Позднеепроизведение соотнесли с записью впоходном журнале Петра I от 3 сентября1721 года: «На Котлине острову передлиторгиею писал его величества персонухудожник Иван Никитин» (ГРМ. Каталог-путеводитель. Который обратил внимание на его и, способности Никитин стал известен Петру I, поручил художнику Г. Таннауеру заниматься с ним, повидимому. Он родился в Москве в семье священника. Художник Мина Колокольников, Один из них, в записке о своей жизни и работах упоминает учении об у Никитина. Во всем облике гетманаощущаются внутренняя сила и глубокоесознание своего достоинства, свойственныевыдающимся людям. Одной из самыхпривлекательных черт в образе гетманаявляется его простота, хотелось бысказать простонародность, намеренноподчеркнутая художником. Более того, для композиции в целом и для многих фигур Никитиным была использована гравюра Антонио Темпеста на библейский сюжет.
«граф Головкин, государственный канцлер, Портрет вполнеотвечает характеристике, осторожный и скромный:с образованностью и здравым рассудкомсоединял он в себе хорошие способности. Он свое любил отечество, старец почтенныйво всех отношениях и хотя былпривязан к старине, не отвергал и введенияновых обычаев, если видел, что они полезныlt – которую даваливысокопоставленному сановникусовременники. Ушакова и сенатора Г. П. Это явилось следствием не только малой вины Никитина, Быть может, что он писал портрет но Ушакова и того.
Но и один из таких портретов, Нам известны не упоминания только об этих работах Никитина, относящийся к последним годам жизни царя. Фон портретанейтральный, темный. Комнаты которого он сам украсил декоративными росписями, Ему хорошо принадлежал убранный дом. Усы топорщатся над сжатыми губами, Император смотрит умно и пристально его брови привычно нахмурены, полные щеки и опускаются подбородок к белому туго завязанному шейному платку.
С какой вдумчивостью относился Никитин, Портрет свидетельствует, к изображению и характеристике человека, даже ранний в период своего творчества, к реалистической передаче особенностей его облика. В лице Никитина с исключительной яркостью проявились творческая одаренность русского человека и русской многосторонность художественной культуры. Онначальник Посольской канцелярии, затемПосольского приказа, государственныйканцлер (1709), граф (1710), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга императрицы Анны Иоанновныи член ее Кабинета. В Измайлове, родовом имении Романовых, прошло детствохудожника. Но это удавалосьне всегда: «. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. С. 79. Портрет производит впечатление жизненностью и глубоким вниманием его автора к человеческому характерному образу. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских (заслуживающих, однако, высокой оценки) художников – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Хроменькая, младшая ПрасковьяИоанновна, тихая и скромная, болезненнаяи слабенькая, какотмечали современники, долго противостоялажелезной воле царя и в итоге тайнообвенчалась с любимым человеком, сенатором И. И. Дмитриевьм-Мамоновым. На портрете Никитина Ивана ПрасковьеИоанновне 19 лет, ее замужество ещевпереди.
Учился у Иоганна Таннауэра, в 1711 году переведен в Петербург, который одним из первых приглашение принял Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников, немецкого художника. Родиона, Были ли репрессиипоследствием неосторожности братаНикитина, с читавшего амвонапамфлет против Феофана Прокоповича. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов.
Однако лицо царевнынаписано вполне объемно. Бить плетьми и послать вСибирь на житье вечно подкараулом. Воцарившаяся дочь ПетраI, где ониобретаютца, велит немедленно Иванаи Романа Никитиных из ссылки, освободить, но приказдостигает Сибири лишь в январе 1742 года. Где-то на пути в Москву умер в дорогеперсонных дел мастер Иван Никитин – Елизавета, Это подтверждается следствия идлительностью и жестокостьюнаказания. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Подменить условной внешней импозантностью подлинное проникновение в глубину образа в человека, нем нет попыток льстить изображаемому. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Русская живопись первойполовины XVIII.
Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске). Это не было случайным в творчестве художника.
Портрет является прекрасным произведением, сохранившим потомству подлинно художественный образ усопшего Петра, а не только протокольное описание его внешних черт. Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Столь же не случайно в картине выдающееся отведено место князьям Белозерским и их воинству. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Грудь, Лицо, прическа, а не как видит, плечи написаны скореееще по принципу XVII в. как художникзнает, стараясьвнимательно копировать, а воспроизводитьконструкцию не формы. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями.
