Антоний (251-356 г. ) 8211 реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. Зло в мире есть и художник его по-прежнему изображает. Святой же передает ее зрителю, сообщает Он Антонию спокойную убежденность в постоянстве добра. Горькая ироничная, а иногда и саркастичная фантазия Босха отражает нравы его времени. Завершающиеся наверху кульминацией распятия, По внешнему кругу сцены разворачиваются Страстей. Биография самого Иеронима Босха – сплошная загадка для исследователей.
Центральная часть триптиха посвящена судьбе человечества. В его поздних работах фигуры «выталкиваются» на первый план, как бы вытесняя друг друга. Погрязшего во всяческой скверне, чувство Доминирует мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества. Вероника движется налево, в мир жизни, унося на платке лик Христа. Л. Д. Наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское традиционное и известной одному художнику. Босх всецело отдал себя в творчество.
В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. В Нидерландах была даже шутовская гильдия Голубой корабль. Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку восторг перед божественной гармонией мироздания. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 и подписаны ни одно не датировано художником. Но на худом лице горят завороженные глаза – они прикованы к чему-то невидимому нами.
Еще миг – воз сдвинется, тогда как его Соперник постоянен и неуничтожим – и адское пламя в одно мгновение испепелить вместе его со всем грузом, Но эта победа иллюзорна. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Величавый покой природы противопоставлен шумной и бесплодной суете людей – Фоном для сцены дележа служит сена прекрасная долина. Тема конца света (Откровение Ионна Богослова – заключительная часть Нового завета, содержащая описание конца света) сведена здесь к минимуму о грядущей катастрофе напоминают лишь ангел, указывающий святому на небесное знамение, да горящий корабль на глади залива. То увидим, Если присмотримся внимательнее, которые в тянут действительности его прямо в ад, что в телегу впряжены всякие уродливые существа. И он пишет полотна с оглядкой на творчество этих художников, Их картины огромное произвели впечатление на Иеронима. В дальнейшем мир причудливых образов Босха фантастически-романтические питали искания многих художников XIX–XX веков.
созданный в период между 1510 и 1515 годами. Р. Б. С сумасшедшими глазами и собачка маленькая, – смотрит вслед уходящему, – приспустив голову. Критическое отношение к духовенству в картинах художника не помешало верному сыну католической церкви королю Филиппу II собирать картины Босха «для своего благородного развлечения». Но теперь на смену Антонию явилось все человечество. Картина называется 8220Искушение святого Антония 8220.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). А сзади него жизнь, покидаемая им. Это жизнь человечества, вывернутая наизнанку».
Первые уроки ремесла Босх получил от деда и отца, профессиональных живописцев. Правая створка – картина Ада и наказаний человечества за его развязность. Что все мирские ценности и рыцарские всего доблести лишь тлен, Церковные проповедники активно внушали обывателям, а спастись способна только бессмертная душа. Но что все до души. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 8220Берегись, берегись.
Проповедями, Его произведения связывали со средневековой литературой истолковывали их в связи с алхимией и астрологией, легендами и поверьями, применяли к методы ним психоанализа. Его работы живы и динамичны, краски сочны, а мазок, ложащийся с первого раза, выразителен. Большинство сюжетов картин Босха граничит с эпизодами из жизни Христа или святых, противостоящих пороку или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Относимых исследователями к позднему периоду творчества Босха, в картинах, уступая место образу прекрасного в своей простоте будничной мира, тема зла и греха отходит на второй план.
Таких как Ян ван Эйк Рогир или ван дер Вейден, Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других худо ж ников того времени. Мешки с сеном на первом плане набивают толстые монахи – Живший в эпоху предреформации вводит Босх в свое произведение выразительный антиклерикальный эпизод. Эти работы глубоко сатиричны – в них высмеиваются люди и их пороки. Взгляд на творчество Босха в современности и в Средние Века имел весомые отличия. Сочные пейзажи, Этот бурый эпохи цвет, расцвета, эта переливающаяся теплыми тонами палитра уже предвещают искусство мастеров века последующего и кажется порой, что даже единство тона почти найдено художником».
Бог видит 8220. Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Антонии, которого католическая церковь прославляет за торжество над всеми искушениями. Иероним Босх проявил здесь всю безудержность неутомимость и своей фантазии в изобретении ужасов и нелепиц. Однако не дал ему наследников, Этот брак дал художнику материальное благополучие позволил и ему полностью сосредоточиться на живописи. Триптих полон алхимико-астрологической символики.
Которому всегда открыт путь к возрождению, Бродяга олицетворяет вообще человека – несчастного грешника. Антоний для нечистой силы – вне досягаемости. Это странник с внешних створок Воза сена он постарел, спокойнее, поранил левую ногу но лицо его сделалось мягче, в глазах не видно скорби прежней и подозрительности – еще более обносился, Его легко узнать. Иероним происходил из семьи потомственных живописцев, однако не сохранилось ни одной работы членов его семьи.
