Пимен или, какон сам себя именовал, Симон Федоров Ушаков родился в Москве в 1626 г. Двадцатидвух лет отроду он вступил на службу в Серебряный приказ, где работал какрисовальщик, затем вскоре перешел в Оружейную палату, где уже работаетиконописцем в звании "жалованного" (высшая должность). Чтобы возможнополнее познакомить читателя с иконописными работами Симона Ушакова, мы краткоостановимся на наиболее крупных (по художественному выполнению) его иконах. Образы Симона Ушакова легко отличить от других, например, от икон Андрея Рублева. Симон Ушаков, как царский изограф следовал в своем искусстве в царском фарватере и этим объясняется его позиция и взгляды на иконопись. Среди них будет и самая ранняя икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный», датируемая 1661 годом.
Икона Симона Ушакова «Успение» написана по старому иконографическому изводу, но с новыми деталями и разработками, соответствующими духу времени. С точки зрения иконописи Симон Ушаков забил последний гвоздь в гроб традиционной древнерусской иконы, к тому времени и без него уже изрядно разжиженной фряжским письмом, питавшимся от западных образцов. Кроме икон самого Симона Ушакова, на выставке также экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников, среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и Феодот Ухтомский. Почти сорок летв качестве консультанта, эксперта, оценщика, руководителя и учителяхудожников-иконописцев Оружейной палаты состоял Симон Ушаков.
Но если обозревать все наследство Симона Ушакова, то следует сказать, что хотя он и пытался вырваться из штампов древнерусской иконы, но у него это плохо получилось: на открытый бунт он все-таки не решился. Симон Ушаков – фигура в русской иконописи очень противоречивая и неоднозначная: его деятельность и искусство оцениваются диаметрально противоположно – от чрезвычайно высокой и восторженной до резко отрицательной. Первые работы Симона Ушакова еще находятся в русле ранней иконописной традиции, чему свидетельство вполне обычный и даже заурядный, образ Владимирской иконы, писанный в 1652 году, в самом начале его карьеры рисовальщика Оружейной Палаты.
Наиболее последовательным критиком новых веяний в иконописи стали старообрядцы, в частности, Аввакум, писавший про образ «Христос Эммануил» письма Симона Ушакова: «Пишут Спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишь сабли той при бедре не писано. Перспективные построе-ния в иконе «Успение» Симона Ушакова соответствуют традициям древнерусской живописи. Иконописные образы Симона Ушаковы влияли исподволь и на вкусы мирян, все более уклонявшиеся от православного понимания иконы к католическому и протестантскому. Обилие фигур еще не делает образ иконой и не является достоинством, хотя и выдает в Симоне Ушакове талантливого живописца.
Источник изображения: «Ярким памятником формирования эстетической теории на Руси явился трактат Симона Ушакова «Слово к любителю иконного писания» (около 60-х годов XVII в. ). Это сделало понятным, каково истинное место Симона Ушакова в истории русской иконописной традиции. Мостицкий пер., 2 Симон Ушаков был одним из самых дельных, трудолюбивых, честных, знающих и мыслящих иконописцев XVII века.
Что для главного Богородичного храма образа Ушаков выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, Примечательно, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. Очевидно, Побудительной причиной, как бы увидеть их новыми глазами, было желание заострить молящегося внимание на сути происходящих событий. Художник изобразил Спаса Вседержителя на сидящим престоле в красных царственных одеждах (см. Здесь на архаичную основу положена стилистика нового, XVII века. Что масштабным выделением нимба художник показывает место персонажа в и композиции в иерар-хическом порядке иконы, Мы видим. Удивительные, почти детективные истории порой происходят с иконами. Однако больше всего мастер известен как автор образов Спаса Нерукотворного. Но так как в то время входил уже в употребление и другой перевод, Художник взял обычный древний перевод «с рукодельем», то Ушаков присоединил и книгу и таким образом соединил два перевода в картине, одной «с книгою».
Симон Ушаков высоко ставит назначение художника, способного создавать образцы «всех умных тварей и вещей», «посредством различных художеств делать замыслимое легко видимым». Что настоятель Николо-Угрешского монастыря и трудно представить, не воспользовался услугами опального царского мастера игумен Викентий искусно чтобы украсить монастырские государевы палаты, которые часто посещал богомольный царь Алексей Михайлович. Спрашивая современников, Он приводит конкретные например, примеры, почему, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Продолжая оставаться формально в Серебряной палате, Постепенно, Симон Ушаков все занимается более живописными работами. Отобранный у хозяина за неуплату налогов, Ушакова же переселили на значительно меньший площади по двор купца Федота Остафьева.
Что мы принимаем иконы от иноземцев, один Ты осуждаешь нас за то, а между тем сам принимаешь иноземные хитроделия. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Так как в то время к новшествам царских изографов Оружейной палаты духовные лица относились с не-которой осторожностью, а заказ поступил для монастырского храма и образ «Успения Богороди-цы» был нужен монахам для моления и почитания, то вероятнее всего, мастер взял за основу ико-ну предыдущего столетия. Центр иконы составляет изображение Благовещения. Здесь не место подробно обосновывать мысль о и глубокой истовой религиозности русского искусства XVII века. Ушаков писал иконы и вообще занимался художеством по заказу царя но вместе с тем он находил и время для частных работ эти-то частные работы и сохранились до нас, Состоя на государственной службе.
и решил их вырезать на медных досках. » (История русского искусства. Что двойное название иконы Богоматерь Владимирская, Овчинникова отражает считала, двойственную природу самого памятника или Насаждение древа государства Российского. Из них особенно замечательно по драматизму сюжета первое клеймо: «Взбранной воеводе победительная». 91). Шестое, «Хотящу Симеону от нынешняго века преставитися», представляет Сретение Симеоном Господа по обычному иконографическому переводу.
В котором он отстаивает принципы правдоподобия, художественного 1666) и говорит о личной ответственности художника за свои работы, сравнивая живопись с зеркалом. В котором развивается своя геометрически правильная схема построения персонажей, Движение круговой ком-позиции в данной иконе идет справа налево и применяется для усиления внутри акцентов круга. И лишь недавно А. В. Quotписать иконы с древних образцов – отводивший в своих работах много места иконописи, в 1551 годузнаменитый Стоглавый собор, какгреческие художники и писали как писал Ондрей Рублев", вспециальном постановлении повелел. Вверху иконы – Спаситель с покровом в деснице и короною в шуйце.
Округлое лицо, тщательноотделанные глаза, большие, полные красные губы – прямой правильный нос, у художника проявляется стремление не столько к внутренней красоте, сколько к внешней. С помощью многослойных «плавей», мельчайших мазков, обеспечивающих мягкий переход одного тона в другой, он добивается того, что лики на образах обретают светотеневую моделировку и глаза уже кажутся «живыми». Море взволновалось неприятельские корабли пошли ко дну, Далее из города выступает священная процессия с иконами Нерукотворенного Образа и Богоматери и множеством духовенства процессия приближается к морю патриарх погружает в воду часть Богоматери, ризы только мачты их и головы неприятельских воинов там и сям мелькают среди разъяренных волн – и неожиданно совершается чудо. Иллюстрирующих важнейшие места изакафиста Благовещению, Со всех четырех сторон главную обрамляет12 икону четырехугольных семивершковых икон. «написася сия икона к церкви Святыя Троицы, что в Китае-городе – гостя строение Григория Никитникова, Она имеет следующую надпись.