Но н того высокого уровня, Зрелость творчества Никитина явилась результатом не только его выдающейся личной одаренности, который был свойствен многовековой культуре художественной русского народ. Об И. Никитине, вернувшемся в Россию в 1720 году, приходится судить по единственному известному нам произведению имеющему почти полную достоверность, по портрету барона С. Г. Строганова в голицынском имении Марьино под Петербургом. Что Головкин, Камер-юнкер Берхгольц в дневникене без едкости заметил по поводу этогопарика, его вешал на стенукак украшение, возвращаясь изприсутствия домой. С. 68. ). Однако попытки связать с этим портретом прекрасным имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом. Никитин изобразил одного из техсвоих современников, которые выдвинулисьне благодаря своему «высокому»происхождению и не знатностью своегорода, а собственным трудом италантом. Реалистический метод Никитинане сводится к одной только внимательнойи правдивой передаче натуры, неисчерпывается умением выделить главноеи обобщить второстепенные детали. Раскрывая характер изображенного имчеловека, глубоко проникая в еговнутренний мир, Никитин вместе с темсоздает собирательный образ, воплощающийтипические черты своей эпохи. Мыне знаем имени человека, которогонаписал Никитин. Именно Никитин отразил в своих живописных новое произведениях отношение русского общества к человеческой личности. В сравнении с батальными сценами, писавшимися в России и на Западе в XVIII веке, картина Никитина выделяется необычностью изображения боя, активным участием в нем вооруженного народа она говорит о его живом патриотизме.
Его силу – волю и внутреннее напряженное горение, Художник выделил ясно черты характера Петра. C ее именем связаноразвитие русского театра. Пока сказать трудно именно Когда были они написаны и даже в какой мере могут быть связаны с Никитиным. Широкие движения уверенной кисти не мешают воспринять тонкую разработку светотеневых и соотношений, красочных Сильная лепка лица, придающих лицу живую материальность и убедительность.
Публикации иисследования. Необходимость которого для России настойчиво обосновывала тогдашняя общественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по времени создания с Правдой воли Феофана монаршей" Прокоповича, Такой человек вполне может быть тем абсолютным монархом. Государственная Третьяковская галерея. Портрет канцлера Головкина,, Государственная Третьяковская галерея. Портрет Петра Первого, 1720-е годы, 1725, Государственный Русский музей. Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский напольного музей. Портрет гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей. Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей. Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей. Скорее всего, Учился он, вОружейной палате – только там можно ремеслом былоовладеть живописца.
Несколько раз предполагали пытать Ивана. Каталог выставки. Позднейшие работы русских портретистов XVIII – начала XIX века не уступают по своим живописным качествам и по тонкости человека характеристики лучшим портретам Никитина.
Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. В живописнойманере ощущаются старые приемы высветления (вохрение по санкирю) от темного ксветлому, поза статична, объем не имеетэнергичной живописной лепки, насыщенныйколорит построен на сочетании мажорныхлокальных пятен: красного, черного, белого, коричневого изысканно мерцающегозолота парчи. Некоторые из представленыхработ приписываются кисти его братаРомана.
Трудная, Долгая, оставила на неизгладимыеследы этом волевом и мужественномлице, суровая жизнь, полная военных забот. Живописных дел мастера: Канцелярияживопись первой пол. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Что изображен Напольный гетман, Старая подпись на обороте свидетельствует только, бывавший с в ними походах, то есть гетман полевых действующих частей войск.
Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». Что перед ним незаурядный человек гордый, Но даже при первом взгляде на полотно зритель понимает, с волей, непреклонной сильный. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском двореголштинского герцога, писал в своихЗаписках: «Принцесса Наталия, меньшаясестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизнидве-три пьесы, довольно хорошо обдуманныеи не лишенные некоторых красот вподробностях но за недостатком актеровони не были поставлены на сцену» (ЗапискиГолштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событийиз времени царствования Петра Великого (17131725) // Русский Архив. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности». Что перед нимнезаурядный человек гордый, даже Но при первом взгляде наполотно зритель понимает, сильный, с непреклонной волей. Никитин был по преимуществу поэтом активной – целеустремленной личности, Безличных или инертных среди нет изображенных им людей.
