее Репин будет тесно связан с некоторыми из этих – художников членами общества передвижников. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Наблюдательность и страстный темперамент художника, умение использовать позу, жест модели для её образно-эмоциональной характеристики отчётливо проявились уже в ранних работах Репина (портреты Р. Д. Хлобощина, 1868 и В. А. Шевцовой, 1869, – оба в ГРМ Воскрешение дочери Иаира, 1871, ГРМ).
Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабеваютhellip Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
После нескольshyкихпеределок к весне 1873 г. рабоshyта былаокончена. Щепкина, баронессы Искуль и многих других. Книгу о костюмах разных эпох, Репин просит своего друга Стасова прислать ему из России былину о Садко, можно как больше рисунков морских растений и рыб. Длятого чтобы соshyбрать материал, художникдважды ездил на Волгу. В свою семью из далёкой ссылки, вызвавшее у всех участников сцены глубочайшее смятение чувств, а может быть и с каторги неожиданно возвратился сын, муж, отец – одно только краткое мгновение, Пусть в картине Репина запечатлен только один момент, – любому зрителю ясно. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Нужно было быть блестящимпсиshyхологом, чтобы суметь выразитьтаshyкое сложное переходное душевноесостояние людей: неуверенные, робкиешаги вернувшегося (он еще не знает, какего примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, приshyвставшей навстречу сыну (онавсеshyгда боялась, что не доживет доэтой минуты и теперь словно бы боитсяповерить счастью).
Существовали два варианта этой картины. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В руках шапка, На нем темный крестьянский армяк, лицо бесконечно усталое и в же то время радостное и тревожное – как-то его примут. Науки и культуры, Вслед за В. Г. Перовым и И. Н. Крамским Репин продолжает создание галереи образов выдающихся представителей общественной русской мысли.
Весь потянулся к нему, Узнал его и исподлобья мальчик, – она не помнит отца, а маленькая девочка смотрит испуганно. Она поражаетпсихологизмом, реальностью и дажеиллюзорностью. Вместе с тем хуshyдожнику удалосьнайти правильные соотношения цветов иобъединить все эти сочные краски вединый анshyсамбль. Известнейшая его картина в этом жанре «Иван Грозный и его сын Иван» (1895). Еще одна известная картина, выполненная в этом жанре, «Ответ запорожских козаков султану Махмуду IV» (1880-1891).
Серия картин, посвященных революционной тематике, заслуживает особого внимания. Дузе, уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). При работе над большими полотнами он обращался систематически к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Из которых особенно укажем на портреты Франца Листа и Михаила (1887) Глинки в разное время были выставлены им портреты Стрепетовой, Репин написал множество прекрасных портретов, Н. И.
После чего отправился в путешествие по Италии и Франции, поступил Репин в Академию художеств и закончил её с золотой медалью. Ученики Репина – И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский, Кустодиев и многие другие. Не видим, Мы не видим ее лица, но вся ее фигура в черном платье, какими глазами смотрит она на сына, рука, слегка на опирающаяся кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Эти работы подготовили Репина к созданию полотна Крестный ход в Курской губернии (1880-83, ГТГ), в котором ему удалось показать многообразие жизни пореформенной России, сложность существующих в ней социальных отношений. Помутневшие, с поразительной естественностью Репин передал одутловатое от болезни лицо, спутавшиеся мягкие волосы, словно выцветшие глаза.
Ведь возвращения с царской каторги не ждали, попавший туда обычно не возвращался. Так напряженно – с мукой такой ожидания смотрят родители девочки на Христа, Сейчас произойдет чудо – оно не может не произойти. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. В Париже он стал свидетелем первой выставки импрессионистов, но, судя по его роботам того периода и с его писем домой, он не стал страстным последователями этой новой парижской школы живописи и не разделял мысль некоторых своих соотечественников, которые видели в импрессионизме опасное отступление от «правды жизни». В лучших своих портретах В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» повадкой, осанкой, темпераментом портретируемого лица. Насыщенная композиция и глубокий психологизм в создании оказывают образов незабываемое впечатление на зрителя, Экспрессивная.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Больных людей, Им противопоставлены образы простых обездоленных, честные, показанные художником с большой теплотой и симпатией – искренние, с чистой душой светлыми и помыслами. С огромной силой убедительностипоказал Репин одиннадцать бурлаshyков. Медленно, друг за другом, они словно быпроходят перед зритеshyлем. С первой точки зрения зритель открывает в толпе множество социальных типов и характеров. Там он и умер в 1930 году.