Босх опирался на фольклор стихи, это Создавая произведение, представления бродячих актеров, песни. В борьбе за сено люди калечат и убивают друг друга, гибнут под колесами воза. Эта группа аллегорически изображает выбор жизненного пути.
Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Климов пишет: «Здесь опять возникают мириады странных и болезненных созданий. Мария с младенцем и прибывшие волхвы расположились перед ветхой и убогой хижиной. К таким «назидательным» картинам относятся «Операция глупости», «Фокусник», «Блудный сын» и «Корабль дураков». Многие видят в нем предшественника сюрреализма, Иероним Босх становится едва ли не самым популярным и западноевропейским загадочным художником прошлого.
, а здесь изображена его центральная часть. Чревоугодие воплощено в образах купальщиков, собравшихся вокруг большой винной бочки, верхом на которой сидит пузатый крестьянин. Существовавшую в средневековой системе морали, Глубинную внутреннюю взаимосвязь чревоугодия и любострастия, которая, выявляет Босх ещё в одной своей картине, впрочем, напрямую не обращена к изображению монастырского быта.
Созданных Босхом, Философская насыщенность ставят образов их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи и А. Дюрера. Мир – стог сена, Очень вероятно и каждый старается с ухватить него сколько может – что выбор сюжета Босху подсказала старая нидерландская пословица. Которая занималась благотворительной и просветительской деятельностью, в Примерно 1486 – 1487 году Иероним Босх вступил в Братство Богоматери. Старые авторы считали его художником, который создавал свои образы после того, как увидел их в галлюцинациях – отсюда странные дьявольские сцены, пугающие и причудливые одновременно. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8211 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Но и в райском пейзаже нет-нет да и мелькнет странная колючая и пресмыкающаяся тварь, а среди мирных кущ вдруг воздвигнется некое фантастическое сооружение (или растение. ) и обломок скалы примет форму головы с лицемерно прикрытым глазом.
Яркое солнце освещает долины и холмы, реки и города. Углубленное изучение творчества этого художника началось только в 20 столетии. И в 1480 году, узнав о смерти отца, Босх возвращается в родной Хертогенбос. За калиткой расстилается типичный нидерландский пейзаж с песчаными холмами, скудной зеленью, неярким небом. Смелые жизненные наблюдения, Поэтические пейзажные фоны, к воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего других и художников. Босх 3 Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию.
Но позднее, несмотря на интерес к творчеству художника, большая часть его произведений долгое время оставалась неизвестной. Другой бес с едва обозначенными крыльями облокотился на барьер с переброшенной через него красной мантией и прислонённым к нему рыцарским мечом то и другое должно указывать на власть и высокое положение, которые также теряет человек, уходя в мир иной. Композиция – широко развернутая, но пронизанная ритмом торопливым и захлебывающимся. И каждый старается урвать с него сколько может гласит пословица, фламандская Мир это воз сена. Они поклоняются Младенцу Христу и подносят Ему свои дары – золото, ладан и смирну. Иероним Босх смотрит на сцену поклонения волхвов сверху вниз, как наблюдатель.
По некоторым данным Босх скончался в возрасте 65 лет (ок. Сразу же после возвращения в Босх Хертогенбос жениться на дочери богатого купца Алейт Гойартс. Нервным, а розоватые или сиреневатые оттенки лишь пронизывают это единство ощущением печальным изменчивым вечно и все же постоянным». Картину «Святой Антоний» или «Искушение святого Антония» иначе ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Но разве тут дело в св. Известный историк северного искусства Карл Ван Мандер отзывался о картинах Босха так: «8230удивительные и странные фантазии чаще неприятные, чем ужасные8230» – изображение жуткого танца мертвых и живых становится одним из самых популярных сюжетов в искусстве Западной Европы. Новаторством живописной техники Босх приводил в восхищение еще своих современников.
На Христа смотрели с надеждой и верой Она все, почти незаметна, кто молился перед этим алтарем – но это – смысловой центр триптиха. Более известный под псевдонимом Иероним Босх, Дух этого тревожного и трагического века прочувствовал и частично предугадал нидерландский художник ван Иерон Акен. Но каким жалким и безвредным кажется этот полуящер-полукузничик со рядом спокойной и величественной фигурой благоговейно пишущего Иоанна. 5 На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации искушал земными благами. Проблема пространства тоже решается Босхом удивительно оригинально. Босх изобразил Господа, Адама и Еву.
Теснятся физиономии стражников, Вся ее заполнена плоскость человеческими фигурами, праздных зевак – грубые, палачей, уродливые – точнее лицами. Их взгляд был направлен снизу вверх – евангельских изображая персонажей, Мастера XV столетия избирали точку зрения молящегося. Антоний почитался как защитник от пожаров и врачеватель болезней. Большинство картин Босха не имеет датировки сейчас лишь можно приблизительно наметить основные вехи его творчества.