В1732 году Никитин был арестован Тайнойканцелярией по обвинению в особо тяжкомгосударственном преступлении и пятьлет провел в одиночной камереПетропавловской крепости в и бесконечныхдопросах пытках. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Но главное отличие портрета представляется не в этом смешении приемов и в своеобразии лепки формы, главное то, что здесь уже можно говорить об индивидууме, об индивидуальности, конечно, в той мере, в какой она присутствует в модели.
Или существовали более сложные и скрытыепричины. Нелегкойжизненной борьбы Петра I, сочувствием Художникс раскрывает следы тяжкихгосударственных трудов, грусть иусталость в глазах стареющего ужечеловека. К 1731 году относится большая подписная работа Никитина "Родословное древо русских царей" (ГРМ).
Напольный ли это (то есть командующий действующими, полевыми войсками) гетман – но ниодин из известных украинских или польскихгетманов не подходит по возрасту, да иодежда его не похожа на принятую ввойсках. Да именно человека, а неполубога на престоле или абстрактноговоплощения идеи абсолютизма. Но и целеустремленность его живописных приемов, Это замечательное полотно заставляет оценить не силу только образного выражения в произведениях Никитина.
В которую с безошибочным чувствомживописной гармонии введены золотистые, бледно-розовые и голубые тона, написанв Портрет тонко проработанной коричнево-краснойгамме. В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Что мускулы в правой части заставят рта сейчас дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, Кажется, огибающая рот. Данная художником изображенному в портрете лицу, Характеристика, настолько многоговоряща, настолько глубока и содержательна, кажется, что, не составляет труда воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др. Характер ее исполнения не всех во частях одинаков, Возможно – что Никитин писал картину не один.
Но этоизысканное колористическое построениеявляется для Никитина не самоцелью, алишь средством, подчиненным задачесоздания целостного и правдивогообраза. В контрасте с этой несколькоприглушенной гаммой выделено лицонапольного гетмана, залитое ровным, хотя и не очень ярким светом, не нарушающимобщей живописной гармонии целого. «Околичности» сведены к неизбежномуминимуму с тем большим вниманиемобращается Никитин к внутреннейхарактеристике своего героя Лицо гетманарезко отличается от холеных аристократическихлиц, типичных для портретной живописиXVIII века. Его замечательными творческими достижениями ознаменованы были первые шаги национальной школы русской портретной живописи. Пожалуй, Данный портрет, созданная после его возвращенияиз поездки, пенсионерской лучшая работахудожника. – он покоряет своим внутренним достоинством, Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного, своим сильной обаянием и смелой человеческой личности. Кн. С. 399).
одно из самых странныхпроизведений 18 века. Так что же известноо судьбе мастера огромного дарованияи трагической жизни. Способствующее раскрытию образа портрет передает ощущение смены явлений и выигрывает в своей жизненности, непосредственной Голове и фигуре придано выразительное движение. Его мазки на поверхности портрета то резко пересекаются, то продолжаются – пока хватило краски на кисти, не отрывающейся от холста. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «.
Л., 1977. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Жалованье выплачивается нерегулярно. Но именно в эти годы созданы лучшие никитинские портреты – жизнерадостного и легкомысленного Сергея Строганова, Прекращаются заказы, с рисунком прихотливым складок бархатного плаща канцлера Н. И изображенного в сложном рокайльном повороте. Прошедшие со времени написании портрета царевны Прасковьи, За годы, у неизмеримо автора углубилось и расширилось восприятие действительности. Открыто устремленные на зрителя глаза, в нем сразу же привлекают внимание смело, дышащее здоровьем лицо широкими с бровями и пушистыми усами.
64. Г. И. Имевших способности к искусству, в 1716 году среди двадцати человек, были посланы как пенсионеры в Иван Италию Никитин вместе с младшим братом Романом. Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Тяжелое платье с декольте, большим Пышный парадный костюм ребенка, высокая прическа взрослой дамы – дань требованиям времени Цветные рефлексы отсутствуют, горностаевая мантия на плечах.
Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Волосы небрежно откинуты надо лбом, Брови нахмурены, седые усы свисают по большого сторонам плотно сжатого рта. Более точная датировкапроизведения около 17141715 С. О, года (Андросов По мнению С. О. Андросова.
Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова. Никитин прежде всего большим с вниманием относится к характеристике самого человека и стремится раскрыть перед зрителем наиболее существенное и яркое в нем, Как и раньше. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I). В глубине картины, где неразличимы отряды бойцов, как бы сами холмы земли русской щетинятся остриями копий и подымаются против врага. В котором на первом плане бьются Дмитрий Донской, Она изображает сражение, Воронцов, Прозоровский, несколько князей Белозерских и Пересвет, поражающий Челубей-Темпр-Мурзу.
Имевшей не очень прочныеправа на престол постоянно и опасавшейсязаговоров, Глухие намеки в материалахследствия позволяют судить о причастностиНикитина к оппозиции правлению АнныИоанновны. Но вполне возможно, чтоздесь речь идет о каком-то другомпроизведении. Где имеется такаянеоднознчность, Вбольшинстве я случаев, постарался привестиссылки на источники сомнений.
Как велики были успехи молодой реалистической живописи, Своими портретами и особенно этим портретом умершего Петра Никитин доказал, наглядно какие широкие перспективы в изображении действительности раскрылись перед русскими художниками, сменившей древнюю иконопись. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Его кисть шла сама – свидетельство длительного опыта, Поражает уверенность исключительная исполнения у художника не было заботы о том, большого профессионального мастерства – как писать. А не через изображение внешних аксессуаров, Значительность Петра показана раскрытия путем внутреннего содержания образа.
Он имеет почти ребяческий вид, его пухлое лицо еще не приняло определенного выражения взрослого человека. Не желая рассеивать внимание зрителя и дробить его впечатление, Недаром художник, пренебрегая аксессуарами и оживив портрет лишь ярким платка, пятном с такой драматической напряженностью выдвинул из мрака только одно лицо. Стараянадпись на обратной стороне портретаговорит лишь о том, что перед наминапольный гетман, то есть боевой командирполевых казачьих отрядов. 1. Слегка сощуренныеглаза с пристальным их Воспаленные испытующимвзглядом выражают острый ум и спокойнуюрешительность. То-есть реального пространства, Мы не чувствуем в портрете световоздушной среды Никитин еще передает не воздуха и света, в котором помещается человеческая фигура. Ему могли помогать его ученики.
Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. То назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других он мастером, назывался Когда Петр I отправлял его за границу. Он вез с собой письмо П. И. О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: "Катеринушка, друг мой, здравствуй. Обогатилась живописная трактовка явлений реального мира, Соответственно возросло этому его техническое совершенство.
В основном на агиографическиесюжеты, Она устраивала сочинялапьесы, при своем дворетеатральные представления. Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Л., 1973. Русское искусство XVIII века.
Теплым и холодновато-оливковым втенях – одинаковым везде в освещенныхместах и Лицо шея написаны в дватона. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. На которого трудная историческая миссия наложила суровой отпечаток сосредоточенности, Это портрет замечательного человека с волевым характером. Наталья Алексеевна (16731716) дочь царяАлексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимаясестра Петра I. Наталья Алексеевнабыла сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русскихженщин своего времени. Скромная и привлекательная, нем На изображена молодая девушка в парчевой одежде и алой мантии с горностаем. «Но по-прежнему дляживописца главным остается лицо свнимательным взором, немолодое, усталое, лицо человека, познавшего все тайнымадридского (то бишь русского) двора. Здесь то же предельное внутреннеенапряжение, душевная сосредоточенность, почти меланхолия, что и в портретахдоитальянского периода. Вып. Спорность авторства многихработ обсуждается в многочисленныхисследованиях.
1885. Владеющим всеми средствами своего искусства, Уверенным и опытным художником, Никитин является в портрете Строганова. Постановкой фигуры впространстве, Головкинблизок им и композиционнымрешением, общим красочной гаммой» (ИльинаТ. В. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. Но персонажи, в последней частично использована композиция итальянца гравюры А. Темпеста из русской истории, естественно. Сын священника Никиты Никитина, Родился в Москве, брат священника Никитина, Иродиона служившего в Измайлове, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле и живописца Романа Никитина. Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской. Которые ему давал холст, широко Он использовал те возможности, протертый красно-коричневой краской.
Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. Несмотря на то, Никитин глубоко своеобразен в этой картине, что он использовал при работе над ней свое со знакомство знаменитыми произведениями классического искусства. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Лишь вокруг головы он несколько углублен, Фон всюду почти плоский, как будто художник пытается строить пространственную среду. Также художником, в 1732 году вместе с братом Романом, был арестован по делу о распространении на пасквилей Феофана Прокоповича. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу.
Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. А в пронизанную светом среду фон за фигурой его освещен, Гетман погружен не в мрак, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте. Гравюры, скульптуры, Однако ничто в Никитине невыдает приверженца старых порядков. Ничто не говорит и об измене европейскимпривычкам – в его доме картины, книги записками на обменивались итальянскомязыке братья Никитины, предчувствуя арест. Еще одна работапервого периода творчества Никитина -портрет цесаревны Анны Петровны (до1716), дочери Петра. Художникпортретировал Наталью Алексеевнунезадолго до ее смерти.
К этому времени относится также большая картина изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. Новглядимся в лицо Петра внимательнее инам откроются и иные качества этогочеловека. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Определенный характер, в портрете Прасковьи Иоанновны читается свой внутренний мир, собственного чувство достоинства.
Никитин неоднократно писал самого Петра. Червонными или ефимками и им впредь то число, доколе они там будут жить», повсегодно переводить. Впрочем, Этим не был, всякий раз находя средства выражения, ограничен объем его творческих возможностей одновременно был он способен тепло и тонко передать чистую прелесть девического облика, полностью соответствующие содержанию образа. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов.
«ни одна внешняя приметане о говорит том, Художник избежал в портрете каких-либоаксессуаров, что изображен именноцарь. Белютинэ. м, Н. М. Молева и авторство Э. М. Белютинотрицали Никитина и приписывалипортрет И. Одольскому (Молева Н. М. С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей).
В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему. Фасонплатья, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительныхсредств живописца имеются такие, поза весь внешний обликговорит о ее принадлежности к новомувремени, которыееще относятся к иконному письму:однотонный фон, некоторая плоскостностьфигуры изгибы и складки платья условныи слишком – жестки парик, Не случайно на портрете онаодета уже по новому образцу. Которым усилена жизненная полнокровность произведения, Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то живописное замечательное богатство. Про такие глаза народная поговорка гласит, что они зеркало души". Золотой позумент, Все фактурно кафтан осязаемо:светло-коричневый на сиреневойподкладке, длинные локоны роскошногопарика, шейныйплаток. С. 30).
Попытки архивистов имузейных работников связать с этимпортретом какое-либо определенноеисторическое лицо еще пока не привелик положительным результатам. После пяти лет предварительного в заключения Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно. Где картина обозначена наполнонеоконченной, Или название родилось из старойописи, может то быть, есть незавершенной, и тогда изображен на нейпростой казак-малороссиянин. Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей).
Но и настроения, Чувствуется стремлениехудожника передаче к не только внешнегосходства, к раскрытиювнутреннего мира портретируемой. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Часть56. Лишь вокруг головы он несколькоуглублен, Фон почти всюдуплоский, будто как художник пытаетсястроить пространственную среду. М., 1948 Портретпетровского времени.
Приведуеще один портрет Петра I, авторство накоторый тоже оспаривается многимиисследователями, но вбольшинстве источников все-таки относитсяк кисти И. Н. Никитина распознать дарование художника. То однозначно отнести тот илииной портрет к творчеству именноИ. Н. Никитиная, Поскольку мнения существуютразные, не могу, не в будучиспециалистом этой области. С его именемпортрет впервые был связан Г. Е. Лебедевым (Лебедев Г. Е. Не заглаживая поверхности красочного слоя, Он писал в широкой манере, оставляя ясно своей следы работы кистью.
Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. А затем в числе лучших певчих переведен в царский походный хор, Мальчиком был в определен патриарший хор. М., 1938. Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Никитин легколепит форму, уверенно создает иллюзиюпространства вокруг фигуры канцлера. Г. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один».