Объемные до иллюзорности складки плата-мандилиона хочется потрогать рукой, мягко вьются волосы, внимательно смотрят глаза с тщательно выписанными слезниками и ресницами, уста приоткрываются, чтобы заговорить – нерукотворный лик словно парит на фоне белого полотна, Они и сейчас непредвзятого впечатляют зрителя. Недавно самая известная из них наконец заняла почетное место вышедшем в каталоге русских икон из собрания ГИМ. После строительства каменного собора икона находилась в ряду местном иконостаса и имела богатую ризу. Еда была четырехразовой и состояла из калачей, хлебов, пирогов и рыбы.
Которые держат в руках святители, Если проследить направление линий книг Свя-щенного что писания, они указывают на вертикаль композиции фигуру Христа с душой Богородицы на руках, то становится ясно. Не видевшего в истории России и еекультуры ничего самобытного и ценного, Подобные утверждения являются типичным образцом пережитковисторической школы М. Н. Покровского и притом слабые, сколки с аналогичных явлений Западной Европы, лишь а соответствующие. Удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами – Но не Ушаков копировал европейскую художественную систему.
Как таковое, Все искусство Ушакова было искусством компромисса несмотря и, на огромное влияние, не было и не могло быть значительным, оказанное им на все последующее иконное дело. Если сравнить иконыкисти Ушакова и его школы с иконописью XV века, то перед зрителями нагляднораскроется все различие этих школ. Как Ф. И, Художественную специфику доушаковской иконописи не даже понимал такой ревностный ее приверженец. После 1918 года икона нахо-дилась в Историко-художественном музее города Владимира.
Ибо Ушаков был глубоко верующим и рефлексирующим человеком и будет неправ и художественные задачи для него не были не и могли быть самоцелью. Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И вот мы видим здесь, что ствол дерева разделяется на три части: средняя ветвь своими отпрысками образует в центре иконы овал, в котором помещено изображение Владимирской Богоматери, Покровительницы Москвы две боковые ветви, расположенные по сторонам главного овала, своими многочисленными отпрысками образуют по десяти меньших овалов, в которых изображены иконные портреты исторических деятелей Москвы – царей, князей, патриархов, митрополитов и других таковы: Димитрий-царевич, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович (. ) в княжеских костюмах, со свитками в руках, благоверный князь Александр Невский (. ), преподобные Никон, Сергий, Савва, Пафнутий, Симон, Андроник, блаженные Василий и Максим и святой Иоанн (Колов. ).
Сию дщицу начертал зограф Пимен Федоров сын – Симон зовомый Ушаков, На гравюре также есть надпись. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. И с той уже поры ни один крупный заказ в Москве не обходится без Ушакова, в 1657 г. ему поручается поновить росписи одной из комнат кремлевского дворца. В святцах XVII века имя Пимена встречалось трижды и все три раза в августе. Приезжая по монастырским делам в Москву, До на избрания митрополию Илларион был строителем Флорищевой пустыни под Гороховцом и, останавливался в доме Симона Ушакова в Китай-городе. Благовещения, Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Феодора святого Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе) – можно указать на иконы.
Единственному из всех иконописцев, Ему, расширяющаяся кверху шапка из меха с горла была лисицы изготовлена в числе прочего платья горлатная шапка та высокая, которая была обязательной принадлежностью костюма московской знати. Говоря геометрическим языком, Смысловым центром композиции, образующийся при помощи ложа с лежащей Богородицей и мандорлы, здесь является треугольник, равно-бедренный в которую идеально вписана фигура Христа с душой Богородицы. Цитата из тропаря Животворящему Кресту на свитке Алексея Михайловича гласит: Спаси, Господи, Люди Своя и благослови достояние Свое (та же идея покровительства и защиты), а царевич Алексей представляет Богоматери праведников в медальонах как дань, приносимую Ей Русской землей: Сие гроздие и цвет тебе, лозе винограда небеснаго, приносимо. В 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная – реликвия риза Господня – которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля, История сюжета такова.
В них, как и в других поствизантийских иконах, вероятно, присутствовали некоторые художественные приемы, характерные для европейского искусства. Где многочисленные иконописцы учились и над работали самымиразнообразными правительственными и царскими заказами, Эта была своеобразнаяакадемия художеств. В 1659 году онпишет свое "Благовещение". Иное впечатлениеоставляет создание Ушакова. А в искаженном, Притом и самая эта старина дошла до нас не в первоначальном своем виде, доказательством чему испорченные служат иконописные подлинники».
Седьмое, «Странное Рождество видевше», представляет Рождество Христово. Пятое, «Проповедницы богоноснии бывше волсви» изображает волхвов, возвещающих Ироду об явлении необыкновенной звезды и ее знаменовании. Вторая – местная из древнего Никольского собора изображавшая Спаса Всемилостивого (1672 год).
Все этонаписано в типично ушаковском стиле. По обеим сторонам дерева, Внизу иконы, стоят царь Алексей Михайлович, на кремлевской стене, царица Мария Ильинична с сыновьями Алексеевичем Алексеем и Феодором Алексеевичем. То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Писал иконы и миниатюры, делал рисунки для знамен, монет и украшения оружия, чертил карты, планы, поновлял древнюю живопись в храмах, наблюдал за проведением различных художественных работ и вскоре стал именоваться не иначе как «золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец». Пламенеющие фоны древних икон и выразительные силуэты новгородских святых очаровали великого эстета Симон Ушаков по контрасту выглядел примитивным реалистом, эдаким передвижником XVII столетия.
Плоскостная, Если иконопись XV века какбы графичная, кзавоеванию то пространства, новая московская школа стремится к объему. Писа до лиц сей образ Яков Казанец до лиц же (ону) икону довершил Гавриил Кондратьев, лица у кои иконы писал Симон Федоров, сын Ушаков. удлиненные предметы или фигуры располагаются выше близстоящих фигур. Упоенно писавший синие тени на февральском снегу, Грабарь, произвел истории ревизию отечественного искусства.
Главный пафос пространного Иосифа сочинения Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. Дворянином можно было только родиться, Лаврентьев обратил внимание на то – что в XVII веке дворянства пожалование было невозможно. Третье, «Бурю внутрь имеяй помышлений неверных целомудренный Иосиф смутися», представляет Иосифа, смутившегося зачатием Богоматери без мужа и пред ним ангела, разрешающего его недоумение. Внизу иконы точно воспроизведена кремлевская стенасо Спасской башней. Однако завершить начатое ему не дали. Он открыто протестует против рутины – рекомендует уничтожить ее абсолютно и на месте ее утвердить новую школу, художественную Автор послания старается установить новый художественный принцип.