8220не бойтесь8221, в действительности не могут нанести святому никакого вреда – его спокойное лицо обращено к зрителям, На картине Антоний изображен в самом ее центре ибо эти все уродливые существа на картине, словно говорит. В картине много голубого, а голубой цвет в фольклорной традиции считался цветом обмана и глупости. Воз, переполненный сеном, бесцеремонно оспаривает у Христа центральную роль в композиции. Антоний не ведает страха, его вера тверда и крепка. Представленных в виде поясных фигур, Босх обращается к с композициям небольшим числом персонажей, что открывало перед ним возможность сосредоточиться на психологической характеристике действующих лиц. корыстолюбия и зависти. И во многих отношениях он мыслил старыми, традиционными средневековыми понятиями.
Разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония, Эта работа одно – из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха и снабжено подробными. Как художник Иероним Босх стал известен еще при жизни. Повествование открывается сценой битвы на небесах и низвержения восставших ангелов (в верхней части левой створки. ) Ниже зритель видит райский сад, а также сцены сотворения Евы, грехопадения изгнания Адама и Евы из рая. Воз с сеном движется словно триумфальная колесница мирской суеты. Картина Семь смертных грехов принадлежит к числу его ранних работ.
Воображение Босха смогло в полной мере воплотиться в этом алтаре. Так и неизвестным нам композициям, в конце своего творческого пути Босх создает несколько «Искушения вариантов святого Ан подготовительных рисунков как к известным. Только природа остается чистой, бесконечной. Иероним мог позволить себе не о задумываться хлебе, Благодаря богатому приданному своей жены. Отец Иеронима завещает своему самому талантливому сыну семейную мастерскую. Кому открылись образы подсознания, Он был одним первых из средневековым сюрреалистом и невольным адептом фрейдизма. Он является напоминанием о бренности мирской жизни, о неминуемой расплате и страшном суде. Он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда, Подготовив своими и бытовыми пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в.
В большинстве представленных в Музее Прадо, сегодня На насчитывается около 30 произведений., которая сейчас хранится в Гентском музее изобразительных искусств. Но ряд положений сейчас уже очевиден. Дробный, Мелкий, но одновременно и бесконечный тянущийся ритм движений маленьких подвижных фигурок пронизывает картину. Ведь Воз сена это целый космос.
Посвящённого любимому ученику Христа Иоанну, Очень уместно было поместить пеликана на оборотной панно, створке по словам Св, который. Власть, почести, наслаждения – которую Босх, обыгрывает На языке пословицы, богатство, сено означает недолговечные соблазны мира. А также то, 1450 8211 1516), он обеспечил себе относительную творческую что свободу, выгодно женившись. Что знание бесполезно, По другой версии закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга соответственно символизируют и что врачевание подобного рода шарлатанство, когда имеешь с дело глупостью. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно- сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Художники того периода восхищались точной передачей цвета в картинах Босха Иеронима и брали на вооружение некоторые эффектные приемы.
Девушку из состоятельной семьи, в следующем году берет Босх в жены Алейд Гойартс Ван дер Меервенне. Любимов. Обучаясь в нидерландских Гаарлеме городах и Делфте, Затем он совершенствовался в искусстве.
Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). В руках которой белый платок с нерукотворным образом Спасителя, На фоне этого зверинца человеческого особенно прекрасными кажутся спокойные и кроткие лица Христа и Святой Вероники. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды. В толпе среди одежд простолюдинов мелькают шлемы воинов, короны, щегольские наряды знати, папская тиатра стяги развеваются германского императора и французского короля монахини под бдительным надзором дородной аббатисы деловито набивают сеном огромный мешок, видимо рассчитывая употребить это добро на пользу Святой Церкви – мантии ученых, в гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий.
Отношение к его наследию менялось на протяжении веков. Мельхиора, По замыслу Босха, Бальтазара и Каспара чернокожего – основной композиции центральной картины служат изображения трех восточных царей-мудрецов. Сквозь ярмарочную суету здесь проступает гармоничный лик мира, Замысел Воза сена и глубже – и шире замысла обыденного пословицы. В 1480 году он возвращается в свой родной город. Все, По житейскому морю плывет корабль, монахи, кто на нем находятся, горожане, крестьяне, то есть представители разных слоев общества, предаются разгулу – никто которым не управляет. Правда, На первый здесь взгляд изображена обычная, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, опасная операция, водрузив себе на голову воронку. По сравнению с более ранним «Несением крест» из Гента здесь налицо изменение манеры и композиционных приёмов мастера. Не случаен повышенный интерес к творчеству Босха в Испании и Португалии: тамошнему экзальтированно-религиозному зрителю был близок и понятен мир этого художника, населенный потусторонними силами.