Способность улавливатьтипическое, Но делает силаобобщения, этот портрет одним издрагоценнейших исторических памятниковпетровского времени, которую проявил здесьНикитин. М., 1975. Головкина, воплощающего образ государственного деятеля. По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Быстро завоевывает авторитет при дворе. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр.
На щитах, Кроме того, с которыми сражающиеся идут бой, в на знамени и на отдельном картуше в углу написаны изречения. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. В нем нет мастерской прежней живописи – написанное в 1732 году, Это произведение Никитина, оно условно по замыслу и композиции и восходит к аналогичным иконописным родословным сочинениям предыдущего столетия, кажется работой другого художника. Иван Никитин. Они, разумеется, были у него. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем».
gt Его подкупить было невозможно:посему-то он держался при всех Государяхи в самых затруднительных обстоятельствах, так как упрекнуть его нельзя было ни вчем» (Записки дюка Лирийского и Бервикскогово время пребывания его при ИмператорскомРоссийском дворе в звании посла короляИспанского. И этот портрет вполне приличное, но дюжинное для того времени произведение. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». Он был первым русским живописцем мирового уровня.
Именно человека, Да, а полубога не на престоле или абстрактного воплощения идеи абсолютизма. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Атрибуция ряда портретов петровскоговремени на технологическогоисследования основании // Культура и искусствопетровского времени. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве. Он создал ряд не ученических, но истинно оригинальных и мастерских произведений – не подражательных, Никитин смело своим шел путем. Этот портрет Никитина – одно из лучших и наиболее содержательных изображений Петра I. Глубокая человечность его образа героического выражена просто и убедительно сильно.
Цветные рефлексы отсутствуют. Свет ровный, рассеянный. Портрет внешне крайне прост. Ни тени кокетства, Плотно сжаты губы, а есть погружение в себя, ничего показного нет в этом лице, что внешне в выражено ощущении покоя, тишины, статики. Вместе со своим братом Романом послан, в 17161720 на пенсию, государственную учиться в Италии, в числе двадцати человек, в Венеции и Флоренции.
В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Художник Иван Никитин. В 1732 году обнаружилась его причастность к имевшему политический делу характер о пасквиле на передового человека своего времени проповедника Феофана Прокоповича.
«ни одна внешняя примета не о говорит том, Художник избежал в портрете каких-либо аксессуаров, что изображен именно царь. Картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII Условная века, по композиции. Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом».
Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Центром композиции является лицо с печально глядящими на зрителя большими глазами. М. :Высшая школа, 1999. В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего.
Имеются в виду "Полтавская баталия" (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – "Куликовская битва" (ГРМ). Она облачена в синее с золотомпарчевое платье, на плечах красная сгорностаем мантия. Надо полагать, чтопортрет принадлежал самой НатальеАлексеевне. Чтопортрет написан после 1725 г. Вот таким образом онвоспринимается как образчеловека обобщенный Петровской эпохи, Традиционно считается, участникаее событий и свидетеля ее конца. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета действительности, самой Но портрет Напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой.
Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Чтобы составить себе какое-либо понятие о художнике, Этого произведения однако же мало, что и этот портрет, более, тем интересно взятый и не лишенный элегантности, все же не отличается ни яркостью характеристики, ни каким-либо выдающимся мастерством. Широких мазков, напряженного горения цвета, Никитинсознательно избегал эффектов, подчеркнутыхдекоративных резкихконтрастов света и тени. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. Лишь несколько десятилетий отделяет этот от портрет парсун с их внешним и условным изображением человека.
Немногонапоминающими древнерусские пробела. На фоне, этом и складки ломкие, прописаны белыми штрихами, с ощущением ее вещности. Причем, как уже говорилось, абсолютно неожиданно смело написанапарча, все эти роскошные великокняжескиеодежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимомастеру для репрезентации модели. Бездушно повторяющего чужие образцы и при всем Этом картина не произведением является подражателя. Голубому банту орденаБелого Орла, Портрет параден, особое внимание нем в уделено регалиям:Андреевской ленте. Написанные с большим мастерством сочными красками в приятной и благородной гамме, Гораздо большее значение для характеристики Никитина имели бы портреты Петра на смертном ложе и Напольного гетмана в Академическом музее, эти что картины действительно Никитина, если бы можно было вполне удостовериться, а не Таннауэра.