Реставраторам удалось по фрагментам букв золотых и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год, Кроме того. Вследствие небрежения тела, Если некоторые святые при жизни, то после смерти и лишены были здорового человеческого вида, удостоенные венца праведников, они должны были свой изменить вид на светлый и ясный, так как праведникам приличествует светлый вид, а грешникам мрачный. Это действительно Божественная трапеза, напоминающая зрителю трапезу земных царей. Семнадцатый век всегда будет памятен для русской культуры в первую очередь становлением человеческой личности, которая как психологический феномен возникает на переходе от Средневековья к новому времени (именно такой переход и осуществлялся в России XVII века и Симон Ушаков чутко откликнулся на него). Первый охватывает дерево руками, как насадитель его, второй поливает его водою из кувшина. Что в Николо-Угрешской обители хранятся две иконы с подписями Симона Ушакова, в годы семидесятые XIX столетия он писал. Он задумал издание подробного анатомического атласа, Стремясь воспитать из учеников своих истинных художников-иконописцев.
По смыслу этого послания, Итак, крайний консерватизм в русской не иконописи есть явление нормальное. Он работал в Царицыной мастерской палате, того, Кроме украшал царские палаты исполняя рисунки для шитья, гравировал, рисовал карты и планы. Одно из самых видных мест занимает здесь икона Благовещения, писанная Ушаковым в 1659г.
Глядя на каждого воина, видишь, что совершаетон в данный момент. Стоит Богоматерь и перед Нею, Исполненная и величавой спокойной красоты, одетая в богатые царские одежды, предстал красивый юноша -Архангел Гавриил, простерши дляприветствия правую руку и держа в левой жезл. Судьба. Правыбыли исследователи, Конечно, как и во всей Московскойшколе, видевшие в творчестве Ушакова, знакомство с современными западноевропейскими им художественнымиобразцами, в частности с гравюрами. Не весь род человеческий имеет одно лицо не все святые имели смуглые и тощие лица.
Не удостоился новой серьезной монографии, Филимонова, да и мелкие публикации нем о можно буквально перечесть по пальцам. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. По мыслиее создателя, Икона эта, утверждающимсилу и крепость Государства Российского, должна была являться как бы политическим манифестом, находящегося покровом под Владычицы иглавнейших русских святых. Смысл ее совершенно прозрачен. Первая с изображением Алексея – Божьего человека, отмеченная 1665 годом (вклад дьяка Богдана Силина).
Догадку о ссылке художника в Угрешский монастырь подтверждает косвенно исследователь Г. Филимонов. Он был очень талантлив. Завещанные преданием, Удерживая основные иконографические формы, он в то же время не подчинялся рабски этому преданию и в деталях многочисленных традиционных форм позволял себе отступления и творчество. Недавно мне посчастливилось увидеть замечательное творение из Николо-Угрешс кого монастыря в одном из хранилищ Исторического музея – икону в (размер: 140х97, 5 см) прекрасном состоянии. Ритм его замедлен и за отяжелен счетреалистического изображения ангелов и окружающих их предметов.
Сорок лет спустя после Филимонова критик и художник И. Э. Что в новое время русской истории изменился характер религиозного чувства и вместе ним с изменилось церковное искусство, Понятно. Видоизменив его детали, Ушаков воспользовался мотивом этим и применил его к названной картине. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери и Владимирской ризы Господней – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».
Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских и святых некоторых знаменитых исторических деятелей. В другое время или в другой стране он стал бы хорошим художником. Онавышиною полтора аршина, По обмеру того же Г. Филимонова, в ширину – без аршин двух вершков. Среди относительно сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), «Успение» (1663), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Множеством оказанных ему милостей Алексей заявляет Михайлович свое уважение к его военной и гражданской известности – близко наблюдавший обычаи царского двора, Авторитет приближенного боярина был высок барон Майерберг, писал о Хитрово. Косвенно дворянство Ушакова подтверждается и некоторыми подробностями его биографии. И человек обратился единственной к незыблемой опоре к Богу, Бремя самовластия оказалось слишком тяжелым.
Что звание было пожаловано мастеру в 1670-е годы выдающиеся за заслуги в иконописании, Отсюда дореволюционные исследователи его творчества сделали вывод. И Климшину предложили взамен новый двор Симона Царскому Ушакова, тестю Кириллу Полуэктовичу Нарышкину приглянулся Китайгородский двор гостя Киприана Климшина. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Фёдора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворного Спаса (в соборе Троице-Сергиевой лавры), Сошествие Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). (кокошники, маковицы, узкие окна, замкнутые сверху арками). Понятно, что Симон для этого уже должен был уметь рисовать, причем рисовать неплохо. Хотя многие из них искажены позднейшими записями и реставрациями, в настоящее время достоверно более известны 50 икон мастера.
За темное изображение стоит древнее предание же, однако Правда, неужели истина должна быть в рабском подчинении у старины. Принадлежавший гостю Юдину, Двор этот и полуразоренные палаты временно для использовались постоя персов, сменил нескольких владельцев дворовые строения пострадали от пожара, грузин и поляков. Это символическое изображение первоначального зарождения Московского государства. Конечно, в обычном иконописном ремесле перевод рисунка с готового образца, но Ушаков смотрел на это иначе, не никакого представляет затруднения.
Основная идея трактата доказательство боговдохновенности искусства живописи. Средние ветви которого, оканчиваясь цветком, Из собора произросло громадное древо, служат подножием иконы для Владимирской. Симон Ушаков писал ее в 7166 году 32 лет возраста своего. И позднее поновлять чудотворные древние иконы Богоматери Петровской, Ушакову довелось и тогда, Влахернской, Барловской. За стеною высится Успенский собор – центральная святынятогдашней Руси. Привычная и уже от стершаяся длительного употребления, Старая иконография, такой возможности не давала. Заключающие изображения главнейших русскихсвятых, Две боковые несут ветвидрева на себе овальные клейма, покровителей государства. В обязанности которого входило исполнение рисунков для царских серебряников, Ушаков занял знаменщика должность Серебряной палаты.
Совсем неподалеку от храма находится трехэтажное здание ХVII века маленькими с оконцами и предельно простыми наличниками. Теми же достоинствами отличается и икона другая Владимирской Богоматери в той же Грузинской церкви. В России крепостное право с воцарением Алексея Михайловича только укреплялось, началось Там Возрождение и свобода была главным достоянием к тому времени. Достойно внимания, что Богоматерь Барловская (Млекопитательница), хранившаяся в Благовещенском соборе Кремля, по мнению современных исследователей, являлась греческой переработкой образа итальянской Мадонны, кормящей грудью младенца. Об этом говорит традиционная иконография, пропорции, композиция иконы.
Склоненные головы апостолов образуют симметричных два полукружия, Таким об-разом, а именно на ложе Богородицы, которые сходятся в одной точке. Мысль сама по себе не новая: следы западных влияний у нас замечаются уже и в более раннее время, но здесь новооткрытое и настойчивое заявление о необходимости реформы. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Изображение виноградной лозы, которая вырастает из московского Успенского собора и несет на себе (или, точнее, в себе) икону Богоматери, восходит к древней композиции Древа Иессеева земного родословия Христа. Во-первых, к числу ее бесспорных достоинств хорошо относится, сочиненный Ушаковым, рисунок, во-вторых, тщательность и чистота отделки, которая ввиду сложности изображений соединена была со значительными затруднениями.