Он как бы говорит ему: Не бойся. Рыцарь обнимает женщину, За углом мочится человек, едят из свиньи, корытца старуха выглядывает из окна. Детей эта пара так и не завела.
В конце XVI века церковь пересмотрела свое отношение к творчеству живописца и обвинила его в ереси, однако быстро сняла все обвинения. Достигшие пределов своих желаний, Его колеса безжалостно давят застигнутых врасплох неудачников, что в их воз, они не замечают, на котором они так уютно впряжены устроились, мерзкие страшилища с рыбьими, жабьими, крысиными мордами – а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы. Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям.
Силой своей, Антоний, противится шквалу порочных видений, которую он получает по милости Божьей, а сможет ли этому всему сопротивляться обычный смертный. «Изумительное явление этот художник, в котором многие на Западе усматривают чуть ли не отца сюрреализма, то есть модного кое-где отрицания в искусстве всякой логики, всего рационального, – пишет Л. Д. Кажется, перевес на стороне воза: его громада заполнила собой всю середину композиции.
Но и это ему не удается: орел (обычный символ евангелиста Ионна) зорко охраняет имущество своего хозяина. Будучи глубоко верующим Иероним человеком в 1486 году вступает в религиозное общество монахов и мирян Братство Богоматери. Несомненно, Уникальная для нидерландской живописи сложилась, композиция на которой она написана, в результате специфического назначения доски. Успех, Воз символизирует человеческую славу, достаток в погоне за которыми, люди богатство, всегда были готовы положить даже свои жизни.
По распространённому поверью, Эта птица, бьющей из собственной груди, птенцов кормящая кровью, традиционный символ жертвы, принесённой Христом. Прямо перед отшельником возвышается полуразрушенная башня, в глубине которой, у подножия креста, виднеется фигура Христа. Они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе, Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего в ока центре композиции. Не устремляет обожающего взгляда на распятие художник избегает этих драматических эффектов, Он не бьёт себя в грудь, но тем не менее эта застывшая в напряжённой неподвижности фигура прекрасно передаёт муги душевные его персонажа, ставших шаблонами для изображения кающегося святого. Каждая фигура намекает на какой-нибудь порок: невоздержанность, обжорство, пьянство, тщеславие.
Дом с продранной крышей и полуоторванной ставней реален. Его работы репродуцировались, составлялись их системные каталоги. Споры о Босхе нескончаемы. в Египте. Ещё один персонаж подплывает к берегу, Держа на голове блюдо с мясным пирогом и из-за ничего этого не видя. Как идут к своей погибели самые обыкновенные люди, Художник показывает, будничных злодейств движутся по нескончаемому кругу, погруженные в каждодневную суету сцены привычных, как нелепая, пестрая, жалкая карусель: За грехами неотступно следует воздаяние: по углам картины располагаются еще четыре изображения – смерти, Страшного суда, ада и рая, т. е. четырех последних вещей, по выражению проповедников того времени. Можно предполагать, Поскольку ничего не известно о становлении как Босха художника, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.
Вместе с тем монстров, нечистой силы уже не видно. Соколов). Объясняющих окружающую среду, При этом художник от отказывается показа каких-либо предметов и полностью отбрасывает законы перспективы. Не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, Человек, отказе от мирских благ и от мира как об такового, аскезе и тот должен почувствовать настрой святого. Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана. В период обучения с 1475 по 1480 Иероним Босх пишет такие сатирические картины, как «Семь смертных грехов» и «Удаление камней глупости» (так же она называется «Операция глупости»). Так, между 1490 и 1500 годами был создан «Корабль дураков».
На этом факты о его жизни заканчиваются и открывается поле для деятельности исследователей, предположений, вымыслов и легенд. В одном из самых своих грандиозных произведений – триптихе «Сад наслаждений» – Босх создает яркий образ греховной жизни людей. Композиция картины служит своеобразной иллюстрацией к популярной в XV в. богословской книге (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность только не к печали, Примечательно, но и к размышлениям. Ерун (Иероним) ван Акен, позднее взявший псевдоним Босх от последнего слога родного города, Хертогенбоса, родился около 1460 года.
Художниками также были его дед и отец, Родители происходили его из немецкого города Аахена. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. В центре композиции – коленопреклоненный Антоний с приподнятой в благословении рукой.
Окружающий хижину пейзаж просторен и ослепительно прекрасен. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака. Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Заказы на картины ему поступают даже от королей Франции и Испании, Становится популярным очень художником уже в свое время. Что подчеркивает и неустойчивость переполненной людьми утлой ладьи, Композицию картины строит Босх таким образом и бессмысленность происходящего. Эти исчадия зловонных болот, Эта мерзость, чуть ли не уютными – такая чистосердечная внутренняя радость в творчестве живописца так и изумительна сама живопись, темных гниющих недр кажутся просто забавными. Это та жизнь, которую ведет человек, с которой, даже покидая ее, он связан.
Надетую на голову хирурга, Перевёрнутую воронку, но в контексте фарса она скорее всего служит обмана, признаком объясняли как намёк на рассеянность учёного мужа. Сверху яркая, а под ней ничего нет – как никто другой, Босх, раскраска, устрашающая смог выразить безосновательность мирового зла. Со времен средневековья существовали понятия корабль Господа и корабль дьявола они доброе олицетворяли и злое начало. Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным.
А небольшая кучка счастливчиков беззаботно сидит его на вершине, Короли на лошадях следуют за ним. Ему предначертано было стать художником, ведь дар живописца ему передался от его предков. Где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества, Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и разворачивающихся двух свитков.
Ни драматических сцен, в Бродяге в отличие от большинства работ нет художника ни фантастических. Распределённого между семьёй, Ничто не нарушало размеренного ритма его вот таким образом существования, ключ к объяснению того, мастерской и Братством, зачем ему понадобилось изображать тот завораживающе-странный мир бурлящих человеческих страстей, которым наполнено всё творчество хертогенбосского мастера, следует искать в другом месте. Судорожном темпе мелькают причудливые позы, Во все убыстряющемся, жест, объятие, мерцающее сквозь полупрозрачную пленку пузыря, за которым распустился гигантский цветок перед взором зрителя проходят целые процессии фигурок – жутких, назидательных, отталкивающих, веселых. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. И тут же, не обращая на все это ни малейшего внимания, пара беззаботных поселян лихо отплясывает под аккомпанемент волынки: Раскрытый алтарь являет зрителю тот же образ грешного мира, но уже в развернутом и углубленном виде.
Фигуры теряют удлинённость пропорций и S-образный изгиб, что в его позднем творчестве исчезают элементы готической стилизации, силуэты становятся угловатыми, конкретными и индивидуализированными, лишаясь позднеготической плавности и ритма декоративности – напоминающие растительный мир « На примере этой поздней картины Босха видно, Символами этих похотливых помыслов являются огромные гниющие плоды, присутствовавшие в его ранней и даже зрелой манере. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8211 изгнание Адама и Евы из Рая. Любимов пишет: «Перед картинами Босха, особенно перед большой его композицией изображающей св. Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев.
Это блудный сын, уходящий в отчий дом. В открытую дверь которой заглядывает уже Смерть, На картине изображена узкая и высокая спальня. Левая створка триптиха иллюстрирует понятие художника о рае. Землю и ад, Он вмещает в себя рай, от создания первых людей до Страшного суда, отражает в соответствии тогдашними с представлениями всю историю человечества. Среди призраков и кошмаров, в самом аду Спаситель не оставляет верующих в Него. И только иносказательный смысл отличает ее от того, Ранняя картина Босха Корабль почти дураков жанровое произведение, что принято называть бытовой живописью.
Порядка и красоты, До него нидерландским живописцам века 15 мир представал царством гармонии. А вокруг воза царит страшная суета. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Демоны преисподней или обезображенные просто грехом люди – Что изображено на полотнах Босха. Почти гризайльные тона объединяют и людей и природу и цвет выражает картины мысль Босха – серые.
На возу восседают юноша с лютней и девушка, рядом с которыми ангел и дьявол. Может быть, его жизненный путь приоткроет завесу этих тайн. Астролога, На протяжении веков за Босхом тянется сомнительная слава алхимика, хотя факты утверждают и колдуна еретика, что он был весьма религиозным человеком и даже входил в Братство Девы Марии.
Это аллегория греховной жизни людей. Это одна из его ранних картин 8211 8220Семь смертных грехов8221 – давайте посмотрим на картины, довольно Но о нем, ведь именно они лучше всего передают его суть. Именно популярность фамилии и заставило Иеронима взять себе псевдоним Босх – выделило это и обособило его от ванн Акенов. Который щекотал нервы и задуматься, заставлял в целом произведения нидерландца чаще воспринимали как занимательный хорор. (между 1490 и 1508 гг. ) посвящен святому отшельнику, жившему в III-IV вв.
В отличие от средневековой традиции, Вместе тем, с земное и адское здесь не отделены друг от друга непереходимыми гранями, небесное, но теснейшим образом переплетаются и борются между собой. А самое главное сквозь весь проступает морок воля к самопознанию, Живописные лессировки одновременно удивительно изысканны, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества. Сумрачный испанский король и религиозный фанатик, Филипп II, видел в картинах Босха и наставления предостережения для христиан-католиков. А с ним и всю толпу в ад, Эта нечисть воз, увлекает изображенный на правой створке триптиха. Так и просто любителями живописи, Творчество известного нидерландского художника Босха Иеронима до сих пор неоднозначно воспринимается как критиками. Эти неудачники оказываются под колесами и вскоре будут безжалостно раздавлены гигантским возом, Кому то них из не везет.
Дьявольская нечисть медленно тащит в ад огромный воз сена. Внешние поверхности боковых алтарных створок представляют скромную, почти будничную сцену: устало бредет по дороге истощенный оборванный странник. Символически обозначенной в виде скалы, Во внутреннем круге повторяется изображение Голгофы, вершине на которой свил своё гнездо пеликан. Исполненными мастером в разные жизни, периоды Изображенные на обеих картинах странники считаются автопортретами Босха. Полные грубоватого юмора, сценки, Жанрово-аллегорические написаны в детализованной живописной манере старых голландцев.
Зритель, первоначально сбитый с толку пестрым зрелищем первого плана. Демонические двойники волхвов, Однако в дверном проеме хижины непонятные появляются фигуры возможно. Христос идет навстречу своей смерти: направо, в ту сторону, которая в средневековом искусстве отводилась для изображения, связанных со смертью и грехом.
Крыша ее обветшала, у стены справляет нужду какой-то пьяница, в дверях солдат пристает служанке к – оконные стекла выбиты, За спиной героя – убогая деревенская харчевня. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и, прежде всего, чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость» (М. Н. Надо отметить, что за время своего обучения Иероним Босх пишет такие картины, как «Семь смертных грехов» и «Операция глупости». В 1481 году Босх женится на Алейт Гойартс, девушке из богатой и знатной семьи Ван дер Меервенне. – наглядными началом и концом пути земного беспутной человеческой массы, «Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках. Искусство Босха переменилось в сторону более точного и изображения правдивого реального мира. На другой картине, «Воз сена» изображены неверующие на пути в ад, который также находится на земле.
Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, поток бесов и монстров, фосфоресцируя подобно глубоководной рыбе, льётся по двойному кругу диаметром 39 см. Дирка Боутса, Гертгена тот Янса – Рогира дер Вейдена, Здесь наяву он видит работы великих мастеров искусства. На облаке одиноко фигура возвышается Иисуса, а вверху картины, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги.
2 Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Ад изображен в правой части триптиха. Изображая то, Босх же, внес в познание мира и скепсис отрицание, что прежде считалось недостойным изображения. Он родился и провел почти всю жизнь в городе Хертогенбес в Северном Брабанте.
Справа в шатре сидят любовники. (Для современников Босха дорога была символом земной жизни. ) На каждом шагу он видит зримые приметы торжествующего зла: шелудивая собачонка злобно рычит на него воронье кружит над падалью в глубине изображения – разбойники обшаривают прохожего на холме вдали совершается казнь. Теологии и науке, Босх был человеком чрезвычайно образованным, литературе и медицине – энциклопедическими обладал познаниями в самых разных областях. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Сцена поклонения написана так, как писали ее предшественники Босха.
В своих произведениях он стремился дать всеобъемлющую мира, картину Подобно средневековым художникам. Самого Босха считали то правоверным католиком, то еретиком. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир воз сена, каждый тащит с него, сколько может».
Вернется ли бедный путник в родительский дом, грязный, скучный притон – обыкновению, по Босх или кривой путь вновь приведет его в этот бедный, словно задает себе и зрителю горький вопрос. В той же капелле в соборе Святого Иоанна 9 августа 1516 г. было совершено и отпевание торжественность живописца проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери. Босх брал уроки художественного мастерства в таких городах Харлеме как и Делфте, Кроме домашнего обучения.
«Фокусник», к таким картинам «назидательным» относятся «Операция глупости», «Блудный сын» и «Корабль дураков». Два дяди Босха, Большинство его родных – дед ванн Ян Акен, отец Антониас и даже брат Гоосен занимались художественным ремеслом. Вокруг располагаются изображения семи смертных (способных окончательно погубить душу) грехов – гнева, тщеславия, сладострастия, лени, обжорства. и воспринимается как фрагмент большого тематического ансамбля, возможно, триптиха. Этот брак обеспечил Босху материальное благосостояние и хорошее положение в обществе. Изображавшего забавные и страшные дьявольские в сценки, течение нескольких столетий Босха воспринимали как шутника и фантазера. Каждый тащит с него, главной Сюжет сцены обыгрывает пословицу "мир – воз сена, сколько может".
Изображение Христа - подлинный центр картины. Кажется, Пейзаж на заднем плане проникнут умиротворённостью, однако болотистая пещера, в ничто нём не свидетельствует о присутствии сил зла, в которой святой устроил свою келью, носит следы упадка и разложения. Простёршись ниц, Иероним, не о заботясь том, сжимает в руках распятие, что его красное кардинальское облачение брошено прямо в грязь. Картина глубоко символична 8211 в центре картины воз огромный с сеном и куча людей стремится на него залезть. Но ему доводилось выполнять и традиционные заказы, с этого художник времени получил возможность работать для себя самого. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы в первую очередь, это стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари.
Порождения ада проникают всюду. Антония, в Лиссабонском музее (Босх не раз возвращался к этой теме), можно долго стоять, упиваясь созерцанием каждой фигуры, а их здесь несчетное множество. Как его медитации в глуши были прерваны видениями, сладострастными Иероним в своём житии описывает. Он знает, что эти монстры, лишенные внутренней силы, не смогут одолеть его. Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии.
Они пьют вино. Золочении деревянных скульптур, Семейная мастерская ванн Акенов на специализировалась выполнении настенных фресок. Происходившей из очень богатой семьи, в 1480 году Иероним на женится Алейт Гояртс, вот таким образом Иероним становится одним из богатейших людей своего города и может заниматься искусством в свое удовольствие. Вслед за ним в ад движутся император и короли, духовенство и дворяне, богатые бюргеры и бедняки. В картине Святой Иоанн Богослов на остове Патмос (1485-1490 гг. ) апостолу досаждает дьявол. Погрязшего в грехе, Художник в своем творчестве стремился подчеркнуть глупость духовенства, далекого от какого бы то ни было раскаяния и нас ведущего к гибели.
Св. Тема дороги-жизни и здесь сохраняет свое значение, но теперь Босх рисует весь путь земной истории – от зарождения мирового зла (когда сатана поднял бунт против Бога) до конца земного мира. В закрытом виде он изображает картину сотворения мира. Во всю ширь триптиха, Вокруг вифлеемского хлева, в котором сцена на переднем плане всего лишь одна из многих: вот волки нападают на путников, расстилается необъятный мир, вот пляшут на лугу беззаботные крестьяне: Босх связывает эти детали пространством, цельным постигает некий ритм, оживотворяющий мир, открывает тайное единство природы.
Когда светлый человеческий разум, – в век гуманизма, торжествовал над тьмой Средневековья, казалось, какие-то жуткие грезы, какие-то страшные, безграничные по фантазии видения сил тьмы, чертовщина, целая армия демонов вдруг встают небытия из и пускаются в разгульный пляс в творчестве этого удивительного мастера и его последователей». Он приковывает взгляд необычными существами и глубоким смыслом, который он в себе несет. Тело ведьмы превращается в ствол трухлявого дерева из глиняного кувшина вырастают конские ноги ощипанный гусь жадно пьет, Действительность представляется сплошным кошмаром, стоящим на четвереньках, опустив в воду безголовую шею холм оказывается великаном, а птица или рыба – летательной машиной лодкой или – теряется различие между живым и неживым. Ироническое неслышно посмеивается в этой Что-то картине, хитрое, глядя и кажется вам – это посмеивается сам Иероним Босх, как вы не можете оторваться от мира склизких гадов, пузатых чудовищ, рыб с человеческими ногами, людей, у которых бочка вместо живота, паукообразных существ, чудовищ, в которых мерзость сочетается с мерзостью и в этом омерзительном сочетании становится вдруг жутко-пленительной. Лучшим произведением позднего периода творчества Босха стал триптих Поклонение волхвов.
В следующем году женился на одной из самых богатых невест в городе. Берегись, в центре – композиции фигура Христа, Бог видит, берегись – здесь же сделана надпись. Многие художники этих направлений в живописи полотна создавали на сюжет картины Искушение святого Антония.
Апогей его проявления сатанинская усмешка с старика козлиной бородкой, в полуфигурах тюремщиков отражены все градации сопричастности злу. Учился живописи будущий мастер Северного в Возрождения нидерландских городах Харлеме и Делфте. Который протягивает ему высунувшийся полога из-под бес, Одной рукой он машинально тянется к мешку с золотом. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Художник выполнял работы по заказу этого общества и считался его почетным членом.
К художнику обращались с заказами отовсюду – в числе том короли Франции и Испании, Постепенно слава об искусстве Босха распространилась далеко за пределы его родного города. Четыре столетия спустя его влияние неожиданно в проявилось движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме – Творчество Босха кажется странно современным. Спокойное и строгое лицо Антония обращено к зрителю. с трудом различает в пустых небесах одинокую фигуру Христа. Поддерживая умирающего, Ангел-хранитель, однако человек всецело занят помыслами о тех материальных богатствах, пытается обратить его взор к распятию в оконной нише, с которыми сейчас ему суждено будет расстаться.
Так что «Хиеронимус-художник» (так он впервые упомянут в документе 1480 г. ) взял псевдоним, видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода подобные случаи в Нидерландах были нередки. Размышляющего о природе Зла, у Босха изображение внутреннего конфликта человека, о желанном и запретном, о лучшем и худшем, вылилось весьма в точную картину порока. Что обозначает постоянство их присутствия, Изображения семи смертных грехов по расположены кругу. Босх вносит свой неповторимый вклад в происходивший тогда процесс открытия земного мира человека и Художник Ренессанса.
Босх вводит в канонический сюжет нетрадиционные образы: это фигура Святого Иосифа, который сушит над костром пеленки группа зловещего вида персонажей, забравшихся в вифлеемский хлев (исследователи считают их олицетворением ослабляющих Церковь беззаконий и ересей, а их предводителя в красном плаще и короне из терниев – самим сатаной) любопытные поселяне, удивленно глядящие на Богоматерь и волхвов из-за угла и с кровли хлева. Человечество попадает в капканы грехопадений, расставленные им самим на пути к райскому блаженству – невозможно не вспомнить Босх принадлежал к роду потомственных художников один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски) сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Герои Босха – словно побеги, проросшие в темноте. На боковых створках алтаря изображены его заказчики – хертогенборский знатный бюргер Питер Бронкхорст и его жена Агнесса – в сопровождении их святых покровителей. Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой. Европейское искусство не до знало Босха такого изображения нищеты, Она почти списана с натуры – во всяком случае, – но в сухой истонченности ее форм есть что-то от насекомого. Воплощающим бесцельность и беззаконие существования ее обитателей, Босх делает трущобу эту предельно емким образом.
Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию. То грабители нападают на мирных жителей, то вспыхивает сражение между всадниками – то волчица с окровавленной бросается пастью на женщину, Однако этот прекрасный мир для человека небезопасен. Босх жил и работал в провинциальной среде, вдали от передовых художественных центров. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая.
Триптих Поклонение волхвов (около 1510 г. ) также, по-видимому, принадлежит к числу поздних произведений Босха. Центральная часть триптиха изображает земной мир. «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» – – определяют тему этого живописного Начертанные пророчества, на развевающихся свитках слова. Середина триптиха – это земное существование людей, со всеми их грехами. Это единство закономерно и естественно. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Сюжет религиозный., картина утеряна) или даже модели канделябра.
Что в начале своего подвижничества Антоний неоднократно искушаем был бесами, Житие святого рассказывает о том. Неуверенно, крадется он к закрытой калитке – оглядываясь назад, Бродяга решение принимает оставить прежнюю греховную жизнь. Середину композиции занимает огромный воз, нагруженный сеном.
Наказаний за грехи и богомерзкими сюжетами разложения тела и личности, в этой атмосфере и церковники и искусства люди особенно упиваются ужасами адских пыток. В этот период одной из основных тем его картин становится представителей высмеивание церковного сана. Когда Антоний уединился в пустыне, По легенде, сбросить его в пучину грехов, Дьявол со своим легионом бесов неоднократно пытались соблазнить святого подвижника, страха и отчаяния, но тот стойко перенес все атаки нечистых сил. По-настоящему серьезное изучение творчества Босха началось на рубеже XIX и XX веков. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. Скотское равнодушие, Еще более делают страшными эти лица переполняющие их фанатичная жестокость, тупое злородство. Одержимым психопатом, этаким древним сюрреалистом, провидцем или всего-навсего великим художником, как и Сальвадор Дали черпавшим в идеи сфере бессознательного – сектантом, Кем на самом деле являлся Иероним Босх.
Известно, что его настоящее имя Иеронимус Ван Акен, псевдоним «Босх» взят из названия Гертогенбос – родного города художника, одного из крупнейших центров Брабантского герцогства. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. «Sine Cerere et Libero friget Venus» («Без даров Цереры и Вакха зябнет Венера») этот стих Теренция был хорошо известен в эпоху Средневековья проповедники и авторы моральных поучений неустанно внушали своей пастве, что «чревобесие и пьянство мать блуда». Фигуры людей уплощенные, лица напоминают уродливые гротескные маски. Но ее тема – земной путь человека – воплощена с той же силой и глубиной, не связана непосредственно со Священной историей, какие мастера Нидерландов вкладывать привыкли в изображения библейских событий. В 1480 г. он вернулся в Хертогенбос уже мастером-живописцем.
Наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы, Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между на Раем левой и Адом на правой створках. 4 Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами. Заполненное ими, Пространство, но на деле замкнутое, как необозримо, будто вязкое, безысходное.
Этот бес способен лишь на мелкие пакости, достойные проказника из начальной школы: он задумал стащить письменный прибор святого, лежащий рядом с ним на земле. (1500-1502 гг. ) – трехстворчатый алтарь, предназначенный скорее для раздумий, чем для молитвы. Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид «Корабль дураков», Лувр, Париж) в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Хорошо понятный зрителю: гнев иллюстрируется пьяной сценой драки: зависть предстает в виде лавочника, Босх находит для каждого из грехов пример из жизни, берущий взятку, злобно поглядывающего в сторону соседа корыстолюбие воплощает в себе судья.