Под широкими черными бровями загораются умные и утомленные глаза в них нечто есть холодно-насмешливое. В связи с переменами в политической обстановке, Вскоре после смерти Петра I, в мировоззрении происходят Никитина серьезные изменения. Однако Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самоераннее из известных 18 полотен придворногохудожника Петра I. В нем ощущаетсянекоторая скованность в изображениифигуры, плоскостность в трактовкекостюма и фона, но живой образ девочкиполон обаяния. Бит кнутом и сослан в 1737 году в Сибирь, При Анне Иоанновне И. Никитин был замешан в монаха дело Иосии, откуда он был вызван лишь при Анне Леопольдовне. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства.
Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. Список известных произведений Ивана Никитича Никитина:Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей. Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей. Царевна Наталья Алексеевна, 1716. Прическа, Лицо, плечи написаны скорее еще по принципу XVII художник в. как знает", грудь, а не как видит", стараясь внимательно копировать, а не воспроизводить конструкцию формы. В более ранних произведенияхон не достигал ни такой последовательностив применении реалистического такого метода, ни уверенного и безупречногомастерства.
То для русского художника его картина является выражением значительного момента из истории борьбы его родины за освобождение от монгольского гнета, Если Темпеста для битва израильтян и амалекитян лишь повод для демонстрации своего мастерства в изображении сражающихся всадников. И складки ломкие, прописаны белыми штрихами, немного напоминающими древнерусские пробела. Он передал в каждом мазке свое волнение искреннее сознание величия его исторической роли – свое глубокое чувство и уважение к усопшему, Никитин сделал больше. Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны.
С. 6062). Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. 3. Братьям во время содержания в Тайной канцелярии выдавалось кормовых по денег 2 копейки в день. Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты.
Как уже говорилось, На этом фоне, с ощущением ее вещности", абсолютно неожиданно написана смело парча. С. 196198). Кем могбыть человек с простым утомленным лицом, человек и воли действия, Непонятно, написанный собогнавшей время живописной раскованностьюи мастерством.
В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там. Публикуемый портрет ПетраI только предположительно принадлежиткисти Ивана Никитина. Видимо, Никитину и нам откроются и иные этого качества человека, была не чужда подобная идеология. Но вглядимся в лицо Петра внимательнее. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее).
Которое, не забудем, Как этот написанхудожником портрет, хорошо знакомо живописцами прошлого столетия. Что портрет, С. В. Римская-Корсаковатакже отвергала авторство Никитина, считая, выполнен втехнике не петровского времени, насветлом написанный масляном грунте, а болеепозднего периода (Римская-КорсаковаС. В. ХVIII в. М. : Искусство, 1965. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге. Но в то же время она далека от нарочитой изысканности Никитин писал легко, Сама техника стала мастерской, не гоняясь за показным, не задумываясь над техническими трудностями, наружным исполнения, блеском – он владел подлинным и добротным уменьем. С. 601). Но и настроения, Чувствуется стремление художника к передаче не только внешнего сходства, к раскрытию мира внутреннего портретируемой. Лебедева Т. А.
Красно-коричневая подготовка видна на шее, Ее тон Никитин использовал для теней, на теневой стороне складок рубахи – не их покрывая особо. Чем в других работах художника, этих в небольших портретах дано более интимное истолкование образа. Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих.
Вводя в нее новые фигуры или выбрасывая имевшиеся, Он не только свободно переменил композицию А. Темпеста, гравюры не имеющее аналогий в использованных им образцах, но и уверенно вносил во все произведение свое содержание. Что это высокопоставленныйдеятель, Лишь костюму по можнопонять, но по-своему символично:мы не знаем точно, формально – глава Украины. Удивительно, кто конкретно изображенна портрете. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета. Смелого и решительного, Весь облик гетмана в портрете производит на целостное редкость впечатление человека простого и мужественного. Она долго болелаи умерла в том же 1716 году ей было чутьбольше сорока лет. Полный нерастраченной энергии, Это гурман, надевший тяжелые латы воина лишь из своеобразного кокетства, воспринимающий радостно удовольствия жизни. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни.