Картина Иван Грозный и сын его Иван (1885, ГТГ), поражающая силой переданных в ней страстей и экспрессией их выражения, прозвучала как обличение деспотизма. оннаписал два превосходных портрета своихземляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Муshyжичок из робких»). Стасов присылает ему все, что он просит. Комната небогатой интеллигентной семьи. «Портрет хирурга Николая Шрогова» (1881), Такие «Портрет композитора Модеста Мусоргского» (1881), «Портрет поэта Афанасия Фета» (1882), «Портрет писателя Алексея Писемского» (1880), «Портрет художественного критика Владимира Стасова» (1883), «Портрет Льва Толстого» (1887) и много которые других, отличаются силой визуальных характеристик и четкостью и точностью выполнения. Репин развивался как художник и гражданин прежде всего под влиянием таких исключительных людей в искусстве, Овладевая в Академии основами художественного мастерства, Стасов как и Крамской.
Композиция основана на впечатляющем эффекте разного отношения участников процессии к чудотворной иконе, которую несут во главе крестного хода. Впередитак былопринято в бурshyлацких партияхсамыесильные. отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Репина привлекали психологические и драматические задачи изображения сильных натур, судьбы которых связаны со значительными историческими сдвигами (Царевна Софья, 1879, ГТГ). В возрасте 19 лет поступил в Академию Искусств Санкт Петербурга. Желтоватое их мерцание и освещает девочку и Христа, у изголовья горят светильники, который уже дотронулся до ее руки. Где он оказался лицом лицу к со своими врагами, Арестованного пропагандиста окружили у столба в избе.
Репин редко рисовал на историческую тематику. Художник регулярно участвовал в выставках Передвижников. В его альбомахпоshyявились сотни рисунков.
Человек умный и на Сечи уважаемый, Пишет писарь, а сочиняют все – каждому сказать хочется свое слово. А через год перебирается оттуда в Москву, Осенью того же года художник возвращается свой в родной Чугуев. И вот уже перед нами не царь, а отец. Во главе с царём и царствующего членами дома, На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек сановников Государственного Совета. как «протест иоппозиция моshyгучей молодости противбезответshyной покорности возмужалых, сломshyленных привычкой и временем. » Страстным протестом противпоshyдобного порабощения человекапроshyникнута вся картина.
Иссушивший все вокруг, Репин талантливо изобразил томящий зной, колыхание людского моря в мареве пыльного воздуха, накаленного ослепительный блеск солнечных лучей и сверкающую на солнце золотую ризу дьякона. В 1873 году Репин поехал за границу. Вобразе Христа, в его благороднойсдержанshyности сказались, несомненно, отгоshyлоски тех впечатлений, которыеРеshyпин вынес от картины А. А. Иваноshyва«Явление Христа народу». В 80-х гг. Левее на скамье сидит, по словам Репина, местный кабатчик или фабричный и смотрит в упор на арестанта. Казалось, она спит.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В 1877 году он начал рисовать картины на тему крестного хода: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (19011903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Падающий на лицо, Рассеянный свет, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, бугристую выявляет выпуклость этого большого лба, которые от этого становятся суровее, строже. Человечным, По сравнению с ним лицо умирающего царевича выглядит гораздо умиротворенным, более живым. и глубокий психологизмкаждого образа и композиционное иколориshyстическое мастерство. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Слепому гневу, На смену безудержному, пришло сознание непоправимости содеянного, в которого припадке царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, безумный, почти животный страх и раскаяние. Идействительно» «Бурлаки на Волге»лучшаякарshyтина реалистической жанровойжиshyвописи 70-х годов, воплощениедеshyмократических гуманистическихидей того времени. Живопись их, кисть свободная недопускающая и тонкой выработки, колоритна – как и всех картин Репина, Портреты отличаются жизненным сходством. Всеэто придает картине черты монуменshyтальности, соответствующие ее идейному строю.
После 1917 Репин, живший в усадьбе Пенаты в Куоккале (с 1899), оказался за рубежом (Куоккала, ныне Репине, до 1940 принадлежала Финляндии), но не порывал связей с родиной, мечтал вернуться в СССР. Схватившись за живот руками, Рядом, хохочет могучий запорожец седоусый в красном жупане – совсем Тарас Бульба. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Пирогова, П. М.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Познакомившись с эстетикой революционных демократов, он стал её убеждённым приверженцем. Дузе, уголь, 1891, ГТГ), а также впечатляющие остротой социальных характеристик при скупости живописных средств портреты-этюды к монументальному групповому портрету Торжественное заседание Государственного Совета (выполнен совместно с художниками Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, ГРМ). С начала 70-х гг. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Тургенева, В. М. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
Что Репин достигневиданshyной прежде у него, с поshyявлением этой очеshyвидно, картиныстало высоты, да и во всемрусском искусстве. Коренастый, а за Ларькой – старик, прислонился к плечу соседа и торопится на ходу набить трубку свою а дальше отставной солдат в сапогах, сильный, потом огромный бородатый бурлак оглянулся на баржу. Наряду с выполнением обязательных академических заданий на и мифологические исторические темы, Под влиянием Крамского, Репин много писал и на сюжеты из окружающей жизни.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.