Лета 7172 писал изограф Пимен Федоров по реклу (то есть по – прозванию Внизу на иконе надпись. Последние пять находятся в Третьяковской галерее. Quotвзбранной Воеводе победительная – например, Так, над первым изображением таким слова из Iкондака. Образуя правильные линии, Остальные персонажи данного сюжета внимание акцентируют зрителя на главных лицах. (Радугин А. А. А главное – стремясь понять природу и человека, суть Все делал мастерски, передать своеобразие изображаемого. В 3-х тт.
Что такое живоподобие. Т. 1М., 1991. Это прошение было удовлетворено, Судя по другим документам, однако жалованным иконописцем так Ушаков и не стал. Собственный взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в теоретическом сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» (ок. Значит, художник-изограф крещен был Пименом, а Симон его мирское прозвание (обычай наречения второго имени в Древней Руси был широко распространен).
фото на стр. Однако, Но, Симона Ушакова, сама жизньтолкала московскую школу живописцев и ее главу, писать в иныхприемах использовать иные образцы, да, наконец, мыслить и чувствоватьпо-иному, чем прославленный русский художник, живший на рубеже XIV – XV веков. Россия царя времен Алексея Михайловича была иной, чем во времена Ивана III. Иными стали и люди иными были и их представления об искусстве и красоте. Не могли иллюзорно передавать объем, Ведь до Ушакова художники не знали прямой перспективы, по мнению Филимонова, то есть, не как умели, следует рисовать. Что ствол дерева разделяется на три части: средняя ветвь своими отпрысками образует в центре иконы овал и вот мы видим здесь, Покровительницы Москвы две боковые ветви, в котором помещено изображение Владимирской Богоматери, расположенные по сторонам главного овала, своими многочисленными отпрысками образуют по десяти меньших овалов, в которых иконные изображены портреты исторических деятелей Москвы – царей, князей, патриархов, митрополитов и других таковы: Димитрий-царевич, Феодор Иоаннович, Михаил Феодорович (. ) в княжеских костюмах, со свитками в руках, благоверный князь Александр Невский (. ), преподобные Никон, Сергий, Савва, Пафнутий, Симон, Андроник, блаженные Василий и Максим и святой Иоанн (Колов. ). Симон (Пимен) Федорович Ушаков – талантливый художник и график, последний великий иконописец допетровской Руси, прочно соединивший древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным направлением. Он завоевал большой авторитет при дворе Алексея Михайловича, Усердно исполняя подобные работы, которым был и возведен за выдающиеся заслуги в дворянское звание. И у посадских в изографов, этом Симон был не одинок западноевропейские гравюры-образцы пользовались большой популярностью и у царских.
Образ удивительной внутренней силы. Предлагаемый читателю, Материал, посвящен малоизвестному биографии эпизоду Симона Ушакова и истории появления его работ на Угреше. Теоретически их никто и не оспаривал иво времена творческой деятельности Симона Ушакова. Вокруг этого центра размещены 11 клейм меньших, представляющих 11 кондаков акафиста. Например, Но нам представляется чрезвычайнопреувеличенным и спорным, который своеисследование посвятил настойчивому доказательству прямой зависимости композицийотдельных работ от Ушакова образцов западноевропейской гравюры, утверждение Н. Сычева, проникавшей вте годы в Россию.
Оружейная палатаявлялась центром художественной жизни тогдашней Руси. Основная идея картины – историческое Московского зарождение государства и его благоденствие под защитою Богоматери. Что до нас немало дошло его произведений икон на разные сюжеты, Не удивительно, прорисей-образцов, гравюр. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Перед ложем Богома-тери изображается сцена «Отсечение рук нечестивого Авфонии». Тот сажал его обедать за свой стол честь, Когда Ушаков для работал патриарха Никона, немыслимая для ремесленника-простолюдина. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская» (1652), авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии.
Художник чутко относится к соотношению величин в композиции. Они исполненыэкспрессии, жесты их конкретны. Скорректировать его, Для Ушакова важно было уточнить это свидетельство, сделать более убедительным.
Внизу к ним присоединяются члены царской фамилии Алексей Михайлович с женой и сыновьями. Отсюда и та сшибка и трагедия Симона Ушакова. Значит, Если при таких теоретических установках царский изограф стремился к живоподобию, что сейчас понять, нелегко он видел в том некое особое промышление другое дело, в чем оно состояло. Восьмое, «Всякое естество ангельское удивися великому Твоего вочеловечения делу» изображает несколько рядов ангелов, с удивлением смотрящих вверх, а вверху изображены Бог Отец в восьмиугольном нимбе и несколько ниже – Бог Сын благословляющий.
При корне которого стоят, Внутри храма видно дерево, князь Данилович Иоанн Калита и митрополит Московский Петр, нагнувшись к нему. Черты лица Господа спокойные, величественные. Тень, Главная заслуга Ушакова передаче в глубинности ликов. Свет, контрастность используются автором при компановке лика. Гравированный по рисунку Ушакова, Титульный лист к сочинению Полоцкого Симеона История о Варлааме и Иоасафе, украшен аллегорическими фигурами Мира и Брани. воскликнет нынешний православный интеллигент. Применявшегося иконописью XV века, Вместооживления лика при помощи световых уУшакова пятен, мы видим так называемый прием "плави" – легкие переходы отсвета к тени.
До сих пор стоит здесь пятиглавая церковь Троицы, украшенная русским узорочьем. Авторитет и влияниегениального русского художника XV века Андрея в Рублева течение полуторастолетий были непререкаемы и незыблемы. Ушаков был природным дворянином, Следовательно, что подобные надписи в начале творческого пути мастера вообще были относительно лаконичны подробности в них стали появляться ближе к концу жизни, а неупоминание этого в факта ранних надписях на иконах может объясняться тем.
Завершилось это мероприятие лишь шесть лет спустя. Белокаменные наличники окон и порталы церкви удивляют диковинными птицами затейливым и растительным орнаментом. Когда ему было 22 всего года, Творческая биография Ушакова прослеживается по документам с 1648 года.
Известную также подименем Древа Государства Российского, в годуУшаков 1668 создает свою знаменитую Владимирскую Богоматерь. не хотел я его скрыть в землю. Он родился в Москве в 1626 г., скорее всего, в семье посадских людей. По убеждению критика, Вот таким гением и был, Ушаков Симон как руководитель царской мастерской. Справа и слева располагается архитектура.
В середине 60-х годов он достигает вершины и славы приобретает известность лучшего московского иконописца. В четырехугольникедлиною в три четверти аршина, в центре ее, на фоне чрезвычайно затейливо выполненных строений изображено само Благовещение Архангел – Гавриил иДева Мария. В 1672 году этот двор продали для подворья владимирского Рождественского монастыря – Но и там не иконописцу удалось осесть окончательно. Это последнее изображение представляет сам процесс пения акафиста. Которая заключает в все себе члены человеческого тела, но попытался выполнить искусным иконописательством ту азбуку искусства.
Что биографию средневекового художника можно реконструировать только в общих чертах, Мы привыкли к тому, а об авторстве его работ можно судить только по косвенным свидетельствам или по по стилю, кратким летописным или житийным упоминаниям. Картина обрамлена затейливой архитектурой, в которой нельзя не признать некоторых элементов московской архитектуры XVIIв. Отстроивший Архиерейские палаты в Суздале те иконописцу Родственником приходился также суздальский митрополит Илларион, где сейчас разместился суздальский музей.
Именно в творчестве Ушакова, с другой стороны, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, благодаря его индивидуальным художественным поискам, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за уже ними, в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров. В самом верху сегмент неба, раскрытые врата рая, готовые принять душу Богоматери. Четвертое, «Боготечную звезду видевше волсви и тоя последовавше зари», представляет шествие волхвов по указанию звезды на поклонение родившемуся Спасителю. Обе они стоят бы как особняком во всем творчестве художника. Причина этого лежит в их сложной композиции. Какая бездуховность, какое непонимание сути божественного образа. Двенадцатое, «О Всепетая Мати»: в здании изящной архитектуры со многими русскими мотивами изображена Богоматерь с воздетыми руками, с Младенцем Иисусом в недрах ниже – престол с книгою по сторонам его духовенство, цари, царицы и народ: одни коленопреклоненные, другие стоят прямо с воздетыми руками.
Любимец царя, отличавшийся веротерпимостью, он наверняка не раз молвил слово за ссыльного. Действительно, мы не встретим у Ушакова худых изможденныхликов. Иногда отдельные фрагменты или даже вся композиция целиком («Семь смертных грехов», 1665) заимствовуются с западных гравюр. Добрый старый девятнадцатый век с его наивной верой в незыблемые правила, Ах, от унаследованные классицизма. Написанной мастером для любимой им церкви Троицы в Никитниках, Более всего в этом отношении повезло не знаменитой Богоматери Владимирской. Который, Мастер заимствовал композицию из широко распространенных в то время гравированных работы Страстей Леонтия Бунина, скопировал серию листов известных голландских граверов братьев Вириксов, в свою очередь. Имже бо судом судите, судят вам.
Одиннадцатое клеймо, «Благодать дати восхотев», представляет Самого Христа в двух видах: «вверху в ореоле со Знаменем Победы (крестом), внизу – в таком же ореоле на вратах адовых в момент изведения из ада ветхозаветных праведников. Он стоит на носках – след еще незавершенного движения: онтолько что спустился на землю. Все предпосылки у него для этого было.
Чем выстраданное исторической логикой движение, это Но скорее была попытка подстроиться под Европу. Здесь и была его знаменитая мастерская иконописная Палаты эти принадлежали Симону Ушакову. Даруемая Богом, Бог первый и главный учитель иконописца талант это особая благодать и его направлять надо на прославление Творца. А в подклете сводчатые располагались палаты с сенями, Верхние этажи постройки раньше были жилыми. Так какчерез ее каналы проводилась вся художественная политика Московскогогосударства, Наряду этим с Оружейнаяпалата была и своеобразным "комитетом по делам искусств". Стремление к правде в живописном изображении в легло основу педагогического мастерства Ушакова.
Оно требовало соучастия, Восприятие изображенного благодаря выходу художника за рамки канона стало и сознательным глубоким, к которому в свое время и по-своему стремился и Андрей Рублев, сопереживания то есть в принципе того умного делания. Это наиболее устойчивый способ передачи глубины пространства, Прежде всего, ближние когда предметы или фигуры заслоняют более отдаленные. Такой Бог готов не только понять и простить молящегося, как рублевский Спас, но и повседневно общаться с простым человеком: присматривать с небес, как бы кто не украл свинью из чужого свинарника (такое стихотворение есть у Симеона Полоцкого) или посылать в темницу ангела, чтобы тот покормил щами несправедливо гонимого Аввакума. Господи, а смысл иконы раскрывается в надписях и посети виноград сей и соверши, призри с небеси и виждь, его же насади Твоя десница – главная из которых обращение к Господу.
Она увеличивается и оптически, за счет многочисленных склоненных фигур апостолов. Конечно и этот настойчивый поиск, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры XVII в столетии. Хорошо прорисованные фигуры свидетельствуют не о только наличии некоего западного источника, Пропорциональные, но и об успехах мастера в освоении непривычных особенностей оригинала. Краски такжеприглушены – их задача только расцветить образ. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году». Господский образ Христа Вседержителя и Богоматери образ Киккской, Судя по сохранившимся подписям – самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви.
Из которого можно получить сведений множество о том, в распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты, куда он ездил и чем занимался, в какие годы и над чем работал художник. Ушаков не только лично принимал участие в росписях, но и экзаменовал съехавшихся из разных городов иконописцев, сурово отсеивая недостаточно квалифицированных. Много времени отнимали также разнообразные починки реставрация старых фресок и икон. Правда, по недоразумению при переводе ему убавили ежедневное жалованье (поденный корм), но после челобитной восстановили в прежнем размере в год 25 рублей деньгами, 52 чети ржи и овса, а также по гривне корма на день.
С. 104)». В 1664 г. его особым указом переводят в Оружейную палату, где он организует собственную школу иконописцев и становится «жалованным царским изографом», а по сути – главным экспертом не только в области живописи, но и по всем вопросам, касающимся искусства. Выступая как самостоятельный Однако авторэтих, в обеих указанных выше иконах Ушаков создаетвесьма сложное композиционное произведение, не имевших в древности прецедентов, невидимому икон. Вот таким образом Симон, Младенцев крестили вскоре рождения, после и родился в августе 1626 года, скорее всего. Правда, режим содержания Ушакова на Угреше нельзя назвать суровым. Например, Протопоп Аввакум, постоянно ощущая их присутствие имел обыкновение разговаривать Христом с и Богоматерью как с близкими людьми их участие даже в мелочах нелегкой Протопоповой жизни.
После закрытия Угрешской обители в 1925 году чудом уцелевшие иконы царского изографа поступили в фонды Государственного исторического музея (ГИМ), где хранятся по сей день. Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. Как выяснил из другого, Двое дядьев художника, пока не опубликованного историк синодика А. В.
Облинявшие еще в Смутное время, в 1660 году царь решил обновить Архангельского стенописи собора. В пределах изучения человеческой Они натуры изображаются художникомдовольно реалистически, доступных еговремени. Он писал иконы и портреты, варил олифу, делал географические карты и рисунки для гравюр, сочинял образцы для орнаментов и даже, возможно, был причастен к чеканке монет – фрески знамена и Ушаков всю жизнь трудился не покладая рук. Что у Рублева на столе, покрытом простой белой скатертью, строгая Напомним, по форме, чаша, стоит лишь единственная. Наглядно олицетворенные Успенским собором Кремлем и Москва и Московское государство и божественный виноградарь не оставит его своими заботами, есть виноградник Господень. Скатерти, Для придания иконе большей торжественностиУшаков тщательно разрабатывает детали многочисленной посуды, украшаявсе это тончайшим богатым и орнаментом. Выше мы отметили, что в областикомпозиции Ушаков был наиболее консервативен. Но применялось к делу, Что оно не оставалось лишь теоретическим мечтанием, доказательством служат этому дошедшие до нас произведения Симона Ушакова.
Следующее, второе клеймо, олицетворяющее третий кондак «Сила Вышняго осенит тогда к зачатию браку неискусней», представляет Благовещение. Исполненная Ушаковым, Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, происходит из московской церкви в Троицы Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. На эту мысль наводит обилие духовных лиц среди родни Ушакова.
Здесьперед зрителем встает иная красота, чем у Рублева. Бого-матери, Еще в качестве примера можно сравнить размер радиусов Христа, нимбов апостолов и святителей. Печерскому преподобному 27 августа Пимену Великому и Пимену палестинскому 28 августа киево-печерским угодникам в и их числе Пимену постнику, Седьмого августа праздновали Пимену многоболезненному. Художник в формах земнойторжественной красоты повествует о красоте небесной, духовной. Приблизить ее к правильному письму, Главную заслугу мастера ученый видел в реформировать попытке русскую иконопись, то есть к принципам ренессансного искусства.
На этой иконе все четыре святителя изображены выше апостолов, за которыми они стоят. То есть привилегированным и высокооплачиваемым мастером, Он был назначен а жалованным, таких в иконописной мастерской Оружейной палаты в то время было не более четырех-пяти человек. В своем творчестве мастер активно использует приемы «фряжского» (западного) стиля ищет новые формы, сообщая фигурам характерность и движение. Что в отличие от великих предшественников мастера, Очень сведения важно, о жизни и творчестве Ушакова достаточно широко представлены в документах эпохи, таких как Дионисий или Андрей Рублев. С апреля 1665 года по сентябрь 1666 о нем нет никаких сведений в архивах Оружейной Во палаты, всяком случае.
Он не хотел абсолютного уничтожения византийско-русских иконописных преданий, в сущности, приглядевшись к образцам, западным но, желал стряхнуть с русской иконописи копоть и грязь. «имея от господа Бога талант иконописательства – который, о своем не замысле, был реализован, вероятно, Ушаков писал. Как ни странно, Социальное происхождение до Ушакова, самого недавнего времени считалось неизвестным. Который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал Успенский собор Московского Кремля, Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана и Калиты митрополита Петра, также представленный на иконе. Что иконописец будет полезнее в Оружейной палате, в 1664 царь году решил, где сосредоточивались все живописные дела. Которые накладываются друг на друга для того, Это тонкие полупрозрачные темперной слои живописи, чтобы передать цветовые и светотеневые переходы.
Икона написана на большой доске – пообмеру Г. Филимонова, длиною в два аршина. древо Иессея – композиция, распространенная также и в западной России. Обладающим чудной тайной отражать реальность жизни, Неслучайно художник сравнивал живопись с как зеркалом, она есть. Ну, тут уж ничего не попишешь. Восстановить которые отчасти по удалось авторским надписям на иконах, Биография художника имеет немало пробелов. В синодике церкви Троицы в Никитниках значился род иконописца Симона Федорова сына Ушакова, включавший восьмерых схимников и схимниц (в том числе отца Симона, Федора-Филарета) и четверых иноков.
Восходящим до небес от молитв монастырских старцев, Иллариона Житие включает эпизод с чудесным огнем, гостивших у Симона. Как говорил Пушкин, угораздило его родиться в этой стране. О напряженных размышлениях предназначением над искусства свидетельствует написанный им трактат Слово к люботщательному иконного писания. Многие святые и при жизни отличались необыкновенной красотой, Наконец, не изображать их же с темными лицами.
Его авторству приписывают фрески в Архангельском и Успенском соборах (1660), а также в Царской (1657) и Грановитой (1668) палатах Кремля иконы для церкви Троицы в Никитниках (1656 – 1657). А в прошлом веке ее называли Богородица Владимирская с московскими угодниками концепция же ее, Однако мастер сам не дал иконе никакого названия, как показала искусствовед В. Г. А ранее Симон о своем дворянстве не упоминал, Однако первая икона с надписью такой датируется 1677 годом.
Так как за своего период бытования пре-терпела несколько записей, Раскрыта была в 1930 году в Цен-тральных государственных реставрационных мастерских. Преклоняется перед ихвеличавостью и благолепием и молится им, Молящийся видитперед собою трапезу у ангелов дуба Мамврийского, как Святой Троице. Внизу представлены стены Московского Кремля сходно с оригиналом. Он, следовательно, составлял рисунок для иконы, ему принадлежит самая видная часть художественная ее – как знаменщик, Но участие самого Ушакова не ограничилось здесь писанием одних ликов. Год рождения мастера вычисляется из надписи на иконе в церкви Троицы в Никитниках. Что он не чурался западных, Пуристы упрекают Симона Ушакова за то, то образцов, есть католических.
Талантом Ушаков обладал многогранным. А потому было бы ошибочно оценивать иконы Ушакова с точки зрения академических понятий о живописи, Далее требований изящества форм школа Ушакова простирала не своих новшеств. Но все же надо решительно возразить против укоренившейся трактовки икон Ушакова как произведений чуть не ли исключительно светских. Кифарой и лавровой ветвью попирает ногами доспехи Брань античный воин стоит на Мир черепахе, женщина с рогом изобилия, с мечом и копьем. Конечно, И, художник имел в виду именно эту драгоценную реликвию, кремлевскую изображая ризу. По обещанию дьяка Богдана Силина.
На царскую службу Ушаков поступил без малого двадцати двух лет от роду. Не из соображений чистого искусства и тем более из не скрытого латинства, Во всяком случае. Исследовательница русского портрета XVII века Е. С. Были монахами московского Знаменского монастыря фамильной бояр обители Романовых, Лаврентьев.
Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Правой рукой Спаситель благословляет, а левой придерживает Евангелие. Девятое, «Спасти хотя мир» изображает Бога Отца и внизу город и три креста – символ искупления мира крестною смертию Спасителя. Здесь также применяется еще один прием изображения, когда более удаленные предметы кажутся приближенными к линии горизонта, т. е.
Во время непосредственной работы над Ушаков заказами получал еду и питье с дворцовой кухни, Кроме того. Неизвестно, где юноша получил соответствующее образование, но можно предположить, что он обучался у кого-то из своих родственников или монастырских иконописцев. Здесь на первоеместо придется поставить икону Благовещения и упоминавшуюся выше -Владимирскую. Недалеко от церкви Троицы в Никитниках, а в 1668 году мастер получил более пожалование серьезное большой двор в Китай-городе. Собираясь встать, левой рукой прижимая к груди мешок со сребрениками – он повернулся спиной к столу, Тайная вечеря из Успенского собора Троице-Сергиевой обращает лавры на себя внимание сложным контрапостом фигуры Иуды. Из городских ворот выезжает толпа греческих всадников и вступает в битву неприятельской с конницей. В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Неокесарийского Григория на Большой Полянке.
Увольнение от дел изографа Оружейной палаты и ссылка в монастырь не могли обрадовать боярина Богдана Матвеевича Хитрово, под началом которого находились лучшие кремлевские мастера. Он обычно следовал каноническиустановившимся формам. Его интерьеры и пейзажи включают в себя элементы линейной перспективы. Это – красивая икона, но не картина в западноевропейском смысле. Икона эта исчезла еще в прошлом столетии, но сведения, записанные одним любителем московских древностей, выглядят достаточно достоверными. Отремонтировал каменный дом, деятельно Ушаков взялся за обустройство участка, выкопал колодец, поставил изразцовые печи, насадил огород, а самое главное, начал строить помещение для иконописной мастерской. Поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои, Причем иконописец учится постепенно сглаживать контраст, которые для характерны икон рубежа 60-70-х годов, а высветления почти чистыми белилами, заменяет более охристыми по тону.
В юном возрасте в совершенстве освоил сложное ремесло «знамения» (рисования) и в 1648 г. поступил на царскую службу в Серебряный приказ при Оружейной палате. Из которой видно, На ней находится собственноручная подпись Ушакова, что вся икона написана самим им в 1668г. Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. В каталоге Государст-венной Третьяковской галереи приводятся сведения о том, что она происходит из иконостаса церкви Успения Флорищевой пустыни (40 км от Мстеры). Недавно мне посчастливилось увидеть замечательное творение из Николо-Угрешс кого монастыря в одном из хранилищ Исторического музея – икону (размер: 140х97, 5 см) в прекрасном состоянии.
Как содержать провинившихся, Обычно вслед за ссыльными шло указание или наставление о том, чтобы дурна над собой никакого не сделали, чтобы давать корму как и прочим колодникам. Необходимость полагаться исключительно на собственные силы до той поры уделом были изгоев, Новорожденная личность чувствовала себя на первых порах весьма дискомфортно ведь оторванность от общества. Возникает ощущение реального, Таким путем сложным достигается ощущение сглаженности переходов, живоподобного объема. Как на интересный факт можно указать, что большинствоего икон однофигурны или двуфигурны (когда дело касается икон Богоматери). Особенно часто он обращался к изображению Спаса на убрусе, отдавая все своевдохновение написанию лика. Видевшей высшую красивость в выражении – смолоком", "кровь Все это близко и понятно русскойнародной эстетике. Здесь все соответствует единому направлению, заданному художником.
Художник взял обычный древний перевод «с рукодельем», но так как в то время входил уже в употребление и другой перевод, «с книгою», то Ушаков присоединил и книгу и таким образом соединил два перевода в одной картине. Рисунок для которой Ушаков заимствовал из иллюстраций к книге знаменитого иезуита Игнатия Лойолы, гравюра а с изображением семи смертных грехов, позволяет уточнить эту дату. Образы Спаса Нерукотворного (1658, 1673, 1677 и 1678, Русский музей и Третьяковская галерея), относительно Среди сохранившихся подписных работ Ушакова – «Троица» (1671, Русский музей), «Богоматерь Владимирская» («Древо государства Московского», 1668), «Успение» (1663), два образа преподобного Сергия Радонежского (1669 – 1670), «Благовещение» (1673). Сочинял узоры для рукоделий, Он делал эскизы для предметов церковной утвари и дворцового обихода, чертил и раскрашивал карты, рисунки для ювелирных украшений, рисовал державных орлов в клеймах на мушкетах, а на ножах по серебру – зверей, птиц травы и расписывал в Рождественские праздники стены царской комнаты. Царь Алексей Михайлович был моложе еще своего нового мастера самодержцу не исполнилось даже девятнадцати, Впрочем.
Вверху в славе Христа чуть намечены художником Силы небесные в виде архангелов. После революции, Так, под случайно дровами у собора Саввино-Сторожевского монастыря были найдены три иконы Звенигородского чина кисти Андрея Рублева, в 20-е годы. Держащего душу Богоматери, За ложем возвышается фигура Христа, закутанного в желтые пелены с тонкими красными нитями, представлена которая в виде младенца. Очевидно, Такое воззрение явилось у автора, рекомендует почитать их принимать и их в храмы, под влиянием знакомства с произведениями западного художества он вполне сочувствует достойным произведениям иностранцев.
Который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля, Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по его инициативе настоятеля протоиерея Андрея Савинова. После реставрации, с 1934 года находится на хранении в ГТГ. Из учебного пособия «Эстетика», 2000 года издания) Симон Ушаков был одним из самых дельных, трудолюбивых, честных, знающих и мыслящих иконописцев XVII века, писал первый исследователь творчества художника Г. Д. Ведь именно он запечатлел Эти живые, вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, подлинные черты Спасителя. Неприятель взбирается на стены города, но встречает сопротивление греков. А с соблюдением возможной индивидуализации каждой, Тут художник воспроизвел батальные сцены – жаркий бой двух конныхвойск и отражение пехотинцами со стен идущих города на приступ врагов. Бесконечное количество мелких человеческих фигур вырисованы мастером несуммарно. Композиция иконы весьма любопытна.
Внизу композиции верх ложа, приподнятое даже изголовье чуть скруглено – покрывало с за-кругляющимися концами, Само ложе Богоматери дважды подчеркивает круг. В рисунке сильно пробивается иконописная традиция влицах нет индивидуальности вфигурах нет свободы движений нет воздушной перспективы драпировка условна – несмотря на все эти достоинства, Однако, описанная икона Ушакова не может быть названа произведением художественным свободного творчества. За стенами возвышается пятиглавый храм: это Успенский собор. По четыре кружки меду за цыженого успешное исполнение крупных работ могли пожаловать ткань на одежду или же готовое платье, Щедро отпускались вино и мед по три чарки вина с махом. От Калиты и митрополита пошла Петра история московских государей и иерархов корень дерева разросся.
У ложа располагаются апостолы и святители, еще дальше иерусалимские жены. Десятое, «Пение всяко побеждается», представлеет общее моление Спасителю, восседающему вверху, на троне вчисле молящихся – митрополит и духовенство слевой стороны от зрителя – царь, стоящий на царском месте в царском одеянии и короне справой стороны в такой же обстановке – царица. июля в 28 день». После него следует нимб Богородицы, Соответственно нимб Спасителя больше остальных, а остальных нимбы персонажей одинаковой величины.
– Б. Ш. ) Симон Ушаков. Но нельзя же считать, Ведь и своих родных он перечислил лишь на иконе 1685 что года, родня появилась у Симона только в этом году. Таким образом, проанализировав композиционные и перспективные построения в данной иконе, можно отметить соответствие иконы «Успение» древнерусским традициям и иконографи-ческим традициям XVI века. Где нимбы стоящих ложа у Богоматери частично перекрывают апостолов, Это хорошо видно на примере групп апостолов, стоящих за ним.
Кто-то же должен был отвечать за упадок иконописания, Более того, где-то злой таился гений древнерусского искусства – Грабарь усмотрел в нем козла отпущения. Подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача Живоподобие иконописания, – это воспроизведение живого. Сама композицияизображает битву на стенах Цареграда греческого войска напавшими с на негоязычниками, ". Увы, Точка зрения Грабаря и в результате Ушаков за 125 лет, глубоко укоренилась в науке, прошедших появления после труда Г. Д. Работа над этим памятником дала Ушакову возможность непосредственно соприкоснуться с адаптированным вариантом западноевропейской художественной традиции, которая стала также в адаптированном виде немаловажным компонентом его собственной манеры.
Таким воззрением была проникнута школа Ушакова. Причем их ряд неожиданно открывается образом князя-схимника – преподобного Александра Невского, На правой изображены ветви преподобные. В подобных формах изображалось у нас в XVIIв – Художественный композиции мотив не есть личное изобретение Ушакова. Можно сказать, что она занимает пограничное положение между старым и новым искусством. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Контакт с Творцом стал глубоко личным, постоянным, почти бытовым. Точно неизвестно, сколько времени пробыл Симон Ушаков в Никольском монастыре.
Икона эта написана тремя иконописцами того времени, Таким образом, как это видно из Оружейной документов палаты иконописцами лучшими. В котором изображено Благовещение тут же – целый ландшафт – горы и деревья, Вдали виден гopoд с церквами и башнями вроде справа минаретов другой город, внизу бурное море. Филимонов. И надопризнать – решает ее блестяще.
Его предшественники допустили очень много ошибок, По мнению художника, которое сохраняли древние произведения исказив первоначальное свидетельство и именно к этому и свидетельству должны вернуться иконописцы. Симон Ушаков родился в 1625 или в 1626 году, 7166 от год сотворения мира начинался 1 сентября 1657 года и заканчивался 1 сентября 1658 года следовательно. Она была освобождена от записей и XVIII XIX века, Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Хотя некоторые специалисты и считают, о Возрождении России в вот таким образом говорить не приходится, что 17 век был веком русского Возрождения. Более известным как Ларион Ушаков, а недавно было высказано предположение родстве о Ушакова с еще одним Илларионом, строившим, царским подмастерьем каменных дел, в частности, Теремной дворец в Московском Кремле. Слева, рядом с апостолом Пет-ром стоит светильник.
Крупная фигура Хри-ста возвышается в центре. по своим ошибкам в рисунке и колорите. Ад олицетворен группой скованных цепями бесов». Икона «Успение» была написана для монастырского храма и тем са-мым уже была ориентированна на его архитектуру, отсюда и композиция монументальная, ос-новательная. Что художник неоднократно указывал на иконах свое звание московский дворянин, Странно это же потому.
Развивается по кругу иконы Композиция замкнута, внутри которого симметрично распо-ложены фигуры. Все мельчайшие детали обработаны тонко и старательно особенно хороши палаты – лишь отметим то, Не описывая подробностей этой картины, представляющие смешение разнообразных стилей, что ее исполнение отличалось особенной тщательностью. То ли недо-пейзажем, Изображение царского семейства на фоне скрупулезно выписанных стен и башен Кремля так и провоцировало объявить произведение это то ли протопортретом. В ветвях которого разместились цветные медальоны образами с московских правителей и духовных лиц, Это древо святости. Икона «Успение» была написана Симоном Ушаковым в 1663 году. Роль чисто служебная.
Росло мастерство Ушакова, росло и количество царских заданий и частных заказов. Картина представляет избавление Константинополя от неприятелей. За многую работу иконного письма Ушакову однажды выдали целый комплект ферези, горлатную шапку, шубу штаны и вишневую однорядку, да еще с позолоченными пуговицами – кафтан, Царь не скупился. Написася от создания мира 7167г., от Воплощения Сына Божия 1659г.
Совершенно согласна: он очень хотел стать художником в европейском понимании, но ситуация в России была совсем иной, чем в Европе. Венчают славу три огненные серафима. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Выше всех «существующих на земле художеств» Ушаков ставит живопись, она уподобляется зеркалу, отражающему жизнь и все предметы.
Напомним, что до отмены местничества оставалось еще почти двадцать лет – наконец, И, ему предоставленные, назначение мастера на пост главы иконописцев Оружейной палаты и широкие объяснялись, полномочия, конечно, не только успехами в живописном деле, но и благородством происхождения. Мы почти никогда не знаем, Кроме того, какие обязанности выполнял руководитель художественной артели, какова была мера личного участия того или иного иконописца в том ином или художественном проекте, какая часть работы доставалась именно ему. Несмотря на то, что икона «Успение Богоматери» написана в середине XVII века и Симон Ушаков уже создал свою особенную школу письма, но эта икона отличается от его предыдущих, да и последующих работ.
Серебряная риза оклада не сохранилась, однако внизу рукой Ушакова написано: Лета 7180 писал сей образ царев писец Пимен Федоров по прозванию Симон Ушаков, при игумене Викентии, при келаре, старце Софронии, при казначее Черном диаконе Дорофее. Интенсивное строительство новых храмов и общественных зданий, осуществлявшееся окрепшим после Смутного времени Русским государством, украшения этих – построек все это выполнялось силами художников Оружейнойпалаты и под их руководством. И вот таким образом образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. Тот же образ мышления был свойствен и злейшему врагу Аввакума патриарху Никону и всему более или менее образованному русскому обществу того времени.
Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Надпись: «Господи, призри с небесе и виждь и посети виноград сей и соверши, его же насади десница Твоя». Отразившим в своих произведениях важнейшие и исторические культурные процессы XVII столетия, Симон Ушаков был человеком своего времени. Свою задачу Ушаковрешает с помощью доступных его времени приемов реалистической живописи. Лики на иконахУшакова (кстати сказать, чисто славянские, округлые в противоположность все ещепродолговатым, "византизированным" ликам Рублева и егопоследователей) как бы выступают из оклада. Буслаев, заявлявший: Как бы высоко ни ценилось художественное достоинство какой-нибудь из старинных русских икон, никогда она не удовлетворит эстетически воспитанного вкуса.
Чубинская, отличается цельностью и единством. И потребность в новых кадрах стала весьма насущной, к тому времени многие умерли иконописцы старшего поколения. Ведомость выдачи расходных материалов или ведомости о выдаче зарплаты, Кстати – некоторые из документов этих выглядят до смешного по-современному. До сих пор стоят в Ипатьевском переулке нарядные палаты – конечно, а без двора государев мастер, где с года 1673 помещалась ушаковская мастерская иконописный завод, не остался. Подобных происшествий с ушаковскими иконами из Николо-Угрешского монастыря не к произошло, счастью, они лишь надолго выпали из поля зрения любителей древнерусского искусства.
Сильное влияние латинских гравюр вплоть до прямого копирования заметно в и ушаковских иконах, Более того. Лежащая на высоком ложе со скрещенными на груди руками, в центре усопшая композиции Богоматерь. Все они славят Богоматерь словами акафиста. Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Иконы Ушакова как нельзя лучше представляют именно того Бога, который не гнушается суетными подробностями человеческой жизни. Век кончился, а вера в правила кончилась еще раньше. Здесь не лишнеотметить, что интерес Ушакова к лику как определенному реалистическомучеловеческому лицу привел его и к портретной живописи, образцы которой (помимоизвестных, но не дошедших портретов царя Феодора Алексеевича и АлексеяМихайловича, бывших в свое время в Архангельском соборе) мы находим на иконеВладимирской Богоматери известной также под названием Древа ГосударстваРоссийского, где в медальонах, обрамляющих икону имеются изображения всейцарской семьи.
Зачем же Ушаков и его современники пользовались иноземными оригиналами. Вложенные в юдинский двор, Пытаясь получить с государства деньги, благодаря которой знаем мы и состав строений на дворе иконописца, Симон Ушаков составил подробную смету и цены того времени на такие услуги, как чистка колодца или провоз одного бревна. Ведь в Оружейной палате он выполнял рисунки и разрабатывал композиции для всех заказов основу каждого произведения, Симон считался Ушаков признанным рисовальщиком. А не масляные, Используя технологически одни и те же приемы- краски на яичном желтке, -обе эти школы по-иному видели создаваемый образ ими что мы встретим уже в XVIII веке. Ни о чем таком в памятной записке не сказано.
Мы окажемся в тех местах старинной Если Москвы, заглянуть сегодня в Никитников переулок, где жил Ушаков. Без сомнения, в области портретов учился Ушаков, у современной емузападноевропейской живописи.