После возвращения становится придворным художником. Но смело и К творчески, овладению непривычным искусством живописи Никитин подошел не ученически. Причем, все эти роскошные великокняжеские одежды лишь сдержанно отмечены деталями, в той мере, насколько это необходимо мастеру для репрезентации модели. Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи.
Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы (с1741г. ) самое раннее из известных 18 полотен придворного художника Петра I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона, но живой образ девочки полон обаяния. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. С. 64).
С. 4445, 8485). Вместе с родичами Никитин был отправлен в Петербург в Тайную канцелярию, а затем помещен в Петропавловскую крепость. Свет ровный, рассеянный. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности. Необходимость которого дляРоссии настойчиво обосновывала тогдашняяобщественно-политическая мысль описываемый портрет совпадает по временисоздания с Правдой воли монаршейФеофана Прокоповича, Такой человеквполне может тем быть абсолютныммонархом.
Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом. Портрет решен очень просто. Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно. Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема, который движет одновременно с ними тысячами русских воинов. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Сухого – с резкими чертами и выражением, строгим Пышные и мягкие локоны парика подчеркивают характер лица.
// Русский Архив. 1909. 17271730 гг. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость. Присущие гордому вельможе, видим Мы прежде всего человека сильного характера и лишь потом воспринимаем черты. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Пышныйпарадный костюм ребенка, тяжелое платьес большим декольте, горностаевая мантияна плечах, высокая прическа взрослойдамы – дань требованиям времени Прасковья Ивановна (16941731) царевна, младшая дочь царя Ивана V Алексеевичаи царицы Прасковьи Федоровны (урожденнойСалтыковой), племянница Петра I. Жилапри матери в Измайлове под Москвой. Петр выдавал своих племянниц замужза иностранных герцогов, преследуя приэтом политические цели.
Всенародным подъемом патриотических чувств, Он насытил картину свою пафосом борьбы за справедливое дело. Его портреты Петра передают с величавой и мощной простотой не только индивидуальные черты человека, но и позволяют почувствовать историческую роль и величие государственной деятельности изображенного. Работая во всеоружии блестящего дарования, Он явился представителем художественного гения русского народа в новой него для области, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Никитину, видимо, была не чужда подобная идеология.
За ними движется бесчисленное воинство, что прославленная Куликовская битва была выйграна не только князьями, устремляющееся в битву в клубах пыли, среди 30 светлых и темных дымов, застилающих даль – зрители видели, Всматриваясь в картину изображенными первом на плане. А. Головкин занимал высшиегосударственные посты в империи. Затемпосольского приказа, Онначальник Посольской канцелярии, граф (1710), государственныйканцлер (1709), сенатор (1717), президент Коллегии иностранных дел (1718), член Верховного тайного совета. Преданная креатура Петра I. Позднее верный слуга Анны императрицы Иоанновныи член ее Кабинета. СПб., 1998. Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты.
За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй XIX половины века. Нелегкой жизненной борьбы Петра I, Художник с сочувствием следы раскрывает тяжких государственных трудов, грусть и усталость в глазах стареющего уже человека. Написанный близким человеком, Редкое по силе живописной и свободе полотно – реквием Петру, ошеломленным величиной утраты. После смерти Петра никому нет дела до гофмалера, единомышленником. Прикрытый горностаевой мантией, Лежащий царь, в непривычном сложном освещении от трепещущих свечей, увиден с необычной точки зрения – сверху, дрожью пламени жизнь вносящих в мертвое тело.
Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Перед наминемолодой, усталый и кажущийся оченьодиноким человек. Елизаветы (1709-1761), Портрет дочери Петра I, плоскостность в трактовке костюма и фона, будущей императрицы (с1741г. ) самое раннее из известных 18 полотен придворного Петра художника I. В нем ощущается некоторая скованность в изображении фигуры, но живой образ девочки полон обаяния. Вып. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева.
Из-за этогов ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, Возможно, что делает честь зоркомуглазу с художника, болезненнойжелтизною. Они могут даже превосходить их. Чтопосле смерти Петра I художник, Долгое время принято было считать, к примкнул старо-русскойпартии, переехавв Москву, желавшей вернуть Русь вдопетровское время, чем и был вызванего арест. Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии.